Программы воздействия музыки на человека
Пакет | Музыкальные произведения | Воздействие на человека |
№ 1 | Бах. «Кантата» № 2 Бетховен. «Лунная соната» Прокофьев. «Соната "Ре"» Франк. «Симфония ре-минор» | Уменьшаются раздражительность и разочарование, повышается чувство бренности жизни и своей принадлежности к природе, частью которой мы являемся |
№ 2 | Шопен. «Мазурка» и прелюдии Штраус. Вальсы Рубинштейн. «Мелодия» | Уменьшается чувство тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего |
№ 3 | Бах. «Прелюдия» и фуга «Минор» Чайковский. «Шестая симфония», часть 3 Шопен. «Прелюдия» Лист. «Венгерская рапсодия» № 2 | Поднимается общий жизненный тонус: улучшается самочувствие, повышается активность, улучшается настроение |
соответствующий этому образу, и визуализирует услышанные впечатления, обыгрывая их художественными средствами. Таким образом рождается живописный или графический образ музыки. Этот образ закрепляется в памяти ребенка, обогащая его чувственно-эмоциональный опыт.
Психологи давно занимаются составлением так называемых музыкальных рецептов. Но существует большая вариативность субъективных предпочтений того или иного музыкального произведения. Это связано с нашей эмоциональной памятью: у каждого свой опыт, свои ассоциации музыкальных образов и конкретных
переживаний.
Американские специалисты под руководством Даймонта исследовали воздействие музыки на человека и выявили следующую закономерность: классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают креативные функции человека и оказывают развивающее действие. А тяжелый рок и музыка диско уменьшают объем внимания и памяти, человек в прямом смысле
«резко глупеет».
Исследователи разработали три пакета программ воздействия музыки на человека, которые мы успешно применяем в работе с
детьми.
Музыку можно использовать по-разному. Например, наигрывать, когда дети рисуют или лепят. Приятные ощущения, связанные с музыкой, стимулируют взаимодействие, позволяют повысить
уровень внимания ребенка и увеличивают его устойчивость к стрессам (фрустрационная толерантность).
Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов. Дж- Стивене дает рекомендации в области сочетания фантазии с определенными музыкальными отрывками.
Вот пример направленной фантазии: «Ложитесь так. чтобы вам было просторно, и закройте глаза. Представьте себе, что вы — неподвижное тело в глубинах моря доисторической эры. Вас окружает вода — иногда слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. Почувствуйте, как вода обтекает ваше неподвижное тело.
Развивается жизнь, и вы превращаетесь в какую-то разновидность морской водоросли или другое подводное растение. Вслушайтесь в ритм барабана, пусть звук проникает в ваши движения, пока течения колышат вас...
Теперь вы морское животное, которое ползет по дну- Пусть ритм барабана проникает в ваше тело и в ваши движения,
Теперь медленно передвигайтесь в направлении суши, и когда вы ее достигнете, пусть у вас вырастут четыре ноги и вы начнете передвигаться по суше. Ощутите свое существование и свои движения наземного животного...
Постепенно встаньте на две ноги и почувствуйте, как вы существуете и передвигаетесь по земле...
Теперь откройте глаза и попытайтесь обшаться с другими с помощью одних движений...»
Такое упражнение может быть изменено и адаптировано в зависимости от возраста детей и используемого пространства. По окончании этого упражнения дети неизменно начинают делиться своими впечатлениями. Можно предложить ребятам изобразить свои впечатления или то животное, которым они себя ощущали.
Особым терапевтическим эффектом обладают цветные шифоновые шарфы, которые мы используем при движении под музыку. Музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей. Созданная на занятии благоприятная, творческая атмосфера — выключенный свет, зажженная свеча, включенный торшер, плавающая в цветной воде свеча, звуки льющейся музыки и благоухающий запах — настраивает детей на индивидуальный воображаемый образ. Ребенок ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств. Мы предоставляем возможность выбора художественного материала: тяжелая гуашь и легкая акварель; мягкая пастель н жесткие цветные карандаши; разный материал для коллажиро-вания: картон, фольга, ткань, пленка, мех, бумага, разная но формату. Свобода выбора активизирует креативность ребенка. Подтверждением этого служат необыкновенные творческие изобразительные работы. В них и буйство цвета, и выразительность форм, и зажигающее движение.
