Понятие о художественном образе. Система образов художественного произведения

Практическое занятие

Вопросы теории литературы в трактатах Аристотеля «Поэтика» (IV в. до н.э.), Г.Э. Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766)

задание

1. Прочитать и принести на практическое занятие тексты трактатов Аристотеля «Поэтика» и Г.Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии».

2. Выписать в тетрадь для литературоведческих терминов определения понятий

«мимесис»

«катарсис».

3. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.

Вопросы для обсуждения

1. Объем понятия «искусство» в современном гуманитарном знании.

2. Происхождение искусства, его предмет, функции. Искусство и наука.

3. Взгляды Аристотеля на сущность и значение искусства, отраженные в трактате «Поэтика». Теория мимесиса.

4. Классификация видов искусства в трактате Аристотеля. Аристотель о цели поэзии. Понятие «катарсиса».

5. Учение Аристотеля о родах поэзии (эпос, лирика, драма) и о сущности трагедии. Значение аристотелевой «Поэтики» в истории литературоведения.

6. Виды искусства, их классификация в трактате Лессинга. Вопросы, связанные со спецификой искусства, в трактате Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии».

Литература

1. Учебники, справочная литература, лекции

2. Аристотель Поэтика (любое издание). Гл.1-6, 9, 12-15, 18-21, 24-26.

3. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии (любое издание). Гл. 1-3, 5-9, 14-16, 22-25

4. Хрестоматия по теории литературы / сост. Л.Н.Осьмакова. М., 1982. С. 80-88, 115-121.

5. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 31-38, С.44-65 (Гл.2 «Специфика искусства»).

6. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978. С.57-75 («Происхождение искусства как формы развития общественного сознания»), С. 121-126.

7. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2013. С. 47-48, 123-126, 133-137, 146-151.

Практическое занятие

Понятие о художественном образе. Система образов художественного произведения

ЗАДАНИЕ

1. По справочным изданиям выяснить значение терминов

«образ художественный»,

«тип»,

«типический характер»,

«герой»,

«персонаж».

2. Выписать определения указанных понятий в тетрадь-словарь литературоведческих терминов.

3. Проанализировать систему образов в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма». Принести текст рассказа на практическое занятие.

4. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.

Вопросы для обсуждения

1. Общефилософское значение термина «образ». Образ как центральное понятие философской теории отражения.

2. Специфика художественного образа. Понятие о типическом. Соотношение понятий образ – характер – персонаж – герой – тип.

3. Структура и классификация художественного образа: образ-характер, образ-портрет, образ-пейзаж, образ-деталь, образ-мотив, образ-топос, образ-архетип.

4. Соотношение понятий главный – второстепенный – эпизодический – внесценический образ, образ-двойник, образ-антипод и др.

5. Проблема соотнесенности вымысла и действительности в художественном произведении.

Литература

1. Лекции, учебники, справочные издания.

2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С. 42-69

3. Введение в литературоведение / под ред.Л.В.Чернец. М., 2004. С. 22-52, 197-217, 230-236, 251-300 (или: М., 2012. С. 21-52, 216-240, 253-260, 276-314)

4. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С.31-44, 320-326, 431-438.

5. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С.68-76

6. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1978. С. 70-79

7. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. С.19-53, 60-72,111-118

8. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 90-96

Практическое занятие

Понятие о теме, проблеме, идее литературного произведения. Проблема автора. Тематика, идейное содержание рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»

ЗАДАНИЕ

1. По справочным изданиям ознакомиться с понятиями

«форма и содержание художественного произведения»,

«тема»,

«идея»,

«автор».

2. Выписать определение указанных понятий в тетрадь, отведенную для словаря литературоведческих терминов.

3. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.

Вопросы для обсуждения

1. Содержание понятий «тема», «тематика», «идея», «идейное содержание» художественного произведения.

2. Значение термина «автор». Авторское начало, авторская позиция, авторская концепция произведения.

3. Какие стороны действительности и почему привлекли внимание Чехова в рассказе «Дама с собачкой»? Какую среду, каких людей изображает автор в рассказе?

4. Какие психологические типы людей выведены в рассказе? Как меняются герои на протяжении повествования? Почему рассказ так называется (ведь в нем два главных персонажа)?

5. Какова главная мысль рассказа? В чем существо авторской идейно-эмоциональной оценки героев и событий? Охарактеризуйте авторскую позицию в рассказе. В чем своеобразие финала произведения?

