Хаймито фон Додерер (1896 — 1966)
Хаймито фон Додерер — австрийский писатель, переосмыслявший опыт критического реализма в новых исторических условиях. Он считал, что писатель обязан опознать и изобразить через «вещный» мир более глубокую, «тотальную», связь фактов и событий, преломляющих в себе универсальные взаимосвязи всего сущего. По такому принципу построены его романы «Штрудльхофская лестница, или Мельцер и глубина лет» (1951) и «Бесы» (1956), составившие своеобразную дилогию. Строго продуманная, «симфоническая» (Додерер особенно любил сопоставление романной конструкции с симфониями Бетховена) архитектоника его романов помогает воссоздать широкую панораму австрийской действительности от преддверия первой мировой войны до пожара Венского Дворца юстиции 7 июля 1927 г. Однако при всей широте панорамы романам этим явно недостает социальной масштабности и перспективы, поскольку Додерер отрицал общественную ангажированность в любых ее проявлениях, всякое идеологическое построение было для него отражением «бесовского» и «демонического», чуждого, по его мнению, живой жизни. Задуманный писателем в конце жизни четырехтомный «симфонический» «Роман № 7» остался фрагментом: вышел первый том «Слуньские водопады» (1963) и — посмертно — неоконченный второй том «Пограничный лес» (1967). Наследие Додерера обширно, оно включает в себя стихотворения, романы, новеллы, сборники рассказов, разнообразную эссеистику, дневники и записные книжки. Статья «Основы и функции романа» представляет собой важнейший эстетический манифест Додерера, сыгравший определенную роль в спорах о романе второй половины XX в. Перевод статьи сделан по изданию: Н. von Doderer. Die Wiederkehr der Drachen. Aufsatze, Traktate, Reden. Biederstein Verlag. Munchen, 1970. На русском языке публикуется впервые.
387 Энтелехия — в философии Аристотеля активное начало, превращающее возможность в действительность.
389 Тангенциальный (мат.) — направленный по касательной к данной кривой.
Петер Хандке (р. 1942)
Петер Хандке — один из крупнейших представителей современной австрийской литературы. Широкую известность получил в 1966 г., когда на очередном заседании «Группы 47» обвинил писателей в эксплуатации затасканных литературных клише и неспособности передать современную реальность новыми художественными средствами. Хандке начал с ради
кального пересмотра средств драматургии (антидрама «Поругание публики», 1966) и прозы (антироман «Шершни», 1966). Произведения Хандке 60-х гг. пополнили поэтику модернизма «методом законописательства», состоящим в бесконечном уточнении высказанного положения — подобно стилистике уголовного кодекса. Заметное воздействие на эстетику Хандке оказали идеалистические течения современной буржуазной философии и языкознания (Л. Витгенштейн и др.): по Хандке, язык диктует человеку поведение, лишает его индивидуальности (пьеса «Каспар», 1968; 508 спектаклей в 21 театре только в сезон 1968/69 г.); отчуждение, разъединяющее людей, «первородное» объединяющего их языка и морали (пьеса «Скачка через Боденское озеро», 1971). Специфика литературной позиции Хандке яснее определилась в 70-е гг., когда он, постепенно преодолевая модернистские влияния (Беккета, Ионеско, «нового романа» и др.), стал активнее обращаться к опыту немецкоязычной (Гёте, Г. Келлер и др.) и мировой реалистической классики (Достоевский, Чехов). Стремление Хандке к «подлинности ощущений» и искренности человеческих взаимоотношений, его желание во что бы то ни стало пробить стену отчуждения и изолированности духовного бытия отдельных индивидуумов в современном капиталистическом мире, поиски новых художественных средств для устранения этого вакуума отчуждения — все это не может не вызывать симпатии. И в то же время нельзя не замечать и ограниченности поисков писателя, тех неизбежных иллюзий и заблуждений, которые вытекают из ложной предпосылки возможности сохранения аполитичных или консервативно-охранительных позиций в насквозь политичном мире XX в. Статья Хандке «Я — обитатель башни из слоновой кости» („Ich bin ein Bewohner des Elfenbeinturnms”, 1967) была опубликована в одноименном сборнике литературных эссе писателя в 1972 г. На русский язык переводится впервые.
Эрнст Яндль (р. 1925)
Эрнст Яндль — австрийский поэт,, один из крупнейших представителей «конкретной» поэзии. Яндль начал публиковаться в середине 50-х гг., выступив в русле «Венской группы» (см. с. 593 коммент.). Росту его популярности способствовало искуснейшее авторское исполнение собственных сочинений, его стихи распространяются на грампластинках, исполняются по радио. Поэтическое экспериментаторство Яндля не умещается в рамках модернистского формализма: во-первых, потому, что он пишет и вполне традиционные и общедоступные философские и пейзажные стихотворения, во-вторых, потому, что многие из его экспериментальных стихотворений основаны на большом лингвистическом чутье, на серьезном освоении национальной поэтической традиции (К. Моргенштерн, В. Буш и др.) и противоречивого опыта модернистской поэзии XX в. Эстетическое обоснование «конкретной» поэзии Яндль выводит из предпосылки, что звуковая и графическая оболочка слов, их расположение на листе бумаги заключают в себе серьезный смысловой и символический подтекст, не совпадающий полностью с лексическими значениями отдельных слов и словосочетаний, а порой и вступающий с ними в явное противоречие. Это противоречие Яндль усиливает еще и тем, что заменяет те или иные звуки или отдельные слоги в словах или меняет их местами, отчего существенно усиливаются двусмысленность и многозначность, появляются неожиданные иронические и юмористиче-
ские смысловые оттенки. Опыты Яндля далеко не всегда носят безобидно игровой характер, например в группе «военных» стихотворений Яндлю удалось средствами «конкретной» поэзии зримо воссоздать тяготы окопной солдатской жизни; стихотворения эти носят отчетливо антимилитаристский характер, хотя — в духе программы Яндля — никак не поднимают вопрос о причинах и виновниках империалистических войн. Статья «Предпосылки, примеры и цели одного из способов поэтического письма» опубликована в книге: Е. Jandl. Der gelbe Hund. Frankfurt am Main, 1969. На русский язык переводится впервые.
