Основные методы арт-терапевтического тренинга
В таблице 3 представлены общепринятые методы арт-терапевтического тренинга[3, 8, 9, 15, и др.].
Таблица 3. Методы, используемые в арт-терапевтическом тренинге
Метод | Описание | Направленность, цель |
Групповая дискуссия | Совместное обсуждение вопроса, позволяющее прояснить (изменить) мнения, позиции и установки участников группы. Взгляд на проблемы с разных сторон | Тематической дискуссии — обсуждение тем, значимых для всей группы |
Биографической дискуссии — ориентация на прошлый опыт участников | ||
Интеракционной дискуссии — ориентация на улучшение взаимоотношений между участниками группы | ||
Обсуждение в группе | Групповая рефлексия через анализ индивидуальных переживаний | Облегчение самораскрытия участников. Усиление сплоченности группы |
Мини-лекция | Устное представление конкретной темы | Получение новой информации |
Психогимнастика | Упражнения, направленные на коррекцию состояния группы | Повышение работоспособности группы. Получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга |
Арт-терапевтическое упражнение | Упражнения, основанные на изобразительной деятельности и художественных приемах | Достижение целей и задач тренинга |
Метафорическая игра | Игра с использованием сказок, притч, легенд | Активизация творческих способностей, снятие стереотипов, препятствующих решению проблем на практике |
Медитативная техника | Релаксация | Снятие напряжения, стрессовых состояний.Развитие и закрепление навыков саморегуляции |
Рабочая тетрадь | Работа с раздаточными методическими материалами | Посттренинговая поддержка. Запись индивидуальных переживаний, закрепление знаний и опыта, полученных в ходе тренинга |
В следующей главе будут более подробно рассмотрены различные художественные формы, техники, тематически ориентированные арт-терапевтические упражнения, которые можно использовать для достижения различных психокоррекционных, развивающих целей в психологическом обеспечении профессиональной деятельности.
Литература
1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. 248 с.
2. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. 380 с.
3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2001. 224 с.
4. Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2005. 160 с.
5. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005. 101 с.
6. Глухова Т. Г. Актуализация восприятия профессионального здоровья средствами арт-терапии: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2003. 25 с.
7. Гройсман А. Л., Росляков А. Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993.
8. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005. 256 с.
9. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1989. 55 с.
10. Ковалев Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психол. журнал. Т. 2. 1989, № 1. С. 127–136.
11. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. 256 с.
12. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003. 320 с.
13. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: Монография. СПб.: ЛОИРО, 2001. 320 с.
14. Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: Дисс. … д-ра психол. наук. СПб., 1998. С. 43.
15. Миккин Х. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и живая среда. Таллин, 1986. С. 7–27.
16. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности СПб.: СПбГУ, 1996. 176 с.
17. Рожкова А. П. Развитие личностных профессиональных качеств студентов-психологов средствами тренинга: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Казань, 2004. 20 с.
18. Соловьева Е. А. Исследование роли предметно-пространственного компонента в формировании образовательной среды вуза // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 5 (12): Психолого-педагогические науки: научный журнал. СПб.: РГПУ, 2005. С. 83–95.
19. Соловьева Е. А. Семиотические механизмы воздействия музыки как компонента среды // Ананьевские чтения-2004. Материалы науч.-практич. конференции 26–28 октября 2004 г. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 620–622.
20. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга // Психологический журнал. 1984, № 4. С. 57–64.
Глава 2. Художественные формы работы и арт-терапевтические упражнения в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджера
Художественные приемы
Если бы достойные люди знали, какое наслаждение дает это занятие, как отгоняет оно меланхолию, помогает избежать дурных случайностей, избавляет от горя и печали, излечивает гнев и заполняет время, то они не бросили бы его, не достигнув полного удовлетворения.
Николас Хиллнард
Арт-терапевтические техники, приемы и упражнения легко осваиваются и без труда воспроизводятся специалистами, используются в процессе обучения, встраиваются в психопрофилактические, психокоррекционные системы и др. В то же время, успех взаимодействия, терапевтический эффект, качество, длительность достижения результатов и их устойчивость во многом определяются личностными особенностями арт-терапевта (специалиста). Предсказуемость позитивных результатов и эффектов в первую очередь определяется независимыми характеристиками: психологическими механизмами изобразительной деятельности, феноменом «исцеляющих» свойств самого художественного творчества, содержанием и процедурой арт-терапевтических техник [1, 10 и др.].