Еще пример использования музыки на занятиях. Громко включена мелодия «Поющие барабаны». Это зажигающая своим ритмом И темпераментом музыка. Детям предлагается взять музыкальные инструменты и дополнить новыми звуками мелодию, уловив ее темперамент. Среди «инструментов» банки с водой, бутылки с горохом, металлическая и наждачная бумага, деревянные и металлические ложки, бубны и колокольчики, стиральные доски, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы, бумага разной
фактуры.
Музыка настолько поглощает детей, что они начинают активно двигаться по комнате, выбивая такт и ритм импровизированными инструментами.
Находясь в своеобразном творческом трансе, дети начинают рисовать огромными кистями и гуашью. Бумага везде: на полу, на столах, на стульях, на стене. Художественная ценность полученного произведения не столь важна — дети получают эмоционально-чувственный заряд и выплескивают свои эмоции. В группе появляется звуковой лидер. Он задает темп и ритм музыки, остальные их подхватывают. Чувствуя поддержку группы, лидер пускает в ход всю свою изобретательность и воображение, даже
не будучи музыкантом.
Таким образом, на занятиях музыкальное пространство и мелодия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать.
Вкус. Как отмечает В. Оклендер, «язык — важный орган человека, хотя мы часто это недооцениваем. Язык обладает высокой чувствительностью и позволяет понять, какая вещь — сладкая или горькая, кислая или соленая» [18]. Язык позволяет не только различать вкус, но и ощущать что-то комкообразное или жесткое, твердое или мягкое, горячее или холодное. На занятиях с детьми мы говорим о вкусах, обсуждаем приятные и неприятные ощущения от пищи, пробуем разнообразные корешки, семена, фрукты, овощи, растения, зерновые, орехи и др., сравниваем их вкус и рисуем.
Занятия проходят следующим образом. У ребят завязаны глаза. Это сделано для тою, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Скажем, если глаза будут открыты, то ребенок, пробуя корешок петрушки, непроизвольно свой зрительный образ будет связывать с ее вкусом. Блокирование зрительною канала дает возможность ребенку понять свои ощущения, как бы заглянуть внутрь себя, а затем оформить свое чувство в художественный образ. Детям предоставляется свобода выбора художественных материалов. При работе с цветом повязку снимают и следуют своим ощущениям, оформляя их в цвете любым материалом: гуашью, акварелью, с помощью распылителя, пастелью или карандашами. Именно таким образом наши ощущения от вкуса преломляются в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей, в которой вкусовой образ является главным героем.
Запах. Мы говорим с детьми о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Приносим на занятия предметы с необычными запахами: ветки сосны и тополя, мыло, духи, кусочек копченой рыбы, цветы, крем и т.д. Обсуждаем самые приятные и неприятные запахи. Рассказываем о своеобразных открытиях, которые совершили с помощью запахов. Например, гуляя в лесу, мы вдруг ярко ощущаем запах грибов, озираемся по сторонам и находим лесной дар.
Детям нравится тренировать орган обоняния. Мы играем следующим образом: педагог где-нибудь в кабинете прячет ароматизированную палочку, предварительно ее зажигая для усиления запаха, а дети, глубоко вдыхая воздух, ищут ее.
Интересны занятия под общим названием «Что нам подскажет запах?». В пузырьки с темным стеклом мы помещаем вещества с характерными запахами — духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновую корку, мяту, бензин, чай и др. Дети сначала учатся правильно нюхать вещества: держа емкость на небольшом расстоянии от носа, втягивают ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребята нюхают все пузырьки, выбирая тот запах, который наиболее понравился. Запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений. Закрыв глаза, ребенок вдыхает аромат. Бывает, что дети начинают непосредственно общаться с запахом: они что-то у него спрашивают и, подставляя ухо к баночке, ждут ответа. Получив воображаемые рекомендации от запаха, они начинают работать над созданием чувственного образа. С помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук рождаются рисунки. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Сочиненная история усиливает и конкретизирует чувственный образ на бумаге.
