Раздел I. Научить определять излишние напряжения /зажимы/ и освобождаться от них

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

ВЫРАВОТКА МЫШЕЧНОГО КОНТРОЛЕРА ИЛИ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Раздел I. Научить определять излишние напряжения /зажимы/ и освобождаться от них

Упражнения.
1. Предложить группе учеников сесть поудобнее, ослабить напряжение и начать проверку лишних напряжений. Обратить их внимание на то, что даже в этом спокойном положении можно наблюдать частичные напряжения в мышцах рук, ног и т.д. Чтобы точнее научиться определять зажимы, слегка напрячь кисти рук, плечи, ноги и т.д., а потом объяснить разницу в состоянии и ощущениях.
2. Сесть на ручку кресла, определить зажимы и снять их.
3. Походить по комнате, определить излишние напряжения и снять их. Проверить, не перешло ли напряжение, например, из кисти руки в локоть или шею, а. из шеи в плечи и т.д.
4. Прислониться к стене, облокотиться на стол, на подоконник и т.д. и опять найти лишнее напряжение.
5. Лежа отдыхать на диване. Определить, где зажимы, снять их.
6. Сесть нескольким ученикам на диван, определить, где зажимы.

Все эти упражнения надо варьировать до тех пор, пока ученик не почувствует ощущение хотя бы частичной мышечной свободы.

Упражнения. /на выявление индивидуальных зажимов и снятие их/.
1. Измерить длину комнаты обыкновенным, спокойным шагом.
2. Открыть и закрыть дверь.
3. Поставить пять стульев к стене.
4. Приготовить комнату для приема гостей.
5. Открыть окно и протереть стекла.
6. Разобрать содержание сумочки.
7. Завязать галстук, зашнуровать ботинки, повязать косынку.

Педагог отмечает присущее кому-либо напряжение и указывает на это, добивается снятие зажима.

ВТОРОЙ ЭТАП, ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ И ТОЧКИ ОПОРЫ

Раздел I. Научить определять центр тяжести и точки опоры для большей устойчивости

Упражнения.
1. Взять два стула и поставить на расстоянии метра один от другого. Предложить одному из занимающихся встать коленкой на один стул и, дотянувшись, ухватиться рукой за другой стул, одновременно оторвав другую ногу от пола. Сделать разбор движении по перемещению центра тяжести и точек опоры.
2. Встать коленками на стул, придерживаясь одной рукой за стул, другой, не дотрагиваясь до пола, попытаться поднять смятый лист бумаги.
3. Стоя на коленях, не касаясь ступнями пола, дотянуться до висящего предмета.
4. Не вставая со стула, передать книгу далеко стоящему соседу.
5. Сидя на диване, потянуться и достать книгу, лежащую на столе. Не поднимаясь со стула, достать цветы, стоящие
на окне, иголку, лежащую на полу; вытянуть как можно дальше одну руку, потом обе руки.
6. Быстро или медленно сходить с лестницы, со ступеньки на ступеньку.
7. Опуститься на колени посреди комнаты, потом по знаку начать подниматься и в это время представить, что получаете неожиданный толчок в спину или в грудь. Определить точку опоры, чтобы удержаться.
8. Предложить ученику представить себе, что он сидит и кто-то пытается столкнуть его со стула. Стул накреняется, но он удерживается. Проделать это упражнение и определить, где же точка опоры.
Требовать точного определения точки опоры, устранения лишнего напряжения, зажимов. Рекомендовать проводить этот тренаж и дома.

Раздел 2. Перенесение центра тяжести, мгновенная ориентировка - нахождение центра тяжести и точек опоры при постоянное изменении положения тела

Упражнения /на перенос центра тяжести/.
1. Облокотиться на стул и определить точки опоры /локти, ноги/. Затем, убрав стул', прислониться к стене, двери и также определить точки опоры /спина, ноги/.
2. Стоять на обеих ногах, перенести центр тяжести на левую ногу, потом на правую. Встать на одну ногу, приготовиться к бегу.

Упражнения /на мгновенную ориентировку - нахождение центра тяжести и точек опоры при быстрой смене положения тела/.
1. Предложить занимающимся спокойно сесть на стулья. Затем, по хлопку, каждый должен принять какое-либо положение-позу, как бы застыв на месте.
2. Все стоят у стены. Один поочередно берет стоящих за руки, рывком вытаскивает их на середину комнаты, и они замирают в позе "приземления". Потом делается разбор и определяются точки опоры.
3. Бег по комнате и внезапная остановка перед чертой - над краем пропасти или обрыва.
Следить за тем, чтобы положения-позы не заранее, а принимались внезапно.

