Формы тематических отрядных дел

Ток-шоу «Легко ли бросить курить?» - современная и хорошо знакомая по телевизионным программам дискуссионная форма работы. Позволяет узнать отношение аудитории к обсуждаемым вопросам, развить умение слушать, говорить по очереди, усвоить основные правила ведения спора, искать аргументы в подтверждение своих доводов. Действенным приёмом активизации участников является участие непосредственных участников событий, специалистов, провокационные тезисы. Цель не привести всех к единому мнению, а дать возможность всем желающим аргументировать свою точку зрения, услышать и понять другого, найти единомышленников пройти путь поиска ответа на трудный вопрос.

Тренинг "Спасибо, нет!" – показывает варианты противостояния негативному давлению взрослых и сверстников, как не впасть в зависимость от кого-то. В ходе обыгрывания и последующего обсуждения различных ситуаций из жизни школьников, подростки учатся говорить "нет", преодолевать конформизм, приобретают интерес к поиску умного выхода из затруднительных ситуаций, обучаются алгоритму отказа (отказ-соглашение, отказ-обещание, отказ-альтернатива, отказ-отрицание, отказ-конфликт).

Подиум-дискуссия на основе упражнения Джеффа "Да. Нет. Не знаю". Эта технология даёт возможность его участникам каким-то образом отнестись к приводимым высказываниям, выбрать свою позицию, найти аргументы и отстоять своё мнение. Развивает навыки группового взаимодействия, стимулирует обсуждение собственных вариантов поведения, вовлекает в разговор даже стеснительных ребят.

Заседание женского клуба "Женщина и сигарета"В узком кругу за чашкой чая можно обсудить проблемы, связанные с воздействием никотина на организм и здоровье матери и ребенка, узнать, можно ли стать обаятельной и привлекательной, душой компании без никотина и алкоголя.

Ролевая игра Суд над сигаретой"Имитируя судебное заседание, подростки узнают много нового из истории табачной экспансии в Европе и России, выносят приговор одной из вредных людских привычек

Рекламное агентство.Сначала участники обсуждают психологические приёмы воздействия на потребителя, составляют таблицу, что мы видим и чего никогда не видим в рекламе табачных изделий, придумывают антирекламу табачных изделий. Затем проводится конкурс рисунков антиникотиновой направленности для вкладышей в пачки сигарет.

Дидактическая игра "Родительский клуб"У участников встречи есть возможность встать на позицию родителей и сообща обсудить проблемы подросткового курения, найти способы диалога и убеждения молодых в преимуществах здорового образа жизни.

ТРУДОВЫЕ ДЕЛА

При организации трудовых дел важно обеспечить выполнение следующих методических условий:

1. Воспитатель и совет отряда при определении перспектив жизни и деятельности своего коллектива должны активно привлекать к выбору объектов общественно полезного труда самих ребят, используя «разведки полезных дел», встречи с руководителями хозяйств.

2. Необходимо увлечь их предстоящим трудовым делом, показать его общественно важный смысл (для кого и что сделаем, кто участвует, с кем вместе сделаем, каким должен быть результат работы), ввести элементы соревнова­ния и занимательности.

3. Нужно добиться активности ребят на всех этапах организации трудового дела: 1) и на стартовой линейке, где объяс­няются цель, задачи, содержание и ожидаемые результаты труда; 2) и во время распределения объектов труда, поручений и заданий звеньям и отдельным участникам; 3) и в организации соревнования; 4) и в подведении итогов, оценке работы каждого и отряда в целом.

4. Чтобы сохранить и поддержать у детей и подростков интерес к трудовым операциям, следует использовать некоторую секретность их подготовки и проведения, оригинальное название, разнообразные формы деятельности, менять их, как только заметны признаки угасания желания работать.

5. Любое дело станет привлекательным, если оно будет сопровождаться песней и речевкой, горном и барабаном, четким строем линейки.

6. Трудовое воспитание необходимо сочетать с политическим просвещением, нужно показывать ребятам образцы героизма тружеников Республики.

7. При выборе форм трудовой деятельности детей и подростков важно учесть их возраст и интересы, трудовые умения и навыки, особенности расположения и возможности лагеря.

