КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Аллы Ганабиной, Ольги Дейниченко, Валерии Кравченко, Николая Синицына, Антонины Смирновой)
Все участники нашей игры разделились на 4 группы. Мы предложили каждой команде придумать названия интересующих их тем. Назывались такие: «Совхоз через 20 лет», «Транспорт через 100 лет», «Наша школа через 50 лет», «Лунный ландшафт через 100 лет», «Покорители подводного мира», «Марс через 100 лет». И все для защиты (учитывая время, выделенное на подготовку, — 40 минут) выбрали одну тему — «Транспорт через 100 лет».
Ребята вооружились карандашами, бумагой и приступили к работе. Обязанности распределяли на ходу.
— Пока мы будем дальше придумывать, ты скорее рисуй автобус, ты вертолет...
— Не забудь воздушные подушки нарисовать!
— А вот я читал, ребята...
— Рассказывать будет Саша, у него лучше выйдет...
Путем жеребьевки был установлен порядок защиты проектов. Ведущий собрал все проекты (чтобы внимательно слушали и обсуждали проекты товарищей, а не доделывали свои). И вот 1-я команда защищает свои проекты пассажирского транспорта, транспорта по перевозке грузов, транспорта для межпланетных сообщений.
Текст сопровождался показом эскизов. На одном из рисунков — бесшумный автобус на воздушной подушке, управление автобуса автоматическое, маршрут заранее запрограммирован. Всех заинтересовала посадка в этот автобус, так как авторы решили этот вопрос необычно: в нижней части автобуса находится люк, через который с помощью магнита втягиваются пассажиры (посадка осуществляется с высоты 4–10 метров).
Основным видом транспорта по перевозке грузов выбрали вертолет. Он, конечно, отличается от современных: может перевозить более тяжелые грузы, управление полностью автоматическое, захват груза осуществляется специальными клешнями.
Стояла полная тишина, когда защищался проект осуществления межпланетных связей. Авторы объясняли: «Корабль отправляется с одной планеты на другую, но расстояние так велико, что не хватит топлива и пассажиры устанут. Поэтому мы предлагаем сделать космический аэродром, где корабль будет заправляться горючим, а люди отдыхать, чтобы отправиться дальше — к другой планете».
Предварительно были установлены следующие правила: представители команды защищают все ее проекты, затем им задают вопросы, на которые они отвечают. Если они не могут ответить сразу, команда дает ответ после короткого совещания. Затем защищает следующий проект. Мы даже не ожидали, что будет такая масса интереснейших вопросов. Вот лишь некоторые:
— Ваши пассажиры будут в спецодежде, раз их притягивает магнит?
— Почему вы не решили, как будут люди выходить из автобуса?
— Почему посадка с воздуха?
— Из какого материала сделан вертолет?
— На каком топливе работает межпланетный корабль?
— Что собой представляет посадочная площадка в космическом пространстве?
Вторыми защищали свои фантастические проекты четвероклассники. Они предложили 3 проекта:
1) велосипед для детей дошкольного возраста «Модель-101»;
2) специальную машину для председателя колхоза;
3) кресло-машину «Староход-1» для пенсионеров.
Все эти модели с реактивными двигателями. Сделаны они из алюминия, пластиков и стекла. Защищала проекты Винтик Шпунтикова. Особенно понравился «Староход-1». И вопросы в основном задавали по этой модели:
— Как она будет подниматься по лестнице?
— Как передвигаться по дороге?
— Из какого материала сделаны отдельные части?
Много шуток и смеха вызвала модель велосипеда для детей дошкольного возраста, предназначенная для длительных прогулок.
Третьими защищали свои проекты вездехода в тундре и семейного лимузина «Папа, мама, бабушка и я» пятиклассники. Вездеход в тундре напоминает двухэтажный автобус на колесах, сменяющихся воздушными лыжами. Автобус оснащен пропеллером, который может поднимать его в воздух. Освещение – дневное. В конструкции семейного лимузина сочетаются принципы работы вертолета, автомобиля, самолета.
