Мизансцена как внешний манок.

Упражнения.

1. По своему усмотрению педагог делает с учащимися ряд мизансцен, например:
а/ трое сидят в углу, наклонив головы друг к другу;
б/ несколько человек прислонившись ухом к двери, один пытается разглядеть что-то через замочную скважину, один или двое взгромоздились на стулья и пытаются что-то разглядеть через верхнее стекло двери;
в/ человек лежит на дороге, приложив ухо к земле;
г/ на тротуаре улицы лежит человек, а вокруг него собралась толпа.
2. Комплексные упражнения на все виды внешних манков, предложенные как педагогом, так и учениками:
а/ "Одиночество". Вечер. Вдали светятся огоньки в окнах одноэтажного домика. Справа и слева сугробы снега, между ними вьется тропинка к домику. Слева горит фонарь; видны на фоне его огня кружащиеся снежинки; порывы воющего ветра. Около фонаря одинокая фигура человека, смотрящего с тоской на далекие огоньки дома.
б/ "У ручья". Яркий солнечный день. Зеленый бугорок. На нем березка. Около бугорка протекает журчащий ручеек; он светится на солнце. Поют птицы. На бугорке, в тени березки сидит человек, возле него лежат котомка и палка. Человек отдыхает.

8. ОБЩЕНИЕ /319-331/

Этапы прохождения элементов общения:
1 - органический процесс общения;
2 - четыре условия, необходимые для общения;
3 - работа по развитию органического непрерывного процесса общения.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.
ОРГАНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ

Упражнения /на органический процесс общения/.

1. Вызвать 4-5 учеников, дать им задание /например, срочно составить список-заявку на бутафорию и реквизит для вечерних работ по этюдам/ и предложить им действовать. Потом вызвать еще одного и незаметно от той группы тихо дать ему задание подойти к одному из них и попросить у него что-то /например, конспект, одолжить деньги и т.д./.
2. Дать такое задание: а/ вызвать из группы, занятой каким-либо делом, нужного вам человека; б/ передать записку; в/ послать с поручением; г/ уговорить остаться сегодня по
дежурить и т.д., и все это делать незаметно, не отвлекая остальных от их общего занятия.
3. Предложить каждому наметить действия, цель и проделать упражнение на органический процесс общения.

Стадии общения:

1 - ориентирование в окружающих условиях, выбор объекта;
2 - привлечение на себя внимания выбранного объекта /партнера/ с помощью действий;
3 - зандирование души партнера щупальцами глаз /чтобыузнать, в каком он настроении/, то есть подготовление объекта для восприятия мыслей, чувств, видений субъекта;
4 - передача своих мыслей, эмоций, видений объекту /партнеру/ с помощью лучеиспускания, слов, голоса, интонаций, приспособлений. Попытка заставить объект не только понять, услышать, но и увидеть передаваемое внутренним зрением так, как видит его сам общающийся с ним субъект;
5 - момент отклика объекта.

Упражнения /на наблюдательность и сцепку/.

1. Вызвать двух учеников и дать им задание: один, создав мысленно предл. обст. и не раскрывая их партнеру, начинает действовать /с воображаемыми предметами/, другой следит за первым, стараясь понять, что он делает, а потом включается в его действия. При этом он все время наблюдает за партнером, согласуя с ним свои действия. Упр. выполнять молча.
2. Вызвать двух учеников. По хлопку они занимают любое непроизвольное положение. Каждый оправдывает получившуюся групповую комбинацию, создает к ней предл. обст. Начинают действовать, наблюдая друг за другом, пытаясь понять и оправдать действия друг друга, согласовать свои действия с партнером и направить их к одной цели.

ВТОРОЙ ЭТАП.
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ

Раздел I.

Внутренний материал для общения и объекты /то есть чем и с кем общаться/

Упражнения.

