Об искусстве на производстве
Часть 1. Теоретические и методические основы метода арт-терапии в психологическом обеспечении менеджмента и руководства
Глава 1. Общее представление об арт-терапии
Групповая арт-терапия
Арт-терапевтический процесс может происходить как в индивидуальной, так и групповой форме. Существуют разновидности арт-терапевтических групп: тематически-ориентированная, студийная, открытая, закрытая, структурированная и неструктурированная. Для проведения исследований в области психологии труда возможно сочетание разных по форме групп, с учетом их характерных признаков и специфических особенностей групповой арт-терапии. Тематическая группа предполагает большую степень структурированности хода сессий и меньшую длительность существования по сравнению со студийной и с динамической [30].
Групповая арт-терапия имеет ряд достоинств: она развивает ценные социальные навыки, учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем, позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, повышает самооценку, развивает навыки принятия решений [78]. Это дает возможность использовать потенциал разных подходов арт-терапии, адаптировав их к конкретным задачам, условиям и направленности работы. В таких условиях важно уважать личное пространство, которое связано как с процессом художественной экспрессии, так и с правилами использования изобразительных материалов, расположением рабочих мест и самих участников в пространстве [30, 32].
А. И. Копытин выделил ведущие факторы групповой работы для анализа различных процессов и феноменов групповой арт-терапии:
· фактор художественной экспрессии;
· фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений;
· фактор интерпретации и вербальной обратной связи.
Каждый из выделенных факторов может быть связан с целым рядом подфакторов и механизмов психологических изменений [29].
Для более полного понимания терапевтического воздействия изобразительного творчества на человека необходимо учитывать не только изменения, которые происходят в его состоянии непосредственно в ходе изобразительной деятельности, но и то, что предшествует созданию визуальных образов и что за этим следует. Некоторые специалисты рассматривают последующие работы клиента с созданной им продукцией как важный фактор достижения психологических изменений. К ним относятся художественные описания, драматические представления (перформансы) на основании созданной художественной продукции, совершение с ней ритуальных действий, трансформация в талисманы и т. д. [29, 79].
Художественную экспрессию специалист должен оценивать на трех основных уровнях:
· общегрупповом («групповая художественная культура», «групповые образы»);
· межличностном (средство общения, выражение своего отношения, как друг другу, так и ведущему группы);
· внутриличностном (выражение индивидуальных чувств, потребностей, проблем, фантазий и т. д.).
Для описания комплексных изменений, которые происходят с человеком в ходе арт-терапевтических занятий, мы взяли за основу многоосевую модель коммуникаций участников группы (по А. И. Копытину), адаптировав ее под наши цели [29]. В ходе групповой арт-терапии ведущий группы может оценивать многообразие коммуникативных процессов, и, в зависимости от их характера, гибко применять те или иные стратегии и тактики работы с группой, чтобы задействовать внутриличностные, общегрупповые ресурсы, расширить круг возможностей участников группы, предлагая им техники изобразительного, драматического, музыкально-танцевального характера, в том числе связанные с изготовлением масок, современными речевыми стратегиями, перформансом.
Таблица 1.Оси коммуникации в групповой арт-терапевтической работе
Оси коммуникаций | ||
Уровни коммуникации | Направленность коммуникации | Способы коммуникации |
Уровень социальных отношений | Общегрупповые процессы | Сенсомоторный (телесная, голосовая экспрессия, манипуляции с художественными материалами, инструментами) |
Уровень переносов | Межличностные процессы | Проективно-символический / проективно-знаковый (посредством символообразования, использования знаковых систем) |
Уровень разных психических процессов | Внутриличностные процессы | Драматически-ролевой (посредством ролевого моделирования различных образов и ситуаций с элементами драматического исполнения) |
Вербальный (посредством обратной связи и сообщения информации |
Обсуждение в группе является наиболее приемлемой формой в групповой арт-терапии для осознавания содержаний внутреннего мира, и их связи с системой отношений. Чаще всего в нашей практике формой групповых обсуждений служит модель объединения в малые подгруппы (3–4 человека), при необходимости можно перейти к общегрупповой развернутой дискуссии или к записи полученного опыта в рабочую тетрадь.
