Правила построения работы в группе
Психологические условия развития творческого потенциала.
Мы понимаем творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности, а самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности являются эмоциональные реакции и состояния человека.
Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые - увы! - вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
ü отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
ü большая независимость в суждениях;
ü тонкое чувство юмора;
ü отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;
ü яркий темперамент.
Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.
Иногда педагог видит свою задачу в том, чтобы передать ученику какую-то сумму специальных умений и навыков, которыми тот потом сможет воспользоваться для творческой работы. На самом деле последовательность должна быть как раз обратной. Не нужно обременять ребенка «знаниями» впрок, когда их не к чему приложить. Нужно, чтобы перед ним стояла конкретная творческая задача, а вот для ее решения понадобятся (самому ребенку понадобятся!) те или иные знания и умения, которых ему недостает.
Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает «технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретаемый навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов. Но, конечно, провозгласить приоритет творческой задачи над технической гораздо легче, чем реализовать этот подход в повседневной педагогической практике. Тем не менее, задача эта посильна. Ее решает, сознательно или интуитивно, каждый успешно работающий педагог, ученики которого прогрессируют в творческом отношении.
Занятие №1
Цель:Знакомство.
Упражнение «Снежный ком с ассоциациями»
Цель: Знакомство участников
Описание игры: Первый участник игры называет свое имя и ассоциацию на себя. Далее каждый участник называет свое имя, ассоциацию и имена и ассоциации предыдущих участников.
Необходимое время:10 мин
Упражнение «Человек к человеку»
Цель: Снятие эмоциональных зажимов.
Описание игры: Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Ухо к уху» и т.д.
Необходимое время:5 мин
«Цып-цап»
Цель: Повторение и запоминание имен.
Описание игры: Все участники становятся в круг, водящий находится внутри круга. Если водящий говорит кому-то "цап", то этот человек должен быстро назвать имя своего соседа справа, "цып" - имя соседа слева, "цып-цып" - все участники меняются местами. Если кто-то из участников не смог быстро ответить на вопрос ведущего (ответил не сразу или неправильно), то он становится водящим, и игра продолжается.
Необходимое время:10 мин
Упражнение «Барьер»
Цель: Снятие эмоциональных зажимов.
Описание игры: Все участники повторяют за ведущим слова и движения, имитирующие бег по пересеченной местности:
«Бежим!»- все хлопают ладонями по коленям, изображая бег.
«Барьер!»- все изображают руками скачок и говорят «Хоп».
Ведущий может называть и другие препятствия (болото, камыши, большой барьер и т.д.), которые изображаются специфичными движениями и жестами.
Упражнение заканчивается приветствием мальчиков и девочек друг друга.
Необходимое время:5 мин
Упражнение «Имя с эмоциями»
Цель: Еще раз вспомнить имена, настроится на партнеров.
Описание игры: Каждый произносит свое имя с эмоцией, которую он испытывает в данный момент. Все остальные хором повторяют его имя с той же эмоцией.
Необходимое время:10 мин
Упражнение «Трам-пам-пам»
Цель: Снятие эмоциональных зажимов.
Описание игры: Все участники повторяют за ведущим специфичные слова и движения.
«Трам - пам - пам» (2 раза)- все хлопают ладонями по коленям.
«Гули-гули-гули-гули» - одной рукой щекочут себе подбородок, а другой - макушку.
«Трам - пам - пам» - все хлопают ладонями по коленям.
«Салями-салями» - делают руками «фонарики».
«Гули-гули-гули-гули» - одной рукой щекочут себе подбородок, а другой - макушку.
«Трам - пам - пам» - все хлопают ладонями по коленям.
Необходимое время:5 мин
Необходимое время:20 мин
Необходимое время:5 мин
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время:10 мин
Занятие №2
Цели: Сплочение группы. Раскрытие творческого потенциала во взаимодействии членов группы. Развитие художественного воображения.
Разминка:
Упражнение “Чем мы похожи”
Цель: Поиск общих признаков между членами одной группы.
Описание игры:Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Он выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Необходимое время:5 мин
Основное содержание занятия:
Упражнение “Любишь ли ты своего соседа”
Цель:Развитие внимания и быстроты реакции.
