Моделирование обонятельных ощущений

Напряженность

Спокойствие

_

+______

_

_

1____

_

_________4_

_____

3_6_4_

_____(_

Медленно Быстро

Медленно Быстро

"_

$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________

"_!

_"____ 1

______________________ )!

_________$!

"_ ;_____________ ___-______ ________4 _______

Долгое время в отечественной психологии наслед_

ственным особенностям творческих гениев и просто

талантливых людей не придавалось большого значения.

В советской педагогике довольно расхожим было из_

речение о том, что «нет плохих учеников, есть только

плохие учителя». Из этого следовало, что если к любо_

му ученику приставить хорошего педагога, то он мо_

жет из любого воспитать личность с заданными свой_

ствами, умениями и навыками, будь то ученый, писа_

тель или врач.

Между тем действительность опровергала и

опровергает подобные революционные установки, и

под влиянием неоспоримых фактов биологии и генети_

ки марксистские философы вынуждены были признать

существование природной предрасположенности к

творческой активности и возможности достижения

человеком наивысших результатов в своей области.

Открытия в области генетической биологии показа_

ли, что для всех тех, кто внес большой вклад в развитие

науки, культуры, общественное переустройство, оказа_

лись свойственна огромная работоспособность, такая же

концентрация внимания на решаемой задаче и стрем_

ление к предельному совершенству в том, что они дела_

ют. Исследования в области биохимии мозга показали,

что для творческих и высокопродуктивных личностей

характерно наличие в мозге избытка некоторых хими_

ческих веществ, которые и делают возможной их неимо_

верную результативность. Известный отечественный

генетик В.П. Эфроимсон, тщательно изучивший эту

проблему, выявил, что в основе необычайной активно_

сти и работоспособности гениев и творческих личнос_

тей может лежать несколько возможных причин.

Первая из них — некоторое нарушение обмена

веществ, приводящее к появлению в организме повы_

шенного уровня мочевой кислоты. В медицинских сло_

варях этот симптом именуется как «гиперурикемия».

Исследования в этой области показали, что хими_

ческая формула мочевой кислоты очень сходна с ко_

феином и теобромином, известными стимуляторами

умственной активности. Организм нормального чело_

века содержит около 1 г мочевой кислоты, причем

ежесуточно в организме образуется и выводится из

него около 0,5 г. В организме больного подагрой посто_

янный уровень мочевой кислоты в крови повышен в

1,5–1,8 раз против нормы, а общее содержание ее в

организме достигает 30 г1.

К избытку мочевой кислоты приводит употребле_

ние таких продуктов питания, как красное вино, кофе,

мясо и пиво. И одно время думали, что подагра возни_

кает именно из_за подобной диеты. Но более тщатель_

ное изучение показало, что повышенное содержание

мочевины может вырабатываться в организме и у тех

людей, которые сидят на растительной диете; таким

образом симптом имеет генетическую предрасполо_

женность.

С одной стороны, избыток мочевины в организме

ведет к болезни, именуемой подагрой, при которой

болят и деформируются суставы пальцев рук и ног.

С другой стороны, этот избыток обеспечивает челове_

ку высокую умственную активность, а кроме нее — це_

леустремленность, настойчивость и работоспособность.

Среди тех, кому историками и врачами приписы_

вается это заболевание, В. Эфороимсон называет име_

на Александра Македонского и Тамерлана, Бориса

Годунова и Ивана Грозного, Петрарки и Христофора

Колумба, Галилея и Вольтера, Бетховена и Бисмарка.

Согласно историческим хроникам, многие античные

герои, осаждавшие в свое время Трою, страдали от этой

болезни. Среди них — Приам, Ахилл и Улисс. Все

вышеназванные исторические и мифические личнос_

ти обладали особой целеустремленностью в достиже_

нии поставленных целей. Следует, однако, отметить,

что наличие настойчивости и упорства в достижении

цели не является монополией и прерогативой подаг_

риков.

