Моделирование обонятельных ощущений
Напряженность
Спокойствие
_
+______
_
_
1____
_
_________4_
_____
3_6_4_
_____(_
Медленно Быстро
Медленно Быстро
"_
$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________
"_!
_"____ 1
______________________ )!
_________$!
"_ ;_____________ ___-______ ________4 _______
Долгое время в отечественной психологии наслед_
ственным особенностям творческих гениев и просто
талантливых людей не придавалось большого значения.
В советской педагогике довольно расхожим было из_
речение о том, что «нет плохих учеников, есть только
плохие учителя». Из этого следовало, что если к любо_
му ученику приставить хорошего педагога, то он мо_
жет из любого воспитать личность с заданными свой_
ствами, умениями и навыками, будь то ученый, писа_
тель или врач.
Между тем действительность опровергала и
опровергает подобные революционные установки, и
под влиянием неоспоримых фактов биологии и генети_
ки марксистские философы вынуждены были признать
существование природной предрасположенности к
творческой активности и возможности достижения
человеком наивысших результатов в своей области.
Открытия в области генетической биологии показа_
ли, что для всех тех, кто внес большой вклад в развитие
науки, культуры, общественное переустройство, оказа_
лись свойственна огромная работоспособность, такая же
концентрация внимания на решаемой задаче и стрем_
ление к предельному совершенству в том, что они дела_
ют. Исследования в области биохимии мозга показали,
что для творческих и высокопродуктивных личностей
характерно наличие в мозге избытка некоторых хими_
ческих веществ, которые и делают возможной их неимо_
верную результативность. Известный отечественный
генетик В.П. Эфроимсон, тщательно изучивший эту
проблему, выявил, что в основе необычайной активно_
сти и работоспособности гениев и творческих личнос_
тей может лежать несколько возможных причин.
Первая из них — некоторое нарушение обмена
веществ, приводящее к появлению в организме повы_
шенного уровня мочевой кислоты. В медицинских сло_
варях этот симптом именуется как «гиперурикемия».
Исследования в этой области показали, что хими_
ческая формула мочевой кислоты очень сходна с ко_
феином и теобромином, известными стимуляторами
умственной активности. Организм нормального чело_
века содержит около 1 г мочевой кислоты, причем
ежесуточно в организме образуется и выводится из
него около 0,5 г. В организме больного подагрой посто_
янный уровень мочевой кислоты в крови повышен в
1,5–1,8 раз против нормы, а общее содержание ее в
организме достигает 30 г1.
К избытку мочевой кислоты приводит употребле_
ние таких продуктов питания, как красное вино, кофе,
мясо и пиво. И одно время думали, что подагра возни_
кает именно из_за подобной диеты. Но более тщатель_
ное изучение показало, что повышенное содержание
мочевины может вырабатываться в организме и у тех
людей, которые сидят на растительной диете; таким
образом симптом имеет генетическую предрасполо_
женность.
С одной стороны, избыток мочевины в организме
ведет к болезни, именуемой подагрой, при которой
болят и деформируются суставы пальцев рук и ног.
С другой стороны, этот избыток обеспечивает челове_
ку высокую умственную активность, а кроме нее — це_
леустремленность, настойчивость и работоспособность.
Среди тех, кому историками и врачами приписы_
вается это заболевание, В. Эфороимсон называет име_
на Александра Македонского и Тамерлана, Бориса
Годунова и Ивана Грозного, Петрарки и Христофора
Колумба, Галилея и Вольтера, Бетховена и Бисмарка.
Согласно историческим хроникам, многие античные
герои, осаждавшие в свое время Трою, страдали от этой
болезни. Среди них — Приам, Ахилл и Улисс. Все
вышеназванные исторические и мифические личнос_
ти обладали особой целеустремленностью в достиже_
нии поставленных целей. Следует, однако, отметить,
что наличие настойчивости и упорства в достижении
цели не является монополией и прерогативой подаг_
риков.
1 Эфроимсон В.И. Генетика гениальности. М., 2004. С. 77.