Литература

1. Лекции, учебники, справочные издания

2. Чехов А.П. Дама с собачкой (любое издание)

3. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С. 100-114

4. Введение в литературоведение / под ред. Л.В.Чернец. М., 2004. С. 68-82 («Автор») (или: М., 2012. С. 70-85).

5. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С.88-107 (Гл. IV. «Идейное содержание литературных произведений»)

6. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. С. 146-152 (Гл.2 «Идея, тема (идейно-тематическая основа). Характеры»).

7. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2010. С. 25-75

8. Бердников Г. П. «Дама с собачкой» А.П.Чехова. Л., 1976

9. А.П.Чехов «Дама с собачкой». И.А.Бунин «Чистый понедельник». А.И.Куприн «Суламифь» / Тексты. Комментарии. Исследования. Материалы. Моделирование уроков. М., 2000. С.21-67

10. Хализев В.Е Теория литературы. М., 2013. С. 84-86, 96-102

Практическое занятие

ЗАДАНИЕ

1. По справочным изданиям познакомиться с понятиями

«сюжет»

«перипетии»

«фабула»

«конфликт»

«композиция»

2. Выписать определения указанных понятий в тетрадь-словарь литературоведческих терминов.

3. К практическому занятию выполнить конспект работы Л.С.Выготского «Психология искусства» (М.,1965. Гл.7)

4. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.

5. После практического занятия выполнить дополнительное задание (оформляется как самостоятельная домашняя контрольная работа): охарактеризовать особенности сюжета и композиции рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой».

Вопросы для обсуждения

1. Содержание понятия «сюжет». Конфликт как основа сюжета. Функции сюжета. Виды сюжетов. Сюжет и фабула.

2. Соотношение сюжета и фабулы в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание».

3. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка, концовка) в рассказе И.А.Бунина. Какие особенности элементов сюжета (структура, расположение, функции) можно выделить в этой новелле?

4. Роль сюжета в реализации идейного замысла рассказа И.А. Бунина.

5. Содержание понятия «композиция». Два основных аспекта композиции – композицияпредметного мира и композиция текста.

6. Расстановка персонажей, расположение образов, компоновка образных деталей в рассказе И.А. Бунина как пространственный компонентпредметного мира композиции (портрет, пейзаж, интерьер и т.п.).

7. Сюжет как временной компонентпредметного мира композиции.

8. Основные элементы композиции текстав новелле И.А. Бунина (деление на части, главы, эпизоды, абзацы, рамочные компоненты, повторы, мотивы, формы речи, соотношение повествования и описания, приемы монтажной композиции и др.)

9. Композиция как способ проявления автора, авторского начала, авторской концепции произведения (анализ точки зрения в повествовательном тексте).

Литература

1. Лекции, учебники, справочная литература

2. Бунин И.А. Легкое дыхание (любое издание)

3. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С.114-134

4. Введение в литературоведение / под ред. Л.В.Чернец. М., 2004. С. 103-118, 170-197, 217-230, 322-389 (или: М., 2012. С.107-124, 188-216, 240-253, 338-410).

5. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С.197-212

6. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. С.155-172

7. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2013. С.224-227,

8. Выготский Л.С. Психология искусства М., 1965. Гл.7 (конспект)

9. Смирнова Л.А. Проза Ивана Бунина. М., 1991

10. Сливицкая О.В. Фабула – композиция – деталь бунинской новеллы // Бунинский сборник. Орел, 1974. С.90-104

Практическое занятие

ЗАДАНИЕ

  1. Выписать в тетрадь-словарь определение следующих понятий:

эпитет параллелизм многосоюзие

сравнение повтор бессоюзие

олицетворение период многопадежие

метафора анафора градация

метонимия эпифора рефрен

синекдоха симплока гендиадис

аллегория анадиплосис алогизм

символ анаколуф амфиболия

перифраз эллипсис солецизм

гипербола силлепс плеоназм

литота эналлага тавтология

ирония инверсия анноминация

антономазия риторический вопрос

(восклицание,обращение)

парцелляция

сегментированные конструкции

присоединительные конструкции

  1. К практическому занятию выполнить конспекты источников из списка литературы.
  2. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Функции художественной речи. Слово и образ. Понятие «поэтический словарь».