Предлагаемые техники и упражнения из практики тематически ориентированных групп и модифицированные в соответствии с целями исследования, могут применяться как в групповой, так и в индивидуальной работе (рис. 11). Подробные перечни техник и упражнений, используемых в групповой арт-терапии, с изложением основ методологии даны в работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнееевой, В. Л. Кокоренко, А. И. Копытина, С. И. Макшанова, С. Г. Рыбаковой, Н. Ю. Хрящевой и т. д. [5, 6, 7, 10, 12, 13, 14, 15 и др.].
Рис. 11. Художественные формы работы в психологическом обеспечении профессиональной деятельности
Коллаж
«Искусство клееных картинок» — так поэтично звучит перевод слова «коллаж», от французского слова «collage» — буквально «наклеивать». Терапевтические ресурсы коллажа, отмеченные самими авторами таких работ, следующие:
o глубинная тематическая проработка, которая в большинстве случаев не вызывает сопротивления этой работе;
o информативность;
o азарт, но нетравматичный;
o снижение ответственности за изобразительный продукт;
o актуализиция;
o большие диагностические возможности;
o экологичная реконструкция;
o многовариатность тем.
Коллаж — это наклеивание или прикрепление какого-либо материала (ткани, бумаги, газетных вырезок) на плоскость таким образом, чтобы получилась композиция или картина. Иногда коллаж дополняют рисунком, живописью, словами и фразами.
Для коллажа годятся самые разные материалы: бумага (гофрированная, папиросная, чертежная, оберточная, старые открытки, газеты, салфетки, обои), ткань (хлопок, шерсть, фланель, шелк, кружево), мягкие материалы (перо, вата, кусочки меха), грубые материалы (стальная стружка, наждак, губка). Можно использовать и другие предметы: пряжу, бечевки, пуговицы, алюминиевую фольгу, сетку от комаров, пакеты из-под сока, формочки для хранения яиц, пластиковые пакеты, пробки от бутылок, скорлупу, листья, ленты, зерна, лапшу и макароны, обрезки дерева, гальку, пробки, любые предметы, которые можно прикрепить, приклеить или привязать к плоской поверхности. Коллаж можно сделать, используя иллюстрации, ножницы, клей и какую-нибудь основу. Самое важное и интересное — использование иллюстраций из старых и новых журналов, календарей, еженедельников, любых изданий с картинками и фотографиями.
Основой может служить доска для объявлений, чертежная или оберточная бумага, грубая ткань (например, мешковина), газета, картон, стекло, дерево, пластмасса. Полезны при такой работе канцелярские скрепки, липкая лента, лента для наклейки на машинописный текст, клей, паста, дырокол, бечевка. Создавать коллаж, как и узоры на песке, можно самыми разными способами.
Терапевтические ресурсы коллажа, отмеченные самими авторами, таковы: глубинная тематическая проработка, информативность, азарт, диагностичность, экологичная реконструкция, многовариатность тем, сниженная ответственность за изобразительный продукт, актуализация. В большинстве случаев коллаж не вызывает сопротивления перед работой, и он не травматичен.
Возможности применения коллажа в работе с персоналом: профотбор, психологическое сопровождение, диагностика, психокоррекция, психопрофилактика профессионального и эмоционального выгорания и т. д.
Мы не можем пока говорить о достаточно надежном диагностическом потенциале коллажей, тем не менее нами отмечены следующие характеристики авторов (группа менеджеров) при анализе их коллажей:
· переполненность работы образами, когда картинки выходят за край листа, «многоэтажность» (на одни образы наклеены еще несколько рядов картинок) — с одной стороны, у авторов таких работ высокие показатели креативности, с другой, — высокий уровень личностной тревожности, или эмоциональной нестабильности;
· структурированное расположение картинок — активные мыслительные процессы, интеллектуализация, эмоциональная сдержанность;
· горизонтальное расположение образов — хорошая ориентация во времени, наличие четко поставленных целей и планов;
· вертикально расположение образов — в большинстве случаев авторы таких работ больше декларируют свои цели, чем придерживаются их, или имеют их пока в виде мечты, но чаще всего в дальнейшем они проявляются как ложные или «псевдоцели».