$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________
"_"
(__) *_ _________ ______________ ________
"_+
Вторая причина высокой творческой продуктивно_
сти — стимуляция мозга на основе гипоманиакального
психического расстройства (имеющего название цик_
лотимии или циркулярного психоза) при котором на_
строение периодически сменяется с одного знака на
другой, от глубокой депрессии до беспечной эйфории.
Как правило, подъем творческого состояния и работо_
способности связан с переходом от плохого настрое_
ния к хорошему, при котором жизнь кажется более
яркой и интересной, а работоспособность, острота
мысли, полет воображения и творческая активность не
знают границ и пределов.
Среди тех, кто страдал от этого заболевания, мы
находим таких выдающихся художников и политичес_
ких деятелей, как Николай Гоголь и Роберт Шуман,
Винсент Ван Гог и Теодор Рузвельт, Уинстон Черчилль
и Эрнест Хемингуэй.
В третью группу выдающихся творческих личнос_
тей вошли те, у кого, по мнению, биологов присутство_
вали оба вышеуказанных фактора – гиперурикемия и
циклотимия. Среди них — Гете и Шопенгауэр, Пуш_
кин и Диккенс, Лютер и Дарвин. Гете говорил про себя,
что его природа — колебаться между крайностями
бурного веселья и болезненной меланхолии. «Способ_
ность изобретать, делать что_то, сам метод работы, так
же как настроение, радость, грусть, энергия, слабость,
инициатива, прострация — все сменяется регулярно_
циркулярным образом».
Еще одним признаком таланта биологами была
признана общая мощь мозга, которая оказалась связа_
на с объемом мозга и высотой лба. В своей книге «Ге_
нетика гениальности» В.П. Эфроимсон приводит дан_
ные о том, что среди выдающихся личностей — и уче_
ных, и художников, и полководцев — очень много таких,
которые обладали большими и высокими лбами.
Природная одаренность для своего полноценного
проявления должна попасть в благоприятную среду,
которая связана с хорошими учителями, любящими
родителями и материальным достатком. Без этих усло_
вий гениальность и талантливость могут остаться толь_
ко в потенции и не развиться до уровня общественной
значимости. Почти всем вышеназванным творческим
гениям судьба предоставила такую возможность.
Различия в подходах к изучению жизни ученого и
художника во многом зависят от особенностей деятель_
ности их мозга, которые, в свою очередь, обусловлены
функциональной асимметрией коры больших полуша_
рий головного мозга.
,_ =___0_____)___ _________ _________ _____
_ __ _______ __ ________4 #__0___
Одна из наиболее существенных черт личности
художника связана с его особой психической органи_
зацией. Здесь мы видим и высокую впечатлительность,
и наблюдательность, и склонность к эмоционально_
чувственному восприятию мира. Известно, что
И.П. Павлов делил всех людей на два типа: на «мысли_
телей» и «художников», в зависимости от преоблада_
ния у одних людей первой сигнальной системы (отве_
чающей за эмоциональную сферу) и второй сигналь_
ной системы, связанной со словом.
Исследования, проведенные в 60_е гг. ХХ в. анг_
лийским физиологом Робертом Сперри, показали, что
подобные различия могут быть связаны с преимуще_
ственной работой либо правого полушария, либо лево_
го. Канадский нейрофизиолог Уильям Пенфилд стиму_
лировал у своих пациентов при помощи слабых элек_
трических токов определенные зоны правого полу_
шария, вызывая при этом у них яркие картины раз_
личных воспоминаний. Его пациенты могли отчетливо
видеть себя в разных ситуациях далекого прошлого,
слышать звуки духового оркестра или рождественско_
го гимна, исполняемого в церкви. При этом они ощу_
щали себя одновременно в двух ситуациях — и в сво_
ем детстве, и в операционной, где с ними проводились
эксперименты. Как только стимуляция мозга током пре_
кращалась, обрывался и поток воспоминаний.
Исследования Р. Сперри и У. Пенфилда, а в нашей
стране В. Ротенберга и В. Аршавского показали, что ле_
вое полушарие отвечает за переработку вербальной
информации, в которой линейные связи логически свя_
заны друг с другом при помощи слова, цифры или ка_
кого_либо символа. Правое полушарие отвечает за вос_
приятие и память бессловесных зрительных, цветовых
и слуховых образов, за передвижения тела в простран_
$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________
"__
(__) *_ _________ ______________ ________
"_,
стве. Оно отвечает также за работу интуитивного мыш_
ления, полет фантазии, создание острот и сновидений.
