Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у
младших школьников на примере занятий по декоративно-прикладному искусству
Мы же говорим о творческих способностях?
Где динамика?
В ходе опытной работы на констатирующем этапе для определения уровня развития воображения проводилась диагностика на основе критериев развития данного качества.
Методики диагностики включали в себя: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся. В ходе анализа результатов диагностики уровня воображения были выделены группы и определены их характеристики.
Диагностический эксперимент проводился на базе МКОУ ДОУ «Детско-юношеский центр» Палласовского муниципального района Волгоградской области.
В качестве респондентов выступали обучающиеся, приглашенные на кружок валяния шерсти 1-4 классов в количестве 10 человек. Опытную группу составили 10 школьников, учащиеся 1-4 классов. В качестве контрольной группы выступили те же обучающиеся 1-4 классов в количестве 10 человек.
Диагностика была посвящена проверке выдвинутой нами гипотезы, что занятия декоративно-прикладному искусству (валяние шерстью) положительно влияют на уровень развития воображения младших школьников. Для входного и итогового диагностирования использовался одинаковый инструментарий.
Для определения исходного уровня развития воображения использовался комплекс тестов, представленный в таблице №1.
1. Методика «Изучение оригинальности решения задач на построение образа» (Урунтаева Г.А.) (Приложение №1).
Учащимся предлагался бланк с геометрическими фигурами и задание дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картина. Предварительно проводилась беседа об умении фантазировать (на что бывают похожи облака в небе и т. д.). Были те, которые рисовали, не обращая внимания на предложенные геометрические фигуры. У таковых мы отмечаем «низкий уровень» развития воображения. Многие превратили эти фигуры в отдельные объекты (солнце, человек, мяч, дерево, дом и т.д.). Им присваивается «средний уровень» развития воображения. Но несколько человек подошли нестандартно к выполнению задания. Теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения. Например, Аюпова Д. превратила треугольник уже не в крышу дома, как это сделала Потягаева В., а в грифель карандаша, которым девочка рисует картину. Это говорит нам о «высоком уровне» воображения. Критерии оценки представлены в Приложении №1.
После проведенного диагностирования было выявлено, что большинство обучающихся опытного класса по такому критерию как «Оригинальность изображения» имеют средний уровень развития. Результаты диагностирования можно представить в виде диаграммы (Приложение №2).
1. Методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение) (Приложение №3).
После проведенного диагностирования было выявлено, что большинство обучающихся опытного класса по такому критерию как «Беглость воображения» имеют низкий уровень развития. Результаты диагностирования можно представить в виде диаграммы (Приложение №4).
2. Методика «Скульптура» (Немов Р.С) (Приложение №5).
После проведенного диагностирования было выявлено, что большинство учащихся опытного класса по такому критерию как «Разработанность воображения» имеют средний уровень развития. Результаты диагностирования можно представить в виде диаграммы (Приложение №6).
3. Методика «Изучение творческого воображения» (тест «Круги» Столяренко Л.Д.) (Приложение 7).
Испытуемому предлагается бланк с кругами (20 шт.) и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. На примере бланка Новикова П. разберем, как обрабатываются результаты. Количество его рисунков равняется 5. Это говорит о низкой скорости воображения. К группе рисунков, изображающих природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека («Природа») относится 2 изображения (груша и рыба). Предметов, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства («Быт») – 2 (сковорода, стакан). Предметы, используемые в спортивных занятиях («Спорт») - 1 (футбольный мяч). Таким образом, получается 3 перехода между группами. Это говорит нам о среднем показателе гибкости образного мышления и воображения.
После проведенного диагностирования было выявлено, что большинство обучающихся опытного класса по такому критерию как «Гибкость воображения» имеют низкий уровень развития. Результаты диагностирования можно представить в виде диаграммы (Приложение №8).