Ведущий группы при этом выполняет следующие функции:
· обозначение темы обсуждения (или помощь участникам в выборе тем);
· структурирование обсуждения (порядок и временной регламент);
· комментарии и интерпретации (по поводу изобразительной продукции участников, их поведения, обсуждения в группе);
· помощь в оценке внутригрупповых, коммуникативных процессов;
· формирование наиболее продуктивной модели обсуждения (в иных случаях переход к развернутым дискуссиям) [29, 53].
Литература
1. Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: дисс. … д-ра психол. наук. АПН СССР. М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1989. 43 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С.279–297.
3. Азарных Т. Д., Тыртышников И. М. Психологическое здоровье (Вопросы валеологии): учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 112 с.
4. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество. Сборник. Л., 1982. C. 236–242.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
6. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С.78-86.
7. Анцыферова Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1973. № 4. С.173–180.
8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: [пер. с англ.; науч. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова]. М.: Прометей, 1994. 352 с.
9. Асеев В. Г. Преодоление монотонности труда промышленности. М.: Экономика, 1974. 191 с.
10. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 205 с.
11. Белова Е. В. Психологические исследования самосознания руководителей // Экология личности: материалы Рос. науч. конф. (СПб., 6–7 апр. 1999 г.) / Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионального образования РФ и др.); под науч. ред. проф. А. В. Карпова и Н. А. Селезневой. М.: СПб., 1999. 219 с.
12. Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1977. 160 с.
13. Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестник С.-Петерб. ун-та, сер. 6, вып. 3 (№ 13), 1999. С. 61–70.
14. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Мысль, 1995. С. 35–57.
15. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1983. 190 с.
16. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. с.77
17. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / [предисл. В. П. Зинченко]. М.: МГУ, 1984. 200 с.
18. Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник С.-Петерб. ун-та, сер.6, Вып. 2 (№ 13). 1997. С. 84–90.
19. Выготский Л. С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции [комм. В. В. Иванов]. 5-е изд., испр. и доп. М.: Лабиринт, 1998. 416 с.
20. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя практика. М.: Малое предприятие «Дело», 1991. 312 с.
21. Глухова Т. Г. Актуализация восприятия профессионального здоровья средствами арт-терапии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара : СГПУ, 2003. 25 с.
22. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 207 с.
23. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.
24. Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб.: Речь, 2006. 416 с.
25. Гришина Н. В. Психологическая работа с конфликтами: три вида диалога // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Корыстылевой. СПб.: С.-Петербургский университет, 1999. С. 61–75.
26. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000. 120 с.
27. Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1–2. М.: Луч, 1993. С. 72.
28. Дизель П. М., Мак-Кинли Р. У. Поведение человека в организации. М.: Фонд «За экономическую грамотность [пособие], 1993. 269 с.
29. Дикая Л. Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в ХХI веке // Психолог. журнал. Т. 23. № 6. 2002. С. 18–37.
30. Дикая Л. Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., 1985. С. 63–90.
31. Дмитриева М. А. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979. 220 с.
32. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: учеб. пособие / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 272 с.
33. Дубровина И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Издательский центр Академия, 1998. 176 с.
34. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001. 399 с.
35. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005. 256 с.
36. Журавлев А. Л. Стили и эффективность руководства производственным коллективом // Психологический климат коллектива. М.: АН СССР: Ин-т психологии, 1976. 22 с.
37. Журавлев В. Н. Элементы психологического обеспечения физической подготовки актера // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов: сб. ред. В. Ф. Сопов. Алма-Ата: КазИФК, 1987. 136 с.
38. Забродин Ю. М. Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган, 1981. С. 20–21.
39. Занковский А. Н. Анализ базовых «координат» организационных культур: когнитивные репрезентации организационных понятий в сознании российских и японских менеджеров // Психологический журнал. Т. 17. № 3. 1996. С.26–36.
40. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие; 2-е изд. перераб. и доп. М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
41. Ильин Е. П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема // Психологический Журнал. 1981. № 5. С.35–42.
42. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. С.231–254.
43. Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2003. 582 с.
44. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.
45. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
46. Корнеева Л. Н. Психологические аспекты профессиональной подготовки водителей троллейбуса: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Л.: Ленинградский ун-т, 1990. 23 с.
47. Королев С. Л., Королев Л. М. Развитие теории психологического обеспечения деятельности в отечественной психологии и педагогике // Международный научный педагогический Интернет журнал-библиотека с депозитарием под патронатом Рос. Академии Образования, 2003 .
48. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
49. Кошелева С. В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: автореф. дис. … д-ра психол. наук; СПб.: СПбГУ, 1997. 53 с.
50. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
51. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель...: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ: Дело, 1998. 400 с.
52. Кузнецова И. В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2003. С. 6–10.
53. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 103 с.
54. Леушканова С. В. К проблеме творческой активности как условия успешности в деятельности // Материалы Х городской научно-практической конференции «Научный поиск-2005: новые направления и результаты исследований». Часть 1. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2005. 80 с.
55. Ломов Б. Ф. Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношений с миром // Психологический журнал. 1989. № 3. Т.10. С.3–6.
56. Магнуссон Д. Ситуационное восприятие — область исследований // Психология социальных ситуаций / Под ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.
57. Макмоленн М. Системы «человек и машина». М., 1973. С.236.
58. Максимов В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: автореф. дис. …д-ра пед. наук. М., 1994. 38 с.
59. Максимова С. В. Творчество: созидание или деструкция? (Монография). М.: Академический проспект, 2006. 224 с.
60. Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: дис. …д-ра психол. наук. СПб., 1998. 43 с.
61. Маслоу А. О менеджменте. СПб.: Питер, 2003. 416 с.
62. Матиашвили В. М., Бекарев А. М. Общий менеджмент. Волго-Вятский филиал РГУИТП. 2000: http//psy-servise/narod.ru/index/htm.
63. Машков В. Н. Практика психологического обеспечения управления, руководства и менеджмента. СПб.: Речь, 2005. 304 с.
64. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. и ред. О. И. Медведь]. 3-е изд. М. [и др.]: Вильямс, 2007. 665 с.
65. Миккин Х. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и живая среда. Таллин, 1986. С. 7–27
66. Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб.: Речь, 2006. 400 с.
67. Мурашов М. Шесть мифов о креативности // Кадровый менеджмент. Июль-август 2005, № 5[27]. С. 11–14.
68. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности СПб.: Санкт-Петерб. ун-т, 1996. 176 с.
69. Никифоров Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Санкт-Петерб. ун-т, 1991. 153 с.
70. Новиков В. В. Принципы построения и опыта работы отраслевой психологической службы Миннефтехимпрома СССР // Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика. Курган, 1983. С. 27–35.
71. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев.: Лыбидь, 1990. 191 с.
72. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Т.22. № 1. 2001. С. 90–101.
73. Оськин В. На пороге эмоциональной революции // Управление персоналом. 2004. № 16. С. 49-53.
74. Паттурина Н. П. О соотношении понятий духовного и личностного роста // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Санкт-Петерб. ун-т, 1999. С. 89–93.
75. Петрова Н. П. Творческие решения в бизнесе. СПб.: Речь, 2004. 336 с.
76. Платонов Ю. П. Психология трудовой деятельности: опыт теоретико-эмпирических исследований / Под ред. Ю. П. Платонова; Гос. Ун-т; выс. курсы практ психол. В 2 томах. СПб.: Речь, 2007.
77. Постылякова Ю. В. Индивидуальные различи в ресурсах совладания со стрессом // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль: Аверс-Пресс, 2003. С. 275–277.
78. Постылякова Ю. В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. Т. 26. № 6. 2005. С. 35–43.
79. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 315 с.
80. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 448 с.
81. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 352 с.
82. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.
83. Психология управления персоналом. Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова. М.: Изд-во института психотерапии. 2005. 624 с.
84. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. 752 с.
85. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс: Универс, 1994. 480 с.
86. Руденский Е. В. Психология ненормативного развития личности. Изд-во Сибирский психосоциальный институт / Институт психологии личности. Новосиб. ГУРО, 2000. 178 с.