Процесс создания зрительных, а затем изобразительных образов на бумаге от услышанного звука или музыки, от прикосновения к какой-либо поверхности, от вкуса или запаха осуществляется путем синестезии. Синестезия — это явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.
2. Ассоциативное рисование
Детям предоставляются разнообразные материалы на выбор:
бумага разного формата, гуашь, акварель, масляные краски, анилиновые красители, пастель, карандаши — цветные, акварельные, пастельные, гелиевые ручки, фломастеры, кисти и все, находящееся вокруг ребенка, что бы он желал применить в работе в качестве художественных материалов.
Предлагаем детям следующие темы для рисунков: мой дом, мама, моя любовь, мое сердце, детство, защита, я и группа, сила, слабость, полет, хочу, не хочу, мой страх, радость, свет,
тепло, фонтан и др.
Дети получают удовольствие от приборов, используемых на занятиях, — секундомеров, различных счетчиков, таймеров.
Педагог может предложить:
«Сейчас мы будем в течение минуты смотреть на этот цветок. Мы засекаем время по секундомеру, и по истечении времени вы должны нарисовать не цветок, а те чувства, которые испытываете, глядя на него, или то, что почувствуете, когда закончится время».
«Проделайте некоторые дыхательные упражнения; изобразите теперь то, что вы чувствуете».
«Нарисуйте счастливые, мягкие, печальные, сердитые, испуганные, радостные, озорные и всякие другие линии».
Можно попросить ребенка сделать последовательно серию рисунков, иллюстрирующих сиюминутные чувства, а затем эти же чувства в преувеличенном виде в форме линий.
«Нарисуйте каракули, отыщите в них картинку. Что вы увидели? Расскажите историю».
«Нарисуйте себя в виде зверя и обстановку, в которой вы оказались».
«Просто водите рукой по бумаге и делайте с ней что угодно. Затем посмотрите, как теперь выглядит лист бумаги».
«Нарисуйте себя такими маленькими, какими вы были в раннем детстве».
Эти упражнения могут быть длительными и самостоятельными, с подробным обсуждением рисунков, проигрыванием и обыгрыванием нарисованных ситуаций и образов. Если у ребенка возникает какой-то стереотип, предложите ему поупражняться в действиях и образах, противоположных тем, к которым он привык.
3. Релаксация
Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность. Воображение служит хорошим помощником для расслабления. Маленькие дети любят выполнять такие упражнения.
Педагог говорит: «Давайте притворимся, что мы свечки на торте. Мы все разноцветные: оранжевые, желтые, зеленые, красные, голубые, фиолетовые, белые. Поначалу мы стоим высокие и прямые. Мы выглядим совсем как деревянные солдатики. Тела наши крепкие. Огонек над головой припекает все сильнее и жарче. Вы начинаете плавиться. Сначала падает голова... Теперь плечи... руки... Воск, из которого вы сделаны, медленно тает. Ваши ноги оседают... и медленно... медленно... вы становитесь лужицей воска на полу. А теперь поднимается холодный ветер и дует на вас: ф-ф-у... ф-ф-у... ф-ф-ф-у-у-у, и вы снова становитесь стройными и прямыми». В другом упражнении вместо свечек на торте можно притворяться снежной бабой. Эти упражнения лучше выполнять стоя на ковре, потому что в конце упражнения дети ложатся на пол.
Хорошие результаты дает и расслабляющее, приятное, контролируемое фантазирование. Дети лежат на ковре, им предлагают закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место — знакомое и нравящееся им или то, которое они себе таким представляют. Через некоторое время дети по просьбе педагога мысленно возвращаются в комнату. Их переживания снимают напряжение, делают детей расслабленными и вновь способными к действию.
Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы: шелест листвы, шум дождя, ветра, раскаты грома, звуки набегающей волны и т.п.
После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать и воображать, они готовы неординарно мыслить и творить.
4. Медитация
Психотерапевтическая практика В. Оклендер показала, что «медитация представляет собой превосходный способ обучения релаксации. Дети обнаруживают хорошие способности к медитации» [18]. Медитация тесно связана с понятием концентрации. Медитация возвращает человека к его сущности.
