Разработка комплекта эксклюзивного трансформируемого женского украшения
Разработка комплекта эксклюзивного трансформируемого женского украшения
Дипломник Понохова А. А.
Руководитель Чоччасов Н. Н.
Якутск 2017г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
КАФЕДРА «ДИЗАЙНА И ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ АРКТИКИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дипломному проекту
Разработка комплекта эксклюзивного трансформируемого женского украшения
Допустить к защите
«___»_________________2017 г.
Зав. кафедрой ________________________________ Петрова А. Г.
(подпись дата)
Руководитель ___________________________________ Чоччасов Н. Н.
(подпись дата)
Дипломник _______________________ Понохова А. А.
(подпись дата)
Рецензент ___________________________________ Огонеров Н. Д.
(подпись дата)
Протокол ГАК №_____ от «___»_______________20___г.
С оценкой ___________________
Председатель ГАК ________________________________
Якутск 2017г
ЗАДАНИЕ
на дипломную работу
Кафедра_______________________________
Утверждаю____________________________
Зав. кафедрой_________________________
«___» _____________________ 20___г.
Студент_____________________________________________________________________
1. Тема дипломной работы утверждена приказом №___________________
от «___»_______________________20___г.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Срок сдачи работы «___»_________________20___г.
3. Исходные данные о работе_________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечень подлежащих к разработке вопросов_________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечень графического материала________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выдачи задания «____»________________________________20__г.
Руководитель _______________________________________ _____________________
(Ф.И.О) (подпись)
Задание принял к исполнению«____»___________________________________20__г.
_____________________________________________________ _____________________
(Ф.И.О) (подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................5 – 6
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННО - ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1. Праздник встречи солнца – Ысыах.......................................................7 – 8
1.2. История резьбы по кости......................................................................9 – 12
Якутский косторезный промысел................................................................13 – 14
1.3. История якутского национального украшения................................15 – 16
Исторические факты возникновение нагрудного женского украшения Якутов……………………………………………………………………….17 – 20
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1.Выполнение объемной резьбы...............................................................21 – 23
Распиловка.....................................................................................................23 – 25
Шлифовка.......................................................................................................25 – 26
Полирование..................................................................................................26 – 27
2.2. Материалы ..............................................................................................27 – 31
2.3. Оборудование и инструменты.......................................................................32
2.4. Техника безопасности............................................................................33 – 34
ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………..35 – 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................38
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................................39
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................40 – 54
ВВЕДЕНИЕ
Одна из древних видов декоративного искусства, является художественная резьба по кости. В каждое это произведение вложен труд и талант мастера.
В древние времена коренные жители Сибири и Крайнего Севера изготовляли из животной кости разные хозяйственные и охотничьи изделия: наконечники для гарпунов, ножи и разные амулеты. По сей день изделия из кости сохраняют свою утилитарность, сейчас развивается художественная обработка кости как вид декоративно-прикладного искусства.
Якутские мастера, обладая навыками обработки дерева, бересты и капо-корня (удьурхай), быстро выработали собственный национальный стиль за короткий срок. Выразительность якутской резьбы по кости обобщена пластичностью, сочетающаяся с изобразительной строгостью декоративного оформления. Косторезный промысел в Якутии одна из ярких видов творчества.
Искусство резьбы по кости развивается, несмотря на утрату многих уникальных приемов, и с приходом современной техники. Традиции живы и будут жить еще долго у современных мастеров.
Актуальность: выбранной темы заключается в поиске новых решений, новых форм, идей для создания стилизованной разработки комплекта эксклюзивного трансформируемого женского украшения.
Объект исследования: теоретический анализ, специфика разработки комплекта эксклюзивного трансформируемого женского украшения.
Предмет исследования: моделирование, конструирование, стилизация разработки комплекта эксклюзивного трансформируемого женского украшения.
