В этот период делается много копий и воспроизведений греческих статуй.
Из своих путешествий Адриан вынес интерес также к египетской культуре, что привело к чисто внешнему подражанию в ряде скульптур его времени формам египетской пластики.
Вилла Адриана в Тиволи (Тибур)
В состав виллы входило около тридцати зданий, разбросанных по площади в один квадратный километр. Известно, что император дал им названия в честь тех городов империи, в которых он побывал. Систематические раскопки на вилле никогда толком не велись, однако именно отсюда происходят некоторые знаменитые античные статуи: Антиной (Antinous, Капитолийский музей), Диана-охотница (Diana, Лувр), Дискобол (Diskobolos, Британский музей).
Вилла была построена в соответствии с римской архитектурной традицией, когда художественная тонкость исполнения гармонично сочетается с окружающим пейзажем.
Для украшения виллы императора Адриана в Тиволи сюда доставляли копии и подлинники известных на то время произведений искусства - фрески, кариатиды, скульптуры. Вилла была богата египетскими памятниками из черного и цветного мрамора; но старинные египетские формы перепутаны в них с греческими так, что они не представляют верного воспроизведения египетской старины.
Возможно, самое знаменитое место виллы Адриана - это Канопа. К тому же, это единственное место, в названии которого уверены историки и археологи. Канопа — водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Прототипом Канопы (Canopo) является египетское поселение Каноб (ныне Абукир), где утонул Антиной, фаворит императора. Вдоль водоема возвышаются остатки античных скулптур. Статуя Антиноя отражается в воде адриановской Канопы подобно мифологическому Нарциссу, который, как и он, символизирует трагическое сплетение красоты, молодости и смерти. Около Канопы был построен Серапеум – имитация египетского храма Сераписа.
Музей Канопы расположен в древних зданиях tabernae (лавки, трактиры), которые ограничивали справа долину Канопы. В музее выставлены 4 кариатиды (статуя одетой женщины), 2 носителя корзин, статуи Марса, Меркурия и Венеры, а также римские копии с греческих оригиналов (Амазонка Фидия, Амазонка Поликлета, Нил и Тибр, крокодил из мрамора и др).
Канопа(Canopo) Музей Канопы
Большие термы — бани для мужчин
Скульптура
В скульптуре времени Адриана, в частности портретной, появляются новые стилистические черты, представляющие собой своего рода реакцию на линеарную сухость искусства периода Траяна. Они выражаются в стремлении к более живой и пластичной передаче человеческого тела. Жесткие, немного угловатые контуры траяновского портрета сменяются более мягкими и плавными. Волосы передаются свободно лежащими на голове локонами, в отличие от жестких, зачесанных на лоб прядей траяновских портретов. В этом также сказывается подражание греческим портретам. Поверхность мрамора на лице начинает заглаживаться и полироваться. Благодаря этой полировке, очень умеренной, сильнее оттеняется различие между волосами и гладкой кожей лица.
Самое важное нововведение в портретной скульптуре времени Адриана- в пластическом исполнении глаз, придающем взгляду большую живость и известную одухотворенность. Радужная оболочка обводится процарапанной линией, зрачок пробуравливается. Благодаря этому выражение глаз меняется в зависимости от освещения. Несомненно, это нововведение было вызвано стремлением придать портретам большую выразительность.
Изменение стиля сказывается уже в посмертном портрете Траяна, выполненном в начале правления Адриана, найденном в театре Остии и хранящемся в местном музее. Черты лица императора, несколько идеализированные, исполнены очень мягко, поверхность лица слегка полирована. Волосы ритмично расположены плавно изогнутыми прядями. Мягкость моделировки отличает портрет от его более ранних изображений, исполненных при его жизни.
Голова Траяна из Остии
Портреты Адриана
Важное место в портретном искусстве этого времени занимают портреты самого Адриана. Их сохранилось более двухсот тридцати.
Все портреты изображают императора в зрелом возрасте (он вступил на престол в возрасте сорока одного года), большая часть их носит официальный характер. Они хорошо передают внешность Адриана, в той или иной степени ее идеализируя, но не выражают его характер.
Увлечение греческой философией привело к подражанию внешности греческого философа, что сказалось на облике самого Адриана. Он стал носить бороду и ввел ее в моду в кругу придворных. Таким изображен он в дошедших до нас портретах.
Один из лучших официальных портретов - мраморный бюст во дворце Консерваторов в Риме. Император изображен в расцвете сил, видимо, в начале своего правления. На нем панцирь, украшенный медальоном с головой Горгоны. Плащ скреплен на правом плече крупной фибулой и падает красивыми складками. Лицо обрамлено холеной бородой с усами, вьющиеся волосы тщательно уложены на голове. В их изображении применен бурав, с помощью которого выявлена и подчеркнута красота вьющихся прядей. Черты лица моделированы мягче, чем на портретах траяновского времени, что особенно сказывается в исполнении рта. Но зрачки глаз еще не пробуравлены. Монументальная форма бюста, охватывающего плечи и верхнюю часть груди, появившаяся уже в портретах императора Траяна, распространяется теперь на все скульптурные портреты.