Вот одно из упражнений, приведенное в книге Д. Росман:
«Закройте глаза и ощутите себя в океане голубого цвета; почувствуйте и поверьте, что вы — волна в этом океане, струящаяся вверх и вниз; вы медленно поднимаетесь и спадаете, как волны. А теперь ощутите, что вы растекаетесь и исчезаете... Теперь вы составляете одно целое с океаном голубого цвета, в котором больше нет волн, нет разницы между вами и океаном. А теперь прислушайтесь... медленно вслушайтесь в себя... слушайте голос океана у себя в голове и ощущайте себя одним существом с этим голосом. А сейчас звук затихает, и вновь возникает волна, совсем так, как волна в океане, которая вновь появляется, после того как исчезла, образует другую волну, а затем еще и еще, пока они не начинают наползать на берег, и тогда мы откроем глаза».
Это упражнение хорошо раскрывает чувственный мир ребенка. Дети еще некоторое время лежат на ковре, а затем каждый, следуя своим ощущениям, начинает двигаться по комнате подобно волнам в океане. Невероятный эффект дает специально подготовленная атмосфера в комнате: приглушенный или выключенный свет, зажженная свеча или включенный торшер, музыкальный фон звуков набегающей волны, емкости с водой разного цвета, запах рыбы — все это раскрепощает творческий потенциал детей.
Когда ребенок исчерпал себя в движении, он переходит к работе над изображением. В качестве художественных материалов предлагаются большие листы бумаги или картона, большие кисти и гуашь. Работа проходит очень эмоционально, живо, шумно. Изображаются невероятно фантастические образы моря и волн. Это упражнение может быть вполне самостоятельным, а его результатом — выполненная композиция на бумаге. Упражнение может выступить как один из элементов занятия на тему «Жизнь океана». В этом случае на тему отводится два занятия: на первом используется все описанное выше, а на втором дети уточняют выполненную (нарисованную) композицию тонкими кистями, детализируют ее.
Можно модифицировать упражнения айкидо, которые помогают детям ощутить себя сильными, спокойными и сосредоточенными. Одно из таких упражнений заимствовано из психотерапевтической практики В. Оклендер.
«Встаньте, сядьте или лягте — поза несущественна. Закройте глаза. Сделайте два глубоких вдоха, каждый раз шумно выдыхая воздух. Теперь представьте себе, что прямо у вас над головой висит светящийся шар. Он не соприкасается с вашей головой, а плавает в воздухе над ней. Шар круглый и сияющий, полный света и энергии. Теперь вообразите, что лучи света от шара направлены на ваше тело. Шар испускает лучи постоянно. В нем избыток энергии. Эти лучи, эти потоки света проникают в ваши органы через вашу голову. Они проникают легко, без труда. Представьте себе, что каждый луч направляется в какую-то часть вашего тела. Представьте, что один из лучей проходит через вашу голову, шею, плечо, в левую руку, опускаясь к пальцам, к кончикам пальцев, и излучается из них в пол. Другой луч проникает в вашу правую руку и излучается из нее. Еще один луч проходит по спине, другой — по груди и животу, следующие — по бокам. Один из лучей идет в вашу левую ногу, другой — в правую. Ваши внутренние органы омываются лучами света, пока вы не почувствуете, как лучи проходят по всем вашим органам, эти лучи теплые и приятные. Как только вы насытитесь ими, медленно откройте глаза».
Пластика движений. «Маленький ребенок использует резервы своего тела полностью», — утверждает В. Оклендер [18]. Кажется, что запас энергии у ребенка неисчерпаем и он полностью отдается любой двигательной активности. Иногда испытывает трудности, но все равно не сдается. Он пробует вновь и вновь, тренируясь до тех пор, пока, к своему удовольствию, не достигает успеха.
Бывают такие моменты в детстве, когда что-нибудь начинает мешать двигательной активности ребенка. Ограничивать активность могут и родители, и воспитатели детских садов, и школьные учителя. Поэтому наша задача — найти способы помочь ребенку снова обрести полноценное ощущение своего тела, знание и умение использовать его. Это важно потому, что движения являются одним из видов восприятия окружающей действительности, с их помощью ребенок в раннем детстве познает мир.
