Общая характеристика эллинизма

Эллинизм — это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык — койне («общая»), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык — арамейский.

Эпоха эллинизма в основном делится на два периода. Ранний период - с конца 4 в. до начала 2 в. до н.э. - был ознаменован экономическим и культурным подъемом большинства эллинистических государств, главным образом Египта, Сирии, Пергама и Родоса. Собственно же Греция утратила ведущую роль в экономическом и политическом развитии античного мира, хотя и сохранила громадное культурное значение. В поздний период, во 2 - 1 вв. до н.э. обнаружились усилившиеся признаки кризиса в основных эллинистических государствах. Зато именно на это время приходится политический и культурный подъем государств на периферии эллинистического мира - в том числе Понтийского царства, Армении, Парфии.

Искусство

В искусстве традиционные направления формировались под влиянием школы Лисиппа, примером чему служит знаменитая Афродита (Венера) Милосская. Ее возвышенно-спокойные черты — последний всплеск окончательно уходящей классики. Статуи и барельефы в эллинистическую эпоху пользовались популярностью, однако увеличение спроса на произведения искусства всегда ведет к появлению огромного количества вещей, рассчитанных на массовое потребление, — прямой путь к упадку настоящего мастерства.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru

Афродита Милосская. Статуя ок. 130-100 до н. э.

В искусстве, как и в других сферах духовной жизни, шел поиск новых форм. Бесконечное брожение Азии нашло выражение в патетических сюжетах. Символом эллинизма стала Ника из храма в Самофракии. Когда-то она возвышалась на утесе, на берегу моря, складки ее развивавшихся одежд обдавали соленые брызги, Ника трубила в рог, возвещая зарю новой эпохи, а теперь, с поломанными руками и головой, она встречает посетителей Лувра. Большую известность получил алтарь Зевса в Пергаме с фризом длиной 130 м. На нем изображена борьба богов и гигантов — гигантомахия. Поражает сложность композиции, экспрессия, боязнь пустого пространства, тела борющихся переплелись в один громадный вытянувшийся клубок, в котором исчезли классические простота и ясность. Ужас перед лицом варварства и смерти выразила скульптура Лаокоона, по преданию, предсказавшего троянцам гибель от деревянного коня, созданного Одиссеем. Скульптурная группа изображает пророка и двух его сыновей, бьющихся в последних конвульсиях в момент, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Жестоко и невидимо запятнана кровью победа разума.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru

Ника Самофракийская 2 в. До н.э.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru

Пергамский алтарь Зевса 2 в. до н.э.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru

Лаокоон и его сыновья. Мраморная копия 1 в. до н.э. Оригинал был выполнен из бронзы в 200 г. до н.э.

Для эллинизма характерен вкус к мрачному, болезненному, старческому, уродливому, варварскому. Известны статуи пьяной старухи, галла, убивающего себя и жену Марсия, с которого содрали кожу, — если Мирон ранее изобразил лишь начало легенды, когда Афина только бросила флейты, а Марсий их подобрал, то теперь художника привлек жестокий финал. Появляются и бытовые зарисовки: крестьянин, пашущий поле, мальчик, играющий с гусем (или душащий его), и др. Суть нового искусства — изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Однако до настоящего реализма как художественного направления в культуре еще далеко: искусство слишком поверхностно и этнографично.

Развиваются мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство: изготавливается огромное количество камей (рельефное выпуклое изображение на камне), — большую известность получила наиболее крупная из древних камея Гонзага с портретом Птолемея II и его супруги — инталий (вогнутый рельеф на камне), перстней, печатей, медальонов, не имевших практического применения и являвшихся символом роскоши высших слоев общества. Противоречия политического и социально-экономического развития общества обусловили противоречивость эллинистического искусства, в котором соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство. Усилились локальные различия художественных школ: александрийской, пергамской, родосской, афинской, сирийской и др. На территориях к Востоку от Евфрата первоначально взаимодействие греческих. и местных элементов было незначительным; период бурного синтеза, в результате которого возникли искусство Парфянского царства, Гандхары, Кушанского царства, начался после падения власти греко-македонян.