Гипотеза исследования: конструирование разработки комплекта эксклюзивного трансформируемого женского украшения состоит в придании деталям, материала, наивыгоднейших форм и размеров в соответствии со строением и размерами частей тела человека, гигиеническими требованиями, свойствами материалов, существующим стилем и модой, экономичностью расхода материалов, технологичностью обработки кости в процессе резьбы.
Метод исследования: изучение произведений якутских украшений и резьбы по кости.
Цель: проекта является изучение и изготовление разработки комплекта эксклюзивного трансформируемого женского украшения.
Задачи и исследования: изучение разработки комплекта эксклюзивного трансформируемого женского украшения - анализ формы и темы.
- изучить роль материалов кости и цветов в моделировании.
- составить технологическую карту изготовления.
Теоретическая значимость: заключается в раскрытии технологических условий.
Практическая значимость: разработана последовательность разработки комплекта эксклюзивного трансформируемого женского украшения.
История резьбы по кости
Резьба по кости – традиционное занятие северных народов. В нашей стране издревле существует 4 косторезные школы: чукотская, тобольская, Ломоносовская и якутская. Чукотскому косторезному искусству две тысячи лет. Древние обитатели Северо-Восточной Азии были не только искусными охотниками и отважными землепроходцами, но и талантливыми художниками. Природные особенности моржового клыка обусловили характер произведений косторезного искусства древней Чукотки. Это было искусство «малых форм» - мелкая пластика, рельефные изображения и графические композиции на предметах охотничьего вооружения, орудиях труда, деталях костюма…
Скульптура народов Чукотки
Изображение 2
Древние резчики узнаваемо передавали головы хищников – белого медведя, тюленя, моржа. Вместе с тем они наделяли их фантастическими чертами в соответствии с первобытными верованиями, представлениями о злых и всесильных духах, которые воплощались в фигурках животных. Одной из интереснейших особенностей пластики древней Чукотки является полиэйкония, или многообразность. В зависимости от угла зрения менялся ракурс, в котором можно было видеть объемное изображение. Благодаря этому фигура белого медведя превращалась в моржа, морж становился ликом человека и т. д.
Сопоставляя полиэйконическую скульптуру с традиционным фольклором народов Арктики, ученые пришли к выводу, что подобная пластика представляла собой зримое, осязаемое воплощение мифологических сюжетов. В полиэйконии нашла отражение вера морских арктических зверобоев в тесную связь всех живых существ, в способность людей и зверей перевоплощаться друг в друга. На протяжении столетий чукотская резная кость сохранила анималистическое направление. Фигурки птиц и зверей часто становились «оберегами» для охотников. Детские игрушки «уточки» по существовавшим поверьям хранили в себе добрую силу, и являлись не только игрушками, но и амулетами, священными предметами, которые по обычаю пришивались на одежду и передавались от старшего поколения младшему. В скульптурных композициях чукотских мастеров часто фигурируют герои национальных сказок.
Гравировка на кости
Изображение 3
В XX веке в чукотском искусстве появилась новая яркая страница – гравировка на клыке моржа. Косторезы стали использовать традиционную технику орнаментальной гравировки для создания сюжетных изображений на поверхности отполированных моржовых клыков. Первоначально гравировка была черно-белой: граверы использовали в качестве красителя сажу жирников, которыми отапливались и освещались яранги. Позднее изображения стали многоцветными: художники стали использовать графит цветных карандашей.
Особое место в косторезной продукции занимает образ пеликена с выпяченным голым животиком. Это культовая скульптура древних эскимосов и чукчей – «охранитель» или «фигурка предков». Чукотскому косторезному искусству две тысячи лет, но оно и по сей день несет тепло и радость людям.
Архангельская косторезная школа насчитывает около 300 лет. Появление в XVII веке в этих местах косторезного ремесла было не случайным. В прошлом здесь располагался торговый, административный и религиозный центр Северного края. В Архангельской губернии часто находили бивни мамонтов в обвалах крутых речных берегов – и недалеко от побережья Ледовитого океана, и ближе к Уралу. Сюда, в Архангельск, привозили много ценных сортов кости. На протяжении XVII века костяные гребни из Холмогор отправлялись через Великий Устюг в Москву и Сибирь. Холмогорские резчики делали для членов царской семьи и двора гребни, шахматы, трости, пороховницы, занимались починкой реликвий в царской сокровищнице.