По мнению В. Оклендер, «дыхание составляет важный аспект осознания своего тела» [18]. Мы исследуем разницу между тем, что способны делать, когда сдерживаем дыхание, и тем неизмеримо большим, что можем сделать, когда дышим полной грудью. Испытываемые ощущения мы предлагаем детям зарисовать и проговариваем.
Метод отождествления себя с тем, что рисуем, активно используется на занятиях. Здесь уместно привести высказывание одного средневекового китайского художника: «Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом». Очень важно уметь вступить в диалог с природой, почувствовать ее и перевести чувства на «человеческий» язык или на лист бумаги в виде художественных образов, в каком-то смысле даже отождествить себя с природой.
Мы используем упражнение «Кошечка», когда дети вживаются в представляемый образ, отождествляют себя с ним с помощью движений, присущих животному. Свои ощущения они закрепляют рисунками.
«Люди очень любят кошек. Они добрые, мягкие, игривые животные. Когда человеку грустно, он берет в руки котенка, гладит его, разговаривает с ним, а котенок жмется, урчит и мурлычет... Сейчас и мы представим себя такими котятами, веселыми и чуть озорными.
Ложитесь на коврик, покатайтесь с животика на спинку, поднимите ножки и поиграйте, как с клубочком...
Почешите за ушком.
Сядьте на задние лапки, посмотрите на свой хвостик и весело-весело поиграйте с ним.
Ложитесь на бочок, свернитесь клубочком... Кошечка поиграла и легла отдохнуть.
Закройте глаза. Снится котенку сон. Он сидит у теплой печки, потрескивают дрова,
пахнет теплым молоком и хлебом. Котеночек принюхивается, облизывается, ему тепло, уютно и приятно... Мама-кошечка нежно лижет его ушки, лобик, носик, щечки, ротик и приговаривает: «Ты красивый, добрый, тебя все любят, оберегают, радуются твоим успехам. Ты все понимаешь, много знаешь, любишь своих родителей и друзей, веришь в себя». Мама щурит глазки, а котеночек ровно, спокойно дышит. Вдох — выдох, вдох — выдох. Кошка гладит котеночку лапки, животик, спинку. Как хорошо дома! Уснул котенок, растянулся во сне. Сладко улыбается, потягивается и мурлычет: «Мур-мур, мур-мур-р-р...»
— Эй, котик, вставай, хватит спать.
— Ты бодрый, тебя ждут твои друзья.
— Тебе будет весело с ними играть, прыгать и бегать.
Дети весело и игриво рисуют образ котенка, которым себя представляли. Это упражнение хорошо развивает воображение, концентрирует внутренние резервы организма. То, как мы играем в игры, во многом говорит о том, каковы мы в жизни. А то, как мы управляем телом, тесно связано с нашей способностью к самоутверждению.
Эта связь хорошо прослеживается в процессе упражнения, в
котором используется поэзия хайку. Упражнение заимствовано из
практики психотерапевта В. Оклендер.
Первая строка хайку произносится вслух, и ребенок, выполняющий это упражнение, стремится при помощи какого-либо движения выразить слова, которые он услышал. Затем читается следующая строка и делается новое движение и т.д. Например:
Тает мягкий снег Далеко в дымке гор Карканье ворон |
(тело медленна оседает на землю) (одна рука в широком размахе, другая в это время совершает волнообразные движения, голова опускается к коленям, затем корпус поднимается, руки вытягиваются) (поза летящей и кричащей птицы)... |
Это сложное упражнение, его стоит проводить с детьми, которые приобрели навыки подобной работы. Следующее упражнение проще.
Стихи Мацуо Басе:
Ива склонилась и спит ( волнообразные движения вытянутой вперед рукой; вытянувшись как можно больше, постепенно приседаем и обхватываем руками колени)
И кажется мне, соловей на ветке (руки распростерты вверх, руки в стороны, чуть перебирая ноги)
Это ее душа (здесь движения у каждого свои и отличные от других в зависимости от ассоциаций).
