Камаэ и го-дай-но ката основы методов боя ниндзя
Сталь Земли и Дерево леса, Закаленные в Огне и очищенные в Воде, Будут исполнителями твоих замыслов. Используя свое оружие осторожно, Берись за него только тогда, Когда этого требует жизнь...
Постоянно развивающиеся методы борьбы Тогакурэ-рю Нин-дзютсу без труда справляются с каждым изменением в технике (приемах) атак. В их основе лежит понимание поведения человека и строения его тела вне зависимости от времени. Все это дало возможность намного расширить узкие границы временно ориентированных технических приемов борьбы. Методы ниндзя учитывают все естественные физические и эмоциональные наклонности человека. Поэтому они образуют надежную и практичную систему самообороны. Подобная связь с практикой должна лежать в основе теории любой эффективной системы спортивной борьбы.
Искусство Нин-дзютсу развивалось не как самоцель и не как средство для получения спортивного звания или чисто символического поощрения, например, цветного пояса. Оно представляло скорее систему эффективных способов для осуществления тех или иных намерений личности с минимумом опасности для нее. Сущность тренировок ниндзя состоит не столько в освоении присущих этому искусству приемов боя, сколько в становлении и развитии в сознании тех ощущений, которые вызывает их применение. На различных этапах обучения в зале или снаружи в естественном окружении ближний бой сменяется приемами работы с палкой, фехтованием с мечом и приемами с веревками; это позволяет скорее развитие ощущения всеобъемлющей системы защиты, чем рассмотрение отдельных приемов независимо друг от Друга.
Правда, при использовании таких методов обучение более продолжительно, так как необходимо глубоко проработать различные ситуации, не прибегая к помощи неверных или бесполезных деталей (элементов). Но все изученное откладывает глубокий отпечаток. Казалось бы, заучивание определенного числа приемов каждой разновидности боя дает преимущество во времени, но в дальнейшем оно окажется слишком поверхностным.
При отработке приемов самозащиты различают две фундаментальные основы: дух-разум и тело. Первое основное положение состоит в том, чтобы выработать бессознательные, спонтанные реакции на атаку противника. При этом ни в коем случае не должен быть зазубрен закостенелый, раз и навсегда запрограммированный образ мыслей, например: «Сначала бить, потом думать». Напротив, должен подсознательно вызываться естественный ненапряженный ответ, образующийся в результате постоянных упражнений, и поэтому дающий возможность отказаться от сознательной предварительной умственной работы.
Подобное действие, например, можно наблюдать, когда вы поднимаетесь в гору в мощном спортивном автомобиле. Вы замечаете, что подъем становится заметно круче и переключаете скорости, разгружая двигатель. Ваши действия происходят полностью бессознательно, любое умственное вмешательство излишне.
Второе основное положение тренировок заключается в непосредственном изучении эффективных, приспособленных к ситуации приемов защиты. Познание этих физических возможностей весьма важно, так как они прежде всего определяют правильный ответ бойца на атаку противника.
Важнейшей целью тренировок в дальнейшем является все-таки программирование (выработка направленности) сознания, потому что без этого самые лучшие боевые приемы в случае опасности окажутся бесполезными.
Для овладения эффективными приемами Нин-дзютсу на тренировках необходимо в точности следовать следующим указаниям:
1. Присутствуйте всегда, во всем и во всех отношениях на сто процентов. В каждый миг направляйте мысли так, как будто для вас во всем мире ничего более не существует. Сконцентрируйтесь исключительно на вашей цели и ваших действиях. Во время тренировки не отвлекайтесь.
2. Постоянно держите центр тяжести вашего тела как можно ниже, не нарушая при этом плавности движений. Не сосредоточивайте силу в плечах или верхней части туловища.
3. Ваши движения должны быть плавными, текучими, расслабленными, а сила приема —проявляться только в последний момент. Не совершайте судорожных телодвижений, если вы хотите выполнить прием с самого начала при напряжении мышц.
4. В каждый удар вкладывайте вес вашего тела. Не пытайтесь отразить или парировать атаку только силой мускулов какой-либо одной конечности.
5. Движения ваших ног должны быть быстрыми и соразмерными. Не сохраняйте одну и ту же позицию (стойку) в течение продолжительного времени.
6. Дышите в спокойном темпе с тем, чтобы сохранить силы (или восстановить их). Во время выполнения приемов —выдыхайте, а при отходе или подготовительных движениях —вдыхайте. Не блокируйте дыхание при выполнении приемов с большими затратами энергии.