Описание игры: Все участники становятся в круг. В центре круга находится ведущий. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: «Любишь ли ты своих соседей?». Если он отвечает: «Да», то его правый и левый сосед меняются местами. Если он отвечает «Нет», то ведущий спрашивает: «А кого же ты любишь?». Играющий говорит: «Тех, у кого есть на руке часы (кто в брюках, у кого длинные волосы, у кого сережки в ушах и т.д.)». Все те, у кого есть часы на руках, меняются местами друг с другом. Задача ведущего занять любое свободное место. Тот, кто остался без места становится ведущим. Игра продолжается.
Необходимое время:10 мин
Упражнение “Молекулы”
Цель: Развитие умения сгруппироваться по команде. Снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: Участники группы хаотически двигаются по залу. По
сигналу ведущего выполняют его команды:
1. Сгруппироваться по цвету глаз.
2. По цвету волос.
3. Мальчики-девочки.
4. По определенному количеству человек в группе.
Скорость движения группы задает ведущий (медленно, быстро, не задевая друг друга, шагом и т.д.).
Необходимое время:10 мин
Упражнение “Предмет по кругу”
Цель: Развитие образного мышления, способности невербального общения.
Описание игры: Участники, стоя в кругу, поворачивается на 90 градусов и закрывают глаза, ведущий окликает впереди стоящего и показывает ему с помощью пантомимики задуманный предмет, тот, поняв, что это передает «предмет» следующему. И так дойдя до конца, мы сравниваем тот первоначальный предмет с тем, который вернулся к ведущему.
Необходимое время:10 мин
Необходимое время:30 мин
Упражнение “Совесть группы”
Цель:Развитие умениянастроиться друг на друга, почувствовать группу.
Описание: Вся группа строиться в ряд. Ведущий называет число. Не сговариваясь, из группы должны сделать шаг вперед именно столько человек, сколько сказал ведущий. Упражнение повторяется, пока не будет достигнута поставленная задача.
Необходимое время:10 мин
Упражнение “Рукопожатие”
Цель: Передача положительных эмоций всем участникам группы.
Описание: Каждый участник группы по очереди жмет руку всем членам группы и при этом произносит какое-нибудь доброе пожелание.
Необходимое время:10 мин
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время:10 мин
Занятие №3
Цель:Раскрытие творческого потенциала путем развития навыков актерского мастерства и повышения способности понимать и чувствовать группу. Развитие невербальной коммуникации.
Разминка:
Упражнение “Печатная машинка ”
Цель: Создание общего настроя группы и развитие сосредоточения внимания.
Описание: У каждого участника есть своя буква алфавита. Ведущий задает слово и участники должны молча, хлопками «напечатать» это слово. Затем можно задавать целые фразы.
Необходимое время:5 мин
Основное содержание занятия:
Упражнение “Кто во что одет”
Цель: Развитие внимания
Описание: Участники внимательно изучают друг друга. Затем один из них поворачивается к группе спиной. Ведущий спрашивает у него особенности внешнего вида остальных участников.
Необходимое время:10 мин
Упражнение “Путаница”
Цель: Развитие способности проявлять нестандартный ход мысли, проявления лидерских качеств.
Описание: Один участник-ведущий покидает группу. Остальные берут друг друга за руки по кругу и запутываются. Задача ведущего распутать своих друзей, сделав из них единый круг.
Необходимое время:15 мин
Упражнение “Американский студент”
Цель: Развитие творческого потенциала, актерских навыков и невербального общения.
Описание: Группа делится на две части. Первая мини-группа загадывает одному из второй мини-группы слово, которое тот должен показать своей группе только с помощью мимики и жестов. Если группа отгадывает, то уже они предлагают свое слово.
Необходимое время:30 мин
Упражнение “Слепые котята”
Цель:Развитие умения взаимодействовать без зрительного контакта.
Описание: Все участники группы закрывают глаза. Ведущий разводит их в разные части помещения. Задача группы - найти друг друга, при этом не произнося слова и не издавая других звуков.
Необходимое время:10 мин
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время:10 мин
Занятие №4
Цель: Раскрытие творческого потенциала путем развития навыков актерского мастерства и повышения способности понимать и чувствовать группу.
Разминка:
Упражнение “Угадай цвет по жесту”
Цель: Раскрытие творческого потенциала.
