К желающим совершенствования.

К ЖЕЛАЮЩИМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

У Вас появилось желание развить свои творческие возможности,память, выучить иностранный язык за два-три месяца.Это очень хорошо! Важно регулярно заниматься полтора-два часа в день и уже на третьем-четвертом занятии Вы заметите что после занятий голова становится свежей,ясной,возникает ощущение,будто вы погуляли в лесу и хорошо отдохнули.Эффект достигается за счет уменьшения «мозговых шумов»,то есть беспорядочно роящихся мыслей,которые и создают этот шум.

Методика занятий - «игр»проста.Важно с большим интересом

играть в предложенные игры.Осваивать методику можно так:

1-й. Идти по программе,строго выполняя все рекомендации. 2-й. Идти по программе,осваивая упражнения до минимально-го,с Вашей точки зрения, уровня. После этого в случае,если есть желание совершенствоваться далее,тестируйте себя и,исхо-дя из данных теста, работайте над каждым разделом.

3-й. Начинайте занятия прямо с раздела «Запоминание иностранных слов»,параллельно проходя курс по первому или второму варианту.

Учтите, что в рекламе мы называем приблизительный результат.Не устанавливайте себе барьер из какого-то определенного результата. Гораздо чаще в те же сроки занимающиеся показывают результат значительно выше. Чем чаще,продолжительнее,с большим желанием будут проходить занятия,тем выше результат.

Выполнение рекомендаций по переходу к следующему разделу желательно, но не обязательно.Важно,чтобы Вы ощутили смысл тренировки запоминания и ее динамику(запоминание производится всеми пятью органами чувств в состоянии безмыслия).

Занимаясь по данной методике,Вы будете пробуждать способ-ности, которые имеют дети от рождения,а потом утрачивают,и будете учиться пользоваться ими.Соответственно чем старше человек,тем сложнее и дольше будут проходить тренировки.

В В Е Д Е Н И Е

Что такое образная память?

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы.От состояния его сигнальной системы: зрения,слуха,осязания,вкуса,обоняния зависела сама жизнь.Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление,реакцию,внимание,память Ведь это кладовая опыта,пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстрои без следа.Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки,запахи,цвета и т.д. Причем,память яркая,четкая - человек жил этим. Таким образом,в процессе ес-тественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Пользуясь образной памятью,человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает.»Ну допустим, - скажут скептики,-хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти - абстрактной,словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое,чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские,моральные и другие категории?Зачем ворошить в че-ловеке ожившее звериное,когда есть целая наука о словесной памяти мнемотехника?»

Ну что можно на это ответить? Древние говорили:» Мысль изреченная есть ложь.» каждому знакомо состояние озарения,когда кажется,что понимаешь все до таких глубин...,твоей мысли доступно все...,такая резкость и ясность воображения... И как бледно и тускло выглядит все это,когда переводишь в слова.Вообразить вилку легко,а попробуй описать ее словами.Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять,потом -подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то,что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти,говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшать память - надо все время специально учиться и тренироваться: для того,чтобы учиться - нужна память. Учтите,что вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться,что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией - большей частью ненужной - и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят уже бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то,что у него оставалось.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что(события,цифры,буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов,а в тот безграничный запас образов,которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее,как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно,они встают передмысленным взором. А раз так,то наше абстрактное мышление сво-бодно и может делать с перелистываемыми образами что угод-но:использовать при сдаче экзаменов,вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы пе-ред глазами,а перевести их можно в любой язык: русский,анг-лийский,немецкий,формулы,символы и т.д.

Почему же так?Немного теории.Мозг человека состоит из двух полушарий.Правое - образное полушарие,левое - словесное. Правое - это эмоции,левое - разум.Мозг привык запоминать все таким,как есть - в многообразии цветов,звуков,запахов,других качеств.Восприняв что-то,он в правом полушарии составляет образ - модель,в левом - соответствующие ему слова.Воспринятое таким образом не стирается.Оно порождает гениальные стихи,книги,картины,открытия. Это для него органично и естественно.