7. Постоянно следите за направлением вашего взгляда, непрерывно держите противника в поле зрения. Не сосредоточивайтесь долго на выполнении собственных приемов, чтобы вас не застали врасплох изменения в атаке или позиции противника.
8. Помните о точном прямом назначении применяемого приема. Не продолжайте лихорадочно продолжать выполнение приема, если он больше не нужен. Если нападающий освободился от вас прежде, чем вы смогли использовать захват запястьем, то для вас это —благоприятный результат, так как цель вашего намерения и состояла в том, чтобы оторваться от противника, а не выполнить ученический прием.
9. Используйте каждую минуту для повышения уровня своих знаний и укрепления сил. Упражняйтесь не только ради самих упражнений или для самодисциплины.
КАМАЭ-НО КАТА
«Форма боевых позиций» или «Камаэ-но ката» является основополагающей ката для всего последующего обучения Тай-дзютсу. Для этого есть несколько причин, которые будут изложены ниже.
Во-первых, «камаэ» как понятие —гораздо шире, чем просто «стойка». Слова «стойка» или «позиция» сами по себе несут заряд статичности, неизменности, тогда как «камаэ» —это прежде всего «движение в покое».
Камаэ —это естественное отражение вовне того психического состояния, в котором в данный момент пребывает человек. Например, человеку, который уверен в себе и своих силах и не сомневается в победе, совершенно незачем принимать вообще какую-либо специальную стойку —он будет сто ять расслабленно и естественно. Другое дело, если человек опасается агрессии и не уверен в собственном перевесе — в этом случае он совершенно инстинктивно занимает защитное положение. Таким же образом дело обстоит в случае состояния ярости или, напротив, умиротворения.
Нельзя заставить человека занимать неестественное для него положение в реальном, а не демонстративном бою —рефлексы и инстинкты окажутся сильнее, особенно на ранних стадиях обучения боевому искусству. Ниндзя уяснили это очень давно и систематизировали камаэ в соответствии с состоянием сознания, классифицировав их по системе Пяти Первоэлементов (Го-дай-сэцу).
Так, состоянию уверенности в себе, твердости и сознательного перевеса соответствует Элемент Земля (ти). К этому Элементу относятся Шицен-но камаэ, Гассо-но камаэ, Сэйдза и Фудоза.
Состоянию чувства опасности, вариативности действий и общей тактике защиты соответствует ЭлементВо<5я (суй). Под эту категорию классификации попадают Ити-нокамаэ, Итимондзи-нокамаэ, Доко-нокамаэ, Рисийо-нокамаэ и Хите-но камаэ.
Элемент Огонь (ка) представляет ярость, агрессивность и напор. Наилучшим образом его выражают Дзюмондзи-но камаэ, Косэй-но камаэ, Рисийо-фусэцу-но камаэ.
Нежелание вступать в бой или сдерживание противника без нанесения ему тяжелых травм, т. е. милосердие и доброту выражает Элемент Воздух (ветер) —Фу. Ему соответствуютХира-но ка-маэ, Хира-итимондзи-но камаэ и Хоко-но камаэ.
Из вышесказанного следует, что камаэ влияет и на последующую технику поединка, исходя из типичных движений, психоэнергетических и физических «центров силы» и т. д. каждого из Первоэлементов.
По сути, изучая каждое из камаэ, ниндзя получает целый комплекс разнообразных движений, тонко соответствующих тому или иному мгновению боя, в котором он инстинктивно оказывается, следуя, а не навязывая своему сознанию адекватные ответы.
Однако не следует думать, что камаэ —это только инстинктивные позиции. В них также занимает свое место весь боевой опыт, накопленный ниндзя в течение столетий. Все жесты, несмотря на некоторый налет мистики, строго рациональны и оптимально подходят для той тактики боя, которая диктуется состоянием сознания ниндзя. Мы постараемся подробно осветить этот вопрос при описании самих камаэ.
Нельзя рассматривать камаэ, как стойку, которую ниндзя принимает в начале боя и стремиться вернуться в нее в течение всего поединка. Состояние сознания во время схватки может меняться несколько раз, так же как и необходимость перейти к защите, атаке и т. д. Как только камаэ перестает соответствовать ситуации, от нее тут же отказываются в пользу более эффективной позиции. В этот момент происходит и подсознательное изменение в сознании, исходя из принципа «обратной связи» (т. е. если сознание заставляет занимать тело то или иное положение, то и положение тела аналогично изменяет состояние потока мыслей в уме). Здесь очевидна связь между камаэ и кэцу-ин (мистическими положениями сплетенных пальцев в методах кудзи и дзюдзи, т. н. «паль-цовками», хотя это название довольно примитивно). Так же, как сплетая пальцы, ниндзя входит в то или иное измененное состояние сознания, так и камаэ вызывают свой подход к выполняемым движениям.