Эллинистическое зодчество отличают стремление к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, желание поразить человека величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения. В художественном облике городов (Александрия в Египте, Дура-Европос, Пергам, Приена, Селевкия на Тигре), построенных обычно по регулярному плану, важная роль отводилась большим колоннадам (вдоль главных улиц) и 1—2-ярусным колонным портикам, отдельно стоящим (по периметру агоры) или являющимся частью здания; в формировании городских центров — царским дворцам, домам для собраний (булевтериям, экклесиастериям), театрам, святилищам. Особенность эллинистических городов — величественные архитектурные ансамбли, для которых характерны согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом, регулярность планировки, подчёркивание горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей, симметричность и фронтальность композиций построек как элементов ансамбля, рассчитанных на восприятие с фасада. Архитектурные типы общественных, жилых и культовых зданий большей частью восходили к эпохам греческой архаики и классики, но интерпретировались в духе времени; появились новые виды зданий — библиотеки, мусейоны (Александрийский мусейон), инженерные сооружения (Фаросский маяк в Александрии). Синкретизм эллинистической религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных зданий, в которых сильнее, чем в гражданских постройках, сказалось взаимодействие с искусством Востока (святилище Асклепия на о. Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, городище Ай-Ханум в Северном Афганистане). Эксцентричность эллинистического зодчества нашла выражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии (алтарь Зевса в Пергаме). Эллинистический ордер отличается свободным отношением к традиционной схеме и тенденцией к усилению декоративно-оформительной функции за счёт конструктивной. В восточно-эллинистическом искусстве греческие ордера подверглись местной интерпретации («псевдокоринфские» капители колонн в Ай-Хануме). В изобразительном искусстве, наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, 2 в. до н. э.), существовала тенденция механического подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, начало 3 в. до н. э., Ватиканские музеи). Скульптура перестала служить гражданственным идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность, подчас иллюстративность («Лаокоон»).

Характерные для эллинистической пластики драматизм, экспрессия и патетическая страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме, статуе Нике Самофракийской. Многоплановость и противоречивость эллинистической скульптуры проявились в сосуществовании идеализированных портретов монархов, предельно монументализированных статуй божеств («Колосс Родосский»), гротескных мифологических (силены, сатиры) или горделиво величественных (терракоты Танагры) образов, острохарактерных изображений стариков, драматических «портретов философов». Широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая настроениями покоя. В мозаиках различаются свободная, живописная манера исполнения и более строгая, классицизирующая. Общие для Эллинистической культуры тенденции прослеживаются в вазописи, глиптике, торевтике, художественных сосудах из стекла.

В эпоху эллинизма не было создано столь целостной и законченной художественной концепции, какая имелась в эпоху классики, и это тоже один из существенных признаков угасания греческой цивилизации в эпоху эллинизма.

Чудеса света

В эллинистический период появились первые списки семи чудес света. Помимо известных египетских пирамид, висячих садов Семирамиды, статуи Зевса работы Фидия и Галикарнасского Мавзолея, в это время были сооружены храм Артемиды в Эфесе, Александрийский, или Фаросский маяк и статуя Гелиоса на острове Родос.

Александрийский маяк был воздвигнут архитектором Состратом Книдским на о. Фарос, соединенном с александрийским портом насыпной дамбой длиной в один километр. Маяк представлял собой двухэтажную башню высотой 120 метров: куб, а на нем — восьмигранник (по направлениям восьми основных ветров). Осветительный фонарь занимал третий этаж, выстроенный в виде цилиндра, а над ним находился купол с семиметровой статуей Посейдона. Здесь разводили огонь, который, отраженный металлическими зеркалами, был виден на расстоянии 50–60 км. Нижний этаж возвышался вплоть до XIV в. Сейчас на Фаросе военный форт, под ним погребены остатки маяка.

Родос в силу быстрого развития торговли и мореходства стал крупным эллинистическим государством. В честь одной из крупных военных побед в начале III в. до н. э. родосцы решили воздвигнуть невиданную по размерам статую бога солнца, покровителя острова. Статую предполагалось отлить из бронзы — с технической точки зрения почти невыполнимая операция, которую, однако, произвел ученик Лисиппа Харес из Линда. Он отливал статую высотой 35 метров по частям в течение двенадцати лет. Колосс простоял недолго, поскольку в 220 г. до н. э. на Родосе произошло землетрясение. Обломки Гелиоса еще застали арабы в X столетии.

Заключение

Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества. Изменения послужили основой для создания и распространения эллинистической культуры.