Традиционно холмогорские мастера вырезали иконы. Их делали из пластин мамонтовой кости. Часто это были домовые иконы небольших размеров с изображением почитаемых северных святых.
Первые изделия из кости
Изображение 4
Первые косторезные изделия появились в Тобольске в начале XVIII века. Ассортимент изделий поражает многообразием: всевозможные шкатулки и коробочки, пудреницы, броши, веера, чернильные приборы, пресс-папье, ножи для бумаги, портсигары и др. Столь же разнообразна и техника резьбы: плоская, рельефная, ажурная. Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура. В середине XX века тобольчане увлеклись анималистической темой, хорошо освоенной косторезами в прошлом, но теперь в ее решении опирались в основном на сказочные персонажи.
Наряду с миниатюрными станковыми произведениями в тобольской резьбе получают распространение силуэтные композиции, названные «гонками» или «поездками». Они изображают северянина, который едет в нартах на оленях или собаках часто в сопровождении семейства. Такие пространственные композиции на продолговатых подставках появились еще в конце 1930-х годов, а законченное художественное воплощение они приобрели в послевоенное время, являясь и по сей день характерной приметой тобольского промысла. Отличительной чертой тобольских мастеров является тщательная шлифовка материала, который остается гладким, без мелких рельефных узоров, без гравировки. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости. У многих мастеров в работах проявилось влияние нэцкэ в стремлении чуть поменять пропорции фигур, увеличивая условность образов, и в желании выйти за пределы бытового жанра, отдавшись декоративно-пластическим поискам. В то же время многие мастера обращаются к образу шамана и героям северного фольклора. Динамика композиций хорошо сочетается с энергичными короткими порезками, обогащающими фактуру поверхности. Изготовлением вещей прикладного характера тобольские мастера занимались исключительно в силу необходимости, отдавая предпочтение «искусству ради искусства». Ассортимент тобольских косторезов включает в себя помимо скульптурных композиций, присущих именно этому промыслу, броши, мундштуки, портсигары и другие предметы. Долгое время они занимают подчиненное по отношению к скульптуре место, и только в последнее время стал усиливаться интерес к декоративно-прикладным изделиям*.[2]
2.* [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mammothtusk.ru/component/content/article?id=4
Выполнения объемной резьбы
Материал, предназначенный для художественной обработки, должен быть тщательно отобран. При неблагоприятных условиях хранения все виды кости и рога подвергаются разрушению, деформированию – растрескиванию, расслаиванию происходит в результате нарушения температуры воздуха в процессе обработки материала.
Оптимальный материалом для выполнения скульптурных изображений являются бивень мамонта, рог лося, рога оленя или любая друга кость.
В том случае, если резьба объема ведется с использованием простой кости, композиция и форма скульптурного изображения диктуются природной формой цевки. До начала работы с костью выполняется объемный макет из пластилина. Если кость имеет незначительные дефекты, необходимо предусмотреть такое использование заготовки, при котором дефект оказывается скрытым. Заготовка для объемной резьбы не должна иметь трещин.
Объемная пластика начинается с выбора материала и распиловки. Резчик должен помнить, что лишний снятый слой уже не восстановить. Поэтому техника объемной резьбы ограничивает величину снятия костяной стружки, а значит, художник должен обладать чувством меры и видением конечного результата.
Заготовка необходимого размера и качества отпиливается вручную или на станке. Распиловочная пила должна соответствовать ценности материала, величина зубца подбирается так, чтобы избежать сколов на кости при нечаянном ударе. Развод у зубцов должен отсутствовать, в этом случае экономится ценный материал, а опилки оседают на щиток станка и не распыляются в помещении. Во время опиловки на заготовку наносят основные контуры изображения. Крупные куски лишнего материала удаляют, стараясь приблизиться к намеченному объему. Опиловка помогает наметить динамику изображения. Затем на заготовку наносят более точный рисунок, который делают от руки карандашом.