Изучая базовые движения тела (кихон-гата), ученик на собственном опыте начинает понимать, что один и тот же прием, но проведенный из разных камаэ, совершенно меняет свою «окраску» —меняется ритм, использование силы мышц или веса тела и т. д. То есть одно и то же движение будет отражено в сознании как нечто разное, порой даже противоположное. Это невозможно передать словами, это нужно прочувствовать.
Как работать над камаэ-но ката?
Вначале просмотрите схему (порядок) исполнения ката. 'Затем постарайтесь запомнить и воспроизвести все движения как можно точнее. Прочувствуйте, как идея, заложенная в том или ином камаэ, проникает в вас и наполняет все тело.
Дышите ровно и ненапряженно. Выполняйте все ката в том темпе и ритме, который подсказывает вам ваше тело и подсознание. Не спешите, но и не замедляйте движение намеренно. Все должно идти непрерывно и плавно, без рывков и свойственной каратэ «угловатости».
После освоения ката работайте с каждым камаэ, выполняя в нем ту технику, которая наиболее полно отражает ваше внутреннее состояние, на которое вас подтолкнуло это положение. На этом этапе крайне необходим опытный инструктор, но если его нет, не отчаивайтесь — просто ваш прогресс будет идти медленнее. Перечитайте всю эту книгу столько раз, сколько сочтете нужным.
Стремитесь выразить себя в камаэ. Не страшно, если ваше камаэ будет немного отличаться от описанного — главное, чтобы оно действительно сталовашим. Только сделав движение «своим», можно надеяться, что оно даст вам преимущество в реальной схватке.
Порядок исполнения камаэ-но ката
Начало ката:
1-Шицен-но камаэ, 2.Гассо-но камаэ, З.Рэй, 4. Шицен-но камаэ, З.Итимондзи-но камаэ, б.Доко-но камаэ, 7.Рисийо-но камаэ, 8.Рисийо-фусэцу-но камаэ, 9.Хите-но камаэ, 10. Косэй-но камаэ, П.Дзюмондзи-но камаэ, 12.Дзюмондзи-кихон-но камаэ, 13. Хира-но камаэ, 14.Хира-итимондзи-но камаэ, 15.Ихэн-но камаэ хидари,
16-Ихэн-но камаэ миги, 17.Хоко-но камаэ, 18.Конго (Гассо)-но ка-маэ, 19.Фудоза, 20.Сэидза, 21.Сэйдза-ни рэй, 22-Гассо-но камаэ, 23. Рэй
Конец ката
Теперь подробнее рассмотрим каждое из камаэ.
1. Шицен-но камаэ (Естественная позиция). Естественная позиция (рис. 1-1а) выражает уверенность и волю, твердость духа и внутреннюю силу. Стойте естественно, руки опущены, колени слегка согнуты. Образ непоколебимого утеса посреди бушующих волн даст вам необходимое для этого камаэ чувство. Нет ничего в этом мире, что могло бы поколебать вашу уверенность в себе и несокрушимую мощь вашего духа. В практическом отношении это камаэ хорошо тем, что не дает вашему противнику повода для агрессии, одновременно подавляя его уверенность в себе и собственных силах. Если человек стоит естественно и ненапряженно перед лицом смертельной опасности, даже самый задиристый и агрессивный враг задумается о причинах подобного поведения и начнет колебаться, что с успехом можно использовать против него самого.
2. Гассо (конго)-но камаэ (Позиция «алмазной молнии») /Рэй.
Позиция рук вконго-но камаэ символизирует скрытую мощь и твердость, одновременно с кристальной чистотой помыслов и сияющей мудростью. Ритуальный поклон символизирует ваше уважение к создателям традиции и единство с ее идеями (рис. 15-15а).
3. Итимондзи-но камаэ (Позиция Единых Врат).
Защитная стойка, соответствующая элементу Вода (рис. 2-2а). Ноги расположены Т-образно, расстояние между стопами немного шире плеч. Вес тела на 70 процентов перенесен на сзади расположенную ногу, корпус развернут на 90 градусов по отношению к противнику. Впереди расположенная рука вытянута в направлении противника (пальцы в положении китэн кэн), локоть немного присогнут и направлен вниз. Сзади расположенная рука прикрывает шею и нижнюю челюсть, ладонь направлена к телу, локоть почти прижат к солнечному сплетению. Характерные ошибки:
полностью выпрямленные впереди расположенные рука или (и) нога, наклон корпуса вперед или назад, влево или вправо, опущенная или запрокинутая голова, напряжение или поднятие плеч, общая скованность.