1 Эфроимсон В.И. Генетика гениальности. М., 2004. С. 77.

$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________

"_"

(__) *_ _________ ______________ ________

"_+

Вторая причина высокой творческой продуктивно_

сти — стимуляция мозга на основе гипоманиакального

психического расстройства (имеющего название цик_

лотимии или циркулярного психоза) при котором на_

строение периодически сменяется с одного знака на

другой, от глубокой депрессии до беспечной эйфории.

Как правило, подъем творческого состояния и работо_

способности связан с переходом от плохого настрое_

ния к хорошему, при котором жизнь кажется более

яркой и интересной, а работоспособность, острота

мысли, полет воображения и творческая активность не

знают границ и пределов.

Среди тех, кто страдал от этого заболевания, мы

находим таких выдающихся художников и политичес_

ких деятелей, как Николай Гоголь и Роберт Шуман,

Винсент Ван Гог и Теодор Рузвельт, Уинстон Черчилль

и Эрнест Хемингуэй.

В третью группу выдающихся творческих личнос_

тей вошли те, у кого, по мнению, биологов присутство_

вали оба вышеуказанных фактора – гиперурикемия и

циклотимия. Среди них — Гете и Шопенгауэр, Пуш_

кин и Диккенс, Лютер и Дарвин. Гете говорил про себя,

что его природа — колебаться между крайностями

бурного веселья и болезненной меланхолии. «Способ_

ность изобретать, делать что_то, сам метод работы, так

же как настроение, радость, грусть, энергия, слабость,

инициатива, прострация — все сменяется регулярно_

циркулярным образом».

Еще одним признаком таланта биологами была

признана общая мощь мозга, которая оказалась связа_

на с объемом мозга и высотой лба. В своей книге «Ге_

нетика гениальности» В.П. Эфроимсон приводит дан_

ные о том, что среди выдающихся личностей — и уче_

ных, и художников, и полководцев — очень много таких,

которые обладали большими и высокими лбами.

Природная одаренность для своего полноценного

проявления должна попасть в благоприятную среду,

которая связана с хорошими учителями, любящими

родителями и материальным достатком. Без этих усло_

вий гениальность и талантливость могут остаться толь_

ко в потенции и не развиться до уровня общественной

значимости. Почти всем вышеназванным творческим

гениям судьба предоставила такую возможность.

Различия в подходах к изучению жизни ученого и

художника во многом зависят от особенностей деятель_

ности их мозга, которые, в свою очередь, обусловлены

функциональной асимметрией коры больших полуша_

рий головного мозга.

,_ =___0_____)___ _________ _________ _____

_ __ _______ __ ________4 #__0___

Одна из наиболее существенных черт личности

художника связана с его особой психической органи_

зацией. Здесь мы видим и высокую впечатлительность,

и наблюдательность, и склонность к эмоционально_

чувственному восприятию мира. Известно, что

И.П. Павлов делил всех людей на два типа: на «мысли_

телей» и «художников», в зависимости от преоблада_

ния у одних людей первой сигнальной системы (отве_

чающей за эмоциональную сферу) и второй сигналь_

ной системы, связанной со словом.

Исследования, проведенные в 60_е гг. ХХ в. анг_

лийским физиологом Робертом Сперри, показали, что

подобные различия могут быть связаны с преимуще_

ственной работой либо правого полушария, либо лево_

го. Канадский нейрофизиолог Уильям Пенфилд стиму_

лировал у своих пациентов при помощи слабых элек_

трических токов определенные зоны правого полу_

шария, вызывая при этом у них яркие картины раз_

личных воспоминаний. Его пациенты могли отчетливо

видеть себя в разных ситуациях далекого прошлого,

слышать звуки духового оркестра или рождественско_

го гимна, исполняемого в церкви. При этом они ощу_

щали себя одновременно в двух ситуациях — и в сво_

ем детстве, и в операционной, где с ними проводились

эксперименты. Как только стимуляция мозга током пре_

кращалась, обрывался и поток воспоминаний.

