Различия между Онегиным и автором
Цитаты из прозы.
Жуковский «Светлана»
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок
Сняв с ноги, бросали…»
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье» Фонвизин «Недоросль»
Стародум «В большом свете водятся премелкие души»
«Унижать рабством себе подобных беззаконно»
Простаков«Без вины виноват»
«без наук люди живут и жили», «ученье- вздор», главное, «достаточек уметь нажить и сохранить» - философия невежественного дворянства
«Уж четыре года как учится» – о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)
Еремеевна получает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день»
Простакова «Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?
Грибоедов «Горе от ума»
Современники о комедии:
Пушкин «Много ума и смешного в стихах», «разительная картина нравов»
Катенин «Ума и соли тьма»
Софья «Счастливые часов не наблюдают»
«Он не в своем уме» (о Чацком) - первая распускает слух.
Фамусов «Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой» «Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца» (Софье) «Кто беден, тот тебе не пара» (Софье) «Что будет говорить княгиня Марья Алексевна!» (фраза заканчивает комедию, зависимость Фамусова от чужого мнения)
Молчалин: «В мои года не должно сметь
Свое суждение иметь» (бесхребетность и подобострастие)
Завет отца Молчалину – «угождать всем людям без изъятья»
«Злые языки страшнее пистолета»
Чацкий «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться»
«Дома новы, но предрассудки стары»
«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
«Молчалины блаженствуют на свете!»
«А врочем, он дойдет до степеней известных
Ведь нынче любят бессловесных»(о Молчалине)
Пушкин «Капитанская дочка»
«Береги платье снову, а честь смолоду» - эпиграф, завет отца Гриневу
«Я приехала просить милости, а не правосудия» - Маша Миронова Екатерине II
Швабрин описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою»
«Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести» - Гринев Пугачеву.
«Евгений Онегин»
«Неужто ты влюблен в меньшую?
-А что? – «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт»
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила» (Ольга)
«Он с лирой странствовал на свете:
Под небом Шилера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем» (Ленский)
«Ни красотой сестры своей,
ни прелестью ее румяной,
Не привлекла она б очей» (Татьяна)
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой»(Татьяна)
«Я вас люблю(к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»(последнее объяснение Татьяны с Онегиным)
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины» (традиции в семье Лариных, которые отчасти объясняют страсть Татьяны к мистике, гаданиям, ее любовь к природе)
«Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил»(об Онегине, светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)
«Уж не пародия ли он?» (Татьяна об Онегине)
«С вашим –то умом быть чувства мелкого рабом?(Татьяна Онегину, вопрос о сомнениях Татьяны по поводу любви к ней Евгения)
Композиционная особенность романа - открытый финал, автор оставляет Онегина после объяснения с Татьяной
«И здесь, героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго, навсегда»
Различия между Онегиным и автором
Театр для Онегина- это место, где можно показать себя и безнаказанно полюбоваться в лорнет на незнакомых дам.
Для автора театр – это «волшебный край»
Природа на Онегина наводит сон.
Автор «предан всей душой полям, цветам, деревне» Любовь
Для Онегина любовь- это «наука страсти нежной», обязательным условием которой является умение «лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать»
Автор говорит, вспоминая о своей любви, что «завидовал волнам, бегущим бурной чередою с любовью лечь к ее ногам»
Творчество Онегин лишен умения и возможности выразить себя в творчестве «труд упорный, ему был тошен; ничего/ не вышло из пера его»
Смысл собственной жизни автор видит в следующем «быть может, в Лете не потонет, строфа, слагаемая мной»
Поэма «Медный всадник»
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн
И вдаль глядел.» (о Петре 1)
Гоголь «Шинель»
«Зачем вы меня обижаете?» - фраза, повлиявшая на молодого человека, прозвучала по библейски: «Я брат твой».
Значительное лицо, до смерти испугавшее Башмачкина своим начальственным окриком, узнав о смерти его «остался даж пораженным, слышал угрызения совести и весь день был не в духе» «Ревизор»
«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор» - открывает пьесу эта фраза Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.
Попечитель богоугодных заведений Земляника «Человек простой: если умрет, то и так умрет, а если выздоровеет, то и так выздоровеет»
«Единственным положительным героем моей комедии является смех»- признавался Гоголь
Доктор со зловещей фамилией Гибнер «по-русски ни слова не знает»
Городничий «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!» «Мертвые души»
Принцип изображения помещиков:
Внешний вид усадьбы Состояние хозяйства
Господского дома Внутреннего убранства
Характеристика помещика
Его взаимоотношения с Чичиковым
О Манилове «глупо и без толку готовится на кухне», «пусто в кладовой», а между тем, воздвигнута «беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью «Храм уединенного уединения»» (духовная пустота)
Коробочка «крепколобая» и «дубинноголовая»
«Ноздрев в тридцать пять лет был таков ж совершенно, как в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять»
Плюшкин «прореха на человечестве»
Общие черты помещиков: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота.
«Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой!» - говорил отец Чичикову (завет отца)
Гоголь о Чичикове: «справедливее всего навать его хозяин – приобретатель»
Лермонтов «Мцыри»
Мцыри живет в чуждой среде, лишенной всех близких:
«Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
…Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил,
Не то что милых душ - могил!»
