Й этап: психофизической разгрузки — дети рассказывают о зрительных образах и своих ощущениях.
Занятие 2. «Мандала». 2 ч.
Слово мандала на санскрите — древнеиндийском языке означает магический круг. Основные компоненты мандалы — геометрические фигуры, сбалансированные и концентрические, сформированные вокруг центра, который предполагается, но визуально не изображается. Мандалы очень полезны: они помогаютвызвать релаксацию и установить контакт с функциями правого полушария мозга. Эта техника оказывает гармонизирующий психотерапевтический эффект, помогает снять психическое напряжение, это предварительная стадия перед инсайтом.
Руководитель заранее каждому ребенку рисует круг диаметром с человеческую голову.
1-й этап: психологическое вхождение. Кратковременная релаксация. 2-й этап: практический. Начало работы над мандалой: с центра начать рисовать самым приятным цветом; двигаясь к периферии, заполнить весь круг любыми геометрическими элементами и любым цветом; придумать название мандалы; сделать художественное описание (можно в виде диалога между художником и рисунком, монолога рисунка или сочинения истории по мандале). 3-й этап: психофизической разгрузки — описать свои чувства и ощущения.
Домашнее задание. Принести клей, ножницы и материалы для коллажа.
Занятие 3. «Волшебный сад».Коллективная работа над мандалой (работа гуашью, составление коллажа). 2 ч.
Для работы необходимо склеить 4 ватмана и начертить круг во весь лист. Дети приносят все, что можно приклеить (для коллажа). 1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация. 2-й этап: познавательный. Медитативное созерцание образов, возникающих при музыкальной визуализации; краткое обдумывание темы. 3-й этап: практический. Работа в круге (молча или в условиях
вербального контакта). 4-й этап: игровой. Коллективное сочинение сказки. 5-й этап: психофизической разгрузки — рассказ о своих чувствах и ощущениях во время работы и после ее окончания. Домашнее задание. Принести зеркало, детский крем, салфетки, вату.
Занятие 4. «Маска: мое животное»(работа с гримом — лицо и руки). 2 ч.
Для удобства работы дети одеты в темные футболки, волосы убраны под шарф или платок, в руках — зеркало.
1-й этап: психологическое вхождение. Дети смазывают лицо кремом.
2-й этап: практический. Каждый гримирует себя (лицо и руки до локтей).
3-й этап: познавательно-игровой. Монолог от имени животного с движениями тела и особенно рук; вопросы друг другу, рекомендации и советы, просьбы о чем-либо.
4-й этап: психофизической разгрузки — спокойное, медленное снятие грима.
Домашнее задание. Принести акварель.
Занятие5. «Веселые игры»(тренинг). 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. В течение 5 мин рисуем свое состояние, настроение, вешаем на стену куда хотим.
2-й этап: практический.
Упражнение 1.
Участники садятся в круг, педагог — в центре. Стоящий в круге предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком, например: «Пересядьте все, у кого есть сестры». Водящий старается занять пустое место. Водит тот, кому не хватит места.
Упражнение 2.
Участники группы становятся в шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону. Педагог: «Я буду считать, и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Работаем молча. Задача — всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее».
Упражнение 3.
Все участники садятся в круг. Педагог: «На счет 1,2,3 выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках (не договариваясь и не произнося ни слова)».
Упражнение 4.
Педагог: «Я буду называть числа; встает столько человек, какое число я назову. Работаем молча». Упражнение 5.
Участники стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону. Педагог предлагает им молча выполнить задания.
Задание 1. Встать так, чтобы самый высокий стоял в начале шеренги, рядом с педагогом, а самый маленький — в конце.
Задание 2. Стать так, чтобы ребенок с самыми темными волосами стоял рядом с педагогом, на противоположном конце—с самыми светлыми.
Задание 3. Стать так, чтобы рядом с педагогом стоял ребенок с самыми светлыми глазами, в конце шеренги — с самыми темными.
