Занятие 4. «Настоящая картина». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение.
2-й этап: практический. Работаем в цвете (детальная прорисовка тонкой кисточкой под звуки журчащего ручья).
3-й этап: познавательно-аналитический. Учимся рассуждать, смотря на работы: выделять самую интересную по композиции, по цвету, по образности и т.д., так, чтобы все работы были отмечены.
4-й этап: психофизической разгрузки. Лежим на ковре, отдыхаем, релаксируем и медитируем. Демонстрируем работы родителям.
Тема «Батик»
Занятие 1. «Подводное царство». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Поем всю песенку: «Если видишь на картине...».
2-й этап: познавательный. Смотрим богато иллюстрированные книги по теме; игра с емкостями, наполненными водой разной температуры, в воде находятся камни, раковины, пластмассовые рыбки: выбираем себе роль и с помощью ткани, дудок, колокольчиков и других предметов изображаем обитателей подводного царства (рыбу, краба, водоросль, камень и т.д.); составляем из них картинку (по законам композиции);
с закрытыми глазами вдыхаем морские запахи (запах дезодоранта, растворенной в воде морской соли, свежемороженой рыбы, селедки); рассуждаем, какие чувства вызывают эти запахи, приятны или нет, появляются ли какие-нибудь образные картины перед глазами, если «да» — то какие?
3-й этап: практический. На 1/2альбомного листа пастельными карандашами выстраиваем композицию «Подводное царство».
4-й этап: психофизической разгрузки. Показываем в работах, где, в виде кого или чего изображены участники занятия.
Домашнее задание. Принести подрамник с натянутой на него хлопчатобумажной тканью, щетинные кисти; надеть старенькую одежду, чтобы не жалко было испачкать.
Занятие 2. «Путешествие на морское дно». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим слайд-фильм, показывающий подводный мир.
2-й этап: познавательный. Релаксация «Путешествие на морское дно» (делимся впечатлениями).
3-й этап: практический. По предварительно сделанному на предыдущем занятии эскизу выполняем рисунок простым карандашом, соблюдая законы композиции; пробуем работать анилиновыми красителями (педагог заранее грунтует полотно для техники «Свободная роспись»; на занятии ткань должна быть просушенной).
4-й этап: психофизической разгрузки — делимся впечатлениями, прислушиваемся к своим ощущениям. Занятие 3. «Цветные брызги», или «Водолей». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Играем в «Волшебный клубок» (бросаем клубок кому захотим, задавая вопрос по теме, накручивая на палец нитку; клубок должен побывать у всех; смотрим, на что похожа полученная фигура из накрученных ниток; раскручиваемся в обратном порядке по очереди, снимая нитку с пальца).
2-й этап: познавательный. Игра с музыкой (звуки льющейся воды, журчащий ручей, бушующее море, гроза и ливень, плеск набежавшей волны и т.д.): берем ткань и изображаем разный характер воды; называем оттенки воды, способы их получения.
3-й этап: практический. Продолжаем работу анилиновыми красителями.
4-й этап: психофизической разгрузки — анализируем работы,
даем и принимаем советы. Занятие 4. «Ожившая ткань». 1 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Педагог показывает фокусы с крупинками соли и мочевины на сыром красителе.
2-й этап: практический. Тонкой кистью прорисовываем детали, можно маркером; смотрим на работы с небольшого расстояния, прищурив глаз; даем советы; завершаем работу в цвете в технике батика.
3-й этап: познавательно-игровой. Релаксация со звуками моря;
поем песенки о воде во всех ее проявлениях с музыкальным сопровождением (активно двигаемся).
4-й этап: психофизической разгрузки. Приглашаем родителей, показываем и рассказываем о том, что мы делаем и что получилось.
Тема «Зима»
Занятие 1. «Здравствуй, красавица-зима». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Слушаем и поем песенку о зиме.
2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм с изображением зимы на картинах художников; на увиденных картинах перечисляем все зимние цвета.
3-й этап: познавательно-практический. Колеруем большие листы (1/2ватмана) большими щетинными кистями цветом зимы (холодными оттенками синего, голубого, фиолетового, сиреневого и др.); релаксируем под «зимнюю», «снежную» музыку; делаем на небольших листах (1/2 альбомного листа) эскизы фломастером или маркером на тему «Красавица-зима».
4-й этап: подводим итоги.
Домашнее задание. Принести беличьи кисти, гуашь.
Занятие 2. «Путешествие на Северный полюс». 1 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Исполняем песенки и стихи о зиме.
2-й этап: игровой. Имитируем зимние игры (в снежки, лепим снеговика, исполняем танец снежинок, изображаем дворника с лопатой, машину, убирающую снег, и т.п.); завершаем этап аудиотренингом «Путешествие на Северный полюс».
3-й этап: практический. Выполняем рисунок простыми карандашами на заколерованном листе (строим композицию по всем правилам: ближе — ниже и больше, дальше — выше и меньше, рисуем ажур на деревьях, кустах).
4-й этап: психофизической разгрузки — играем в снежки (сминаем
бумагу и кидаем). Занятие 3. «Зимние узоры». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение: веселые песенки, зимние игры.
2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм (анализируем все необычное в изображениях; выделяем «зимние» цвета).
3-й этап: практический. На палитре сочиняем все необычные «зимние» цвета — кто больше; слушаем музыку и подбираем к каждому ее фрагменту цвет на палитре; работаем в цвете.
4-й этап: психофизической разгрузки — играем в снежки. Занятие 4. «Моя зима». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Снег идет и кружится» (рвем на мелкие кусочки бумагу, складываем в любые емкости, затем подкидываем, наслаждаемся снегом).
2-й этап: познавательный. Смотрим и обсуждаем репродукции картин разных художников; релаксируем под «зимнюю» музыку.
3-й этап: практический. Работаем в цвете.
4-й этап: психофизической разгрузки — обсуждаем работы вместе с родителями.
Тема «Монотипия»
Занятие 1. «Чудесные превращения». 2 ч.
1-й этап: познавательно-практический. На небольшое стекло, пластик или керамическую плитку наносим произвольно любые цвета; накладываем лист бумаги или белого картона, плотно прижимаем и снимаем; смотрим, что получилось.
2-й этап: познавательный. Сочиняем сказку или историю по
изображению.
3-й этап: психофизической разгрузки — демонстрируем родителям свои работы.
Домашнее задание. Принести пяльцы большого диаметра с натянутой тканью; надеть старую одежду.
Тема «Холодный батик»
Занятие 1. «Танец, снежинок под зимними деревьями». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Слушаем звуки зимы.
2-й этап: познавательный. Рассматриваем детские книжки с иллюстрациями, изображающие сказочные снежинки и снежные деревья.
3-й этап: практический. Дети быстро на пяльцах рисуют простым карандашом танец снежинок и деревья в инее; обводят все резервом, заранее приготовленным педагогом и разлитым в специальные сосуды для работы; сушат их под сушуаром; прокрывают всю работу любым «зимним» цветом (синим, голубым, фиолетовым, бирюзовым).
4-й этап: психофизической разгрузки — устраиваем мини-выставку и приглашаем родителей.