1. Общение с одушевленным и неодушевленным объектом. Прежде чем начать общение, создайте предл. обст. Конкретно офантазируйте их, призвав на помощь эмоциональную память, и, когда фантазия и эмоциональная память возбудят повторные
чувства и мысли, наметьте себе цель, задачу, действия:
а/ рассмотрите всех сидящих в комнате, проверьте в каком они настроении;
б/ рассмотрите эскизы к будущему спектаклю, новую скатерть на столе, новый костюм соседа и т.д.
2. Общение с объектами для всех пяти органов чувств:
а/ посмотрите и послушайте через окно /если можно, откройте его/, что делается на улице;
б/ определите окружающие вас запахи в комнате, в саду и т.д.;
3. Общение с объектом ранее виденным, слышанным:
а/ вспомните все события вчерашнего дня;
б/ вспомните художественную выставку, музей, демонстрационный зал моделей сезона и.т.д.;
в/ вспомните картины художников: А.К.Саврасова. "Грачи прилетели", И.Е.Репина "Бурлаки" и др.

Упражнения /на отношение к объекту - когда сам объект возбуждает отношение/ эмоцию/.

1. Перевязать раненую руку: а/ знаменитому человеку; б/ близкому другу; в/ человеку, причинившему вам горе и страдание/
2. Подать пальто /или помочь одеться/: а/ уважаемому всеми педагогу; б/ девушке, с которой дружите; в/ сестре, на которую вы сердиты.
3. Вернуться домой после нескольких дней отсутствия:
а/ к матери; б/ в семью брата, где вам. не рады; в/ к товарищу, с которым хотите помириться.
4. Встретить и принять прибывших к вам домой: а/ из длительной командировки друга; б/ начальника; в/ нежеланного скучного гостя.
5. Поздороваться с человеком: а/ которому должен и еще не скоро сможешь отдать долг; б/ со старичком соседом по квартире; в/ с ректором института.
6. Преподнести подарок: а/ знаменитому актеру в день его юбилея; б/ новобрачным,
7. Навещать бального: а/ дочку, младшую сестренку, мать или отца; о/ сослуживца; в/ умирающего друга.
8. Ответить на приветствие: а/ человека, с которым в ссоре; б/ которого не знаете; в/ которого не уважаете.
9. Уступить место: а/ пожилому человеку, незнакомому; б/ девушке, которая вызывала в вас чувство симпатии; в/ начальнику; г/ женщине с ребенком.
/упр. при минимуме слов - две-три фразы/

Раздел 11.

Способы, приемы общения

Упражнения /на словесное общение/.

Педагог предлагает ученикам назвать темы упр. на словесное общение. Придуманные ими предл. обст. должны быть такими, чтобы для общения в них требовались только слова. Например:
1. Посещение доктором больной. Рольная вся забинтована, двигаться ей нельзя.
2. Тюрьма. Ночь. В камере двое. Они связаны и лежат в разных углах. Каждому нужно выяснить, кто его сосед.
3. Шоссе, на обочине дороги машина со срочным грузoм. Шофер под машиной что-то исправляет, а пассажир торопит его и предлагает помощь.
4. Разговор двух людей, находящихся в разных комнатах.
5. Телефонный разговор /двое и можно трое, вмешивающийся/.
6. В комнате двое беседуют. Погас свет - беседа продолжается.
7. Деловой разговор двух - один у окна пятого этажа, другой внизу на улице.
8. Разговор между девочкой и мальчиком о школьных уроках через запертую дверь.
/в упр. минимум слов/

Упражнения /на физическое общение - то есть на органическое молчание/.

I. На рыбной ловле. На берегу рыбак с удочкой. Приходит девушка, громко поющая, песню. Рыбак подает знаки, чтобы она не пугала рыбу.
2. Вызвать девушку на свидание, ведя разговор через закрытое окно дома.
3. Читальный зал, где идет собрание. Две подружки сидят в разных рядах. Им надо уйти на занятия.
4. Больница. Больной говорить не может, действует только
одна правая рука. Надо попросить у сестры ручку и бумагу,
чтобы написать домой письмо.
5. В засаде. За стеной враги.
6. Передать задание подпольной организации. Место действия - городской сад, скамейка на аллее, кругом народ.