Задание 4. Стать так, чтобы рядом с педагогом стоял ребенок, родившийся 1 января, в конце — родившийся 31 декабря (т.е. расположиться по датам рождения).
Упражнение 6.
Участники садятся в круг. Они бросают друг другу мяч и называют имя человека. Тот, кто получает мяч, принимает любую позу, и все остальные вслед за ним повторяют эту позу и т.д.
Упражнение 7.
Участники становятся в круг. Педагог: «Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле будет таким, какое я скажу. Молекула выглядит так: движемся кружком, соприкасаясь предплечьями, лицом друг к другу.
Упражнение 8.
Участники садятся в круг. Каждому из них прикрепляется на спину карточка с одним словом: лампа, сон, свет, моль, облако, дырокол, ветер, дождь, вентилятор и др. Каждый по очереди подходит, к кому хочет, а тот, в свою очередь, невербальным образом объясняет то, что написано на карточке. Задача каждого понять, что написано, и сказать.
Упражнение 9.
Участники группы садятся в круг. Каждый получает карточку, на которой написано название животного. Педагог: «Прочитайте, что написано на карточке, но так, чтобы надпись никто, кроме вас, не видел». Слова на карточках: собака, петух, кошка, мышка, свинья, лягушка и др. (одинаковыми могут быть 3 карточки).
У всех завязаны глаза. Обладатели карточек с одинаковыми названиями должны собраться в группу, прибегая только к одному средству — издавать звуки, соответствующие их животному. Развязать глаза можно только по команде ведущего.
Упражнение 10.
Участники садятся в круг. Педагог: «Будем бросать друг другу мяч и говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Мяч должен побывать у каждого. Можно говорить комплименты».
3-й этап: психофизической разгрузки — нарисовать свое настроение, состояние, повесить на стену куда хочется, озвучить рисунок.
Тема «Автопортрет»
Занятие 1. «Авангардный автопортрет» (коллаж). 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Беседа о художниках-авангардистах с чаепитием.
2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм «Русский авангард»; играем в «Сильных и слабых» (бросая друг другу мяч, сначала перечисляем свои сильные качества, затем — слабые); сочиняем про свой характер сказку.
3-й этап: практический. Делаем эскизы пастелью.
4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.
Домашнее задание. Принести клей, ножницы и материалы для коллажа.
Занятие 2. 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Просмотр книг с репродукциями картин художников-авангардистов.
2-й этап: познавательно-игровой. Релаксация.
3-й этап: практический. Начало работы над коллажем.
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Изобрази свой характер телом» (каждый ребенок задумывает черту своего характера, затем движениями тела пытается ее изобразить, а дети — отгадать).
Занятие 3.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Зогенция».
2-й этап: познавательный. Смотрим слайды картин художников-авангардистов.
3-й этап: практический. Работа над коллажем.
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на того, у кого...» (называем качество личности, характера, например: ...на того, у кого строгий взгляд; ...добрые глаза и т.д.).
Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Интервью» (дети делятся на пары — журналисты и инопланетяне. Журналист с микрофоном задает любые вопросы, а инопланетянин отвечает. Желательно записать интервью на диктофон, а потом прослушать и поделиться впечатлениями).
2-й этап: познавательный. Работа над коллажем с использованием гуаши.
3-й этап: психофизической разгрузки — релаксация «Полет на
звезду». Занятие 5.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Волшебный клубок» (вопросы по материалу авангарда и художников-авангардистов).
2-й этап: игровой. Аудиотренинг «Очищение». 3-й этап: практический. Окончание работы, обобщение, советы. 4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выставки с фотографированием художника со своей работой.
Арт-терапевтическая техника (продолжение)
Занятие 6. «Путешествие на ковре-самолете». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация. 2-й этап: познавательный. Зачитывание истории путешествия, подготовленной педагогом (медитация).
3-й этап: практический. Отражение своих переживаний в виде рисунка гуашью (образы, возникающие во время путешествия); сочинение истории.
4-й этап: психофизической разгрузки — обмен впечатлениями, чувствами и ощущениями.
Домашнее задание. Принести акварель, гуашь или акриловые краски, кисти.
