Вопрос № 40. Римская декоративная живопись (Рим,Помпеи).

Стенная живопись II в. до н.э. - I в. н.э.- четыре (условно)декоративных стиля "помпейскими" (т. к. впервые такие росписи в технике фрески были открыты при раскопках в Помпеях)(Выявил стили- немецкий ученый Август May). Во-первых,как единая живописная композиция, украшающая то или иное помещение определенных размеров и назначения. Во-вторых, как отзвук композиций греческих или эллинистических. В-третьих, как поиск того или иного культурного эталона, эталон римских художественных вкусов разных периодов. В-четвертых, как репрезентант различных художественных направлений собственно римской живописи, технических навыков их создателей.

1. Живопись первого декоративного стиля( «инкрустационный»), соответствовал быту римлян II в. до н.э. Этот живописный стиль представляет собой подражание кладке стены из цветного мрамора. На стенах внутренних помещений из штука выполняли объемно все архитектурные детали: пилястры, полочки, карнизы, отдельные квадры кладки и потом все расписывали, имитируя в цвете и рисунке отделочные камни. Штукатурка, на которую накладывали краску, приготовлялась из нескольких слоев, где каждый последующий был более тонким и мелкозернистым. «Инкрустационный» стиль являлся подражанием внутренним помещениям дворцов и богатых домов в эллинистических городах, где залы облицовывались разноцветными камнями (мраморами). Первый декоративный стиль выходит из моды в 80-егг. до н.э.

Примером «инкрустационного» стиля может служить в Помпеях дом Фавна. Применяемые цвета - темно-красный, желтый, черный и белый - отличаются чистотой тона.

Переходным этапом между первым и вторым декоративными стилями могут служить росписи дома Грифонов в Риме (ок. 100 г. до н.э.). Сочетание синего, сиреневого, светло-коричневого цветов, тонкая градация реального и иллюзорного, плоскостной росписи и объемного изображения, между стенным декором панно и как бы выступающими из стены колоннами, позволяет выделить роспись дома Грифонов в качестве переходной формы от скупой имитации кладки к активной пространственной манере решения стены.

2. Живопись второго декоративного стиля- «архитектурноперспективный», носит более пространственный характер. На стенах изображали колонны, карнизы, пилястры и капители с полной иллюзией реальности, вплоть до обмана зрения. Средняя часть стены покрывалась изображениями беседок, портиков, представленных в перспективе, с применением светотени. При помощи декоративной росписи создавалось иллюзорное пространство реальные стены как бы раздвигались, помещение казалось больше. Иногда между колоннами и пилястрами помещались отдельные человеческие фигуры, либо целые многофигурные сцены, или пейзажи. Иногда в центре стены находились большие картины с крупными фигурами. Сюжеты картин были преимущественно мифологические, реже - бытовые. Часто росписи второго стиля представляли собой копии произведений древнегреческих живописцев IV в. до н.э.

Пример: убранство Виллы мистерий в Помпеях. В небольшом зале (7*5 м) с высоким расписанным под мрамор цоколем, на фоне ярко-краснойстены с зелеными пилястрами сгруппированы 29 фигур в размер человеческой натуры. Главная часть композиции посвящена мистериям в честь бога Диониса. Представлен здесь и сам Дионис, облокотившийся на колени Ариадны (супруги). Представлены здесь и старые силены и молодые сатиры, менады, женщины,

участницы мистерий. Очень интересна сцена, где старый силен, изображенный на одной стене помещения, взор свой направляет на молодую менаду, которая изображена на другой стене. При этом силена дразнит молодой сатир с театральной маской в руках. Интересна и другая сцена росписи, показывающая грозную богиню, хлещущую длинным бичом по обнаженной спине коленопреклоненную девушку, пытающуюся стать полноправной участницей мистерий. Поза девушки, выражение ее лица, потухший взгляд, спутанные пряди черных волос передают физическое страдание и душевную муку. К этой же группе относится прекрасная фигура танцующей молодой вакханки, уже прошедшей положенные испытания. Парусом надут ее плащ.