ТРЕТИЙ ЭТАП. УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ, КАКИЕ МЫШЦЫ НЕСУТ
НАГРУЗКУ ПРИ ДАННОМ ФИЗИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ, И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ РОВНО НАСТОЛЪКО НАСКОЛЬКО БЫВАЕТ ЭТО НЕОБХОДИМО
В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ ПРИ СОВЕРШЕНИЙ ДАННОГО ДЕЙСТВИЯ

Упражнения.

1. Выяснить у занимающихся, кто каким спортом увлекается. Затем предложить им вспомнить, какие именно мышцы испытывают особенно сильное напряжение в этом виде спорта, и воспроизвести эти действия с максимальной точностью, наметить цель и произвести эти же действия.
2. Узнать, с каким физическим трудом участники занятия знакомы, какие трудовые навыки они имеют. Потом предложить воспроизвести их по памяти.
Вот примерный перечень этих действий:
- рубить дрова,
- подтягивать гирю,
- волочить ящик или сундук,
- качать воду из колонки, доставать ведро воды из колодца, носить ведра с водой на коромысле,
- тянуть или катить бревно,
- нести мешок с картошкой,
- забивать кол и вытаскивать его из земли,
- вбивать гвоздь в стену и вытаскивать его клещами,
- поднимать мешок с мукой,
- выжимать мокрое белье,
- копать грядку в саду, землю на целине, снег, скованный льдом, и рыхлый снег, только что выпавший,
- вытаскивать лодку на берег.
3. Повторять все эти действия по напряжению мышц оправдав, зачем это делается, наметив себе целъ действия.
Упражнения /на выработку коллективности, взаимосвязи/.
1. Парные, согласованные беспредметные действия: пилить дрова; тащить большой ящик, диван; передвигать шкаф; грести; играть в теннис; играть в мяч и т.д.
2. Передавать тяжести по кругу, все время меняя предметы: то тяжёлый ящик, то кирпичи, то ведра с водой, то пустые. Действуя, наметьте задачу; меняя предмет, с которым действуете, также меняйте цель /для чего это делаете?/.
3. Групповое упражнение на беспредметные действия с тяжестями:
- посадка молодых деревьев и кустов. Воскресник по озеленению района, /копать землю, таскать на носилках землю, нести посадочные кусты, нести ведра с водой, поливать из лейки/;
- на стройке /перенос тяжестей, укладка кирпича, работа с цементом и т.д./
В этих упражнениях нужно воспроизводить только те действия, которые знакомы ученикам по жизненному опыту. Доводить до правильного, точного мускульного напряжения.
Раздел 2. Добиться правильного ощущения мышц и напряжения при борьбе, не нарушая свободы партнера
Упражнения /на выработку правильного ощущения мышц и чувства взаимосвязи партнеров/.
I. Одному из участников занятий встать в защитную позу, крепко упершись ногами в пол. Другому делать попытку сдвинуть его плечом с места. Затем каждому из действующих опре делить, какие мышцы напряжены. Потом повторить борьбу, но без физического воздействия на партнера. Требовать от учеников по памяти восстановить последовательно правильные мускульные ощущения борьбы.
2. Сильно толкнуть партнера, чтобы он отлетел и упал; слабо толкнуть.
3. Оторвать партнера от стола.
4. Взять за руку и потащить партнера за собой.
5. Остановить и повернуть бегущего на вас человека.
6. Сцепившись руками, заставить партнера встать на колени.
7. Вырвать свою руку из рук партнера. Выхватить стул, книгу, письмо.
8. Освободить колени от рук партнера.
9. Связать руки за спиной.
10. Высвободить руки от веревок.
11. Внезапно наброситься из-за угла сзади на партнера. Освободиться от внезапно напавшего партнера.
12. Тянуть веревку - кто кого перетянет. Каждое упр. необходимо проводить сначала с
воздействием на партнера, чтобы проверить правильность мускульного напряжения. Потом повторить без физического воздействия, так как на сцене прямого физического воздействия на партнера не допускается.

Упражнения.

1. Предложить сесть на стулья 6-8 участникам занятий. По первому хлопку - надо принять какую-либо позу; но второму хлопку - не меняя позы, найти точку опоры, убрать лишнее напряжение, ненужные зажимы; по третьему - всем оправдать свои позы вымыслом. После этого поставить перед ними ряд вопросов, выясняя смысловые значения той или иной позы, положения и действия.
Например, спросите ученика: чем вы оправдаете ваше положение? Каково ваше действие? Почему вы устремили взор на пол, чем напуганы? Почему ваши руки вытянуты, как бы защищаясь, а сами сидите?
Ответ. Я сижу на берегу моря. Мои друзья все ушли, оставив меня отдыхать на солнечном берегу. У меня парализованы ноги. И вдруг я увидел, как на меня ползет сколопендра...
Педагог. Хорошо. Ваша поза оправдана. Продолжайте ваше действие, /поза превращается в действие/
2. Построить всех участников занятий в ряд, а потом поочередно, взяв за руку, вытаскивать каждого на середину комнаты и у застывших в разных позах учеников попросить оправдания позы и предложить продолжать действие.
3. Вызвать 10-12 человек. Разделить их на две группы: первая группа "режиссеры", а вторая - "актеры". "Режиссеры» ставят "актерам" позу или жест. "Актеры" же оправдывают данное положение и начинают действовать, наметив себе цель действия.
4. По условленному хлопку выкинуть непроизвольно: а/ одну руку, б/ обе руки. Затем остановить, задержать жест, а после оправдания, продолжить действие.
При исполнении каждого упражнения нужно следить за тем, чтобы действие было продуктивно, подлинно, правдиво и целесообразно.