После первичной обрезки необходимо на планшайбе или на точильном станке выполнить «обдирочную операцию», т.е. убрать лишний материал при помощи станка. Основной шлифовального станка служит деревянный круг диаметром 20-40 см, установленный на станке в горизонтальном положении и обтянутый крупной шлифовальной шкуркой*.[6]
Резьба объема ведется в два этапа. Первый – предварительная разработка форм и размеров скульптуры – выполняется бормашиной, при помощи фрез. Основная творческая работа – бормашиной с прямым наконечником с использованием набора боров и фрез. Фрезой диаметром 15-20 мм производится первичное снятие костяной стружки в соответствии с объемным эскизом. Резчик моделирует форму скульптуры, обрабатывая заготовку со всех сторон, один за другим снимая тонкие слои кости. На этом намечаются основные детали объема (вырезаются очертания фигуры, крупные детали одежды и т.д.), производится скругление объема, выявляются особенности изображения. Важно отметить, что работа должна идти одновременно над всем изображением в целом, с равным вниманием ко всем фрагментам.
Второй этап резьбы – выявление более тонких деталей и черт изображения. Эта часть работы производится двумя-тремя более мелкими борами и трехгранными фрезами. Большое значение для успешной работы имеет своевременная смена инструмента на более тонкий. В дальнейшем резьба уже существенно не влияет на размеры скульптуры. Мастер прорабатывает детали, доводит до совершенства силуэт. На этом этапе уточняются самые мелкие особенности и детали произведения.
После завершения второго этапа работы скульптурное изображение приобретает законченный вид. Остается произвести декоративную отделку. Изделие шлифуется в несколько приемов с помощью шкуркодержателя. При этом устраняются последние недостатки и вносятся окончательные поправки в моделирование объема.
После полировки, в соответствии с авторским замыслом, на поверхность объема может наноситься дополнительный узор в технике гравировки.
Широко используются традиционные порезки, речь о которых пойдет ниже, выполняемые при помощи бормашины с набором боров и фрез.
При этом употребляются как стоматологические боры, так и специально усовершенствованные для резьбы по кости. Обычно используют бор с обратно-конусной головкой или изготовленный из цилиндрического бора, головка которого стачивается до половины. Полученная поверхность должна быть ровной и строго перпендикулярной оси бора, иначе возможно биение при вращении. Нанесение узора на скульптуру способом гравировки можно сделать также при помощи клепика.
Большие скульптурные изображения или композиции можно выполнять в цевке, применяя технологию конструирования. В этом случае вырезаются, отдельные детали изображения и путем склеивания составляется единое произведение. Многофигурные композиции монтируются на основе и фиксируются клеем. Интересно смотрятся композиции, в качестве основы в которых используются дерево или камень.
Распиловка
Изображение 12 Изображение 13
Кость. Распиловка кости может производиться вручную и механическим способом. Распиловка вручную выполняется лучковой пилой. Кость, предназначенную для распиловки, закрепляют в тисках, оборудованных деревянными губками, причем место распила должно находиться справа от зажимающих губок, что бы ни оказаться зажатым в тисках. На месте распила делается метка в виде надреза трехгранным напильником. Начиная распил, полотно пилы устанавливают так, чтобы метка была слева, а отпиливаемый кусок падал справа от полотна.
Работая с лучковой пилой, необходимо обращать внимание на натяжение полотна и правильное положение его и лучка.