В правом полушарии хранится и ранний доречевой
детский опыт ребенка, не умеющего пока еще выражать
себя в словах. Существуют веские доказательства, что
именно правое полушарие является тем резервуаром, в
котором хранится бессознательный опыт человека.
Левое полушарие дает однозначные ответы в
определении и описании того, что творится вокруг нас.
Благодаря этому люди могут понимать друг друга, на_
зывая черное черным и белое — белым. Но оно оказы_
вается бессильным для восприятия мира во всех его
противоречиях и красках. При поражении левого по_
лушария мозга у художников и музыкантов их артис_
тические способности не страдают. При поражении
правого полушария способность к поэтическому твор_
честву пропадает, несмотря на полную сохранность
обыденного мышления и речи.
Правое полушарие способно давать многозначные
ответы на решение проблемных ситуаций. Главное
отличие в работе правого полушария от левого состоит
в том, что первое отражает мир во всех существующих
в нем взаимосвязях, что плохо поддается логическому
конструированию. Как отмечает В. Ротенберг, «каким
бы обширным словарным запасом мы ни располагали,
наша речь, подчиненная законам логического мышле_
ния, будет отражать только отдельные связи между
воспринимаемыми предметами и явлениями»1.
Правое полушарие может отражать действитель_
ность сразу в нескольких смысловых значениях, во всех
существующих взаимосвязях. Учитывая эту особен_
ность творческого мышления, в тестовых заданиях
Торренса кирпич можно было использовать не только
как строительный материал, но и как гирю, как проти_
вовес, как средство для чистки посуды, как средство
для рисования на асфальте, как пепельницу. Можно
произнести звук «А» так, чтобы он выражал либо во_
прос, либо удивление, либо страх, либо радость, либо
отказ от чего_либо. Все это может быть выражено и
достигнуто только за счет работы правого полушария.
Имеются предположения, что сам Фрейд был скры_
тым левшой, и у него самого правое полушарие было
развито очень сильно, что помогло создателю психоана_
лиза интуитивно проникать в бессознательные сферы
психики. Так, известный американский психолог Эрик
Эриксон, считающийся в своей стране после Фрейда
психологом номер два в двадцатом столетии, отмечал
удивительное «зрительное любопытство» Фрейда, кото_
рое позволяло ему проникать в тайный смысл содержа_
ния снов его пациентов еще до выведения окончатель_
ных словесных формулировок.
Последние исследования в области функциональ_
ной ассиметрии мозга говорят о том, что и внутри сфе_
ры художественной деятельности художников можно
разделять на правополушарных и левополушарных.
Так, например, в коллективном исследовании Г.А. Го_
лицына, О.Н. Даниловой, В.С. Каменского, В.М. Петро_
ва было установлено, что среди композиторов в группу
с левополушарным типом доминирования можно отне_
сти Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Рамо,
Стравинского и Хиндемита. А в группу с правополу_
шарным типом доминирования — Берлиоза, Вагнера,
Дебюсси, Малера, Скрябина, Чайковского и Шуман1.
Различия в творчестве этих композиторов заклю_
чаются в том, что для правополушарных типов по срав_
нению с левополушарными характерна более выра_
женная трагичность мироощущения, импровизацион_
ность и спонтанность творческого процесса, свобода
формы и колористичность письма.
Исследование творчество художников дало следу_
ющие результаты по результатам распределения их по
левополушарному или правополушарному типу.
К Л_типу были отнесены картины: Бруни, Гольбей_
на, Давида, Дейнеки, Дюрера, Кента, Клуэ, Малевича,
Нисского, Перова, Петрова_Водкина, Пуссена, Энгра.
К П_типу были отнесены картины следующих ху_
дожников: Ван_Гога, Врубеля, Делакруа, Коровина,
Ларионова, Левитана, К. Моне, Мунка, Рембрандта,
Ренуара, Сарьяна, Сурикова, Тернера.
1 Ротенберг В.С. Художественное творчество. Вопросы ком_
плексного изучения. М., 1982.
