Понятие «творческие способности»

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей младшего школьника в образовательном процессе………………………………………………………..
1.1 Понятие «творческие способности»…………………………………………………………………………5
1.2 Возрастные особенности младших школьников………………………………………………………………………….8
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
ГЛАВА II. Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочных занятий по декоративно- прикладному искусству
2.1. Техника и технология валяния шерстью в системе внеурочных занятий по ДПИ………………………………………………………………………………...13

2.2. Диагностика развития творческих способностей у младших школьников………………………………………………………………………

2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на примере занятий по декоративно-прикладному искусству.

Выводы по 2главе…………………………………………………………………………….....

Заключение………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………

Приложения…………………………………………………………………

Введение

Актуальность темы. Cовременная cистема образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, cамостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности. Cпособствует такому всестороннему развитию ребенка учебное учреждение – в первую очередь общеобразовательная школа, где организуются не только классные занятия, но и осуществляется внеклассная деятельность учащихся в различных формах (кружки, научные общества и т.д.) [5].

Такая система образования обеспечивает не только получение обширных знаний, но и способствует достижению более высокого творческого уровня развития мышления. Tворческие способности – далеко не новый предмет исследования.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. [9].

В обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Таким образом, в результате динамично меняющихся условий жизни, проводимых социально-экономических преобразований, изменения типа познавательного отношения к миру, качественных изменений ценностей и потребностей общества на современном этапе резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Такая деятельность невозможна без определенных творческих способностей, заложенных в человеке природой и нуждающихся в постоянном совершенствовании и развитии. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства в начальной школе - важное средство творческого развития детей. Уроки изобразительного искусства должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Выготский Л.С. считал, что « искусство есть не восполнение жизни, но исход из того, что в человеке превышает жизнь. «Чудо» искусства скорее напоминает претворение воды в вино, и поэтому всякое художественное произведение всегда несет в себе какую-нибудь реальную предметную тему или совершенно обычную эмоцию о мире»[1].

В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) [23, с. 53].

Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламов, В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин [23, с. 67].

В связи с актуальностью сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Проблема исследования: каковы условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства?

Цель: выявить условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Объект исследования: процесс обучения на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Дать характеристику творческим способностям

2. Выявить особенности развития творческих способностей у младших школьников

3. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня развития творческих способностей младших школьников

4. В процессе опытно-экспериментальной работы...

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой внеурочные занятия по декоративно-прикладному искусству в технике валяние шерстью положительно влияют на развитие творческих способностей младших школьников.

Методы:

- теоретические (обобщение, изучение психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта, анализ);

- эмпирические (наблюдение, анализ продуктов деятельности обучающихся, тестирование).

Во второй главе анализируются предполагаемые результаты спроектированной опытной работы по развитию творческих способностей у учащихся на примере внеклассных занятий по декоративно-прикладному искусству.

Этапы исследования:

1 этап. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение методологии, выдвижение гипотезы, определение цели, задач и методов исследования.

2 этап. Проведение констатирующего эксперимента с целью выяснения уровня развития творческих способностей, определение базы для формирующего эксперимента.

3 этап. Проведение формирующего эксперимента, анализ и обобщение результатов экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования – диагностика применялась на педагогической преддипломной практике, и с нее взяты полученные результаты.

Теоретическая значимость работы состоит в выявлении возможностей использования техники валяния шерстью как вида декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы внеурочных занятий, направленных на развитие воображения учащихся в процессе выполнения декоративной работы.

База исследования: МКОУ ДО «Детско-юношеский центр», Палласовского муниципального района, Волгоградской области.

Работа состоит из введения (5 стр.), двух глав: «Развитие творческих способностей у младших школьников в образовательном процессе» ( стр.) и «Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству» ( стр.), заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Выводы по первой главе

Изучение проблемы творчества и творческих способностей в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований.

Творческие способности -это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в младшем школьном возрасте являются:

- Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

- Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Особенностью процесса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в социально-культурных учреждениях является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертываются на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.

Одним из эффективных средств развития творческих способностей являются занятия декоративно-прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство, как компонент художественного образования имеет большие возможности в формировании личностных качеств обучаемого.

Выводы по второй главе

Шерсть- мягкий и пластичный материал, поэтому работать с ней ребятам очень легко. Занятия фелтингом развивают у детей художественный вкус, моторику, формируют сенсорное восприятие, формирует умение творчески мыслить, развивают координацию движений, стимулируют мозговую деятельность, а так же воображение и интуицию.

Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние «по-сухому» (сухое или холодное) и «по-мокрому» (мокрое или горячее).

Мокрое валяние (felting) – это классический способ. Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера. Изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полу объемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные оболочки для изделий, подлежащих наполнению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры).

Для сухого валяния (needle felting) нужны будут только поролоновая губка (или щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно, качественная шерсть. Эта техника напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например, таких, как игрушки, в том числе и коллекционные, а также куклы, украшения. Кроме того, иногда бывает очень удобно применять комбинированную технику, используя возможности валяния и по-мокрому, и по-сухому.