Нужно проверить, лежит ли полотно пилы в одной плоскости, поправить его, если надо, или повернуть ручки так, как требуется. Это делают при ослабленной тетиве. Наклон лучка должен быть всегда вправо. Косые зубья при этом должны быть направлены в сторону. Установив полотно в требуемом положении, натягивают лучок закручиванием бечевки так, чтобы закрутка лежала с правой стороны серединка. По окончании работы, а также при всех изменениях положения полотна надо ослаблять натяжение на один - два оборота поставив пилу на метку, большой палец левой руки упирают в полотно, чтобы оно не сдвинулось влево, пила не соскочила, не повредила заготовки и не поранила рук рабочего.
Главное в подготовке к распиливанию - выбор такого положения кости на распиловочном столе, при котором обеспечивается ее устойчивое положение. Кость не должна качаться и скользить. Заготовку берут за концы двумя руками, располагают на распиловочном столе и плавным движением "от себя" подают на лезвие пилы. При распиловке заготовку следует подавать равномерно обеими руками, следя за тем, чтобы она не перекашивалась. Распиленные части кости снимают со стола разведением их в стороны от лезвия пилы. Перед началом работы на круглопильном станке следует убрать со стола костяную пыль и мелкие обрезки волосяной щеткой при выключенном моторе.
При распиловке костяных заготовок вдоль длины (распиловка животной кости на пластины и т. п.) устойчивости кости уделяют еще большее внимание. Если кость круглая (цевка и др.), с нее срезают или стачивают шлифовальным кругом горбыль со стороны основания. Положение распиловщика у пилы изменяется. Он встает несколько справа от режущего диска, но наклон головы позволяет ему хорошо видеть диск пилы и всю заготовку. Кость берут правей рукой со стороны большей части распиливаемого куска и кладут на распиловочный стол. Правая рука направляет конец кости, ближний к диску, а левая придерживает заготовку за конец, обращенный к мастеру. Ею же мастер плавно подает кость на лезвие диска пилы. Для предохранения кости от возможного при распиловке перекоса, а также для регулирования толщины пластин, на которые распиливается кость, с левой стороны диска пилы устанавливают направляющий уголок. Его закрепляют гайками у диска пилы на расстоянии, обеспечивающем необходимую толщину пластины.
Олений рог. Олений рог имеет много ответвлений, что затрудняет его распиловку на круглопильном станке. Поэтому для его распиловки лучше использовать пилу с небольшим диаметром режущего диска. Ее рабочая часть должна подниматься над небольшим распиловочным столом на высоту чуть больше диаметра ветви рога. Олений pог можно распиливать ножовкой.
Распиловка китового уса может производиться всеми названными способами. Некоторые сложности в распиловке на круглопильном станке возникают, если китовый ус сильно коробленый. В этом случае распиливать его следует поочередно с двух концов.
Механически способ распиловки - операция опасная из-за возможности производственного травматизма. Вращающийся с большой скоростью (1500 - 1800 об/мин) диск пилы может захватить детали одежды или прядь волос распиловщика, повредить ему руку. Поэтому необходимо строго выполнять правила безопасности труда: работать в спецодежде, застегнутой на все пуговицы, волосы убирать под платок или берет. Мастер должен хорошо видеть всю рабочую плоскость распиловочного стола. Невысоким людям рекомендуется ставить под ноги решетчатую подставку. Заготовку необходимо держать за ее концы. Чтобы предохранить глаза распиловщика от попадания костяной пыли, работать надо в защитных очках.
Шлифовка
Изображение 14
Шлифование заключается в выравнивании поверхности изделия, выведение царапин. Работа трудоемкая и утомительная из-за однообразия, поэтому необходимо механизировать этот процесс. Резчик вынужден шлифовать прямые, выпуклые и вогнутые плоскости.
Внутренние полости и детали разных конфигураций. Как правило, кость шлифуют в несколько приемов (грубая, средняя и тонкая шлифовка). Выполнить все работы одним инструментом невозможно, поэтому резчик должен иметь набор шлифовальных инструментов, куда входят абразивные инструменты, приспособления для работы со шлифовальными шкурками и лощильными материалами, в том числе держатели с раздвоенным стеблем, торцовые и конические.