2. Теория «внутренней формы слова» А.А.Потебни. Изобразительно-выразительные средства языка. Термины «троп», «фигура».

3. Теория метафоры. Классификация метафор.

4. Функции тропов и фигур в рассказе В.Г.Короленко «Огоньки».

5. Функции тропов и фигур в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

6. Найти тропы и фигуры, определить их роль в стихотворениях Б.Л. Пастернака «Гамлет», «Март», «Август» (из цикла «Стихотворении Юрия Живаго»), «Во всем мне хочется дойти…», «Без названия», «Ночь», «В больнице» (из последнего цикла «Когда разгуляется»).

Литература

1. Лекции, учебники, справочная литература, художественные тексты.

2. Введение в литературоведение / под ред.Л.В. Чернец. М., 2004. С.389-488 (или: М., 2012. С.410-441, 468-517)

3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. (любое издание).

4. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986

5. Чернец Л.В. К теории поэтических тропов // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2001. № 2. С. 7-19 (конспект)

6. Теория метафоры / под ред. Н.Д.Арутюновой. М., 1990

7. Потебня А.А. Мысль и язык // Хрестоматия по теории литературы / сост. Л.Н.Осьмакова. М., 1982. С.369-373

8. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986 (Ч.1. гл.3. «Тропы в поэзии начала XX века». С.78-106) (конспект)

Практическое занятие

ЗАДАНИЕ

  1. По справочным изданиям познакомиться с определениями понятий

«метр» «икт», «сильное и слабое место»

«ритм» «анакруза»

«размер» «эпикруза»

«стопа» «клаузула»

2. На основе учебного пособия В.Е.Холшевникова «Основы стиховедения» подготовить индивидуальные доклады по темам:

· «Силлабическая (слоговая) система. Особенности русской силлабики».

· «Реформа Тредиаковского – Ломоносова» (тексты трактатов в сокращении см.: Русская литература XVIII века. 1700-1775. Хрестоматия. / сост. В.А. Западов. М.,1979. С.83-85, 93-97).

3. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы и выполнить задания, предложенные для обсуждения на практическом занятии.

Вопросы для обсуждения

1. Понятия метра и ритма. Проблема поэтического языка, оппозиция «стих / проза». Системы стихосложения в русской поэзии.

2. Силлабическая (слоговая) система. Особенности русской силлабики.

3. Реформа Тредиаковского - Ломоносова.

4. Силлабо-тоническое стихосложение. Метрические и ритмические определители стиха. Двухсложные и трехсложные размеры. Стопа.

5. Определить метро-ритмические параметры стихотворения А.С.Пушкина «Зорю бьют…из рук моих…» (1829). Провести структурный и целостный анализ пушкинского текста, опираясь на работу Ю.М.Лотмана «Анализ поэтического текста» (Л., 1972).

6. Определить особенности метра и ритма стихотворений А.А.Фета «Над озером лебедь в тростник потянул…» (1854), «Певице» (1857), «Alter ego» (1878), «Сад весь в цвету…»(1884), «Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури…»(60-е гг.), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»(1877), «Одним толчком согнать ладью живую…»(1887), «Как трудно повторять живую красоту»(1888).

Литература

1. Лекции, учебники, справочная литература, художественные тексты

2. Введение в литературоведение /под ред. Л.В.Чернец. М., 2004. С. 416-442 (или: М., 2012. С.441-468)

3. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н.Поспелова. М., 1988. С. 352-364, 368-381

4. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С.172-197

5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 172-196 (или: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С.155-163)

6. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 2002 (и др. издания)

7. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. С.313-332

8. Илюшин А.А. Русское стихосложение М., 1988.

9. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М.,1998. С.64-65, 68-69, 79-93

10. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.237-240 (или: М., 2013. С.235-239 )

Практическое занятие

ЗАДАНИЕ

1. По справочным изданиям познакомиться с определениями понятий

«трехсложник с вариациями анакруз» «вольный стих»

«дольник» «разностопный стих»

«логаэд» «белый стих»

«паузник» «верлибр»

«тактовик»

«акцентный стих»

2. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы и выполнить задания, предложенные для обсуждения на практическом занятии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Общая формула тонического стиха, предложенная В.М.Жирмунским.

2. Трехсложник с вариациями анакруз – одна из начальных форм «расшатывания» силлабо-тонического стиха.