1 Голицын Г.А., Данилова О.Н., Каменский В.С., Петров В.М.
Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе
(опыт количественного анализа // Вопросы психологии. 1988 г.
№5. С. 150.
$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________
"__
(__) *_ _________ ______________ ________
"__
При сравнении этих двух типов художников мож_
но заметить, что для художников Л_типа более важна
конструктивно_логическая идея картины, а для худож_
ников П_типа — непосредственное выражение чувства
и эмоционального состояния1.
Открытия современной психофизиологии говорят
о том, что преимущественная активизация правого
полушария действительно связана не только с высоки_
ми творческими возможностями, но и с депрессивным
фоном настроения. Выражение «мрачный гений» био_
графы часто относят к характеристикам многих выда_
ющихся философов, поэтов и композиторов, страдав_
ших от приступов тяжелой меланхолии и глухой тоски.
Художественное творчество являлось для многих из
них спасительным средством, спасавшим от тяжелых
переживаний. В момент творчества в работу неминуе_
мо включается левое полушарие, которому свойствен_
ны оптимистические и эйфорические переживания.
Это несколько сглаживает депрессивную работу пра_
вого полушария и делает восприятие жизни более гар_
моничным.
Самым ярким доказательством этому могут слу_
жить жизнеописания Гоголя и Зощенко, из которых
видно, что для них творчество было тем единственным
средством, которое на определенное время спасало их
от мучительных эмоциональных переживаний.
С помощью психоанализа Зощенко удалось выле_
чить самого себя от глубокого невроза, в котором он
пребывал долгие годы. Свой опыт излечения Зощенко
мастерски описал в книге «Перед восходом солнца».
Однако, по мнению писателя Корнея Чуковского, хо_
рошо знавшего писателя до курса его самолечения и
после, Зощенко после самолечения потерял ту чарую_
щую искру таланта, которая была ранее в его расска_
зах. Они стали довольно обыденными и малоинтерес_
ными.
Видимо, не случайно, что, по свидетельству В. Ива_
нова, многие мастера художественного слова, такие
как Владимир Набоков, Анна Ахматова, немецкий поэт
Рильке отрицательно и даже враждебно относились к
психоанализу. Они отвергали все советы их друзей
пройти курс модного лечения. Работа психоаналитика
связана с активизацией у пациента левого, аналити_
ческого полушария. Эта активизация, связанная с пе_
реводом неясных образов и смутных воспоминаний в
точные и понятные слова, осознание через них внут_
реннего конфликта, положительно сказывается на са_
мочувствии художника, но, вероятно, может в опреде_
ленных случаях лишать его дара творчества. Предчув_
ствуя это, многие художники поэтому предпочитают
оставаться несчастными, но творцами, чем счастливы_
ми, но с потерянным талантом1.
__ 8__#______ _ __0____0__
Помимо интроверсии и экстраверсии, о которых
шла речь выше, в современной психологии имеются и
другие классификации и типологии личности, которые
могут представлять интерес для психологии творчества.
Наиболее известная классическая классификация тем_
пераментов была дана древнегреческим врачом Гип_
пократом, который поделил людей на сангвиников,
флегматиков, меланхоликов и холериков. Знание тем_
пераментов дает представление о психологии индиви_
дуальных вариантов развития творческой личности
художника.
Холерики в своем поведении часто нетерпеливы,
суетливы и вспыльчивы, они обладают резкими, поры_
вистыми движениями и страстной речью со сбивчи_
выми интонациями. Они склонны к резким переменам
настроения и прямолинейны в отношениях с людьми.
Они любят риск и находчивы в споре. Соответственно,
поэзия им нравится романтическая и музыка пример_
но такая же — бурная, энергичная и порывистая. Хо_
лерическим темпераментом обладали Бетховен и Лист.
Из поэтов — Пушкин и Байрон.
Сангвиники веселы, жизнерадостны и общитель_
ны. Они — душа любого общества, балагуры и весель_
чаки, легко переживают неудачи и неприятности. Они
1 Голицын Г.А., Георгиев М.Н., Петров В.М. Показатели межпо_
лушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном
искусстве.
