Упражнение “ Рюкзак в дорогу”.
Цель: Развитие умения творческого взаимодействия в команде.
Описание: Более облегченный вариант упражнения заключается в том, что участники группы предлагают по кругу от себя что-то в общий "рюкзак", который группа возьмет с собой "в дорогу". Предлагать можно не обязательно материальные предметы, более ценятся предложения тех качеств, которые помогут группе быть более успешной. После каждого предложения группа голосует за него. Берутся только то, что принимается единогласно. По ходу выполнения упражнения инструктор организует содержательное обсуждение предложений.
Необходимое время:10 мин
Упражнение “Ассоциативные переходы».
Цель: Развитие логического и образного мышления. Тренировка навыка генерирования направленных ассоциаций.
Описание: Участники рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает какую-либо пару слов, например, "древесина - мяч" или "небо - чай" и предлагает совершить ассоциативный переход от первого слова ко второму. Например: древесина - лес - поле - футбольное - мяч; небо - земля - вода - пить - чай. Подобный переход осуществляется путем поочередного называния по кругу каждым участником своей собственной ассоциации на слово, т.е. если первый называет ассоциацию на слово древесина, то второй называет ассоциацию на ассоциацию первого. В нашем примере на слово "лес".
Это упражнение является подготовительным для следующего.
Необходимое время:15 мин
Упражнение “Карусель".
Цель:Развитие умения представлять себя в различных образах и ситуациях. Умение находить выходы из сложных ситуаций.
Описание: Участники встают или садятся, образуя два круга - внешний и внутренний. Внутренний будет неподвижным, внешний - подвижным. Ведущий задает роли: внешний круг "останется собой", т.е. будет действовать в соответствии с естественными реакциями, внутренний же будет реагировать в соответствии с прописанными ролями. Задача: быстро перестраиваясь на разные стили общения, постараться легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор в течение 2-3 минут и приятно расстаться. Затем участники внешнего круга пересаживаются или переходят по часовой стрелке к новому собеседнику, а ведущий задает следующую роль.
Примеры ролей:
- "Перед вами человек, которого Вы хорошо знаете, но давно не видели. Вы рады этой случайной встрече и открыто выражаете свои эмоции..."
- "Перед Вами интересующий Вас человек, с которым Вам хотелось бы пообщаться на интересующую Вас тему..."
- "Вы встречаете вашего учителя, который идет с другом и при этом сильно торопится, но Вам нужно срочно сообщить ему о своей проблеме..." (В этом варианте работа идет парами - пара внешнего круга общается с парой внутреннего.)
- "После длительной разлуки Вы встречаете своего друга (подругу)..."
- "Перед Вами маленький ребенок. Он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Успокойте его..."
- "Перед Вами ваш родитель (мать, отец). Договоритесь, что сегодня в гости к вам домой Вы приведете своего друга, подругу (противоположный пол)..."
Комментарий. Выясните у членов группы, общение с кем, в какой ролевой позиции доставило им больше всего удовольствия, было наиболее удачным. В каких контактах и кому удалось занять лидерскую позицию, какие из предложенных участникам ситуаций больше всего похожи на жизненные. Какие из ситуаций были наиболее чреваты конфликтным взаимодействием.
Необходимое время:15 мин
Упражнение “Телепат”.
Цель: Развитие умения почувствовать другого человека, понять его и передать словами его ощущения.
Описание: Каждый участник должен в течение 2-3 минут описать настроение кого-либо в группе, например, сидящего через одного слева. Участник должен представить себе его состояние, эмоции и переживания, и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются ведущим вслух по порядку. Группа пытается определить объект описания. В случае угадывания "виновник торжества" сравнивает описание с субъективными ощущениями.
Необходимое время:20 мин
Упражнение "Три роли".
Цель: Развитие оригинального творческого взгляда на вещи. Развитие эффективного общения. Умение почувствовать другого человека, войдя в его роль.
Описание: Участники играют три роли: "слепого", "немого", "глухого". Ведущий просит участников передать небольшую фразу по цепочке: "немой" - "слепой" - "глухой". Это может быть фраза типа "Картина "Грачи прилетели" выставлена в Третьяковской галерее".
Необходимое время:10 мин
Упражнение "Теплое слово".
Цель: Передача положительных эмоций друг другу.
Описание: Попробуйте ласково попрощаться со своим соседом. Скажите ему теплые слова.
Необходимое время:7 мин
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время:10 мин
Занятие №6
Цель:Раскрытие творческого потенциала в общении.