Лекция 4, 5. Классицизм во Франции XVII в.
Историко-культурная ситуация во Франции XVII века. Роль Французской Академии в литературной жизни. Особенности литературного процесса. Периодизация французской литературы XVII в.
Литература 1590-1620-х гг. Творчество Франсуа Мале́рба.
Литература 1630-1650-х гг. Утверждение классицизма в драматических жанрах. Ведущие театры Франции: театр Марэ́, Бургундский отель.
Творческий путь Пьера Корне́ля. Понятие и черты героико-политической трагедии Корнеля. Роль трагедии «Сид» в становлении эстетики классицизма. Трагедия «Гораций» как воплощение принципов классицизма: сюжет, конфликт, герой, симметрия как композиционный принцип. Трагедия «Полиевкт»: конфликт долга и чувства, чувства и веры, веры и разума; нравственный максимализм героев. Произведения «второй манеры» Корнеля: «Родогуна», «Никомед».
Литература 1660-1680-х гг. Изменения историко-культурной ситуации. «Золотой век» французской литературы.
Творческий путь Жана Раси́на. Понятие и черты любовно-психологической трагедии Расина. Трагедия «Андромаха»: особенности сюжета, конфликта, героя, взаимоотношение разума и страсти. «Федра» как вершина творчества Расина, история постановки трагедии на французской сцене.
Творческий путь Мольера. Мольер как новатор французского театра. Понятие и черты высокой комедии. «Тартюф» как образец высокой комедии. «Дон Жуан или Каменный гость»: история постановки, новаторство в изображении главного героя. Высокая комедия «Мизантроп»: особенности конфликта, «Мизантроп» Мольера и «Горе от ума» Грибоедова. «Мещанин во дворянстве» как комедия-балет: социальный пафос, роль фарсовых сцен.
Творчество Жана де Лафонте́на: новаторство в жанре басни. Роман мадам де Лафайе́т «Принцесса Клевская» как пример художественной прозы классицизма.
Французская философская проза. Блез Паска́ль «Мысли»: структура, жанровые особенности, образ мира. Франсуа́ де Ларошфуко́ «Максимы»: жанровые особенности, портрет современника. Жан де Лабрюйе́р «Характеры»: жанровые особенности, классицистические характеры в произведении.
Литература 1690-х гг. Изменение историко-культурной ситуации. Творчество Шарля Перро. Спор «древних» и «новых» как итог развития французского классицизма XVII века.
Термины и понятия: абсолютизм, классицизм, героико-политическая трагедия, янсенизм, любовно-психологическая трагедия, высокая комедия, басня, максима, афоризм.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVII века: учеб. для вузов / под ред. З. И. Плавскина. – Москва: Высшая школа, 2001. – 254 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел II, гл. 7-13)
2. История зарубежной литературы XVII века: учеб. пособие по специальности «Филология» / под ред. Н. Т. Пахсарьян. – Москва: Высшая школа, 2005. – С. 274-295; 417-427.
3. Дживелегов, А. К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года: учебник для студентов театральных вузов / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев. – Москва: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013. – 528 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru (гл. «Французский театр»)
Научная литература
4. Обломиевский, Д. Д. Французский классицизм. – Москва: Наука, 1968. – 140 с.
5. Виппер, Ю.Б. Курс лекций по истории зарубежной литературы XVII века / Ю. Б. Виппер, М. Н. Самарин. – Москва: МГУ, 1954. – 816 с.
6. Виппер, Ю. Б. Поэзия барокко и классицизма / Ю. Б. Виппер // Европейская поэзия XVII в. – Москва, 1977. – С. 5-28.
7. Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А. А. Аникст. – Москва: Наука, 1967. – 458 с.
8. История всемирной литературы: в 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 4. — Москва: Наука, 1987. – 687 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
9. Лансон, Г. История французской литературы 17 века: пер. с фр. З. Венгеровой / Г. Лансон. – Санкт-Петербург: Б.и., 1899. – 257 с.
