Лингво-методические и психологические основы обучения младших школьников грамотному письму
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3
ГЛАВА 1 ЛИНГВО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ.................................................................................................................7
1.1. Психолого-физиологические основы обучения списыванию...........7
1.2. Педагогические основы списывания................................................12
1.3 Творческое списывание на уроках русского языка..........................19
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО СПИСЫВАНИЯ......................22
2.1. Виды творческого списывания на уроках русского языка..............22
2.2. Анализ традиционной методики обучения списыванию.................28
2.3. Методика проведения творческого списывания..............................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................47
ВВЕДЕНИЕ
Грамотность –это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. В начальной школе закладываются основы грамотности.
В программе по русскому языку указано, что задача состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и выражать свои мысли, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь. Поэтому задача развития устной и письменной речи в начальных классах имеет важное значение.
Актуальность темы курсового исследования. Повышение уровня грамотности учащихся начальных классов определяется необходимостью дальнейшего совершенствования работы учителя по обучению младших школьников грамотному списыванию.
На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности (Ф. И.Буслаев, Н.Ф.Бунаков, И.И.Срезневский, К.Д.Ушинский, Г.М.Дьяченко и др.). И ученые ХХ века — лингвисты (И.С.Ильинская, М.В.Панов, С.М.Кузьмина и др.), психологи (Д.Н.Богоявленский, С.Ф.Жуйков, Г.Г.Граник, П.С.Жедек, В.В.Репкин), методисты (Н.Н.Алгазина, М.Т.Баранов, Н.С.Рождественский, М.М.Разумовская и др.) настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько у пишущего ребенка развита способность обнаруживать орфограммы.
Главное в работе учителя в начальной школе — научить детей учиться, развивать их речь, ум, воображение и т.д.
Существующий до недавнего времени подход к организации обучения в начальной школе, а именно одинаковость и стандартность методов и приемов, жесткость предписаний и различных инструкций — всё это привело к тому, что из школы уходило творческое начало в деятельности как учителя, так и учащихся.
Под влиянием учителей-новаторов, их находки, педагогический опыт, активные методы и приемы обучения, различные формы применения педагогики сотрудничества, в коллективах школ стало формироваться новое педагогическое мышление, новые подходы к работе с детьми, при которых в центре внимания всей деятельности учителя, классного коллектива стал конкретный ученик с его способностями и возможностями развития.
Успех обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие.
Велико значение упражнений в начальном обучении русскому языку. К.Д.Ушинский считал, что «главное центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и саму нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке…» [ 22].
Списывание—передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).
Списывание как вид орфографического упражнения способствует формированию навыков правописания только при условии специальной его организации как действия, направленного на активную орфографическую ориентировку в тексте. При этом списывание должно быть соединено с правильным слуховым анализом слова и подкрепляться его правильным произношением.
Творческое списывание — восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это всё же мир юности и период, где почва благоприятна для развития творческого потенциала и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
От учителей предметников, работающих в среднем звене школы, часто приходится слышать, что дети, пришедшие из начальной школы, не умеют писать грамотно диктанты, и даже не могут списать текст без ошибок. Называются разные причины такого положения. По моему мнению прохождение материала, протекает очень быстрыми темпами в ущерб формированию орфографических умений и навыков. Но главная причина по мнению П.С.Жедек кроется в несовершенстве самой методики обучения орфографии. При всём этом все сходятся во мнении, что уровень грамотности школьников надо поднимать. Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за обучение подрастающего поколения.