Занятие 7. Монотипия (работа с бумагой разной текстуры). 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Подготовка рабочего места.
2-й этап: практический. Смачиваем лист бумаги; наносим яркие мазки акварелью; большим куском помятой полиэтиленовой пленки аккуратно накрываем бумагу с еще невысохшей краской; сушим феном до полного высыхания или оставляем так до следующего занятия.
Примечание. Вместо полиэтиленовой пленки можно использовать любую бумагу, не впитывающую воду (например, алюминиевую фольгу, вощеную, оберточную бумагу из-под конфет).
3-й этап: психофизической разгрузки — сочинить историю и рассказать ее (по картинке-монотипии).
Занятие 8. «Противоположные цвета». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Медитация под необычную (например, восточную) музыку.
2-й этап: практический. Педагог предлагает выполнить несколько заданий.
Задание 1. Выберите два цвета: один симпатичный вам, другой несимпатичный — и создайте изображение.
Задание 2. Создайте два рисунка: один из цветов, приятных вам, другой — из неприятных, а затем сравните оба рисунка.
Задание 3. Используя большую кисть, с закрытыми глазами закрасьте всю поверхность листа. Открыв глаза, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем сделайте то же самое, используя другой цвет.
3-й этап: психофизической разгрузки — рассказы детей о своих ощущениях, ассоциациях, вызванных нарисованными изображениями, о своем отношении к симпатичным и несимпатичным изображениям.
Тема «Работа краской с клеем»
Занятие 1. «Волшебный замок». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Беседа «Русское деревянное зодчество» с чаепитием (новые понятия: зодчество, архитектура, зодчий, архитектор).
2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм; альбомы, читаем фрагменты сказок, в которых есть описание дворцов и замков.
3-й этап: практический. Делаем эскизы.
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Архитектор»
(один ребенок из других детей строит замок).
Занятие 2.2 ч.
Педагог заранее для детей делает краску-клей: смешивает 1 чайную ложку черной акриловой краски с 3 чайными ложками канцелярского клея. Краску можно налить в баночку из-под клея с тонким верхним наконечником на крышке.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Замок нечистой силы», в ней используется стремянка, приставленная к нескольким столам, на столах — задрапированные стулья; дети должны преодолеть препятствия; исполнить танец нечистой силы (с шифоновой тканью); каждый гримируется под сказочных персонажей, олицетворяющих нечистую силу.
2-й этап: познавательный. Смотрим книги с фотографиями архитектурных сооружений (храмов, ансамблей, часовен).
3-й этап: практический. Работаем на большом листе карандашом, краской-клеем обводим карандашный рисунок.
4-й этап: психофизической разгрузки — делимся своими впечатлениями.
Занятие 3.2 ч.
Для работы потребуются квадраты, прямоугольники, круги, треугольники небольшого размера, вырезанные из бумаги.
1-й этап: психологическое вхождение. Рассматриваем геометрические фигуры.
2-й этап: практический. Игра «Мозаичный дворец» (на лист цветной бумаги размером ватмана дети накладывают геометрические фигуры, строя дворец. У каждый только одна геометрическая фигура). По окончании работы смотрим, анализируем, придумываем историю о том, кто мог бы жить в этом дворце.
3-й этап: познавательно-игровой. Релаксация.
4-й этап: практический. Завершаем обводку краской-клеем карандашного рисунка; начинаем работу в цвете акварелью.
5-й этап: психофизической разгрузки — игра «Жмурки».
Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим книги с изображениями дворцов и замков.
2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Волшебный клубок» (вопросы по новым понятиям и терминам).
3-й этап: практический. Завершение работы в цвете.
4-й этап: познавательный. Сочиняем историю о дворце и тех, кто в нем живет.
5-й этап: психофизической разгрузки — презентация выставки родителям.
Тема «Лубок. Батик»
Занятие 1. «Птицы Сирин и Алконост» (техника батика по мотивам лубочных картинок). 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Беседа «Русский рисованный лубок» с чаепитием.