Исключительно эффективная защитная позиция. Блоки и парирования могут проводиться как впереди, так и сзади расположенной рукой на всех трех уровнях.
Очень мобильна в направлениях уклона назад, назад по диагонали, а также в уходах с вращениями на передней или задней стопе, пропуская атаку противника мимо себя и одновременно нанося контрудар или захватывая атакующую конечность противника.
Образ волны, бьющей и откатывающейся от скалистого берега —оптимальная визуализация для этого камаэ.
4-Доко-ио камаэ (Позиция Тигра).
Цели и техника выполнения доко-нокамаэ практически идентичныитимондзи-но камаэ: та же «задняя» стойка, защитная тактика, положение передней руки. Но сзади расположенная рука занимает позицию возле головы (рис. 3-За, А) в положении боси кэн, как у лучника, натягивающего тетиву.
Подобно стреле, выпущенной из лука, кулак ниндзя разит противника мгновенно и точно. Тигр, даже не зная своего врага и осмотрительно двигающийся вокруг, всегда смотрит на него, как на потенциальную жертву, и в любую секунду, как только представится случай, вонзает в него свои когти. Это следует помнить при тренировке доко-но камаэ.
Осмотрительность не должна переходить в трусость, а потенциальная сила должна высвобождаться мгновенно.
5. Рисийо-но камаэ (позиция Льва и Дракона). Внешне рисийо-но камаэ мало чем отличается от доко-но камаэ, за исключением положения пальцев (рис. 4-4а, Б), однако внутренне позиция льва и дракона выражает вечную борьбу двух начал Ин и Йо, представленных в образах льва и дракона. Мудрость и холодный расчет соседствуют в этом камаэ с силой и мужеством. Сознание ниндзя не позволяет ему совершать опрометчивые поступки, однако в случае реальной угрозы жизни все его знания и техника пускаются в ход.
Подвижность и мощь, расчет дистанции и состояние повышенной готовности к агрессии со стороны противника — вот внутренняя суть данного камаэ.
6. Рисийо-Фусэцу-но камаэ (Позющя со связанными руками).
Глубокая передняя стойка (подобная зенкуцу-дати в каратэ) и сложенные вместе основания ладоней (как бы связанные между собой) —вот внешний вид данного камаэ (рис. 5-5а). Вес тела на 80 процентов приходится на впереди стоящую ногу, задняя нога слегка напряжена в коленном суставе и в любую секунду готова либо двинуть тело вперед, либо принять силу агрессии, как бы «амортизируя» ее и сводя на нет. Сверху расположенная рука одноименна расположенной сзади ноге. Пальцы рук слегка напряжены и готовы к атаке или защите. Исключительно действенная позиция в случае связанных рук, позволяющая одержать верх над свободными врагами, благодаря скрытой мудрости и мощи дракона и льва.
7. Хите-но камаэ (Позиция парящей птицы).Расположив руки как в итимондзи. доко или хира-итимондзи-но камаэ, поднимите впереди стоящую ногу, сгибая ее в коленном суставе и расположите ее стопу на колено опорной ноги (рис. 6-6а). Ощущение легкости и «подвешенности» не должно покидать вас при тренировкехите-но камаэ. Образ легко парящей в ночном небе совы, видящей даже -маленькую мышь на земле, или духа, танцующего в облаках, поможет войти в необходимое состояние.
Как боевое камаэ, хите-но камаэ позволяет наносить быстрые остановочные удары поднятой ногой, сделать ею шаг в любом из направлений, уходя от слишком мощной атаки, или же мгновенно «войти» в образовавшуюся брешь в обороне противника. 8. Косэи-но камаэ (Наблюдательная позиция). Высокая передняя стойка с весом тела, лишь немного переброшенным вперед, соответствующая элементу Огонь. Впереди расположенная рука поднята в характерном жесте всматривающегося вдаль человека. Локоть расслаблен и лишь слегка отведен в сторону. Другая рука сжата в кулак и находится возле солнечного сплетения. Корпус развернут под 45 градусов к противнику (рис. 7-7а).
