Римский портрет времени республики
Искусство Древнего Рима, как и Древней Греции, стало основой европейской культуры последующих столетий. Его отличают историческая достоверность и непосредственная связь с жизнью, аналитическое восприятие мира и практицизм. Строительство и архитектура в Древнем Риме достигли высочайшего уровня: применяются новые строительные материалы (бетон), широко используются арочные конструкции; благоустраиваются общественные площади – форумы, возводятся храмы, строятся водопроводы, прокладываются дороги и сооружаются мосты; в трактате «Десять книг об архитектуре» римского архитектора и инженера I в. до н. э. Витрувия формулируются принципы римской архитектуры («прочность, польза, красота»). Начиная с республиканского времени, становятся популярными такие виды и жанры искусства, как скульптурный портрет, исторический рельеф, монументальная живопись. На формирование портретного жанра особое влияние оказал обычай древних этрусков и римлян снимать с лица умершего восковую маску, поэтому для надгробных стел II–I вв. до н. э., статуй тогатусов (римлян в тоге) с портретами предков, портретов знаменитых республиканцев, например Юлия Цезаря или оратора Марка Туллия Цицерона, характерны, в первую очередь, физиономическая точность, фиксация внешних особенностей человека.
ВОПРОС №5
«ГРЕЧЕСКАЯ ЧЕРНОФИГУРНАЯ ВАЗОПИСЬ»
ТЕЗИСЫ ДАВЫДОВОЙ
Расписная керамика Аттики VI в. до н. э.
· Техника изготовления.
· Становление и развитие чернофигурной вазописи:
-чаши Сиана,
-тирренские амфоры,
-мелкофигурные чаши,
-амфоры с «метопами».
-Мастера Клитий и Эрготим: «ваза Франсуа»
(Флоренция, Археологический музей).
-Вазописец Экзекий: амфора «Ахилл и Пентесилея»
(Лондон, Британский музей),
килик «Дионис в ладье»
(Мюнхен, Государственные Античные собрания),
амфора «Ахилл и Аякс играют в кости»
(Рим, Музеи Ватикана).
· Появление ок. 530-х гг. до н. э. краснофигурной вазописи.
· Вазы – «билингвы». Андокид: амфора из Вульчи «Пирующий Геракл»
(Берлин, Государственные музеи, Античное собрание).
Переход к чистому чернофигурному стилю в керамике не совершился внезапно и одновременно во всех местных мастерских. Но можно считать, что к началу 7 века ориентализирующие тенденции изжили себя окончательно.
Победа чёрного силуэта означает централизацию керамического стиля и притом в двояком смысле:
· во-первых, внешне, так как аттические горшечники в борьбе с конкурирующими мастерскими захватили с середины 7 века до н. э. полную гегемонию в керамическом производстве,
· во-вторых, внутренне, так как вместо многочисленных школ ориентализирующей эпохи, с их индивидуальными приемами и случайными открытиями, устанавливается единая, последовательно развивающаяся система декорации.
В основу этой системы положен простой контрастмежду темными силуэтами фигур и светлым фоном, фигурные изображения с обозначенным контуром наносились черным лаком на светлую глину, прорабатывали внутри процарапанными линиями и нередко добавляли детали, отмеченные добавочными красками – обычно пурпурной или белой.
Темной глазури мастера чернофигурного стиля научились придавать сочный металлический отблеск, тогда как тон глины, прежде светло-желтый, приобретает теперь более темный, тепло-красный оттенок.
Чернофигурная техника вазописи заключалась в следующем. Созданные гончаром вазы сначала высушивались. Далее сосуды ещё до обжига расписывалась вазописцами: изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером (глянцевой глиной) с помощью кисти. Детали внутри изображения процарапывались по шликеру. Иногда дополнительно применялись краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок (фон), а шликер становился чёрным (фигуры).