2. ДЕЙСТВИЕ, "ЕСЛИ БЫ", ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
/237-250/

Для начала разделить группу на "актеров" и "зрителей". Группу "актеров" послать на сцену, предлагая каждому действовать. Причем действия могут совершаться в одиночку, попарно и группой. Для действий свободный выбор: рассматривать картины, что-то искать, выполнять какую-либо работу, бежать от опасности, ожидать кого-то и т.д. "Зрители" внимательно следят. Затем "актеры" и "зрители" меняются местами.
Следует дать характеристику действий, разбор и показ, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа. /По К.С.: ремесло, искусство представления, искусство переживания/

Изучение элемента "действие" должно проходить по следующим этапам:
Первый этап - целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное действие.
Второй этап - "если бы". Предлагаемые обстоятельства.

ТРЕТИЙ ЭТАП.

ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОМОШНИК ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ИЗНОСИВШЕГОСЯ, ИСТРЕПАННОГО

Упражнение.

Взять примеры из старых, выполнение упражнений на "если бы", предлагаемые обстоятельства, на офантазирование глаголов и предметов и по ним выстроить новые вымыслы. Потом дать каждому выполнить данное упражнение.
Важно, чтобы учащиеся на практике поняли, как помогает новый вымысел освежить старое, истрепанное.

4. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ /264-283/
Изучение в четыре этапа.:
1 - развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости;
2 - развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости;
3 - многоплоскостное внимание;
4 - внимание как средство добывания творческого материала.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИИ В РЕАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Раздел I. Объекты - точки внимания на все пять чувств.

Упражнения. /близкий обьект-точка/

1. Дается ученику какой-либо предмет и предлагается рассмотреть форму, цвет, его особенности, детали. потом, прикрывая этот предмет - рассказать о нем все, что
запомнилось. После - вновь показывается предмет, проверяя и сравнивал рассказ.
2. Рассмотреть на открытках изображенных на них людей, потом убрать открытки - на память рассказать.
3. Внимательно рассмотреть сидящего соседа: одежда, поза...
4. Рассмотреть узор на портьерах, ковре, скатерти и т.д. – нарисовать по памяти этот узор.
/средний обьект-точка/
5. Рассмотреть предмет, находящийся на среднем расстоянии и рассказать о нем.
/дальний обьект-точка/
6.Аналогичное задание /5/.
Упражнения на проверку внимания учеников на все пять органов чувств - зрительный, слуховой, вкусовой, осязательный и на обоняние.

Упражнения /на зрительное внимание/.

1. Рассмотреть находящихся в комнате учеников.
2. Осмотреть какой-нибудь предмет в комнате.
3. Рассмотреть художественные открытки и выполнить позы изображенных людей, /можно давать и групповые/
4. Составить из спичек какую-нибуь фигуру и показать ученикам. Закрыть и предложить сделать такую же.
5. "Зеркало". Двое становятся один против другого. 1-ый делает разные движения. 2ой - его "отражение" - повторяет его движения /как отражение в зеркале/.
6. "Тень". 1-ый идет по комнате, делал различимо движения: наклоняется, бежит... 2-ой /"тень"/ следует за ним, повторяет его движения, /в том же ритме/.
7. Вызываются двое. 1-ый: по своему усмотрению выполняет три позы, внутренне их оправдывая. Второй повторяет, найдя позам свое оправдание. Проверить оправдание 1-го и 2-го. Можно продолжить.

Упражнения /на слуховое внимание/.

1. Послушать и запомнить звуки, которые прозвучали наулице, в комнате, в коридоре, а потом рассказать то, что слышали.

2. По условной команде педагога ученики переключаются с одного обьекта на другой: например, улица, коридор, потом опять улица, комната и т.д.

3. По доносящимся звукам, включив воображение и фантазию, нарисовать, воссоздать жизнь улицы, коридора, комнаты.

4. Одну группу учеников посадить на стулья, лицом к стене. Позади же их поставить другую группу и предложить им вести разговор между собой, шаркать ногами, хлопать в ладоши, ронять карандаша, монеты и пр. Потом заставить всех сидящих подробно перечислить, что они слышали: звуки, слова, фразы.

