Росписи Рафаэля и его учеников в Ватикане.
Станца делла Сеньятура Рафаэля
Величественные фрески принесли молодому дарованию признание и славу, а также титул основателя нового направления в искусстве – «римского классицизма». Рафаэль, получивший от папы право расписывать апартаменты, начал с комнаты, носящей название Stanza della Segnatura (Зал подписей), и работы продолжались до 1511 года. Считается, что в этом зале, название которого не связано с творчеством мастера, находилась приемная папы или библиотека, и здесь Юлий II хотел видеть примирение между античностью и христианством.
Главная фреска «Афинская школа»
Станцы Рафаэля посвящены духовному совершенствованию людей и божественному правосудию. Мастером были созданы четыре фрески, из которых лучшей, по мнению искусствоведов, считается «Афинская школа». Два античных философа, Платон и Аристотель, являются центральными фигурами, символизирующими мир живущих в высших сферах идей, тесно связанных с земным опытом.
Они спорят о том, откуда берется истина, и различных методах ее постижения. Платон, воздевающий руку вверх, выступает за философию идеализма, а Аристотель, указывающий на землю, объясняет достоинства эмпирического метода познания. Персонажи фрески чрезвычайно похожи на героев Средневековья, что подчеркивает тесную взаимосвязь между античными философами и богословием того времени.
Фреска «Диспут» – это рассказ о небесной церкви и земной, и действие композиции происходит в двух планах. Бог-отец и его сын Иисус, Дева Мария и Иоанн Креститель, а также голубь, символизирующий Святого Духа, соседствуют с целой армией священников и мирских жителей, среди которых можно узнать итальянского мыслителя Данте Алигьери. Рафаэль изобразил беседы, которые ведут персонажи о таинстве причастия. А его символ – гостия (хлеб) – находится в центре композиции. По своей красоте эта роспись признана одной из самых совершенных работ в живописи. На фреске «Парнас» красуется прекрасный Аполлон, окруженный прелестницами-музами и великими поэтами той эпохи. Это воплощение идеального царства, где во главу угла ставится искусство.
Последняя фреска повествует о правосудии, и на ней в аллегорической форме изображены Мудрость, Сила и Умеренность, а также портрет самого папы Юлия II, присутствующего при основании канонического и гражданского права.
Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.
38 Творчество Франса Хальса.
Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Хальса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Хальса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.
В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.
Первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к Хальсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).
Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг.)».
В 1620-1630-х гг. Хальс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все — около 1630).
Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630).
В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639).
Не желая покидать Харлем, Хальс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам.
Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.
В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Хальс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).
В 1644 Хальс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта.
Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.
Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Крус», около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664).
В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.
Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Хальса в Харлеме.