1 Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия,
язык и творчество. В сб.: Бессознательное: природа, функции, ме_
тоды исследования. Т. IV. Тбилиси, 1985. С. 254–259.
$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________
"__
(__) *_ _________ ______________ ________
"__
отзывчивы и не чувствуют скованности в общении с
новыми людьми. Они могут быть выносливы и рабо_
тоспособны, если дело, которым они занимаются, им
интересно. Однако однообразная и кропотливая рабо_
та их утомляет и быстро надоедает. Их речь — быстрая
и громкая, с живыми жестами и выразительной мими_
кой. Соответственно, им по нраву музыка живая, весе_
лая и энергичная. Такую мы в избытке найдем у ком_
позиторов Моцарта и Россини, Прокофьева и Виваль_
ди. Из писателей к сангвиникам можно отнести Марка
Твена, Оноре де Бальзака и Франсуа Рабле.
Флегматиков характеризует общая сдержанность,
неторопливость, обстоятельность, спокойствие не толь_
ко в обычных, но и в самых трудных ситуациях. Они
последовательны и обстоятельны в делах, их речь плав_
на и размеренна, без резких выражений эмоций, без
яркой жестикуляции и мимики. Флегматикам легко
сдерживать свои порывы, ибо они придерживаются
принципа экономии сил. В общении они ровны и рас_
судительны. Соответственно, им подходит музыка за_
медленных темпов и ровная по настроению — без дра_
матических вспышек и неистовств. Среди компо_
зиторов флегматического темперамента можно назвать
Бородина, Глазунова, Лядова. Из писателей к флегма_
тикам можно отнести баснописца Крылова и друга
Пушкина поэта Дельвига.
Меланхолики считаются людьми застенчивыми и
стеснительными, скрытными и малообщительными.
Они болезненно чувствительны и легко ранимы, при
неудачах склонны уходить в себя и заниматься само_
бичеванием. Их речь тихая, с просительными и изви_
няющимися интонациями. Им свойственно искать со_
чувствия и помощи у окружающих. Они легко перено_
сят одиночество, предпочитая шумным компаниям
общение с одним_двумя близкими друзьями. Но благо_
даря свой высокой чувствительности к окружающей
жизни именно меланхолики создают наиболее тонкие
и проникновенные произведения искусства. Среди
композиторов к меланхоликам можно причислить Чай_
ковского, Шопена, Сибелиуса. Среди поэтов и писате_
лей — Надсона, Северянина, Есенина, Чехова.
В классификации К. Юнга меланхолики и флегма_
тики относятся к интровертам, сангвиники и холери_
ки — к экстравертам. Для интроверта характерно на_
правленность всех психических процессов на него
самого. Его собственное Я становится центром его пси_
хической жизни, именно с его позиций он смотрит на
окружающую его жизнь. Для экстраверта центром его
интересов является окружающая жизнь, и именно в
ней он находит источники для своей активности.
Можно также говорить о некоторых корреляциях
между интроверсией и правополушарным типом моз_
га, экстраверсией и левополушарным типом мозга.
Для иллюстрации темперамента меланхолика и
темперамента холерика можно привести различие в
практике концертных выступлений у Шопена, яркого
представителя музыканта интровертированного плана,
представителя слабого типа нервной системы, и Фе_
ренца Листа — музыканта ярко выраженного экстра_
вертированного плана, обладателя сильной нервной
системы.
В течение длительного периода времени Шопен и
Лист были близкими друзьями. При этом каждый из
них находил в другом недостающие в себе положитель_
ные качества.
По воспоминаниям современников, Шопен был
очень впечатлительным, хрупким и ранимым челове_
ком. Своих слушателей он подкупал тонкостью и по_
этичностью исполнения, мягкостью звучания инстру_
мента. Шопен был склонен к меланхолии, и это свой_
ство его характера проявилось во многих его сочи_
нениях — мазурках, балладах, ноктюрнах. Шопен не
любил играть в больших концертных залах, при боль_
шом стечении публики, предпочитая выступать в не_
больших залах и музыкальных салонах богатых арис_
тократов. «Большие залы парализуют меня», — при_
знавался он в одном из своих писем другу.