5. "Пограничники и контрабандисты": вызывается 2-3 "контрабандиста" и такое же колич. "пограничников". Всем завязываются глаза и ставят друг против друга. По хлопку все начинают действовать: "контрабандисты" должны постараться проскочить мимо "пограничников" на другую сторону, а те - не дать им пройти, поймать их.

6. Найти спрятанную вещь. Вызванному ученику показывают вещь и высылают за дверь. Вещь сообща прячут. За рояль садится один из учеников. Он должен следить за ищущим вещь и то усиливать музыку, то играть тише, в зависимости от того, приближается или отдаляется ищущий от вещи /у играющего - зрительное внимание/.

Упражнения /на осязательное внимание/.

1. Ощупать пальцами спинку стула и рассказать о форме, деталях, рисунке спинки.
2. Найти поверхностные повреждения /изъяны/ на столе.
3. Определить знак и достоинство денежной монеты.
4. Определить буквы, наколотые булавкой на бумаге.
5. Попробовать отделить пальцами одной руки один волосок из пряди волос.
6. Нащупать под газетой иголку, лежащую на столе.
7. Определить на ощупь, что за предметы лежат на столе, под скатертью.
8. Нащупать ногой спрятанный ключ на полу под ковром.
9. Нащупать ногой изьяны на паркетном полу. /все эти упражнения делаются не глядя на объект/
10. "Телефон". Учащиеся сидят в линии друг за другом. Педагог пишет пальцем на спине последнего первую букву задуманного слова. Тот пишет на спине следующего. Затем вторая буква и т.д. Когда все буквы переданы, начинается проверка.

Упражнения /внимание на обоняние/.

/избегать демонстрации "нюхания"/

1. Понюхать коробку /духи/, лежащую на столе.
2. Понюхать сверток и определить по запаху, что в нем находится.
3. Понюхать, не пахнет ли в комнате горящей резиной, не загорелась ли электропроводка?
4. Понюхать и ощутить запах пудры.
5. Понюхать папиросы, сигареты-разных сортов и определить разницу или сходство между ними. Понюхать цветы и определить запах.
6. Понюхать и определить, какими духами надушены три носовых платка.

Упражнения /на вкусовое внимание/.

1. /домашнее задание/ - проверить вкус - лимона, яблока, жареного мяса, картофеля, селедки, свеклы, колбасы, творога и т.д.

Упражнения /групповые/ на общее внимание.

1. По первому хлопку встаньте; по второму - возьмите свой стул; по третьему - идите со стульями по кругу друг за другом, сохраняя одинаковую дистанцию. Слушают команды педагога: стой, пошли. После очередного "стоп" - сели друг против друга в две шеренги /по первому хлопку/ - ставят перед собой стулья /по второму хлопку/, все обходят стул с правой стороны и садятся на него /по третьему хлопку/.

2. По первому хлопку - встают со стула. По второму – взять стул в руки. По третьему - поменяться местом с соседом, стоящим напротив.

3. То же самое по счету: на "раз" - встаете и берете стул; на "десять" - ставите стул на место соседа - суметь распределить во времени и пространстве.

4. По определенному счету меняйте расположение поставленных стульев: то кругом, то полукругом, то цепочкой, то прямоугольником.

5. По первому хлопку встаете и берете свой стул; по второму ходить со стулом в разных направлениях и меняя направления. По третьему - ставить стул на прежнее место и сесть.

6. "Вороны и воробьи". Вызвать 12-16 человек, разделив их на две группы. Условия игры: при слове "воробьи", соответствующая группа убегает, а вторая группа-"вороны"-
ловит их и наоборот. Группы стоят спиной друг к другу. Ведущий произносит слова медленно и по слогам: "во-ро /пауза/ бьи!" - внимание и выдержка.

7. Упражнение на всю труппу. 1-ый называет какой-либо предмет, например: "стол" . 2-ой повторяет и добавляет к нему новый предмет:"диван"• Следующий повторяет и добавляет. Тот, кто забывает какой-либо предмет в перечислении, выбывает.

8. "Пишущая машинка". Педагог распределяют между учащимися все буквы алфавита, затем предлагается "напечатать" известную фразу или пословицу. Интервалы между словами отмечает вся группа - стучит ногами об пол, а в конце строчки-встает. Буквы акцентируются хлопками. Следить за сохранением темпа-ритма.

9. "Цифровая машинка". Разделить всех членов группы на 2-3 части - в каждой не более 9 человек. Участникам раздаются цифры 1-9. «запомнить - цифры разряда единиц отмечаются хлопком, цифры десятков - ударом ноги, сотен – поднятием руки. Например, «27» - участник с цифрой «2» - топает ногой, а «7» - делает хлопок. Каждой группе дается свое число. Можно устроить соревнование групп.