После проведения диагностики и анализа полученных результатов видно, что у испытуемых преобладает низкий уровень воображения. Учащиеся с низким уровнем творческого воображения рисовали очень простые, неоригинальные рисунки. Учащиеся со средним уровнем творческого воображения проявляли себя более активно, более заинтересованно. Их рисунки несли в себе элементы фантазии. Учащиеся с высоким уровнем творческого воображения изображали достаточно оригинальные и красочные рисунки, хотя изображения не являлись совершенно новыми. Определив уровень развития воображения учащихся 1-4 классов, можно сделать вывод о том, что необходимо введение в учебный процесс специальных занятий декоративно-прикладного искусства по валянию шерсти. Была разработана серия занятий, направленных на развитие воображения младших школьников с помощью декоративно-прикладного искусства и применена на практике.
Целью формирующего эксперимента было: реализация системы внеклассных занятий для развития воображения младших школьников с помощью декоративно-прикладного искусства.
Занятия по развитию воображения представлены в Приложении № 9-12. Они проводились во внеурочное время на кружке «Волшебный клубок». Тематика занятий строилась с учетом интересов обучающихся, возможностью их самовыражения. Занятия посвящены знакомству с декоративно-прикладным искусством и одним из его видов – валяние шерстью и выполнению творческих работ в технике сухого и мокрого валяния шерстью. Создавая систему занятий, мы следовали необходимому условию педагогики -последовательному усложнению творческой деятельности. Поэтому задания с каждым последующим занятием становятся сложнее: начинаем работать шерстью сначала методом «вытягивания», «щипания», затем переходим к сухому валянию и только после этого – мокрое валяние. При этом большое внимание отводится созданию эскиза.
№ | Темы занятий | Основные компоненты творческой деятельности, развиваемые на занятии |
«Создание декоративного панно «Бабочка» | Чувство колористической гармонии Воображение Внимание | |
«Знакомство с техникой валяния на губке» | Усидчивость Терпение Чувство колористической гармонии | |
«Сухое валяние игрушки из шерсти грибы сыроежки» | Воображение Развитие мелкой моторики рук | |
«Мокрое валяние цветка» | Чувство колористической гармонии Наблюдательность Воображение Внимание Кругозор Творческая активность | |
«Модный аксессуар «Брошь» | Чувство колористической гармонии Воображение Самостоятельность Эстетичность Фантазия |
При проведении занятий по декоративно-прикладному искусству использовались выделенные методы развития воображения младших школьников в изобразительной деятельности: метод «эмоциональной настройки», метод «размышления об изображаемом», метод «оживления изображаемого». [Ветлугина, Н., 2005.] Методы и приемы использовались в соответствии с поставленной целью развития воображения с учетом специфики валяния шерстью, а также знания возрастных особенностей учащихся и уровня их овладения конкретной деятельностью.
Метод «эмоциональной настройки» необходим на занятиях с младшими школьниками, т.к. именно эмоциональная окраска взаимодействия педагога с ними в значительной степени определяет эффективность и результативность занятий. Преподавателем создавалась благоприятная психологическая обстановка на занятиях в рамках педагогического пространства, которая способствовала интеллектуальному, психологическому и эмоциональному сотрудничеству педагога и учащихся. Особенно это важно при развитии положительных эмоций школьников уже в процессе самого занятия и увлеченности им. Для этого настроя преподаватель применяет как словесные методы и приемы, так и пример личного позитивного эмоционального состояния и поведения. Этот метод применяется почти на каждом занятии, представленном в нашем комплексе. Учитель хвалит, отмечает наиболее интересные, оригинальные решения, подбадривает, когда что-то не получается у учащихся.
Метод «размышления об изображаемом», напрямую связанный с развитием воображения, использовался почти на каждом занятии. В процессе изготовления декоративной работы, преподаватель беседовал с учащимися, создавая осознанное и разумное восприятие и осмысление, задавал вопросы, стимулирующие воображение («Что у вас получается?», «Что еще вы видите в этом изображении?», «Какие детали вы можете добавить для создания завершенного образа? »).
При стимулировании творческой активности ребенка, выполнялись следующие рекомендации:
1. Предоставить ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Избегать прямых инструкций, давать возможность обучающемуся свободно действовать.
2. На базе тщательного наблюдения выявить сильные и слабые стороны учащихся.