Учиться списывать школьники начинают уже в период обучения грамоте, но учителя постоянно отмечают, что в процессе его выполнения дети допускают много ошибок. В чем же заключена причина данной проблемы? Как достичь того, чтобы списывание действительно способствовало обучению и развитию грамотного письма у учащихся, а не исполняло роль чисто формального упражнения? Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Орфографические умения и навыки вырабатываются в ходе выполнения письменных упражнений: различных видов списывания, диктантов, творческих работ. Существует целая система орфографических упражнений — результат творческого труда многих поколений методистов и учителей-практиков. Самыми распространёнными упражнениями признаются диктант и списывание. Именно со списывания и начинается обучение грамотному письму, начиная с первых дней обучения в школе. Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т.к. здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений. Скажем, что результаты списывания, проводимого в конце 1 класса, оказываются низкими. Хотя списывание — тот вид упражнения, который не должен вызывать затруднений и приводить к ошибочному варианту. Поэтому возникает необходимость повышения эффективности этого вида упражнения.
Цель курсового исследования — определить наиболее эффективные методы и приёмы работы в формировании грамотности младших школьников при выполнении творческого списывания на основе психологической и методической литературы.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1) установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в методической, психологической и педагогической литературе;
2) подобрать и выбрать более эффективную методику по обучению младших школьников творческому списыванию;
3) разработать систему творческого списывания для учащихся начальных классов по русскому языку для повышения уровня мотивации младших школьников;
4) проследить влияние творческих заданий на интеллектуальное развитие младших школьников.
Объектом курсового исследования является процесс обучения младших школьников грамотному письму.
Предмет курсового исследования — обучение творческому списыванию. Обращение к более детальному исследованию данной проблемы обусловлено рядом причин: выбора более эффективной методики по обучению младших школьников творческому списыванию, выявление её роли и места в системе обучения орфографии и, наконец, стремлением исследователя применить новые достижения на практике.
Гипотеза курсового исследования: обучение и последующее регулярное проведение специально организованного творческого списывания обеспечит более высокий уровень грамотности учащихся начальных классов.
Методы курсового исследования: Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) изучение методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2) анализ педагогического опыта учителей;
3) наблюдение за учебным процессом;
При проведении исследования был подобран и приведён в систему научный материал по формированию орфографических умений и навыков младших школьников.
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т. к. именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.
Научная новизна: данная курсовая работа несёт некоторую новизну, заключающуюся в разработке творческих работ для уроков русского языка, их апробации и влияния данных работ на формирование орфографических умений и навыков младших школьников.
Практическая значимость данная работа дает практическое представление о языке, как важнейшем средстве обучения грамотности, приучает внимательно выполнять задания, адекватно воспринимать речь, стремление применять новые достижения на практике.
Работа имеет практическую значимость, т.к. полученные результаты исследования покажут, влияет ли систематическое использование творческого списывания на развитие интеллектуальное развитие младших школьников и грамотность учащихся. Собранный теоретический материал может быть использован учителями младших классов.
Структура и объём курсовой работы.Данная курсовая работа состоит из двух глав, списка использованных источников. Объём курсовой работы – 48 с., в том числе основная часть – 38 с., списка использованных источников – 2с.
Глава 1
Вывод по главе 1
В методике обучения грамотности идут постоянные поиски рациональных методов обучения орфографии в школе. В крайне противоречивой борьбе мыслей и суждений об обучении детей орфографии выявляются два течения. Представители одного, получившего название грамматического, требовали от учеников понимания грамматических форм записываемых слов, заставляли заучивать правила правописания, предлагали много грамматических упражнений – задач. Сторонники же антиграмматического направления рекомендовали только те упражнения, которые рассчитаны на выработку практических навыков письма.
Из всего вышесказанного следует, что большинство методистов (чьи труды были рассмотрены) считают что:
1. списывание не должно быть механическим;
2. списывать нужно смысловыми единицами, т.е. осознавая то, что пишем;
3. при списывании не должно быть ошибок, для чего рекомендуется «всматриваться» в текст (другими словами, иметь орфографическую зоркость);
4. списывание становится более эффективным, если дополняется другим заданием (творческое списывание);
5. списыванию надо специально обучать.