Но наша цивилизация вторглась и сюда.Девяносто процентов информации подается в усеченном виде - голос диктора,текст книги,обрывочные картинки телевизора и т.д.В одном полушарии оно впечатывается. B другом - бесформенное пятно.Отсюда неконтролируемое забывание. Дефекты внимания,пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.

Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения,дополняя усеченную информацию до полноценного образа,его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип «Повторение - мать учения». Повторение разрушает то,что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов,уверенность в себе, умственная работа становится творческой. От здоровой психики зависит и хорошее здоровье. Не тратишь время на зубрежку - оно освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить - значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял - представил. Представил - уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься нес-колькими делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и т.д.

То есть образная память возвращает целостное детскоевосприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Это более стойкая форма памяти, разрушить которую почти невозможно, так как она исходит из интересов и профессиональных знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Все, что он будет делать,после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениальности, будет делать ее методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью. Растет скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс учебы, освобождено от зубрежки время и улучшилось здоровье, растет емкость оперативной памяти. Если словесная - это 7+(-) 2 бит/сек на один образ, то образная - 60+(-)5 бит/сек. Бит информации - это однозначный вопрос с ответом «да» или «нет». Если мозг словесной памятью задает пять-девять таких вопросов в секунду,то образной 55-65.

Кроме того, запомним, что человек даже в окружении книг может творчески работать только с тем, что держит в голове. Образная память - это библиотечка минимум из 10-15 книг. Можно и больше. Это зависит от желания.

Тестирование памяти.

Для того, чтобы контролировать свой рост, необходимо периодически (допустим, один раз в неделю) себя тестировать и сравнивать полученный результат с предыдущим. Это придаст уверенность и явится важным стимулом для дальнейших занятий.

ТЕСТ 1. Попросите, чтобы Вам прочитали 20 слов с паузой в 10 - - 15 секунд . Например : дом, кружка, дождь, стол, машина, пароход, ручка, телевизор, кухня, земля, резинка, лыжи, скрепка,сова, самолет, де-рево, балкон, море, свет, поворот .

9, 10.

ТЕСТ 3. Тестирование уровня яркости образов . Закройте глаза и представьте любой цветок . Можно ,например, розу .

Оценку производить по следующей шкале :

Не вижу - 0

Р А З Д Е Л 1 .

Упражнение 1.1 .

Тренировка ритма внимания .

В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть толь-ко на кисть (можно моргать) . Если внимание пытается «уйти» , постарайтесь его вернуть .

Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам дает «пустота» в голове ? Мысль есть энергия . Когда энергия не спокойна , а «носится» в хаосе , то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого ре-зультата . Причем, человек быстро устает. Полное отсутствие мыслей и легкость владения вниманием дает удивительное состо-яние легкости и свободы .

Нужно начинать выполнять упражнения с 5 - 7 секунд , постепенно доводя до 10 минут. В сумме в день Вы должны заниматься этим упражнением 10 минут . Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения , в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.).Упражнение освоено ,когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая , столько, сколько хотите . Постепенно Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет сос-тавлять особого труда.

Упражнение 1.2 .

Запечатление - стирание .

Найдите приятный Вам предмет, или безразличный . Смотрите на него неотрывно в течении 3 - 5 секунд, стараясь «сфотографировать» (на вдохе). Закрывайте глаза и в течении 3 - 5 секунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь выдыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая ,выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3 - 5 раз меняйте способ запечатления-стирания ,скорость, ритм. Постоянно ищите и находите новые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения . Это позволит очень быстро двигаться вперед . Занимайтесь целый день по нескольку минут маленькими отрывками . Не назначайте себе твердого , конкретного времени дня, не откладывайте удовольствие . Учтите, что попытка четко утвердить строгое время занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъема.

Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и доводите до 50 раз . Ваша задача - научиться по желанию «повторять» образ в воображении и «стирать» его . Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут . Лучше , если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше предложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тренинг.

Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении часть тела, помогайте себе ощущениями в руке - почувствуйте пульс в этом месте, тепло, теплую волну и т.д. Напоминаем : в голове в момент выполнения упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна «пустой».