3. Не подавлять и не тормозить инициативы учащихся, не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
4. Стремитесь не делать поспешных суждений о результатах творчества учащихся.
5. Возникшие проблемы у детей предлагать решать творчески. Проверяйте различные варианты.
Преподаватель оказывал помощь, но не «руководил» ребенком, не регламентируя его творческую деятельность.
Метод «размышления об изображаемом» применялся также при проведении рефлексии. После выполнения своей работы, учащиеся оценивают ее и рассказывают, что изобразили.
Метод «оживления» изображаемого использовался на некоторых занятиях. Учащиеся передавали эмоциональный образ, изображенный на картине (На занятии «Живопись шерстью» учащиеся вживались в роль цветов, которые они изображали, объясняя использование формы, цвета и фактуры бабочки его характером).
В занятия включались яркие образные рассказы о бабочках. Легенда о возникновении мокрого шерстеваляния, погрузила слушателей в мир далекого прошлого. Также на основе рассказанной истории было предложено обучающимся как первооткрывателям придумать технологию мокрого валяния шерстью. (Пусть она и единственная, и были сделаны подсказки с помощью легенды, но юные экспериментаторы были в творческом поиске). Все это значительно активизирует воображение детей. Вместе с тем воображение не превращалось в пустое фантазерство, а воплощалось в ходе практической работы в собственную технологию.
Наглядное воплощение образов, используемое в комплексе занятий по декоративно-прикладному искусству, является важным навыком, который в будущем может помочь детям легко справляться с такими задачами, как визуализация многих деталей, запоминание информации с помощью ментальных образов, решение задач нестандартными способами.
На контрольном этапе вновь провели диагностику для выявления уровня воображения по тем же критериям и получили данные, которые представили также в виде диаграммы (Приложение №14).
После проведения диагностики и анализа полученных результатов видно, что у учащихся незначительно, но повысился уровень развития воображения по всем критериям. Явно уменьшилось количество учащихся с низким уровнем воображения, которое переросло в «средний уровень». Опираясь на наш проведенный опыт, можем сказать, что декоративно-прикладное искусство (занятия валяния шерстью) положительно влияет на развитие воображения младших школьников.
Выводы по второй главе
Шерсть- мягкий и пластичный материал, поэтому работать с ней ребятам очень легко. Занятия фелтингом развивают у детей художественный вкус, моторику, формируют сенсорное восприятие, формирует умение творчески мыслить, развивают координацию движений, стимулируют мозговую деятельность, а так же воображение и интуицию.
Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние «по-сухому» (сухое или холодное) и «по-мокрому» (мокрое или горячее).
Мокрое валяние (felting) – это классический способ. Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера. Изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полу объемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные оболочки для изделий, подлежащих наполнению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры).
Для сухого валяния (needle felting) нужны будут только поролоновая губка (или щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно, качественная шерсть. Эта техника напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например, таких, как игрушки, в том числе и коллекционные, а также куклы, украшения. Кроме того, иногда бывает очень удобно применять комбинированную технику, используя возможности валяния и по-мокрому, и по-сухому.
2.) Была смоделирована и проведена опытная работа по развитию воображения у младших школьников на примере занятий по декоративно-прикладному искусству.
В ходе опытной работы на констатирующем этапе для определения уровня воображения проводилась диагностика на основе критериев развития данного качества, которые выделил П. Торренс (беглость, гибкость, оригинальность и разработанность). После проведения диагностики и анализа полученных результатов видно, что у детей преобладает низкий уровень воображения. Была разработана серия занятий, направленных на развитие воображения младших школьников с помощью декоративно-прикладного искусства и применена на практике.
При работе использовались выделенные нами методы: метод «эмоциональной настройки», метод «размышления об изображаемом», метод «оживления изображаемого».
В процессе изобразительной деятельности необходимо учитывать основные принципы развития творческого воображения:
1. Приступая к развитию у учащихся творческой деятельности, необходимо предварительно сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
2. Новые определения и понятия лучше вводить в знакомом содержании.
3. Фундаментальным является овладение смыслом понятия.
4. Желательно учить ребенка искать решение, принимая в учет, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
5. Важно стимулировать учащихся к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы.
При стимулировании творческой активности учащегося, непременно нужно следовать следующим рекомендациям:
1. Предоставить ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Избегать прямых инструкций, давать возможность учащемуся свободно действовать.
2. На базе тщательного наблюдения выявить сильные и слабые стороны учащихся.
3. Не подавлять и не тормозить инициативы учащихся, не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
4. Стремитесь не делать поспешных суждений о результатах творчества учащихся.
5. Возникшие проблемы у детей предлагать решать творчески. Проверяйте различные варианты.
На контрольном этапе вновь провели диагностику для выявления уровня воображения по тем же критериям. После проведения диагностики и сравнительного анализа полученных результатов видно, что у учащихся повысился уровень развития воображения по всем критериям.
Заключение
По задачам!
В дипломной работе были рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и изобразительное искусство как фактор их развития.
Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей мы пришли к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология, бихевиористы и т.д. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный.
В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний. [21]
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
В экспериментальной части исследования нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников, после чего с ними проводилась работа на уроках изобразительного искусства. Проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать и провести занятия на уроках изобразительного искусства, с применением методических приемов по развитию творческого мышления.
На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Повторно проведенные методики показали, что уровень творческого мышления учеников поднялся на новый качественный уровень.
Список литературы:
Привести в порядок
Аскарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста/ Н.М. Аскарина-М. : Просвещение, 1988.-137с.
1. Афанасьева, Т.М. Семья/ Т.М.Афанасьева Проб. учеб. Пособие для учащихся сред. учеб. заведений.- М.: Просвещение, 1986.- 224с.
2. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества. Н.Ю. Венгер - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
3. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. Н.Е.Веракса -Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
4. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/Л.Н.Выготский - СПб.: Союз, 1997. 92стр
5. Гарбузов, В.И. Человек, жизнь, здоровье./ В.И. Гарбузов - СПб.,-1997.
6. Гребенников, И.В. и Ковинько, Л.В. семейное воспитание: краткий словарь/ Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат,1990.- 319с.
7. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.
8. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев.- М.: -1999.-321с.
9. Кузьмина, Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда //Начальная школа – 2004 - №4, с.4-13.
10. Кукушкин, B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе/ В.С.Кукушкин. - Ростов-на-Дону., 2003
11. Куценко, Г.И. Режим дня школьника./ Г.И. Куценко - М.: Медецина,1987.-112 с.
12. Лифляндский, В.Г. Энциклопедия здоровья./ В.Г. Лифляндский-М.: Просвещение, 1994.
13. Макаренко, А.С. Возрастная психология./ А.С. Макаренко -М.: Просвещение,1987.-321с.
14. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа -2001. - № 10.-С. 34-37.
15. Ожегов, С.И, Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова- Издательство "Азъ", 1992.
16. Павлов, И.П. Возрастная и педагогическая психология./ И.П. Павлов М.: Педагогика,1975.-345с.
17. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников. Л.Р. Прохорова - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
18. Психологическое развитие младших школьников.- М.: Просвещение.-2003.-215с.
19. Российская педагогическая энциклопедия, - Москва: Российская педагогическая энциклопедия, 1993. – 608с.
20. Рубинштейн, С.Л. Проблемы индивидуальных различий/ С.Л.Рубинштейн – Москва, 1959.-245с.
21. Свердлова, О.Г. Диалоги о воспитании./ О.Г. Свердлова - М.: Педагогика, 1985.-288с.
22. Теплов, Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы/ Б.М. Теплов – М.: Просвещение, 1985.-280с.
23. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М.Теплов – М.: Просвещение, 1961.-309с.
24. Список литературы:
25.
26. 1. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций.-М.: Лабиринт, 1997.-235с.
27. 2. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНАЮ, 2003.-431с.- (Серия «педагогическая школа.XXI век»).
28. 3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001 «преподавание в нач. классах общеобразовательной шк.»- М.: Просвещение, 1884.-319с.
29. 4. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1984.-144с.
30.