Опросник для родителей (на выявление речевых, конструктивных или пространственных наклонностей)
1. Когда начал говорить? (Первые слова. Начал говорить так же, как все, или нет?)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Легко ли заучивает стихи? (Любит ли сказки? Какие? Больше рассказывает сам или с удовольствием слушает7 Речевая память.)__________________________________________
____________________________________________________________________________________
- С какими вопросами любит «приставать»? (Что просит? Его интересы?)
____________________________________________________________________________________
- Переучивали ли на другую руку? Если да, то какие были трудности. (Необычное поведение и т.д.) Как это проявлялось?
____________________________________________________________________________________
- В какие игры любит играть? (С конструкторами, в подвижные, в сюжетно-ролевые.) В какие игры играет лучше, вовлекает друзей? Любит ли играть один: хочет ли, чтобы ему помогли взрослые во время игры? Любит ли, чтобы наблюдали за ним во время игры? Долго ли занимается одной и той же игрой?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В подвижных играх так же ловок и быстр, как другие дети?
____________________________________________________________________________________
- Рисует ли дома сам? (Как происходит процессрисования7 Много ли делает рисунков? Доводит ли начатый рисунок до конца? (Сразу или через какой-то промежуток времени.)( Подолгу ли сидит за работой? Увлечен ли процессом рисования?
_________________________________________________________________________________
- На что обычно жалуются учителя или воспитатели7 (Поведение: обидчивый, гневливый, настойчивый, хочет, чтобы постоянно хвалили). Пугается ли трудных заданий?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Увлечен ли рисованием? | Меняет ли идею в процессе работы? | Много ли деталей в рисунке?Есть ли между ними связь? | Много ли делает рисугков? | Сложен ли рисунок (интересный сюжет, композиция)? | Что пред почитает в работе | Поведение во время задания | ||||||||||||||
процесс | результат | Общение с педагогом | Общение с детьми | Эстетическое окружение | чувствительный | комуникативный | Терпимый к другим мнениям | циничный | гневливый | Пугается трудностей | разговорчивый | общительный | деятельный | самостоятельный | Любит помощь | |||||||
Материалы для диагностики творческого мышления
Сенсибилизированный опросник для определения рукости (для детей)
Ф.И.О. обследуемого ___________ Дата обследования _______________
№ п/п | Вопросы | Ответы и их оценка в баллах | ||||
Правой рукой | Любой рукой | Левой рукой | ||||
только | чаще | чаще | только | |||
+2 | +1 | -1 | -2 | |||
Какой рукой пишешь? Какой рукой рисуешь? Какой рукой бросаешь камень, мяч? Какой рукой нанизываешь бисер или складываешь башню из кубиков? Какой рукой бьешь молотком? Какой рукой режешь ножницами? Какой рукой расчесываешься? Какой рукой стираешь ластиком написанное? Какая рука при аплодировании сверху? В какой руке держишь ложку при еде? Какой рукой раздаешь карты при игре в лото и прочие игры? Какой рукой держишь зубную щетку? | ||||||
Итого: арифметическая суммабаллов |
Тест мануальной доминантности (для родителей)
І. К кому вы себя сами отнисете - к правшам или левшам?
ІІ. Како рукой вы:
- ишете;
- рисуете;
- снимаете верхнюю карту с колоды при сдаче;
- пользуетесь пробкооткрывателем;
- пользуетесь молотком;
- пользуетесь зубно щеткой;
- пользуетесь ластиком;
- пользуетесь ракеткой (бадминтон, тенис);
- пользуетесь ножницами;
- помешиваете (суп, кашу, любую жидкость и т.п.);
- носите книги, портфель, любые тяжести7
ІІІ. Есть ли у вас среди родствеников левши?
Содержание
Часть первая.................................................................................. 3
I. Мир моего «Я»: авторская концепция развития
дошкольника............................................................................ 3
1. Изостудия — особый детский мир....................................... 3
2. Маленький художник............................................................ 6
3. Роль изобразительной деятельности в общем
психическом развитии ребенка........................................... 7
4. Основы взаимодействия с детьми........................................ 9
5. Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира 11
II.
Организация творческо-образовательного процесса............. 13
1. Комплектование групп........................................................ 13
2. Индивидуально-образовательный маршрут...................... 13
3. Организация занятия............................................................ 16
4. Взаимодействие с родителями............................................ 16
III.................................................................................................
Дифференциация образовательного процесса........................ 18
1. Особый контингент студии — левши................................ 18
2. Основные направления исследования............................... 20
3. Методы исследования.......................................................... 21
4. Как рисуют одаренные правша и левша............................ 23
IV.................................................................................................
Организация психолого-педагогической диагностики......... 26
1. Этапы диагностического отслеживания............................ 26
2. Проведение констатирующей диагностики...................... 31
V.
Виды занятий и техник.............................................................. 36
1. Использование сенсорных систем ребенка........................ 36
2. Ассоциативное рисование................................................... 45
3. Релаксация............................................................................. 46
4. Медитация.............................................................................. 46
5. Фантазии................................................................................ 52
6. Игровые психотерапевтические техники.......................... 54
7. Развивающие игры с дошкольниками................................ 65
8. Арт-терапия .......................................................................... 72
Часть вторая................................................................................ 80
I. Уровни образовательного процесса.............................. 80
1. Уровень психического здоровья......................................... 80
2. Индивидуально-образовательный маршрут для детей
особой психолого-педагогической поддержки................. 99
3. Образовательный уровень.................................................. 105
4. Ступени образовательного уровня.................................... 108
5. Творческо-экспериментальный уровень.......................... 167
И. Технологии, применяемые в работе.......................... 169
1. Основные способы росписи тканей................................. 169
2. Способы закрепления готовой работы............................. 181
Литература......................................................................... 183
Приложения....................................................................... 184