Композиция фрески построена не столько на соотношении объемов в пространстве, сколько на сопоставлении силуэтов на плоскости, хотя изображенные фигуры объемны и динамичны. Вся фреска связана в единое целое жестами, позами, взглядами изображенных на различных стенах персонажей. Все действующие лица освещены ровным мягким светом, струящимся с потолка. Превосходно написано обнаженное тело, чрезвычайно красива гамма красок на одеждах. Несмотря на то, что фон ярко-красный ,ни одна деталь не пропадает на этом контрастном фоне. Участники мистерий изображены так, чтобы создавалась иллюзия их присутствия в помещении.

Своеобразной чертой второго стиля являются изображения ландшафтов - гор, моря, равнин, оживленных несколькими гротескно трактованными фигурками людей, исполненными в эскизной манере. Пространство здесь не замкнутое, а свободное. В большинстве случаев в пейзаж входят изображения архитектуры.

Пример: картины-иллюстрации «Одиссеи» Гомера (росписи одного из помещений богатого дома в Риме, обнаруженные на Эсквилинском холме). Сохранившаяся часть стены длиною в 14 м расчленена пилястрами, между которыми 7 больших пейзажей картин-иллюстраций. Выделяются картины "Спутники Одиссея вступают в страну лестригонов" и "Лестригоны нападают на Одиссея и его спутников". Росписи исполнены с большим мастерством. Они занимательны, их интересно рассматривать в деталях. Видно, что художник превосходно владеет изображением человеческой фигуры, свободно изображает человека в любом положении. Мастерски написан пейзаж, приобретающий здесь монументальные формы. Фантастичность страны, куда попал Одиссей, подчеркнута и нагромождением скал, и кривыми деревьями, и общим мрачным колоритом. Удачно найден масштаб фигур в отношении к пейзажному окружению. Это усугубляет впечатление таинственности места.

3.Третий помпейский стиль (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.) - «августовский классицизм». Вместо живописных декораций, имеющих цель раздвинуть и «проломать» действительные стены, появляются росписи, которые, украшая стену, не нарушают ее плоскость. Росписи, наоборот, подчеркивают плоскость стены, украшая ее тонкими орнаментами, среди которых преобладают очень изящные колонны, более похожие на металлические канделябры. Не случайно третий декоративный стиль называют еще «канделябрным». Помимо этой легкой архитектурной декорации в центре стены помещались небольшие картины мифологического содержания. В орнаментальную декорацию с большим мастерством вводятся натюрморты, небольшие пейзажи, бытовые сцены. Очень характерны гирлянды из листьев и цветов, написанные на белом фоне. Ювелирно написанные цветы, орнаменты, миниатюрные сценки и натюрморты требуют рассмотрения на близком расстоянии. Роспись третьего стиля подчеркивает уютность, интимность комнаты. Интересна и разнообразна палитра художников третьего стиля: черный или темно-фиолетовый цоколь, на котором обычно изображались мелкие кустики, цветы или птицы. Выше изображались чередующиеся голубые, красные, желтые, зеленые или черные панно, на которых помещались небольшие картины, круглые медальоны или свободно разбросанные отдельные фигуры. Греческое решение мифологических сцен римские художники перерабатывали в соответствии с господствующим стилем. Серьезное выражение лиц, спокойствие поз и сдержанность жестов, статуарность фигур. Повышенное внимание уделялось четкому контуру, ясно обрисовывающему складки одежды.