Данное камаэ позволяет быстро атаковать, используя при этом небольшие, незаметные шаги и подшагивания, вкладывая силу в удары лишь небольшим поворотом корпуса, и сбивать возможные атаки противника как вверх, так и вниз впереди располо-. женной рукой с одновременными ударами той же или противоположной рукой.
Это камаэ подобно заслонке печи: стоит ее убрать —и пламя вырвется наружу, обжигая и уничтожая все вокруг, в особенности тех, кто слишком близко приблизился и опрометчиво попытался раздуть огонь.
9. Дзюмондзи-но камаэ (Позиция «кандзи (знака)десяти»),Положение ног в дзюмондзи-нокамаэ соответствует положению косэй или шицен-но камаэ (рис. 8-8а, 9-9а). Руки располагаются перед грудью, образуя кандзи (символ) «десять» ( яп. «дзю»). Впереди находится та рука, которая является одноименной выставленной вперед ноге.
Это камаэ позволяет буквально сносить атаки противника ударами обратной стороной кулака по суставам рук и ног и быстро идти или даже бежать на противника, нанося ему прямые разрушительные удары руками и ногами.
Крест, сформированный руками в позиции дзюмондзи, имеет очень важное значение в духовной культуре западного мира. Так же, как дьявол при виде святого креста впадает в жестокий гнев и бессилие, так ни один враг честности не может перенести присутствие креста. Это положение, которое противостоит силе скрытого зла, вынуждая показать свое истинное лицо.
Образ лесного пожара, раздуваемого ветром —правильное состояние сознания для этого камаэ. Чем больше враг пытается вам помешать, тем мощнее вы отвечаете ему.
Дзюмондзи-но камаэ —это телесный символ тех воинов, чье сердце почитает мир, тех, кто понимает значение правды и протягивает руку духу универсальной природы.
10. Хира-но камаэ («Плоская» позиция).
Это камаэ внешне практически ничем не отличается от шицен-но камаэ. Единственным внешне существенным моментом являются ладони, развернутые к противнику, как бы демонстрируя, что в них ничего нет (рис.10-10а). Однако внутреннее это положение очень отличается от естественной позиции. Если шицен-но камаэ имеет под собой уверенность и силу, то хира-но камаэ заставляет ниндзя открыть свое сердце и показать чистоту помыслов, перед которыми зло не может устоять. «Невозможно уничтожить то, чего не можешь понять и схватить». Достигая уровня сознания, соответствующего элементу Воздух (фу), ниндзя настолько возвышается над врагом, что тот просто не может причинить ему вред, настолько слабы и жалки его мысли по сравнению с духовной открытостью воина синоби.
Открытое сердце и нежелание вступать в конфликт —вот основная идея хира-но камаэ. Состояние сознания —ненапряженное, подобное тому, которое возникает в человеке во время созерцания гор, лугов, утреннего неба.
«Злой кулак не бьет по улыбающемуся лицу», —гласит китайская пословица. Возможно, ваше положение действительно заставит противника отказаться от своих намерений. Если же нет — хира-но камаэ позволяет уходить легкими свободными движениями от практически любых атак противника, свободно и легко двигаясь и временами исчезая из его поля зрения.
При работе над хира-но камаэ особое внимание следует уделить нефиксированности сознания на действиях противника, как бы «пронося» их мимо, лишь вскользь касаясь. Физически это выражается в нефиксированности взгляда (акцентируя работу на периферическом зрении), скользящих, часто с вращением уходах и «исчезаниях» за спину врага. Техника скорее сковывающая, оплетающая, чем разящая одним ударом, хотя от этого она не становится менее эффективной.
11 Хира-итимондзи-но камаэ (Широкая плоская позиция).
Эта позиция внешне очень напоминает положение фугболь-ного вратаря, пытающегося поймать мяч в воротах: ноги расставлены шире плеч, корпус слегка (!) наклонен вперед, руки разведены в сторону (рис. 11-На).
При всей своей внешней неуклюжести,хира-итимондзи-но камаэ —одно из самых мобильных и легко изменяемых камаэ. У противника создается чисто визуальное представление, что нинд-зя занимает очень большое место в пространстве, в которое просто невозможно не попасть. Однако в последний момент он вдруг замечает, что там, где только что был его противник, уже никого нет. Боковые и диагональные перекаты, повороты, уходы вниз — все это сопровождается мгновенным захватом, выкручиванием, подножкой, сваливанием и т. д.
