Города Мамадыш имени композиторов Яруллиных»
Города Мамадыш имени композиторов Яруллиных»
Рабочая программа
ЖИВОПИСЬ
по дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
Для 1 –4 классов отделения ИЗО ДШИ
Со сроком обучения 4 года.
Год разработки программы -2012.
«Одобрено» «Утверждаю»
Методическим советом МБОУ Директор МБОУ ДОД ДОД«Детская школа искусств «ДШИ г.Мамадыш имени
г. Мамадыш имени композиторов Яруллиных»
композиторов Яруллиных» __________О.Б.Хасанова
№___от «___»__________201__г. №___от «___»________201__г.
Разработчики– Пестерева Светлана Германовна, Фархуллин Рифат Сунгатович, преподаватели МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Мамадыш имени композиторов Яруллиных»
ЖИВОПИСЬ.
Примерная образовательная программа по дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства для ДХШ и отделений ИЗО ДШИ.
Пояснительная записка.
Живопись - вид изобразительного искусства, традиционно занимающий первое место в их триаде (живопись, скульптура, графика).
Главное выразительное средство живописи - цвет (колорит). Его характеристики способны вызывать различные ассоциации, чувства, усиливать эмоциональность и выразительность изображения. Также важными средствами художественной выразительности в живописи являются светотень, «общий тон» и техника исполнения работы. Поэтому много заданий в программе отведено изучению выразительных средств живописи.
Следующая важная проблема, рассматриваемая в программе, - это построение объема и пространства в живописи. Она связана с воздушной и линейной перспективой, пространственными свойствами теплых, холодных и дополнительных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего тона постановки. Решение этих проблем и создание хорошей живописной работы без предварительного и параллельного рассмотрения их в рисунке и композиции невозможно. Поэтому в предлагаемой программе по живописи все задания отстают на 1-2 занятия от заданий по рисунку, и тесно связаны с заданиями по композиции. Такая система хороша тем, что знания, умения и навыки, которые учащиеся получают на занятиях по рисунку, пополняются, закрепляются и рассматриваются уже с новых позиций в живописи. Это способствует повышению мастерства.
Цель программыформирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи.
Задачи программы:
- развитие у учащихся способности видеть и изображать окружающих мир во всем многообразии его цвето-световых отношений;
- пользуясь живописными средствами, научиться «лепить» форму цветом, овладеть техническими приемами акварельной живописи, гуашью и основами цветоведения.
Срок реализации учебного предмета – 4 года. Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы.
Объем учебного времени за весь курс составляет 408 академических часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Программа составлена в соответствии с требованиями государственных программ для ДХШ и ДШИ (ИЗО) и рассчитана на 4 года обучения и сориентирована с «Интегрированным курсом по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ» (авторы А.Г.Хамидуллин и О.А.Гильмутдинова, Казань, 2011год).
В 1-м классе учащиеся знакомятся с азами цветоведения (как теоретически, так и практически), понятиями «локальный» цвет и колорит. Учатся сочетать цвета всех предметов натюрморта, добиваться цельности изображения. В конце 1-го класса учащиеся должны грамотно компоновать изображение на листе, уметь точно определять локальный цвет предметов и уметь теоретически обосновывать возникновение определенного цвета, а также владеть основными приемами и навыками работы акварелью.
Во 2-м классе основными темами являются перспектива цвета, светотень в живописи, выполнение кратковременных этюдов. Эти проблемы могут быть понятны учащимся только при условии, что программа первого класса усвоена достаточно хорошо. В конце 2-го класса учащиеся должны уметь передавать изменение локального цвета предмета в зависимости от освещения и окружения, при помощи цвета передавать пространство. Очень важно, чтобы эти темы были усвоены учащимися с достаточно полно, так как это легко позволит перейти к программе 3-го класса.
В 3-м классе основное внимание уделяется моделировке фор предметов цветом, а также передаче плановости и материальности. Интересным и полезным являются задания на изменение общего тона и цвета натюрморта в зависимости от удаления от источника света. Это наиболее сложный год обучения, к его окончанию учащиеся должны научиться видеть и передавать предметы в многообразии тональных и цветовых характеристик, решать технологические живописные задачи, разрабатывать тепло-холодные отношения в натюрморте.
На 4-м году обучения учащиеся изучают способы перед материальности предметов и колористического богатства, то есть многообразия тональных и цветовых нюансировок. К концу 4-го года обучения учащиеся должны уметь передавать материальность предметов, следовательно, выполнять полную тональную и цветовую моделировку формы изображаемых объектов.