В основном при шлифовании объемной, рельефной резьбы используют бормашины. В этом случае применяют шкуркодержатель, вставленный в наконечник машины.
Машинное шлифование имеет несколько видов: ленточное, когда изделие шлифуется бесконечной шлифовальной лентой натянутой на два шкива, дисковое – на деревянные диски приклеивают разного сорта шкурки на матерчатой основе которая характеризуется номером зернистости.
Имеются технические насадки – держатели для бормашин. Основные держатели: торцовые, конусные и цилиндрические. Для торцовой насадки шлифовальную шкурку нарезают по кругу диаметром 35х40 мм. В середине прокалывают шилом тонкое отверстие, накладывают на грибок и зажимают мелкой гайкой – барашком.
Торцовую насадку – держатель со шкуркой хвостиком закрепляют в наконечнике гибкого вала бормашины. Такой насадкой можно шлифовать ровные, вогнутые и выпуклые поверхности, внутренние полости. Насадкой нельзя обрабатывать некоторые участки изделия, особенно внутренние части. Такие части можно обрабатывать только цилиндрической или конической насадкой, больший диаметр которой обращен в сторону наконечника.
Шкурку заправляют в шкуркодержатель следующим образом: шкурку обрезают равной высоте закрепляющих губок держателя и вставляют в шкуркодержатель зерном от мастера. Для этого левый край полоски сшибают так, чтобы он плотно входил в паз держателя. Затем шкурка слегка закручивается вокруг держателя, чтобы при включении бормашины не образовался «пропеллер». Шлифование ведут движением руки на себя.
Полировка
Изображение 15
У хорошо отшлифованного костяного изделия не должно быть царапин, видимых невооруженным глазом. Когда такая частота поверхностей фигуры будет достигнута, можно приступить к полированию.
Полирование изделий можно проводить вручную и на полированных станках. Для полирования вручную берется зубной порошок и разводится до густоты сметаны. Необходимо поверхность кости обезжирить, протерев ее спиртом или одеколоном. Затем смазать разведенным зубным порошком и энергично растирать щетиной щетки, пока не появится блеск. Хорошо отполированное изделие промыть чистой водой, высушить, а затем вылощить куском чистого сукна или войлока.
Чтобы ускорить процесс полировки, необходимо ее выполнять механическим способом на полировальном круге. Полирование ведут на войлочном, хлопчатобумажном круге применяют меловую мастику. Рецепт меловой мастики состоит из 10 весовых частей зубного порошка, 5 весовых частей скипидара, 3 частей парафина и 3 частей свиного жира. Парафин со свиным жиром расплавить в клееварке, затем долить скипидар и тщательно размешать смесь. В последнюю очередь мелкими порциями засыпать в клееварку зубной порошок, постоянно помешивая смесь до однородной массы. Жидкую массу вылить в картонные коробочки. Когда масса остынет и затвердеет можно извлечь из них брусок полировочной пасты. Пасту наносить на круг во время его вращения.
Хорошо полировать изделия на войлочном или фетровом полировочном круге.
Все пасты готовят на белой полирующей основе. Пасту наносят на полировочный круг небольшими порциями. Изделие не следует сильно прижимать к кругу, от трения кость перегревается и место трения слегка оплывает. Полируют изделия на станке 3-5 минут, в зависимости от размера и сложности формы изделия длительность процесса можно увеличить до 20 минут пока на поверхности кости не появится интенсивный блеск. В углублении костяного изделия обычно остается немного пасты. Остатки пасты убрать на чистом вращающемся тряпичном или состоящем из белых ниток круге. Небольшие изделия удобнее полировать при помощи бормашин и шлифмоторов. Имеются специальные полировальные круги как: резиновые, резиносиликоновые разного профиля фетровые, войлочные – которые устанавливаются в дискодержатели. Для завершающей стадии имеются круги байковые и пушок разного размера.