К кщего себя и жену, Currently hК концу I века до н.э. Рим утверждает своё владычество в эллинистическом мире. Но трудно обозначить, даже условно, конечную грань эллинизма - как во времени, так и в пространстве. Рим по-своему воспринял культуру Эллады и сам оказался эллинизированным. Сияние Эллады не померкло при римской власти, не угасло и после падения Рима.

Так же трудно определить географические границы эллинизма. Ибо влияние эллинизма распространялось не только непосредственно из таких коренных эллинистических очагов, как сама Греция и заморские греческие поселения, птолемеевский Египет, Малая Азия, Двуречье, но и через Рим, либо от одной культуры к другой на периферии античного мира.

СКУЛЬПТУРА ПАЛЬМИРЫ

Без характеристики искусства римских провинций картина развития искусства Римской империи не будет полной. Римская империя, владевшая огромной территорией, включала в себя области разной степени культурного развития. Восточные области империи (Египет, Передняя Азия, Греция) были очагами древнейших культур.

Богатейшими восточными провинциями империи были Сирия и Египет. Сирия имела большое значение в торговле с Востоком (Индией и Китаем). В Сирии были очень сильны традиции древневосточной культуры, но в городах, возникших в период эллинизма, преобладали античные традиции. Особенно были богаты города: Селевкия на Евфрате и Антиохия на Оронте.

Пальмира

Во 2 в. н. э. приобретает большое значение сирийский город Пальмира, сделавшийся в 3 в. н. э. центром самостоятельного государства. Пальмира уже в древности считалась одним из красивейших городов, и имя этого города сделалось нарицательным. Вдоль широких улиц тянулись крытые колоннады, заканчивающиеся огромными арками. Построенные в духе античных сооружений, эти постройки отличались от последних пышностью декоративных украшений, что характерно было для восточных сооружений.

После первой мировой войны Пальмира становится одной из наиболее актуальных и привлекательных проблем для археологов. Ее архитектура и искусство являются своего рода художественным феноменом в культуре Римской империи, а открытые в результате археологических раскопок памятники и надписи - бесценными историческими документами. Именно в Пальмире впервые за всю историю произошло мирное смешание культурных ценностей Востока с идеологией Запада. В результате этого сложилась новая, поражающая своим богатством и блеском культура, которая не будучи ни восточной, ни западной, принадлежит в сущности к ним обеим.Пальмирская религия, например, это конгломерат разных культов древнего Востока смешанных с элементами западных религий, а именно греческой и римской. Бел и Баальшамин, главные божества Пальмиры имеют много общего с Зевсом, а богиня Аллат - с Афиной. Фигуры на пальмирских скульптурах одеты в восточные, парфянские одеяния, а их глаза очерчены по образцу ассирийских скульптурных изображений. Зато композиция, а прежде всего декоративные элементы восходят к традиционной орнаментике, типичной для греческого и римского искусства. Колонны с кронштейнами для статуй, изображавших знатных жителей Пальмиры, увенчаны коринфскими капителями, почти не отличающимися от тех, которые стоят на форум Романум в Риме. Итак нет ничего удивительного в том, что не только размах и монументальность руин этого города, но и его исключительное место в античной среди земноморской цивилизации вызвали необычайно живой интерес исследователей к проблематике Пальмиры. Среди них следует назвать фамилию датчанина Г. Ингхольта- профессора Университета в Яле (США), который первым предложил классификацию пальмирской скульптуры.

Скульптура Пальмиры

Пальмира, несмотря на свою удаленность от моря, тесно связана торговыми путями с другими областями древнего мира. Воспринятые мастерами этого крупного города влияния были творчески переосмыслены, обогащены местными традициями, и к I веку произведения пальмирских скульпторов приобретают те черты неповторимости, которые позволяют говорить о городе как самостоятельном художественном центре.