Образ смерча, внезапно возникающего и так же бесследно исчезающего среди пустыни, обжигающего едким песком глаза по глупости попавшего сюда человека —вот ментальный образ этого воспринимающего камаэ элемента Воздух. Ничто не может противиться смерчу, разве что вовремя благоразумно не станет бороться с ним. Данное камаэ дает ощущение превосходства ума, а не грубой силы, основанное на Мудрости и Законах высшей справедливости Вселенной. «Человек, не осознающий, что означает лишить другого человека жизни, никогда не сможет понять истинной справедливости дарования жизни своему врагу».
Знание Законов Вселенной и следование их Путям дает нинд-зя «Саккацу дзидзай» —«Право убивать и право даровать жизнь». Убивая, ниндзя не руководствуется своекорыстными целями или простой жестокостью. Смерть, которую он несет —это действие, основанное на осознании законов гораздо более высокого порядка, чем законы общества, в котором он живет, это честь для недостойного врага и прямая жизненная необходимость для тех, кто защищает добро и правду и стремится к Свету. Ниндзя никогда не решает сам —кого ему убить, а кого пощадить —сама Вселенная действует через него. Он — не игрушка, он — необходимый инструмент в руках богов. Не вершитель судеб, но лишь проводник истинной справедливости. Поэтому убивая, ниндзя не загрязняет своей кармы и не чувствует угрызений совести; когда ниндзя дарует милость, сохраняя дыхание жизни, он не слишком гордится своим поступком и не хвалит себя за доброту и великодушие, ибо жизнь и смерть — аве величины, равные по своей значимости и необходимости для достижения истинной гармонии Света и Тьмы.
12.Ихэн-но камаэ (Хидари/Миги)(Глубокая передняя стойка).
Не являясь одним из часто используемых в бою камаэ, положение ихэн позволяет выработать в ученике целый ряд необходимых прикладных навыков —умение глубоко «входить» в оборону противника и мгновенно выходить, разрывая дистанцию; уклоняться простым поворотом тела, контролируя руки противника своими руками и т. д.
По положению ног ихэн-но камаэ очень напоминает рисийо-фусэцу-но камаэ, а по положению рук —ити или итимондзи-но камаэ (рис. 12-12а, 13-13а). Поскольку это положение находится сразу под двумя символами —Воды и Огня, оно попеременно может быть использовано как в атаке, так и в защите, при тренировке используя ментальные визуализации вышеназванных элементов.
Часто ихэн-но камаэ спонтанно принимается после удара, броска и т. д., требующего мощного вложения веса тела и глубокого шага. Оно позволяет контролировать последующие действия противника и предотвратить возможную контратаку в момент его падения.
13. Хоко-но камаэ (Позиция медведя).
Это камаэ исключительно важно для овладения техникой муто-дори (техника боя безоружного против вооруженного).
Ноги находятся чуть шире плеч, руки подняты вверх, ладони развернуты к противнику и направлены чуть вниз, пальцы при-согнуты в форме когтей (сякокэн). Верхняя часть тела чуть наклонена вперед, а таз немного убирается назад (рис. 14-14а).
В целом позиция действительно напоминает медведя, вставшего на задние лапы. Хотя -медведь —это животное, которое в мифологии ниндзя символизирует элемент Землю, тем не менее его характер как нельзя лучше подходит для этого камаэ элемента Воздух. Действительно, медведь никогда не убивает без нужды, а нападать его заставляет лишь крайняя необходимость. Однако его гнев страшен и лишь один его вид может остановить противника, понимающего, что у него нет никаких шансов. Внешне неуклюжий, медведь может внезапно стать очень быстрым, и каждая из его атак достигает цели.
Полное духовное превосходство и сила, черпаемая из неистощимого океана энергии Вселенной, позволяет ниндзя побеждать даже вооруженного противника. При тренировке этого камаэ следует всегда иметь в себе чувство доминирования над противником.
Мобильные перемещения, обусловленные высокой постановкой ног, невозможность для противника поразить нижнюю часть тела без того, чтобы не быть контратакованным самому, и контроль рук и головы за счет расположения рук —вот те реальные факторы, которые являются отличительными особенностями манеры боя, ведущегося из хоко-но камаэ.
Кстати, с небольшими изменениями хоко-но камаэ прекрасно подходит для человека, которому под угрозой оружия приказано поднять руки. Кажущаяся открытость и незащищенность позиции дают ниндзя реальный шанс на победу при использовании вариативной работы техники хоко.
14. Фудоза-но камаэ (Непоколебимая позиция сидя).