Из декорации изгоняется все пестрое и лишнее, все те вставные узоры, которые в эпоху геометрического и ориентализирующего стиля заполняли пустые места между фигурами.
Если первые мастера чернофигурного стиля и не могли сразу избавиться от этой «боязни пустоты», то все же они стараются в свои орнаментальные вставки внести изобразительный смысл — например, заменяя розетку или пальметку летящей птицей и т. п.
Орнамент в чернофигурном стиле теряет всякое самодовлеющее значение и превращается в аккомпанемент, подчеркивая конструктивное членение сосуда; при этом самые мотивы орнамента приобретают совершенно абстрактный, тектонический характер.
Главный интерес керамистов теперь сосредоточен на человеческой фигуре, на действии, на событии.Сюжеты: охоты и битвы, о процессии и танцы, герои мифов - их подвиги и приключения.
В изображении богов и героев еще не установилось постоянной схемы: так, на чернофигурных вазах можно встретить бородатого Апол лона, Геракла без львиной шкуры, Афину без Эгиды. Любимым героем чернофигурного стиля был бог вина Дионис.
Формы сосудов:
Из больших сосудов особенной популярностью пользовалась амфора — двуручный сосуд для хранения вина и масла, изготовлявшаяся в двух вариантах:
1.амфора имеет яйцевидный корпус, с резко от деленной от него цилиндрической шеей
2.шея, плечи и корпус вазы не отделяются друг от друга и очерчены одним гибко изгибающимся контуром
Ко второму типу амфоры принадлежат и так называемые «панафинейские» амфоры, которые выдавались победителям в спортивных состязаниях, происходивших в торжественный день Панафиней.
Из сосудов для питья наиболее употребителен был канфар— глубокая чаша с двумя высоко изогнутыми ручками, и килик — плоская чаша с низкими ручками.
----------------------------------------------
Становление и развитие чернофигурной вазописи: (начало 6 века)
· чаши Сиана,
· мелкофигурные чаши,
· тирренские амфоры,
· амфоры с «метопами».
1. Сиа́нские ча́ши — условное название доминирующего типа древнегреческих ваз второй четверти VI века до н.э. Первые находки ваз данного типа осуществлены археологами близ городка Сиана на острове Родос, по имени которого чаши и получили своё название. Термин Сианские чаши предложил исследователь античности Джон Бизли.
Сианские чаши отличались от остальных:
- вогнутым верхним краем чаши и конусоподобной ножкой.
- пропорциями: и ножка, и верхний край больше.
- расписывались не только извне, но и часто внутри.
Именно так сложилась традиция круглых композиции внутри чаш, которая продолжалась в древнегреческой вазописи более 200 лет.
Исследователями определены две манеры вазописной отделки наружных поверхностей сианских чаш, условно названные «способ перекрытия» (или «наложения») и «двурегистровый способ». Последний способ более естественный и предусматривает разделение росписи на две горизонтальные зоны: первая охватывает широкий верхний край чаши, второй — остальные поверхности корпуса вазы. «Способ перекрытия» - роспись покрывает одновременно и верхний край, и корпус чаши, словно перекрывая их - позволял вазописцу изображать фигуры не такими мелкими.
двурегистровый способ
2. Мелкофигурные чаши – тонкостенные сосуды, для которых характерны высокая ножка, глубокое тулово с высоким венчиком, длинные изящные ручки и декор в виде миниатюрных фигур, по которым чаши и получили свое название.
Мелкофигурные чаши были выделены как класс основоположником методики атрибуции античной расписной керамики сэром Джоном Бизли, который заложил основы классификации и датировки, выявив основные разновидности формы и декора чаш, определив их принадлежность к гончарным мастерским и назвав имена ведущих вазописцев. Предшественником мелкофигурных чаш следует считать чаши Сиана, изготовлявшиеся в Аттике с середины 570-х гг. до н.э. Ножка у чаш Сиана короче и толще, чем у мелкофигурных, ручки – тоньше, тулово же с высоким венчиком позволяет делать выводы о связи этих двух форм.
