Тема: «Воображение: природа и виды. Роль творческого воображения в жизни человека»

Тема: «Воображение: природа и виды. Роль творческого воображения в жизни человека»

Цель: рассмотреть понятие «воображение», изучить его виды, по нескольким основаниям функции, раскрыть роль творческого воображения в жизни человека, связанного с искусством.

Задачи:

· обучающая: раскрыть понятие «воображение», рассмотреть его природу, виды, функции, роль творческого воображения в жизни человека; учить анализировать и классифицировать изучаемый материал, выделять основные понятия;

· развивающая: развивать активное, продуктивное творческое воображение; эвристическое мышление; распределение и переключаемость внимания;

· воспитательная: воспитывать эстетически всесторонне развитую личность, ориентированную на целостность в восприятии проблемных ситуаций и способную их разрешить нестандартным путем.

Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, схема видов воображения, индивидуально для каждого студента.

Литература:

1. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. — Психология человека. Курс лекций. - Ростов Н/Д, 2002.

2.Немов Р.С Общая психология: Краткий курс.- СПб.:Питер, 2005.-С.144-149;

Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - С 58-60.

План

Понятие и физиологическая основа воображения.

Виды воображения.

Функции воображения.

Роль творческого воображения в жизни человека.

Ход занятия

Организационный момент.

Сообщение цели и задач.

Изучение нового материала.

Понятие и физиологическая основа воображения.

Воображение – это психический процесс, порождающий образы, когда ничто не влияет (воздействует) на органы чувств. (Р.С. Немов)

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни. (К.К. Платонов)

Воображение - психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна. (Психологический словарь «Планея») Важнейшее значение воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

Особенности воображения:

· воображение характерно только для человека и связано с его деятельностью;

· именно в нем проявляется наиболее четко идеальный и загадочный характер психики человека.

Воображение – это загадочное явление и откуда оно берется у человека и как работает до сих пор почти ничего не известно. Постараемся в этом разобраться.

Воображение связано с процессами нервной деятельности человека с ощущениями, восприятием, вниманием. У людей с развитым воображением в момент, когда у них возникают образы, могут появиться физиологические изменения: учащение пульса, сбои в дыхании, выделение пота и т.п. Особенно они имеют место тогда, когда человек попадает в проблемные ситуации, ситуации неопределенности, несущие в себе угрозу.

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с восприятием, вниманием, памятью и др. Факт припоминания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память. Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Мать, например, весьма чувствительно реагирует на движения своего ребенка и моментально просыпается, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

Виды воображения.

Выделяют следующие основные виды воображения.

Воображение

/ \

Активное пассивное

воображение, образы которого воображение, в котором образы

рождаются и изменяются с рождаются спонтанно, человек

участием воли человека, т.е. их не может контролировать

человек сознательно ставит (сновидения, галлюцинации)

задачу придумать что-либо и

выполняет ее

/ \

Продуктивное репродуктивное

(творческое) (нетворческое, воссоздающее)

воображение, когда человек воображение, имеющее в своей

создает что-то новое, оригинальное, основе уже известное, но

нестандартное, креативное дополненное элементами

(пояснить: существует два подхода: нового

одни ученые говорят о том, что (пример: создавая что-то новое творчество не похоже ни на что другое, ориентируется на старое;

только новое; другие говорят, что когда сначала развивается репродук-

человек учится чему-либо, выполняет тивное воображение, но

сам, но при этом уже это было до него, составляет в другой

но для этого человека это создание последовательности после

является новым, поэтому и это явление того как научится создавать

творческое) что-то новое, своё

(композитор, художник)

/ \

Абстрактное конкретное

обобщенное воображение, когда единичное, когда выделяются

используются схемы, символы, детали

привлекающее внимание к тому,

что не видно на поверхности

(на первый взгляд)

Кроме классификации видов воображения можно рассмотреть отдельные виды:

· мечты;

· грезы;

· галлюцинации;

· сновидения.

Давайте запишем понятие «мечты» - это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека.Мечтают чаще люди молодого возраста примерно до 40 лет. У пожилых людей размышления о своем будущем, то есть мечты, занимают гораздо меньше места и времени и ориентированы на ближайшую перспективу.

Грезы – это своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые изменениями (не нормальными) состояниями сознания человека.Эти состояния могут возникать по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействия психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п. Психотропные вещества иногда также называют галлюциногенами, поскольку они порождают галлюцинации (галлюцинации – это всегда результат нарушения нормального процесса функционирования психики человека).

Функции воображения.

В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.

Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения, то есть не всегда у человека хорошие условия жизни, воспитание, не всегда он себе может позволить то к чему хочет и к чему стремиться, поэтому, благодаря воображению он может помечтать, представить свою жизнь лучше, таким образом у него усиливается вера в лучшее будущее.

Вторая функция состоит в регулировании эмоциональных состояний, то есть воображение помогает снимать напряженность, способствует внутреннему расслаблению человека, его успокоению.

Третья функция воображения - планирование и программирование будущего поведения человека, благодаря воображению человек способен составить внутренний план своих действий, то есть программировать свое будущее поведение, как бы обыгрывать его в уме.

Четвертая – участие воображения в творческом процессе, то есть помогает создавать новые композиции, постановки, реализует задумки творческих людей, в целом воображение повышает духовный уровень всех людей.

Пятая функция – психодиагностическая, психотерапевтическая, то есть человек способен регулировать благодаря воображению свою речь, эмоции. Посредством образов человек получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями, многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать организм на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Творческая деятельность развивает человека, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы, различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, человек отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.

Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат.

Подведение итогов урока.

- Охарактеризуйте понятие «воображения».- Перечислите виды воображения.- Назовите стадии творческого процесса по Г.Уоллесу.

05 ноября 2009г.

Допущена к уроку 03ноября 2009г______________

Оценка: ___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Тема: «Воображение: природа и виды. Роль творческого воображения в жизни человека»

Наши рекомендации