Исторические факты возникновение нагрудного женского украшения Якутов
Изображение 7 Изображение 8
Якутская гривна. Фото @kinat Музейный экспонат. Фото @pk_kyyha
Якутские гривны по своему происхождению – пожалуй, одно из самых загадочных украшений. Они представляют собой древнейший вид металлических обручей, широко бытовавших у многих племен и народов Ближнего и Среднего Востока, Западной и Восточной Европы. Давно исчезнувшие в этих странах металлические гривны сохранились только у якутов вплоть до ХХ в., подобные украшения не были известны у других сибирских народов*.[5]
Изображение 9
Уникальная афганская гривна - "Ямни гер". Афганистан, Нуристан, 19-й - серединна 20-го века.
Якутские обручи типологически (по форме и конструкции) весьма близки к витым гривнам, встречающимся в восточно - славянских курганах Х-ХIII вв. Одно из характерных сходств якутских и древнеславянских гривен-витость или ее имитации в виде косой винтообразной нарезки, что, видимо, является древним и устойчивым художественным приемом, характерным для данного вида украшения, их сближает и функциональная сторона украшений вятичей. Якутские гривны, как и когда-то на Древней Руси, были «принадлежностью женского наряда».
Изображение 10
Архаичная гривна (кылдьыы)
Изображение 11
Древнерусская гривна
Наиболее ранние гривны из археологических раскопок древних якутских могил относятся к первой половине ХVII в. В. П. Дьяконова описывала гривны, хранящиеся в коллекциях МАЭ, в основном датируемые ХVIII-началом ХIХ в. И. В. Константинов исследовал археологические материалы, извлеченные из древних якутских захоронений ХVIII в. Сравнивая найденные им гривны из древних захоронений с музейными экземплярами, описанными В. П. Дьяконовым он отмечал их тождественность. Исходя из имеющегося материала, они выделили три типа якутских шейных гривен.
Гривна в виде массивного кольца с сужающимися несомкнутыми концами, которые загнуты в наружную сторону и образуют маленькие петельки для завязок. По кольцу проходит витой рельеф. Концы гладкие, четырехугольные, иногда на лицевой стороне имеют узор в виде кружков, точек, зигзага и т.п. Гривны латунные с большой примесью меди, литые.
Многими исследователями отмечено бытование их вплоть до начала ХХ в. Гривны этого типа имеют одну конструктивную основу, отличаются лишь размерами и небольшим декором на концах в виде гравированного или штампованного рисунка. Более позднее кылджы изготовлено из низкопробного серебра.
Гривны с петлеобразными изгибами, по-видимому, очень рано вышли из употребления, так как данных об их бытовании крайне мало. Судя по всему, подробнее гривны не характерны для ХIХ в. Это подтверждает Р. Маак, посетивший Вилюйский округ в середине ХIХ в., он писал: «Шейный обруч, употребляемый в настоящее время (50-е годы ХIХ в.) якутами, отличается от того, который носили в прошлом столетии. Главное различие состоит в том, что прежде к обручу не прикреплялась пластина, а украшения привязывались к четырем или пяти петлям, находившимся на обруче». Гривны этого типа найдены в основном в древних захоронениях, относящихся к ХVIII в., и представлены относительно небольшим количеством образцов.
Одно из наиболее древних самобытных женских украшений, занимавших центральное место в их традиционном комплекте. Отличается монументальностью форм, сложной конструкцией и разнообразием видов. Следует отметить, что для этой группы украшений данное название довольно условно, так как отдельные их виды некогда назывались кылджыбыата. Имеющийся материал по данному виду украшения позволяет выделить в нем два основных типа: состоит из головного ременного ободка-начельника и собственно украшения, спущенных от него на грудь полос из металлических цепей и серебряной круглой бляхи в середине. Две полосы цепей прикреплены к затылочной части головного ободка и, слегка огибая уши сзади, опуская на грудь, соединяются в большую круглую бляху. С которой также ниспадают полоски цепей. Оканчивается украшение различными щеркунцами и мелькими подвесками. Длина украшения обычно до или ниже пояса. Формы цепей такие же, как в других украшениях. Круглая бляха (кун) имеет слегка выпуклую форму, в центре ее обычно штампованная выпуклина или прикрепленный медный кружочек. Диаметр бляхи в среднем 7-8 см. Бляхи имеют богатый орнаментальный декор в виде розеток, заполненных криволинейными и растительными мотивами узора. Форма цепей, количество звеньев, размер и декор круглой бляхи часто варьируются
Украшение широко бытовало вплоть до начало ХХ в. Данный тип следует считать одним из наиболее древних, украшения подобной конструкции найдены в дохристианских захоронениях ХVII-ХVIII вв.
Наиболее распространенной разновидностью данного украшения является комплект, состоящий из гривны центральной части – широкой системы цепей – подвесок, вплетенных вперемежку с цветными стеклярусом, бусами, и двух параллельно к ним опущенных боковых полосок цепей.
Центральная часть обычно состоит из двух деталей:
а) металлической (серебряной) пластинки прямоугольной формы, прикрепляемой ровдужными ремешками к передней части гривны. Пластинки обычно имеют богато гравированный или прорезной орнамент;
б) серебряных цепей, ниспадающих от пластинки в несколько рядов, чередующихся различными формами мелких звеньев. Их длина зависит от формы украшения, обычно 30-50 см, цепи опускаются ниже талии. Украшение оканчивается различными мелкими подвесками и пластинками.
Две боковые узкие полосы цепей прикрепляются к задней части гривны и перебрасываются на грудь и параллельно располагаются в центральной части. Боковые полосы обычно длиннее, чем центральная часть. Встречаются несколько вариантов этого вида украшений, различающихся по форме, технике, и размеру и составу мелких деталей. Данный тип нагрудных украшений, видимо более позднего происхождения, во всяком случае, в ранних дохристианских захоронениях ХVIII в. археологами не обнаружено подобных украшений. По некоторым данным этот тип украшений назывался кылджыбыата. Разновидность этого подтипа представлена образцом из коллекции Якутского государственного музея. Главное отличие от типа 2- наличие круглой выпуклой бляхи, находящейся в центре цепей и подвесок. Серебряная бляха имеет гладкую выпуклую поверхность, по краям проходит орнаментированная полоска, в центре – медная заклепка. Вместе типичной прямоугольной пластинки присутствуют три орнаментированные пластинки трапециевидной формы, прикрепленные к гривне и придерживающие всю систему цепей*.[5]
5.* [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profobrazovanie.org/t5004-topic/