Игра 1. «раздувайся; пузырь»
Задача игры: научить ребенка выполнению двух ролей — приглашающего в круг и приглашенного, дать возможность проявить внимание к другим детям и почувствовать на себе их внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к
партнеру.
Описание игры. Педагог подходит к одному из детей и приглашает его поиграть. Например, спрашивает: «Как тебя зовут?» или «Иван, пойдем играть!» — берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему дошкольнику. Иван спрашивает, как того звать. Называя его по имени, приглашает поиграть, взяв его за руку. Вместе дети идут дальше, и второй ребенок приглашает того, кто ему нравится. Когда все дети будут приглашены, они вместе со взрослыми берутся за руки, образуя круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый. — А теперь давайте сделаем маленький кружок». Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся!» Когда получится большой круг, педагог входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «хлоп» и сбегаются к центру.
Правила игры
1. Когда пузырь раздувается — двигаться назад и взяться за руки.
2. На слово ^«хлоп» руки разнимаются, и все бегут к центру.
3. Давать руку любому, кто тебя приглашает. Игра 2. «По тропинке Оля шла»
Задача игры: развить активное воображение у ребенка, навыки личного предпочтения в выборе партнера по собственным симпатиям.
Описание игры. Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Оля), кого заранее выбирает педагог, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующему тексту: «По дорожке Оля шла, Оля тапочки нашла». Ребята, держась за руки, идут по кругу вправо, а Оля, находясь внутри круга, — влево. «Оля тапочки примеряла, чуть надела — захромала. (Оля все слова инсценирует.) Стала Оля выбирать, кому тапочки отдать. Сереже тапочки хороши — на, надень и попляши». (Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.) Оля и Сережа пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.
Правила игры
1. Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.
2. Выбирать тех детей, которые еще не были в кругу и не плясали.
Развитие целенаправленного слухового восприятия
Этот блок игр целенаправленно развивает у ребенка способность слушать, а значит, воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в услышанном.
Игра 1. «Что я слышу»
Задача игры: развить умение прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их.
Описание игры. Педагог предлагает детям прислушаться к звукам вокруг. Можно услышать тиканье часов, голоса, доносящиеся из коридора, дыхание соседа и т.д.
Далее дети отгадывают, кому принадлежат фразы: «Открой рот и скажи: «А-а-а», «Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые взрослые», «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка — «Улица Панина» и т.п. (можно применять и звуки свистящих игрушек).
Игра 2. «Узнай меня»
Задача игры: формировать целенаправленное восприятие звуков. Детям предлагают узнать друг друга по голосу, не наблюдая говорящего.
Описание игры. Ребята сидят на стульях лицом друг к другу и по очереди произносят такую фразу: «Кто я? Назови меня». Каждый внимательно слушает и старается запомнить тембр и силу волоса говорящего, чтобы потом его отгадать. Далее один отворачивается, а педагог молча показывает на кого-нибудь из ребят, и |гот тихо подходит к водящему, кладет ему руку на плечо и гово-1Т: «Кто я? Назови меня». Если водящий отгадывает, то говорящий становится водящим. Игра продолжается дальше.
Развитие памяти
Хорошая память формируется путем тренировок, поэтому важнейшим условием ее развития являются собственные специальные усилия ребенка: запомнить что-то для того, чтобы потом
^произвести.
Игры, которые используются в этом цикле, включают в себя упоминание новых слов — понятий, фамилий, терминов (например, композиция, этюд, эскиз, натюрморт и др.), а также зрительных стимулов (картины художников, этапы рисования бабочки, получение оранжевого, зеленого и коричневого цветов и
Р.Д.).
Во время игр дети учатся целенаправленно запоминать и воспроизводить слова и понятия, появляется навык установления смысловых связей между объектами как способ осмысленного запоминания, расширяется объем памяти и внимания, постоянно идет развитие вербальной памяти.
Развитие мышления и речи
«Развитие речи предполагает расширение активного словарного запаса, развитие связной речи и формирование речевого мышления. Большую роль в развитии мышления ребенка играет умение выделять существенные признаки предметов, синтезировать Их в едином представлении, устанавливать смысловые связи и отношения и передавать их посредством связной речи», — утверждает
Д.Д. Андреева [31].
Практически на любом занятии в изостудии от детей требуется выполнение действий, в которых активно участвуют два важнейших психических процесса, неразрывно связанных друг с другом, — речь и мышление.
.Игра 1. «Ожившая картина»
Задача игры: научить детей самостоятельно определять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи ребенка.
Описание игры. Детям раздают открытки с репродукциями сюжетных картин. Предлагается выделить самое главное в картине и сказать, для чего художник изобразил этот персонаж. Далее ребенок сочиняет интересную историю по картине.