Однако при рассмотрении проблемы нам не удалось найти ответ на вопрос: как надо обучать списыванию? Какие действия нужно выполнять, списывая тот или иной текст? О современной методике творческого списывания речь пойдет в следующей главе курсовой работы.
Глава 2
Птичья жизнь
Птицы строят гнёзда. Гнёзда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком, который птицы берут из одуванчика. Весной самка откладывает яйца. Из них вылупляются птенцы. Родители носят червяков для своих деток. Когда птенчики вырастут, они покинут гнездо.
Заботливые родители
Птицы строят гнёзда. Гнёзда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком. Это очень сложная работа! Вскоре рождаются птенцы. Самка и самец учат их летать, приносят им пищу. Они не бросят своих птенцов! Вот какие заботливые родители!
Как рождается лягушка
Весной, когда выглядывает яркое солнышко, самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика. Через несколько дней у головастика вырастают лапки и хвост. Через четыре месяца головастик превращается в лягушку.
Как видно из работ, учащиеся творчески, самостоятельно подошли к выполнению задания: распространили предложения, дополнили тексты интересной, познавательного характера информацией, придумали простые, сложные, разные по эмоциональной окраске предложения.
Такие упражнения будут более эффективны, если использовать дополнительные задания по фонетике, лексике, морфологии, синтаксису. Например, наиболее удачное сочинение прочитывается в классе. Его автору предлагается задумать из него одно слово. Одноклассники должны определить это слово с помощью вопросов. По ответам «автора» учащиеся должны назвать задуманное слово. Условие: ученик, загадавший слово, имеет право отвечать на вопросы «да» или «нет». Функция учителя сводится к корректировке вопросов, контролю и оценке. К тексту «Как рождается лягушка» ученик составил задание по синтаксису и морфологии:
1. Слово в простом или сложном предложении? (В простом.)
2. В предложении есть однородные члены? (Да.)
3. Это слово является именем или глаголом? (Ни то, ни другое.)
4. Задуманное слово является союзом? (Да.)
Ответ: «Задуманное слово — союз и».
Учащимся предлагается прочитать текст и сформулировать задание к нему, ориентируясь на запись: живёт на коврике. бережёт своё брюшко в виде колёсика. «Хвост» не даёт уползти от меня далеко. я рисую. — не только сложное устройство, но и полезный зверёк. помогает работать на компьютере и поддерживать экосистему планеты.
Задание. Необходимо определить, о ком или о чем идет речь в тексте. На основе этого составить два текста. В тексте пропущено слово мышь — 1) устройство компьютера, служащее для ввода информации и передвижения курсора; 2) мелкий грызун.
Учащиеся выясняют и разбирают смысловые ошибки текста, дополняют текст новыми предложениями об этих объектах, по выбору записывают один из текстов, сами формулируют дополнительные задания.
1. Я люблю работать на компьютере. В этом помогает мышь. Мышь — сложное устройство, с помощью которого можно передвигать курсор и вводить информацию. Для удобства работы мышь располагается на коврике.
2. Мышь — мелкий грызун. Он питается зерном, хлебными крошками. Мышь — это вредитель, который уничтожает посевы. Мышь — переносчик вредных для человека заболеваний. Но мышь — это и полезный зверёк. Он помогает поддерживать экосистему планеты.
Создание текста учащимися по кругу
Работа проводится в группах по 3—5 человек. Учитель контролирует время выполнения работы. У каждого ученика лист бумаги. Первое предложение «Осенний лес удивляет своей красотой» под диктовку учителя записывает один ученик из группы. Затем он передает лист с записанным предложением справа сидящему по кругу однокласснику. Получивший лист второй ученик в течение 2—3 минут должен написать 1—2 предложения, соответствующие содержанию первого предложения. Возможны следующие варианты: Листья на деревьях переливаются яркими красками. Осенние солнечные лучи раскрывают кладовую природы. Из-за шороха листьев под ногами еле слышна песня лесного ручья. Далее второй ученик передает лист по кругу третьему ученику, которому необходимо прочитать записанный текст и дописать свои предложения. Ягоды рябины висят, как салютики. Ярким огнём багровеет дальний лесок. Лодочки-листочки отважно отправляются в далёкое путешествие.