Эта позиция несколько отличается от позиций лотоса или полу-лотоса, известных читателю из индийской йоги. В фудоза садятся на левую пятку, поджимая ногу под себя, а правую ногу располагают как можно ближе к паху так, что внешне эта позиция кажется очень прочной и неудобной для каких бы то ни было быстрых и резких движений (рис. 16-16а). Однако это далеко не так.
Левый голеностоп, находящийся под телом, выступает своеобразной пружиной, мгновенно выбрасывающей тело в положение стоя на одном колене, с опорой на правую стопу, что позволяет мгновенно атаковать мечом, ножом или рукой в стиле йай.
Наряду с сэйдза-но камаэ, техника, исполняемая в фудоза-но камаэ является традиционной для нин-дзютсу Тогакурэ-рю и не потеряла своей актуальности даже сейчас, так как прививает практикующему целый ряд полезных навыков и базовых техник.
15.Сэйдза-но камаэ (Позиция сидя на коленях).Традиционно японское положение для сидения —сэйдза — подразумевает положение сидения на пятках, при котором колени слегка разведены, большие пальцы ног скрещены, а руки опущены на колени (рис.17-17а).
Помимо своего основного ритуального и медитационного назначения, сэйдза-но камаэ служит отличным положением для наработки мгновенной реакции, минимума перемещений при реагировании на атаку противника и рационализации техники на продвинутом этапе практики тай-дзютсу. «Состояние расслабленного ожидания» —вот, пожалуй, лучшая оценка для состояния сознания в сэйдза-но камаэ.
Следует помнить, что сяккк-тест (тест на проверку интуитивного ощущения и реагирования на внезапное смертельное нападение мечом сзади) проводится именно из сэйдза-но камаэ, так как научившись реагировать из столь неудобного положения, отразить атаку в естественной стойке не составит большого труда.
Го-дай-но ката
Ката Пяти Первоэлементов (Го-дай-но ката) является второй из трех важнейших ката Тогакурэ-рю Нин-дзютсу. Ее название далеко не случайно и вовсе не гиперболично. Подобно тому, как пять первоэлементов-символов: Земля, Вода, Огонь, Воздух (ветер) и Пустота объединяют в себе мириады вещей, так и пять простейших движений ката вбирают в себя тысячи технических действий безоружного и вооруженного боя ниндзя.
Го-дай-но ката не имеет, в отличие от большинства знакомых читателю ката, например, каратэ, лишь одну-две расшифровки каждого движения. Она, скорее, выступает как идея, основной принцип, а не конкретная техника. Объяснить это можно прежде всего тем, что ниндзя должен совершенно иначе строить свои тренировки в боевых действиях. Он основывается на логике и интуиции одновременно, а не на одном из этих аспектов, как в большинстве боевых искусств или систем самозащиты.
На чем построена данная ката?
В нее входят, как базовые движения, несколько комоэ (сидзэн, итимондзи, доко, косэй, хите),перемещения вперед-назад (нуки-оси),верхняя и нижняя защиты [дзедан и гэдан укэ)и пять ударов:
ситанкэн, китэнкэн, ура сюто, босикэн и хоко-но кэри (те си дори).
Камаэ, как позиции, уже рассматривались нами в предыдущей главе, поэтому мы остановимся, главным образом, на динамическом аспекте базовых положений по мере описания и объяснения движений ката.
Ударная (атакующая) и защитная техники очень просты для запоминания и исполнения и даже, на первый взгляд, могут показаться довольно непрактичными с точки зрения реального боя. Однако это далеко не так. Подобная традиция очень характерна для Нин-дзютсу. Под простыми, казалось бы, ничего не значащими движениями кроется сложная боевая техника, отточенная на практике в течение веков несколькими поколениями семей ниндзя.
Причем самым важным аспектом во всем этом является то, что приемы и техника не даются конкретно (как, к примеру, в известных ката каратэ или дзю-дзютсу); ученику самому предоставляется право раскрыть ее постепенно, по мере роста его физического и духовного мастерства. Считается (да так оно и есть на самом деле), что человеку достаточно по-новому, «свежим» взглядом посмотреть на что-либо знакомое и хорошо известное ему, чтобы он открыл в этом предмете или явлении что-то новое и даже необычное для себя. На этом построены многие практики Нин-дзютсу: развитие чувств, методы маскировки, искусства обезличивания и перевоплощения. Тот же метод применяется и при работе над Го-дай-но ката.
В ней есть практически все: принципы вложения силы и взаимодействия с партнером, работа с дистанцией и своевременность действий... И, конечно же, огромное множество боевых техник, а также подводящие упражнения) к ним.