Шестиклассники защищали проект «Марс через 100 лет». У них очень красочно был изображен Марс будущего. Планета покрыта куполом, и там воздух, как на Земле. Ребятам понравился этот проект, и было много вопросов:
— Как же получен воздух?
— Чем занимаются люди на Марсе?
— Откуда прилетели люди на Марс?
Интересно, что после защиты всех проектов один мальчик из 5-го класса попросил разрешить ему защитить свой индивидуальный проект (он пришел позже и не был ни в одной команде). Повесил свой эскиз и стал рассказывать, на какой ракете и как можно добраться на Марс, на каком топливе работает ракета, как она приземляется. Все присутствующие единодушно приняли его проект.
В конце сбора мы дали 4 минуты на обсуждение: какие проекты больше всего понравились и почему? Спросили, понравилась ли вообще наша встреча, хотя мы и не сомневались в восторженном: «Да, очень!» Участники встречи решили провести защиту фантастических проектов у себя в классах.
ПРЕСС-БОЙ
Познавательное дело-обозрение, хорошее средство расширения политического кругозора, обмена общественными знаниями, воспитания интереса к международной и внутриполитической жизни, к материалам прессы.
Проводить пресс-бой можно между бригадами (командами) и между старшими классами (группами) и т. п. Это своеобразная разновидность турнира-викторины.
Возможные варианты пресс-боя.
1. Свободный пресс-бой («атака веером»).
Коллектив делится на 3–4 команды, которые придумывают себе названия. Ведут пресс-бой 2–3 человека, один из них записывает очки, присуждаемые командам (за правильный ответ — 2 очка, за частично правильный — 1 очко). Ведущий предлагает командам придумать по 3 вопроса — по одному для каждой из остальных команд (на это дается 10–15 минут). Затем он дает старт: «Первая атакует, остальные команды обороняются». Командир (или представитель) первой команды задает поочередно вопросы каждой обороняющейся команде. Обороняющаяся команда должна ответить, затратив на обдумывание не более минуты (или двух — по предварительной договоренности). Если команда, которой задан вопрос, не сумела на него ответить или дала частично правильный ответ, любая из двух других команд может попросить слова и дать свой ответ. За такой ответ тоже присуждаются очки. Если же никто не может ответить на вопрос атакующей команды, она сама должна это сделать (допускается совещание участников боя. Отвечает желающий или уполномоченный команды).
Далее по вызову ведущего атаковать начинает следующая команда, а остальные занимают оборону. Всего, таким образом, будет задано 12 вопросов. Судейская коллегия имеет право отводить те вопросы, которые носят случайный или слишком сложный характер. В этом случае команда должна задать другой вопрос. В конце пресс-боя судейская коллегия объявляет результаты. В свободном пресс-бое могут быть заданы любые вопросы по международной жизни и внутреннему положению СССР.
2. Пресс-бой по континентам («оборона веером»).
В этом случае создают несколько команд. Каждая (по желанию или по жребию) становится представителем какого-либо континента. Например, команда А — Азии, Б — Африки, В — Европы, Г — Америки. За несколько дней (а может быть, в течение 2 недель) участники знакомятся с материалами о жизни своего континента по газетам и журналам («Новое время», «За рубежом», «Международная жизнь», «Вокруг света» и др.) и готовят втайне по одному вопросу для других команд по их континентам. Например: «Европа» готовит вопрос по Азии для «Азии», вопрос по Африке для «Африки», вопрос по Америке — для «Америки». На самом пресс-бое оборону занимает по очереди каждая команда, отвечая на вопросы по своему континенту. В остальном эта форма пресс-боя напоминает свободный пресс-бой.
3. Пресс-бой типа КВН.
Участники разбиваются на 2 команды (поэтому данная форма особенно удобна для пресс-боя между группами, классами). Заранее создается судейская коллегия, которая сама разрабатывает вопросы, во время пресс-боя предлагает их поочередно командам и дает оценку ответам. При этом судьи могут задавать разные вопросы каждой команде (но объединенные одной темой) или один и тот же вопрос — обеим командам. За более полный и глубокий ответ дается большее число очков.
4. Свободный пресс-бой двух команд («дуэль»).