Исследования Р. Сперри и У. Пенфилда, а в нашей

стране В. Ротенберга и В. Аршавского показали, что ле_

вое полушарие отвечает за переработку вербальной

информации, в которой линейные связи логически свя_

заны друг с другом при помощи слова, цифры или ка_

кого_либо символа. Правое полушарие отвечает за вос_

приятие и память бессловесных зрительных, цветовых

и слуховых образов, за передвижения тела в простран_

$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________

"__

(__) *_ _________ ______________ ________

"_,

стве. Оно отвечает также за работу интуитивного мыш_

ления, полет фантазии, создание острот и сновидений.

В правом полушарии хранится и ранний доречевой

детский опыт ребенка, не умеющего пока еще выражать

себя в словах. Существуют веские доказательства, что

именно правое полушарие является тем резервуаром, в

котором хранится бессознательный опыт человека.

Левое полушарие дает однозначные ответы в

определении и описании того, что творится вокруг нас.

Благодаря этому люди могут понимать друг друга, на_

зывая черное черным и белое — белым. Но оно оказы_

вается бессильным для восприятия мира во всех его

противоречиях и красках. При поражении левого по_

лушария мозга у художников и музыкантов их артис_

тические способности не страдают. При поражении

правого полушария способность к поэтическому твор_

честву пропадает, несмотря на полную сохранность

обыденного мышления и речи.

Правое полушарие способно давать многозначные

ответы на решение проблемных ситуаций. Главное

отличие в работе правого полушария от левого состоит

в том, что первое отражает мир во всех существующих

в нем взаимосвязях, что плохо поддается логическому

конструированию. Как отмечает В. Ротенберг, «каким

бы обширным словарным запасом мы ни располагали,

наша речь, подчиненная законам логического мышле_

ния, будет отражать только отдельные связи между

воспринимаемыми предметами и явлениями»1.

Правое полушарие может отражать действитель_

ность сразу в нескольких смысловых значениях, во всех

существующих взаимосвязях. Учитывая эту особен_

ность творческого мышления, в тестовых заданиях

Торренса кирпич можно было использовать не только

как строительный материал, но и как гирю, как проти_

вовес, как средство для чистки посуды, как средство

для рисования на асфальте, как пепельницу. Можно

произнести звук «А» так, чтобы он выражал либо во_

прос, либо удивление, либо страх, либо радость, либо

отказ от чего_либо. Все это может быть выражено и

достигнуто только за счет работы правого полушария.

Имеются предположения, что сам Фрейд был скры_

тым левшой, и у него самого правое полушарие было

развито очень сильно, что помогло создателю психоана_

лиза интуитивно проникать в бессознательные сферы

психики. Так, известный американский психолог Эрик

Эриксон, считающийся в своей стране после Фрейда

психологом номер два в двадцатом столетии, отмечал

удивительное «зрительное любопытство» Фрейда, кото_

рое позволяло ему проникать в тайный смысл содержа_

ния снов его пациентов еще до выведения окончатель_

ных словесных формулировок.

Последние исследования в области функциональ_

ной ассиметрии мозга говорят о том, что и внутри сфе_

ры художественной деятельности художников можно

разделять на правополушарных и левополушарных.

Так, например, в коллективном исследовании Г.А. Го_

лицына, О.Н. Даниловой, В.С. Каменского, В.М. Петро_

ва было установлено, что среди композиторов в группу

с левополушарным типом доминирования можно отне_

сти Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Рамо,

Стравинского и Хиндемита. А в группу с правополу_

шарным типом доминирования — Берлиоза, Вагнера,

Дебюсси, Малера, Скрябина, Чайковского и Шуман1.

Различия в творчестве этих композиторов заклю_

чаются в том, что для правополушарных типов по срав_

нению с левополушарными характерна более выра_

женная трагичность мироощущения, импровизацион_

ность и спонтанность творческого процесса, свобода

формы и колористичность письма.

Исследование творчество художников дало следу_

ющие результаты по результатам распределения их по

левополушарному или правополушарному типу.