В более ранних скульптурах (2 в. н. э.) общие черты с римскими портретами антониновского периода: выразительность черт лица, достаточно мягкая пластичность лепки, но приемы трактовки прядей волос близки приемам, известным нам по древним памятникам переднеазиатского искусства. Пальмирские портреты 3 в. н. э. уже далеки от римских психологических портретов. Скульптор уделяет внимание не столько проработке анатомического строения головы, плеч, рук, сколько отделке прядей волос, ювелирных украшений, узоров одежды.
Баальбек. Недалеко от Пальмиры находилось святилище римских и местных богов — Баальбек. Акрополь Баальбека и близлежащие храмы строились с конца 1 в. н. э. до 3 в. н. э. и представляли собой великолепный архитектурный комплекс. Акрополь открывался портиком пропилеи, широкая монументальная лестница вела к шестиугольному двору, обрамленному колоннами. Далее располагался огромный двор с портиками, в глубине которого возвышался грандиозный храм Юпитера — периптер коринфского стиля с мощными двадцатиметровыми колоннами. За пределами Акрополя стоял второй большой храм, посвященный Вакху, также представлявший собой коринфский периптер. Внутренняя поверхность стен храма расчленена коринфскими полуколоннами и нишами, расположенными в два яруса; кроме того, в глубине целлы на возвышении устроен был портик из разноцветного мрамора. Третий храм, круглый в плане с коринфскими колоннами и сложно крепованным антаблементом удивляет изысканностью своих форм. Весь комплекс Баальбека, так же как и колоннады Пальмиры, выполнен в античных архитектурных формах, но колоссальные масштабы, роскошь декоративного убранства заимствованы от восточной архитектуры.

Скульптурное убранство, орнаментика богато украшенных каменных ворот, фигурные композиции, изображающие умершего в окружении его семьи, сцены так называемого погребального пиршества, портреты умерших, изображаемых с диадемами, серьгами и богатыми ожерельями свидетельствуют о том, что все гробницы Пальмиры принадлежали богатым людям, жрецам, городским чиновникам, военачальникам, зажиточным купцам, владельцам караванов и т.п. Где же хоронилась городская беднота? Неужели все жители Пальмиры были богатыми так, как жители нынешнего Кувейта? Наверное нет. Бедных хоронили в могилах, выкопанных в пустыне, над которыми иногда ставили каменные стелы со скромным рельефом и надписью. Тем не менее, исследуя пальмирские некрополи, можно угадать судьбу некоторых родов, неожиданно попавших в такие денежные затруднения и настолько обедневших, что они уже не могли закончить начатого строительства своих "вечных домов". В Долине гробниц мы несколько раз могли убедиться в том, что с размахом начатые гробницы с широкими лестницами заканчивались маленьким подземным помещением, а построенные ранее подземные коридоры оставались часто неоконченными. Интересно, что все эти гробницы строились в 40-х годах II века, непосредственно после выхода нового закона о взимании пошлин, т.е. упомянутого выше "пальмирского тарифа". Можно догадываться, что изданный закон, несомненно очень выгодный для менее зажиточных жителей города, мог привести некоторые купеческие семьи к полному финансовому краху. Изучение пальмирской надгробной скульптуры открывает большие возможности перед каждым исследователем. К древнейшим ее памятникам, выполнявшимся в основном из мягкого, белого известняка (так называемый архаический период Пальмиры), принадлежат портретные головы, а прежде всего небольшие стелы с фигурными изображениями. Начиная со второй половины I века, в скульптуре преобладает твердый известняк. На основе некоторых иконографических деталей (причесок, характера драгоценных украшений на портретах женщин), а также на основе анализа формы (складок одежды или трактовки волос) можно различить три этапа развития этой скульптуры.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru

Фрагмент декора в виде виноградной лозы. Храм Бела I век н.э.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru

Свод таможенных правил «Пальмирский тариф». 1 век н.э.

Не следует забывать, что эффект пальмирской скульптуры подчеркивался богатой полихромией, следы которой сохранились до сих пор на некоторых памятниках.

В результате археологических изысканий, произведенных под святилищем Бела, были обнаружены надписи, относящиеся к 44 году до н. э., где идет речь о жрецах, служащих этому богу. Из этого следует, что монументальные здания строились в Пальмире уже в поздне-эллинистический период и что самые старые башенные гробницы, построенные на вершинах холмов в западной части города, следует отнести именно к данной эпохе.