2-й этап: познавательный. Знакомство с легендами о птицах Сирин и Алконост; просматривание репродукций лубочных картинок с изображением этих птиц.
3-й этап: практический. Делаем эскизы композиции.
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Птичий переполох» (педагог раздает детям карточки с названиями птиц, дети с завязанными глазами, по команде, издавая характерные для своей птицы звуки, должны найти сородичей). Слова на карточках: ворона, воробей, гусь, сова, соловей. Одинаковые названия птиц повторяются 2—3 раза.
Домашнее задание. Принести подрамник с натянутой тканью.
Занятие 2.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим слайд, изображающий птиц Сирин и Алконост.
2-й этап: познавательно-игровой. Сочиняем историю (сказку) про птиц, увиденных на слайде.
3-й этап: практический. Работаем в цвете над эскизом.
4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация «Полет птицы».
Занятие 3.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Педагог рассказывает легенды и мифы про сказочных птиц.
2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Волшебный запах»: педагог зажигает ароматическую палочку. Дети вдыхают аромат и по нему пытаются представить образ мифической птицы (возможен вариант рисования птицы на маркерной доске), описывают ее (голова, шея, плечи, оперение, лапы, хвост, крылья).
3-й этап: практический. Начало работы на ткани (карандашом строим композицию по эскизу).
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Птичий переполох» (см. раздел «Игровая сказкотерапия»).
Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация «Утро в лесу».
2-й этап: практический. Обводим линии резервирующим составом (для холодного батика).
3-й этап: психофизической разгрузки — игры «Кораблик», «Соломинка на ветру».
Занятие 5. 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Просмотр репродукций с изображением птиц Сирин и Алконост.
2-й этап: практический. Работаем красителями, солью и мочевиной.
3-й этап: игровой. Релаксация и медитация.
4-й этап: психофизической разгрузки — смотрим на свои работы с некоторого расстояния, прищурив глаза; даем друг другу советы, учимся анализировать.
Занятие 6.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Необычные крылья»: дети складывают лист бумаги; пальцами вместо ножниц, «вырезают» крылья, разворачивают, скотчем прикрепляют на указательный палец; фломастерами или маркерами разрисовывают подушечку пальца, как голову птицы Сирин. Дальше они играют друг с другом, вступая в диалог.
2-й этап: практический. Завершение работы в цвете красителями.
3-й этап: игровой. Дети сочиняют истории про свою птицу.
4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выставки родителям.
Домашнее задание. Принести клей, ножницы, акварельные краски или гуашь.
Арт-терапевтическая техника (продолжение)
Занятие 9. «Хоровод крылатых» (коллективная работа). 2 ч.
Для работы необходим один лист ватмана, заколерованный зеленым, голубым или желтым цветом.
Материалы: гуашь, акварель, маркеры, цветные карандаши, пастель, фломастеры, восковые мелки.
Педагог заранее готовит пары крыльев из белого листа: птицы, бабочки, жука, стрекозы, самолета.
1-й этап: психологическое вхождение. Каждый ребенок из общей кучи крыльев выбирает одно понравившееся.
2-й этап: познавательно-практический. Ребенок ищет своего напарника с таким же крылом; дети начинают прикреплять крылья на лист с учетом туловища и головы; в паре работают красками или другими материалами над созданием образа; педагог напоминает детям понятие симметрия при расскраске крыльев; разрабатывается общая композиция.
3-й этап: психофизической разгрузки — детям рассказывают о своих персонажах и придумывают коллективную историю. Занятие 10. «Чернильные пятна и бабочки». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Берем чернила и капаем ими на бумагу.
2-й этап: практический. Сворачиваем лист пополам, приглаживаем, разворачиваем; преобразуем пятна в образы; дорисовываем пятна так, чтобы получился знакомый образ.
3-й этап: познавательно-игровой. Без ножниц, руками «вырезаем» из бумаги получившийся образ; играем с ним, рассказываем историю, строим диалог.
4-й этап: психофизической разгрузки — беседуем о своих чувствах, настроении.