Правила игры
\. Каждому ребенку выдают отличную от других открытку.
2. Детям нельзя повторять истории других ребят.
Игра 2. «Загадай и отгадай»
Задача игры: развить у детей целостные представления об окружающих предметах, которые включают в себя не только внешние их признаки, но и их назначение.
Описание игры. Детям предлагают, походив по аудитории, выбрать любой предмет и придумать про него загадку, описывающую не только внешние признаки, но и назначение предмета. Затем все садятся в кружок, и каждый загадывающий сначала на ухо педагогу шепчет название предмета (чтобы педагог помог ребенку в случае затруднения), а потом загадывает его вслух. Отгадавший становится загадывающим.
Правила игры
1. Нельзя называть предмет просто так, нужно обязательно загадать загадку.
2. Нельзя показывать предмет до тех пор, пока дети не отгадают загадку.
Перечисленные блоки развития психических функций — формирование целенаправленного внимания и слухового восприятия;
развитие произвольного поведения и навыков общения; развитие памяти, мышления и речи — создают основу для дальнейшего успешного обучения дошкольника. Однако необходимо отметить, что описанные игры служат лишь основой для построения занятий с детьми, их можно содержательно менять в зависимости от темы занятия. Игры эффективно применяют в конце занятия, когда дети уже устали, или при смене вида деятельности в любой части занятия. Продолжительность игры 5—10 мин. Игры можно использовать в течение всего года, меняя только их тематику.
8. Арт-терапия
Специальная эстетическая чувствительность играет роль тонкого решета... и понятно, почему тот, кто лишен ее, никогда не будет истинным творцом.
Пуанкаре
Творческая деятельность используется и как психическая помощь, она стимулирует способности человека.
По мнению Н. Васиной и О. Сусловой, «сила воздействия на психофизику ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда «мировой опыт», заложенный в искусстве, соприкоснется с опытом ребенка. Вероятность этой встречи определяет педагог, работающий с ребенком» [З].
Ценность любого произведения искусства заключается в пересдаче художником своего внутреннего мира, в его эмоциональности и чувственности, причем произведение должно быть социально значимо. Поэтому чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты | его творчества. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее будет работать его воображение, тем интереснее окажется творческое самовыражение.
Анализируя изодеятельность, мы пришли к выводу, что использование в едином блоке музыки, литературы, драматургии, Изобразительного искусства, танца способствует творческой направленности ребенка.
.Л. Яковлева утверждает, что «человек, а в данном случае
ребенок, — существо общественное; его уникальная индивидуальность должна быть проявлена, представлена другим людям. Когда ребенок выражает свою индивидуальность с помощью социально выработанных средств, он выражает нечто уникальное, такое, чего не было раньше, — и такое выражение своей индивидуальности является творческим актом. Творческость есть не что иное, (сак реализация человеком собственной индивидуальности. В зависимости от того, в какой сфере и с помощью каких средств. Осуществляется это предъявление, мы можем говорить о конкретных видах творчества» [29].
Теперь рассмотрим, в каких формах ребенок осознает свою индивидуальность, с помощью каких средств он ее выражает и какие условия благоприятствуют в проявлении собственной индивидуальности, в частности поговорим об арт-терапии как методе для реализации потенциальных творческих и зачастую скрытых уникальных возможностей ребенка.
Арт-терапия — это (дословно) лечение «пластическим изобразительным творчеством». А поскольку творческий человек талантлив во многих областях , возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.
На занятиях изодеятельностью мы используем следующие техники арт-терапии: рисование, лепку, музыку, театр (работа с куклами-марионетками), работу с природными материалами, танец,
литературу, сказку.
Отдельными техниками мы занимаемся уже 5 лет, а в комплексе — 3 года.
Использование музыки
Примеры работы с музыкой
1. Встать, закрыть глаза, прислушаться к себе. Какая-то часть вашего тела вам ближе всего, почувствуйте ее, а теперь попробуйте создать звук этой части тела. О чем он говорит?..
2. У вас в руках дудочки. А теперь дудите в них, создавая музыку своего состояния. У каждого получится своя музыка. (Обязательно появится лидер, и его мотив будет служить началом создания музыка группы.)
3. Взять инструменты и попробовать сочинить музыку, соответствующую настроению.
Инструменты: банки с водой и горохом, разные виды бумаги, деревянные и металлические ложки, колокольчики, расчески, резиновые шары, бусы.
4. Сочинить музыку своего страха. Если свой страх можно нарисовать, спеть, продудеть, станцевать, то его можно уменьшить и избавиться от него.