Описание: Желающий начать игру участник выходит за дверь, а группа в это время выбирает какой-нибудь цвет. Вернувшийся участник, должен будит отгадать, какой цвет выбрала группа. Для этого он может обратиться к любому из участников и этот человек должен показать выбранный цвет движением. Отгадывающий может обращаться к разным участникам до тех пор, пока не отгадает.
Необходимое время:5 мин
Основное содержание занятия:
Упражнение “Зеркало”
Цель: Развитие творческого потенциала, актерских навыков и невербального общения.
Описание: Группа делится по парам. В каждой паре один участник придумывает разные движения и изображает их. Другой участник - «зеркало». Он должен в точности отразить движения первого. Затем они меняются местами.
Необходимое время:5 мин
Упражнение “Фраза с разной интонацией ”
Цель: Развитие ораторского мастерства.
Описание:Ведущий, задает участникам определенную фразу, которую они должны произнести с задуманной интонацией. Остальные должны угадать эту интонацию.
Необходимое время:10мин
Упражнение “Я тебя правильно понял?”
Цель: развитие способности слушать и слышать друг друга.
Описание: Ведущий задает фразу, следующий участник говорит: «Если я тебя правильно понял, то ты сказал…» и повторяет за ним все точно слово в слово. Так пока фраза не обойдет весь круг.
Необходимое время:10 мин
Упражнение “Красное и черное”
Цель:развитие умения вести переговоры, умение работать в команде.
Описание:Группа делится на 2 команды. Задача - набрать минимальное количество отрицательных и максимальное количество положительных очков. Выигрывает тот, кто набирает максимальное количество положительных очков.
Решение принимается простым большинством голосов. Спорщиков следует удалять. За каждого воздержавшегося - минус 1 очко, за каждого голосующего против - минус 2 очка, за каждого удаленного - минус 3 очка. Решение другой команды сообщается только тогда, когда решение приняли обе команды. Любые виды контактов между командами во время игры запрещены.
Решение одной команды влияет на баллы другой, так как очки начисляются по следующей системе:
Ход | Команда 1 | Команда 2 | Очки | Команда 1 | Команда 2 |
Красное | Красное | -3 | -3 | ||
Красное | Черное | +5 | -5 | ||
Черное | Красное | -5 | +5 | ||
Черное | Черное | +3 | +3 |
Необходимое время:50 мин
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время:10 мин
Занятие №5
Цель: Раскрытие творческого потенциала путем развития навыков актерского мастерства и повышения способности понимать и чувствовать группу.
Разминка:
Упражнение “Это здорово! ”
Цель:Развитие умения самопрезентации.
Описание: Участники группы стоят в кругу.
Инструкция: «Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о своем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец».Все участники выходят по очереди.
Необходимое время:7 мин
Основное содержание занятия:
Упражнение “Телепат”.
Цель: Развитие умения почувствовать другого человека, понять его и передать словами его ощущения.
Описание: Каждый участник должен в течение 2-3 минут описать настроение кого-либо в группе, например, сидящего через одного слева. Участник должен представить себе его состояние, эмоции и переживания, и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются ведущим вслух по порядку. Группа пытается определить объект описания. В случае угадывания "виновник торжества" сравнивает описание с субъективными ощущениями.
Необходимое время:20 мин
Упражнение "Три роли".
Цель: Развитие оригинального творческого взгляда на вещи. Развитие эффективного общения. Умение почувствовать другого человека, войдя в его роль.
Описание: Участники играют три роли: "слепого", "немого", "глухого". Ведущий просит участников передать небольшую фразу по цепочке: "немой" - "слепой" - "глухой". Это может быть фраза типа "Картина "Грачи прилетели" выставлена в Третьяковской галерее".
Необходимое время:10 мин
Упражнение "Теплое слово".
Цель: Передача положительных эмоций друг другу.
Описание: Попробуйте ласково попрощаться со своим соседом. Скажите ему теплые слова.
Необходимое время:7 мин
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время:10 мин
Занятие №6
Цель:Раскрытие творческого потенциала в общении.
Необходимое время: 10 мин
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время: 10 мин.
Занятие №7
Цель:раскрытие творческого потенциала в общении.
Упражнение: « Пойми меня».
Цель: Развитие умения понимать партнера по его жестам и движениям.