87. Русалинова А. Л. Формирование оптимального социально-психологического климата в трудовом коллективе: метод. рекомендации / М-во электронной пром-сти СССР, ЦК Профсоюзов рабочих радиоэлектронной пром-сти; (Подгот. А. А. Русалинова). М.: ЦНИИ «Электроника» 1984. 29 с.
88. Сафронов Б. А. Опыт работы социально-психологической службы // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 4. С. 44-51.
89. Свенцицкий А. Л. Социально-психологические проблемы управления. Л.: ЛГУ, 1975. 120 с.
90. Секач М. Ф. Психология здоровья: учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический Проект, 2003. 192 с.
91. Селезнев В. Н. Психо-неврологические аспекты профессиональной деятельности менеджера (факторы риска, средства и методы коррекции) / В. Н. Селезнев, Л. Е. Старокожко, А. А. Корсиков и др.; Ставропольская гос. мед. академия. М.: Нац. ин-т. Бизнеса, 2006. 291 с.
92. Сливкин В. И. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера: дисс. канд. психол. наук. СПб., 1994.
93. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический принцип в психологии здоровья // Вопросы психологии. № 4. 2001. С. 94–97.
94. Соснин В. А. К исследованию конфликтов в соц. психологии США // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. 176 с.
95. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 230 с.
96. Ташлыков В. А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведения) и защиты у больных с неврозами в процессе психотерапии // Медико-биологические аспекты охраны психического здоровья. Томск, 1990. С. 60–61.
97. Токарева Г.А. Психологические аспекты нравственного компонента профессиональной деятельности менеджера: дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. С. 180.
98. Толстых Н. Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Активные методы в работе школьного психолога: сб. науч. тр. / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии; [редкол.: И. В. Дубровина (отв. ред.) и др.]. М.: АПН СССР, 1990. 165 с.
99. Уитмор Дж. Коучинг — новый стиль менеджмента и управления персоналом: практич. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 160 с.
100. Фирсова С. В. Психогигиена профессиональной деятельности // Сборник психологического обеспечения профессиональной деятельности под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 1991. С.103–112.
101. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / Пер. с англ. Е. И. Замфир; под ред. М. М. Решетникова. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа: Б.С.К., 1997. 316 с.
102. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 208 с.
103. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1974. 144 с.
104. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Корпорация «Логос», 1994. 315 с.
105. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО Бизнес школа «Интел-синтез», 2000. 368 с.
106. Шеломова Т. В. Личность руководителя как объект психологического исследования. Определение психологического обеспечения деятельности менеджера // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Е. Г. Осовского. Вып. 9. Саранск, 1997.
107. Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Дом педагогики, 2000. 382 с.
108. Ясюкова Л. А. Проблемы адаптации руководителей научных подразделений промышленного предприятия // Вестн. Ленингр. Ун-та. Сер. 6. Вып. 4. 1987. С. 3–27.
109. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto. Canada: Multi-Health Systems. 1997. P. 28–53.
Правила групповой работы
Правила групповой работы существуют в любом тренинге. Арт-терапевтический тренинг включает в себя общепринятые правила и ряд специфических правил:
1. Правило активности — не принуждать к выполнению изобразительной продукции.
2. Правило искренности — каждый говорит то, что думает и чувствует, а не то, что от него ждут; при этом меру доверительности каждый устанавливает сам; каждый имеет право сказать: «Я не хочу сейчас об этом говорить».
3. Правило конфиденциальности — информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за пределы группы.
4. Правило «здесь и сейчас» — обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас», а не то, что происходило «там и тогда».
5. Правило Я-высказываний — каждый говорит от своего имени: «Я чувствую…, я думаю…», «Я вижу…».
6. Правило регламента — говорить только в рамках заданной темы о том, что человек чувствует «здесь и сейчас».
7. Правило бережного отношения — к любой изобразительной продукции арт-терапевтического процесса следует относиться с уважением — не наступать, не рвать, не выбрасывать, не использовать для своей дальнейшей работы без разрешения автора.