2.) Была смоделирована и проведена опытная работа по развитию воображения у младших школьников на примере занятий по декоративно-прикладному искусству.

В ходе опытной работы на констатирующем этапе для определения уровня воображения проводилась диагностика на основе критериев развития данного качества, которые выделил П. Торренс (беглость, гибкость, оригинальность и разработанность). После проведения диагностики и анализа полученных результатов видно, что у детей преобладает низкий уровень воображения. Была разработана серия занятий, направленных на развитие воображения младших школьников с помощью декоративно-прикладного искусства и применена на практике.

При работе использовались выделенные нами методы: метод «эмоциональной настройки», метод «размышления об изображаемом», метод «оживления изображаемого».

В процессе изобразительной деятельности необходимо учитывать основные принципы развития творческого воображения:

1. Приступая к развитию у учащихся творческой деятельности, необходимо предварительно сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые определения и понятия лучше вводить в знакомом содержании.

3. Фундаментальным является овладение смыслом понятия.

4. Желательно учить ребенка искать решение, принимая в учет, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

5. Важно стимулировать учащихся к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы.

При стимулировании творческой активности учащегося, непременно нужно следовать следующим рекомендациям:

1. Предоставить ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Избегать прямых инструкций, давать возможность учащемуся свободно действовать.

2. На базе тщательного наблюдения выявить сильные и слабые стороны учащихся.

3. Не подавлять и не тормозить инициативы учащихся, не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

4. Стремитесь не делать поспешных суждений о результатах творчества учащихся.

5. Возникшие проблемы у детей предлагать решать творчески. Проверяйте различные варианты.

На контрольном этапе вновь провели диагностику для выявления уровня воображения по тем же критериям. После проведения диагностики и сравнительного анализа полученных результатов видно, что у учащихся повысился уровень развития воображения по всем критериям.

Заключение

По задачам!

В дипломной работе были рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и изобразительное искусство как фактор их развития.

Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей мы пришли к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология, бихевиористы и т.д. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный.

В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний. [21]

Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

В экспериментальной части исследования нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников, после чего с ними проводилась работа на уроках изобразительного искусства. Проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать и провести занятия на уроках изобразительного искусства, с применением методических приемов по развитию творческого мышления.

На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Повторно проведенные методики показали, что уровень творческого мышления учеников поднялся на новый качественный уровень.

Список литературы:

Привести в порядок

Аскарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста/ Н.М. Аскарина-М. : Просвещение, 1988.-137с.

1. Афанасьева, Т.М. Семья/ Т.М.Афанасьева Проб. учеб. Пособие для учащихся сред. учеб. заведений.- М.: Просвещение, 1986.- 224с.

2. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества. Н.Ю. Венгер - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

3. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. Н.Е.Веракса -Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

4. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/Л.Н.Выготский - СПб.: Союз, 1997. 92стр

5. Гарбузов, В.И. Человек, жизнь, здоровье./ В.И. Гарбузов - СПб.,-1997.

6. Гребенников, И.В. и Ковинько, Л.В. семейное воспитание: краткий словарь/ Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат,1990.- 319с.

7. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.

8. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев.- М.: -1999.-321с.

9. Кузьмина, Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда //Начальная школа – 2004 - №4, с.4-13.

10. Кукушкин, B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе/ В.С.Кукушкин. - Ростов-на-Дону., 2003

11. Куценко, Г.И. Режим дня школьника./ Г.И. Куценко - М.: Медецина,1987.-112 с.

12. Лифляндский, В.Г. Энциклопедия здоровья./ В.Г. Лифляндский-М.: Просвещение, 1994.

13. Макаренко, А.С. Возрастная психология./ А.С. Макаренко -М.: Просвещение,1987.-321с.

14. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа -2001. - № 10.-С. 34-37.

15. Ожегов, С.И, Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова- Издательство "Азъ", 1992.

16. Павлов, И.П. Возрастная и педагогическая психология./ И.П. Павлов М.: Педагогика,1975.-345с.

17. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников. Л.Р. Прохорова - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

18. Психологическое развитие младших школьников.- М.: Просвещение.-2003.-215с.

19. Российская педагогическая энциклопедия, - Москва: Российская педагогическая энциклопедия, 1993. – 608с.

20. Рубинштейн, С.Л. Проблемы индивидуальных различий/ С.Л.Рубинштейн – Москва, 1959.-245с.

21. Свердлова, О.Г. Диалоги о воспитании./ О.Г. Свердлова - М.: Педагогика, 1985.-288с.

22. Теплов, Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы/ Б.М. Теплов – М.: Просвещение, 1985.-280с.

23. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М.Теплов – М.: Просвещение, 1961.-309с.

24. Список литературы:

25.

26. 1. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций.-М.: Лабиринт, 1997.-235с.

27. 2. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНАЮ, 2003.-431с.- (Серия «педагогическая школа.XXI век»).

28. 3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001 «преподавание в нач. классах общеобразовательной шк.»- М.: Просвещение, 1884.-319с.

29. 4. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1984.-144с.

