Учебники и учебные пособия, хрестоматии
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА XVII – XVIII ВЕКОВ
Учебно-методическое пособие
Филологический факультет
Направление подготовки – «Педагогическое образование»
профиль – «Филологическое образование»
Вологда
2015 г.
УДК 82 (075)
Зарубежная литература и культура XVII – XVIII веков: учебно-методическое пособие / М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т; [автор-сост.: Т. Н. Воронина]. – Вологда: ВоГУ, 2015.
Пособие составлено в соответствии с действующими учебными программами и содержит планы лекционных и практических занятий, списки рекомендуемой литературы к каждой теме, задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по освоению курса, словарь необходимых терминов и понятий.
Предназначено для студентов II курса направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование»).
Автор-составитель – Т.Н. Воронина, к.ф.н., доцент кафедры литературы ВоГУ
Рецензент – Л.А. Берсенева, к.ф.н., доцент кафедры русского языка, журналистики и теории коммуникации ВоГУ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________________________________________ | |
Рекомендуемая литература______________________________________ | |
Программа дисциплины_________________________________________ | |
Планы лекций | |
Блок I. Литература и культура XVII в.__________________________ | |
Блок II. Литература и культура XVIII в._________________________ | |
Темы для самостоятельного изучения_____________________________ | |
Планы практических занятий____________________________________ | |
Список текстов для обязательного чтения__________________________ | |
Перечень основных терминов и понятий___________________________ | |
Вопросы к экзамену____________________________________________ | |
Словарь основных терминов и понятий____________________________ |
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Зарубежная литература и культура XVII – XVIII веков» является составляющей магистральной историко-литературной дисциплины «Зарубежная литература и культура», которую студенты осваивают в течение четырех лет обучения на филологическом факультете. Связь истории литературы и культуры XVII – XVIII веков с предыдущей эпохой Средних веков и Возрождения обнаруживается в стиле барокко. Некоторые жанры, расцветшие в XVII веке, зародились еще в эпоху Возрождения (плутовской роман), другие явно ориентированы на литературу предыдущего времени (так, поэма Мильтона «Потерянный рай» в жанровом и идейно-тематическом плане связана с «Божественной комедией» Данте). С последующим периодом – западноевропейской литературой XIX столетия –материал курса связан течениями сентиментализма и предромантизма (Стерн, Гёте, Шиллер). Кроме того, без знания западноевропейской литературы XVII – XVIII вв, развивающейся на основе передовой философской мысли того времени, в условиях становления и развития новых идеологических представлений, невозможно не только усвоение дальнейших этапов в развитии культуры Западной Европы, но и понимание важнейших процессов в русской литературе рубежа XVIII – XIX веков.
«Зарубежная литература и культура XVII – XVIII веков» также опирается на теоретические знания, полученные студентами при изучении курса «Основы науки о литературе».
Цельюосвоения дисциплины является формирование у студентов системы ориентирующих знаний о европейской литературе XVII-XVIII вв., о специфике литературных направлений эпохи и особенностях национальных литератур.
В результате изучения курса студент должен:
- знать специфику историко-культурной и литературной ситуации XVII и XVIII веков; периодизацию литературного процесса; характеристику литературных направлений, стилей и жанров; содержание художественных текстов и их интерпретацию в научно-критических источниках;
- уметь подбирать и анализировать учебную, и научную по заданной тематике, реферировать литературные источники, корректно использовать электронные материалы и информацию интернета; соотносить произведения зарубежной литературы XVII – XVIII веков с ее жанровой системой, основными стилями и историко-культурным контекстом; охарактеризовать творчество крупных писателей рассматриваемого периода;
- владеть базовым понятийным аппаратом дисциплины; навыками анализа конкретного литературного произведения в соотнесении с жанром, стилем, эпохой.
Изучаемый период охватывает два века в истории западноевропейской литературы. При общей связанности каждый век имеет свое неповторимое лицо, поэтому курс «Зарубежная литература и культура XVII – XVIII веков» состоит из двух тематических блоков (модулей): «Литература и культура XVII в.», «Литература и культура XVIII в».