Описание: Участники делятся по парам, и им задается ситуация, например, рубка дров. Участники должны, не сговариваясь проиграть эту ситуацию.
Необходимое время: 15 мин
Упражнение: « Картина».
Цель:Развитие творческого взаимодействия в группе.
Описание: Ведущий показывает участникам какую-либо известную картину. Участники внимательно разглядывают ее, обсуждают, затем выстраиваются так, чтобы полностью скопировать сюжет картины. После обсуждаются эмоции, которые испытывали при нахождении в той или иной роли.
Необходимое время: 15 мин.
Упражнение: « Выпусти из круга».
Цель: Выявления наличия взаимопонимания и поддержки в группе, а также развитие творческого подхода к выходу из нестандартной ситуации.
Описание:Все участники становятся в круг и держатся за руки, один желающий становится внутрь круга. Его цель уговорить участников выпустить его из круга, при этом всем остальным никакой установки не дается.
Необходимое время: 15 мин.
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время: 10 мин.
Занятие № 8
Цель: Развитие творческого потенциала личности.
Занятие состоит из двух этапов.
На первом этапе проводится тренинг уверенности в себе, отрабатываются упражнения по развитию рефлексии, снятию зажимов, повышению творческого самочувствия (2 часа).
Второй этап - игра, направленная на развитие творческого потенциала личности.
Начало занятия - приветствие членов группы (передача воображаемых друг другу предметов с угадыванием, что же передали). Затем проверка выполнения домашнего задания.
Для того, чтобы творчески мыслить, как минимум, нужно определенное настроение и состояние человека. Снять плохое настроение, раскрепостить позволяют отдельные упражнения и комплексные технологии. Вы знаете систему аутотренинга, позволяющую человеку регулировать себя, но есть отдельные приемы, которые дают возможность раскрепостить себя, поднять свой творческий потенциал.
Упражнение 3. “Без маски”.
Все члены группы по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним, на пределе откровенности, “открытости”. Группа оценивает степень искренности. Если признается, что высказывание было искренним, то свою карточку берет следующий член группы и без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было “зажатым”, “шаблонным”, то у участника есть еще одна попытка, но уже после всех.
Незаконченные предложения:
1. Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...
2. Мне знакомо острое чувство одиночества, помню...
3. Особенно мне не нравится, когда ...
4. Мне очень хочется забыть, что ...
5. Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда...
6. Однажды меня напугало то, что ...
7. В незнакомом обществе я, как правило, чувствую...
8. У меня немало недостатков. Например ...
9. Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды ...
10. Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я ...
11. Мне случалось проявить трусость. Однажды, помню...
12. Особенно меня раздражает то, что ...
Упражнение 4.
Цель: Развитие уверенности в наличии способностей (таланта) и возможности достижения поставленных целей.
Время: 5 минут, ежедневно, в течение недели.
Психологическая (теоретическая) основа упражнения.
Каждый человек является тем, кем он себя мысленно представляет. Если вы себя оцениваете положительно, то и чувствовать будете хорошо. Более того, если Вы думаете, что обладаете определенными качествами и талантами, то Вы ими и будете обладать. Даже если Вы сейчас не обладаете этими чертами, то если Вы думаете, что имеете их, Вы разовьете их, и Ваше чувство собственного достоинства стремительно возрастет. Предложенная ниже техника поможет Вам достигнуть того, к чему Вы стремитесь.
Задание:
1. Запишите Ваши утверждения о том, кто Вы есть или кем Вы можете стать, и о том, что у Вас есть или чего Вы хотите. Например:
- у меня увлекательная и творческая работа;
- я коммуникабелен и раскрепощен;
- я добиваюсь успеха во всем, что я делаю и сейчас я успешно справлюсь с поставленной задачей и т. д.
2. Когда Вы закончите писать, выберите самые важные Ваши утверждения и сосредотачивайтесь на них примерно минуту. Потом закройте глаза и повторяйте про себя утверждения помногу раз в течение 2-3 минут. Делая это, преобразуйте Ваши утверждения в зрительные образы, т. е. представьте написанное положение перед своим мысленным взором.
Упражнение 5.
Цель: Развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Время:5 минут.
Психологическая сущность упражнения.
Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, больше динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.
Задание:
1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас - добиться признания на новой работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно жениться (выйти замуж) и т. д.