Занятие 11. «Большая семья». Работа с глиной. 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Обсуждаем роли в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, младший сын, младшая дочка, тетя, дядя, старший сын, старшая дочка); придумываем имя своему персонажу.
2-й этап: практический. Тактильное освоение глины сжиманием, разглаживаем, формообразованием; изготавливаем шарики из глины, а затем, закрыв глаза, лепим каждый свой персонаж; если надо, лепим мебель и посуду.
3-й этап: познавательно-игровой. Разыгрываем небольшой спектакль «Большая семья».
4-й этап: психофизической разгрузки — делимся впечатлениями (удалось ли справиться с ролью, что получилось, что мешало работе).
Тема «Семья»
Занятие 1. «Моя семья» (пастельные карандаши, карандаши). 2ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Беседа «Изображение семьи художниками».
2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Волшебный клубок»: у кого клубок в руках, накручивает нитку на палец и рассказывает о своей семье; смотрим репродукции картин художников, изображающих семейные портреты; игра «Семья» (выбираем детей, играющих роли мамы, папы, бабушки, дедушки, дочки и сына; остальные дети — зрители; разыгрывается любая сценка, например «День рождения», а зрители оценивают, удались ли артистам роли; потом дети меняются местами: зрители становятся актерами, актеры — зрителями).
3-й этап: практический. Делаем эскизы композиции.
4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.
Занятие 2.2 ч.
Педагог к занятию готовит большие листы цветной бумаги разных оттенков или колерует бумагу краской.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Пантомима» (каждый ребенок по очереди мимикой и жестами изображает коголибо из членов семьи, а все остальные должны отгадать, кто это).
2-й этап: познавательный. Релаксация.
3-й этап: практический. Работа пастелью на цветных листах (компоновка).
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Кораблик». Занятие 3.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим слайд-фильм «Изображение художниками людей разного возраста, мужчин и женщин».
2-й этап: познавательный. Анализируем, отмечаем главные отличия лица старика и юноши, мужчин и женщин.
3-й этап: практический. На '/4 альбомного листа изображаем членов семьи в виде животных; работаем над образом семьи пастелью на большом цветном листе.
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на...» (...того, у кого добрая мама, того, у кого есть сестренка, и т.п.).
Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Эмоциональные портреты» (на '/4 альбомного листа дети рисуют портреты членов семьи в определенном эмоциональном состоянии).
2-й этап: игровой. Релаксация.
3-й этап: практический. Работаем над композицией пастельными карандашами.
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Дотронься до...» (вопросы, касающиеся семьи).
Занятие 5.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация. 2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм «Семейные портреты».
3-й этап: практический. Завершение работы, советы друг другу, просмотр работы с расстояния.
4-й этап: психофизической разгрузки — презентация родителям своих работ с небольшим рассказом.
Арт-терапевтическая техника (продолжение) Занятие 12. «Мои желания». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Педагог знакомит с ходом занятия. Работа выполняется маркером на небольших листах ('/4 альбомного).
2-й этап: практический. Детям предлагают изобразить на листе свои желания: путешествие, которое хотелось бы совершить; место, где хотелось бы сейчас находиться; подарок, который вам хотелось бы получить; или что бы они сделали, имея много денег, и др. Время на рисунки 5—7 мин.
3-й этап: психофизической разгрузки — дети объясняют нарисованное, задают вопросы.
Занятие 13. «Путешествие на полянку». Техника направленной визуализации. 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.
2-й этап: познавательный. Педагог рассказывает заранее подготовленную историю.
3-й этап: практический. Дети рисуют, отражая на листе красками свои переживания, возникшие в ходе виртуального путешествия.
4-й этап психофизической разгрузки: сочинение истории. Занятие 14. «Нарисуй свои ощущения».
Во время работы потребуются повязки для глаз, пластмассовые банки с разным содержимым: сухими макаронами, песком, глиной (консистенции сметаны), водой, кусочками льда, горохом, ватой, опилками, камнями, сухой травой.
1-й этап: психологическое вхождение. Педагог знакомит с ходом занятия.