10. «Арифмометр». Человек 15 рассаживаются полукругом. 10-ти участникам раздаются цифры от 0 до 9; пятерым знаки: +, -, х, :, =. Далее ведущий говорит: «14+6=» и хлопает. Сначала встают «десятки», потом «единицы», за ними делает хлопок «+». После его хлопка встает цифра «6», далее «=» делает два хлопка, и вслед за ним встают цифры – «2», потом «0».

11. "Японская машинка". Группа садится в полукруг, рассчитывается по порядку номеров, напротив ведущий и задает ритм на счет "раз-два-три :
на I - все хлопают ладонями по коленям,
на 2 - взмах правой рукой,
на 3 - взмах левой рукой - ведущий меняет темп.
Далее усложнение упражнения:
на I - хлопок по коленям,
на 2 - взмах правой рукой и ведущий называет себя «ведущий»
на 3 - взмах левой рукой и ведущий называет любой номер, например: "десятый".'
В ответ названный номер из группы отвечает:
на I - хлопок по коленям
на 2 - взмах правой рукой и десятый номер называет себя "десятый",
на 3 - взмах левой рукой и десятый' номер называет любой другой, например: "первый" и т.д.
Это выглядит так:
хлопок - "ведущий" - "десятый",
хлопок - "десятый" - "первый",
хлопок - "первый" - "пятый",
хлопок - "пятый" - "второй" и т.д.

Усложнение упражнения. Тот, кто не уложился в ритм, назвал несуществующий номер, выбывает из игры и каждый раз ведущий заново начинает упражнение, не называл номеров, которые выбыли из игры.
Это выглядит так:
хлопок - "ведущий" - "десятый",
хлопок - "десятый" - "первый",
"первый" не попал в ритм, и выбыл из игры;
хлопок - "ведущий" - "второй",
хлопок - "второй" - "пятый",
хлопок - "пятый" - "первый", но первый уже выбыл из игры, поэтому "пятый" также выбывает.

12. Выгородить части комнаты. Расставить мебель и предметы. Вызвать 2-3-х участников, предложить им запомнить обстановку и после этого удалить их из комнаты. В их отсутствие изменить расположение предметов. Затем пригласить участников в комнату и предложить исправить изменения.

13. Разложить на столе несколько предметов: книгу, карандаши, зеркало, ключ и пр. Вызвать к столу 5-6 человек ипредложить им внимательно рассмотреть расположение этих вещей. Затем удалить их из комнаты или повернуть спиной. Другая группа меняет расположение предметов. Первой группе предлагается восстановить прежний порядок, /можно.поочередно/

14. Разделить всех участников на три равные группы. Одна из них - объект внимания:, другая. - контролеры, третья будет фиксировать свое внимание на действиях первой группы.
Исходное положение: I группа садится на стулья полукругом в центре комнаты. 2-я группа - контролеры - становятся за стульями. 1-ой группе раздаются предметы /журнал, цветы, шляпа и пр./ и предлагается каждому внимательно рассматривать свой предмет. По хлопку - они застывают в позе. 3-я группа внимательно рассматривает позы. Затем они удаляются. Контролеры вносят поправки в позах 1-ой группы. Войдя третья группа должна восстановить. Контролеры дают оценку.
15. "Отстающее движение". Все участники в два ряда против друг друга. Расчитываются по порядку номеров, но в шахматном строе: первый ученик - первый, стоящий напротив -второй /по принципу нумерации домов/.
В той же последовательности совершают они и все действия: первый, например, поднимает правую руку. Затем он приседает... 3 это время второй поднимает руку... Первый делает третье движение - второй приседает, а третий поднимает правую руку и т.д.

Раздел II. Круги внимания

Круги внимания бывают: малый, средний, большой.

Упражнения /на круги внимания вне нас и когда мы в центре круга/.

1. Круги внимания вне нас:
а/ положить на стол несколько предметов. Ученик рассматривает один из этих предметов и, отвернувшись от стола, рассказывает о нем. Напомнить - предмет - объект-точка;
б/ тот же стол с предметами. Теперь рассмотреть все предметы, отвернуться и рассказать о них - малый круг внимания;
в/ рассмотреть часть комнаты /наметить границы обзора/ и рассказать, что в ней увидели - средний круг внимания;
г/ рассмотреть всю комнату и рассказать о том, что в ней увидели - большой круг внимания.

2. Круги внимания, когда мы в центре круга:
а/ посадить на стулья двух учеников и предложить им внимательно рассмотреть друг друга, сравнивая одежду у партнера со своей - малый круг внимания;
б/ к двум, ученикам, сидящим на стульях, посадить еще 6-8 человек и предложить каждому рассмотреть всех, включая и себя, какой цвет преобладает - средний круг внимания;
в/ посадить на стулья всех и предложить рассмотреть, кто в какой позе сидит, включая себя - большой круг внимания.
/время рассмотрения сокращать - вначале от I до 30, в конце до 5-ти/

Упражнения /на собирание и удержание внимания при помощи сужения и расширения кругов внимания/.