10. Андреев, Л. Г. История французской литературы /Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. – Москва: Высшая школа, 1987. – 542 с.
11. Ловернья-Ганьер, К. История французской литературы: краткий курс: учеб. пособие для вузов: пер. с фр./ К. Ловернья-Ганьер, А. Попер, И. Сталлони, Ж. Ванье; под ред. Д. Берже. – Москва: Академия, 2007. – 464 с.
12. Балашов, Н. И. Пьер Корнель / Н. И. Балашов. – Москва: Знание, 1956.
13. Михайлов, А. Д. Театр Корнеля / А. Д. Михайлов // Корнель П. Театр. В 2-х томах. Т. 2. – Москва, 1984. – С. 605-666.
14. Сигал, Н. А. Пьер Корнель 1606-1684 / Н. А. Сигал. – Москва; Ленинград: Искусство, 1957. – 123 с.
15. Жирмунская, Н. А. Трагедии Расина [Электронный ресурс] / Н. А. Жирмунская // Расин, Ж. Трагедии / Ж. Расин. – Новосибирск: Наука, 1977. – Режим доступа: http://lib.ru
16. Жирмунская, Н. А. Творчество Жана Расина / Н. А. Жирмунская // Расин Ж. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. – Москва, 1984. – С. 397-439.
17. Кадышев, В. С. Расин / В. С. Кадышев. – Москва: Наука, 1990. – 272 с.
18. Мокульский, С. С. Расин. К 300-летию со дня рождения / С. С. Мокульский. – Ленинград: ГИХЛ, 1940. – 108 с.
19. Бордонов, Ж. Мольер: пер. с франц. / Ж. Бордонов. – Москва: Искусство, 1983. – 440 с.
20. Бояджиев, Г. Н. Мольер: исторические пути формирования жанра высокой комедии / Г. Н. Бояджиев. – Москва: Искусство, 1967. – 555 с.
21. Булгаков, М. А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. – Москва: Молодая гвардия, 1991. – 220 с.
22. Гликман, И. Д. Мольер: Критико-биографический очерк / И. Д. Гликман. – Москва; Ленинград: Худ. лит., 1966. – 279 с.
23. Томашевский, Б. В. Пушкин и Лафонтен / Б. В. Томашевский // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. – Москва; Ленинград: АН СССР, 1937. – Вып. 3. – С. 215-254. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
24. Разумовская, М. В. Ларошфуко - автор «Максим» / М. В. Разумовская. – Ленинград: ЛГУ, 1971. – 136 с.
25. Спор о древних и новых / сост. В. Я. Бахмутский. – Москва: Искусство, 1985. – 471 с. (Сер. История эстетики в памятниках и документах)
Лекция 6. Английская литература XVII века.
Историко-культурная ситуация в Англии XVII в. Черты литературного процесса. Драматургия Джона Драйдена. Метафизическая поэзия Джона Донна. Барочный роман «Путь паломника» Джона Бэньяна. Творчество Джона Донна.
Основные этапы творческого пути Джона Ми́льтона. Роль памфлетов Мильтона в политической полемике середины XVII в.
Поэма «Потеряный рай» как вершина творчества: сюжет, композиция, особенности развития действия. Система персонажей. Образы Бога и Сатаны. Тема свободы выбора в поэме. Монументальный образ мира. Жанровая специфика. Драматическое начало в поэме. Совмещение барочных и классицистических элементов в поэтике «Потерянного рая». Стихотворная форма. Русские переводы поэмы.
«Возвращенный рай» как завершение эпопеи о битве добра и зла. Значение творчества Мильтона.