Пример:- "Вилла Цицерона" в Помпеях. Со времен Августа литературные источники сохранили ряд имен римских живописцев, среди которых выделялся пейзажист Студий, изображавший, как о том повествует Плиний, "города, гавани, пейзажи, леса, рощи, холмы, сады, каналы, реки, берега...Сюда помещал Студий разные фигуры гуляющих или плывущих, едущих на волах по суше, на осликах или в повозках, а также ловящих рыбу и птиц, охотящихся или даже занимающихся сбором винограда". Подобные идиллические пасторальные пейзажи сохранились в Помпеях и в Риме. Обычно это небольшого размера картины, несколько эскизного характера, иногда написанные одной-двумякрасками.

4. Четвертый живописный стиль Древнего Рима ( во второй половине I в. н.э.)Сложный и пышный четвертый стиль соединил в себе перспективные архитектурные построения второго стиля с орнаментальными украшениями третьего стиля. Орнаментальная часть росписей приобретает характер фантастических архитектурных композиций, а картины, расположенные на центральных частях стен, имеют пространственный и динамический характер. Гамма красок, как правило, пестра. Сюжеты картин по преимуществу мифологические. Множество неравномерно освещенных фигур, изображенных в бурном движении, усиливают впечатление пространственности. Живопись-таки разрывает плоскость стены, расширяет пределы комнаты. Мастера четвертого стиля, создавая росписи, изображали на стенах то фантастический пышный портал дворца, то картины сюжетные, чередуя их с "окнами", через которые видны части иных архитектурных сооружений. Иногда в верхней части стены художники писали галереи и балконы с человеческими фигурами, как бы смотрящими на присутствующих в комнате. Для росписи IV стиля был характерен и подбор картин. Больше всего в это время пишут композиции с динамическими действиями или острой драматической завязкой. Лица героев в этом случае полны экспрессии, печали, вдохновения, горя, любви. Таковы "Убиение Пенфея", "Казнь Дирки", "Зевс и Гера", "Ахилл и Одиссей". В Помпеях сохранились росписи и чисто римского духа. Например, на улице Изобилия у входа в мастерскую красильщика тканей Верекунда на наружной стене была роспись, выполненная с точностью и скрупулезностью, где были изображены все процессы работы красильщика и его помощников.

Пример:- росписи дворца Нерона в Риме (Золотой дом), живописной отделкой которого руководил римский художник Фабулл.

Своеобразие стенной росписи II-III вв. н.э. Мозаики.После гибели Помпеи, Геркуланума и Стабий в 79 г. н.э. проследить путь развития древнеримской живописи весьма затруднительно, так как памятников, относящихся к II-IVвв. н.э., крайне мало.Со всей определенностью можно сказать, что стенная роспись во II в. н.э. стала проще. В противоположность четвертому декоративному стилю, где создавалась иллюзия большого пространства, теперь подчеркивается плоскость стены. Стена трактуется линеарно отдельными архитектурными мотивами на гладком светлом фоне. В добавление росписи при оформлении залы использовались различные сорта мрамора, а также мозаики, помещенные как на полу, так и на стенах.

Пример:роспись виллы императора Адриана в Тиволи близ Рима.

К концу II в. - первой половине III в. н.э. декоративные приемы росписи еще более упрощаются. Плоскость стены, потолка, поверхность свода гробницы делилась темными полосками на прямоугольники, трапеции или шестиугольники, внутри которых (как в рамке) писалась мужская или женская головка, либо декоративный мотив из растений, птиц и животных.

В течение III в. н.э. вырабатывается манера письма, которая характеризуется мазками, подчеркивающими только главные объемы и следующими пластической форме. Плотные темные линии, резко обозначенные глаза, брови, нос. Волосы обычно решались общей массой. Фигуры схематичны. Выражение лиц характеризуется экспрессией. Эта манера стала особенно популярна при росписи христианских катакомб и римских гробниц.

В конце III в. н.э. особенно популярны становятся мозаики. Фигуры на мозаиках отличаются застылостью поз, линеарной прорисовкой складок одежды, локальностью цветового решения, общей плоскостью формы. Лица изображаемых персонажей лишены индивидуальных черт.


Наши рекомендации