Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов

Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru К ранним портретам относится также голова Адриана Берлинских музеев, выполненная из темно-зеленого, почти черного базальта. Этот портрет, как и предшествующий, передает только внешность Адриана, но не передает его внутренний мир. Вместе с тем он поражает мастерским владением материалом - базальтом, часто применявшимся в египетской скульптуре и распространившимся в это время среди римлян. Голова Адриана слегка повернута влево. Вьющиеся пряди волос не уступают по четкости выполнения трактовке волос в бронзе. Зрачок не пробуравлен, но радужная оболочка глаза обведена тонко процарапанной линией.

Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru К числу официальных портретов относятся панцирные статуи императора (то есть в полном вооружении), прославляющие его как военачальника. Свойственное этой эпохе увлечение искусством Греции, но в духе холодного, чисто внешнего подражания, отражено в статуе Капитолийского музея, представляющей Адриана в образе Арея типа Боргезе*. Обнаженная фигура императора довольно точно повторяет статую V века до н.э. На нее посажена портретная голова Адриана, увенчанная шлемом. Такое соединение греческой скульптуры с портретной головой характерно для римской портретной пластики и встречается, как уже отмечалось, еще в период ранней Римской империи. Изображение Адриана в образе Арея, или Марса, особенно почитавшегося римлянами, должно было подчеркивать его военную доблесть.

*Арей Боргезе — греческая статуя второй половины V в. до н.э., изображающая бога войны, Арея.

Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru В отличие от ранних, внешних, официальных портретов Адриана его поздние изображения больше говорят о его внутренней жизни. В известной мере они отражают глубокое раздумье, печаль, разочарование, овладевшие им в последние годы жизни. В бюсте Ватиканского музея, происходящем из мавзолея Адриана, он изображен уже в преклонном возрасте, болезненным и усталым.

Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru

Портреты Антиноя

Для искусства времени Адриана велико значение образа Антиноя. Антиной — молодой грек из Вифинии, любимец Адриана, отличался необыкновенной красотой. Он сопровождал императора во всех его путешествиях. Во время пребывания в Египте Антиной, по преданию, покончил с собой, бросившись в Нил. После его самоубийства, которым он, по мнению современников, отвратил гибель Адриана, ему предсказанную, был учрежден культ Антиноя, в котором соединились религиозные представления Древнего Египта с образами греческих богов — явление, характерное для этого времени. Культ Антиноя получил широкое распространение главным образом в Греции и в Египте. Его почитали как Озириса и Адониса, Аполлона и Диониса, посвящали ему храмы и алтари.

Во всех его портретах мы видим одни и те же черты, воспроизводящие, по-видимому, реальный образ: мускулистый торс с широкими плечами, довольно тонкие руки, округлое лицо с полными щеками, пухлые губы, довольно крупный нос, прямые брови. Индивидуальные черты идеализированы, большинство портретов представляет его героически обнаженным, как греческого атлета (например, статуя Национального музея в Неаполе, один из лучших портретов Антиноя), или в виде какого-либо греческого божества (например, статуя в Ватикане, изображающая его в образе Диониса). Однако красивое юношеское тело лишено силы и мужества греческих прообразов. Его чувственная красота соединяется с выражением томной грусти и какой-то покорности судьбе.

Одним из лучших портретов Антиноя является мраморная голова в Лувре, вероятно, копия с бронзового оригинала. Она выполнена в духе классического греческого искусства V века до н.э. При этом идеализация черт лица соединяется со стремлением передать портретное сходство. Глаза были вставлены из цветного прозрачного камня и должны были производить живописное впечатление на гладкой поверхности мрамора. Голова Антиноя слегка наклонена, выражение лица немного грустное. Пассивная грусть и обреченность, которые мы видим почти на всех портретах Антиноя, делают его образ сложным и противоречивым, далеким от простоты, ясности и оптимизма подлинных произведений греческого искусства. По характеру головного убора некоторые ученые считают, что на луврском портрете Антиной представлен в образе Озириса. Соединение черт египетского и греческого искусства можно видеть и в некоторых других скульптурах Антиноя. Такое эклектическое соединение черт искусства Греции и Египта характерно для времени Адриана.

Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru

Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru

Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru К тому же периоду относится ряд интересных портретов частных лиц. В этих портретах влияние классицизма сказывается главным образом в простоте и строгости построения, в известной обобщенности, отсутствии стремления к передаче деталей. Но в целом эти бюсты более индивидуальны, чем официальные, такие, как изображения Адриана и Антиноя. К началу правления Адриана относится одна из лучших скульптур его времени — голова мальчика (Берлинские музеи); классическая ясность и четкость скульптурной формы соединена с тонкой моделировкой. Немного выдающиеся скулы и очень полные губы придают индивидуальный характер лицу мальчика и делают его непохожим на римлянина. Это или ливиец, или житель одной из восточных римских провинций. Лицо его выражает мальчишеское упрямство и своенравие.

Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru В греческом портрете времени Адриана наблюдаются различные тенденции. Многие его образы следуют художественным направлениям римского столичного портрета. Об этом говорят многочисленные бюсты Адриана, выполненные в Греции. Однако в ряде из них, найденных при раскопках в Афинах, надо отметить некоторое отставание от римского портрета.

Бюст Адриана. Мрамор 120-130-е гг. Рим, Дворец консерваторов - student2.ru Такова, например, герма некоего Мойрагена, найденная в цистерне, к югу от Гефестиона, относящаяся позднеадриановскому времени. Бритое лицо с морщинами на лбу и глубокими складками около носа по своему типу близко портретам времени Траяна, хотя моделировка его значительно мягче, а глубоко сидящие глаза имеют пробуравленные зрачки. Волосы Мойрагена подстрижены в манере, напоминающей времена Юлиев-Клавдиев, но исполнены несколько иначе, легкой гравировкой, характерной уже для времени Адриана.

Этот пример показывает, что далеко не все портреты, выполненные в Греции в рассматриваемую эпоху, следовали классицизирующему направлению официального римского портрета, выражавшему личные вкусы Адриана и связанных с ним кругов римской знати.

Дополнительно: Вэпоху Адриана был построен (на месте сгоревшего Пантеона Агриппы) Пантеон - храм всех богов (около 125 г.).

Очень характерным памятником этой эпохи являлся храм Венеры и Ромы (121 - 135), построенный по проекту самого Адриана.

В Афинах Адриан достроил громадный храм Зевса Олимпийского, начатый еще в 6 в. до н.э., воздвиг арку, отделяющую новую часть Афин от старого города.

В последние годы жизни Адриана была начата постройка грандиозного мавзолея, законченного уже после смерти императора (в средние века мавзолей был перестроен в крепость и получил название замка св. Ангела).

Античность

Наши рекомендации