Материалы
Для резьбы по кости используются слоновая кость и кость мамонта, клык моржа, зуб кашалота, простая кость (цевка), рог крупного рогатого скота и северного оленя, китовый ус. Чтобы не растеряться перед таким разнообразием и правильно выбрать материал в зависимости от конечной цели работы, резчик должен хорошо знать, что представляет собой каждый материал и почему для объемной скульптуры лучше подходит кость мамонта, а не, к примеру, китовый ус. Каждый материал имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки.
Так, бивень мамонта – ископаемый материал – имеет теплый розоватый оттенок, удивительный блеск и слабо выраженную текстуру дерева*.[6]
Изображение 16
Кольцеобразное, «деревчатое» строение бивня диктует особый подход к обработке этого материала. Применяют бивень мамонта в основном в объемной скульптуре. Распиливать это ценный материал на пластины нецелесообразно, но история знает ряд случаев, когда бивень использовался для изготовления шкатулок, ваз, кубков и т.д., так как его позволяет выполнять тончайшие орнаменты в технике ажурной резьбы, а пластичность дает неограниченные возможности в рельефной резьбе.
Создавая художественный образ, мастер должен помнить, бивень мамонта – это и поделочный материал, и информация, дошедшее до нас из глубины веков. Ведь «голубой» мамонтовую кость называют не случайно. Пролежав веками в вечной мерзлоте, среди льда и голубой воды, удивительный материал не только не утратил своих качеств, но приобрел за это время и цвет, и прочность, историческую ценность. Из недостатков этого материала, пожалуй, можно назвать только один – его ограниченные запасы и высокую стоимость.
Обработка бивня имеет свои особенности. Удаляя, «рубашку», верхний слой, поврежденный временем, мы используем его центральную часть, выбирая кусок кости наиболее цельный, без изъянов и трещин. Когда кость слегка поврежденная, небольшого объёма, с мелкими дефектами используется для изготовления брелков, камей, подвесок, ювелирных украшений. Превосходная по цвету, кость мамонта не требует покраски, за исключением тех случаев, когда необходимо оттенить часть композиции. Распиловку ведут только тканевого волокна, чтобы избежать сколов и трещин, которые могут образоваться при ударе зубцов распиловочной пилы. При поперечном распиле видна сетка волоконных слоев. Чтобы сохранить куски заготовочного материала, поперечный слой покрывают техническим лаком.
Для распила бивня целесообразно использовать циркулярный станок, причем пила применяется с зубцами без развода, что позволяет экономнее обрабатывать материал. После распиловки для придания заготовки предварительной формы используется обдирочный станок. Это может быть приспособление на токарном станке в виде конуса, обклеенного шкуркой.
Верхний слой бивня мамонта имеет богатые цветовые оттенки: коричневого, синевато-зеленого и черного. Используется для выполнения инкрустаций и мозаики*.[6]
В основном в процессе резьбы используется бормашина с наконечником и стоматологическими борами. Крупная обработка производится фрезой 15 мм. Боры меняются при необходимости.
Конечный этап обработки – шлифовка средними и мелкими шкурками и полировка. Полировать можно зубной пастой или мелом со специальным войлочным приспособлением на станке. Некоторые художники-косторезы применяют для этих целей белую пасту для наводки бритв.
Слоновая кость в ниши дни используется очень мало, так как охота на слонов почти всюду запрещена и этот крайне редок.
Изображение 17
Как и бивень мамонта, слоновая кость высоко ценится специалистами за красивый кремовый оттенок, плотность, легкость в обработке простым металлическим инструментом и относительную долговечность. Правда, со временем она желтеет, особенно если в помещении повышается влажность воздуха. Следует отметить, что в ископаемой слоновой кости не развивается окремнение, характерное для бивня мамонта. Слоновая кость по прочности бывает двух типов: очень твердая – светлая, с трудом поддающаяся резьбе, и мягкая и эластичная, розоватого оттенка, которая лучше поддается обработке и более устойчива к изменениям климатических условий.
