Контрольный этап: выявление уровня развития творческого воображения младших школьников на контрольном этапе
По окончании формирующего этапа было проведено контрольное диагностирование, при котором, так же как и на первом этапе, было предложено выполнить задание - тест Торренса «Неполные фигуры».
Цель контрольного эксперимента: определить, насколько изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующего эксперимента.
Детям вновь предложили дорисовать геометрические фигуры как и в констатирующем эксперименте. Результаты диагностики представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты творческих способностей по каждому критерию на контрольном этапе.
Учащиеся | Коли-чествен-ная про-дуктив-ность деятель-ности | Гиб-кость исполь-зования идей | Ориги-наль-ность вообра-жения | Уровень сформиро-ванности творческо-го вообра-жения (средний балл) | Предыдущий уро-вень в сравне-нии с настоя-щим (средний балл) | Отклонение (+, -) |
Ажекенова | +1 | |||||
Анисимова | +1 | |||||
Апранич | +1 | |||||
Босова | +1 | |||||
Бондаренко | +3 | |||||
Волкова | +1 | |||||
Гончарова | +1 | |||||
Изотова | +1 | |||||
Имагазыева | +1 | |||||
Корчунов | +1 | |||||
Лаврентьева | +1 | |||||
Лебедев | +1 | |||||
Маркелова | +1 | |||||
Нескреба | +1 | |||||
Разумова | +1 | |||||
Сарачева | +1 | |||||
Семенова | ||||||
Савальева | +1 | |||||
Турцева | +1 | |||||
Усачев | +1 | |||||
Урашева | +1 | |||||
Федорова | +2 | |||||
Шавалдыкова | +1 | |||||
Шаронова | +2 | |||||
Шебин | +1 |
Общие результаты диагностики творческого воображения учащихся 4 класса на контрольном этапе представлены в таблице 4.
Таблица 4
Средние показатели результатов всего класса на контрольном этапе.
Способности | Количественная продуктивность деятельности | Гибкость использования идей | Оригинальность воображения |
Первый уровень | 0% | 0% | 0% |
Второй уровень | 0% | 0% | 0% |
Третий уровень | 48% | 52% | 52% |
Четвертый уровень | 32% | 20% | 20% |
Пятый уровень | 20% | 20% | 20% |
Шестой уровень | 0% | 8% | 8% |
Итак, сделаем следующие выводы:
На контрольном этапе, по показателю «количественная продуктивность деятельности» основная масса детей с первого и со второго уровня достигла третьего , четвертого и пятого уровня. Наибольшее число детей относится к третьему уровню развития творческого воображения 12 человек - 48%, увеличилось количество детей на четвёртом уровне, что стало составлять 32%, 5 человек - 20% стали иметь пятый уровень. Количество детей, относящихся к первому и второму уровню не стало.
По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число учащихся на контрольном этапе относится к третьему уровню развития творческого воображения 13 человек и составляет - 52%, 5 человек - 20% детей также осталось относится к четвертому уровню развития, количество детей на пятом уровне увеличилось и стало составлять 20% и 2 человека – 8% стали иметь самый высокий шестой уровень развития. Количество детей, относящихся к первому и второму уровню не стало.
По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей с третьего уровня развития творческого воображения 13 человек - 52%, количество детей, относящихся к четвёртому уровню также 5 человек – 20%, на пятом уровне количество детей увеличилось и стало составлять 20% и 2 человека - 8% стали иметь самый высокий шестой уровень развития. Количество детей, относящихся к первому и вторму уровню нет совсем.
Как видно из таблицы 4, творческое воображение учащихся , учитывая сравнительно небольшой период времени формирующего эксперимента, существенно повысилось, в основном на один уровень, два случая на два уровня, один случай на три уровня. Отметим также, что ни один из учащихся не относится к первому и второму уровню что говорит о эффективности проведённой работы. Полученные данные представим на гистограмме (рис. 2).
Рис.2 Результаты диагностики творческого воображения учащихся на контрольном этапе.
Сравнивая результаты диагностик на констатирующем и контрольном этапе представленные гистограмме.