8. Правило «фотоэтики» — не разрешается фотографировать художественные работы, игровые сцены и прочее в арт-терапевтическом процессе без специально организованной видеосессии, без согласия или разрешения участников, а также использовать фотографии в печати.
9. Правило безоценочного отношения — не оценивать изобразительную продукцию арт-терапевтического процесса с эстетической стороны — «красиво, некрасиво, нравится, не нравится, правильно, неправильно…».
10. Правило уважения к участникам группы — не прерывать говорящего, не выходить из круга, пока не завершится обсуждение; не нарушать тишину, пока не закончат работу все участники группы, быть внимательным к переживаниям другого человека.
11. Правило ответственности — по завершении работы в тренинге каждый принимает ответственность за свою изобразительную продукцию. А также имеет право оставить ее на хранение в арт-терапевтическом кабинете.
Художественные приемы
Если бы достойные люди знали, какое наслаждение дает это занятие, как отгоняет оно меланхолию, помогает избежать дурных случайностей, избавляет от горя и печали, излечивает гнев и заполняет время, то они не бросили бы его, не достигнув полного удовлетворения.
Николас Хиллнард
Арт-терапевтические техники, приемы и упражнения легко осваиваются и без труда воспроизводятся специалистами, используются в процессе обучения, встраиваются в психопрофилактические, психокоррекционные системы и др. В то же время, успех взаимодействия, терапевтический эффект, качество, длительность достижения результатов и их устойчивость во многом определяются личностными особенностями арт-терапевта (специалиста). Предсказуемость позитивных результатов и эффектов в первую очередь определяется независимыми характеристиками: психологическими механизмами изобразительной деятельности, феноменом «исцеляющих» свойств самого художественного творчества, содержанием и процедурой арт-терапевтических техник [1, 10 и др.].
Предлагаемые техники и упражнения из практики тематически ориентированных групп и модифицированные в соответствии с целями исследования, могут применяться как в групповой, так и в индивидуальной работе (рис. 11). Подробные перечни техник и упражнений, используемых в групповой арт-терапии, с изложением основ методологии даны в работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнееевой, В. Л. Кокоренко, А. И. Копытина, С. И. Макшанова, С. Г. Рыбаковой, Н. Ю. Хрящевой и т. д. [5, 6, 7, 10, 12, 13, 14, 15 и др.].
Рис. 11. Художественные формы работы в психологическом обеспечении профессиональной деятельности
Коллаж
«Искусство клееных картинок» — так поэтично звучит перевод слова «коллаж», от французского слова «collage» — буквально «наклеивать». Терапевтические ресурсы коллажа, отмеченные самими авторами таких работ, следующие:
o глубинная тематическая проработка, которая в большинстве случаев не вызывает сопротивления этой работе;
o информативность;
o азарт, но нетравматичный;
o снижение ответственности за изобразительный продукт;
o актуализиция;
o большие диагностические возможности;
o экологичная реконструкция;
o многовариатность тем.
Коллаж — это наклеивание или прикрепление какого-либо материала (ткани, бумаги, газетных вырезок) на плоскость таким образом, чтобы получилась композиция или картина. Иногда коллаж дополняют рисунком, живописью, словами и фразами.
Для коллажа годятся самые разные материалы: бумага (гофрированная, папиросная, чертежная, оберточная, старые открытки, газеты, салфетки, обои), ткань (хлопок, шерсть, фланель, шелк, кружево), мягкие материалы (перо, вата, кусочки меха), грубые материалы (стальная стружка, наждак, губка). Можно использовать и другие предметы: пряжу, бечевки, пуговицы, алюминиевую фольгу, сетку от комаров, пакеты из-под сока, формочки для хранения яиц, пластиковые пакеты, пробки от бутылок, скорлупу, листья, ленты, зерна, лапшу и макароны, обрезки дерева, гальку, пробки, любые предметы, которые можно прикрепить, приклеить или привязать к плоской поверхности. Коллаж можно сделать, используя иллюстрации, ножницы, клей и какую-нибудь основу. Самое важное и интересное — использование иллюстраций из старых и новых журналов, календарей, еженедельников, любых изданий с картинками и фотографиями.