К Л_типу были отнесены картины: Бруни, Гольбей_

на, Давида, Дейнеки, Дюрера, Кента, Клуэ, Малевича,

Нисского, Перова, Петрова_Водкина, Пуссена, Энгра.

К П_типу были отнесены картины следующих ху_

дожников: Ван_Гога, Врубеля, Делакруа, Коровина,

Ларионова, Левитана, К. Моне, Мунка, Рембрандта,

Ренуара, Сарьяна, Сурикова, Тернера.

1 Ротенберг В.С. Художественное творчество. Вопросы ком_

плексного изучения. М., 1982.

1 Голицын Г.А., Данилова О.Н., Каменский В.С., Петров В.М.

Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе

(опыт количественного анализа // Вопросы психологии. 1988 г.

№5. С. 150.

$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________

"__

(__) *_ _________ ______________ ________

"__

При сравнении этих двух типов художников мож_

но заметить, что для художников Л_типа более важна

конструктивно_логическая идея картины, а для худож_

ников П_типа — непосредственное выражение чувства

и эмоционального состояния1.

Открытия современной психофизиологии говорят

о том, что преимущественная активизация правого

полушария действительно связана не только с высоки_

ми творческими возможностями, но и с депрессивным

фоном настроения. Выражение «мрачный гений» био_

графы часто относят к характеристикам многих выда_

ющихся философов, поэтов и композиторов, страдав_

ших от приступов тяжелой меланхолии и глухой тоски.

Художественное творчество являлось для многих из

них спасительным средством, спасавшим от тяжелых

переживаний. В момент творчества в работу неминуе_

мо включается левое полушарие, которому свойствен_

ны оптимистические и эйфорические переживания.

Это несколько сглаживает депрессивную работу пра_

вого полушария и делает восприятие жизни более гар_

моничным.

Самым ярким доказательством этому могут слу_

жить жизнеописания Гоголя и Зощенко, из которых

видно, что для них творчество было тем единственным

средством, которое на определенное время спасало их

от мучительных эмоциональных переживаний.

С помощью психоанализа Зощенко удалось выле_

чить самого себя от глубокого невроза, в котором он

пребывал долгие годы. Свой опыт излечения Зощенко

мастерски описал в книге «Перед восходом солнца».

Однако, по мнению писателя Корнея Чуковского, хо_

рошо знавшего писателя до курса его самолечения и

после, Зощенко после самолечения потерял ту чарую_

щую искру таланта, которая была ранее в его расска_

зах. Они стали довольно обыденными и малоинтерес_

ными.

Видимо, не случайно, что, по свидетельству В. Ива_

нова, многие мастера художественного слова, такие

как Владимир Набоков, Анна Ахматова, немецкий поэт

Рильке отрицательно и даже враждебно относились к

психоанализу. Они отвергали все советы их друзей

пройти курс модного лечения. Работа психоаналитика

связана с активизацией у пациента левого, аналити_

ческого полушария. Эта активизация, связанная с пе_

реводом неясных образов и смутных воспоминаний в

точные и понятные слова, осознание через них внут_

реннего конфликта, положительно сказывается на са_

мочувствии художника, но, вероятно, может в опреде_

ленных случаях лишать его дара творчества. Предчув_

ствуя это, многие художники поэтому предпочитают

оставаться несчастными, но творцами, чем счастливы_

ми, но с потерянным талантом1.

__ 8__#______ _ __0____0__

Помимо интроверсии и экстраверсии, о которых

шла речь выше, в современной психологии имеются и

другие классификации и типологии личности, которые

могут представлять интерес для психологии творчества.

Наиболее известная классическая классификация тем_

пераментов была дана древнегреческим врачом Гип_

пократом, который поделил людей на сангвиников,

флегматиков, меланхоликов и холериков. Знание тем_

пераментов дает представление о психологии индиви_

дуальных вариантов развития творческой личности

художника.