I. В учебной комнате наметить большой, средний и малый круги внимания. Предложить каждому наметить себе границы кругов внимания /большого, среднего, малого/, а потом расширять и сужать их.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОБЫВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Упражнения.

I. Спросить внезапно ученика: "Во что одет сегодня ваш товарищ?" Или: "Какое настроение и самочувствие у вашей соседки, сидящей справа?"
2. Предложить ученикам рассмотреть предметы, хорошо им знакомые /свой портфель, сумку, галстук, шапку и пр./, и сказать об изменениях, происшедших с этими предметами в течение последнего времени.
3. Дать домашнее задание на серию упражнений:
а/ рассмотреть изменения, происшедшие на вашей улице;
б/ съездить в отдаленный район вашего города, где вы давно не были, и заметить происшедшие там изменения;
в/ вести наблюдение за людьми в повседневной жизни, замечая интересные типажи, характеры, темпераменты и т.д., а потом рассказать на занятиях о том, что дали вам эти наблюдения, что замечено интересного.
Хорошо вести дневники на наблюдения.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

НАЙТИ, ВЫЗВАТЬ И ПОЧУВСТВОВАТЬ ПРАВДУ И ВЕРУ В ОБЛАСТИ ТЕЛА /В МАЛЫХ, ПРОСТЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ/

Упражнения, /действие беспредметное/
1. Вдеть нитку в иголку и шить.
2. Чинить карандаш перочинным ножом.
3. Писать письмо, заклеивать конверт.
4. Надевать и снимать пальто, пиджак, кофту, носки, чулки, ботинки и т.д.
5. Доставать из кошелька деньги и считать их.
6. Кроить платье по выкройке.
7. Причесываться перед зеркалом.
8. Стирать белье - в тазу, стиральной машине.
9. Месить тесто и делать пирожки.
10. Читать книгу.
11. Чистить картофель.
12. Мыть посуду - столовую, чайную.
13. Варить на плите щи, суп, борщ.
14. Пить чай - с лимоном, сливками.
15. Стелить постель.
16. Жарить яичницу-глазунью.
17. Чистить ягоды /клубнику/ и варить варенье.
18. Укладывать вещи в чемодан.
19. Чистить ботинки, сапоги, туфли.
20. Подметать или мыть пол в комнате.
21. Играть на музыкальных инструментах и т.д.

Следить за логикой, последовательностью. Проверять на настоящем предмете.

Упражнения.
I. Взять те же примеры упражнений на беспредметное действие, но в разных предлагаемых обстоятельствах. Например, легко познать процесс - снимать пальто. Пусть теперь ученик проделает этот физический процесс в разных предл. обст.:
а/ снимать пальто, вернувшись с работы;
б/ снимать пальто, придя из больницы, где находится близкий друг в тяжелом состоянии;
в/ снимать пальто в передней квартиры у знаменитого актера, к которому приехал с просьбой об участии в спектакле;
г/ снимать пальто в гардеробной театра, куда пришел с девушкой на спектакль.
/меняется ритм, отношение к вещи, манера поведения, то есть как вы будете делать./

Упражнения /групповые на беспредметное действие/.

1. Кружок кройки и шитья /шить на машине, кроить, при-

мерять на манекене, шить руками, делать выкройку, гладить детали платья и т.д./
2. Часовая мастерская /осмотр часов, ремонт механизмов,
оформление выставки на витрину часов и т.д./
3. Вечер. Студенческое общежитие. Каждый занят своим де
лом /читают, пишут письма, гладят костюмы, пьют чай, играют
на китаре и т.д./

ПЕРВЫЙ ЭТАП

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ПЯТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Упражнения /на повторные ощущения/.
1. На зрительные повторные ощущения. Представить себе:
- дачу, на которой вы были или живете;
- слона;
- гроздь винограда;
- бабочку, моль, жука;
- розу-чайную,красную,белую;
- пчелу, осу, шмеля;
- звездное небо, луну;
- как ползает ящерица, жук, гусеница, червяк-землемер;
- семафор;
- кошку, собаку, корову, верблюда;
- Большой театр, Малый театр, МХАТ;
- праздничный салют в Москве;
- зиму, снег, иней;
- осенний лес;
- самолет, вертолет;
- милосердие, правосудие и т.д.