Учебно-тематический план по живописи
Класс
Блок / темы | Вид учебного занятия | Аудитор-ные занятия (час) |
Блок 1. Основы цветоведения. Тема 1.1. Беседа о живописи. Живописные материалы. Организация рабочего места. Тема 1.2. Цветовой ряд одного цвета по светлоте. Тема 1.3. Цветовой ряд. получение составных цветов. Тема 1.3. Цветовые оттенки. Способы их получения | Лекция урок урок урок | |
Блок 2. Локальный цвет предмета. Силуэт. Тема 2.1. Изменение цвета предмета в зависимости от изменения окружающей среды. | урок | |
Блок 3. Теплые, холодные, дополнительные цвета. Тема 3.1. Понятия «теплые, холодные и контрастные цвета». Психологическое воздействие цвета. | урок | |
Блок 4. Натюрморт. Сближенные цветовые отношения. Четыре основных цвета. Тема 4.1. Зеленая цветовая гамма. Тема 4.2. Красная цветовая гамма. Тема 4 3. Желтая цветовая гамма. Тема 4.4. Синяя цветовая гамма. | урок урок урок урок | |
Блок 5. Разложение локального цвета на составляющие. Тема 5.1. Подбор цвета. Работа с натуры. Тема 5.2. Холодная цветовая гамма. Взаимодействие цветов. Тема 5.3. Теплая цветовая гамма. Взаимодействие цветов. | урок урок урок | |
Блок 6. Натюрморт на дополнительные и контрастные цвета. Тема 6.1. Применение закона дополнительных и контрастных цветов при работе с натуры. | урок | |
Контрольное задание | урок | |
Всего |
Класс
Блок / темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия (час) |
Блок 1. Воздушная перспектива цвета. Тема 1.1. Изменение цвета в пространстве «Цветовая дорожка». Тема 1.2. «Цветовой коридор» с натуры. | урок урок | |
Блок 2. Изменение общего тона и цвета предмета. Тема 2.1. Натюрморт в теплой цветовой гамме. Тема 2.2. Натюрморт в холодной цветовой гамме. Тема 2.3. Этюды чучел птиц и животных. | урок урок урок | |
Блок 3. Светотень в живописи. Тема 3.1. Изменение локального цвета предмета на свету и в тени. Воздушная перспектива светотени в живописи. | урок | |
Блок 4. Светотеневые и цветовые отношения в натюрморте. Тема 4.1. Передача пространства в натюрморте. Натюрморт в интерьере. | урок | |
Контрольное задание | ||
Всего |
Класс
Блок / темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия (час) |
Блок 1. Повторение и закрепление пройденного в 2 классе материала. Тема 1.1. Натюрморт со цветами, фруктами или овощами. | урок | |
Блок 2. Особенности изображения человека живописными изобразительными средствами. Тема 2.1. Этюд фигуры человека в интерьере. Тема 2.2. Передача объема предмета цветом. | урок урок | |
Блок 3. Полная моделировка формы предмета цветом. Тема 3.1. Изменение цвета предмета в зависимости от окружающей его среды. Тема 3.2. Передача материальности живописными средствами. Знакомство с понятиями «рефлекс» и «отражение». | урок урок | |
Блок 4. Изменение общего тона и цвета натюрморта при удалении от источника света. Тема 4.1. Натюрморт при боковом освещении. Тема 4.1. Натюрморт при лобовом освещении. | урок урок | |
Блок 5. Складки в живописи. Тема 5.1. Натюрморт со складками. | урок | |
Подведение итогов | урок | |
Всего |
Класс
Блок / темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия (час) |
Блок 1. Повторение и закрепление пройденного в 3 классе материала. Тема 1.1. Натюрморт с цветами, фруктами или овощами. | урок | |
Блок 2. Особенности изображения человека в живописи. Тема 2.1. Этюды фигуры человека в интерьере на разных фонах, при различных характерах освещения. | урок | |
Блок 3. Материальность. Пространственные отношения. Тема 3.1. Натюрморт из разнофактурных предметов. Тема 3.2. Натюрморт с темными и светлыми предметами на нейтральном по тону фоне. Тема 3.3. Натюрморт с темными предметами на темном по тону фоне. Тема 3.4. Натюрморт со светлыми предметами на светлом фоне. Тема 3.5. Натюрморт в контрастной цветовой гамме. Тема 3.5. Натюрморт в «сдержанной» цветовой гамме. | урок урок урок урок урок урок | |
Контрольное задание | урок | |
Всего |
Содержание учебного предмета «Живопись»
1 КЛАСС
Блок 5. Складки в живописи.
Тема 6.1. Изображение складок живописными средствами.
Задачи:
• Провести анализ формообразования складок,
• Научить выявлять цельность цветовых и тональных отношений натюрморта,
• Научить изображать тоном форму складок в пространстве, подчиняя их. Практическое задание:
• Натюрморт из 2-х предметов с введением простых складок.
Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища. У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель или гуашь.
Время: 15 часов.
Подведение итогов
Время: 1 час.
4 КЛАСС
города Мамадыш имени композиторов Яруллиных»
Рабочая программа
ЖИВОПИСЬ
по дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства