Байрон и «байронизм». Творчество Байрона до 1816г. «Корсар».

В 1807 г. в печати появилась его первая книга — «Часы досуга». Беспощадная критика на «Часы досуга» страшно огорчила Байрона, но свой ответ — Английские барды и шотландские критики — он издал только весной 1809 г. Успех сатиры был громадным и смог удовлетворить уязвленного поэта.

В июне 1809 г. Байрон отправился в путешествие. Побывал в Испании, Албании, Греции, Турции и Малой Азии, где переплыл пролив Дарданеллы, чем впоследствии очень гордился.

Во время путешествия он осознал общественное назначение поэзии и гражданское призвание поэта. В эти два года он создал первые две песни поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812-1817). Поэма имела баснословный успех и 14к её экземпляров разошлись за один день, что сразу поставило автора в ряд первых литературных знаменитостей.

«Паломничество Чайльд-Гарольда». Поэма состоит из 4 песен. Описывает путешествия и размышления пресыщенного молодого человека, который разочаровался в жизни полной удовольствий и веселья и ищет приключений в незнакомых землях. В более широком смысле, это выражение меланхолии и разочарования, которые ощущает поколение, утомленное эпохой Великой французской революции и последовавших за ней наполеоновских войн. Обозначение главного героя происходит от старинного английского титулования «чайльд» - средневекового обозначения молодого дворянина, который был ещё только кандидатом в рыцари. Этот титул, как указывает автор поэмы, был выбран как наиболее сообразный со старинной формой стихосложения.

Поэма выявила в себе первый пример байронического героя. Характеристики бг:

- высокий уровень интеллекта и восприятия

- способность легко приспособиться к новым ситуациям

- использует хитрость для собственной выгоды

- внешняя привлекательность, стиль, такт

- непочтительность к любой власти

- склонность к высокомерию и циничности

- таинственность

-

«Восточные поэмы Байрона» (1813 - 1816) Результатом путешествия Байрона явились его поэмы. Начиная с 1813 года, из-под пера Байрона одна за другой выходят романтические поэмы, впоследствии получившие название "восточных". К этому циклу относятся следующие поэмы: "Гяур" (1813), "Абидосская невеста" (1813), "Корсар" (1814), "Лара" (1814), "Осада Коринфа" (1816) и "Паризина" (1816).

Героем «восточных поэм» является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий все правопорядки собственнического общества. Это - типичный романтический герой; его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом. Восхваление индивидуалистического бунтарства было выражением духовной драмы Байрона.

Страстный призыв к действию, к борьбе, которую Байрон устами своих неистовых героев провозглашал главным смыслом бытия. Самая замечательная черта "восточных поэм" - воплощённый в них дух действия, борьбы, дерзновения, презрения ко всякой апатии, жажда битвы, которая будила от малодушной спячки изверившихся людей, подымала уставших, зажигала сердца на подвиг.

Композиция и стиль "восточных поэм" весьма характерны для искусства романтизма. Где происходит действие этих поэм, неизвестно. Каждая из "восточных поэм" является небольшой стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба одного какого-либо романтического героя. Всё внимание направлено на то, чтобы раскрыть внутренний мир этого героя, показать глубину его бурных и могучих страстей.

Поэмы 1813 - 1816 годов отличаются сюжетной завершённостью; главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный интерес и предмет её. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен. Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков. Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришёл, что ждёт его в будущем.

«Корсар». Состоит из трех песен, каждая начинается с эпиграфа (стихотворные строки Данте). Герой поэмы является вождем пиратов — бесстрашных людей, преступивших деспотический закон собственнического общества. Они предпочитают вести вольную жизнь на необитаемом острове, вдали от неволи и больших городов.

Конрад — их смелый и мудрый предводитель, бунтарь. Его почитают и боятся, он суров и властен, враги трепещут при одном его имени. Но он страшно одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто ничего не знает о его прошлом. Лишь по паре намекам, брошенным вскользь, можно заключить, что Конрад в юности, подобно другим героям «восточных поэм», страстно жаждал творить добро. Любовь играет в жизни Конрада роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. С её смертью всякая радость жизни утрачена для Конрада, он таинственно исчезает. Каков был его конец, никто не знает.

Конрада роднит с другими героями «вп» могучая сила духа. Но его неустрашимая многообразнее и сложнее, чем характеры героев других поэм. В ней есть место не только для гнева, но и для сострадания.

Поэма «Корсар» - шедевр английской поэзии. Страстная сила романтической мечты сочетается в ней со сравнительной простотой художественной разработки темы; грозная героическая энергия стиха в «Корсаре» сочетается с его тончайшей музыкальностью; поэтичность пейзажей — с глубиной в обрисовке психологии героя.

Загадочный героический образ Конрада пробудил интерес во всей Европе того времени.

Наши рекомендации