Холерики в своем поведении часто нетерпеливы,

суетливы и вспыльчивы, они обладают резкими, поры_

вистыми движениями и страстной речью со сбивчи_

выми интонациями. Они склонны к резким переменам

настроения и прямолинейны в отношениях с людьми.

Они любят риск и находчивы в споре. Соответственно,

поэзия им нравится романтическая и музыка пример_

но такая же — бурная, энергичная и порывистая. Хо_

лерическим темпераментом обладали Бетховен и Лист.

Из поэтов — Пушкин и Байрон.

Сангвиники веселы, жизнерадостны и общитель_

ны. Они — душа любого общества, балагуры и весель_

чаки, легко переживают неудачи и неприятности. Они

1 Голицын Г.А., Георгиев М.Н., Петров В.М. Показатели межпо_

лушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном

искусстве.

1 Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия,

язык и творчество. В сб.: Бессознательное: природа, функции, ме_

тоды исследования. Т. IV. Тбилиси, 1985. С. 254–259.

$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________

"__

(__) *_ _________ ______________ ________

"__

отзывчивы и не чувствуют скованности в общении с

новыми людьми. Они могут быть выносливы и рабо_

тоспособны, если дело, которым они занимаются, им

интересно. Однако однообразная и кропотливая рабо_

та их утомляет и быстро надоедает. Их речь — быстрая

и громкая, с живыми жестами и выразительной мими_

кой. Соответственно, им по нраву музыка живая, весе_

лая и энергичная. Такую мы в избытке найдем у ком_

позиторов Моцарта и Россини, Прокофьева и Виваль_

ди. Из писателей к сангвиникам можно отнести Марка

Твена, Оноре де Бальзака и Франсуа Рабле.

Флегматиков характеризует общая сдержанность,

неторопливость, обстоятельность, спокойствие не толь_

ко в обычных, но и в самых трудных ситуациях. Они

последовательны и обстоятельны в делах, их речь плав_

на и размеренна, без резких выражений эмоций, без

яркой жестикуляции и мимики. Флегматикам легко

сдерживать свои порывы, ибо они придерживаются

принципа экономии сил. В общении они ровны и рас_

судительны. Соответственно, им подходит музыка за_

медленных темпов и ровная по настроению — без дра_

матических вспышек и неистовств. Среди компо_

зиторов флегматического темперамента можно назвать

Бородина, Глазунова, Лядова. Из писателей к флегма_

тикам можно отнести баснописца Крылова и друга

Пушкина поэта Дельвига.

Меланхолики считаются людьми застенчивыми и

стеснительными, скрытными и малообщительными.

Они болезненно чувствительны и легко ранимы, при

неудачах склонны уходить в себя и заниматься само_

бичеванием. Их речь тихая, с просительными и изви_

няющимися интонациями. Им свойственно искать со_

чувствия и помощи у окружающих. Они легко перено_

сят одиночество, предпочитая шумным компаниям

общение с одним_двумя близкими друзьями. Но благо_

даря свой высокой чувствительности к окружающей

жизни именно меланхолики создают наиболее тонкие

и проникновенные произведения искусства. Среди

композиторов к меланхоликам можно причислить Чай_

ковского, Шопена, Сибелиуса. Среди поэтов и писате_

лей — Надсона, Северянина, Есенина, Чехова.

В классификации К. Юнга меланхолики и флегма_

тики относятся к интровертам, сангвиники и холери_

ки — к экстравертам. Для интроверта характерно на_

правленность всех психических процессов на него

самого. Его собственное Я становится центром его пси_

хической жизни, именно с его позиций он смотрит на

окружающую его жизнь. Для экстраверта центром его

интересов является окружающая жизнь, и именно в

ней он находит источники для своей активности.

Можно также говорить о некоторых корреляциях

между интроверсией и правополушарным типом моз_

га, экстраверсией и левополушарным типом мозга.