В процессе изучения дисциплины у студентов могут возникнуть определенные трудности, связанные с: спецификой мировоззрения, воплощенного в литературе XVII – XVIII вв.; особенностей художественных принципов, которыми руководствовались писатели данного периода; отличием читательских установок XVII – XVIII вв. от современных; недостаточным знанием историко-культурного контекста эпохи. В связи с этим рекомендуется перед чтением текстов обратиться к соответствующим главам учебника (темам лекций). Список обязательных текстов лучше осваивать в заданном порядке, чтобы иметь возможность проследить преемственное развитие жанров и стилей, отмечать новообразования, уяснить специфику национальных литератур, а также соотнести процесс чтения с логикой лекционных занятий. Необходимо обращаться к комментариям к произведениям, особенно это касается таких текстов, как «Потерянный рай» Мильтона, «Путешествия Гулливера» Свифта, «Фауст» Гете. В процессе чтения целесообразно вести читательский дневник, в который можно заносить имена персонажей, цитаты, характеризующие героев или выражающие авторскую позицию. Также можно рекомендовать такие вспомогательные приемы, как составление сравнительных таблиц по направлениям, персоналиям, произведениям (см. задания к практическим занятиям), составление синхронистической таблицы европейской литературы XVII в. и Просвещения, сюжетно-композиционных схем и схем системы персонажей.
Дисциплина «Зарубежная литература и культура XVII – XVIII веков» изучается на II курсе в 3 семестре. Начинается курс лекционными занятиями, которые затем дополняются семинарами. Если в лекции даются обзор литературного процесса по периодам, общие сведения о творчестве писателей, то на практические занятия выносятся конкретные произведения для текстуального изучения. Отдельные темы освещаются только лекционно (П. Кальдерон, Д. Мильтон и др.). Предусмотрено также самостоятельное изучение ряда тем (творчество Донна, Бёрнса, Бомарше), в этом случае следует обратиться к обязательной литературе, указанной в списке.
Основным средством получения теоретических и историко-литературных знаний является, наряду с освоением лекционного курса, самостоятельная работа студентов с учебниками, монографическими исследованиями и научными статьями по вопросам практических занятий. Ниже приведен список рекомендуемой учебной и научной литературы. Исследования, посвященные отдельным авторам, названы в разделах «Планы лекций» и «Планы практических занятий».
Изучение курса завершается экзаменом, при подготовке к которому, кроме знания содержательной стороны произведения, его идеологического наполнения и художественно-стилистической специфики, следует обращать внимание на ближайший исторический контекст текста. На экзамене студент должен продемонстрировать навык владения монологической устной речью, умения систематизировать материал и оперировать литературоведческим понятийным аппаратом.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Электронные ресурсы
48. Французская литература XVII-XVIII веков. Биографии и произведения французских авторов. Статьи по французской литературе XVII-XVIII веков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natapa.msk.ru
49. Французская литература от истоков до начала Новейшего периода. Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.litdefrance.ru (содержит персоналии, тексты произведений, статьи и справочные материалы по теории и истории литературы, сведения об историко-культурного характера, библиографические материалы).
50. Литература Западной Европы 17 века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/ (содержит учебники и учебные пособия по истории европейской литературы XVII в., научные статьи и монографии).
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса «Зарубежная литература и культура XVII – XVIII веков» включает в себя два тематических блока (модуля), построенные по хронологическому принципу.
№ п/п | Тематический блок (модуль) | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | Форма промежуточной аттестации | |
Лекции | Семинары | |||
1. | Литература и культура XVII века | Контрольный тест на знание текстов | ||
2. | Литература и культура XVIII века. | Контрольный тест на знание текстов | ||
итого |
Заканчивается изучение курса экзаменом. К экзамену допускаются студенты, освоившие список обязательных текстов (выполнившие оба теста не менее чем на 50%).
ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ
БЛОК I. ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА XVII ВЕКА.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVII века: учеб. для вузов / под ред. З. И. Плавскина. – Москва: Высшая школа, 2001. – 254 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I-III)
2. История зарубежной литературы XVII века: учеб. пособие по специальности «Филология» / под ред. Н. Т. Пахсарьян. – Москва: Высшая школа, 2005. – С. 6-65.