Термины и понятия: пуританизм, хартия вольностей, метафизическая школа, героическая поэма (эпопея), памфлет, барокко, классицизм, дебаты, ода, гимн, эклога, трагедия, фарс.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVII века: учеб. для вузов / под ред. З. И. Плавскина. – Москва: Высшая школа, 2001. – 254 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел IV)
2. История зарубежной литературы XVII века: учеб. пособие по специальности «Филология» / под ред. Н. Т. Пахсарьян. – Москва: Высшая школа, 2005. – С. 184-258.
3. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов / Н.П. Михальская, Г.В. Аникин. - Москва: Академия, 1998. – С. 69-84.
Научная литература
4. История всемирной литературы: в 8 т. Т. 4. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва: Наука, 1987. — 687 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Павлова, Т. А. Милтон / Т. А. Павлова. – Москва: РОССПЭН, 1997. – 494 с.
6. Самарин, Р. М. Творчество Джона Мильтона / Р. М. Самарин. – Москва: МГУ, 1964. – 486 с.
7. Чамеев, А. А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный Рай» / А. А. Чамеев. – Ленинград: ЛГУ, 1986. – 128 с.
БЛОК II: ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА
Лекция 1. Литература Просвещения: основные проблемы и тенденции.
Понятие «век Просвещения»: основные идеи, состав и цели просветительского движения. Деизм как основа просветительского мировоззрения. Просветительские концепции личности: Д. Локк, Ж. – Ж. Руссо.
Основные направления в литературе эпохи Просвещения. Понятие просветительской литературы. Особенности классицизма XVIII в.
Рококо: идейно-художественные особенности, концепция личности, связь с философией П. Гассенди. Система жанров. Особенности развития рококо в Англии, Франции, Германии.
Сентиментализм: идейно-художественные особенности, концепция личности, связь с философией Шефтсбери. Принципиальный субъективизм. Способы изображения внутреннего мира человека. Сентиментализм в английской, французской и немецкой литературах.
Предромантизм: идейно-художественные особенности, готический роман как жанр. Предромантизм в английской и немецкой литературах.
Термины и понятия:Просвещение, рационализм, деизм, сенсуализм, просветительская литература, классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм (преромантизм).
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (введение)
2. Соловьева, Н. А. История зарубежной литературы: предромантизм: учеб. пособие для вузов по спец. 021700-Филология / Н.А. Соловьева. – Москва: Академия, 2005. – С. 3-26.
Научная литература
3. История всемирной литературы: в 8 т. Т. 5. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. Режим доступа: http://feb-web.ru
4. Смирнов, А. А. Проблема эстетического признания прозы в европейской литературной теории XVIII века [Электронный ресурс] / А. А. Смирнов // Французская литература 17-18 вв.: сайт. – Режим доступа: http://natapa.msk.ru
5. Тураев, С. В. От Просвещения к Романтизму / С. В. Тураев. – Москва: Наука, 1983. – 256 с.
6. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 242-270 (гл. 11).
7. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 375-382.
8. Библер, В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант / В. С. Библер // Западноевропейская художественная культура XVIII века. – Москва: Наука, 1980. – 257 с.
9. Ладыгин, М. Б. Концепция мира и человека в литературе предромантизма / М. Б. Ладыгин // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Москва: МГПИ, 1982. – С. 34-51.
10. Жирмунская, Н. А. Историко-философская концепция И. Г. Гердера и историзм Просвещения / Н. А. Жирмунская // Проблемы историзма в русской литературе. Конец XVIII - начало XIX вв. / Под ред. Г.П. Макогоненко. – Ленинград: Наука, 1981. – С. 91-101. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Лекция 2. Английская литература 1690-1730-х гг.
Историко-культурная ситуация в Англии XVIII в. Периодизация английской литературы. Роман как ведущий жанр. Типология английского романа.
Творческий путь Даниэля Дефо. Художественные обенности и жанровое разнообразие романного творчества Дефо: «Записки кавалера», «Дневник чумного года», «История полковника Жака», «Молль Флендерс», «Роксана». Просветительские идеи в трилогии о Робинзоне Крузо. Понятие робинзонады.