Работа продолжается до тех пор, пока лист не дойдет до первого ученика, который должен написать обобщающее предложение ко всему тексту. Затем группа читает получившееся у нее сочинение.
Осенний лес удивляет своей красотой. Листья на деревьях переливаются яркими красками. Ягоды рябины висят, как салютики. На ветках кустарника осталась одинокая паутинка. В ней застрял осиновый листочек. Под берёзовым листиком спрятался подберёзовик. А ты видел это очарование?
Осенний лес удивляет своей красотой. Осенние солнечные лучи раскрывают кладовую природы. Ярким огнём багровеет дальний лесок. Укрывшись опавшим листом, спрятался в сухой траве гриб. В мокрой от росы паутине запутался паучок. Ему уже не удастся спрятаться от наступающих холодов.
Осенний лес удивляет своей красотой. Из-за шороха листьев под ногами еле слышна песня лесного ручья. Лодочки-листочки отважно отправляются в далёкое путешествие. Вот какой-то жучок замешкался и вместе с листочком упал в ручей. Счастливого плавания, жук-капитан!
Группа выбирает наиболее удачный текст для прочтения перед классом и продумывает дополнительные задания к нему.
1. Задание по синтаксису и словообразованию. К подлежащему из предложения «Осенний лес удивляет своей красотой» добавьте суффикс определения и окончания дополнения. Какое слово получилось? (Лесной.)
2. Задание по синтаксису. К какому одному существительному можно отнести прилагательные частый, глухой, густой? (Лес.)
Полезным упражнением для закрепления является создание текста учащимися по кругу с использованием слов на изученное правило, изученную часть речи.
Так, при изучении темы «Имя прилагательное» учащимся предлагается задание: «Составить текст, в котором встречалась бы изученная часть речи». Пример текста: В комнате стоит большой круглый аквариум. В нём живут две золотые рыбки. Ранним утром солнечные лучи купаются в голубой воде аквариума. Ярко-золотые рыбки переливаются в утреннем солнышке, как волшебные. Хочется подойти к ним и загадать самое заветное желание.
При закреплении написаний ча-ща, чк-чн получился текст: Дача бабушки стоит на берегу речки. Неподалёку от неё видна водокачка, а за ней стоит старая роща. Летом к бабушке приезжает внучка. Вечером, когда туча закрывает небо, приятно сидеть всем вместе у печки с чашкой чаю и смотреть, как горит большая свечка.
Творческие письменные работы могут применяться на последнем этапе словарно-орфографической работы, во время введения нового слова в активный словарь детей. Так, при закреплении написаний словарных слов учитель нередко использует тематические группы, которые могут составить и сами учащиеся, а затем по ним придумать текст.
Создание текста-загадки по кругу можно использовать во время предъявления нового словарного слова. Каждому учащемуся дается текст загадки, которую он должен отгадать, или зашифрованное слово, которое ему необходимо определить.
Например, первому учащемуся предлагается прочитать записанные на доске слова (медведь, лисица, заяц); сформулировать задание к ним (Выделите слово по самостоятельно найденному признаку); выполнить упражнение с учетом задания (Необходимо выделить слово лисица, так как в нем три слога, оно женского рода, в нем есть звонкие и глухие согласные, а слова медведь и заяц — мужского рода, двусложные, и все согласные в них звонкие). Далее учащийся создает свой текст загадки об этом животном и передает лист следующему ученику, сидящему справа. Например: «Рыжая сестрица — хитрых речей мастерица».
Второй ученик, прочитав загадку первого ученика, отгадывает ее, но ответ не записывает, а загибает текст-загадку первого ученика на оборотную сторону. Далее пишет свою загадку об этом же животном.