Упражнения /на лучеиспускание и лучевосприятие/
.
Разбить участников на пары и предложить одному из пары вспомнить случай из жизни. При помощи эмоциональной памяти вызвать повторные чувства и поделиться ими со своим партнером. Или установить отношение, чувство к партнеру /хочет обласкать, выразить презрение, обрадовать новостью и т.д./, зажить внутренней сущностью этого чувствования при помощи элементов психотехники и передать свое внутреннее побуждение партнеру, а тот должен понять, что ему передают:
1. Вспомнить, как умирал дорогой вам человек.
2. Вспомнить день первого объяснения в любви.
3. Вспомнить приятную или неприятную встречу.
4. Выразить презрение к партнеру.
5. Пожалеть партнера, обласкать.
6. Ваш партнер - соперник.
/избегать мышечных напряжений, мимических ужимок/

Раздел III. Приспособление

Упражнения /на правильный- выбор приемов, способов общения, исходя из предл. обст./.

1. В подполе сидит партизан. В избу вошли посторонние. Надо предупредить спрятавшегося, чтобы он не выходил.
2. Освобождение из тюрьмы взятого врагами советского офицера.
3. Сквер. Познакомиться с понравившейся девушкой, сидящей на, скамейке.
4. Встреча молодежи в дни Всемирного фестиваля в Москве. Разные специальности, языки, идет общение.
5. Отпроситься у матери пойти в гости к приятелю, к которому она не особенно благоволит.

Упражнения /на "масштаб" общения/.

/Все внешние приспособления, когда общение идет на расстоянии, надо усиливать, делать их резче, виднее./

1. Идет спуск с высокой горы. Один из туристов стоит высоко на выступе горы, а внизу другой и что-то ему сообщает.
2. Через Оку ходит паром. Ранним утром на противоположном берегу появилась группа велосипедистов. Они просят, чтобы паромщик выехал срочно за ними.
3. Дом. На балконе пятого этажа стоит девушка и смотрит вниз, где стоит молодой человек, который уговаривает ее пойти с ним в кино.
4. На другом берегу реки сидит девушка. Нужно ее позвать.

Упражнения /на смену приспособлений, когда используется как приспособление любое человеческое состояние/.

1. Выпроводить из комнаты /приспособление - притворство/.
2. Занять единственный диван, находящийся в комнате, чтобы отдохнуть на нем /приспособление - у одного обман, у другого - страх/.
3. Уговорить подругу пойти в театр.
4. Уйти с урока раньше времени.
5. Отпроситься у начальника в отпуск летом.
6. Выпытать тайну у своего товарища.
7. Выпросить любимую вещь у сестры.
8. Сделать так, чтобы педагог, который по плану должен вас сегодня спросить, не вызвал бы.
9. Объясниться девушке в любви.

ТРЕТИЙ ЭТАП.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРГАНИЧЕСКОГО НЕПРЕРЫВНОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

Упражнения.

1. Педагог вызывает двух учеников и каждому дает по Фразе, одному - "Кляп скорей!", а другому - "Замри! И указывает, что других слов не должно быть. Создать нужные предл.
обст. /Был показан этюд "Взятие языка"/
2. По сигналу педагога один ученик занимает то или иное положение. Двое-трое пристраиваются к нему. Последний оправдывает получившуюся мизансцену, создает предл. обст., указывая конкретно на взаимоотношение действующих, лиц. Остальным
участникам этой "пристройки" разрешается задавать ему вопросы, уточняющие предл. обст. Когда все выяснено – продолжить начатые действия. Первое положение - первая мизансцена этюда или последняя.
3. Предложить ученикам придумать сюжеты упр. для 2-4 чел., а потом проделать их /следить за логикой и последовательностью всех элементов психотехники./
4. Педагог вызывает нескольких учеников и дает им открытки-репродукции картин известных художников, например, Н.Чебакова "Павлик Морозов", объясняя: "Вам дана художником тема, развейте ее. Создайте конкретные предл. обст., точные взаимоотношения. Запомните положения дейст. лиц на открытке, фигуру, роль которой вы будете исполнять, и действуйте Положение, согласно изображаемому на открытке, будет последней вашей мизансценой.
Можно рекомендовать следующие темы по открыткам-репродукциям художников: А.Пластов «Ужин трактористов», Е.Иогансон "Допрос коммуниста", Ф .Решетников "Опять двойка", В.Перов "Охотники на привале" и др.

9. ТЕМПО-РИТМ /332-345/

Этапы прохождения данного элемента:
1 - изучение темпо-ритма действия;
2 - темпо-ритм в этюдах, отрывках, спектаклях.

Наши рекомендации