Портал храма Бела опоясывал двойной ряд растительного орнамента. Мотив виноградной лозы с тяжелыми гроздьями является символом плодородия и неоднократно повторялся на более ранних памятниках. Но пальмирский мастер придает этому орнаментальному мотиву более реалистическую, чем, например, на хеттских стелах, трактовку: тщательно проработаны листья, усики, крупные ягоды. В таком подходе к изображению проявилось влияние античного искусства. Еще более оно ощутимо во втором ряду декора - листьях аканфа. Известно, что в строительстве храма принимали участие греки. Может быть, им принадлежит общий композиционный замысел, но исполнялась работа несомненно пальмирскими мастерами.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru

Храм Бела. Пальмира

Один из сюжетов фриза храма - торжественная процессия. Сохранился рельеф, изображающий идущих мужчин, трех закутанных в покрывало женщин, верблюда, везущего священные реликвии. Под плотной тканью, ложащейся округлыми складками, лишь угадывается контур голов и тел. Но их ритм, наклон голов полны выразительности и движения. Скульптор использует в этом произведении не столько пластические средства, сколько графические - контур и линию.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru

Плакальщицы. Фрагмент рельефа храма Бела. 1 век н.э.

По сюжету и стилю рельеф стоит несколько особняком среди других скульптурных памятников Сирии, но острая выразительность и редкая для искусства Пальмиры внутренняя динамика позволяют отнести его к числу лучших произведений того времени.

О существовании в Пальмире монументальных культовых и портретных статуй известно только из письменных источников и по нескольким сохранившимся фрагментам. Гораздо лучше известны рельефные произведения, происходящие из святилищ, башенных гробниц и склепов. Искусство рельефа было широко развито в Пальмире, и на его образцах хорошо прослеживается сложение и развитие местного стиля.

К числу ранних памятников, датирующихся первой половиной I века относится рельеф с изображением пальмирской триады богов - Баалшамин, Аглибол и Малакбел. Все три божества стоят в одинаковых позах: левая рука придерживает меч, правая поднята в благословляющем жесте. На них римская одежда и вооружение, детали которого переданы подробно и с большой тщательностью. Различают богов только атрибуты. На голове Баалшамина головной убор толос, за головой Малакбела солнечный диск, такой же диск и у Аглибола, только у него он еще перекрыт полумесяцем. Для рельефа характерны те черты парфянского искусства, которые в дальнейшем определяют все памятники пальмирской культовой скульптуры - фронтальность, статичность, строгий ритм повторяющихся движений, дробная декоративная и детальная передача одежды, вооружения и атрибутов.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru

Триада пальмирских богов. Рельеф из Пальмиры. (слева направо: Малакбел, Баалшамин, Аглибол) 1 век н.э.

Два интересных пальмирских рельефа происходят из Дура-Европос. Они являются посвятительными дарами пальмирских граждан, проживавших в Дуре, богу - покровителю этого города. На одном рельефе в центре изображен сидящий на троне бог, которого венчает, как следует из надписи, царь Селевк I Никатор. Эллинистический царь выступает здесь как основатель и защитник города. Слева расположен сам заказчик рельефа, совершающий жертвоприношение.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru
Рельеф с изображением божества и царя Селевка I Никатора. Из Дура-Европос. 159 г.

Все три фигуры даны в фас в соответствии с канонами парфянского искусства. Фигура божества значительно выше двух других: он показан сидящим, но голова его находится на одном уровне с головами Селевка и заказчика. Несколько нарушены пропорции. Так, у Селевка слишком велики голова и руки. Неверно передана перспектива при изображении жертвенника. особенности характерны не только для данного рельефа, они определяют все произведения пальмирского культового искусства, входящие в круг парфянских памятников. Столь же типичен для них интерес к проработке деталей и орнаментов, что придает рельефу в целом нарядность и декоративность.

Второй рельеф отмечен теми же стилистическими чертами, но в нем сильнее ощущается античное влияние. Центральной фигурой является Тюхэ, богиня-покровительница города. Ее облик несомненно навеян знаменитой эллинистической статуей Тюхэ из Антиохии на Оронте работы Евти-хида. Ее венчает Виктория. Греко-римские источники иконографии этих двух фигур совершенно ясны, но в исполнении пальмирского мастера они получают местную трактовку: позы фронтальны, статичны, пропорции нарушены. Помещенный слева даритель одет в греческую одежду и пальмирский головной убор.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru
Рельеф с изображением богини Тюхэ. Из Дура-Европос. 159 г.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru
Стела с изображением двух богинь. Из Пальмиры. II в.

Оба рельефа происходят из одного места, оба датируются 159 годом. Стилистически они очень близки между собой, но сюжет второго тематически теснее связан с памятниками греко-римского искусства.

