Тема: «Воображение: природа и виды. Роль творческого воображения в жизни человека»
Тема: «Воображение: природа и виды. Роль творческого воображения в жизни человека»
Цель: рассмотреть понятие «воображение», изучить его виды, по нескольким основаниям функции, раскрыть роль творческого воображения в жизни человека, связанного с искусством.
Задачи:
· обучающая: раскрыть понятие «воображение», рассмотреть его природу, виды, функции, роль творческого воображения в жизни человека; учить анализировать и классифицировать изучаемый материал, выделять основные понятия;
· развивающая: развивать активное, продуктивное творческое воображение; эвристическое мышление; распределение и переключаемость внимания;
· воспитательная: воспитывать эстетически всесторонне развитую личность, ориентированную на целостность в восприятии проблемных ситуаций и способную их разрешить нестандартным путем.Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, схема видов воображения, индивидуально для каждого студента.
Литература:
1. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. — Психология человека. Курс лекций. - Ростов Н/Д, 2002.
2.Немов Р.С Общая психология: Краткий курс.- СПб.:Питер, 2005.-С.144-149;
Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - С 58-60.
План
Понятие и физиологическая основа воображения.
Виды воображения.
Функции воображения.
Роль творческого воображения в жизни человека.
Ход занятия
Организационный момент.
Сообщение цели и задач.
Изучение нового материала.
Понятие и физиологическая основа воображения.
Воображение – это психический процесс, порождающий образы, когда ничто не влияет (воздействует) на органы чувств. (Р.С. Немов)
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни. (К.К. Платонов)
Воображение - психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна. (Психологический словарь «Планея») Важнейшее значение воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.
Особенности воображения:
· воображение характерно только для человека и связано с его деятельностью;
· именно в нем проявляется наиболее четко идеальный и загадочный характер психики человека.
Воображение – это загадочное явление и откуда оно берется у человека и как работает до сих пор почти ничего не известно. Постараемся в этом разобраться.
Воображение связано с процессами нервной деятельности человека с ощущениями, восприятием, вниманием. У людей с развитым воображением в момент, когда у них возникают образы, могут появиться физиологические изменения: учащение пульса, сбои в дыхании, выделение пота и т.п. Особенно они имеют место тогда, когда человек попадает в проблемные ситуации, ситуации неопределенности, несущие в себе угрозу.
Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с восприятием, вниманием, памятью и др. Факт припоминания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память. Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Мать, например, весьма чувствительно реагирует на движения своего ребенка и моментально просыпается, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).Виды воображения.
Выделяют следующие основные виды воображения.
Воображение
/ \
Активное пассивное
воображение, образы которого воображение, в котором образы
рождаются и изменяются с рождаются спонтанно, человек
участием воли человека, т.е. их не может контролировать
человек сознательно ставит (сновидения, галлюцинации)
задачу придумать что-либо и
выполняет ее
/ \
Продуктивное репродуктивное
(творческое) (нетворческое, воссоздающее)
воображение, когда человек воображение, имеющее в своей
создает что-то новое, оригинальное, основе уже известное, но
нестандартное, креативное дополненное элементами
(пояснить: существует два подхода: нового
одни ученые говорят о том, что (пример: создавая что-то новое творчество не похоже ни на что другое, ориентируется на старое;
только новое; другие говорят, что когда сначала развивается репродук-
человек учится чему-либо, выполняет тивное воображение, но
сам, но при этом уже это было до него, составляет в другой
но для этого человека это создание последовательности после
является новым, поэтому и это явление того как научится создавать
творческое) что-то новое, своё
(композитор, художник)
/ \
Абстрактное конкретное
обобщенное воображение, когда единичное, когда выделяются
используются схемы, символы, детали
привлекающее внимание к тому,
что не видно на поверхности
(на первый взгляд)
Кроме классификации видов воображения можно рассмотреть отдельные виды:
· мечты;
· грезы;
· галлюцинации;
· сновидения.
Давайте запишем понятие «мечты» - это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека.Мечтают чаще люди молодого возраста примерно до 40 лет. У пожилых людей размышления о своем будущем, то есть мечты, занимают гораздо меньше места и времени и ориентированы на ближайшую перспективу.
Грезы – это своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.
Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые изменениями (не нормальными) состояниями сознания человека.Эти состояния могут возникать по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействия психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п. Психотропные вещества иногда также называют галлюциногенами, поскольку они порождают галлюцинации (галлюцинации – это всегда результат нарушения нормального процесса функционирования психики человека).
Функции воображения.
В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.
Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения, то есть не всегда у человека хорошие условия жизни, воспитание, не всегда он себе может позволить то к чему хочет и к чему стремиться, поэтому, благодаря воображению он может помечтать, представить свою жизнь лучше, таким образом у него усиливается вера в лучшее будущее.
Вторая функция состоит в регулировании эмоциональных состояний, то есть воображение помогает снимать напряженность, способствует внутреннему расслаблению человека, его успокоению.
Третья функция воображения - планирование и программирование будущего поведения человека, благодаря воображению человек способен составить внутренний план своих действий, то есть программировать свое будущее поведение, как бы обыгрывать его в уме.
Четвертая – участие воображения в творческом процессе, то есть помогает создавать новые композиции, постановки, реализует задумки творческих людей, в целом воображение повышает духовный уровень всех людей.
Пятая функция – психодиагностическая, психотерапевтическая, то есть человек способен регулировать благодаря воображению свою речь, эмоции. Посредством образов человек получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями, многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать организм на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.Творческая деятельность развивает человека, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы, различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, человек отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.
Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат.
Подведение итогов урока.
- Охарактеризуйте понятие «воображения».- Перечислите виды воображения.- Назовите стадии творческого процесса по Г.Уоллесу.05 ноября 2009г.
Допущена к уроку 03ноября 2009г______________
Оценка: ___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Тема: «Воображение: природа и виды. Роль творческого воображения в жизни человека»