Проблема единства народов и культур
*Кто из нас не помнит Маугли, героя одноимённой сказки Р. Киплинга? Невероятные испытания выпали на его долю, и единственная фраза : «Мы с тобой одной крови — ты и я!» - диких зверей превращала в друзей и помощников. Прекрасная сказка, наверное, больше для взрослых, потому что учит любви ко всему окружающему, учит жить в полной гармонии с миром.
*У Л.Н. Толстого в дневнике есть интересная запись о том , что «могучее средство к истинному счастью в жизни — это без всяких законов пускать из себя во все стороны , как паук , целую паутину любви и ловить туда всё , что попало...» Подобные основы миросозерцания проповедует и герой рассказа С. Довлатова. Кеннет Бауэрс считал, что люди всего мира — родственники.
*Известный писатель А. Кондратьев писал, что смешение языков, рас, культур шло на протяжении веков. Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. Для нас, людей 21 века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.
Проблема преступности на почве межнациональной неприязни ( или национализма)
*Известный публицист И. Руденко писал, что «в стране фашизм победившей, от фашизма пострадавшей, где само это слово «фашист» всё ещё ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей...Превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жизни есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может».
* Учёный, публицист Д.С. Лихачёв считал, что «национализм – это проявление слабости нации, а не её силы». По его мнению, заражаются национализмом слабые народы. Великий же народ со своей большой культурой, национальными традициями обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа.
* Л. Жуховицкий в своём очерке рассказал о том, как в Москве был жестоко избит сержантами милиции Герой России, испытатель самолётов и космических аппаратов Магомет Толбоев только за то, что они хотели тщательнее проверить лицо кавказской национальности. Благодаря журналистам, эта история стала известной общественности. Перед потерпевшим извинились. Но автор спрашивает: «А если бы на месте Толбоева оказался простой человек?»
Проблема восприятия мира животных человеком
* Известный русский писатель М. Пришвин в рассказе «Предательская колбаса» повествует об удивительном, интересном мире животных. Автор считает, что наши четвероногие питомцы бывают порой необыкновенно сообразительны и способны удивлять нас своим поведением не меньше, чем люди.
* Известный русский писатель М. Пришвин в рассказе «Предательская колбаса» утверждал, что, если в доме есть четвероногий друг, хозяин обязан нести ответственность за него, воспитывать его, чтобы избежать неприятных недоразумений, трагедий.
*С. Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
* Д.Гранин в очерке о книге английского ветеринара Д. Хэрриота «Обо всех созданиях – больших и малых» восхищается работой этого человека, который изо дня в день исцеляет, а порой и спасает братьев наших меньших.
Проблема отношения человека к животным
*В рассказе М. Москвиной «Не наступите на жука» семиклассница Женя узнаёт, что её одноклассники убивают собак и отдают их дельцам для изготовления шапок. Девочка спрашивает: «О чём люди думают? Как будут жить?»
* В повести Н. Леонова «Стервятники» внешне респектабельный юноша ради самоутверждения уничтожает животных, а потом и человека…
* В творчестве В. Маяковского есть замечательное стихотворение о лошади, которая «на круп грохнулась». Поэт осуждает людей, не замечающих в суматохе городской суеты упавшего животного, которое смотрит на всё в перевёрнутом виде и понимает, что никому не нужна. Автору очень жаль лошадь, он убеждает читателя, что не только люди могут страдать, переживать. Только почему-то забывают об этом.
* В рассказе «Орс» Ю. Бондарев повествует о том, как хозяева убили лопатой собаку лишь за то, что она не уберегла от воров яблоки в саду.
Проблема отношения к учёбе
*Известный публицист С.Соловейчик считает, что «на свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением». И именно учение с увлечением - «счастливая жизнь».
* Безответственное отношение к учёбе показано в «Недоросле» Д. Фонвизина.