В отличие от пресс-боя типа КВН здесь вопросы придумываются заранее самими командами и передаются для утверждения в судейскую коллегию. Этой коллегией предварительно определяется, сколько вопросов должна придумать каждая команда и на какие темы.
По сигналу судьи-ведущего представитель атакующей команды задает вопрос обороняющейся. По желанию атакующей команды этот вопрос может быть задан точному адресату (персонально) или всей команде. Но за правильный ответ в первом случае присуждается уже не 2, а 4 очка, за частично правильный — тоже в два раза больше: не 1, а 2 очка.
На обдумывание вопроса даются 2–3 минуты (по предварительной договоренности). Если вопрос задан персонально, то думает и отвечает тот, кому был задан вопрос, без посторонней помощи. Если вопрос задан всей команде, то допускается обсуждение, и командир (или уполномоченный) дает ответ.
Судьи учитывают сложность вопроса и неординарность ответа.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Познавательное творческое дело-обозрение, организуемое в форме ролевой игры-беседы членов определенной делегации с представителями прессы: корреспондентами различных газет и журналов, радио и телевидения, кино- и фоторепортерами. Участвовать в этой игре могут ребята разного возраста вместе со взрослыми.
Воспитательное значение пресс-конференции — обмен знаниями, развитие любознательности, творческой фантазии, находчивости, чувства юмора, помощь в выработке правильного отношения к историческим и текущим событиям, к различным сторонам общественной жизни в прошлом, настоящем и будущем.
Варианты пресс-конференции.
1. Встреча с людьми разных профессий, представителями будущего или прошлого (на машине времени), одной из планет, какой-либо зарубежной страны (посетившими, например, Советский Союз), одной из республик нашей страны и т. д.
В состав делегации могут входить ученый, инженер, врач, педагог, архитектор, космонавт, спортсмен, геолог, юрист, музыкант, актер, моряк, летчик и др.
2. Встреча с делегацией дипломатов различных стран.
3. Встреча с путешественниками, побывавшими в разных местах земного шара.
4. Встреча с героями литературных произведений или пьес, кинофильмов и т. д.
5. Встреча с историческими деятелями или мифологическими персонажами.
6. Встреча с деятелями искусства: писателями, художниками, артистами и др.
7. Встреча с людьми одной профессии из нашей страны или из разных стран.
Участники игры коллективно решают, какой вариант использовать, выделяют желающих в состав делегации, выбирают совет дела (3–4 человека). Все, кто не вошел в состав делегации, становятся представителями прессы.
Один из членов совета дела руководит делегацией, другой отвечает за подготовку журналистов, третий выполняет роль ведущего пресс-конференции (лучше, если ведущих двое: кто-либо из ребят и один из взрослых).
Делегация и бригада журналистов готовятся к пресс-конференции (каждая в отдельности). Координирует их подготовку совет дела. Делегаты придумывают себе роли, биографии, тренируются в ответах на возможные вопросы; если подготовка длится несколько дней, знакомятся с литературой. Для внесения в игру шутливой нотки можно дать всем членам делегации необычные имена, звания, должности, придумать оригинальные костюмы, оформление (достаточно использовать отдельные «говорящие» атрибуты).
Совет дела заранее вывешивает объявление о предстоящей пресс-конференции, в котором называется профессиональный состав делегации (чтобы журналисты могли подготовить соответствующие вопросы). Часть вопросов (наиболее трудные) можно сообщить делегации заранее (если тема пресс-конференции сложна, а члены делегации хотят чувствовать себя увереннее, особенно в начале пресс-конференции).
Каждый из журналистов тоже выбирает себе роль, становится представителем реальной или вымышленной газеты (журнала, радио, телевидения). Можно объединяться в небольшие группы. Иностранная пресса может иметь своих переводчиков. Каждый журналист (или пресс-группа) придумывает заранее несколько вопросов (серьезных или шуточных, однако последними увлекаться не стоит).