Естественно, что для непосвященного в ката (т. е. в процесс, каким именно образом следуете ней работать) все, о чем было сказано выше, остается «за кадром». Он видит лишь элементарные блоки и удары и, в лучшем случае, найдет одно-два применения им на практике в том виде, в котором они исполняются*.
* Автору пришлось столкнуться с этим на практике. На одном из семинаров для желающих была передана внешняя форма Го-дай-но ката, причем методы работы с ней объяснены не были- В результате, у неправильно практикующих возникло т. н. "недоверие к технике», когда человек вроде бы знает и умеет делать определенные движения, однако использовать их на практике не может —- что ведет к совершенно непредсказуемым последствиям, вплоть до полного разочарования. Кстати, подобная тенденция встречается и на Западе, где внешнюю сторону (....?)
Так как же работать над ката ?
Вначале изучите и скрупулезно, до мелочей, отточите сами движения. На этом этапе еще рано задумываться, что именно они означают, поскольку движения еще не естественны для вас. Успокойте дыхание и в спокойной, расслабленной манере отрабатывайте все пять техник подряд. Затем повторите все сначала. За одну тренировку вы можете повторить их до ста и более раз —но не перенапрягайтесь: движения ката не должны стать для вас наказанием или обязанностью.
Сознание должно быть отпущено. Мысли, возникающие в голове, должны свободно течь. Не привязывайтесь ни к одной из них —просто наблюдайте за их непрерывным потоком. Дыхание должно быть спокойным и ровным. Незначительное напряжение (акцент) тела на выдохе при блоках и ударах должны стать для вас целиком естественным.
Поработав с ката в такой манере около месяца, слегка измените упражнение. Концентрируйте свое внимание на приливе и отливе крови в конечностях и туловище при всех изменениях, происходящих при исполнении ката: блоках, занятии камаэ, ударах, вдохе и выдохе. Растворите свое сознание в работе вашего тела; станьте едины с тем, что вы делаете. В какой-то момент вы с удивлением обнаружите, что вовсе не ваше сознание руководит движениями тела, дыхания и крови, но какая-то единая, мощная воля и энергия вначале наполняет, затем ведет и, наконец, пронизывает насквозь все ваше тело. Даже скорее не тело как таковое, а «тело, выполняющее ката». Старайтесь удерживать подобное состояние как можно дольше: оно приведет практикующего к абсолютной наполненности и слиянию с ки —энергией всего сущего, единой для всей Вселенной.
* Го-дай но ката каждый желающий .может найти в многочисленных книгах и журналах, посвященных искусству ниндзя, но методы работы снейчаше всего практически не описываются. Примером тому служит даже очень хорошая книга счхана Бо Ф. Мюнце «Традиционное Нин-дзютсу», недавно изданная на русском языке.
Достигнув такого уровня работы с самими движениями, направьте работу своего сознания на следующую цель: противника (партнера).
Рассмотрите примеры, показанные в этой книге, и внимательно их изучите, но ни в коем случае не привязывайтесь к ним как к чему-то незыблемому и неизменяемому. Если это произойдет — вы на неправильном пути. Все, показанное здесь, лишь крупица того знания, которое зашифровано в Го-дай-но ката, и ваша работа с ней только началась.
На этом этапе не помешает чисто логическое восприятие. Вы можете прорабатывать с партнером самые различные варианты подходов, уклонов, использования тех или иных атак и защит. Работайте так как можно больше, иначе вы никогда не поймете, что все приемы и комбинации просто невозможно постичь или проработать, руководствуясь лишь логикой. Их —бесконечное множество, подобно звездам в ночном небе. Сказать, что «я изучил все возможные варианты техники», равносильно высказыванию, что «я понял и знаю, что такое Вселенная». Эти высказывания равнозначны, поскольку они оба ужасно далеки от истинного положения вещей.
Для того чтобы объять это, вам крайне необходимо уяснить, что познать непознаваемое можно лишь на интуитивном уровне, поскольку обычное (логическое) мышление просто не в состоянии сделать этого, так как полагается в своих суждениях на тот опыт, который оно имеет, по типу «этого'не может быть, потому что не может быть никогда», «то, что невозможно увидеть, потрогать, ощутить на вкус и запах —не существует» и т. п.
Не стоит тратить времени на то, чтобы сто раз повторить одну комбинацию в одних и тех же заданных условиях (какая-то определенная атака, защита и т. п.) —подобный метод ужасно долог и, к тому же, абсолютно не нужен, так как не отвечает требованиям реального боя.
Почему? Объясним. Во-первых, такая «заготовка» работае