Творческий путь Джонатана Свифта. Сатирическое наследие: «Сказка о бочке», сборник памфлетов «Письма суконщика». «Путешествия Гулливера» как вершина творчества и итог философских раздумий об обществе и человеке. Композиционный принцип, жанр, традиции аллегорической сатиры. Мысль об относительности бытия. Прием измененной оптики. Гулливер и Робинзон.
Термины и понятия:Просвещение, авантюрный роман, «роман большой дороги», фантастический роман, психологический роман, готический роман, памфлет, мемуары, дневник, робинзонада, естественный человек, аллегория, остранение, гротеск.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I, гл. 2, 3)
2. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов/ Н.П. Михальская, Г.В. Аникин - Москва: Академия, 1998. – С. 94-109.
Научная литература
3. История всемирной литературы: в 8 т. Т. 5. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
4. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4. Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
5. Соколянский, М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии / М. Г. Соколянский. – Киев; Одесса: Высш. шк., 1983. – 140 с.
6. Елистратова, А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. – Москва: Наука, 1966. – 476 с.
7. Кеттл, А. Введение в историю английского романа / А. Кеттл; пер. с англ. В. Воронова, В. И. Тархова, М. Х. Тарховой. – Москва: Прогресс, 1966. – 446 с.
8. Агибалов, А. Ю. Особенности композиции «первоисточника всех робинзонад» («Робинзон Крузо» Даниэля Дефо) / А. Ю. Агибалов // Вестн. Кабардино-Балкар. гос. ун-та. Сер. Филол. науки. – Нальчик, 2005. – Вып. 7. – C. 55-57.
9. Алексеев, М. П. Даниэль Дефо и его роман «Робинзон Крузо» / М. П. Алексеев // Дефо, Д. Робинзон Крузо: роман. – Москва, 1988. – С. 5-18.
10. Аникст, А. А. Даниэль Дефо. Очерк жизни и творчества / А. А. Аникст. – Москва: Учпедгиз, 1957. – 136 с.
11. Винтерих, Д. Д. Дефо и «Робинзон Крузо» // Винтерих Д. Приключения знаменитых книг / Д. Д. Винтерих. – Москва, 1979. – С. 15-25.
12. Мирский, Д. П. «Робинзон Крузо» // Мирский Д. П. Статьи о литературе / Д. П. Мирский. – Москва: Художественная литература, 1987. – С. 90-98.
13. Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев / Д. М. Урнов. – Москва: Наука, 1973. – 91 с.
14. Брандис, Е. Джонатан Свифт и его роман «Путешествие Гулливера» / Е. Брандис // Свифт Дж. Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, потом капитана нескольких кораблей. – Москва, 1989. – С. 316-333.
15. Левидов, М. Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта / М. Ю. Левидов. – Москва: Книга, 1986. – 289 с.
16. Муравьев, В. С. Путешествие с Гулливером (1699 - 1970) / В. С. Муравьев. – Москва: Книга, 1972. – 208 с.
Лекция 3. Английская литература 1740-1750-х гг.
Творчество Сэмюэла Ричардсо́на. Ричардсон как представитель просветительского сентиментализма. Роль эпистолярной формы в романах. Роман «Памела, или Вознагражденная добродетель»: сюжет, дидактический пафос, идея внесословной добродетели. «Кларисса, или История молодой леди»: усложнение эпистолярной техники, конфликт, демократический пафос, Ловлас как «вечный» тип. Творчество Ричардсона и русская литература. Судьба наследия писателя.
Творческий путь Генри Филдинга. Драматургия: «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик Великого». Романное творчество: мир уголовного дна в «Истории покойного Джонатана Уайльда Великого»; пародийный замысел и новаторство «Истории приключений Джозефа Эндруса и его друга Абрагама Адамса».