Также обращают на себя внимание следующее:
· использование в коллажах надписей различного характера. При обсуждении авторы подобных работ говорили о своих проблемах с выступлениями перед аудиторией, на самопрезентациях, переговорах.
· выбор в качестве основы под коллаж цветного листа, по оценкам самих участников, придает большей уверенности при выполнении задания, успокаивает, снимает тревожность.
Существует правило — не давать эстетической оценки арт-терапевтической продукции. Тем не менее большая эстетичность коллажа, по сравнению с рисунком, помогает многим участникам, не умеющим рисовать, утолить свой «эстетический голод». Особенно тем из них, кто работает в условиях промышленного производства, которая, как известно, отличается «агрессивной» средой: скудностью цвета, отсутствием интерьера, шумом, мрачными цветами производственной одежды и т. д. Обилие цвета, образов, глянца, фантастических и реальных отображений мира привлекает участников в этой технике, а главное, здесь не требуется специальных навыков.
Коллаж используется как с диагностической, так и с терапевтической целью (Х. Ландгартен). Это связано с тем, что художественный процесс изготовления коллажа снимает психологические защиты, проясняя тем самым, многие скрытые смыслы, в том числе неосознаваемое отношение к себе (Р. М. Грановская, И. М. Никольская, Х. Ландгартен, В. Оклендер). Изготовление коллажа помогает преодолеть ситуативную тревожность человека и робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений (Л. Д. Лебедева, К. Рудестам), позволяет внести в работу элемент игры и даже ролевого перевоплощения (А. И. Копытин), что обеспечивает необходимую степень безопасности при изобразительной работе, а также дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств.
Еще одно преимущество коллажа заключается в наличии множества тем, которые могут модифицироваться в зависимости от целевых установок группы. Групповая работа позволяет каждому участнику проявить степень своей заинтересованности и активности в межличностном взаимодействии.
На одном из занятий мы предложили участникам две различные темы для коллажа: «Я в прошлом, настоящем, будущем», «Мой «образ Я», мои планы и мечты».
Выполнение данных упражнений включает два этапа.
На первом этапе упражнения участникам арт-терапии предлагается изготовить коллаж на заданную тему, на втором — выполнить тест Л. Зурхера «Кто Я?».
При выборе темы коллажа «Мой образ «Я», мои планы и мечты» мы исходили из того, что «Я-желаемое» и «Я-фантазируемое» имеют много общего. Образ собственного «Я» строится по законам воображения, невероятно оторванного от реальности. Между тем значение «Я-желаемого» и «Я-фантазируемого» очень велико, когда человек строит планы на будущее, что невозможно без участия фантазии. При оценке «Я-образа» для человека важно, не подменяет ли его «Я-фантазируемое» правильное понимание им своего положения в жизни и в профессии. На втором этапе упражнения, после изготовления коллажа, использовался модифицированный вариант вербального теста Л. Зурхера «Кто Я?», позволяющий выявить актуализированные самоидентификации [17]. Зурхер предлагает четыре модели так называемых «модусов Я» (таблица 4).
Таблица 4. Содержание модусов теста Л. Зурхера «Кто Я?»
Модус | Название | Содержание |
А | Физическое «Я» | Структура, жестко обращенная внутрь, замкнутая в себе, «микро-Я», основанное на телесных свойствах, самоощущениях (определения, связанные с внешностью) |
В | Социальное «Я» | Статусы, роли, принадлежность к той или иной социальной группе (руководитель, лидер, организатор, образованный, обеспеченный) |
С | Рефлексивное «Я» | Субъективные свойства, вкусы, особенности характера (интересный человек, задумчивый, доброжелательный, недовольный) |
D | Трансцендентное «Я» | Структура, основанная на универсальных, общечеловеческих ценностях и отражающая работу воображения |
По мнению автора теста, чем выше уровень развития личности, тем больше используется характеристик, относящихся к «высшим» модусам С и D.
Выбор темы для коллажа «Я в прошлом, настоящем и будущем», основывался на том, что профессиональная рефлексия необходима, как начинающему работнику, так и специалисту на вершине профессиональной зрелости. Каждому из них, независимо от степени профессиональной зрелости, необходимо уметь оценивать свои профессиональные устремления, имеющиеся профессиональные способности и личностные ресурсы, оценивать и ценить опыт своего профессионального прошлого и настоящего.