Например: «С пушистым хвостом, но не белка. Огненная, но не пламя. Любит воровать яйца, но не куница». И так по кругу. Последний ученик должен записать свой текст загадки и отгадку.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит
И говорит, так сладко, чуть дыша...
Кто это? (Лисица.)
Проверка проводится коллективно. Задача учеников — отгадать записанные загадки. Главную роль в этом виде упражнения выполняет первый ученик, который должен верно указать принцип выделения зашифрованного слова.
Это далеко не все виды творческих письменных упражнений, которые может использовать учитель при обучении русскому языку. На уроке можно выделить 5—7 минут для проявления творчества учащихся: «Даже небольшое сочинение — это средство самовыражения личности школьника, его мыслей, знаний, чувств, стремлений».
Таким образом, списывание позволяет связать занятия по грамматике и орфографии с работой по стилистике.
В письменных работах учащихся часто встречаются случаи неправильного предложного и беспредложного управления. Тренировочные упражнения на управление можно провести на уроках изучения, склонений существительных, на уроках изучения глаголов и связей слов в простом предложении в курсе синтаксиса.
При этом полезно дать задание — подобрать к глаголам соответствующие управляемые существительные, в скобках назвать вопрос, надписать над существительным падеж.
Например, осветить (что? чем?) комнату свечой.
Можно взять такие глаголы: сидеть, хвалить, одеть, надеть, скучать, подползать, наслаждаться, цепляться, прятаться, добиться, поражаться, радоваться, расставаться, оглядываться.
Дать задание на подбор управляемых слов к однокоренным существительным и глаголам, например: вера (в кого? во что?)—вера в силы народа; верность (кому? чему?) — верность делу революции; верить (кому? чему? в кого? во что?)—верить другу, верить в победу.
Берутся еще такие слова: гордиться, гордость; доверие, доверить; испуган, испугаться; обидеться, обижен; обрадован, обрадоваться; отказ, отказать, отказаться.
Тренировочные упражнения на предложное управление можно провести и на уроках изучения предлогов. Так, дается задание составить предложения со словами писать о (об), говорить о (об), описывать, упрекать в, отчитывать за, отчитываться в, сделать отчет о, беспокоиться о, тревожиться за, обращать внимание на, уделять внимание.
Наконец, творческое списывание, связанное с выработкой навыков по орфографии, может быть и такого типа. На уроке изучения правописания сочетаний чк, чн, нч, нщ, щн, рщ в качестве закрепления предлагается задание: назвать слова с сочетаниями чк, чн, нч, нщ, рщ, обозначающие: а) людей и их профессию, б) птиц, в) животных.
Учащиеся, списывая задание, после каждого пункта записывают существительные с нужными сочетаниями. Проверяется работа в классе. Во время проверки вызванные учащиеся читают подобранные ими слова и объясняют их правописание. Затем с отдельными из названных слов составляются предложения и записываются в тетради.
Слова, которые могут быть подобраны учащимися:
женщина, внучка, каменщик, погонщик, барабанщик, зеленщик, фонарщик, сборщик, пограничник, помощник, денщик, птенчик, синичка, пеночка, галочка, ласточка, курочка, собачка, кошечка, белочка.
Большое значение школа придает не только грамотности учащихся , но и развитию речи школьников, умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре.
Успехи учащихся обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности
Таковы некоторые виды списывания, которые могут быть проведены на уроках изучения морфологии. Без этой подготовительной работы учащиеся будут встречать большие трудности при выполнении таких работ, как творческий диктант, свободный диктант, изложение, сочинение.
Вывод по главе 2
Следует подчеркнуть особо, что и сейчас задачей методики обучения орфографии является отбор наиболее рациональных способов формирования орфографических умений и навыков учащихся. И среди способов современная методика отводит должное место творческому списыванию как специальному орфографическому упражнению.