2-й этап: познавательный. Дети завязывают глаза; по очереди запускают руку в банку, запоминают свое ощущение.
3-й этап: практический. Дети рисуют свое ощущение или картину, возникшую в воображении.
4-й этап: психофизической разгрузки — дети рассказывают о своих чувствах.
На занятии дети попробуют ощутить содержимое 3—5 банок.
Тема «Цветы»
Занятие 1. «Праздник цветов» (техника граттаж). 2 ч. 1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим слайд-фильм о цветах.
2-й этап: познавательный. Педагог рассказывает о народных промыслах, где изображаются цветы.
3-й этап: практический. Дети делают эскизы сказочных цветов цветными карандашами.
4-й этап: психофизической разгрузки — игры «Кошки-мышки», «Жмурки».
Домашнее задание. Принести свечу или воск (парафин), акварельные краски, клей ПВА.
Занятие 2.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.
2-й этап: практический. Смачиваем лист и по сырому листу накладываем акварельными красками мазки и пятна соответственно эскизу.
3-й этап: познавательно-игровой. Игра «Дотронься до...» (вопросы о цветах).
4-й этап: практический. Натираем свечой закрашенный акварелью лист толстым слоем; смешиваем черную гуашь с клеем, закрашиваем акварельный лист.
5-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на...» (вопросы об изображениях цветов в народных промыслах).
Домашнее задание. Принести тонкие длинные гвозди для процарапывания поверхности.
Занятие 3.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Рассматриваем принесенные гвозди.
2-й этап: практический. Наносим карандашный рисунок на черный слой краски; начинаем процарапывать гвоздем слой черной краски до акварельного слоя.
3-й этап: познавательно-игровой. Аромотерапия и медитация: зажигаем ароматическую палочку под медитационную музыку, накидываем на себя шифоновую ткань, начинаем движения.
4-й этап: психофизической разгрузки — рассказываем о своих
ощущениях. Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Выпускание пара» (рвем бумажки на очень маленькие кусочки, потом все подбрасываем).
2-й этап: познавательный. Видеотерапия (релаксация во время просмотра фильма о цветах и растениях).
3-й этап: практический. Завершение работы над граттажем.
4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выставки и рассказ детей для родителей о технике граттаж.
Медитативная техника Занятие 1.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Танец ваших рук: дети садятся на ковер, завязывают глаза; звучит медитативная музыка; дети исполняют танец руками, руки и пальцы двигаются по их желанию.
2-й этап: познавательно-игровой. Кружение: дети босиком стоят на ковре (лучше взять шифоновую ткань); звучит музыка для медитации; дети кружатся; падают (ложатся) на ковер животом вниз, глаза закрыты; после медитации они ни с кем не разговаривают.
3-й этап: практический. Дети акварельными красками рисуют свои ощущения
4-й этап: психофизической разгрузки — дети делятся своими ощущениями.
Тема «Симультанное восприятие»
Занятие 1. «Дострой изображение». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Педагог знакомит с ходом занятия. Он заранее готовит детям альбомные листы, наклеивая на них кусочек репродукции с вырезанным внутри окошком.
2-й этап: практический. Простым карандашом дети достраивают изображение, дорисовывают его.
3-й этап: психофизической разгрузки — игры «Возьми и передай» (воображаемые предметы — кирпич, горячую картошку, кошку, мяч...), «Дракон кусает свой хвост», «Тень».
Домашнее задание. Принести гуашь и кисти.
Занятие 2.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.
2-й этап: познавательный. Смотрим цветной спектр и таблицу
получения сложных оттенков. 3-й этап: практический. Начинаем работу в цвете, сочиняя
такой, который уже есть на кусочке репродукции. 4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Жмурки». Занятие 3.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Медитативные техники:
танцуем, поем; лежим молча. 3-й этап: практический. Начинаем работу в цвете, соблюдая
точность цветовых оттенков в соответствии с репродукцией. 4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Проползи через
тоннель». Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Слушаем разные музыкальные фрагменты и пытаемся увидеть в музыке цвет (какого цвета музыка); нюхаем разные запахи и пытаемся увидеть в запахе цвет.