Роман «История Тома Джонса, найденыша» как вершина творчества Филдинга. Сюжет и фабула. Композиция романа, принципы «комического эпоса» в изложении автора. Жанровое новаторство: черты «комической эпопеи в прозе», связь с традицией плутовского романа. Противоречие видимости и сущности: Том Джонс и Блайфил. Ироническая рефлексия в романе, разнообразие форм комического. Сатирический гротеск и сложность характеров. Гуманистический пафос. Проблема соотнесенности романа с литературными направлениями XVIII в. Влияние Филдинга на последующее развитие литературы.
Термины и понятия: просветительская литература, сентиментализм, психологический роман, эпистолярная форма, «роман большой дороги», плутовской роман.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I, гл. 4)
2. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов/ Н.П. Михальская, Г.В. Аникин - Москва: Академия, 1998. – С. 109-120.
Научная литература
3. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. — Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
4. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
5. Елистратова, А. А. Филдинг // Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. – Москва: Наука, 1966. – С. 215-270.
6. Мокульский, С. С. Генри Филдинг – великий английский просветитель / С. С. Мокульский // Филдинг Г. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. – М., 1954.
7. Роджерс, П. Генри Филдинг: биография: пер. с англ. В. Харитонова / П. Роджерс. – Москва: Радуга, 1984. – 208 с.
8. Соколянский, М. Г. Творчество Генри Филдинга. Книга очерков / М. Г. Соколянский. – Киев, 1975. – 174 с.
9. Харитонов, В. Разный Филдинг / В. Харитонов // Генри Филдинг. Избранные сочинения. – Москва, 1989. – С. 653-686.
Лекция 4, 5. Английская литература 1760-1780-х гг.
Особенности английского сентиментализма. Предромантические тенденции в литературе. «Кладбищенская поэзия»: Эдвард Юнг, Томас Грей.
Творчество О́ливера Го́лдсмита. Анти-идиллия «Покинутая деревня». Комедия «Ночь ошибок, или Унижение паче гордости». Сентиментально-мелодраматический роман «Векфильдский священник».
Творчество Лоренса Стерна как итог английского сентиментализма. Жанровое своеобразие «Сентиментального путешествия мистера Йорика по Франции и Италии». Принципиальная незавершенность романа, особенности сюжетосложения. Йорик как типичный сентиментальный герой. Отношения к разуму и чувствам в произведении. Предромантическая ирония в романе. Стерн и Карамзин.
Поэзия Роберта Бёрнса. Творчество Ричарда Бринсли Ше́ридана. «Школа злословия» как комедия рококо. Сатирический пафос, ирония в изображении персонажей. Антитеза Джозефа и Чарльза Сэрфесов как реализация проблемы видимости и сущности. Система персонажей, роль «говорящих» фамилий.
Предромантизм в английской литературе второй половины XVIII в. Интерес к национальной культуре, иррациональному и таинственному. Свод «Памятники старинной английской поэзии» Томаса Перси (1765). Литературные мистификации как культурный феномен. «Поэмы Оссиана» Джеймса Ма́кферсона (1760-1765) и их роль в европейской и русской литературе. Поэма «Битва при Гастингсе» Томаса Ча́ттертона.
Готический роман как самый популярный жанр предромантической литературы: основные черты. Творчество Хо́рэса Уо́лпола: роман «Замок Ора́нто». Романы Анны Ра́дклиф. «Удольфские тайны» как готический роман: идейно-художественные особенности произведения.
Термины и понятия: сентиментализм, предромантизам (преромантизм), «кладбищенская поэзия», путевой очерк, психологический роман, естественный человек, рококо, комедия, литературная мистификация, готический роман.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I, гл. 5-7)
2. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов/ Н.П. Михальская, Г.В. Аникин. - Москва: Академия, 1998. – С. 124-146.
3. Соловьева, Н. А. История зарубежной литературы: предромантизм: учеб. пособие для вузов по спец. 021700-Филология/ Н. А. Соловьева. –Москва: Академия, 2005. – С. 54-96.
