Автор, его время и творчество
Алекса́ндр Грин (настоящая фамилия — Грине́вский; 11 (23) августа 1880, Слободской, Вятской губернии, Российской империи — 8 июля 1932, Старый Крым, СССР) — русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений. Начал печататься в 1906 году, всего опубликовал около 400 произведений.
Создатель вымышленной страны, которая благодаря критику К. Зелинскому получила название «Гринландия». В этой стране разворачивались действия многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг — романа «Бегущая по волнам» и феерии «Алые паруса».
В 1896 году, по окончании четырёхклассного Вятского городского училища, 16-летний Александр уехал в Одессу, решив посвятит себя морскому делу. Отец отпустил его, дав ему 25 рублей и адрес своего друга, который живёт в Одессе. Некоторое время «шестнадцатилетний безусый тщедушный узкоплечий отрок в соломенной шляпе» (так иронически описал себя тогдашнего Грин в «Автобиографии») бродяжничал в безуспешных поисках работы и отчаянно голодал. В конце концов, ему пришлось обратился к другу отца, который принял его и устроил матросом на пароход «Платон», путешествующий по маршруту Одесса — Батум — Одесса. Впрочем, один раз Грину удалось побывать и за границей, в египетской Александрии.
Грин не пошёл по стопам моряка,— его отталкивал прозаический матросской труд. Вскоре произошел конфликт с капитаном и Грин оставил корабль. В 1897 году Грин отправился назад в Вятку, спустя год снова уехал на поиски счастья,— на этот раз в Баку. Там он попробовал разные профессии — был рыбаком, чернорабочим, работал в железнодорожных мастерских. Настало лето и он вернулся обратно к отцу, затем вновь решил уйти в странствия. Пробовал себя лесорубом, золотоискателем на Урале, шахтёром на железном руднике, театральным переписчиком. «В течение нескольких лет он пытался войти в жизнь, как в штормовое море; и каждый раз его, избитого о камни, выбрасывало на берег — в ненавистную, обывательскую Вятку; унылый, черствый, молчаливый город».
В марте 1902 года Грин прервал череду странствий и стал (то ли под давлением отца, то ли устав от голодных мытарств) солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. Нравы воинской службы значительно усилили революционные позиции Грина. Спустя семь месяцев (из которых три провёл в карцере) он дезертировал, был найден и захвачен в Камышине, снова умудрился бежать. В армии Грин сдружился с эсеровскими пропагандистами, которые оценили и приняли молодого бунтаря и помогли ему спрятаться в Симбирске.
С этого момента Грин, получив партийную кличку «Долговязый», искренне отдаёт всего себя борьбе с ненавистным ему общественным строем, но участвовать в исполнении террористических актов он отказался, ограничившись пропагандой среди рабочих и солдат разных городов. Вдальнейшем он не любил рассказывать о своей «эсеровской» деятельности и прошлом. Эсеры же ценили его яркие, экспрессивные выступления.
В 1903 году Грин был в очередной раз арестован в Севастополе за «речи противоправительственного содержания» и распространение революционных идей, «которые вели к подрыванию основ самодержавия и ниспровержению основ существующего строя». За попытку побега он был переведён в тюрьму строгого режима, где провёл больше года. В документах полиции характеризуется как «натура замкнутая, обособленная, способная на всё, даже рискуя жизнью». В январе 1904 года министр внутренних дел В. К. Плеве, незадолго до эсеровского покушения на него, получил от военного министра А. Н. Куропаткина донесение о том, что в Севастополе задержан «весьма важный деятель из гражданских лиц, назвавший себя сперва Григорьевым, а затем Гриневским».
Следствие тянулось больше года (ноябрь 1903 — февраль 1905) из-за двух попыток побега Грина и полного его запирательства. Судил Грина в феврале 1905 года севастопольский военно-морской суд. Прокурор требовал 20 лет каторги. У адвоката А. С. Зарудного получилось снизить меру наказания до 10 лет ссылки в Сибирь.
В октябре 1905 года Грина отпустили по общей амнистии, и через год снова арестовали в Петербурге. В тюрьме, так как не было у него знакомых и родственников, к нему приходила (под видом невесты) Вера Павловна Абрамова, дочь богатого чиновника, сочувствовавшая революционным идеалам.
В мае Грина выслали на четыре года в город Туринск Тобольской губернии. Там он пробыл всего 3 дня и сбежал в Вятку, где с помощью отца раздобыл чужой паспорт на имя Мальгинова (позже это будет 1 из литературных псевдонимов писателя), по которому уехал в Петербург.
И наконец 1906—1908 годы стали значительными в жизни Грина. Прежде всего, он стал писателем.
Летом 1906 г. Грин написал 2 рассказа — «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська». Первый рассказ был подписан «А. С. Г.» и напечатан осенью того же года. Он был издан как агитброшюра для солдат-карателей и рассказывал бесчинства армии среди крестьян. Гонорар Грин получил, но весь тираж был конфискован в типографии и уничтожен (сожжён) полицией, чудом сохранились лишь несколько экземпляров. Второй рассказ постигла аналогичная судьба — он был сдан в типографию, но напечатан к сожалению не был.
Александр Грин занимает в русской и мировой литературе совершенно уникальное место. У него не было ни предшественников, ни прямых продолжателей его деятельности. Критики часто сравнивали его с близкими по стилю Эдгаром По, Эрнстом Гофманом, Робертом Стивенсоном, Бретом Гартом и другими — но все приходили к мнению, что сходство это поверхностно и ограниченно. «Он вроде бы и классик советской литературы, а вместе с тем не совсем: он в одиночестве, вне обоймы, вне ряда, вне литературной преемственности».
Даже жанр его произведений определить трудно. Иногда книги Грина относят к фантастике (или фэнтези), но сам он так не считал протестовал против этого. Юрий Олеша вспоминал, что как-то выразил Грину своё признание, изумление замечательной фантастической идеей летающего человека «Блистающий мир», но Грин даже обиделся, что летающий человек это вовсе не человек, а парение духа и это символический роман. Большая часть произведений Грина не содержит никаких фантастических приёмов, например, «Алые паруса».
Всё таки при всём своеобразии творчества Грина основные его ценностные ориентиры находятся в русле традиций русской классики. Из сказанного выше об идейных мотивах прозы Грина можно сформулировать краткие выводы: Грин — моралист, талантливый защитник традиционных для русской литературы гуманистических нравственных идеалов. «В большинстве своём произведения А. Грина — это поэтически и психологически утончённые сказки, новеллы и этюды, в которых рассказывается о счастье сбывающихся фантазий, о праве человека на большее, чем простое „проживание“ на земле, и о том, что земля и море полны чудес — чудес любви, мысли и природы, — отрадных встреч, подвигов и легенд… В романтике гриновского типа „покоя нет, уюта нет“, она происходит от нестерпимой жажды увидеть мир совершеннее, возвышеннее, и потому душа художника столь остро реагирует на всё тёмное, скорбное, опущенное, обижающее гуманность».
Поэт Леонид Мартынов, почитавший творчество Александра Грина, в конце 1960-х годов обращал внимание современников на то, что «Грин был не только чудесным романтиком, но одним из отличных критических реалистов».