2-й этап: практический. Завершение работы в цвете.
3-й этап: психофизической разгрузки — рассказываем о своем
настроении в процессе всей работы на четырех занятиях;
презентация выставки для родителей. Домашнее задание. Принести свадебные альбомы родителей.
Тема «Свадьба» (работа гуашью) Занятие 1.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Беседа «Свадьба в изображении художников».
2-й этап: познавательный. Рассматриваем свадебные альбомы родителей, делимся впечатлениями.
3-й этап: игровой. Игра «Свадьба»: выбираем жениха и невесту; остальные — гости; они совещаются и просят жениха с невестой выполнить какие-то поручения, задают им любые вопросы.
4-й этап: практический. Делаем эскизы композиции карандашом.
5-й этап: психофизической разгрузки — небольшая релаксация.
Домашнее задание. Попросить родителей рассказать о своей свадьбе, об играх, которые были на свадьбе, принести фотографии об этих днях, если есть — свадебное платье.
Занятие 2.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Обмен впечатлениями от рассказов родителей.
2-й этап: познавательно-игровой. Играем в игры, рассказанные родителями.
3-й этап: практический. Делаем эскиз в цвете; начинаем работу на большом листе ('/2 ватмана).
4-й этап: психофизической разгрузки — небольшая релаксация.
Домашнее задание. Принести гуашь и кисти.
Занятие 3.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра-упражнение с карточками слов жених, невеста, фата, бокал, шампанское, угощение, торт, свеча.
2-й этап: практический. Завершаем работу над линейной композицией карандашом; начинаем работу в цвете гуашью. 3-й этап: психофизической разгрузки — игра-упражнение. Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.
2-й этап: игровой. Игра «Свадебные чувства» (дети сначала по очереди, затем все вместе своим телом и мимикой показывают чувства, которые бывают на свадьбе).
3-й этап: практический. Работаем в цвете над композицией.
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на того, у кого...»: договариваемся, что темой этой игры будет свадьба и все, что с ней связано.
Занятие 5.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим слайд-фильм или репродукции картин, изображающие свадьбу.
2-й этап: практический. Работаем в цвете.
3-й этап: игровой. Игра «Сочини историю» (техника сочинений, историй с помощью игральных карт).
4-й этап: психофизической разгрузки — небольшая релаксация.
Замятие 6.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песни о свадьбе. 2-й этап: игровой. Рисование с помощью клубка. 3-й этап: практический. Работаем в цвете над деталями. 4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Прятки».
Замятие7. 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Слушаем свадебный марш Ф. Мендельсона.
2-й этап: познавательный. Смотрим репродукции картин художников, изображающих свадьбу.
3-й этап: практический. Окончание, обобщение работы.
4-й этап: презентация выставки «Свадьба» для родителей; высказывания родителей о своих ощущениях и чувствах.
Психотерапевтическое занятие. «Техника каракулей». 2ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Кладем большой лист на стол, устраиваемся вокруг; каждый выбирает мелок любого цвета (два человека не могут использовать мелок одинакового цвета).
2-й этап: практический. Каждый своим мелком рисует каракули; законченную работу передает кому-либо из детей, ребенок имеет право любым образом повернуть лист, который поочередно рассматривают все; каждый ребенок вносит в рисунок лишь линейные дополнения; все участвуют в создании законченной композиции по нескольку раз; путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.
3-й этап: познавательный. Обсуждение того, что участники видят на рисунке, какие сюжеты или образы, что привнес в коллективную деятельность каждый и как его труд повлиял на ход и результат общей работы; один из детей начинает рассказывать историю по рисунку, другой продолжает, и так до тех пор, пока группа не придет к соглашению относительно окончания рассказа.
4-й этап: психофизической разгрузки — все вместе придумывают название истории.
Итоговое завершающее занятие. 2 ч.
Занятие идет совместно с родителями.
1-й этап: психологическое вхождение. Каждый произносит по очереди добрые слова всем участникам группы.
