Особенности воспитательного процесса в детском
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Воспитательный процесс в оздоровительном лагере – специально организованная деятельность педагогов и детей, направленная на решение задач дополнительного образования, воспитания и развития личности.
Обстановка лагеря, которая отличается от домашней обстановки, это ключевой фактор в определении целей и содержания деятельности лагеря. Это одно из важнейших и редких свойств лагерной жизни, которое позволяет юным обрести опыт общения с природой и социумом.
1. Обстановка совместного проживания детей. Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей поведению в коллективе, которое редко где еще можно найти.
2. Развлечение и отдых. Лагерь всегда должен быть отдыхом. Игра это естественное состояние детей и необходимость для взрослых. Приобретение навыков проведения отдыха, которые впоследствии станут сопровождать вас на протяжении всей жизни - это ценный опыт.
3. Создание опыта демократии. Дети в лагере имеют возможность первый раз пожить в реальном демократическом сообществе.
Участие в программах лагеря. Дети принимают участие в планировании лагерной жизни и осуществлении программ.
Понимание взрослыми и руководство ими. Взаимоотношения с воспитателями - это новый вид отношений со взрослыми для большинства детей. Хороший воспитатель - это такой воспитатель, который любит детей, понимает их индивидуальность, оказывает помощь, высказывает предложения, слушает их и направляет их поведение.
Процесс индивидуального взросления и развития. Лагерь должен предлагать ребенку шанс раскрыть свои собственные потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение.
Тренировка безопасного и здорового образа жизни. В лагере необходимо тренировать привычки поддерживать здоровый образ жизни и практически воплощать навыки, а не просто устраивать разговоры о безопасном и здоровом образе жизни.
Развитие новых навыков и интересов и усовершенствование прежних.
Развитие духовной жизни и ценностей.
Дети в лагере получают большое развитие и улучшают следующие характеристики:
а) ответственность - навык отвечать за собственные поступки; б) принятие решений - навык самостоятельного размышления; в) самосознание -навык отделять себя от других; г) межличностные отношения - навык обретать друзей и вливаться в коллектив; д) общественное поведение - навык уважения прав других; е) забота об охране природы- навык высоко ценить окружающую природу.
Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования оздоровительного лагеря является цель совместной деятельности участников смены - взрослых, детей и подростков. Цель оздоровительного лагеря - создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психической реабилитации школьников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности в условиях лета.
Составляющие “дерева целей” следующие:
- создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей и подростков;
- развитие их гигиенической культуры, разносторонних интересов и способностей;
- образование по вопросам физического здоровья, эмоциональной целостности, понимания жизни в единстве с природой, активного участия в общественной жизни, воспитания хорошего вкуса и понимания прекрасного, духовного роста;
- гражданское, нравственное, трудовое, духовное воспитание, помощь в профессиональном самоопределении;
- организация рекреационной деятельности и индивидуально ориентированного досуга.
Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом разнообразной деятельности в лагере, что возможно при развитии таких личностных качеств, как активного, самостоятельность, общение.
Принципы воспитательного процесса в лагере (Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы воспитательной работы):
1.Общестратегические
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
- принцип гуманизации – в основе воспитательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;
- принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей траектории развития и участия в деятельности лагеря;
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.
2. Ценностно-ориентационные
- принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
- принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанников, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;
- принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.
3. Конструктивно-технологические
- принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта воспитательного процесса;
- принцип дифференциации и индивидуализации – в воспитательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;
- принцип увлекательности и творчества – воспитательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;
- принцип системности – преемственность знаний;
- принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.
4. Ориентация педагогов на непрерывность своего собственного образования и развития.
Воспитательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.д.
Воспитательный процесс в детском оздоровительном выполняет две группы функций:
- обучающие,
- социально-педагогические.
Обучающие функции – удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях.
Социально-педагогические функции – воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация.
Воспитательный процесс в детском лагерое строится в соответствии со спецификой его содержания и организации.
К содержательным особенностям можно отнести:
- многообразие функций, видов деятельности и образовательных и социально-воспитательных программ;
- многообразие содержательных аспектов деятельности: практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др.;
- индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;
- реализация вариативных, дифференцированных, комплексных программ.
К организационным особенностям воспитательного процесса в лагере относят:
- психологическая атмосфера носит неформальный характер;
- детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;
- допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрасту, уровню интеллектуального развития).
Воспитательный процесс как последовательность целенаправленных действий можно разбить на этапы и подэтапы. Как правило, выделяют следующие основные этапы:
1-й - подготовительный;
2-й - непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);
3-й - итоговый.
Каждый из них имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий.
Подготовка к воспитательной деятельности занимает особое место в ее проведении. Общеизвестно: как подготовлена деятельность, таковы возможности для ее реализации.
Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют содержание деятельности педагога. К таким подэтапам относятся:
Педагогическая диагностика - это изучение личности ребенка и детского коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания и социализации для более эффективной реализации его основных функций. Подэтап диагностики особенно важен для целеполагания, так как позволяет педагогу выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослых и детей, а следовательно, лучше понять запросы, потребности детей, оценить совместную деятельность педагогов и воспитанников с позиции самих детей.