Из всех разновидностей мелкофигурных чаш наиболее близки чашам Сиана так называемые «lip-cups» – чаши с отделенным от тулова высоким венчиком, способ размещения декора на наружной стороне которых близок некоторым типам декора, впервые изобретенным вазописцами, расписы- вавшими чаши Сиана. Композиции на чашах типа «lip-cup», как правило, состоят из одной-двух фигур на каждой стороне, расположенных или на венчике, или на тулове (реже – и там и там).
У второго типа мелкофигурных чаш, так называемых band-cups, высокий венчик постепенно переходит в тулово, образуя с ним единую плавную кривую по обводу контура чаши; отделение тулова от венчика обозначено цветом – венчик всегда покрыт черным лаком. Композиции на чашах типа «band-cup» часто имеют выделенный центральный элемент в виде группы из двух или трех фигур, по сторонам от которого симметрично располагаются остальные персонажи, или же состоят из ритмически повторяющихся однотипных фигур/пар.
Внутри большинство чаш типа «band-cup» декорированы окружностью с точкой внутри, в то время как на чашах типа «lip-cup» встречаются и фигуративные медальоны с орнаментальным обрамлением, напоминающим медальоны чаш Сиана.
После работ по классификации мелкофигурных чаш, проведенных Бизли, вклад в изучение вопросов датировки внес Ф. Виллар, создавший общую шкалу развития формы чаши в Аттике на основе сравнительного анализа особенностей развития формы и декора всех разновидностей чернофигурной керамики.
На сегодняшний день наиболее ранние по времени создания мелкофи- гурные чаши (так называемые гибридные, переходные от чаш Сиана к мелкофигурным) датируются 560– 550-ми гг. до н.э., основной массив чаш – 550– 530-ми гг. до н.э., поздние мелкофигурные чаши – 520-ми гг. до н.э.
В собрании Государственного Эрмитажа в виде целых форм и фрагментов представлены все разновидности мелкофигурных чаш – общее их количество составляет более трехсот пятидесяти единиц. Меньшая их часть поступила в музей в качестве покупок у коллекционеров в XIX – на- чале XX вв., большая часть – в результате археологических раскопок в разных центрах Северного Причерноморья в 1870 по 1991 гг.
3. Пережитки ориентализирующего стиля сохранились в группе аттических сосудов раннего VI века, которая в археологии известна под именем «тирренских» амфор. Декорация расположена на этих сосудах горизонтальными полосами, в которых чередуются фризы с орнаментом и изображениями животных и фантастических существ, и только в главной полосе, на плечах сосуда, дается какая-нибудь фигурная композиция, обычно в условной, геральдической схеме.
Бордюры животных и использование цвета напоминают коринфскую вазопись. Вероятно, что аттические вазописцы скопировали коринфские примеры, чтобы улучшить сбыт своих продуктов на этрусских рынках. Тирренские амфоры — аттические вазы, изготовлявшиеся во второй четверти VI в. до н. э. специально для вывоза в Этрурию.Таким образом афинские производители приняли участие в прямых соревнованиях с тогдашним лидером рынка – Коринфом.
4. Про амфоры с «метопами» нашла только, что …..Украшающие ее изображения обычно помещались в прямоугольниках-метопах по обеим сторонам вазы.
--------------------------------------------------------------------
Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. Название одного из предместий Афин, славившегося в VI и V вв. до н.э. своими гончарами, - Керамик – превратилось в название изделий из обожженной глины
Свое окончательное завершение чернофигурный стиль получил в Афинах. Этот расцвет чистого чернофигурного стиля продолжался недолго - тридцать лет. Причина в некотором внутреннем противоречии, присущем чернофигурному стилю. По существу своему этот стиль был основан на абстракции черного силуэта, был антинатуралистичен, направлен в сторону декоративной стилизации. А между тем именно в эпоху расцвета чернофигурного стиля в греческом искусстве с большой силой пробуждаются реалистические тенденции, интерес к завоеванию пластической формы. В этой борьбе пластический реализм оказывается сильнее линейной стилизации, и его окончательная победа ознаменовывается изобретением краснофигурного стиля примерно около 530—520 года.