2-й этап: практическо-познавательный. Всем предлагается на '/2 альбомного листа нарисовать по три чувства (на обратной стороне подписать название каждого чувства). Рисунки кладут все вместе, перемешивают, и каждый по очереди выбирает по одному из нарисованных чувств для интерпретации и сравнения с обозначением на обороте; каждый на '/2 альбомного листа рисует себя так, как чувствует (не обязательно портрет). По окончании работы все рисунки вывешивают на стену в ряд; путем жеребьевки группа делится на пары; идет знакомство в парах; дети рисуют своих партнеров так, как смогли почувствовать (можно метафорический портрет). Потом находят на стенке первоначальный автопортрет каждого (по очереди) и помещают под ним его портрет, сделанный партнером (один рисунок — самого автора, второй рисунок — автор глазами партнера). Идет рассуждение о том, всем ли удалось, пользуясь своими чувствами, найти рисунок своего партнера, и прикрепить свой, изображающий его.
3-й этап: психофизической разгрузки — все садятся в круг, говорят о своих чувствах на данный момент; пытаются голосом передать чувство.
Задание на лето: сделать вместе с родителями книжку «Мои чувства» с рисунками, рассказами, историями.
5. Творческо-экспериментальный уровень
Для большинства детей прохождение этого уровня начинается на четвертом году обучения. Это обусловлено тем, что дети вступают в особую возрастную группу — младших школьников, им теперь по 7—8 лет. Дети свободны в выражении своего внутреннего «Я» во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, свободны в выражении мыслей и чувств на плоскости листа бумаги, картона, ткани или в пространстве.
Появляются новые педагогические задачи:
1) ввести ребенка в художественное пространство, в ситуацию соприкосновения с мировым опытом и соотнесения с ним своего;
2) сформировать способность нестандартного видения мира людей и мира вещей для творческого самовыражения в любом материале;
3) помочь освоить различные виды искусства для использования их в арт-терапевтической практике: литературное, театральное творчество, музыку, изобразительное искусство;
4) создать условия для дальнейшего личностного роста и реализации творческих способностей;
5) помочь в адаптации детей к обществу;
6) развить коммуникативные способности;
развить рефлексивную способность.
Занятия этого уровня требуют от педагога большого мастерства, умения экспериментировать, хорошей профессиональной подготовки и определенного таланта.
На основе принципа трансформации интеллектуальной проблемы в эмоциональную, с использованием принципов развивающего обучения (по A.M. Матюшкину: проблемность, диалогичность, индивидуализация) и с соблюдением условий безоценочности, принятия, поддержки ребенка и безопасности взаимодействия строится творческо-экспериментальный уровень.
Основной его целью, как считает Е.Л. Яковлева, «является предоставление детям психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих» [29].
Арт-терапевтические техники, психотерапевтические игры и творческие изобразительные проекты в течение курса чередуются в зависимости от педагогических задач, личностных потребностей детей и желания родителей.
Основным творческим проектом может выступить тематическая выставка детских работ в технике батика с применением многообразных технологий.
Неожиданным для зрителей будет осуществление такого проекта, как инсталяция, т.е. предмет или объект размещается в пространственной среде, где он приобретает эстетические качества и характеристики. Объект сохраняет и носит провокационный характер, что способствует возможности озадачить аудиторию.
Тематика проектов выбирается самим педагогом совместно с детьми или является результатом социального заказа.
Примерные темы для осуществления проектов:
«Полет Синей птицы»;
«Я и моя душа»;
«Тайны детской души»;
«Сновидения»;
«Мои мечты»;
«В поход за Синей птицей»; «Я и мои друзья»; «Такие мы на самом деле»; «Я и мой город»; «Любовь»;
«Полет на ковре-самолете» и т.д.
Возможности арт-терапевтической техники в обеспечении личностного роста и творческого самовыражения ребенка мы описывали ранее.
II. ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ
1. Основные способы росписи тканей
В программе много времени уделяется технике росписи тканей — батику. Бати<