Опытно-экспериментальное исследование: результаты и интерпретация.
В ходе опытно-экспериментального исследования ставилась цель осуществить анализ творческой реализованности студентов в ходе обучения.. Взяв за основу классификацию Б.М. Теплова, мы обратились к характеристике и выявлению таких музыкальных способностей как: ладовое чувство, слуховое представление и музыкально-ритмическое чувство. Согласно определению специальных музыкальных способностей Д.Г. Кирнарской и В.П. Анисимова, мы включили в диагностику способности такие как: интонационный слух, эмоциональная отзывчивость, осознанное музыкальное восприятие.
Доказательной базой послужило исследование, проходившее в Костромском областном музыкальном колледже и в Институте культуры и искусств Костромского государственного университета. МБОУ города Костромы «Лицей №17». В нем приняли участие по 15 студентов от обоих этих учебных заведений. Эксперимент осуществлялся в три этапа:
1. Опрос.
2. Математическая обработка полученных данных.
Прежде чем проводить пилотажное исследование, мы разработали авторский опросник. Так выглядят критерии оценки степени творческой реализованности у представителей искусства. Этот опросник представлен ниже.
1. Количество концертных выступлений за последние 12 месяцев (неважно, сольно или в составе коллектива)?
1)Больше 20; 2)Больше 12 3) Меньше 12 4)Ни одного
2. Сколько раз вам приходилось слышать слова благодарности за выступления за тот же период?
1) Раз в месяц 2)Раз в три месяца 3) Реже, чем раз три месяца; 4) Ни одного
3. Имеете ли вы работу по специальности?
1) Да 2)Нет
4. Имеете ли вы опыт работы по своей специальности? 1)да 2)нет
5. Как часто вы употребляете алкоголь?
1)Ежедневно 2) Только по праздникам; 3)Никогда.
6. Как часто вы курите?
1) Каждый день; 2)Раз в неделю; 3) Раз в месяц 4)реже чем раз в месяц) 5) Никогда
7. Как часто вы употребляете нецензурную брань?
1)ежедневно 2) примерно раз в месяц 3)Редко 4) Никогда.
8. Есть ли какие-либо помехи для вашей творческой реализации? Если да, то какие?
Показатель | Нулевой результат | Низкий результат | Средний | Высокий |
1.Количество концертных выступлений | Меньше 12 | Больше 12 | Больше 20 | |
2.Количество случаев ярко выраженной благодарности ( за сольное выступление, а также количество случаев благодарности в адрес коллектива | Реже, чем раз в три месяца | Раз в три месяца | Раз в месяц | |
3.Имеете ли вы работу по специальности | Нет | Да | ||
4.Опыт работы по специальности | Нет. | Да | ||
5.Частота случаев употребления алкоголя | Ежедневно | По праздникам | Никогда | |
6.Частота случаев курения табака. | Каждый день; 2)Раз в неделю; 3) Раз в месяц | Реже чем раз в месяц | никогда | |
7.Наличие помех при реализации в творчестве | - | Да | Нет | |
8.Частота употребления нецензурной брани. | Ежедневно | Раз в месяц | Редки или никогда. |
Подсчет результатов опроса.
При ответе на первый вопрос первый вариант ответа - три балла, второй – два балла, третий – один балл, четвертый – ноль баллов.
При ответе на второй вопрос - первый вариант – 1 балл, второй вариант – 2 балла, третий вариант – 3 балла, четвертый вариант – ноль.
При ответе на третий вопрос –первый вариант ответа – три балла, второй вариант ответа – ноль баллов.
Четвертый вопрос – 1 вариант – 3 балла, второй вариант – ноль.
Пятый вопрос - 1 вариант – 1 балл, второй – 2 балла, третий – 3 балла.
Шестой вопрос – 1,2,3 вариант ответа – 1 балл, 4 – 2 балла, 5 – три балла.
Седьмой вопрос 1) – 2 балла, 2) – 3 балла.
Восьмой вопрос: 1) - 1 балл, 2) – 2, 3) – 3.
Результаты опроса среди респондентов.
Номера респондентов | ||||||||||
Сумма баллов | ||||||||||
Люди наиболее реализованные – набрали от 18 до 24 баллов
Люди со средней степенью реализованности – от 12 до 17 баллов.
Меньше 12 – люди наименее реализованные в творческом плане.
В итоге получилось 9 человек наименее реализованных, 18 человек средней реализованности и 3 человек наиболее высшего проявления реализованности.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ.
Я, Аккуратов Никита Николаевич, проходил производственную практику с 10 мая по 5 июня 2017 года в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Костромской областной музыкальный колледж», а также в Костромском государственном университете.
Целью нашей работы стало определение степени творческой реализованности музыкальных способностей среди студентов КОМК и КГУ. Для опроса студентов, из которых состояла выборка, был разработан авторский опросник по теме исследования. Для выявления категории реализованности творческих способностей мы выявили балльный диапазон ( ниже 12 баллов – низкая реализованность, от 12 до 17 – средняя от 18 до 24 – высокая степень реализованности задатков и способностей у представителей искусства).
Основная наша задача была выполнена, и необходимые показатели были выявлены. Однако на наш взгляд, эта методика недостаточно валидна, нужно и ее усовершенствовать. А также выработать еще несколько методик в дополнение к ней. Основная причина такого результата – ограниченность во времени, а также размытость и условность понятия «творческая нереализованность». Но тем не менее. Мы все равно испытали движение вперед и ощутимый прирост эмпирических фактов в данном исследовании. Мы и дальше намерены двигаться в этом направлении, и по мере необходимости корректировать вектор своей деятельности.
В дальнейшем мы намерены провести тестирование, и в ходе его выявить, как люди понимают сам термин «творческая нереализованность».
Библиографический список .