Эстетика французского символизма.
Символизм (1860-80-е годы)
Идеалистическая реакция:
- разочарование в науке и разуме
- детерминизм объясняет человека материальными факторами, не объясняет глубинные процессы, лишает человека свободы
- идеалистическая философия
- интуитивное познание
Символизм — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже 19 и 20вв, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.
Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.
Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.
Символисты использовали символику, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаяния. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
Термин «символизм» в искусстве впервые был введен в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноименном манифесте «Символизм», опубликованном в 1886 году в газете «лё Фигаро». К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики.
«Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось.
В России в 1890-е годы, после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой.
Понятие и образ Тайны, таинственного, мистического проявляется как в романтизме, так и в символизме. Однако романтизм, как правило, исходит из того, что «познание мира есть познание самого себя, ибо человек — величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной». Иное понимание мира у символистов: по их мнению, подлинное Бытие, «истинно-сущее» или Тайна — есть абсолютное, объективное начало, к которому принадлежит и Красота, и мировой Дух.
Основа мира — Высшая сущность, Мировая тайна, её нельзя познать, можно только угадать. Видимый внешний мир представляет интерес только тогда, когда он отражает Высшую сущность. Поэт способен угадывать соответствия между Мировой душой и душой человека.
Символ:
- многозначный художественный образ
- конкретное содержание + Высшая сущность
- роль подтекста
- многозначные слова, способные порождать ассоциации
- музыкальное звучание слова
Эстетика
- основные принципы эстетики символизма впервые появились в творчестве французских поэтов Бодлера, Верлена, Рембо, Малларме, Лотреамона.
- Символизм различает два мира: мир вещей и мир идей
- Символизм становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом
- в любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному мира. Искусство — ключ к тайне.
Реформа стихосложения:
- отказ от рифмы
- сложный ритмический рисунок
- музыкальность звучания
- стихотворения в прозе
Самое яркое изменение, привнесенное символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики.
Произведение любого вида искусства начинает играть поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления.
Проза и драма начинают звучать поэзией, зрительные искусства рисуют её образы, с музыкой же связь поэзии становится всеобъемлющей.
Поэтические образы-символы, как будто приподнимающиеся над реальностью, дающие поэтический ассоциативный ряд, воплощаются у поэтов-символистов в звукописной, музыкальной форме, причем звучание самого стихотворения имеет не меньшее, а то и большее значение для выражения смысла того или иного символа.
Помимо музыкально-поэтических принципов воплощения символистских образов, меняется и сама направленность искусства, его цели.
Художник, играющий символами, несущими в себе некие тайны и поэтическую многозначность, своим талантом обнажает в этих образах некие вечные соответствия и взаимосвязи мира, отражающегося в нашем сознании, и этим проливает свет на те самые тайны и «идеи», которые, в конечном счете, и ведут нас к Истине, к постижению Красоты.