Научная литература
3. Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение (сер. История эстетики в памятниках и документах). – Москва: Искусство, 1977. – 693 с.
4. Сафронова, Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма / Л. А. Сафронова // Человек в контексте культуры. Славянский мир. – Москва, 1995. – С. 83-93.
5. Михайлов, А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи / А. В. Михайлов // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. ст. / отв. ред. П. А. Гринцер. – Москва, 1994. – С. 384.
6. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств: пер. А. Франковского / Г. Вельфлин. – Санкт-Петербург: Мифрил, 1996. – 398 с.
7. Алпатов, М. В. Синтез искусств в эпоху барокко // Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства / М. В. Алпатов. – Москва: Акад. художеств СССР, 1963. – 425 с.
8. Надъярных, М. Изобретение традиции, или метаморфозы барокко и классицизма / М. Надъярных // Вопросы литературы. – 1999 – № 4. – С. 77.
9. Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / общая редакция и послесл. В.А. Подороги. Пер. с франц. Б.М. Скуратова / Ж. Делёз. – Москва: Логос, 1997. – 264 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVII века: учеб. для вузов / под ред. З. И. Плавскина. – Москва: Высшая школа, 2001. – 254 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I-III)
2. История зарубежной литературы XVII века: учеб. пособие по специальности «Филология» / под ред. Н. Т. Пахсарьян. – Москва: Высшая школа, 2005. – С. 65-154; 259-274; 395-416.
3. Дживелегов, А. К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года: учебник для студентов театральных вузов / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев. – Москва: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013. – 528 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru (гл. «Педро Кальдерон»)
Научная литература
4. Виппер, Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века) / Ю. Б. Виппер. – Москва, 1990. – С. 147-158 – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru
5. Европейская поэзия XVII века [Электронный ресурс]. – Москва: Художественная литература,1977. – Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru
6. Виппер, Ю. Б. Поэзия барокко и классицизма / Ю. Б. Виппер // Европейская поэзия XVII в. – Москва, 1977. – С. 5-28.
7. де Санктис, Ф. История итальянской литературы. В 2 томах. Т. 2 / Ф. де Санктис. – Москва: Прогресс, 1964. – 652 с.
8. Штейн, А. Л. Литература испанского барокко / А. Л. Штейн. – Москва: Наука, 1983. – 179 с.
9. Лансон, Г. История французской литературы 17 века: пер. с фр. З. Венгеровой / А. Л. Штейн. – Санкт-Петербург: [Б.и.], 1899. – 257 с.
10. Кальдерон и мировая культура. – Москва: Наука, 1986. – 272 с.
11. Морозов, А. А. «Симплициссимус» и его автор / А. А. Морозов. – Ленинград: Наука, 1984. – 208 с.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVII века: учеб. для вузов / под ред. З. И. Плавскина. – Москва: Высшая школа, 2001. – 254 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел II)
2. История зарубежной литературы XVII века: учеб. пособие по специальности «Филология» / под ред. Н. Т. Пахсарьян. – Москва: Высшая школа, 2005. – С. 25-65; 274-277.
3. Баранов, С. Ю. Классицизм / С. Ю. Баранов. – Вологда: Вологодский гос. педагог. ин-т: Русь, 1993. – 22 с.
Научная литература
4. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств: пер. А. Франковского. – Санкт-Петербург: Мифрил, 1996. – 398 с.
5. Обломиевский, Д. Д. Французский классицизм / Д. Д. Обломиевский. – Москва: Наука, 1968. – 140 с.
6. Бахмутский, В. Я. В поисках утраченного (от классицизма до Умберто Эко): статьи разных лет / В. Я. Бахмутский. – Москва: Измайлово, 1994. – 277 с.
7. Надъярных, М. Изобретение традиции, или метаморфозы барокко и классицизма / М. Надъярных // Вопросы литературы. – 1999 – № 4. – С. 77.