30.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей младшего школьника в образовательном процессе………………………………………………………..
1.1 Понятие «творческие способности»…………………………………………………………………………5
1.2 Возрастные особенности младших школьников………………………………………………………………………….8
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
ГЛАВА II. Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочных занятий по декоративно- прикладному искусству
2.1. Техника и технология валяния шерстью в системе внеурочных занятий по ДПИ………………………………………………………………………………...13

2.2. Диагностика развития творческих способностей у младших школьников………………………………………………………………………

2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на примере занятий по декоративно-прикладному искусству.

Выводы по 2главе…………………………………………………………………………….....

Заключение………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………

Приложения…………………………………………………………………

Введение

Актуальность темы. Cовременная cистема образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, cамостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности. Cпособствует такому всестороннему развитию ребенка учебное учреждение – в первую очередь общеобразовательная школа, где организуются не только классные занятия, но и осуществляется внеклассная деятельность учащихся в различных формах (кружки, научные общества и т.д.) [5].

Такая система образования обеспечивает не только получение обширных знаний, но и способствует достижению более высокого творческого уровня развития мышления. Tворческие способности – далеко не новый предмет исследования.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. [9].

В обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Таким образом, в результате динамично меняющихся условий жизни, проводимых социально-экономических преобразований, изменения типа познавательного отношения к миру, качественных изменений ценностей и потребностей общества на современном этапе резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Такая деятельность невозможна без определенных творческих способностей, заложенных в человеке природой и нуждающихся в постоянном совершенствовании и развитии. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства в начальной школе - важное средство творческого развития детей. Уроки изобразительного искусства должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Выготский Л.С. считал, что « искусство есть не восполнение жизни, но исход из того, что в человеке превышает жизнь. «Чудо» искусства скорее напоминает претворение воды в вино, и поэтому всякое художественное произведение всегда несет в себе какую-нибудь реальную предметную тему или совершенно обычную эмоцию о мире»[1].

В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) [23, с. 53].

Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламов, В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин [23, с. 67].

В связи с актуальностью сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Проблема исследования: каковы условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства?

Цель: выявить условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Объект исследования: процесс обучения на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Дать характеристику творческим способностям

2. Выявить особенности развития творческих способностей у младших школьников

3. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня развития творческих способностей младших школьников

4. В процессе опытно-экспериментальной работы...

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой внеурочные занятия по декоративно-прикладному искусству в технике валяние шерстью положительно влияют на развитие творческих способностей младших школьников.

Методы:

- теоретические (обобщение, изучение психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта, анализ);

- эмпирические (наблюдение, анализ продуктов деятельности обучающихся, тестирование).

Во второй главе анализируются предполагаемые результаты спроектированной опытной работы по развитию творческих способностей у учащихся на примере внеклассных занятий по декоративно-прикладному искусству.

Этапы исследования:

1 этап. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение методологии, выдвижение гипотезы, определение цели, задач и методов исследования.

2 этап. Проведение констатирующего эксперимента с целью выяснения уровня развития творческих способностей, определение базы для формирующего эксперимента.

3 этап. Проведение формирующего эксперимента, анализ и обобщение результатов экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования – диагностика применялась на педагогической преддипломной практике, и с нее взяты полученные результаты.

Теоретическая значимость работы состоит в выявлении возможностей использования техники валяния шерстью как вида декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы внеурочных занятий, направленных на развитие воображения учащихся в процессе выполнения декоративной работы.

База исследования: МКОУ ДО «Детско-юношеский центр», Палласовского муниципального района, Волгоградской области.

Работа состоит из введения (5 стр.), двух глав: «Развитие творческих способностей у младших школьников в образовательном процессе» ( стр.) и «Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству» ( стр.), заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Понятие «творческие способности»

Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения (толковый словарь). [19]

"Способность"- одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л.Рубинштейн понимал под способностями "...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются".

Б.М. Теплов рассматривает способности, прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, ученый считает, что оно должно включать в себя три признака [26, с. 26]:

- во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны;

- во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

- в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, Б.М. Теплов ставит вопрос о том, что успешное выполнение какого-либо вида человеческой деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность. Причем эти отдельные способности, по мнению Б.М. Теплова, не просто расположены и независимы друг от друга, а каждая из них может изменяться, приобретать качественно другой характер, что зависит от наличия и уровня развития других способностей. [26, с. 44]

Рассматривая структуру способностей, С.Л.Рубинштейн выделяет два основных компонента:

· "операциональный" — отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;

· "ядро" — психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.

Б.М. Теплов в своей работе «Проблемы индивидуальных различий» выдвигает положение о том, что успешное творческое выполнение деятельности может быть достигнуто психологически различными путями. [27, с. 101] Он подчеркивает, что нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности.

Ученый считает, что эти способы бесконечно разнообразны, так же разнообразны, как разнообразны человеческие способности.

Творчество- это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе [18].

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский метод;

4) творческие работы учащихся;

5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [22].

Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Какие способности относятся к творческим? Что Вы будете диагностировать?

Наши рекомендации