В условиях загородных и городских (сельских) лагерей рекомендуется использовать следующие формы организации трудовой деятельности:

Гайдаровская атака - трудовая операция, имеющая целью быстрое исправление замеченных в окружающей жизни недостатков. Атаки совершаются в течение одного или нескольких часов, заранее не планируются. Примеры атак: расчистка территории лагеря, школы, детского сада и др. от прошлогодних листьев и шишек; украшение общественных зданий и памятников; постройка и ремонт пешеходных мостиков; заготовка дров для отдельных семей, учреждений; подготовка к зиме общественных садов, скверов, бульваров и т. п. Гайдаровские атаки проводятся либо после специальной разведки, либо по любому сигналу. Они должны держаться в секрете от тех, о ком заботятся участники операции.

День народного бизнеса. Цель: выработка навыков делового общения, получение информации экономического характера, возвращение к народным истокам через терминологию и форму игры. Схема дня: 1. Зарядка “Охота”. 2. Собрание на городской площади. 3. Деловая игра. 4. Торги. 5. Народные гулянья. Роли: губернатор, охрана губернатора, жандармерия, банкир, банковские служащие, охрана банка, директор губернского театра, артисты, инспекция губернского совета (распределяет объем работы и сумму оплаты, проверяет качество работы), директора и рабочие предприятий, заводов и фабрик, купеческие артели, побирушки, ловеласы, суд, старушки - веселушки, скоморохи и др. “Охота” - на ограниченное заранее флажками территорию выпускаются “олени”, начинается охота. По результатам охоты губернатор выдает грамоты. Губернатор приветствует народ на городской площади. Купеческие артели, предприятия преподносят ему подарки. Народ приветствует его ликованием... Вводится денежная единица. Инспекция губернского совета выдает работу. Участники игры зарабатывают деньги. На эти деньги открываются предприятия, артели. Начинается изготовление изделий, купцы их покупают у изготовителей. Проводятся торги. Во время народных гуляний проводятся разные народные игры, хороводы, танцы. Жандармерия следит за порядком в процессе всей игры, безработных и нарушителей порядка сажает в “тюрьмы”. Родственники (отряд) за их освобождение должны внести определенную сумму денег.

Трудовой десант «выбрасывается» в зоне пионерского действия, в совхозе или колхозе, лесничестве. Включает различные дела, но всякий раз проводится по-боевому, быстро, дружно, с обязательной победой. Примеры: помощь колхозу, совхозу в уборке урожая и других сельскохозяйственных работах; помощь лесничеству в борьбе с лесными пожарами идругими стихийными бедствиями; помощь в создании сада; помощь в подготовке массового праздника и др.

Тимуровский рейд - трудовая операция, которая представляет собой поход с целью разнообразной заботы об окружающих людях, длится обычно несколько дней, а иногда и 2—3 недели. Примеры дел, совершаемых во время рейда: сбор материала об участниках революции, гражданской и Великой Отечественной войн, о героях труда, по истории родного края; выступление агитбригады на местные злободневные темы; работа на колхозном поле; участие в благоустройстве населенного пункта; игры для детей села и др.

Лагерная фабрика. Подражая организации настоящего производства, ребята создают разнообразные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далеким друзьям. Фабрика может выпускать: сувениры, игрушки из природного материала, модели, макеты, вышивки; материал для познавательных, подвижных, спортивных игр в лагерную игротеку; куклы, бутафорию для кукольного театра. В составе фабрики могут находиться: конструкторское бюро, отдел снабжения сырьем и инструментами; отдел приемки продукции v пи ОТК; отдел сбыта, цехи - макетный, модельный, швейный, кукольный, переплетный и др.

Праздничный сюрприз - коллективное творческое дело, которое представляет собой подарок, подготовленный ребятами на радость близким и далеким друзьям: подготовка и проведение праздника для малышей, подарки- самоделки каждому члену производственного коллектива в связи с профессиональным праздником или трудовой победой рабочих; ремонт и изготовление наглядных пособий для школы, подарки-самоделки геологам, морякам, воинам, ветеранам и т.д.

Эстафета трудовых дел. Из отряда в отряд переходит символ эстафеты - альбом трудовых дел или пенал, в который вкладываются письменные рапорты о проделанной в лагере и вне него работе. Отряд трудовое дело находит и выбирает по своей инициативе, например: красит заборы, готовит веселые указатели на перекрестках лагеря для малышей, собирает ягоды для больных, украшает корпуса и т. д.