После представления членов делегации руководитель объявляет, какие вопросы поступили заранее, и дает своим товарищам слово для ответа. Если же таких вопросов не было, ведущие сразу же предлагают представителям прессы задавать вопросы с места. Задавая вопрос, каждый журналист объявляет, какой орган печати, радио, телевидения он представляет. Задавать вопросы можно всей делегации или отдельным ее членам (персонально). Конечно, задаются не только заранее подготовленные вопросы, но и те, что возникают по ходу конференции. Как и вопросы, ответы могут быть достоверными и фантастическими, деловыми и шуточными.
Задача делегатов и журналистов — в содержании и форме ответов, даже в стиле речи и внешнем поведении не выходить из принятых на себя ролей.
Успех игры во многом зависит от ведущих — дирижеров пресс-конференции. Своими репликами, обращениями, тоном, необидным юмором они должны уметь снять нервозность, излишнюю напряженность, облегчить трудное положение выступающих, в которое те иногда попадают, не допускать скуки, формальных, школярских вопросов и ответов и вместе с тем легковесного балагурства. Еще одна задача ведущих — вовремя заметить спад настроения, усталость участников игры и закончить пресс-конференцию, например «вспомнить», что делегатам пора мчаться в аэропорт.
Хорошо, если после пресс-конференции журналисты поделятся своими впечатлениями в специальном выпуске стенной, световой, радио- или фотогазеты.
КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Николая Иванова)
— Уважаемые дамы и господа! Дорогие товарищи и друзья! Совершая небольшое путешествие по галактикам, наш межпланетный корабль совершенно случайно обнаружил новую планету, и мы решили ближе познакомиться с ней»... — так глава делегации планеты Альграб обратился к представителям международной прессы на планете Земля.
Что же это за делегация? Что за удивительная планета Альграб? Это идет пресс-конференция — познавательная ролевая игра, которую проводят кимовцы с ребятами Пулковской школы.
Начали с конкурса на лучшую делегацию и ее состав. Предложения всех бригад (семиклассников, шестиклассников, пионеров пятых классов и даже самой юной бригады — представителей 4-го класса) обнаружили богатое творческое воображение и фантазию ребят.
— Делегация первобытных людей!
— Люди разных профессий!
— Делегация из страны Сказок!
— Делегация из «ада» и «рая»!
— Представители подводного мира!
— Делегация с планеты Альграб!
Каждая бригада хотела, чтобы был принят именно ее проект. В результате обсуждения одобрили предложение семиклассников, объединившее почти все варианты. Итак, произойдет встреча журналистов Земли с делегацией людей разных профессий — посланцев планеты Альграб (в переводе на земной язык — Дружба). На этой планете свои республики, а на конференции — их представители: от страны Сказок — Грин, от Райской республики — Аве, от республики Муз — Азум, от республики Первобытных Людей — ее старейшина Анибуд, от республики Энциклопедии — Цердум и доктор океанологических наук Адов.
Во главе делегации — президент республики Олимпия Геб.
Трудно было делегатам. На какие только вопросы не пришлось отвечать! Журнал «Юный натуралист» спрашивал о созревании яблок, журнал «Силуэт» интересовался модами, журнал «Малышка» хотел объяснить своим читателям, почему на планете Альграб дети не болеют корью... Среди журналистов были представители самых разных журналов, газет, радио, телевидения и даже агентства Юнайтед Пресс Интернэшнл.
Пресс-конференция была прервана известием о том, что получена радиограмма из Москвы — делегация планеты Альграб срочно вылетела во Дворец съездов...
Через несколько минут в класс, где шумели журналисты, вернулись наши товарищи, трое кимовцев и четверо школьников-семиклассников, вызвавшихся играть роль посланцев Альграба и за 15 минут придумавших свои имена и биографии, а потом целый час героически отбивавших атаки остальных участников игры — журналистов...
РАССКАЗ-ЭСТАФЕТА
Коллективное познавательное дело, эффективное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания в их единстве. Работу над рассказом-эстафетой лучше всего вести по микроколлективам — октябрятским звездочкам, пионерским звеньям, творческим бригадам.
Примерные варианты организации эстафеты.
1. От ведущего — к каждому микроколлективу (свой рассказ).
Ведущий (или ведущие — учитель, вожатый и др.) придумывает начало рассказа (вступление) для каждого микроколлектива отдельно и передает эти вступления ребятам. Каждый микроколлектив в течение условленного срока (сразу же, или за один день, или за несколько дней) сочиняет продолжение и окончание своего рассказа. Затем эти рассказы читаются (инсценируются) на общем сборе.
2. От ведущего — к каждому микроколлективу (общий рассказ).
Ведущий придумывает начало рассказа, одно для всех микроколлективов, которые (по секрету друг от друга) пишут продолжение. Затем читаются и обсуждаются все варианты.
3. От одного микроколлектива — «цепочкой».
Начало рассказа придумывается одной из звездочек (звеном, творческой бригадой и т. п.), далее продолжает вторая звездочка, затем — третья, четвертая, пятая сочиняет конец. Порядок продолжения устанавливается по жребию или определяется произвольно, т. е. каждый микроколлектив передает эстафету кому хочет. Тема (и название) рассказа может быть выбрана на общем сборе путем конкурса на лучшие предложения. Победителям и дается право начать рассказ. Время работы каждого микроколлектива над своей частью устанавливается одинаковое, например два или три дня.
4. От каждого микроколлектива — «цепочкой».
Каждый микроколлектив свое начало рассказа передает остальным. Время написания — одинаковое для всех (два или три дня). Таким образом, одновременно идет работа над несколькими рассказами (повестями).
По завершении работы рассказы (повести) читаются, обсуждаются, а лучшие варианты «обнародуются» (перед младшими, на совместном сборе параллельных классов, на родительском собрании, посылаются в подарок далеким друзьям).
Темы и содержание рассказы-эстафеты могут отражать самые разнообразные стороны жизни школы и страны (история и будущее родного края, проблемы экологии, деятельность людей разных профессий, события в классе, взаимоотношения и поступки и т. д.). Рассказ-эстафета дает возможность каждому поделиться с товарищами своими знаниями, впечатлениями, интересами, участвовать в коллективном поиске, отборе, воплощении интересных и важных замыслов, в решении жизненных задач. Старшие друзья ребят (учителя, родители и др.) тактично направляют коллективное творчество, заботятся о том, чтобы все работали действительно сообща, внося свою лепту в общий труд.
КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Юрия Афанасьева)
Рассказ-эстафета «Случай в тайге».
Ведущий. До избушки лесника оставалось пять километров. Идти по таежным тропам было трудно. Поваленные деревья, глубокий снег то и дело преграждали дорогу.
— Только бы успеть засветло,— вытирая со лба пот, сказал Мишка ребятам. Он опасался за самых маленьких — Колю и Таню, которые, как ягнята, прижались к нему...
Звено «Буревестник». Через некоторое время они вышли на проселочную дорогу. Вдали увидели избушку лесника. В избушке лесника не было. Они пошли его искать. В пути их настигла метель. Ветер злобно завывал. Таня и Коля все сильнее прижимались к Мише. Миша почувствовал, что совсем выбился из сил. Последние силы оставляли его. Вдруг вдали послышался вой волков. Он прижал к себе Колю и Таню и припал к земле, чтобы не видеть светящиеся глаза волков. Неожиданно раздался выстрел. На поляне показался человек. Это был лесник. Миша, собрав последние силы, крикнул. Лесник привел ребят к себе в избушку, накормил и отогрел их. Они остались жить у лесника.
Рассказ-эстафета «Как Петя перестал курить».
Ведущий. Петька вытащил из кармана измятую пачку сигарет и бросил на землю:
— Больше не курю.
Костя внимательно посмотрел на друга и почему-то сразу поверил словам Петьки. А ведь совсем недавно Петьку разбирали на совете отряда, но это не помогло — он продолжал курить. Что же произошло? А произошло вот что.
Звено «Юные писатели». Петя очень любил читать. Однажды после уроков он зашел в библиотеку и по настоянию товарища взял книгу А. Гайдара «Тимур и его команда». Домой он вернулся в хорошем настроении и, забыв про уроки, сел за книгу. Книга была и вправду хорошая. Петька читал до самого вечера. Он не мог уснуть, все ворочался и думал о прочитанном. Потом он стал думать о себе, сравнивая свои поступки с поступками героев книги. В школу он пришел задумчивый, а на большой перемене подозвал Костю и что-то ему долго шептал.