Видно, что до занятий большинство детей было со 2 и 3 уровнем воображения, были большие отличия между способными творчески мыслить детьми и менее творческими детьми. То после работы уровень развития творческого воображения сравнялся. Произошёл этот сдвиг за счёт улучшения способа выполнения задания и оригинальности детей с небольшим творческим потенциалом, а «творческие» дети показали по-прежнему высокие результаты, и даже лучше прежних. При этом уже не оказалось ни одного ребёнка со 1 и 2 уровнем воображения. Количество детей на 3, 4 и 5 уровне увеличилось, и появились дети с высоким 6 уровнем. Это, в свою очередь, говорит о положительном влиянии занятий изобразительного искусства.
Из наблюдений можно проследить, что у детей работы стали преимущественно без повторений. Хорошо просматривается у детей этой группы многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, возросла оригинальность выполнения задания. Учащиеся научились придумывать и рисовать достаточно необычные, красочные рисунки, проявлять фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.
Вывод
На основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
По итогам проведенного исследования по развитию творческого воображения способом рисования активизирует познавательный интерес, формируется эмоционально положительное отношение к процессу рисования и эффективному развитию воображения и восприятия.
Исследования подтвердили, что воображение может развиваться не только благодаря индивидуальным способностям ребёнка, а при большой направленной работе учителя на уроках изобразительного искустсва.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воображение - универсальная способность человека представлять что-то новое, перерабатывать старую информацию, представлять свое будущее, места, в которых никогда не был и многое другое.
У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.
Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно является неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка. Такими условиями являются:
-создание особой, творческой обстановки, определяющей развитие детей;
-предоставление возможности ребенку самостоятельно принимать решения при решении учебных задач, требующих максимального напряжения, когда он доходит до "пика" своих возможностей;
-предоставление ребенку свободы в выборе деятельности и заданий, как в сюжете, так и в технике, и в приёмах;
-доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка;
-комфортная психологическая и нацеленная обстановка;
-поощрение стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание нестандартных композиций;
-использование индивидуального подхода, а также различных методик, упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.
Педагог должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом, обучая школьника изобразительному искусству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -2007. - №11. - стр. 32-38.
2. Берулава М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования. // Гуманизация образования.- М. –С., 2008, №1.
3. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - С.44-51
4. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие / Л.Б. Ермолаева-Томина.
Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 1971. - №2. - С.41-46.
5 .Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 2015. - 147 с.
6. .Коменский, Я.А. Материнская школа. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Я.А. Коменский; Отв.ред. А.И. Пискунов. - М.,2016.
7.Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С.Коршунов. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.
8..Лейтес, Н.С. Ранние представления одаренности. / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2009. - №4. С.98-108.
9..Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2010. - 208 с.
10.Найссер, У. Познание и реальность. Воображение и память / У. Найссер. - М.: Прогресс, 2013. - С.141-165.
11.емов, Р.С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие основы психологии. Воображение / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008. - С.260-271.
12.Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение / О.Н. Никифорова. - М.: Наука 2007. - С.80-100.
13..Николаенко, Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
14.Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М.Грановская. - СПб.: Речь, 2014. - 517 с.
15.Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2016 - 712 с
16.Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
17.Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 240 с.
18. http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/70731/
19. https://multiurok.ru/roscrimea/files/diaghnostika-voobrazhieniia-mladshikh-shkol- nikov.html
21. http://festival.1september.ru/articles/526103/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список учащихся 4 класса.
Ажекенова Д. Д. |
Анисимова Ю.В. |
Апранич М.О. |
Босова С.О. |
Бондаренко А.Г. |
Волкова М.А. |
Гончарова А.А. |
Изотова А.О. |
Имагазыева Э.А. |
Корчунов А.В. |
Лаврентьева У.А. |
Лебедев Н.А. |
Маркелова Т.Н. |
Нескреба Ю.О. |
Разумова Р.Н. |
Сарачева Е.С. |
Семенова В.В. |
Савальева Н.Р. |
Турцева Е.А. |
Усачев В.А. |
Урашева Д.М. |
Федорова А.А. |
Шавалдыкова К.О. |
Шаронова Е.Г. |
Шебин Е.Е. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2