И несмотря на то, что периодически возникают противоречивые взгляды на данный вид упражнений, творческое списывание, сопровождаемое дополнительными заданиями, рекомендуется всеми методистами и педагогами, оно занимает ведущее место во всех учебниках и учебных пособиях для учащихся. Учебник не может предположить ученику написать диктант, но может дать задание – списать и выполнить при этом определенную задачу. Трудно представить процесс обучения правописанию без использования списывания. Речь может идти лишь об устранении некоторых отрицательных сторон этого вида упражнения и прежде всего механичности его выполнения.
На протяжении многих десятилетий, особенно за последние 60-70 лет, было выработано большое количество упражнений, связанных со списыванием или опирающихся на него. Все это сделано для того, чтобы списывание перестало быть сплошным, текстуальным. В настоящее время творческое списывание в разных его формах и в соединении с другими упражнениями широко используется в педагогической практике.
Однако если взять школьную практику, то работа в области списывания проводится до сих пор нерегулярно, без определенной системы в отрыве от общей системы работы по языку и правописанию.
Познавательный интерес младших школьников формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Для этого учитель начальных классов должен использовать в своей практике не только творческое списывание, но и занимательные задания, и задания проблемного характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе развития общества методисты и учителя стремятся найти пути повышения уровня грамотности учащихся и решить проблему совершенствования методики преподавания русского языка в начальной школе.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что орфографическая грамотность младших школьников выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность в выражении мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Научная и методическая актуальность проблемы исследования определила выбор темы курсовой работы "Творческое списывание на уроках русского языка"
В основу нашей работы был положен общепризнанный тезис о необходимости повышения уровня грамотности учащихся начальных классов, о проведении творческого списывания уже в первом классе.
Для реализации поставленной цели мы исследовали и определили наиболее эффективные методы творческого списывания младших школьников, которые обеспечат более высокий уровень грамотности учащихся начальных классов.
Творческое списывание полезно, так как способствует развитию зрительной памяти, умственному развитию детей (классифицируют, сравнивают, обобщают языковые факты), совершенствуют речь и навыки грамотного письма (применяются слова, содержащие контролируемые орфограммы).
На основе этого можно сделать вывод: для становления положительной устойчивой динамики следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении грамотности всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути – достаточно эффективное средство формирования нужной грамматической основы у младших школьников.
Остается только надеяться, что сформированное умение при дальнейшем обучении в старших классах не исчезнет у детей, а еще и укрепится.
В заключение можно сделать вывод: чтобы обеспечить более высокий уровень грамотности, целесообразно применять творческое списывание на уроках русского языка младших школьников.
Обучение творческому списыванию младших школьников должно включать:
знакомство с системой орфограмм, на основе объективных принципов;
формирование комплекса орфографических умений (умение видеть орфограмму, определять ее тип и т.д.);
использовать специальные виды творческих упражнений направленных на установление орфографического навыка и умений, входящих в него.
В ходе проведения исследования было выявлено, что обучение творческому списыванию способствует повышению уровня грамотности младших школьников.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а цель исследования достигнутой.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3
ГЛАВА 1 ЛИНГВО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ.................................................................................................................7
1.1. Психолого-физиологические основы обучения списыванию...........7
1.2. Педагогические основы списывания................................................12
1.3 Творческое списывание на уроках русского языка..........................19
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО СПИСЫВАНИЯ......................22
2.1. Виды творческого списывания на уроках русского языка..............22
2.2. Анализ традиционной методики обучения списыванию.................28
2.3. Методика проведения творческого списывания..............................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................47
ВВЕДЕНИЕ
Грамотность –это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. В начальной школе закладываются основы грамотности.
В программе по русскому языку указано, что задача состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и выражать свои мысли, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь. Поэтому задача развития устной и письменной речи в начальных классах имеет важное значение.
Актуальность темы курсового исследования. Повышение уровня грамотности учащихся начальных классов определяется необходимостью дальнейшего совершенствования работы учителя по обучению младших школьников грамотному списыванию.