2. На слуховые повторные ощущения. Послушать:
- вой ветра за окном;
- прибой морской волны;
- капель при таянии снега весной;
- гармонь, балалайку, гитару;
- лай собаки;
- колку дров, пилку дров;
- карканье вороны;
- жужжание шмеля, мухи, комара;
- тарахтенье телеги по дороге, по мосту;
- шум мчащейся по шоссе машины;
- приближающийся и удаляющийся звон бубенчиков тройки;
- шаги по мокрому песку, по хрустящему снегу, по лестнице;
- шум сосен;
- гудок поезда, автомобиля;
- настройку оркестра перед началом спектакля и т.д.
3. На повторные ощущения обоняния. Понюхайте, здесь пахнет:
- морем, рекой, болотом;
- ландышем, сиренью, розой, жасмином;
- жареным гусем, вареной курицей;
- нашатырным спиртом, валерьянкой;
- кислыми щами, жареным картофелем;
- бензином, пивом, вином;
- кофе, чесноком, сушеными грибами;
- йодом, елкой;
- сыростью, газом, гарью, дымом;
- яблоками, жареными пирожками и т.д.

4. На вкусовые повторные ощущения Представьте, что у вас во рту:
- шоколад, горчица;
- мороженое, перец;
- рябчик, лимон;
- дыня, касторка;
- апельсин, лесной клоп;
- малина, зубной порошок;
- горячий вареный картофель, клубника;
- чернила, кровь, лед, сыр, железо, глина, щавель и т.д.

5. На осязательные повторные ощущения. Представьте себе, что вы:
- берете в руки снежный комок;
- опускаете руку в горячую, теплую или холодную воду;
- гладите кошку, собаку-дворняжку;
- щупаете меховой воротник, шерстяную или шелковую ткань, бархат, полотно, кожу;
- берете в руку лягушку, мокрый песок, песок сухой и горячий;
- надеваете на обнаженное тело шерстяную кофту, закутываетесь в мокрую простыню;
- купаетесь в холодной, теплой воде;
- пьете горячий чай, обжигаете язык;
- хватаетесь за железную ручку на морозе;
- определяете сорт муки на ощупь - картофельная, пшеничная, манная, гречневая;
- трогаете вату, мех - каракуль, белку, синтетику.

Упражнения /на постепенное расширение зрительного представления/.

Педагог называет те или иные предметы, а потом, через паузы,
дополняет их определениями.
1. "Кошка", - добавляет "черная", затем "большая".
2. "Скатерть" - "бархатная", с "кистями».

Упражнения /на комплекс повторных ощущений/.
1. Предложить ученикам мысленно выйти из дома и пройти в знакомый продовольственный магазин. Выяснить, что видели по дороге в магазин и в самом магазине, что слышали /шум идущего транспорта, разговоры, стук дверей магазина, работу касс, шуршание упаковочной бумаги и т.д./. Какие запахи уловили в разных отделах магазина. Что осязали, беря в руки те или иные продукты /холодную бутылку молока, влажную бумагу с рыбой и т.д./. Какой вкус ощутили, пробуя яблоко, сыр, творог и т.д.
2. Посетить Третьяковскую галерею.
3. Вспомнить сегодняшний завтрак, обед.
4. Вспомнить все события сегодняшнего дня.
5. Вспомнить сегодняшний путь в институт.
/подготовка для упр. 5-10 мин., ученикам рассказать представленную ими картину внутреннего видения/

ВТОРОЙ ЭТАП

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Раздел I. Воспитание в актере умения вызвать к действию заложенные в нем повторные воспоминания, чувства, переживания

Упражнении /на вызов повторных воспоминаний, переживаний/.

Вспомнить случай, когда:
1. Собирались на приятное свидание.
2. Были чем-нибудь недовольным.
3. На что-то злились.
4. Достигли личного успеха.
5. Совершили поступок, вам было стыдно.
6. Получили приятные новости.
7. Получили секретное сообщение.
8. Завидовали кому-то.
9. Проявили любопытство.
10. Сплетничали с кем-то.
11. Скучали кде-то.
12. Обманывали кого-то, вас обманывали.
13. Над чем-то злорадствовали.
14. Торжествовали.
15. Вам было страшно, жутко.
16. Спасались от преследования.
17. Выздоравливали после долгой болезни.
18. Рассорились с дорогим и близким вам человеком.
19. Состоялось приятное знакомство.
20. Получили подарок.
21. Готовились сделать подарок любимому человеку.
22. Переживали горе, смерть близкого человека.
23. Была неприятная: беседа.
24. Ожидание в доме приятного гостя.
25. Было первое объяснение в любви.
26. Посещали больного близкого человека.
27. Посещали больного малознакомого и т.д.

Работая над спектаклем:
1. Вспомнить аналогичный случай из своей жизни - этюд.
2. Создать предл. обст, для возникновения аналогичных переживаний.
3. Затем в предл. обст. взятой в работу пьесы.

Раздел II. Воспитание в актерах умения находить связь и зависимость внутренней жизни образа и его физического бытия

Упражнения /на физическое самочувствие/.