«Герой нашего времени»
Хронология глав: «Тамань», «Княжна Мэри», начало повести «Бэла», «Фаталист», конец повести «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «журналу Печорина»
Перед дуэлью с Грушницким Печорин размышляет : «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
«Неужто, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды?»(Печорин)
«После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?»(Печорин)
«И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?» (Печорин)
«Герой нашего времени - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии»
Островский «Гроза»Катерина «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет летать» (вольность, стремление к свободе)
Законы «темного царства»: В нем правят деньги «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (Варвара Катерине)
Любое живое слово, живая мысль, живое чувство преследуются в городе.
Тургенев «Отцы и дети»
Писарев «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать подвиг»
Базаров нигилист, т.е. «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.»(так объясняет Аркадий)
Базаров «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»
«Рафаэль гроша медного не стоит»
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
«Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр!» - Базаров об Одинцовой (цинизм)
Перед дуэлью с Павлом Петровичем Базаров думает: «Нет, я еще долго на свете маячить буду»
Катя говорит Аркадию «Он хищный, а мы с вами ручные»
Перед смертью Базаров Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет»
Чехов «Ионыч»
Врач Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча.
Семья Туркиных «Вишневый сад»
Лопахин:«Приходите все посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как полетят на землю деревья!»Двойное ударение в названии. Горький «На дне»
Лука «Во что веришь - то ты и есть»
«По-моему ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»
О человеке «он – каков ни есть, а всегда своей цены стоит»
«Человек всего может…Лишь бы захотел»
«Человека приласкать никогда не вредно»
Сатин «Человек - это звучит гордо!»
«Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью»
«Правда - бог свободного человека, ложь - религия рабов и хозяев»
Маяковский «Облако в штанах» Четыре части - каждая реализует конкретную идею
1.Долой вашу любовь 2.Долой ваше искусство 3.Долой ваш строй 4.Долой вашу религию Ахматова поэма «Реквием»
Посвящена жертвам сталинских репрессий.
В первых строках «Вступления» возникает образ «страшного мира»:
«Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград»
Изображается драма всей безвинной Руси:
«Буду я, как стрелецкие женки,
Под тюремными башнями выть»
Эпиграфом являются строки их ст. «Так не зря мы вместе беседовали»:
«Нет! И не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл-
Я была тогда с мим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был»
Литературные направления
Художественный метод = литературное направление = литературное течение
Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни
Реализм - XIX - XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Символизм - 1870 - 1910 годы
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты. Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий,
О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия)
Имажинизм - 1920-е годы
1) Победа образа над смыслом и идеей.
2) Насыщенность словесных образов.
3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания
Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин
Цитаты из прозы.
Жуковский «Светлана»
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок
Сняв с ноги, бросали…»
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье» Фонвизин «Недоросль»
Стародум «В большом свете водятся премелкие души»
«Унижать рабством себе подобных беззаконно»
Простаков«Без вины виноват»
«без наук люди живут и жили», «ученье- вздор», главное, «достаточек уметь нажить и сохранить» - философия невежественного дворянства
«Уж четыре года как учится» – о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)
Еремеевна получает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день»
Простакова «Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?
Грибоедов «Горе от ума»
Современники о комедии:
Пушкин «Много ума и смешного в стихах», «разительная картина нравов»
Катенин «Ума и соли тьма»
Софья «Счастливые часов не наблюдают»
«Он не в своем уме» (о Чацком) - первая распускает слух.
Фамусов «Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой» «Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца» (Софье) «Кто беден, тот тебе не пара» (Софье) «Что будет говорить княгиня Марья Алексевна!» (фраза заканчивает комедию, зависимость Фамусова от чужого мнения)
Молчалин: «В мои года не должно сметь
Свое суждение иметь» (бесхребетность и подобострастие)
Завет отца Молчалину – «угождать всем людям без изъятья»
«Злые языки страшнее пистолета»
Чацкий «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться»
«Дома новы, но предрассудки стары»
«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
«Молчалины блаженствуют на свете!»
«А врочем, он дойдет до степеней известных
Ведь нынче любят бессловесных»(о Молчалине)
Пушкин «Капитанская дочка»
«Береги платье снову, а честь смолоду» - эпиграф, завет отца Гриневу
«Я приехала просить милости, а не правосудия» - Маша Миронова Екатерине II
Швабрин описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою»
«Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести» - Гринев Пугачеву.
«Евгений Онегин»
«Неужто ты влюблен в меньшую?
-А что? – «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт»
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила» (Ольга)
«Он с лирой странствовал на свете:
Под небом Шилера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем» (Ленский)
«Ни красотой сестры своей,
ни прелестью ее румяной,
Не привлекла она б очей» (Татьяна)
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой»(Татьяна)
«Я вас люблю(к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»(последнее объяснение Татьяны с Онегиным)
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины» (традиции в семье Лариных, которые отчасти объясняют страсть Татьяны к мистике, гаданиям, ее любовь к природе)
«Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил»(об Онегине, светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)
«Уж не пародия ли он?» (Татьяна об Онегине)
«С вашим –то умом быть чувства мелкого рабом?(Татьяна Онегину, вопрос о сомнениях Татьяны по поводу любви к ней Евгения)
Композиционная особенность романа - открытый финал, автор оставляет Онегина после объяснения с Татьяной
«И здесь, героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго, навсегда»
Различия между Онегиным и автором
Театр для Онегина- это место, где можно показать себя и безнаказанно полюбоваться в лорнет на незнакомых дам.
Для автора театр – это «волшебный край»