2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что Вы достигаете этой цели. Представляя свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что Вы захотите.
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время: 10 мин.
Занятие №9
Упражнение 1.На умение вести переговоры, разрешение конфликтов. «Паровозики».
Легенда игры: Две кампании по перевозки грузов могут одновременно перевозить груз по окружной дороге, зарабатывая 150 у.е. в день, но одна из них может заработать 300 у.е., если поедет по прямой дороге. Но прямая дорога одна. А груз надо перевезти за 7 дней. Цель кампаний договорится между собой о том, кто в какой день поедет по более выгодной дороге или прийти к консенсусу.
Занятие №10
Цель:развитие логического мышления.
Упражнение"Яблоко".
1. Соревнуются двое участников один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод отказать.
- Дай мне, пожалуйста, яблоко.
- Я не знаю какое.
- Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.
- Я не знаю какое из красных яблок, и т.д.
Игра хронометрируется и идет до тех пор, пока один из участников не сдается.
2. Другие участники, ориентируясь на имеющийся опыт, пытаются добиться лучших результатов по времени.
Примечание: в игре не должны применяться некорректные ходы: "Дай немедленно", "Не дам и все", "Почему я должен..." и т.п.
Упражнение "Скрытая тавтология".
Это упражнение начинает ведущий. Он произносит какое-либо определение, а любой из участников тренинга просит определить какой-либо из "непонятных" терминов, употребленных в сказанном определении. Таким образом строится второе определение, по отношению к одному из терминов которого предъявляется такое же требование. В результате выстраивается цепочка определений. Задача - как можно быстрее замкнуть круг понятий, определяемых друг через друга. Ограничение только одно - не допускать явной тавтологии в одной фразе.
Например: Вода - жидкость.
Что такое жидкость?
Жидкость не есть твердое, сыпучее или газообразное тело.
Что такое тело?
Тело есть ограниченный материальный объект, например, кусок льда.
Что такое лед?
Не жидкое состояние воды.
Что такое вода?
Упражнение эффективно для развития гибкости мышления. Оно способствует развитию умения прогнозировать вопросы партнеров, критически корректировать высказывания, облекать их в наиболее выгодную форму.
Упражнение "Археолог".
Команды готовят утверждения, в которых маскируют риторические вопросы, например:
ü Все русские предпочитают ездить быстро.
Ответ: Какой русский не любит быстрой езды?
üМальчика не было.
Ответ: А был ли мальчик?
ü Не было смысла начинать.
Ответ: стоило ли ломать копья?
Соперники должны "раскопать" вопрос, который спрятан в суждении.
Вариант: Команды дают для превращения в риторические вопросы произвольные высказывания (в том числе и общеизвестные), которые не предполагают в обычном общении существования риторического вопроса. Например: "Карету мне, карету!", "Коня, полцарства за коня!", "Пришел, увидел, победил. Задача соперников - превратить предложенные суждения в риторические вопросы. Команды могут предлагать собственные варианты вопросов к своим суждениям.
Упражнение"Кодирование песни".
Группа делится на две команды, каждая из которых предлагает соперникам разгадать контекстно-смысловой ряд, передающий содержание куплета песни.
Например: Служитель культа совершил насильственные действия в отношении одушевленного биологического объекта, находившегося в его собственности, закончившиеся летальным исходом, невзирая на эмоциональную привязанность к последнему. Эти действия были спровоцированы присвоением со стороны упомянутого одушевленного биологического объекта некоего иного объекта, некогда также бывшего биологическим одушевленным, но на тот момент переставшего быть одушевленным. В результате служитель культа поместил оба объекта в недра и создал бесконечный информационный алгоритм, сообщающий, что ... (читай сначала).
Ответ: «У попа была собака».
Упражнение "Поиск причины".
Какой либо участник группы "оправдывает" действие называя его причины, затем причины причин, причины причин причин и т.д. до тех пор, пока удается найти аргументы.
Упражнение "Поиск цели".
Один из участников занимает стул перед группой и высказывает некоторое свое желание.
Задача - путем выяснения целей целей и целей целей целей выяснить истинные, окончательные цели этого желания участника.
Упражнение "Родственники".
Установить последовательность и возможность комбинации родственных отношений, когда человек становится себе:
а) племянником,
б) дядей,
в) дедушкой.