К специфическим особенностям аттического чернофигурного стиля принадлежит обилие всякого рода надписей. Аттические горшечники не только надписывали рядом с фигурами все имена действующих лиц композиции, но иногда даже и слова, ими произносимые.
Кроме того, в аттических мастерских установился обычай, удержавшийся потом в течение почти ста лет: в вазовых надписях воздавать хвалу красивым юношам афинского аристократического общества — обычно в виде восклицаний «такой-то юноша красив». Так как очень часто в этих хвалах речь идет об исторически известных личностях, то подобные «надписи любимцев» дают исследователям очень важное подспорье для датировки того или другого сосуда.
Именно в аттической чернофигурной керамике авторы сосудов впервые стали систематически давать свои подписи на изготовленных ими вазах. Иногда в этой подписи указано только одно имя автора, иногда — два, в таком случае имена авторов сопровождались - …сделал, ….нарисовал. «Сделал» - относилась не к горшечнику, формовавшему сосуд, а к владельцу мастерской, который мог быть и живописцем, и горшечником, и просто предпринимателем.
Помимо смыслового назначения эти подписи выполняли и определенную орнаментальную роль. Для архаического вазописца промежутки между фигурами, означали еще не воздушное пространство, а непроницаемую плоскость сосуда.
В начале VI в. до н.э. для ваз чернофигурной техники было характерно стремление к детально повествовательным рассказамо тех или других событиях, заимствованных из мифов. При этом тулово вазы разбивалось на серию горизонтальных полос, где маленькие силуэтные изображения, верно передавая схему движения действующих лиц, отличались в первую очередь своей орнаментальной выразительностью.
· Родоначальником настоящего чернофигурного стиля в Афинах надо считать мастера Клития. Главное представление о стиле Клития дает большой кратер (сосуд для смешивания вина и воды), который находится теперь во Флоренции и по имени нашедшего его называется «вазой Франсуа».
Вазописец Клитий, гончар (по другой версии владелец мастерской) Эрготим. «Ваза Франсуа» Аттика. Вторая четверть VI в. до н. э. (ок. 560 г.) Глина. Высота 66 см (названа в честь открывшего ее в 1844 г. археолога Алессандро Франсуа) Флоренция, Археологический музей
Широкий, несколько тяжеловесный по формам кратер от горла до ножек покрыт росписью, расположенной в шести фризах. В эту раннюю пору чернофигурного стиля аттические керамисты настолько увлечены рассказом, что готовы принести ему в жертву всякие декоративные требования: Клитий продолжает рассказ в горизонтальных фризах не смущаясь внедрением в композицию ручек.
Роспись «вазы Франсуа» посвящена Ахиллу и его отцу Пелею.
В самом широком фризе – шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды.
Из подвигов Пелея рассказано о его участии в охоте на калидонского вепря.
Легенда об Ахилле иллюстрирована убийством Троила.
Но особенно блестяще удался Клитию и в декоративном, и в повествовательном смысле узкий фриз, украшающий ножку вазы, где изображена «Борьба пигмеев с журавлями».
Черты вазописи Клития:
· Угловатость и графичность рисунка
· Чрезмерная про странность его рассказа.
· Расцвет чернофигурного стиля падает примерно на середину и третью чет верть 7 века и связан с именами мастеров Амазиса и Эксекия.
Стиль Амазиса более архаичен:
· Рисункок несколько вялый, расплывчатый
· общая бездеятельность и неподвижность
· композиция построена на чисто декоративном равновесии стоящих фигур.
· композиции строго подчинены сферической поверхности сосуда
· воздействуют, главным образом, своим орнаментальным ритмом