3. Дольники и логаэды – разновидности переходных форм от силлабо-тонической системы к тонической.

4. Тактовик и его разновидности.

5. Основные характеристики чисто тонического, или акцентного стиха.

6. Понятие полиметрической композиции (ПМК)

7. Проанализировать ритмическую структуру стихотворений

А.Блока «Вхожу я в темные храмы», «Девушка пела в церковном хоре»

С. Есенина «Я последний поэт деревни», «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью», «Смятение (Не любишь, не хочешь смотреть…)», «Настоящую нежность не спутаешь…»

М. Цветаевой «Маяковскому»

В. Маяковского «Парижанке», «Наш марш», «Послушайте».

Литература

1. Лекции, учебники, справочные материалы, художественные тексты

2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С.197-201

3. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н.Поспелова. М., 1988. С.385-392

4. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975

5. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. М., 2002. С.53-57, 60-75

6. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 2002. С. 282-296

7. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998. С.94-99

8. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. С.333-340

Практическое занятие

ЗАДАНИЕ

1. Выписать в словарь определение понятий

«лирика», «автопсихологическая лирика»,

«лирический герой», «ролевая лирика»,

«суггестивность»,

«медитация».

2. Законспектировать статью В.Г.Белинского «Разделение поэзии на роды и виды».

3. Познакомиться с видами анализа поэтического текста, изложенными в монографии Ю.М.Лотмана.

Выполнить конспект: Лотман Ю.М. «Анализ поэтического текста». Л.,1972. С.3-18 (или: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С.18-31)

4. Осуществить целостный и структурный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Определить соотношение субъективного и объективного в данном лирическом тексте. Охарактеризовать образ лирического героя.

5. Определить метро-ритмические, рифменные и строфические параметры стихотворения М.Ю.Лермонтова.

6. Провести структурный и целостный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Два голоса».

Литература

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 1953-1959. Т.5. С.7-67 (или любое другое издание) (конспект раздела о лирике)

2. Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С.153-161, 310-322 (или: М., 2012. С.162-171, 325-338)

3. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н.Поспелова. М., 1988. С.257-271

4. Гинзбург Л.Я. О лирике Л., 1974

5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста Л., 1972. С.180-186 (или: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С.18-31) (конспект)

6. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976. Гл.2

Практическое занятие

Задание

1. Выписать в тетрадь-словарь определение понятий

«драма»

«трагедия»

«комедия»

2. Законспектировать статью В.Г.Белинского «Разделение поэзии на роды и виды» (раздел о драматической поэзии).

Вопросы для обсуждения

1. Каковы черты специфики драматических произведений в отличие от произведений эпического и лирического родов?

2. Характер конфликта в трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» и особенности его сюжетной реализации.

3. Формы выражения авторской позиции в пушкинской трагедии.

4. Важнейшие признаки трагедии как драматического жанра и их проявление в трагедии Пушкина.

Литература

1. Лекции, учебники, справочные пособия, текст трагедии Пушкина

2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 1953-1955. Т.5. С.7-67 (или любое другое издание) (конспект раздела о драме)

3. Волькенштейн В. Драматургия. М., 1969

4. Лотман Ю.М. Пушкин. М., 1995. С. 306-309

5. Пути анализа литературного произведения / под ред. Б.Ф.Егорова. М., 1981. С. 110-121

6. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. М., 1981

7. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. М., 1975

Практическое занятие

Вопросы теории литературы в трактатах Аристотеля «Поэтика» (IV в. до н.э.), Г.Э. Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766)

задание

1. Прочитать и принести на практическое занятие тексты трактатов Аристотеля «Поэтика» и Г.Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии».

2. Выписать в тетрадь для литературоведческих терминов определения понятий

«мимесис»

«катарсис».

3. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.

Вопросы для обсуждения

1. Объем понятия «искусство» в современном гуманитарном знании.

2. Происхождение искусства, его предмет, функции. Искусство и наука.

3. Взгляды Аристотеля на сущность и значение искусства, отраженные в трактате «Поэтика». Теория мимесиса.

4. Классификация видов искусства в трактате Аристотеля. Аристотель о цели поэзии. Понятие «катарсиса».

5. Учение Аристотеля о родах поэзии (эпос, лирика, драма) и о сущности трагедии. Значение аристотелевой «Поэтики» в истории литературоведения.