Упражнение 1.3 .

Запечатление - удержание.

В течении трех-десяти минут в состоянии «пустоты» в голо-ве смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела ). Затем зак-ройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответству-ющий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной.

Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывайте каждый новый раз выполнять по-другому, не допускайте однообразных повторов. С каждым разом ищите новое, которое должно переходить в состояние удивления и под-нимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень.

Основные задачи упражнения : проработать (прочувствовать) все части тела , достигнув не менее, чем четвертого уровня по шкале воображения . Когда Вы четко научились видеть запечатленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению .

В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 градусов и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь

таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале воображения. Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда получится с картинами , переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете четкого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению .

Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте а воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффективность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно.

Упражнение 1.4 .

Остановись , мгновенье .

В течении дня Вы имеете множество возможностей упражнять-ся. Неожиданно для себя остановитесь, бросив взгляд на карти-ну перед глазами и закройте их. Постарайтесь восстановить в воображении только что виденное. Старайтесь почувствовать всем телом (дальше этот способ запоминания будет описан под-робнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает , пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. Постарайтесь «поймать» это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием. Тренируясь таким образом, постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при жела-нии, их воспроизводить . Например : художник, поэт, компози-тор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения . Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнет «проявляться» и постепенно Вы будете получать все более резкий и четкий «снимок». При-чем, в момент, когда Вы закрыли глаза, все мысли должны ис-чезнуть. Тренируйтесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд.

Ваш мозг.

Упражнение 1.5.

Мгновенное фото.

Поминаемую картину.

Упражнение 1.6.

Живая фотография.

Упражнение 1.7.

Манипуляция 'фотографией'.

Упражнение 1.8.

Фигуры.

Етесь посчитать количество.Затем открываете глаза и выклады-ваете из запасенных ранее спичек сфотографированную фигу-ру.Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом.По мере тренированности за-поминаете разноцветные спички или палочки(количество,место расположения и цвет).Переходить к следующему упражнению можно в случае,если Вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек.

Упражнение 1.9.

Упражнение 1.10.

И яркости воображения.

Выберете предмет или точку. Он должен у Вас вызывать при-ятное или безразличное отношение. Смотрите на него, не о чем не думая (взгляд концентрируется в центре и охватывает весь предмет). Смотрите, ни о чем не думая,сколько это будет воз-можно, впитывая в воображение предмет. Kак только почувствуе-те,что вот-вот возникнет отвлекающая мысль, закрывайте глаза и старайтесь максимально ярко увидеть предмет. Это позволит удержать состояние безмыслия и усилить четкость видения пред-мета. Секрет упражнения заключается в следующем: когда у че-ловека роятся беспорядочно в голове мысли, так называемый 'шум' имеет высокий уровень.За счет этого 'шума' человек ус-тает, забывает, т.е. теряет ход мыслей, информацию, а также на начальном этапе занятий возникают серьезные трудности при отработке яркости воображения.


- 11 -

Упражнение 1.11.

Запоминание слов.

Пять и т.д.

Они должны быть в движении.

Радь,носки,воздух.

ПРИМЕР запоминания логически не связанных слов:

Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикреп-ленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превраща-ясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сто-рону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпи-чей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.

Первого раздела.

Упражнение 1.12.

Го слова.

Щему упражнению.

Упражнение 1.13.

Оживление

(метод запоминания).

Упражнение 1.14.

Взаимодействие с образами

(метод запоминания)

Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Предс-тавьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять расс-каз, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подгото-вить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ.

Упражнение 1.15.

«Перетекание»

Упражнение 1.16.

Метод Цицерона.

Мую информацию.

Правила запоминания :

а) образы «ставятся» на хорошо освещенные

места;

б) маленькие образы увеличиваются до больших

размеров, большие уменьшаются до маленьких;

в) связка должна быть яркой, необычной,

Динамичной.

Р А З Д Е Л II.

ТЕСТ тактильных ощущений.