Третьей по ценности и значимости считается моржовый кость (или клык моржа). Она имеет молочно-белый цвет с чуть заметным желтоватым или зеленоватым оттенком. Характерной особенностью этого материала является его прозрачность. В обработке этот материал по прочности чуть крепче бивня мамонта. Внутренняя часть клыка более глубокого желтоватого оттенка*.[6]
Изображение 18
В настоящее время в европейской части страны в основном используют обычную кость крупного рогатого скота. Она не обладает достоинствами «благородный» кости, и ее главное преимущество – доступность, как по количеству, так и по цене. Берцовая кость, или кость голени, (цевка) по внешнему виду напоминает трубку, с отверстием внутри. Кость с уплощенным строением с одной стороны используют для распила на пластины, а оставшуюся часть – «горбушку» - для рельефных изображений. Для скульптуры используется кость с наименьшим диаметром отверстия, так как чем меньше его диаметр, тем больше поделочная часть. Цевка имеет сероватый оттенок, встречаются и жировые пятна, поэтому до начала работы ее лучше выварить в растворе с добавлением соды или стирального порошка, а затем отбелить в 30-процентном растворе перекиси водорода. Простая кость после обработки хорошо поддается окрашиванию. Для этого можно использовать как химические, так и натуральные красители.
Изображение 19
Необходимо напомнить и о другом не менее красивом материале – роге. Художественная обработка этого материала имеет свои отличительные особенности. Рог северного оленя – очень пористый материал, поэтому применение его ограничено. Иногда эта разновидность рога используется в объемной, рельефной и ажурной резьбе, создании изделий путем склеивания продольных срезов, а также для глубокой гравировки. Чаще применяется поперечные срезы для декорирования поверхности предметов. Рельефная резьба по оленьему рогу может быть использована для создания декоративных накладок, украшающих изделие, - шкатулку, вазу, рукоятку ножа. Ажурная резьба из рога оленя также может служить декоративным дополнением при создании того или иного изделия. Красиво выглядит сочетание рога оленя с простой костью (стенки или крышка шкатулки, рукоятка ножа, декоративные накладки), с кожей или оленьим мехом*.[6]
Изображение 20
Китовый ус тоже относится к поделочным материалам для резьбы по кости, потому что на самом деле это вовсе не ус, а роговые пластины длиной до одного метра и толщиной около пяти миллиметров, число которых у одного кита колеблется от трехсот до восьмисот. Внутри пластин имеется волосяной слой.
Изображение 21
Декоративные свойства китового уса главным образом выражаются в его разнообразной окраске – от черного до серо-зеленого и желтого. Естественный рисунок этого материала имеет вид полос на цветном фоне. Особенно эффективно он смотрится после полировки, хотя это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Внутренний слой китового уса по цвету и фактуре отличается от наружного, и на этом контрасте построен эффект при гравировальных работах. Иногда мастера используют и волосяной слой, который придает изделиям особый декоративный вид.
Гравированные орнаменты могут быть выполнены как вручную, так и при помощи металлических штампов (так называемая техника «тиснения»). Чтобы придать китовому усу необходимую форму с помощью деревянных или алюминиевых штампов, его предварительно размягчают в холодной воде. Сушка зафиксированной формы длится двое суток.
Перед тем как приступить к работе, художник должен тщательно отобрать материал, учитывая все возможные достоинства и дефекта сырья*.[6]
Оборудование и инструменты
Техника и технология резьбы по кости и инструментарий менялись на различных этапах развития косторезного искусства Якутии. В XVIII –XIX вв. излюбленным видом художественной обработки кости была ажурная резьба обычно в сочетании с плоскорельефной. Она применялась в декорировании ларцов, подчасников, гребней. Плоский рельеф, обычно сочетавшийся с ажурным узором, не выступал над плоскостью стенки, вследствие чего предмет и декор смотрелись очень цельно. Иногда резчики использовали низко рельефную резьбу на глухом фон