После уроков весь класс остался на 5 минут. Товарищи рассказали ребятам о своем замысле. Предложение приняли бурно, но по-разному. Отличники ходили по классу и все критиковали. Двоечники собирались в большие группы и галдели. Наконец решение было принято. Ребята организовали отряд имени Гайдара.
С тех пор Петя перестал курить.
СОБРАНИЕ-ДИСПУТ
Познавательное творческое дело, цель которого — поставить перед участниками жизненно важный, сложный, действительно спорный вопрос (или несколько таких вопросов, объединенных одной темой), выявить и сопоставить разные мнения, увлечь всех коллективным поиском правильного решения. Собрание-диспут — важное средство идейно-политического, нравственного воспитания подростков и молодежи, укрепления содружества младших и старших поколений.
Участниками собрания-диспута могут быть несколько постоянных коллективов (например, старших классов или комсомольских групп), сводный коллектив желающих принять участие в диспуте, члены одного коллектива (например, класса, группы и т. д.). В последних двух случаях целесообразно создать (по желанию) временные небольшие творческие команды (не более 10–15 человек), чтобы обеспечить участие каждого в коллективном размышлении.
Совет диспута из представителей всех команд-участников выбирает одну тему из предложенных и формулирует вопросы для обсуждения (не более 3–5). Затем каждый член совета сообщает тему и вопросы своему коллективу для подготовки мнений, определения позиций, точек зрения по дискутируемым проблемам.
Ведет диспут председатель совета дела. Он еще раз напоминает дискуссионные вопросы и по желанию участников может дать 10–15 минут для совещания команд, чтобы те могли собраться с мыслями и подготовить выступление по каждому вопросу, отражающее общее мнение.
Лучше обсуждать последовательно один вопрос за другим. Чем жарче спор, тем лучше. Но главное в споре — уметь слушать «противника» и доказывать свою мысль.
В конце диспута ведущий организует совместное подведение итогов. Если затрагивались практические вопросы жизни коллектива, участники собрания могут принять по ним свое решение, свои предложения или рекомендации.
Примерные темы и вопросы собраний-диспутов.
1. «Равнодушию — бой!»
Кого ты считаешь равнодушным?
Почему равнодушный человек — в пути не товарищ? Прав ли Бруно Ясенский, считавший равнодушных самыми опасными людьми, опаснее врагов?
Как ты будешь спорить с теми, кто действует по принципу «Моя хата с краю...», «Личный покой прежде всего»?
Равнодушный ли тот, кто для себя все берет от коллектива, но другим ничего не дает?
Как бороться с равнодушием в себе и в других?
2. «Что ты сделал для коллектива?»
Кого считать активным в коллективе?
Должен ли активист большого коллектива участвовать в жизни своего первичного коллектива?
Можно ли каждому быть организатором? Как это сделать?
3. «О хорошем тоне».
Нужны ли нам правила хорошего тона? Что это за правила?
Можно ли быть хорошим человеком и без этих правил?
4. «Традиции и творчество в жизни коллектива».
Какие из комсомольских традиций 20-х годов тебе больше всего нравятся? Какие из этих традиций можно и нужно возрождать и развивать в жизни нашего коллектива?
Что главное в нашей жизни — традиции или творчество?
Что значит «творческая жизнь»? С чего она может начаться? Можно ли сделать каждого участником такой жизни?
ТУРНИР-ВИКТОРИНА
Познавательное дело-обозрение, в котором участвует несколько команд и каждая команда коллективно готовит вопросы и ответы по выбранной теме или по нескольким темам.
Турнир-викторина сочетает особенности викторины (вопросы, познавательные задачи и ответы-решения) и турнира (команды по очереди атакуют и обороняются).
Турнир-викторина расширяет кругозор ребят, развивает познавательные интересы, формирует умение вести коллективный поиск истины.
Участвовать в турнире-викторине могут как первичные коллективы (звездочки, звенья, группы), так и сводные команды, созданные, например, из представителей пионерских отрядов, комсомольских классов и т. д.