Поначалу движения могут быть вычурными, неестественными, но с приобретением опыта они становятся плавными, широкими, более непринужденными и разнообразными.
Вот несколько стихотворений Басе, которые можно использовать для выражений движениями, а также для работы с воображаемыми картинами. Их можно изображать, а затем рисовать. Иней его укрыл, Стелет постель ему ветер. Брошенное дитя.
Тихая лунная ночь.
Слышно, как в глубине каштана
Ядрышко гложет червяк.
На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер.
Движения осуществляют под музыку. Это может быть ритмичная, плавная, неопределенная, быстрая, тяжелая музыка. Чем больше вы подберете отрывков, отличных друг от друга, тем интереснее наблюдать за движениями детей. Иногда музыка настолько захватывает, что они начинают двигаться вместе.
Они делают движения лежа на полу, изображая червяка, змею, солдата, собаку, шпиона, раненого и др. Много движений выполняются стоя. Например, один ребенок задумал передать движение животного, а другие дети отгадывают и повторяют их. Часто используются движения с закрытыми глазами; дети представляют, что они в темной комнате и осторожно пробираются на ощупь, или что их окружают мерзкие, скользкие существа, или что они недалеко от солнца и боятся обжечься.
Упражнение по рисованию каракулей помогает в выражении любого образа движениями тела, поэтому его уместно проводить перед движениями. Хорошо дополняют эти занятия итоговые рисунки.
Все эмоции имеют физическое выражение. Наши мышцы реагируют на страх, гнев, радость, счастье по-разному. Но обычно у большинства людей страх и неуверенность ощущаются где-то чуть ниже пупка, а от счастья многие прыгают, смеются. На занятиях дети открывают пути выражения эмоций вовне, а не затаивают их внутри себя. Лучший метод для этого — сочинение какого-либо рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, гнев) с последующим отражением этого чувства в
движениях.
Иногда после рисования мы с детьми принимаем позу или
проделываем движения, которые воплощали бы нарисованное. В результате сильные и слабые стороны их натуры, то, что спрятано глубоко в душе, находят выход в двигательной экспрессии. Движение может быть важным средством продолжения самовыражения после занятий с глиной и тестом, изготовления коллажей, живописной работы.
Удивительно интересны и эффективны для самовыражения
упражнения с использованием простыней, разработанные Г. Кастилье. Простыня может применяться в самых различных целях:
она ограничивает особое, безраздельно принадлежащее ребенку пространство, в котором он может лежать и которым может защититься. В простыню можно заворачиваться. С ней можно фантазировать или танцевать. Когда ребенок лежит на своей собственной простыне или под ней, в мир его фантазий пространство проникает быстро и легко.
Вот одно из таких упражнений:
Сядьте в кружок, касаясь друг друга.
Набросьте на голову простыню.
Теперь постарайтесь подумать о том, как себя чувствует человек,
когда он никому не нужен.
Вы знаете, что сидите в кружке. Если вам захочется, вы можете выйти из него, двигаясь очень медленно. Найдите место, где захочется
остаться.
Вы совсем один. Рядом никого пет. Только вы, простыня и пол.
Побудьте некоторое время в одиночестве.
А теперь лягте па пол, накрывшись простыней. Завернитесь в свою простыню как можно плотнее. Будьте неподвижны.
Ощущайте простыню вокруг себя.
Теперь перекатывайтесь по полу. Если вы наткнетесь на кого-нибудь и вам захочется по-прежнему побыть в одиночестве, откатитесь в сторону. Если же вам захочется побыть с кем- то рядом, оставайтесь с тем, кого вы коснулись.
Возвратитесь в кружок. Обсудите, что произошло. Как вы себя чувствуете в одиночестве?
Напоминает ли вам это о том времени, когда вы действительно были одиноки?
Что вы чувствовали, когда ощущали прикосновение к себе других после того, как вы были в одиночестве?
После упражнения ребятам предлагается работа акварельными красками на больших листах бумаги. Акварель — очень подвижная, податливая, прозрачная и легкая краска. Качества акварели могут необычайно правдиво и тонко выразить нахлынувшие на детей чувства. Работа на ткани в технике свободной росписи тоже способна передать эмоциональное состояние детей.