Ощущений нет -0

Еле заметные - 1

Четкие но неустойчивые - 2

Четкие и устойчивые - 3

Изменить - 4

С открытыми глазами видите

Можете изменить - 5

Уровня развития.


- 15 -

Упражнение 2.1.

Движение.

Возьмите кисточку или перышко. Расслабьтесь. Почувствуйте «пустоту» в голове, проведите кисточкой от кисти до локтя мягко, не торопясь. Попытайтесь восстановить эти ощущения. Повторяйте до тех пор, пока не достигните четвертого уровня. Помогайте себе представлением, что Вы ведете кисточкой по руке. Проработайте таким образом все части тела: руки, ноги, туловище, лицо.

Упражнение 2.2.

Прикосновение.

Упражнение 2.3

Письмо.

Закройте глаза,расслабьтесь,приведите себя в состояние безмыслия.Попросите,чтобы Вам кисточкой на теле «писали» пе-чатным или прописным шрифтом буквы алфавита (вразброс).Когда Вы сможете без труда читать буквы,переходите к слогам,затем к словам,словосочетаниям,предложениям и текстам.Причем,Вы долж-ны не только «прочитать» букву,но и вызвать устойчивое ощуще-ние, т.е. восстановить ощущение по принципу первого и второго упражнения.

Упражнение 2.4

Простукивание.

Ощущения до пятого уровня.Постарайтесь натренироваться до уровня,когда ощущения будут повторяться мгновенно по Вашему желанию.За время тренировок нужно поменять 20-30 различных предметов (ремень,вата,игла и т.д.).

Упражнение 2.5

Ощущения.

Упражнение 2.6

Но,представьте и почувствуйте на теле участок,к которому прикоснулись ватой.Возник очаг «мягкости».Теперь, когда тяже-ло держать ощущение «дерева» и возник «очаг мягкости», предс-тавьте что он начал распространяться и «захватил» все тело.

Р А З Д Е Л III.

Упражнение 3.1

Возьмите линейку и ударьте о стол.Расслабьтесь,закройте глаза, добейтесь состояния «пустоты» в голове,постарайтесь «услышать» звук в воображении,подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол),и тактиль-ными (ощущать всем телом линейку,стол,удар).Не торопитесь,ес-ли звук вызвать в воображении не удалось: обычно звук возни-кает на начальном этапе через 5-10 секунд после создания соответствующего мыслеобраза.

Не слышите - 0

Четкий, но неустойчивый - 2

Четкий и устойчивый - 3

Упражнение 3.2

Упражнение 3.3

Соощущения.

Р А З Д Е Л IV

Упражнение 4.1

Форму предмета, движение.

Не чувствуете вкуса - 0

Четкий,но неустойчивый - 2

Четкий и устойчивый - 3

Упражнение 4.2

Изменение вкуса.

Представьте вкус сыра.

Р А З Д Е Л V

Упражнение 5.1

Внимание.

Нет запаха - 0

Слабый и неустойчивый - 1

Четкий,но неустойчивый - 2

Четкий и устойчивый - 3

В единое целое.

Упражнение 5.2

Возьмите несколько предметов с различными запахами и поп-робуйте их запомнить с закрытыми глазами, ощущая только их запах и соответственно вставляя их в рассказ. Например, лег-кий воздушный запах можно представить в виде пуха, а острый в виде чего-то стального. Т.е. нужно стараться добиться неосоз-нанного появления зрительных образов в ответ на обонятельное ощущение или представление.

Р А З Д Е Л VI

Рым цифрам составить образы,очень легко и быстро воспринять образы, которые мы Вам предлагаем к цифрам. К каждой цифре нужно иметь как можно больше образов (минимум 2-3). Это обус-ловлено необходимостью в конкретной жизненной ситуации быстро и неосознанно подбирать нужный образ-цифру для запоминания.

Когда будете читать примеры образов, предложенных

Ти»).

С П И С О К цифр-образов:

1 - копье,стрела,гвоздь,карандаш,один рубль;

2 - утка,рыболовный крючок,абордажный крюк,оценка,лошадь;

3 - треугольник,трезубец,три рубля,оценка,сережка;

Пушка.

Р А З Д Е Л VII.