Упражнение "Конструирование ошибок".
Участникам предлагается сконструировать определения к некоторым понятиям: бочка, корова, трамвай, снег и т.д. Работа может начаться в индивидуальном режиме добровольцами, после чего сконструированные ими определения выносятся на суд группы, которая совместными усилиями доводит их до правомерных, неошибочных определений.
1. Найти ошибку в рассуждениях:
Докажем, что 2*2=5.
Доказательство: 4:4=5:5. Вынесем за скобки общий множитель каждой части: 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, сократив их получим 4=5, а следовательно 2*2=5.
2. Найти решение софистических парадоксов:
а) Брадобрей должен брить только тех, кто не бреет сам себя. Те, кто не бреет сам себя, должны бриться у брадобрея. Но если брадобрей не будет брить сам себя, то получается, что он не может этого делать.
б) Некто попросил Вас не выполнять его просьбы.
в) Врет ли человек, когда сообщает, что он врет?
г) Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял врагов. Ты имеешь врага.
3. Сконструировать вопросы всех возможных типов ко всем возможным предметам по мотивам песенки "У попа была собака".
Команды по очереди, без предварительной подготовки конструируют вопросы. Команда, не сумевшая задать очередной вопрос, выбывает из упражнения. Можно ввести систему подсчета очков, построив приоритеты вопросов:
Безусловные уточняющие вопросы - 1 балл
Условные уточняющие вопросы - 2 балла
Восполняющие вопросы: "Кто?" "Какой?"3 балла
"Что?" "Где?" "Когда?" 4 балла
"Почему?" 5 баллов
Программа тренинга креативности (творчества)
Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и скрытыми факторами. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.
Психогимнастические упражнения объединены в четыре большие группы:
1. Упражнения, которые могут быть использованы на этапе знакомства участников группы тренинга креативности.
2. Упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы этапы креативного процесса, и какую роль играет в его протекании накопленный субъектом опыт. Упражнения, направленные на осознание барьеров проявления креативности (внутренних, сформировавшихся в ходе жизни человека, и внешних, знание которых позволяет человеку быть более свободным в своих решениях и поступках, создавать творческую среду для себя и других людей).
3. Упражнения, направленные на развитие творческого потенциала участников, апробирование и тренировку навыков управления скрытыми факторами, оптимизирующими творческий процесс.
4. Упражнения, направленные на личностную поддержку участников тренинга.
Некоторые шаги, осуществляемые в ходе тренинга, связаны с использованием ряда специфических техник: медитации, ведомой визуализации, управляемого воображения, свободного рисования, преобразование условие задачи или проблемы из знаковой в образную форму.
Цель программы: осознание творчества в себе и его развитие.
Задачи:
-осознания и преодоления барьеров проявления творчества;
- осознания характеристик креативной (творческой) среды;
- формирование навыков и умений управления творческим процессом.
В ходе тренинга с первых минут работы создается и удерживается среда со следующими параметрами:
1. Проблемность
2. Неопределенность
3. Принятие
4. Безоценочность.
В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность (творчество), каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.
Занятие №1
В этом занятии представлены некоторые упражнения знакомства участников с целями и задачами тренинга креативности (творчества). Их специфика связана с особенностями программы, для реализации которой необходимо с самых первых шагов создавать в группе творческую среду - среду, побуждающую к проявлениям творческого мышления и поведения.
После вступительного слова, ведущий кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы работы группы.
Упражнение 1
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: "Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".
Такой вариант представления требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками творческой среды. Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик. В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, стабильный, собранный, суетливый. В этом случае ведущий может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисленные таких, на первый взгляд, противоречивых качеств. Возможно обращение с этим же вопросом к группе. Бывает так, что кто-то из участников называет одноплановые качества: например, доброжелательный, добрый, дружелюбный. Ведущий может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.
В двух названных, а также других случаях (например, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внимание на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.
Упражнение 2
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: "Математики склонны все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность".
Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Ведущий в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неструктурированность, неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.
Упражнение 3
Участники сидят по кругу.
Инструкция: "Сейчас мы познакомимся и сделаем это так: вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного нестандартного. Когда всем удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди назовет свое имя и скажет, какие качества, особенности поведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим".
Тако