Полной противоположностью Шопену была нату_
ра Листа. Этот великий исполнитель, композитор и ди_
рижер любил выступать в больших залах, при большом
стечении публики, причем чем больше слушателей
присутствовало на концерте, тем больше вдохновлялся
великий маэстро.
Лист поражал воображение современников неис_
товой мощью своей игры. Друг Листа, знаменитый
немецкий поэт Генрих Гейне, упрекал его в том, что
$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________
"_!
(__) *_ _________ ______________ ________
"_
его пальцы нередко «слишком бешено носятся по кла_
вишам», на что Лист скромно отвечал: «Грозы — моя
специальность». Один из современников Листа так
отзывался о его концерте: «После концерта он стоит
словно победитель на поле сражения... покоренные
фортепиано лежат вокруг него, порванные струны
развеваются как флаги побежденных, запуганные ин_
струменты боязливо прячутся в дальних углах...»
Однажды на одном из вечеров, где Шопен и Лист
играли вместе, Лист сыграл один из ноктюрнов Шопе_
на. Шопену это исполнение явно не понравилось, и он
заметил Листу, что, чем так играть его произведения,
лучше их вообще не играть, Тут же Лист сыграл один
из виртуозных этюдов Шопена, чем привел всех при_
сутствующих, в том числе и самого Шопена, в полное
восхищение, «Я не гожусь для того, чтобы давать кон_
церты, — говорил Шопен Листу. — Но вы, вы к этому
призваны, ибо в случае, если вы не завоюете благо_
склонности публики, у вас хватит сил поразить ее,
потрясти, покорить и повести за собой».
Бессмысленно, видимо, ставить вопрос о том, ка_
кой тип темперамента лучше. Лист и Шопен были ге_
ниальными музыкантами, но каждый из них в силу
своего темперамента был гениален по_своему, каждый
вносил свой неповторимый вклад в мировую культуру.
Благодарные слушатели будут выбирать из ее сокро_
вищниц то, что больше всего им подходит к их собствен_
ному темпераменту и мироощущению.
Любой художник_творец, хочет он того или нет,
всегда через свое творчество передает окружающим
свою личность. Поэтому по музыке Бетховена мы мо_
жем судить о его холерическом темпераменте, а по
картинам Левитана — о его меланхолическом.
Преобладание интровертной или экстравертной
направленности оказывает влияние и на выбор харак_
тера творческой деятельности. Образно говоря, если
сравнить творческий акт с растущим деревом, то кор_
ни дерева, лежащие в толще земли, мы можем ассоци_
ировать с интровертным складом личности, а ветви и
листья — с экстравертным. У интровертов творческий
процесс кристаллизуется как бы внутри, у экстравер_
тов — снаружи. Поэтому логично предположить, что
интровертам более свойственна творческая деятель_
ность, связанная с уединением, углублением в процесс
познания жизни в свой внутренний мир, а экстравер_
там — та же деятельность, связанная с общением с со_
циумом и с широкой публикой. Поэтому в случае с ин_
тровертами мы будем встречаться чаще с авторским
творчеством — композиторами, поэтами, писателями и
драматургами, а в случае с экстравертами — с испол_
нительским, музыкантами, певцами и актерами.
Исследования, проведенные А.Л. Гройсманом сре_
ди актеров и режиссеров при помощи стандартизиро_
ванного метода исследования личности (СМИЛ, по
Л.Н. Собчик), подтверждают это предположение.
Согласно данным проведенного им исследования,
актерам оказались свойственны такие личностные харак_
теристики, как экстравертированность, коммуникабель_
ность, взрывной темперамент и наличие черт индивиду_
альности. В эмоциональном фоне настроения актеров
исследователь констатировал наличие высокой эмоцио_
нальной возбудимости, выраженную способность к эм_
патии, заразительность и доверчивость к предлагаемым
обстоятельствам. Истероидный тип личности, в которой
СМИЛ фиксирует высокие значения третьей шкалы, ока_
зывается весьма распространенным среди актеров. Чер_
ты этого типа проявляются в повышенной способности
к вытеснению из сознания неприятных фактов и собы_
тий, потребностью в признании, склонностью постоянно
быть в центре внимания и к показной игре на публике.