Научная литература
4. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
6. Атарова, К. Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» / К. Н. Атарова. – Москва: Высш. шк., 1988. – 95 с.
7. Маршова, Н. М. Ричард Бринсли Шеридан / Н. М. Маршова. – Ленинград; Москва: Искусство, I960. – 122 с.
8. Шервин, О. Шеридан / О. Шервин. – Москва: Искусство, 1978. – 292 с.
9. Кагарлицкий, Ю. И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения: тенденции и традиции / Ю. И. Кагарлицкий. – Москва: Искусство, 1987. – 350 с.
10. Елистратова, А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. – Москва: Наука, 1966. – 476 с.
11. Берковский, Н. Я. Английский преромантизм. Анна Радклиф. Льюи
// Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н. я. Берковский. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. – 480 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru
12. Левин, Ю. Д. Оссиан в русской литературе: конец XVIII – первая треть XIX века / Ю. Д. Левин. – Ленинград: Наука, 1980. – 208 с.
13. Ладыгин, М. Б. Концепция мира и человека в литературе предромантизма / М. Б. Ладыгин // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Москва, 1982. – С. 34-51.
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА.
Лекция 6. Французская литература 1690-1720-х гг.
Историко-культурная ситуация. Периодизация французской литературы эпохи Просвещения. Черты литературного процесса.
Литература 1690-1720-х гг. Творчество Шарля де Монтескьё. Философский роман «Персидские письма»: жанр, просветительский пафос, черты поэтики рококо. Проблематика, прием остранения в романе.
Творческий путь Франсуа-Антуана Прево́. Роман «Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света». Роман «История кавалера де Грие и Мано́н Леско́» как вершина творчества: субъектная организация, особенности композиции. Проблема соотношения разума и чувства. Образы де Грие и Манон Леско: диалектика души и характера. Синтез черт рококо и сентиментализма в романе.
Термины и понятия: Просвещение, сентиментализм, рококо, эпистолярная форма, естественный человек.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел II, гл. 8,9)
2. Ловернья-Ганьер, К. История французской литературы: краткий курс: учеб. пособие для вузов: пер. с фр./ К. Ловернья-Ганьер, А. Попер, И. Сталлони, Ж. Ванье; под ред. Д. Берже. – Москва, 2007. – С. 215-221.
3. Андреев, Л. Г. История французской литературы /Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. – Москва, 1987. – С. 219-226.
Научная литература
4. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
6. Забабурова, Н. В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра / Н. В. Забабурова // XVIII век: литература в контексте культуры. – Москва, 1999. – С. 94-104. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru
7. Забабурова, Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм) / Н. В. Забабурова. – Ростов на-Дону: Ростовск. ун-т, 1992. – 224 с.
8. Разумовская, М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии». (Роман и наука во Франции в XVIII в.) / М. В. Разумовская. – Санкт-Петербург: СПб. ун-т, 1994. – 190 с.
9. Азаркин, Н. М. Монтескьё / Н. М. Азаркин. – Москва: Юридическая литература, 1988. – 128 с.
10. Баскин, М. Н. Монтескье / М. Н. Баскин. – Москва: Мысль, 1975. – 165 с.
Лекция 7, 8. Французская литература 1730-1790-х гг.
Расцвет французского Просвещения. Творческий путь Вольте́ра. «Орлеанская девственница» как поэма рококо. «Магомет, или Фанатизм» как трагедия просветительского классицизма.Жанр философской повести. Своеобразие и посветительский пафос философских повестей Вольтера. Повесть «Микромегас»: традиции Свифта. «Кандид»: теория предустановленной гармонии Лейбница как двигатель сюжета, пародия на жанр авантюрного романа. Взгляд на современную цивилизацию и естественное состояние в повести «Простодушный». Роль Вольтера в русской культуре первой половины XIX в. Понятие «вольтерьянство».