Для закрепления найденного физического самочувствия, нужно мысленно повторить намеченные действия.
1. Вспомнить случай, когда очень мерзли, и закрепить это физическое самочувствие. Перенести, найденное физическое самочувствие в новую ситуацию, в новые предл. обст.
а/ зима. Мороз. Жду поезда на открытой платформе. Поезд опаздывает;
б/ сижу у проруби реки и ловлю рыбу на мормышку
2. Вспомнить случаи:
а/ когда вы, замерзший, пришли с улицы в теплое уютное помещение;
б/ когда вам было очень жарко;
в/ когда вы с жары вышли в прохладное помещение; г/ когда вы физически очень устали;
д/ когда вы не спали 2-3 суток и спать все еще было нельзя;
е/ когда в пути вы натерли себе ноги, а идти было еще далеко;
ж/ когда вы были голодны;
з/ когда у вас была сильная головная боль;
и/ когда вас томила жажда;
к/ когда вы отдыхали на природе: днем при ярком солнце, в сумерках;
л/ когда вы попали в ливень, сильно промокли под дождем.

ТРЕТИЙ ЭТАП.
МАНКИ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ /ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ/

Раздел I. Внутренние манки

Упражнения /на предл. обст. и "если бы" как внутренний манок/.

1. Написать три письма: а/ любимому человеку; б/ деловое письмо; в/ письмо сестре, сообщающее о смерти родного человека...
2. Приехать к себе домой: а/ в город на работу; б/ в село на отдых /действия: осмотреться, раскладываться и т.д., но настроения разные/.
3. Гулять в лесу - вдруг шорох: а/ ежик; б/ подозрительный прохожий.
4. Примерять шляпу: а/ шляпу, которую давно мне хотелось иметь; б/ любимую шляпу; в/ любимую шляпу, кот. съела моль.
5. Разговаривать по телефону: а/ звонит друг, долго отсутствующий и неожиданно приехавший; б/ звонит сосед по квартире и сообщает, что в вашей комнате пожар.
6. Входить в комнату: а/ в которой когда-то жили в детстве; б/ въезжая в новый дом; в/ где идет ремонт и т.д.

Упражнения /на продуктивное, целесообразное действие как внутренний манок/.

1. Укладывать вещи в большой чемодан.
2. Примерять новое платье для концерта.
3. Стирать чернильное пятно.
4. Красить стены или мебель.
5. Рыться в ящиках письменного стола.
6. Сжигать документы.

Упражнения /задача как внутренний манок/.

1. Придя поздно домой, незаметно пробраться к себе в комнату, чтобы лечь спать.
2. Играя в прятки, отыскать такое место, чтобы меня было трудно найти.
3. Найти лучший способ вызвать знакомую девушку на свидание - родители строгие.
4. Приготовить подарок матери.
5. Убедить кассира отсрочить железнодорожный билет.
6. Попросить подругу пойти в магазин, чтобы купить пальто.
7. Уговорить родителей спрятать в доме раненого партизана, -

Упражнения /на повторные ощущения как внутренний манок/.

Представьте себе:
1. Вечер, река, копна сена, звезды, тишина, вдали играет баян, рядом близкий друг.
2. Темная ночь, лес, ветер, мороз, вой волков.
3. Лето, солнце, рожь, васильки.
4. Вечер, тишина, вы остались одни в квартире. Вдруг у входной двери услышали шорох, приглушенный разговор.
5. Весна, только что открыли дверь балкона, выходите в сад, первые подснежники, лужицы, пение птиц, солнышко пригревает.
б. Осень - уезжаете с дачи, слышен звук заколачивания окон, собираете последний букет, прощаетесь с садом.

Раздел II.
Внешние манки: обстановка, свет, звуки, мизансцена-сценическая атмосфера/

Обстановка как внешний манок.

Упражнения.

1. Педагог сам меняет обстановку в учебной комнате, спрашивал учеников после очередной перемены: какие воспоминания эмоциональной памяти и какие повторные чувствования вызывает данная обстановка. Предлагается начать действовать в
данной обстановке:
а/ разбросать мебель, вещи, книги, бумаги;
б/ связать узлы, книги, стул со стулом, поставить чемодан и т.п.;
в/ поставить стулья на столы, положить веник, рядом наметенный мусор, поставить тут же ведро и положить тряпку.
2. Педагог предлагает ученикам самим менять обстановку и действовать в ней:
а/ стена дома /из ширм/, распахнутая дверь подъезда. У стены скамейки, на одной смятый платочек и несколько помятых ромашек. Около другой скамейки окурки, недокуренные и смятые папиросы. Этюд "Поссорились";
б/ крыльцо дома. Сети, корзина с рыбой. Одна рыба на столе. Рядом бочка. Этюд "После улова".

Свет как внешний манок.
Упражнения.

1. Создав обстановку /обычную уютную комнату/, вызовите несколько участников и предложите им занять положения соответственно их желанию. Затем начните менять свет /яркий, полусвет, темнота/. После каждой смены света спросите, какие эмоциональные воспомина

Наши рекомендации