Склонность к проигрыванию ролей составляет основу его
поведения. «Данный личностный тип, — указывает
А.Л. Гройсман, — в противоположность аутичному типу
в режиссерской модели не обладает достаточно разви_
тым внутренним миром и в своем поведении опирается
скорее на внешние, чем на внутренние критерии и оцен_
ки. Переживания истероидной личности ориентированы
скорее на внешнего наблюдателя и поэтому обладают
скорее яркостью, чем глубиной»1.
Режиссерам оказались свойственны такие черты,
как интровертированность, стремление к внутренней
сосредоточенности, преобладание мыслительного типа
1 Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний.
Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.,
1998. С. 129–130.
$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________
"_"
(__) *_ _________ ______________ ________
"_+
высшей нервной деятельности и наличие выраженной
индивидуальности. Они отличались от актеров большей
глубиной мировоззрения и способностью к образному
видению мира, более широким пространственным
видением и чувством композиции1.
Дальнейшие исследования выявили смешанный
тип характера, в котором и актеры, и режиссеры обла_
дают общими чертами.
Существуют и другие классификации типов людей,
знание которых может помочь понять особенности
личности и творчества того или иного художника.
Известным немецким психиатром К. Леонгардом
были выявлены некоторые личностные акцентуации
темперамента и характера, которые представляют
интерес для психологии художественного творчества.
Акцентуация характера проявляется в особых спосо_
бах построения взаимоотношений человека с миром и
в своем неповторимом способе его переживания. Типы
акцентуации, согласно К. Леонгарду и Н. Шмишеку,
разработавшему для их выявления специальный тест,
могут быть классифицированы следующим образом.
Гипертимный тип — люди с живым темперамен_
том, общительные и предприимчивые, с хорошим здо_
ровьем и высоким жизненным тонусом. Среди их пред_
ставителей — Россини и Вивальди.
Застревающий тип — лица, особо чувствительные
к обидам и огорчениям, склонные к накоплению отри_
цательных переживаний и к мстительности. Недовер_
чивы и подозрительны.
Эмотивный тип — те, кто отличаются мягкостью,
добросердечием и глубиной переживаний. Любят уха_
живать за животными и растениями. При просмотре
печальных фильмов и прослушивании такой же музы_
ки могут заплакать. Не умеют постоять за себя из_за
своей душевной ранимости.
Педантичный тип — люди, склонные к усиленным
размышлениям, постоянной самопроверке, чистоте и
порядку. В работе неторопливы, усидчивы и аккуратны.
Тревожный тип — те, кто не любят шумных ком_
паний и игр, часто испытывают в новой обстановке ро_
бость и застенчивость. У них развито чувство долга, им
свойственны высокие нравственные принципы.
Циклоидный тип — люди с периодическими сме_
нами настроения от упадка и апатии в депрессивной
фазе до бурной энергичности в гипертимной.
Демонстративный тип — лица с повышенной
потребностью находиться в центре внимания, демон_
стрировать свои таланты и принимать от окружающих
комплименты. Отличаются богатой фантазией, в пато_
логии нередко переходящей в лживость. При надле_
жащем воспитании и самодисциплине из них могут
получиться хорошие актеры.
Возбудимый тип — отличается трудностью в са_
морегуляции своего поведения. Вспышки раздражи_
тельности и гнева могут возникать по самому незначи_
тельному поводу.
Дистимный тип — отличается пессимизмом и
мрачным восприятием. В общении угрюмы и непри_
ветливы, немногословны или молчаливы.
Экзальтированный тип — отличается высокой
чувствительностью и бурной восторженной реакцией
на события окружающей жизни. Тонкие переживания,
связанные с увлечением искусством, красотой приро_
ды, поиском красоты и смысла жизни, приводят к тому,
что людей этого типа много среди художников, музы_
кантов и поэтов.
Выбор вида творчества определяется не только
природными способностями, но во многом характером
акцентуации художника. Так, например, для исполни_
тельского творчества, связанного с соревнованием и
публичными выступлениями и отсюда — с большими
нервно_психическими нагрузками, больше подходят
демонстративный, возбудимый и гипертимный типы.
Для авторского творчества, для которого необходимы
уединенность, сосредоточенность и систематичность в
работе, больше подходят такие типы акцентуации, как
эмотивный, тревожный, застревающий и педантичный.
