КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Раисы Шепелевич и Аллы Латыш)
Прозвенел звонок... Обычный шум, такой, как и на всех переменах. «Ребята, пойдемте поиграем», — предложили мы. Все с радостью согласились. Вышли в коридор. Там объяснили правила игры. Образовали круг. Мы дали первое предложение, а затем каждый по очереди придумывал свое предложение так, чтобы получался небольшой связный рассказ.
Прочитать весь рассказ-эстафету нам помешал звонок. А на следующей перемене ребята нас уже ждали. В этот-то день и мелькнула мысль: а что если продолжить эту игру по звездочкам? Посоветовались с руководителем практики и решили попробовать организовать конкурс на лучший рассказ-эстафету, и не простой рассказ, а в картинках!
— Ребята! — обратились мы к первоклассникам.— Сейчас вы узнаете об одном интересном деле. Оно, это дело, не обязательное, но если вам понравится, то мы можем его вместе сделать. У вас несколько звездочек, каждая придумает свой рассказ и нарисует к этому рассказу столько картинок, сколько октябрят в звездочке. Начало рассказа придумает командир, а продолжение — каждый из октябрят. Рассказы могут быть на любые темы. Лучшие рассказы поместим в альбом и пошлем ребятам на Север, в тундру... А теперь подумайте минуту-две и решите: хотите вы устроить такое дело или нет?
Проходит минута... Мы стоим у учительского стола и смотрим на ребят, стараясь угадать: какой последует результат? И вдруг общий возглас: «Хотим!» Наметили срок проведения итогового конкурса рассказов. После этого можно и разойтись, как обычно. Но ребята окружили нас и стали задавать множество вопросов:
— Далеко тундра?
— Есть там весна?
— Бывает там тепло?
— Какие там ребята, тоже первоклассники?
— А как лучше сделать рисунки, чтобы они понравились?
Это хорошо. Значит, ребятам интересно делать радостные, приятные сюрпризы. Значит, они любознательны, интересуются жизнью детей, которые живут очень далеко.
О задуманном нами деле узнали и пионеры — вожатые звездочек. Они стали помогать октябрятам готовить рисунки-рассказы, обсуждать темы, сюжеты, советовали, как лучше изобразить задуманное.
Подошел день, когда рисунки увидели все октябрята, их старшие товарищи. Под каждой серией рисунков написан номер звездочки-автора. Выходит 1-я звездочка, ее командир берет «эстафетную палочку» и первым начинает рассказ, затем по очереди продолжают повествование остальные октябрята этой звездочки. После этого командир повторяет весь рассказ целиком и, садясь на место, передает «эстафетную палочку» другому командиру. Класс слушает внимательно — потом октябрята сами будут оценивать работу товарищей и уценки должны быть справедливыми.
Все звездочки побывали у доски, «эстафетная палочка» кладется на стол. Даем две минуты для того, чтобы посмотреть еще раз рисунки звездочек и оценить выступления. И вот наконец высказываются первые мнения:
— Мне понравились рисунки 1-й звездочки, а не понравилось, как октябрята подходили к доске, как они рассказывали, — не было видно, чтобы «болели» друг за друга.
— Мне понравилась 3-я звездочка: очень хорошие рисунки, хороший рассказ. Дружная звездочка.
И об остальных рассказах говорили ребята, что в них было хорошо, а что плохо.
На следующий день оформили альбом, написали письмо и отправили посылку ребятам Крайнего Севера. Волновались, какой будет ответ, чуть не ежедневно спрашивая у учительницы: «А может, им не понравился наш альбом?» Что же, их волнения понятны. Мы, взрослые, тоже ждем ответа и волнуемся вместе с ребятишками.
ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПОЭЗИИ
Познавательное дело-обозрение. Цель турнира — пробудить, удовлетворить и развить интерес к поэзии разных эпох, жанров, стилей; расширить литературный и жизненный кругозор на основе обмена знаниями и увлечениями; содействовать формированию эстетического вкуса, воспитанию нравственных чувств, развитию творческих способностей.
Участниками турнира знатоков поэзии могут быть ребята одного или нескольких классов вместе с их старшими друзьями, а также сводные команды (допустимо, когда для каждого тура коллектив выдвигает отдельную команду знатоков).
Примерные виды (туры) состязаний.
1. Конкурс поэтических чувств.
Все участники получают задание найти стихи, в которых наиболее ярко выражены чувства любви, печали, радости, сочувствия и т. п. После подготовки команды на турнире поочередно читают стихи, отражающие эти чувства. Коллектив-организатор тура (или жюри) решает, кому удалось найти самые выразительные произведения.
2. Конкурс юмора и сатиры в поэзии.
Задание по этому конкурсу также дается предварительно на общем сборе-старте. Коллектив, организующий этот тур состязаний, решает и объявляет остальным коллективам, какие стихотворения для конкурса они должны отыскать. Например, стихи, выражающие добрую шутку, тонкую иронию, сарказм (дальше работа идет так же, как в первом конкурсе).
3. Конкурс поэтических жанров.
По этому конкурсу нет предварительного задания. Коллектив, который будет вести данный тур состязаний, готовясь к турниру, подыскивает стихи разных жанров, например элегию, сонет, балладу, эпиграмму. Во время турнира эти произведения читают по очереди представители данного коллектива (командиры), остальные участники определяют жанр, пишут на листочках ответы (в том порядке, в каком читались стихи) и сдают их организаторам с указанием названия своей команды (личного псевдонима). В конце турнира организаторы конкурса объявляют результаты: в каком коллективе наибольшее число правильных ответов, под каким псевдонимом даны самые удачные ответы. Авторы этих ответов «расшифровывают» себя и получают призы.
4. Конкурс поэтов-масок.
Коллектив, готовящий этот тур состязаний, выбирает несколько стихотворений (лучше — известных поэтов) и на турнире читает их, а затем предлагает определить авторов (дальнейший ход этого конкурса подобен описанному выше).
5. Конкурс стихотворного творчества (буриме).
Коллектив, организующий это состязание, придумывает заранее несколько пар рифм-заготовок для стихотворений разных стилей (патетического, лирического, сатирического и т. д.).
На самом турнире, дождавшись своего тура (лучше проводить этот конкурс последним), команда объявляет задание: сочинить экспромтом стихотворения требуемого стиля по предлагаемым рифмам. На выполнение дается 10–15 минут. Затем по кругу представляются плоды коллективного творчества — сначала одна серия, например патетическая, потом остальные.
Советы организаторам.
Следует позаботиться о том, чтобы во время турнира у каждого коллектива было достаточное количество бумаги и все участники пришли с авторучками.
Общее время состязаний не должно превышать полутора часов. Не менее получаса нужно отвести на заключительную часть турнира (подведение итогов), чтобы каждый коллектив имел достаточно времени для содержательной оценки наиболее удачных ответов, сравнения разных решений одних и тех же поэтических задач.