Творческий путь Дени Дидро́. «Энциклопедия» как концентрированное выражение идей Просвещения, роль Дидро в ее издании. Публицистика: «Письмо о слепых в назидание зрячим». «Салоны» как книга художественной критики. Дань идее «естественного человека»: «Письма на Таити». «Нескромные сокровища» как роман рококо.
Роман «Монахиня»: субъектная организация, образ Сюзанны Симонен, идея свободы в произведении, особенность финала. Диалог «Племянник Рамо»: жанровые особенности, просветительский пафос, образы Рамо и философа. «Жак-фаталист» как роман идей.
Творческий путь Жана-Жака Руссо́. Философские и политические воззрения Руссо и его публицистическое наследие: «Трактат о науках и искусствах», «Рассуждение о причинах и основаниях неравенства среди людей», «Общественный договор».
Руссо как представитель французского сентиментализма. «Эмиль, или О воспитании» как философский роман-трактат о естественном воспитании ребенка. Роман «Юлия, или Новая Элоиза»: смысл названия, эпистолярная форма, композиция, дидактический пафос, образы Юлии и Сен-Пре, черты утопии, просветительская проблематика и поэтика сентиментализма. «Исповедь» как итоговое произведение. Влияние Руссо на дальнейшее развитие эстетической и педагогической мысли. Понятие руссоизма. Руссо и Л.Н. Толстой.
Роман Пьера де Лакло «Опасные связи»: черты сентиментализма и рококо. Творчество Пьера Бомарше.
Термины и понятия: Просвещение, рококо, классицизм, философская повесть, естественный человек, диалог, роман воспитания, сентиментализм, эпистолярная форма, руссоизм.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел II, гл. 10-12)
2. Ловернья-Ганьер, К. История французской литературы: краткий курс: учеб. пособие для вузов: пер. с фр./ К. Ловернья-Ганьер, А. Попер, И. Сталлони, Ж. Ванье; под ред. Д. Берже. – Москва: Академия, 2007. – С. 221-237.
3. Андреев, Л. Г. История французской литературы /Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. – Москва: Высшая школа, 1987. – С. 226-263.
Научная литература
4. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
6. Разумовская, М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии». (Роман и наука во Франции в XVIII в.) / М. В. Разумовская. – Санкт-Петербург: СПб. ун-т, 1994. – 190 с.
7. Забабурова, Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм) / Н. В. Забабурова. – Ростов на-Дону: Ростовск. ун-т, 1992. – 224 с.
8. Ермоленко, Г. Н. Формы и функции иронии в философской повести Вольтера / Г. Н. Ермоленко // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. – Москва: МГУ, 2004. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natapa.msk.ru/frantsuzskaya-literatura
9. Артамонов, С. Д. Вольтер и его век / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1980. – 223 с.
10. Гордон, Л. С. Поэтика «Кандида» / Л. С. Гордон // Проблемы поэтики и истории литературы: (сб. ст.). – Саранск, 1973. – 270 с.
11. Заборов, П. Р. Русская литература и Вольтер. XVIII - первая треть XIX века / П. Р. Заборов. – Москва: Наука, 1978. – 244 с.
12. Акимова, А. А. Дидро / А. А. Акимова. – Москва: Молодая гвардия, 1963. – 480 с. (серия «Жизнь замечательных людей»).
13. Гачев, Д. И. Эстетические взгляды Дидро / Д. И. Гачев. – Москва: Госполитиздат, 1961. – 190 с.
14. Дени Дидро и культура его эпохи. – Москва: Мысль, 1986. – 190 с.
15. Верцман, И. Е. Жан-Жак Руссо / И. Е. Верцман. – Москва: Художественная литература, 1976. – 272 с.
16. Дворцов, А. Т. Руссо Жан Жак / А. Т. Дворцов. – Москва: Наука, 1980. – 112 с.
17. Лотман, Ю. М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 383-445.