Целеполагание. На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных целей и задач необходимо собрать информацию по следующей схеме:
- каковы общие цели организации летнего отдыха детей, содержащиеся в государственных документах;
- каковы особенности целей организации отдыха детей в регионе, городе, УДО, детском коллективе;
- какие задачи решала воспитательная работа в прошедшем году, успешность их выполнения;
- к решению каких задач подошел коллектив лагеря на данном этапе;
- какова готовность педагогического коллектива к решению ближайших задач;
- к решению каких задач подошел педагог на данном этапе работы в объединении лагеря;
- какова готовность педагога к решению ближайших задач.
Цель как философская категория означает мысленно предвосхищаемый результат будущей сознательной деятельности человека, коллектива или всего общества. Цель – идеальная модель результата деятельности. Цель лагеря мы уже определили. Какова же цель деятельности объединения, которым руководит педагог, для чего создана и действует данное объединение, чего хочет добиться педагог?
Важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Однако цель становится движущей силой, если она значима для всех участников деятельности, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованной работы.
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.
Разнообразие целей, множество их типов обусловливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.
Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция цели - это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все ее части должны представлять собой иерархическую структуру (В.Г.Гладких). Гармония, согласованность целей - это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса.
Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:
1) цель личности - цель объединения - цель лагеря - цель воспитательного пространства города;
2) перспективная цель объединения - цель ближайшего этапа в работе - цель занятия - цель конкретного действия.
Одна из реальных проблем, встающих перед педагогом - определение не только целей, но и задач воспитания и развития. Цель и задачи соотносят как целое и части. Задачи можно определить как выражение цели.
Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути ее достижения. Например, цель «воспитание самостоятельности у ребенка» достигается через формирование у него навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и осуществлять самоконтроль и т.д.
Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, В.П. Беспалько условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализацию ее с помощью конкретных средств и действий. Таким образом, задача включает в себя 3 компонента: цель, условия, действия.
Педагогическая задача = цель + условие + действие
Например: развитие познавательных интересов подростков в процессе проведения коллективных познавательных дел.
Педагогическое проектирование - создание педагогом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому. Проектировать - составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему. Результаты проектирования воспитательного процесса в лагере - проект, воспитательная программа. Проектирование как этап деятельности включает:
- построение модели деятельности – календарного плана, выбор технологии и способа ее осуществления;
- определение средств, необходимых для реализации модели, и критериев оценки деятельности для промежуточного контроля;
- теоретическое обеспечение проектирования (поиск информации о работе педагогов в других лагеря; об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях об организации воспитательных систем и процессов в лагере);
- методическое обеспечение проектирования (создание инструментария: схем, образцов документов, заданий и т.д.);
- пространственно-временное обеспечение проектирования (оптимальное место и время);
- материально-техническое обеспечение проектирования;
- правовое обеспечение проектирования;
- разработка и написание воспитательной программы;
- проверка качества программы. Мысленное применение программы (самопроверка). Экспертная оценка программы;
- корректировка проекта;
- принятие решения об использовании проекта.
К традиционным методам проектирования в социальном менеджменте относят:
- матрицы идей - на основе нескольких переменных возможна подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности, значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресурсов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях;
- вживание в роль - используется, чтобы создать более четкое представление о действиях в сложившейся ситуации; требует тщтельного ознакомления с условиями, в которых будет реализовываться проект. Задача может изучаться как в непосредственных, так и в сходных условиях;
- аналогию - распространенный метод, но с ограниченными возможностями применения (чаще всего задача заключается в том, чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать их в новых условиях);
- ассоциации (подобное, сходное в другой сфере жизни человека порождает оригинальное решение). В отличие от аналогии близкой к копированию образцов ассоциации более абстрактны. Виды ассоциаций: приспособление (опыт решения одной проблемы может использоваться при подготовке проекта решения другой проблемы); модификация (внесение в имеющиеся образцы решения проблемы не формальных, а сущностных изменений); реорганизация, реконструкция (полное устранение прежних принципов функционирования процесса или объекта, замена их новыми, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных);
- метод мозгового штурма (идет поиск нескольких идей, которые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а потом устанавливается между ними определенная взаимосвязь и взаимозависимость, на основе чего отбираются наиболее оптимальные характеристики).
Второй этап является основным. Он представляет собой непосредственную реализацию воспитательной технологии с применением совокупности методов, средств, приемов.
Данный этап включает свои подэталы.
Адаптация в деятельности и субъекта, и объекта:
- Знакомство детей с историей лагеря, его деятельностью и перспективами развития, с профилем объединения, их традициями и задачами, с органами самоуправления.
- Знакомство с характером деятельности и ее организацией в лагере.
- Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.
Включение каждого ребенка в процесс саморазвития, самовоспитания:
- Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.
- Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом лагеря.
- Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.
- Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.
- Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.
Индивидуальные коррективы для реализации выбранной педагогической технологии.
Далее следует третий - заключительный этап - итоговый. На данном этапе имеет место анализ и оценка действенности воспитательной технологии и определение последующих перспектив. Здесь также имеют место свои подэтапы.
Предварительная оценка действенности воспитательной технологии.
Анализ проделанной работы и ее результативности.