6. Виды искусства, их классификация в трактате Лессинга. Вопросы, связанные со спецификой искусства, в трактате Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии».

Литература

1. Учебники, справочная литература, лекции

2. Аристотель Поэтика (любое издание). Гл.1-6, 9, 12-15, 18-21, 24-26.

3. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии (любое издание). Гл. 1-3, 5-9, 14-16, 22-25

4. Хрестоматия по теории литературы / сост. Л.Н.Осьмакова. М., 1982. С. 80-88, 115-121.

5. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 31-38, С.44-65 (Гл.2 «Специфика искусства»).

6. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978. С.57-75 («Происхождение искусства как формы развития общественного сознания»), С. 121-126.

7. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2013. С. 47-48, 123-126, 133-137, 146-151.

Практическое занятие

Понятие о художественном образе. Система образов художественного произведения

ЗАДАНИЕ

1. По справочным изданиям выяснить значение терминов

«образ художественный»,

«тип»,

«типический характер»,

«герой»,

«персонаж».

2. Выписать определения указанных понятий в тетрадь-словарь литературоведческих терминов.

3. Проанализировать систему образов в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма». Принести текст рассказа на практическое занятие.

4. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.

Вопросы для обсуждения

1. Общефилософское значение термина «образ». Образ как центральное понятие философской теории отражения.

2. Специфика художественного образа. Понятие о типическом. Соотношение понятий образ – характер – персонаж – герой – тип.

3. Структура и классификация художественного образа: образ-характер, образ-портрет, образ-пейзаж, образ-деталь, образ-мотив, образ-топос, образ-архетип.

4. Соотношение понятий главный – второстепенный – эпизодический – внесценический образ, образ-двойник, образ-антипод и др.

5. Проблема соотнесенности вымысла и действительности в художественном произведении.

Литература

1. Лекции, учебники, справочные издания.

2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С. 42-69

3. Введение в литературоведение / под ред.Л.В.Чернец. М., 2004. С. 22-52, 197-217, 230-236, 251-300 (или: М., 2012. С. 21-52, 216-240, 253-260, 276-314)

4. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С.31-44, 320-326, 431-438.

5. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С.68-76

6. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1978. С. 70-79

7. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. С.19-53, 60-72,111-118

8. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 90-96

Практическое занятие

Понятие о теме, проблеме, идее литературного произведения. Проблема автора. Тематика, идейное содержание рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»

ЗАДАНИЕ

1. По справочным изданиям ознакомиться с понятиями

«форма и содержание художественного произведения»,

«тема»,

«идея»,

«автор».

2. Выписать определение указанных понятий в тетрадь, отведенную для словаря литературоведческих терминов.

3. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.

Вопросы для обсуждения

1. Содержание понятий «тема», «тематика», «идея», «идейное содержание» художественного произведения.

2. Значение термина «автор». Авторское начало, авторская позиция, авторская концепция произведения.

3. Какие стороны действительности и почему привлекли внимание Чехова в рассказе «Дама с собачкой»? Какую среду, каких людей изображает автор в рассказе?

4. Какие психологические типы людей выведены в рассказе? Как меняются герои на протяжении повествования? Почему рассказ так называется (ведь в нем два главных персонажа)?

5. Какова главная мысль рассказа? В чем существо авторской идейно-эмоциональной оценки героев и событий? Охарактеризуйте авторскую позицию в рассказе. В чем своеобразие финала произведения?

Литература

1. Лекции, учебники, справочные издания

2. Чехов А.П. Дама с собачкой (любое издание)

3. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С. 100-114

4. Введение в литературоведение / под ред. Л.В.Чернец. М., 2004. С. 68-82 («Автор») (или: М., 2012. С. 70-85).

5. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С.88-107 (Гл. IV. «Идейное содержание литературных произведений»)

6. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. С. 146-152 (Гл.2 «Идея, тема (идейно-тематическая основа). Характеры»).

7. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2010. С. 25-75

8. Бердников Г. П. «Дама с собачкой» А.П.Чехова. Л., 1976

9. А.П.Чехов «Дама с собачкой». И.А.Бунин «Чистый понедельник». А.И.Куприн «Суламифь» / Тексты. Комментарии. Исследования. Материалы. Моделирование уроков. М., 2000. С.21-67

10. Хализев В.Е Теория литературы. М., 2013. С. 84-86, 96-102

Практическое занятие

Наши рекомендации