8. Литературные манифесты западноевропейских классицистов / сост. Козлова Н. П. – Москва: МГУ, 1980. – 609 с.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVII века: учеб. для вузов / под ред. З. И. Плавскина. – Москва: Высшая школа, 2001. – 254 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел II, гл. 7-13)
2. История зарубежной литературы XVII века: учеб. пособие по специальности «Филология» / под ред. Н. Т. Пахсарьян. – Москва: Высшая школа, 2005. – С. 274-295; 417-427.
3. Дживелегов, А. К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года: учебник для студентов театральных вузов / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев. – Москва: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013. – 528 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru (гл. «Французский театр»)
Научная литература
4. Обломиевский, Д. Д. Французский классицизм. – Москва: Наука, 1968. – 140 с.
5. Виппер, Ю.Б. Курс лекций по истории зарубежной литературы XVII века / Ю. Б. Виппер, М. Н. Самарин. – Москва: МГУ, 1954. – 816 с.
6. Виппер, Ю. Б. Поэзия барокко и классицизма / Ю. Б. Виппер // Европейская поэзия XVII в. – Москва, 1977. – С. 5-28.
7. Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А. А. Аникст. – Москва: Наука, 1967. – 458 с.
8. История всемирной литературы: в 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 4. — Москва: Наука, 1987. – 687 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
9. Лансон, Г. История французской литературы 17 века: пер. с фр. З. Венгеровой / Г. Лансон. – Санкт-Петербург: Б.и., 1899. – 257 с.
10. Андреев, Л. Г. История французской литературы /Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. – Москва: Высшая школа, 1987. – 542 с.
11. Ловернья-Ганьер, К. История французской литературы: краткий курс: учеб. пособие для вузов: пер. с фр./ К. Ловернья-Ганьер, А. Попер, И. Сталлони, Ж. Ванье; под ред. Д. Берже. – Москва: Академия, 2007. – 464 с.
12. Балашов, Н. И. Пьер Корнель / Н. И. Балашов. – Москва: Знание, 1956.
13. Михайлов, А. Д. Театр Корнеля / А. Д. Михайлов // Корнель П. Театр. В 2-х томах. Т. 2. – Москва, 1984. – С. 605-666.
14. Сигал, Н. А. Пьер Корнель 1606-1684 / Н. А. Сигал. – Москва; Ленинград: Искусство, 1957. – 123 с.
15. Жирмунская, Н. А. Трагедии Расина [Электронный ресурс] / Н. А. Жирмунская // Расин, Ж. Трагедии / Ж. Расин. – Новосибирск: Наука, 1977. – Режим доступа: http://lib.ru
16. Жирмунская, Н. А. Творчество Жана Расина / Н. А. Жирмунская // Расин Ж. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. – Москва, 1984. – С. 397-439.
17. Кадышев, В. С. Расин / В. С. Кадышев. – Москва: Наука, 1990. – 272 с.
18. Мокульский, С. С. Расин. К 300-летию со дня рождения / С. С. Мокульский. – Ленинград: ГИХЛ, 1940. – 108 с.
19. Бордонов, Ж. Мольер: пер. с франц. / Ж. Бордонов. – Москва: Искусство, 1983. – 440 с.
20. Бояджиев, Г. Н. Мольер: исторические пути формирования жанра высокой комедии / Г. Н. Бояджиев. – Москва: Искусство, 1967. – 555 с.
21. Булгаков, М. А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. – Москва: Молодая гвардия, 1991. – 220 с.
22. Гликман, И. Д. Мольер: Критико-биографический очерк / И. Д. Гликман. – Москва; Ленинград: Худ. лит., 1966. – 279 с.
23. Томашевский, Б. В. Пушкин и Лафонтен / Б. В. Томашевский // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. – Москва; Ленинград: АН СССР, 1937. – Вып. 3. – С. 215-254. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
24. Разумовская, М. В. Ларошфуко - автор «Максим» / М. В. Разумовская. – Ленинград: ЛГУ, 1971. – 136 с.
25. Спор о древних и новых / сост. В. Я. Бахмутский. – Москва: Искусство, 1985. – 471 с. (Сер. История эстетики в памятниках и документах)
Лекция 6. Английская литература XVII века.