Простор для фантазии и самовыражения в движении тела открывает прозрачная ткань (например, шифон) разного цвета. Ею можно обертываться, ложиться на нее, завертываться в нее, крутить вокруг себя в танце. Детям предлагается превращаться в разных персонажей, двигаясь под разные мелодии, а затем, когда ребята освоятся и почувствуют свое тело, им можно предложить танцевать собственный танец под музыку, идущую из глубины души. Затем ребята или рассказывают о своих ощущениях, или работают над созданием изобразительной композиции акварелью или в технике свободной росписи на ткани.
5. Фантазии
Мы убеждены в чрезвычайной ценности фантазии для развития детей. Д. Зингер и другие авторы провели многочисленные исследования, которые достоверно показали, что дети, способные к игре воображения, имеют более высокий показатель интеллекта (Щ), легче преодолевают трудности, а развитие способности к воображению улучшает их адаптационные возможности и процесс обучения.
Процесс фантазирования, а именно то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он избегает, а также узнать, что можно ожидать от него в будущем, исходя из его фантазий. Мы создаем условия, способствующие фантазированию. Детские фантазии — своеобразное выражение чувств, а ведь в чувствах ребенка выражается его истинная суть. Дети возводят мир фантазий, потому что они обнаруживают, что в их реальном мире им трудно жить.
На занятиях мы используем много видов материала, стимулирующих фантазию. Вот приемы направленных фантазий.
Мы рассматриваем изображение паука и фотографию паутины для того, чтобы продолжить рассказ. Начинается рассказ с таких слов: «Жил-был паук, который пытался соткать паутину в дождливый ненастный день. Тогда...» И каждый ребенок по очереди что-нибудь добавляет к рассказу. После того как рассказ закончен, дети начинают рисовать то, что они думают о пауке, ткущем паутину. Далее ребята с удовольствием рассказывают историю про паука и показывают свои рисунки.
Еще одно упражнение. Берем стекло с закругленными краями, чтобы не порезаться (стекло можно заменить пластмассовой доской). Наносим на плоскость стекла густые мазки акварельной, гуашевой или темперной краской любых цветов и какой угодно формы. Далее, пока краска не высохла, прикладываем к ней лист бумаги, белого или цветного картона. Плотно прижимаем его к стеклу. На бумаге получается цветной отпечаток. Детям предлагается самостоятельно сделать монотипию, внимательно рассмотреть полученное изображение; если есть необходимость, то тонкой кистью сделать некоторую конкретизацию образа. Рассказанная история служит завершением упражнения.
Далее дети по предложению педагога представляют себя разными животными: они начинают двигаться соответствующим образом, издавать звуки, свойственные данному животному, рассказывают то, что чувствуют, сочиняют историю о своем животном.
В арсенале педагога имеется «волшебная палочка», которую мы используем при игре с фантазиями. Стоит только поднять палочку или прикоснуться ею к кому-нибудь — и начинаются чудеса. Дети с большим удовольствием дотрагиваются палочкой до педагога, и он выполняет желания волшебников (совершает ряд действий воображаемого
образа).
Фантазия «Куст роз», разработанная Д. Стивенсоном, используется на занятиях в изостудии в интерпретированном виде. Дети, лежа на ковре, закрывают глаза. Прислушиваются к себе, ощущают и чувствуют свое внутреннее «Я», входят в свое пространство и начинают представлять себя кустом роз. Чтобы лучше раскрыть себя в творческих ассоциациях, снять некоторое напряжение, ребятам задают вопросы. Дети выбирают те, которые им больше подходят, или у них появляется выбор других вариантов фантазирования. Вот эти наводящие вопросы: «Какой ты куст роз? Ты маленький? Ты очень большой? Ты пышный? Ты высокий? На тебе есть цветы? Это розы или другие цветы? Какого они цвета? Их много или мало? Твои цветы распустились? На тебе бутоны? Есть ли у тебя листья? Какие они? Как выглядят твои стебель и ветки? Есть ли у тебя корни? Как выглядят корни? Они длинные, короткие или извилистые? Глубокие ли они? Есть ли у тебя шипы? Где ты находишься? В пустыне? На другой планете? Посреди океана? В лесу? В огороде? В городе? Находишься ли ты в каком-нибудь сосуде, или растешь в земле, или пробиваешься сквозь асфальт? Что окружает тебя? Есть ли там другие цветы или ты в одиночестве? Есть ли там деревья? А животные? Люди? Птицы? Есть ли вокруг тебя забор или изгородь? На что это похоже — быть кустом? Как ты поддерживаешь свою жизнь? Кто-нибудь ухаживает за тобой? Какая сейчас погода?»