Основой может служить доска для объявлений, чертежная или оберточная бумага, грубая ткань (например, мешковина), газета, картон, стекло, дерево, пластмасса. Полезны при такой работе канцелярские скрепки, липкая лента, лента для наклейки на машинописный текст, клей, паста, дырокол, бечевка. Создавать коллаж, как и узоры на песке, можно самыми разными способами.
Терапевтические ресурсы коллажа, отмеченные самими авторами, таковы: глубинная тематическая проработка, информативность, азарт, диагностичность, экологичная реконструкция, многовариатность тем, сниженная ответственность за изобразительный продукт, актуализация. В большинстве случаев коллаж не вызывает сопротивления перед работой, и он не травматичен.
Возможности применения коллажа в работе с персоналом: профотбор, психологическое сопровождение, диагностика, психокоррекция, психопрофилактика профессионального и эмоционального выгорания и т. д.
Мы не можем пока говорить о достаточно надежном диагностическом потенциале коллажей, тем не менее нами отмечены следующие характеристики авторов (группа менеджеров) при анализе их коллажей:
· переполненность работы образами, когда картинки выходят за край листа, «многоэтажность» (на одни образы наклеены еще несколько рядов картинок) — с одной стороны, у авторов таких работ высокие показатели креативности, с другой, — высокий уровень личностной тревожности, или эмоциональной нестабильности;
· структурированное расположение картинок — активные мыслительные процессы, интеллектуализация, эмоциональная сдержанность;
· горизонтальное расположение образов — хорошая ориентация во времени, наличие четко поставленных целей и планов;
· вертикально расположение образов — в большинстве случаев авторы таких работ больше декларируют свои цели, чем придерживаются их, или имеют их пока в виде мечты, но чаще всего в дальнейшем они проявляются как ложные или «псевдоцели».
Также обращают на себя внимание следующее:
· использование в коллажах надписей различного характера. При обсуждении авторы подобных работ говорили о своих проблемах с выступлениями перед аудиторией, на самопрезентациях, переговорах.
· выбор в качестве основы под коллаж цветного листа, по оценкам самих участников, придает большей уверенности при выполнении задания, успокаивает, снимает тревожность.
Существует правило — не давать эстетической оценки арт-терапевтической продукции. Тем не менее большая эстетичность коллажа, по сравнению с рисунком, помогает многим участникам, не умеющим рисовать, утолить свой «эстетический голод». Особенно тем из них, кто работает в условиях промышленного производства, которая, как известно, отличается «агрессивной» средой: скудностью цвета, отсутствием интерьера, шумом, мрачными цветами производственной одежды и т. д. Обилие цвета, образов, глянца, фантастических и реальных отображений мира привлекает участников в этой технике, а главное, здесь не требуется специальных навыков.
Коллаж используется как с диагностической, так и с терапевтической целью (Х. Ландгартен). Это связано с тем, что художественный процесс изготовления коллажа снимает психологические защиты, проясняя тем самым, многие скрытые смыслы, в том числе неосознаваемое отношение к себе (Р. М. Грановская, И. М. Никольская, Х. Ландгартен, В. Оклендер). Изготовление коллажа помогает преодолеть ситуативную тревожность человека и робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений (Л. Д. Лебедева, К. Рудестам), позволяет внести в работу элемент игры и даже ролевого перевоплощения (А. И. Копытин), что обеспечивает необходимую степень безопасности при изобразительной работе, а также дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств.
Еще одно преимущество коллажа заключается в наличии множества тем, которые могут модифицироваться в зависимости от целевых установок группы. Групповая работа позволяет каждому участнику проявить степень своей заинтересованности и активности в межличностном взаимодействии.
На одном из занятий мы предложили участникам две различные темы для коллажа: «Я в прошлом, настоящем, будущем», «Мой «образ Я», мои планы и мечты».
Выполнение данных упражнений включает два этапа.
На первом этапе упражнения участникам арт-терапии предлагается изготовить коллаж на заданную тему, на втором — выполнить тест Л. Зурхера «Кто Я?».