Упражнение 7.1.

Карандашом.


- 24 -

Гом листке.

Ображении).

Р А З Д Е Л VIII.

Совершенствование.

Упражнение 8.1.

Выключите телевизор, предварительно на месте экрана пове-сив белую бумагу или просто закрыв экран.Хорошо, если это бу-дет увлекательный детектив. Попробуйте увидеть (вообразить), что происходит на экране, почувствовать запах, вкус, ощутить тактильно. Через 5-7 часов обычно ощущения начинают возникать сами собой, неосознано.

Упражнение 8.2.

Возьмите интересующую Вас художественную книгу, дочитайте до интересного, захватывающего момента и попытайтесь его раз-вить в воображении, хотя бы в виде краткого плана на бумаге. Теперь сравните, много ли есть расхождений. Поупражняйтесь таким образом 2-3 недели, сравните его со своим первоначаль-ным результатов и Вы заметите, что расхождений становится все меньше и меньше. Таким образом Вы сможете развить способности предвосхищения ситуаций(кроме яркости воображения). Старай-тесь вести дневник контроля за развитием событий.

Р А З Д Е Л IХ.

Вольно.


- 25 -

Упражнение 9.1.

В предыдущих упражнениях вам предлагалось связывать слова, подключая к их восприятию все пять органов чувств. За-дача немного усложняется. Теперь предлагается просто читать слова в состоянии безмыслия со скоростью, достаточной для возникновения образов и ощущений, постепенно доведя скорость чтения до обычного для Вас темпа (мы надеемся, что Вы не про-пустили упражнений, выработали синтетический способ запомина-ния и приобрели соответствующие навыки. Причем, по прочтению необходимо воспроизвести прочитанное (для контроля качества работы).

Упражнение 9.2.

Возьмите словарь пословиц и поговорок или художественную книгу и читайте отдельные произведения по частям, превращая их в образы и ощущения.Доведите обьем информации,превращаемой за один раз в образы, до целой строки, затем абзацы и страни-цы. По прочтению информации необходимо воспроизводить в пись-менной форме для самоконтроля.

Из книг мире.

Р А З Д Е Л Х.

Самовнушения.

Упражнение 10.1.

Руки.

Хорошо «увидеть», всеми пятью органами чувств. Нужно натрени-роваться до такой степени, когда после расслабления и ввода себя в состояние безмыслия Вы даете себе мысленную команду и руки двигаются сами. Это позволит приобрести ключ для ввода себя в более глубокое состояние. Не отчаивайтесь, если сразу не получится. У кого-то может получится сразу, а у кого-то - через 1-2 недели. Еще одна задача - добиться того, чтобы рука с «шариком» провисала без напряжения 10-15 минут.

Упражнение 10.2.

Тело.

Встаньте прямо, расслабьтесь, вглядитесь в себя в состоя-нии безмыслия и закройте глаза. Представьте, что Вас привяза-ли канатом к трактору. Ощутите канат, который стягивает тело. Трактор начинает тянуть вперед, тянет сильнее, еще сильнее. Вас действительно потянуло вперед - поднимайтесь на цыпочки (продолжает тянуть) и, когда начнете падать, выставляйте впе-ред ногу. То же проделайте, но когда тянет вправо, влево, на-зад, затем под разными углами.

Упражнение 10.3.

Пальцы.

Свои способности.

Теперь мысленно выньте «клин» и ощутите, как по мере вынима-ния мизинец занимает вертикальное положение. Если упражнение плохо получается, сделайте из дерева настоящий клин, поставь-те его на место воздействия, запомните это состояние и попро-буйте выполнить упражнение. Обычно, после третьего- четверто-го раза начинает получаться.

Ощущения.

Упражнение 10.4 .

«Трактор» для пальцев .