Эти разделения в достаточной мере условны, но
мы видим, что, например, Чайковский, яркий предста_
витель эмотивного типа, очень тяготился публичными
выступлениями и дирижированием. Эти же отличался
и Шостакович, хотя в молодости он получил диплом,
выступая на конкурсе пианистов имени Шопена в
1 Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний.
Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.,
1998. С. 129–130.
$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________
"__
(__) *_ _________ ______________ ________
"_,
Варшаве. В то же время Лист, как яркий представи_
тель демонстративного и гипертимного типа, чувство_
вал себя на сцене, как в родной стихии.
__ /_____) ___0_
То, что способность к творческой деятельности
связана с особенностями личности человека, люди
знали с давних пор. Основоположником эксперимен_
тального изучения личностных свойств человека, влия_
ющих на творчество, в современной психологии счи_
тается двоюродный брат Чарльза Дарвина — Френсис
Гальтон, который заложил основы психометрии и ввел
в современную психологию показатель коэффициента
интеллекта, так называемый IQ. Его исследования про_
должил французский психолог Альфред Бине, разра_
ботавший тест на измерение интеллекта. Продолжив_
шие это направление исследования уже упомянутые
Дж. Гилфорд и Э. Торренс выявили наличие связи
между коэффициентом интеллекта и способностью к
творчеству (креативностью). Оказалось, что более вы_
сокий уровень интеллекта обусловливает большую
вероятность того, что у испытуемого будут высокие
показатели и по тестам креативности. Торренс пред_
ложил концепцию интеллектуального порога, которая
состоит в том, что при IQ ниже 120 баллов интеллект
и креативность неразличимы и образуют единый фак_
тор. При IQ выше 120 баллов творческие способности
и интеллект становятся независимыми факторами. т. е.
можно обладать значительным запасом знаний, но при
этом оказаться малотворческим человеком. В то же
время можно не обладать обширными познаниями, но
при этом проявлять значительные творческие способ_
ности.
Связи между объемом знаний, умственными спо_
собностями и способностями к творчеству исследова_
лись в работах польского психолога А. Матейко. Им
было установлено, что в одних областях творчества
большой объем знаний просто необходим, тогда как в
других областях это требование необязательно. Там, где
предмет требует больших умственных способностей
для овладения сложными областями знания, например
в ядерной физике, имеется определенная связь между
степенью развитии умственных способностей и ори_
гинальностью решения задач, но эта связь невелика.
В то же время «у художников, скульпторов и графи_
ков, — отмечает А. Матейко, — корреляция между ка_
чеством работы и умственными способностями нуле_
вая и даже отрицательная»1.
Академические успехи в школе и высшем учебном
заведении далеко не всегда являются надежным пред_
сказанием того, что такой ученик или студент в буду_
щем сделает большие творческие открытия. Известно,
что отец Чарльза Дарвина из_за его плохой учебы в
школе был очень невысокого мнения о будущем своего
сына, Чехов нередко получал тройки за свои сочине_
ния, Ньютон и Эйнштейн тоже далеко не блестяще
учились в школе. Пушкин в области математики был
абсолютно необучаем. За это его даже хотели отчис_
лить из любимого лицея, который он так горячо воспе_
вал в своих стихах.
Анализируя качества творческих личностей, Тор_
ренс обнаружил у них большое количество черт, кото_
рые могут базироваться на доминировании эмоций
агрессии, что можно рассматривать как проявление
смелости и тенденцию к активному утверждению сво_
его «Я» в социуме. Это проявляется, в частности, в стрем_
лении к доминированию и превосходству, в тяге к рис_
ку, нарушению привычного порядка вещей и стереоти_
пов, тяготению к независимости и радикализму.
Смелость часто оказывается в числе незаменимых
свойств творческой личности. По этому поводу англий_
ский психолог Мак_Киннон отмечает, что «наиболее
выдающийся признак творческой личности, главная
черта его внутренней сущности, как я это вижу, — это
определенная смелость. Смелость личности, смелость
разума и духа, психологическая и духовная смелость,
которая является внутренним стержнем креативной
личности: смелость подвергать сомнен<