Историко-культурная ситуация в Англии XVII в. Черты литературного процесса. Драматургия Джона Драйдена. Метафизическая поэзия Джона Донна. Барочный роман «Путь паломника» Джона Бэньяна. Творчество Джона Донна.
Основные этапы творческого пути Джона Ми́льтона. Роль памфлетов Мильтона в политической полемике середины XVII в.
Поэма «Потеряный рай» как вершина творчества: сюжет, композиция, особенности развития действия. Система персонажей. Образы Бога и Сатаны. Тема свободы выбора в поэме. Монументальный образ мира. Жанровая специфика. Драматическое начало в поэме. Совмещение барочных и классицистических элементов в поэтике «Потерянного рая». Стихотворная форма. Русские переводы поэмы.
«Возвращенный рай» как завершение эпопеи о битве добра и зла. Значение творчества Мильтона.
Термины и понятия: пуританизм, хартия вольностей, метафизическая школа, героическая поэма (эпопея), памфлет, барокко, классицизм, дебаты, ода, гимн, эклога, трагедия, фарс.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVII века: учеб. для вузов / под ред. З. И. Плавскина. – Москва: Высшая школа, 2001. – 254 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел IV)
2. История зарубежной литературы XVII века: учеб. пособие по специальности «Филология» / под ред. Н. Т. Пахсарьян. – Москва: Высшая школа, 2005. – С. 184-258.
3. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов / Н.П. Михальская, Г.В. Аникин. - Москва: Академия, 1998. – С. 69-84.
Научная литература
4. История всемирной литературы: в 8 т. Т. 4. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва: Наука, 1987. — 687 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Павлова, Т. А. Милтон / Т. А. Павлова. – Москва: РОССПЭН, 1997. – 494 с.
6. Самарин, Р. М. Творчество Джона Мильтона / Р. М. Самарин. – Москва: МГУ, 1964. – 486 с.
7. Чамеев, А. А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный Рай» / А. А. Чамеев. – Ленинград: ЛГУ, 1986. – 128 с.
БЛОК II: ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА
Лекция 1. Литература Просвещения: основные проблемы и тенденции.
Понятие «век Просвещения»: основные идеи, состав и цели просветительского движения. Деизм как основа просветительского мировоззрения. Просветительские концепции личности: Д. Локк, Ж. – Ж. Руссо.
Основные направления в литературе эпохи Просвещения. Понятие просветительской литературы. Особенности классицизма XVIII в.
Рококо: идейно-художественные особенности, концепция личности, связь с философией П. Гассенди. Система жанров. Особенности развития рококо в Англии, Франции, Германии.
Сентиментализм: идейно-художественные особенности, концепция личности, связь с философией Шефтсбери. Принципиальный субъективизм. Способы изображения внутреннего мира человека. Сентиментализм в английской, французской и немецкой литературах.
Предромантизм: идейно-художественные особенности, готический роман как жанр. Предромантизм в английской и немецкой литературах.
Термины и понятия:Просвещение, рационализм, деизм, сенсуализм, просветительская литература, классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм (преромантизм).
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (введение)
2. Соловьева, Н. А. История зарубежной литературы: предромантизм: учеб. пособие для вузов по спец. 021700-Филология / Н.А. Соловьева. – Москва: Академия, 2005. – С. 3-26.
Научная литература
3. История всемирной литературы: в 8 т. Т. 5. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. Режим доступа: http://feb-web.ru
4. Смирнов, А. А. Проблема эстетического признания прозы в европейской литературной теории XVIII века [Электронный ресурс] / А. А. Смирнов // Французская литература 17-18 вв.: сайт. – Режим доступа: http://natapa.msk.ru
5. Тураев, С. В. От Просвещения к Романтизму / С. В. Тураев. – Москва: Наука, 1983. – 256 с.
6. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 242-270 (гл. 11).
7. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 375-382.
8. Библер, В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант / В. С. Библер // Западноевропейская художественная культура XVIII века. – Москва: Наука, 1980. – 257 с.