Затем дети открывают глаза. Некоторое время молча сидят, подробно представляют воображаемый объект. Потом они рисуют куст роз. Главное состоит в том, чтобы объяснить выполненное изображение, рассказать историю. Для изображения дети выбирают тот художественный материал, которыйим подсказывает интуиция. Для одних это цветные карандаши, для других — фломастеры, для третьих — капиллярные или гелиевые ручки, для остальных — гуашь или акварель.
6. Игровые психотерапевтические техники
Приведенные далее игровые психотерапевтические техники разработаны разными авторами. Основные показания ких применению:
— фантазирование предполагает направленную визуализацию и активное воображение;
— сочинение историй благодаря разнообразным приемам способствует развитию вербальных навыков;
— техники художественной экспрессии основаны на использовании различных изобразительных материалов и помогают детям справиться с эмоциональными нарушениями;
— используются игрушки и различные предметы;
— групповые упражнения предназначены для работы в различных условиях и с разными группами детей.
Хочется предостеречь тех педагогов, которые не имеют психологического образования, от затруднений при попытке безоговорочного применения описанных техник на практике. Лишь
совместная работа с психологом поможет достичь поставленных целей.
№ 1. Техника сочинений историй с помощью игральных карт
(автор Норма Лебен)
Предлагаемая игра может использоваться в целях: диагностики и оценки психологического состояния ребенка; удержания участниками игры в фокусе своего внимания различных моментов ситуации; совершенствования коммуникативных возможностей;
развития познавательных навыков.
Описание техники. Психотерапевт (педагог) кладет перед ребенком (группой) стандартную колоду карт (рубашкой кверху) и говорит, что ребенок (каждый из участников группы), когда наступит его очередь, может открыть две карты. Поясняет, что ребенку вместе с психотерапевтом (или участниками группы) предстоит сочинить историю, используя изображения на картах, их числовые обозначения и масть. Руководитель начинает игру и задает тон развитию сюжета. Если, например, открываются дама и девятка, можно сказать примерно следующее: «В замке, который сторожили девять драконов, жила-была красавица королева...» Второй участник игры переворачивает две следующие карты и продолжает повествование.
По мере развития сюжета карты располагаются в виде спирали, раскручиваясь из центра по часовой стрелке. Педагог внимательно слушает сочиняемую историю и, когда наступает его очередь, использует психотерапевтические интервенции.
Показания и рекомендации к применению. Техника может быть рекомендована для работы с детьми с пониженной самооценкой, а также с нарушениями внимания (агрессивность и депрессивные
переживания).
№ 2. Техника использования метафор, сказок и сочинения историй
(автор Ямшид Марвасти)
Сочинение и чтение историй могут использоваться в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, усилить внушение, показывая возможность благоприятного исхода.
Ребенок не гадает над смыслом рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к исцелению благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и
роста.
Описание техники. Психотерапевт (педагог) берет какой-либо кукольный персонаж, который приглашает выбранную ребенком игрушку в игрушечный дом, где они вместе сочиняют историю. Педагог, участвуя в сочинении истории от лица игрушечного персонажа, незаметно направляет развитие событий к благоприятному, счастливому завершению. Историю можно рассказывать игрушкам, рассевшимся у камина или собравшимся около ребенка. Педагог просит игрушек закрыть глаза и расслабиться. Это помогает ввести ребенка в трансовое состояние. Затем куклам предлагают слушать историю, которую им расскажет персонаж, выбранный педагогом. Это история о «счастливых днях, имеющая хороший финал». Темп, выс