Вопрос. Римский повествовательный рельеф

Коротко

Сугубо римским скульптурным жанром был исторический рельеф. Такие рельефы запечатлели крупнейшие события римской истории, а также римских гос. деятелей на алтарях, триумфальных арках, колоннах (Алтарь Мира, Алтарь Домиция Агенобарба, Арка Тита, Арка Константина, Колонна Траяна и др.).

Первоначально это было подражание эллинистическим про­изведениям, но в последующий пе­риод римский рельеф приобретает самобытные черты. Римский рельеф более насыщен; изображение мотивов значительно сложнее по формам, сохранилось множество бытовых деталей.

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru Подробно

Сугубо римским скульптурным жанром был повествовательный рельеф.

Рельефные изображения появляются во II в. до н. э. в Риме. Первоначально это было подражание эллинистическим про­изведениям, но в последующий пе­риод римский рельеф приобретает самобытные черты. Римские художники использова­ли рельеф для «исторического рас­сказа», они применили к рельефу систему «последовательно-повествовательного стиля».

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru Около 30 года до н. э. перед храмом Нептуна в Риме, который был построен цензором Гнеем Домицием Агенобарбом, был сооружен алтарь. Рельефы, украшающие его, однако относятся к более раннему времени (115–100 гг. до н. э.). На трех сторонах изображены морские божества и свадебный поезд бога морей Нептуна и Амфитриты. Четвертый рельеф, иной по стилю, представлял реальную сцену – запись имущества римских граждан (ценз) и связанное с ней жертвоприношение богу Марсу. Здесь видно характерной для этого периода сочетание чисто римской темы жертвоприношения с греческой мифологической темой.

В эпоху Империи (расцвет Рима) римский исторический рельеф меняется. Примером этого периода служит алтарь Мира (13-9 г. до н.э. Марсово поле. Рим):

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru

Алтарь мира, Рим

1) Это обнесенная стенами прямоугольная площадка. В центре стоит алтарь. Он расположен на ступенях, внутри и снаружи стены украшены рельефами.

2) В верхней части наружных продольных стен распложен фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю; мы видим Августа, членов его семьи, его приближенных, сенаторов, жрецов (сильное портретное сходство).

Сцена благоденствия империи в эпоху Августа изображена аллегорически: богиня земли Теллус, ветры-Ауры, жирные стада. Композиция рельефов расчленена на отдельные сцены сюжетно и ритмически связанные между собой. Ниже фриза идет растительный орнамент из листьев и побегов аканфа.

3) Рельефные композиции очень строгие и ясные. Орнамент очень реалистичен, но в, то же время, декоративен. Такие орнаменты широко используются в римском декоративном искусстве 1 в.н.э.

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru

Арка Тита

Другим примером исторического рельефа служат рельефы на арке Тита. Она была воздвигнута в 81 г. в честь взятия Иерусалима. Это образец римской имперской архитектуры. Однопролетная арка очень богато декорирована. Свод арки украшен розетками. На стенах внутри арки рельефы с изображением Тита и его войск, победоносно вступающих в Рим.

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru В рельефах сцены исполнены движения, фигуры идут не вдоль фона, а из глубины и по диагонали, за счет чего фон воспринимается как реальное пространство. Изображения очень живые, фигуры выпуклые. В этих рельефах в отличие от алтаря Мира плоскость стены не утверждается, а разрывается, но поскольку архитектура арки очень живописна, то рельефы объединяются в единое целое.

Колонна императора Траяна

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru Блес­тящим образцом исторического рельефа является колонна императора Траяна на Римском форуме. Это настоящая энциклопедия жизни Древнего Рима: здесь запе­чатлены сцены битв, осады крепостей, постройки мостов, заседаний военных советов, жертвоприношений и так далее.

Длина рельефной лен­ты, опоясывающей колонну – 200 метров (число изображенных на нем фигур — до 2500). Колонна, сложенная из круглых мраморных блоков, стоит на прямоугольном цоколе; покоящийся на ионической базе ствол колонны высотой в 27 м покрыт спиральной лентой рельефа, образующей 22 витка. Колонна заканчивается дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна. Внутри колонна полая; в ней проходит винтовая лестница. В основании колонны были замурованы урны с прахом Траяна и его жены. В 16 в. статуя Траяна была снята и заменена статуей апостола Петра.

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru

Колонна Антонина Пия

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru Очень интересным памятником эпохи Антонинов является колонна Антонина Пия (Рим. Марсово поле. Ок. 161 г. нэ) До наших дней дошла только база колонны со скульптурными изображениями.

В рельефе нет глубины, фигуры как бы прилеплены к плоскости. Все очень условно, ни масштаб, ни симметрии, ни глубина пространства не соответствуют классическому образцу.На передней части базы колонны изображены император со своей женой Фаустиной и гением. На боковых сторонах базы колонны даны сцены с изображением военного парада.

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru Арка Септимия Севера

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru Примером памятника со скульптурным декором является арка Септимия Севера(203 г н.э.). Основные изображения сосредоточены на панно в верхней части пилона. Предположительно их создавали несколько скульпторов. Изображения представляют повествование, но сохранились лишь 4 сцены, они иллюстрируют Парфянскую кампанию (195-199гг). На этих рельефах воскрешается жанр, распространенный в эпоху Республики - триумфальные картины. Также как и в рельефах колонны Антонина Пия плоскость под фигурами изображена в виде полочки.

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru

Саркофаг Людовизи

В саркофаге Людовизи отчетливо видны черты упадка римского искусства. Рельефы саркофага заполнены крупными изображениями с четкими контурами, которые занимают все пространство саркофага. Рельеф высокий, но нет объема. Композиция нечеткая, но, несмотря на упрощение формы, композиция отличается сильной экспрессией.

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru

Вопрос. Римский повествовательный рельеф - student2.ru

19-Оля Богайчук

Билет № 20

Наши рекомендации