В случае, если освоено предыдущее упражнение, переходите к выполнению этого упражнения. Лежа , введите себя в состоя-ние безмыслия и расслабленности. Представьте (здесь и далее, и всегда всеми пятью органами чувств), что к каждому пальцу правой руки (рука на локте , пальцы вертикально) привязаны маленькие канатики, которые начинают тянуть и сгибать пальцы в кулак . Когда пальцы согнуться, примерно до половины, представьте , что они уперлись в стену, которую не могут пре-одолеть, а канатики притягивают пальцы к стене все сильнее и сильнее. Затем они сильнее перестают тянуть, но крепко держат у стены. Попробуйте пошевелить пальцами. Если не получится - значит Вы достигли нужного эффекта. Не забывайте, что пальцы должны двигаться сами - не силой воли, а силой воображения. Расслабьте и встряхните их (прикосновение пуха - распростра-нение ощущения-расслабление). Теперь Вы сможете гораздо глуб-же (это кроме возможности запоминания через «дорожку» в под-сознание) и сильнее ощущать тактильно , всем телом получаемую информацию .

Упражнение 10.5 .

Замок .

Упражнение 10.6 .

Проработка век .

Р А З Д Е Л XI .

Сброс внутренних зажимов .

Упражнение 11.1 .

Динамическое расслабление.

Я спокоен.

Я абсолютно спокоен.

Ваться абсолютно спокойным.

Встаньте и проделайте то же с левой ногой и расслабьтесь. Время Каждого расслабления 5-7 минут. Во время релаксации (расслабления) с закрытыми глазами нужно повторять предложен-ную формулу 10-15 раз. Упражнение выполняется утром и вече-ром.

Ный компонент заикания.»

Упражнение 11.2 .

1. Представьте и ощутите , что у Вас внутри пустота. Пальцы рук - кисти - предплечья - плечи - голова - тело (сверху донизу) ноги (до кончиков пальцев).

Предыдущей.

Ния.

Те выполнять за 2-3 минуты.

Идет запоминание.

Р А З Д Е Л XII

ОБЩИЕ ПРАВИЛА.

Старайтесь связывать слова,словосочетания,крупные бло-ки.Таким образом Вы сможете в несколько раз больше выучить за один раз.Память способна удержать на начальном этапе (крат-ковременная память) 7+(-)2 единицы блока запоминаемой инфор-мации.Это верно в том случае, если Вы не прошли предыдущий курс и не выполнили его требований. Начните запоминать 3-5 слов,постепенно перейдя к пяти блокам по 30-50 слов.

Получится блок.

- Тренируясь и изучая язык одновременно,через месяц-пол-

Бой.

- Если Вы прошли предложенный курс полностью,яркие пара-

Своем воображении.

- Непроизвольное запоминание происходит,если в воображе-

Дит, если мы концентрируем внимание на значении слова и его звучании,а не на заучивании (обманываем зубрежку).Чтобы углу-бить понимание языка, рекомендуется глубже разобраться со значением слов,т.е. заглянуть в толковый словарь.Если есть возможность,то не в один.Также рекомендуется произнести сло-во,ставя ударение на разных слогах поочередно и с выражением различных эмоций (удивление,радость,гнев,разочарование,восхи-щение и т.д.).

- Если Вы убедили себя, что запоминаете не на неделю, а

Жизнь.

- Вспомним одно упражнение. Исходное положение стоя. Зак-

Зывать.

Техника запоминания.

Слов.

П О В Т О Р Е Н И Е

Формации).

Мере трениров-

Ки через 12

Или 24 часа

На картинку; более дня с

Если удается учетом пере-

Восстановить рывов.

Перевод или ино-

Странное написа-

Ние (звучание),а

Связку не удает-

Ся,то восстанав-

Ливать связку не-

Обязательно,она

Свою функцию уже

Выполнила.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Софы и т.д.


- 34 -

К ЖЕЛАЮЩИМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

У Вас появилось желание развить свои творческие возможности,память, выучить иностранный язык за два-три месяца.Это очень хорошо! Важно регулярно заниматься полтора-два часа в день и уже на третьем-четвертом занятии Вы заметите что после занятий голова становится свежей,ясной,возникает ощущение,будто вы погуляли в лесу и хорошо отдохнули.Эффект достигается за счет уменьшения «мозговых шумов»,то есть беспорядочно роящихся мыслей,которые и создают этот шум.

Наши рекомендации