9. Ладыгин, М. Б. Концепция мира и человека в литературе предромантизма / М. Б. Ладыгин // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Москва: МГПИ, 1982. – С. 34-51.
10. Жирмунская, Н. А. Историко-философская концепция И. Г. Гердера и историзм Просвещения / Н. А. Жирмунская // Проблемы историзма в русской литературе. Конец XVIII - начало XIX вв. / Под ред. Г.П. Макогоненко. – Ленинград: Наука, 1981. – С. 91-101. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Лекция 2. Английская литература 1690-1730-х гг.
Историко-культурная ситуация в Англии XVIII в. Периодизация английской литературы. Роман как ведущий жанр. Типология английского романа.
Творческий путь Даниэля Дефо. Художественные обенности и жанровое разнообразие романного творчества Дефо: «Записки кавалера», «Дневник чумного года», «История полковника Жака», «Молль Флендерс», «Роксана». Просветительские идеи в трилогии о Робинзоне Крузо. Понятие робинзонады.
Творческий путь Джонатана Свифта. Сатирическое наследие: «Сказка о бочке», сборник памфлетов «Письма суконщика». «Путешествия Гулливера» как вершина творчества и итог философских раздумий об обществе и человеке. Композиционный принцип, жанр, традиции аллегорической сатиры. Мысль об относительности бытия. Прием измененной оптики. Гулливер и Робинзон.
Термины и понятия:Просвещение, авантюрный роман, «роман большой дороги», фантастический роман, психологический роман, готический роман, памфлет, мемуары, дневник, робинзонада, естественный человек, аллегория, остранение, гротеск.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I, гл. 2, 3)
2. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов/ Н.П. Михальская, Г.В. Аникин - Москва: Академия, 1998. – С. 94-109.
Научная литература
3. История всемирной литературы: в 8 т. Т. 5. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
4. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4. Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
5. Соколянский, М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии / М. Г. Соколянский. – Киев; Одесса: Высш. шк., 1983. – 140 с.
6. Елистратова, А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. – Москва: Наука, 1966. – 476 с.
7. Кеттл, А. Введение в историю английского романа / А. Кеттл; пер. с англ. В. Воронова, В. И. Тархова, М. Х. Тарховой. – Москва: Прогресс, 1966. – 446 с.
8. Агибалов, А. Ю. Особенности композиции «первоисточника всех робинзонад» («Робинзон Крузо» Даниэля Дефо) / А. Ю. Агибалов // Вестн. Кабардино-Балкар. гос. ун-та. Сер. Филол. науки. – Нальчик, 2005. – Вып. 7. – C. 55-57.
9. Алексеев, М. П. Даниэль Дефо и его роман «Робинзон Крузо» / М. П. Алексеев // Дефо, Д. Робинзон Крузо: роман. – Москва, 1988. – С. 5-18.
10. Аникст, А. А. Даниэль Дефо. Очерк жизни и творчества / А. А. Аникст. – Москва: Учпедгиз, 1957. – 136 с.
11. Винтерих, Д. Д. Дефо и «Робинзон Крузо» // Винтерих Д. Приключения знаменитых книг / Д. Д. Винтерих. – Москва, 1979. – С. 15-25.
12. Мирский, Д. П. «Робинзон Крузо» // Мирский Д. П. Статьи о литературе / Д. П. Мирский. – Москва: Художественная литература, 1987. – С. 90-98.
13. Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев / Д. М. Урнов. – Москва: Наука, 1973. – 91 с.
14. Брандис, Е. Джонатан Свифт и его роман «Путешествие Гулливера» / Е. Брандис // Свифт Дж. Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, потом капитана нескольких кораблей. – Москва, 1989. – С. 316-333.
15. Левидов, М. Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта / М. Ю. Левидов. – Москва: Книга, 1986. – 289 с.
16. Муравьев, В. С. Путешествие с Гулливером (1699 - 1970) / В. С. Муравьев. – Москва: Книга, 1972. – 208 с.
Лекция 3. Английская литература 1740-1750-х гг.