А. А. Гугнин
ШВЕЙЦАРИЯ
Герман Гессе (1877 — 1962)
Герман Гессе — писатель, литературный критик, человек редкой гуманитарной образованности, знаток искусств и литератур, философских и религиозных течений, неустанно размышлял о судьбах культуры, цивилизации, личности, роли художника в современном мире как в статьях и письмах, гак и в большинстве романов, в особенности в «Степном волке» (1927), «Игре в бисер» (1943). Почитатель Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Гёте, Жан Поля, Новалиса и немецких романтиков, Гессе явился продолжателем классической гуманистической традиции немецкой культуры XVIII — XIX вв. Кризису буржуазной культуры, понимаемому Гессе в духе, близком Я. Буркхардту, О. Шпенглеру, писатель стремился противопоставить веру в человека, надежду на человека «духа», который должен был преобразовать историю. Статья Гессе «Художник и психоанализ» (1918) — один из ранних писательских откликов на учение 3. Фрейда (за ним последовали эссе С. Цвейга «Зигмунд Фрейд», 1927, и Т. Манна «Фрейд и будущее», 1936), является программной в определении позиции писателей, близких к реализму, по отношению к новейшим направлениям психологии — в характере их творческого переосмысления, полемики с ними. Перевод осуществлен по изданию: Н. Hesse. Gesammelte Werke in zwölf Bänden. Zehnter Band. Betrachtungen. Aus den Gedenkblättern. Rundbriefe. Politische Betrachtun-gen. Frankfurt am Main, Suhrkampf Verlag, 1970. На русском языке публикуется впервые.
399 «Психоанализ» Фрейда — сформулированные австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 — 1939) теория и метод исцеления психических болезней с помощью постижения бессознательного и подсознательного в психических процессах.
Юнг Карл Густав — см. коммент. к с. 189.
...аналитическая психология обратилась непосредственно к народному мифу, саге и поэзии — таковы работы Отто Ранка «Художник и другие сочинения по психоанализу поэтического творчества» (1907), «Психоаналитические труды по изучению мифов» (1919), «Мотив кровосмешения в Поэзии и саге» (1912); К. Г. Юнга и К. Кереньи «Введение в сущность мифологии» (1941) и др.
...оба романа Леонгарда Франка — автобиографический роман немецкого писателя Л. Франка «Шайка разбойников» (1914) и повесть «Причина» (1915). Изображая бессознательное, прорывающееся в поведении человека. Франк внутренне полемизирует с фрейдовским внесоциальным подходом к человеку; один из персонажей «Причины» говорит о «великой опасности» психоанализа: «Там, где эта теория сталкивается с практикой, всегда происходит несчастье».
400 ...в некоторых сочинениях. Фрейда, Юнга, Штекеля — очевидно, имеются в виду «Толкование снов» (1900), «Психопатология повседневной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Тотем и табу» (1913) 3. Фрейда, «Метаморфозы и символы либидо» (1912) К. Г. Юнга, «Поэзия и невроз» (1909) В. Штекеля.
...труды по истории литературы; в которых жизнь писателя превращена в... картину болезни — имеется в виду психоаналитическая школа в литературоведении и характерный для нее жанр психобиографии с ее биологи заторским истолкованием психологических явлений и психологическим — социальных и общественных.
...такие психические механизмы, как вытеснения, сублимации, регрессии и т. д. — Т. наз. «глубинная психология» определяет следующие формы психологической защиты: вытеснение из сферы сознания в бессознательное неприемлемых для индивидуума и общества желаний, аффектов, влечений; вытесненное в бессознательное может быть «снято» лишь в сублимации — переключении энергии полового влечения на цели социальной деятельности и творчества, в утончении, облагорожении чувств, инстинктов; регрессия — возвращение к ранним переживаниям и психическим процессам.
...аналитики... используют поэтические произведения... как довод, как источник и подтверждение. — Фрейд обращался к творчеству Достоевского, С. Цвейга, Юнг — к «Фаусту» Гёте, музыкальным драмам Р. Вагнера, «Улиссу» Джойса и т. д.
401 ...информация о своем «комплексе» — «комплекс» в психоанализе — представления, неврозы, оказавшие неблагоприятное воздействие на личность; в учении Фрейда — «эдипов комплекс», в «Индивидуальной психологии» А. Адлера — «комплекс неполноценности».
Жан Поль (наст. имя Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, 1763 — 1825) — для Гессе величайший писатель всех времен («незаменимое и любимое сокровище наряду с Гёте»), произведения которого он издавал в 1913, 1922, 1943 гг.