Большое количество культовых и вотивных рельефов происходит из святилищ в окрестностях Пальмиры. Не всегда совершенные по исполнению, они интересны тем, что в них подчас проявляется новизна композиционного и пластического решения.

Наряду с традиционной трехфигурной композицией встречаются многофигурные рельефы. Например, на одном из рельефов, хранящихся в Национальном музее Дамаска, изображены шесть богов в парфянской одежде, вооруженных щитами и копьями и фланкированных фигурами богинь и посвятителя. Вертикали копий подчеркивают ритм стоящих фронтальных фигур. Диски щитов вносят элемент декоративности. Таким образом в композиционном решении выражена и присущая культовому произведению торжественность и декоративность, соответствующие интерьеру святилища, где находился рельеф.

Распространены были стелы с изображением загробной трапезы, а также геральдические сцены с двумя божествами-всадниками.

Большинство рельефов, происходящих из окрестностей Пальмиры, так называемой Пальмирены, стилистически ничем не отличаются от тех, которые находят в пределах самого города. Это свидетельствует о том, что либо мастерские по изготовлению рельефов находились в самой Пальмире, либо пальмирские скульпторы выезжали на места и работали там.

Особое место в искусстве Пальмиры занимают портретные рельефные надгробия. Они помещались в камеры башенных гробниц, а позже - подземных склепов. В торцах камер, в нишах экседр устанавливались рельефные имитации саркофагов в виде ложа. Такие саркофаги-ложа не встречаются в других восточных городах, но они до мельчайших подробностей совпадают с римскими и малоазийскими мраморными саркофагами. Однако расположение декора иное. На античных саркофагах между ножками ложа помещалась сюжетная или орнаментальная композиция. На саркофаге, происходящем из склепа Иарая в Пальмире, представлена пятифигурная композиция. Это местный художественый прием, которым никогда не воспользовался бы античный мастер, чтобы не нарушить тектонику памятника.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru
Саркофаг. Из Пальмиры. Фрагмент. II в.

В верхней части саркофага изображены возлежащие на ложе фигуры умерших - двух жрецов в парфянской одежде. На них длинные туники, широкие перехваченные у щиколотки штаны и мягкие расшитые туфли. Их головы венчают высокие жреческие головные уборы - модии. Их лицам приданы портретные черты. Рядом на подушках сидит женщина, а сзади стоят два мальчика. Сцена представляет заупокойную трапезу, в которой принимают участие все члены семьи. Впечатление объемности создается благодаря тому, что фон за головами вырезан. Такие торжественные композиции обычно изображали семьи основателей гробницы. Вдоль стен шли рядовые захоронения, прикрывающиеся рельефной плитой с поясным, реже в рост, строго фронтальным изображением покойного. Размеры и форма надгробий довольно однообразны, что было продиктовано назначением, расположением рельефов и их связью с архитектурой склепа. В качестве материала использовался местный мраморовидный известняк, изредка применялся и более дорогой привозной мрамор. Рельеф раскрашивался и снабжался эпитафией с именем умершего, а иногда и датой его смерти. Форма поясного надгробного портрета заимствована пальмирскими скульпторами из римской пластики. В стремлении к портретности также можно видеть результат влияния искусства Рима.

К числу прекрасных портретов второй четверти II века можно отнести стелу с изображением супружеской пары - Боша и Шалмы, хранящуюся в Эрмитаже. На гладком фоне плиты помещены в фас две поясные полуфигуры, выполненные в высоком рельефе. Поза и одежда супругов почти одинаковы. Они одеты в греческие хитоны и плащи, оставляющие открытыми только кисти рук. Индивидуальность лиц в этом раннем произведении передана еще довольно слабо.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru
Надгробие супружеской пары Боша и Шалмы. Из Пальмиры. II в.

Исполненный около середины II века эрмитажный портрет Забдибола позволяет уже говорить об образе, созданном под влиянием римского реалистического портретного искусства. Присущая искусству Востока стилизация сохранена и здесь, изображение по-прежнему фронтально, но образ индивидуален, в него привнесено эмоциональное начало. Свободными прядями ложатся волосы, тяжелые веки прикрывают глаза и смягчают неестественную пристальность взгляда. Портрет Забдибола отмечен утонченностью и болезненно-скорбным настроением.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru
Надгробие Забдибола. Из Пальмиры. II в.