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА.
Лекция 9. Немецкая литература XVIII в.: творчество Лессинга.
Историко-культурная ситуация. Особенности литературного процесса. Периодизация немецкой литературы XVIII в.
Творчество Го́тхольда Ле́ссинга. Эстетический трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии»: вопрос о своеобразии различных видов искусства. Драматургия Лессинга. Бюргерская трагедия «Эмилия Галотти»: античные истоки сюжета, идея внесословного благородства, система персонажей.
Литература «Бури и натиска» («штюрмерство») как проявление предромантизма. Идейно-художественные принципы, связь с философией И. Гердера. «Рейнские гении»: И. – В. Гете, Ф. Шиллер, Я. Ленц, Г. Вагнер, Ф. Клингер. «Геттингентский союз рощи»: Клопшток, Г. Бюргер. Итог «штюрмерства».
Творческий путь Фридриха Ши́ллера. Периодизация. Драма «Разбойники» как драма рупора идей: сюжетная основа, тема благородного разбойника, противоречие видимости и сущности (Карл и Франц). Мещанская трагедия «Коварство и любовь»: сюжет, идея внесословного благородства. Период «веймарского классицизма»: трилогия о Валленштейне, новаторство в жанре баллады («Кубок», «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Порука» и др.). Эстетическое кредо Шиллера в «Письмах об эстетическом воспитании человека».
Термины и понятия: Просвещение, бюргерская (мещанская) трагедия, предромантизм, литература «Бури и натиска» («штюрмерство»), баллада.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел V)
2. Соловьева, Н. А. История зарубежной литературы: предромантизм: учеб. пособие для вузов по спец.021700-Филология/ Н. А. Соловьева. – Москва, 2005. – С. 180-241.
3. Дживелегов, А. К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года: учебник для студентов театральных вузов / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев. – Москва: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013. – 528 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru: http://svr-lit.niv.ru (гл. «Лессинг», «Буря и натиск»)
Научная литература
4. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
6. Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А. А. Аникст. – Москва: Наука, 1967. – 458 с.
7. Асмус, В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века / В. Ф. Асмус. – Москва: Искусство, 1963. – 312 с.
8. Жирмунский, В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы / В. М. Жирмунский. – Москва: Худ. лит., 1972. – 499 с.
9. Жирмунская, Н. А. Историко-философская концепция И. Г. Гердера и историзм Просвещения / Н. А. Жирмунская // Проблемы историзма в русской литературе. Конец XVIII - начало XIX вв. / Под ред. Г.П. Макогоненко. – Ленинград, 1981. – С. 91-101. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru
10. Силецкая, О. А. Жизнь искусства в осмыслении Д. Дидро, Г.Э. Лессинга и И. Г. Гердера. Вопрос о границах живописи и поэзии / О. А. Силецкая // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. – Москва: МГУ, 2004. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natapa.msk.ru
11. Лессинг и современность: сб. статей. – Москва: Изобразительное искусство, 1981. – 224 с.
12. Стадников, Г. В. Лессинг: литературная критика и художественное творчество / Г. В. Стадников. – Ленинград: ЛГУ, 1987. – 100 с.
13. Абуш, А. Шиллер: величие и трагедия немецкого гения: пер. с нем. А. Дмитриевой / А. Абуш – Москва: Прогресс, 1964. – 311 с.
14. Берковский, Н. Я. Театр Шиллера // Берковский Н. Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н. Я. Берковский. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. – 480 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru
15. Либинзон, З. Е. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера / З. Е. Либинзон. – Москва: Худ. лит., 1969. – 132 с.
16. Либинзон, З. Е. Фридрих Шиллер / З. Е. Либинзон. – Москва: Просвещение, 1990. – 176 с.
17. Лозинская, Л. Ф. Шиллер / Л. Ф. Лозинская. – Москва: Молодая гвардия, 1990. – 336 с.