Творчество Сэмюэла Ричардсо́на. Ричардсон как представитель просветительского сентиментализма. Роль эпистолярной формы в романах. Роман «Памела, или Вознагражденная добродетель»: сюжет, дидактический пафос, идея внесословной добродетели. «Кларисса, или История молодой леди»: усложнение эпистолярной техники, конфликт, демократический пафос, Ловлас как «вечный» тип. Творчество Ричардсона и русская литература. Судьба наследия писателя.
Творческий путь Генри Филдинга. Драматургия: «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик Великого». Романное творчество: мир уголовного дна в «Истории покойного Джонатана Уайльда Великого»; пародийный замысел и новаторство «Истории приключений Джозефа Эндруса и его друга Абрагама Адамса».
Роман «История Тома Джонса, найденыша» как вершина творчества Филдинга. Сюжет и фабула. Композиция романа, принципы «комического эпоса» в изложении автора. Жанровое новаторство: черты «комической эпопеи в прозе», связь с традицией плутовского романа. Противоречие видимости и сущности: Том Джонс и Блайфил. Ироническая рефлексия в романе, разнообразие форм комического. Сатирический гротеск и сложность характеров. Гуманистический пафос. Проблема соотнесенности романа с литературными направлениями XVIII в. Влияние Филдинга на последующее развитие литературы.
Термины и понятия: просветительская литература, сентиментализм, психологический роман, эпистолярная форма, «роман большой дороги», плутовской роман.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I, гл. 4)
2. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов/ Н.П. Михальская, Г.В. Аникин - Москва: Академия, 1998. – С. 109-120.
Научная литература
3. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. — Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
4. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
5. Елистратова, А. А. Филдинг // Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. – Москва: Наука, 1966. – С. 215-270.
6. Мокульский, С. С. Генри Филдинг – великий английский просветитель / С. С. Мокульский // Филдинг Г. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. – М., 1954.
7. Роджерс, П. Генри Филдинг: биография: пер. с англ. В. Харитонова / П. Роджерс. – Москва: Радуга, 1984. – 208 с.
8. Соколянский, М. Г. Творчество Генри Филдинга. Книга очерков / М. Г. Соколянский. – Киев, 1975. – 174 с.
9. Харитонов, В. Разный Филдинг / В. Харитонов // Генри Филдинг. Избранные сочинения. – Москва, 1989. – С. 653-686.
Лекция 4, 5. Английская литература 1760-1780-х гг.
Особенности английского сентиментализма. Предромантические тенденции в литературе. «Кладбищенская поэзия»: Эдвард Юнг, Томас Грей.
Творчество О́ливера Го́лдсмита. Анти-идиллия «Покинутая деревня». Комедия «Ночь ошибок, или Унижение паче гордости». Сентиментально-мелодраматический роман «Векфильдский священник».
Творчество Лоренса Стерна как итог английского сентиментализма. Жанровое своеобразие «Сентиментального путешествия мистера Йорика по Франции и Италии». Принципиальная незавершенность романа, особенности сюжетосложения. Йорик как типичный сентиментальный герой. Отношения к разуму и чувствам в произведении. Предромантическая ирония в романе. Стерн и Карамзин.
Поэзия Роберта Бёрнса. Творчество Ричарда Бринсли Ше́ридана. «Школа злословия» как комедия рококо. Сатирический пафос, ирония в изображении персонажей. Антитеза Джозефа и Чарльза Сэрфесов как реализация проблемы видимости и сущности. Система персонажей, роль «говорящих» фамилий.
Предромантизм в английской литературе второй половины XVIII в. Интерес к национальной культуре, иррациональному и таинственному. Свод «Памятники старинной английской поэзии» Томаса Перси (1765). Литературные мистификации как культурный феномен. «Поэмы Оссиана» Джеймса Ма́кферсона (1760-1765) и их роль в европейской и русской литературе. Поэма «Битва при Гастингсе» Томаса Ча́ттертона.
Готический роман как самый популярный жанр предромантической литературы: основные черты. Творчество Хо́рэса Уо́лпола: роман «Замок Ора́нто». Романы Анны Ра́дклиф. «Удольфские тайны» как готический роман: идейно-художественные особенности произведения.