“Конкурс домашних «волшебников” - это значит юных техников, конструкторов, кулинаров, резчиков по дереву, чеканщиков, вышивания, выжигания, выпиливания и т. п. с последующей организацией выставки работ.

Город веселых мастеров - массовая ролевая игра, развивающая интерес к деятельности людей различных профессий. Каждое звено при подготовке Города веселых мастеров выбирает по секрету от других свою профессию и готовит свои городские учреждения и сюрпризы для остальных жителей и гостей города.

Началом игры могут служить: торжественная встреча гостей, шествие, митинг. Городские учреждения действуют по очереди - по ходу экскурсии. которая проводится по городу, чтобы показать свою работу всем ребятам. Каждое учреждение должно раскрывать сущность профессии и защитить ее, показать перспективы специальности, пропагандировать новинки науки, техники, искусства.

Ни территории города могут действовать ГАИ. санитарные и пожарные патрули, агентство бытового обслуживания. Завершить игру можно карнавалом, воскресником, спартакиадой, общегородским делом.

Вечер трудовой славы. На этот вечер подростки могут пригласить знатных тружеников из колхозов и совхозов, из предприятия. На вечере можно подвести итоги трудовой операции, организовать тематический концерт «Слава труду ».

Вечер защиты профессий может быть проведен в форме состязания между отрядами или звеньями. Защищаются одна или несколько профессий. В план проведения такого вечера можно включить:

а) выступления о профессиях (особенности труда и перспективы развития, знания и качества личности, которые необходимы представителю этой профессии;

б) оформление рассказа (стенды, альбомы, фотомонтажи, видеофильмы, рисованные фильмы, эвукозаписи и т. п.).

в) рассказы о знаменитых представителях этой профессии; г) инсценировки, исполнение стихов и песен об этих профессиях.

Викторина о профессиях может быть использована как самостоятельная форма работы или как составная часть вечера, устного журнала. Ей должна предшествовать определенная подготовка в соответствии с избранной темой. В ходе викторины могут быть заданы вопросы, прочитаны отрывки из художественных произведений, показаны кадры художественных и документальных фильмов, исполнены песни, загаданы загадки.

“Зеленый патруль” создается с целью охраны растений и животных, ухода за зелеными насаждениями и полезными животными на территории оздоровительного лагеря и в его окрестностях. Каждому члену “зеленого патруля” присваивается звание дозорного , 6-7 дозорных объединяются в дозоры. Работой дозора руководит командир, избранный ребятами. Для руководства работой дозоров создается штаб в составе: начальника, заместителя и командиров дозоров. Штаб распределяет дозоры по участкам, проводит сборы командиров дозоров, ставит перед ними очередные задачи по охране природы. Что могут делать члены “зеленого патруля”: 1. Взять на учет все деревья и кустарники, растущие вблизи лагеря. На территории лагеря провести побелку стволов, уничтожить сорную растительность и сохранять от нерадивых ребят зеленые насаждения, птиц, животных.

2. Развешать лозунги, транспаранты с призывами любить и беречь природу, лес.

3. Принять участие в посадке цветов на цветниках. Проводить соответствующий уход и наблюдение.

4. Разъяснять детям и взрослым значение зеленых насаждений и охраны природы и др.

“Речной патруль” организует свою работу так же, как и “зеленый патруль», выбирается штаб, создаются дозоры. Задачей членов “речного патруля” является привлечение детей и подростков к приумножению и охране рыбных богатств нашей страны. Содержание работы дозоров:

1. Хорошее знание рыбного законодательства, разъяснение государственных законов рыбной ловли ребятам и взрослым. 2. Распространение плакатов, листовок, установление щитов с правилами рыбной ловли. 3. Охрана рек и озер, патрулирование берегов водоемов и т.д.

Примерные виды трудовой деятельности детей и подростков в лагере

Для детей 7-9 летнего возраста

- самообслуживание - уборка постели, содержание в чистоте палаты, обуви и одежды;

- общественно-полезный труд - привлечение к несложным работам по уходу за помещениями, к дежурству по столовой (сервировка столов, уборка небьющейся посуды), устройство клумб, цветников, уход за участком территории лагеря, уголком живой природы.

Общая продолжительность труда составляет до 1 часа в день, После 30 минут работы - 10-15-минутный перерыв.

Наши рекомендации