На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности (Ф. И.Буслаев, Н.Ф.Бунаков, И.И.Срезневский, К.Д.Ушинский, Г.М.Дьяченко и др.). И ученые ХХ века — лингвисты (И.С.Ильинская, М.В.Панов, С.М.Кузьмина и др.), психологи (Д.Н.Богоявленский, С.Ф.Жуйков, Г.Г.Граник, П.С.Жедек, В.В.Репкин), методисты (Н.Н.Алгазина, М.Т.Баранов, Н.С.Рождественский, М.М.Разумовская и др.) настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько у пишущего ребенка развита способность обнаруживать орфограммы.
Главное в работе учителя в начальной школе — научить детей учиться, развивать их речь, ум, воображение и т.д.
Существующий до недавнего времени подход к организации обучения в начальной школе, а именно одинаковость и стандартность методов и приемов, жесткость предписаний и различных инструкций — всё это привело к тому, что из школы уходило творческое начало в деятельности как учителя, так и учащихся.
Под влиянием учителей-новаторов, их находки, педагогический опыт, активные методы и приемы обучения, различные формы применения педагогики сотрудничества, в коллективах школ стало формироваться новое педагогическое мышление, новые подходы к работе с детьми, при которых в центре внимания всей деятельности учителя, классного коллектива стал конкретный ученик с его способностями и возможностями развития.
Успех обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие.
Велико значение упражнений в начальном обучении русскому языку. К.Д.Ушинский считал, что «главное центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и саму нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке…» [ 22].
Списывание—передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).
Списывание как вид орфографического упражнения способствует формированию навыков правописания только при условии специальной его организации как действия, направленного на активную орфографическую ориентировку в тексте. При этом списывание должно быть соединено с правильным слуховым анализом слова и подкрепляться его правильным произношением.
Творческое списывание — восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это всё же мир юности и период, где почва благоприятна для развития творческого потенциала и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
От учителей предметников, работающих в среднем звене школы, часто приходится слышать, что дети, пришедшие из начальной школы, не умеют писать грамотно диктанты, и даже не могут списать текст без ошибок. Называются разные причины такого положения. По моему мнению прохождение материала, протекает очень быстрыми темпами в ущерб формированию орфографических умений и навыков. Но главная причина по мнению П.С.Жедек кроется в несовершенстве самой методики обучения орфографии. При всём этом все сходятся во мнении, что уровень грамотности школьников надо поднимать. Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за обучение подрастающего поколения.
Учиться списывать школьники начинают уже в период обучения грамоте, но учителя постоянно отмечают, что в процессе его выполнения дети допускают много ошибок. В чем же заключена причина данной проблемы? Как достичь того, чтобы списывание действительно способствовало обучению и развитию грамотного письма у учащихся, а не исполняло роль чисто формального упражнения? Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Орфографические умения и навыки вырабатываются в ходе выполнения письменных упражнений: различных видов списывания, диктантов, творческих работ. Существует целая система орфографических упражнений — результат творческого труда многих поколений методистов и учителей-практиков. Самыми распространёнными упражнениями признаются диктант и списывание. Именно со списывания и начинается обучение грамотному письму, начиная с первых дней обучения в школе. Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т.к. здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений. Скажем, что результаты списывания, проводимого в конце 1 класса, оказываются низкими. Хотя списывание — тот вид упражнения, который не должен вызывать затруднений и приводить к ошибочному варианту. Поэтому возникает необходимость повышения эффективности этого вида упражнения.
Цель курсового исследования — определить наиболее эффективные методы и приёмы работы в формировании грамотности младших школьников при выполнении творческого списывания на основе психологической и методической литературы.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1) установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в методической, психологической и педагогической литературе;
2) подобрать и выбрать более эффективную методику по обучению младших школьников творческому списыванию;
3) разработать систему творческого списывания <