Термины и понятия: сентиментализм, предромантизам (преромантизм), «кладбищенская поэзия», путевой очерк, психологический роман, естественный человек, рококо, комедия, литературная мистификация, готический роман.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I, гл. 5-7)
2. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов/ Н.П. Михальская, Г.В. Аникин. - Москва: Академия, 1998. – С. 124-146.
3. Соловьева, Н. А. История зарубежной литературы: предромантизм: учеб. пособие для вузов по спец. 021700-Филология/ Н. А. Соловьева. –Москва: Академия, 2005. – С. 54-96.
Научная литература
4. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
6. Атарова, К. Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» / К. Н. Атарова. – Москва: Высш. шк., 1988. – 95 с.
7. Маршова, Н. М. Ричард Бринсли Шеридан / Н. М. Маршова. – Ленинград; Москва: Искусство, I960. – 122 с.
8. Шервин, О. Шеридан / О. Шервин. – Москва: Искусство, 1978. – 292 с.
9. Кагарлицкий, Ю. И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения: тенденции и традиции / Ю. И. Кагарлицкий. – Москва: Искусство, 1987. – 350 с.
10. Елистратова, А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. – Москва: Наука, 1966. – 476 с.
11. Берковский, Н. Я. Английский преромантизм. Анна Радклиф. Льюи
// Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н. я. Берковский. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. – 480 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru
12. Левин, Ю. Д. Оссиан в русской литературе: конец XVIII – первая треть XIX века / Ю. Д. Левин. – Ленинград: Наука, 1980. – 208 с.
13. Ладыгин, М. Б. Концепция мира и человека в литературе предромантизма / М. Б. Ладыгин // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Москва, 1982. – С. 34-51.
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА.
Лекция 6. Французская литература 1690-1720-х гг.
Историко-культурная ситуация. Периодизация французской литературы эпохи Просвещения. Черты литературного процесса.
Литература 1690-1720-х гг. Творчество Шарля де Монтескьё. Философский роман «Персидские письма»: жанр, просветительский пафос, черты поэтики рококо. Проблематика, прием остранения в романе.
Творческий путь Франсуа-Антуана Прево́. Роман «Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света». Роман «История кавалера де Грие и Мано́н Леско́» как вершина творчества: субъектная организация, особенности композиции. Проблема соотношения разума и чувства. Образы де Грие и Манон Леско: диалектика души и характера. Синтез черт рококо и сентиментализма в романе.
Термины и понятия: Просвещение, сентиментализм, рококо, эпистолярная форма, естественный человек.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел II, гл. 8,9)
2. Ловернья-Ганьер, К. История французской литературы: краткий курс: учеб. пособие для вузов: пер. с фр./ К. Ловернья-Ганьер, А. Попер, И. Сталлони, Ж. Ванье; под ред. Д. Берже. – Москва, 2007. – С. 215-221.
3. Андреев, Л. Г. История французской литературы /Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. – Москва, 1987. – С. 219-226.
Научная литература
4. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
6. Забабурова, Н. В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра / Н. В. Забабурова // XVIII век: литература в контексте культуры. – Москва, 1999. – С. 94-104. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru
7. Забабурова, Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм) / Н. В. Забабурова. – Ростов на-Дону: Ростовск. ун-т, 1992. – 224 с.
8. Разумовская, М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии». (Роман и наука во Франции в XVIII в.) / М. В. Разумовская. – Санкт-Петербург: СПб. ун-т, 1994. – 190 с.
9. Азаркин, Н. М. Монтескьё / Н. М. Азаркин. – Москва: Юридическая литература, 1988. – 128 с.
10. Баскин, М. Н. Монтескье / М. Н. Баскин. – Москва: Мысль, 1975. – 165 с.
Лекция 7, 8. Французская литература 1730-1790-х гг.
Расцвет французского Просвещения. Творческий путь Вольте́ра. «Орлеанская девственница» как поэма рококо. «Магомет, или Фанатизм» как трагедия просветительского классици