Сравнение нескольких портретов II века убедительно доказывает, что в портретах пальмирских скульпторов находит выражение и точная фиксация внешнего облика и характеристика внутреннего мира изображаемого человека. На фрагменте рельефа из Одесского археологического музея перед нами предстает одухотворенный образ человека мыслящего, скептически настроенного, разочарованного. Совершенно иной характер запечатлен на надгробии писца римского легиона Хайрана в Эрмитаже: сильный, уверенный в себе, наблюдательный, сдержанный в проявлении чувств. Оба характера жизненно достоверны и убедительны.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru
Надгробие Хайрана. Из Пальмиры. Фрагмент. II в.

Такая же острота характеристики свойственна и женским портретам. В лице женщины с фрагмента надгробия в Эрмитаже ясно читается сдержанность, умение владеть собой и скрытая энергия.

Общая характеристика эллинизма - student2.ru
Женский портрет. Из Пальмиры. II в.

Одним из самых прекрасных произведений пальмирской портретной скульптуры можно считать мужскую голову в Нью-Карлсбергской глиптотеке в Копенгагене. Эта монументальная голова принадлежала, по-видимому, статуе, стоящей на агоре или украшавшей Большую колоннаду. Поэтому она выполнена с особой тщательностью и мастерством, в отличие от надгробных скульптур, которые делались, как правило, ремесленниками. Поворот головы, чуть приподнятая левая бровь придают движение и динамизм образу. Выразительность его подчеркнута нахмуренными бровями, беспокойным взглядом слегка косящих глаз, опущенными углами рта. При этом мастер не отказывается от традиционных приемов - декоративной передачи волос и бровей, обобщенной трактовки поверхности лица, сухости и графинности.

Интерес к человеку, его индивидуальным особенностям, его настроению впервые проявляется в искусстве Пальмиры во II веке. В этом следует видеть признаки влияния римского портретного искусства того времени. Примечательно, что пальмирские мастера воспринимали именно гуманистическую сущность римского искусства, идею значимости и неповторимости человеческой личности. Но воплощали они эту заимствованную идею в традиционных формах своего искусства: лица трактуются гладкими, обобщенными плоскостями; их оживляют графические приемы - процарапанные веки и брови, просверленные точки зрачков, контурная обводка губ, резко прочерченные морщины. В условной декоративной манере передаются и волосы. Эти приемы идут еще от древнейшего искусства Передней Азии.

Новые тенденции проявляются в портретном искусстве Пальмиры с начала III века. Идеология христианства вызывает новое отношение к человеку. Попытки раскрытия его внутреннего мира уступают место новым настроениям - мистицизму и духовному экстазу. Главным признается духовное начало, которое противопоставляется телесному. И выразителем его становится неподвижно-пристальный, застывший взгляд огромных, широко раскрытых глаз.

С 2012 года, из-за непрекращающихся военных действий на территории Сирии, несколько сотен памятников удалось эвакуировать из Пальмиры, однако не все они транспортабельны.

Заключение

20 мая 2015 года боевики террористической организации ИГИЛ взяли под контроль почти всю территорию Пальмиры, в связи с чем возникли опасения, что её постигнет та же участь, что и ряд других архитектурных памятников на территории Ирака, разрушенных боевиками. Через месяц они приступили к разрушению культурного наследия: 27 июня снесена статуя «Лев Аллат», 23 августа стало известно, что взорван храм Баалшамина. Боевики также казнили хранителя Пальмиры, известного сирийского археолога 82-летнего Халеда аль-Асаада. 30 августа 2015 года исламисты произвели взрыв храма Бэла, разрушив его. Спутниковые фотографии из космоса подтвердили эти факты. В ЮНЕСКО осудили варварские деяния. 4 сентября были разрушены три наиболее сохранившиеся погребальные башни, которые были созданы в римский период для богатых семей в Долине гробниц. Специалисты считают, что террористы уничтожают только то, что не могут продать. При этом они дали разрешение «черным» археологам искать артефакты, чтобы продавать их на чёрном рынке. 5 октября 2015 года боевики взорвали Триумфальную арку эпохи Древнего Рима — символ Пальмиры и античной Сирии. И эта война показала насколько уязвима история, как бы ее не охраняли.

Наши рекомендации