При выборе темы коллажа «Мой образ «Я», мои планы и мечты» мы исходили из того, что «Я-желаемое» и «Я-фантазируемое» имеют много общего. Образ собственного «Я» строится по законам воображения, невероятно оторванного от реальности. Между тем значение «Я-желаемого» и «Я-фантазируемого» очень велико, когда человек строит планы на будущее, что невозможно без участия фантазии. При оценке «Я-образа» для человека важно, не подменяет ли его «Я-фантазируемое» правильное понимание им своего положения в жизни и в профессии. На втором этапе упражнения, после изготовления коллажа, использовался модифицированный вариант вербального теста Л. Зурхера «Кто Я?», позволяющий выявить актуализированные самоидентификации [17]. Зурхер предлагает четыре модели так называемых «модусов Я» (таблица 4).
Таблица 4. Содержание модусов теста Л. Зурхера «Кто Я?»
Модус | Название | Содержание |
А | Физическое «Я» | Структура, жестко обращенная внутрь, замкнутая в себе, «микро-Я», основанное на телесных свойствах, самоощущениях (определения, связанные с внешностью) |
В | Социальное «Я» | Статусы, роли, принадлежность к той или иной социальной группе (руководитель, лидер, организатор, образованный, обеспеченный) |
С | Рефлексивное «Я» | Субъективные свойства, вкусы, особенности характера (интересный человек, задумчивый, доброжелательный, недовольный) |
D | Трансцендентное «Я» | Структура, основанная на универсальных, общечеловеческих ценностях и отражающая работу воображения |
По мнению автора теста, чем выше уровень развития личности, тем больше используется характеристик, относящихся к «высшим» модусам С и D.
Выбор темы для коллажа «Я в прошлом, настоящем и будущем», основывался на том, что профессиональная рефлексия необходима, как начинающему работнику, так и специалисту на вершине профессиональной зрелости. Каждому из них, независимо от степени профессиональной зрелости, необходимо уметь оценивать свои профессиональные устремления, имеющиеся профессиональные способности и личностные ресурсы, оценивать и ценить опыт своего профессионального прошлого и настоящего.
Рисунки
Целью создания рисунков является рефлексия личностных особенностей, прояснение ситуаций, символообразование. Масляные краски следует использовать только в тех случаях, когда позволяет временной режим тренинга и условия помещения (есть вытяжка и места для хранения). В любых других случаях лучше использовать акриловые краски.
Рисуночная терапия может проводиться в директивной и недирективной формах. При директивной ставится задача в прямой форме в виде темы рисования и оказывается помощь на этапе поиска художественной формы выражения темы. При недирективной форме предоставляется свобода в выборе темы и художественной формы и оказывается эмоциональная поддержка.
Выделим несколько распространенных заданий рисуночной терапии, используемых в практике психологического обеспечения профессиональной деятельности:
Упражнения с изобразительными материалами (в нашем случае с мокрой бумагой, глиной, углем, сангиной и др.). Их цель — не только знакомство с этими материалами, изучение их возможностей, экспериментирование, но и настройка на арт-терапевтическую работу.
Тематическое рисование. Основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными — «Я и моя профессия», «Мое любимое занятие», «Я и организация», «Я как руководитель» и др.
Образно-символическое рисование. В его основе рисование, связанное с изображением различных эмоциональных состояний и чувств (радость, гнев, удивление), с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий (общечеловеческие ценности, альтруизм, предназначение человека) в виде образов, созданных воображением человека.
Совместное рисование. Несколько человек или вся группа рисуют вместе, и этот процесс может включать все указанные выше задания. Вариантов совместного рисования множество. Например: 1) один участник начинает рисовать или создавать глиняную скульптуру, затем посылает свою работу по кругу, чтобы другие продолжали; 2) каждая пара или тройка участников имеет один лист бумаги на всех, и они общаются друг с другом с помощью образов, красок, оттенков цвета, наносимых на этот лист, и т. д.
Ниже приведено техническое описание нескольких графических приемов рисования [15].
Графика (греч. graphike, от grapho — «пишу», «черчу», «рисую») — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (монотипия, гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но облад