Для иллюстрации темперамента меланхолика и

темперамента холерика можно привести различие в

практике концертных выступлений у Шопена, яркого

представителя музыканта интровертированного плана,

представителя слабого типа нервной системы, и Фе_

ренца Листа — музыканта ярко выраженного экстра_

вертированного плана, обладателя сильной нервной

системы.

В течение длительного периода времени Шопен и

Лист были близкими друзьями. При этом каждый из

них находил в другом недостающие в себе положитель_

ные качества.

По воспоминаниям современников, Шопен был

очень впечатлительным, хрупким и ранимым челове_

ком. Своих слушателей он подкупал тонкостью и по_

этичностью исполнения, мягкостью звучания инстру_

мента. Шопен был склонен к меланхолии, и это свой_

ство его характера проявилось во многих его сочи_

нениях — мазурках, балладах, ноктюрнах. Шопен не

любил играть в больших концертных залах, при боль_

шом стечении публики, предпочитая выступать в не_

больших залах и музыкальных салонах богатых арис_

тократов. «Большие залы парализуют меня», — при_

знавался он в одном из своих писем другу.

Полной противоположностью Шопену была нату_

ра Листа. Этот великий исполнитель, композитор и ди_

рижер любил выступать в больших залах, при большом

стечении публики, причем чем больше слушателей

присутствовало на концерте, тем больше вдохновлялся

великий маэстро.

Лист поражал воображение современников неис_

товой мощью своей игры. Друг Листа, знаменитый

немецкий поэт Генрих Гейне, упрекал его в том, что

$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________

"_!

(__) *_ _________ ______________ ________

"_

его пальцы нередко «слишком бешено носятся по кла_

вишам», на что Лист скромно отвечал: «Грозы — моя

специальность». Один из современников Листа так

отзывался о его концерте: «После концерта он стоит

словно победитель на поле сражения... покоренные

фортепиано лежат вокруг него, порванные струны

развеваются как флаги побежденных, запуганные ин_

струменты боязливо прячутся в дальних углах...»

Однажды на одном из вечеров, где Шопен и Лист

играли вместе, Лист сыграл один из ноктюрнов Шопе_

на. Шопену это исполнение явно не понравилось, и он

заметил Листу, что, чем так играть его произведения,

лучше их вообще не играть, Тут же Лист сыграл один

из виртуозных этюдов Шопена, чем привел всех при_

сутствующих, в том числе и самого Шопена, в полное

восхищение, «Я не гожусь для того, чтобы давать кон_

церты, — говорил Шопен Листу. — Но вы, вы к этому

призваны, ибо в случае, если вы не завоюете благо_

склонности публики, у вас хватит сил поразить ее,

потрясти, покорить и повести за собой».

Бессмысленно, видимо, ставить вопрос о том, ка_

кой тип темперамента лучше. Лист и Шопен были ге_

ниальными музыкантами, но каждый из них в силу

своего темперамента был гениален по_своему, каждый

вносил свой неповторимый вклад в мировую культуру.

Благодарные слушатели будут выбирать из ее сокро_

вищниц то, что больше всего им подходит к их собствен_

ному темпераменту и мироощущению.

Любой художник_творец, хочет он того или нет,

всегда через свое творчество передает окружающим

свою личность. Поэтому по музыке Бетховена мы мо_

жем судить о его холерическом темпераменте, а по

картинам Левитана — о его меланхолическом.

Преобладание интровертной или экстравертной

направленности оказывает влияние и на выбор харак_

тера творческой деятельности. Образно говоря, если

сравнить творческий акт с растущим деревом, то кор_

ни дерева, лежащие в толще земли, мы можем ассоци_

ировать с интровертным складом личности, а ветви и

листья — с экстравертным. У интровертов творческий

процесс кристаллизуется как бы внутри, у экстравер_

тов — снаружи. Поэтому логично предположить, что

интровертам более свойственна творческая деятель_

ность, связанная с уединением, углублением в процесс

познания жизни в свой внутренний мир, а экстравер_

там — та же деятельность, связанная с общением с со_

циумом и с широкой публикой. Поэтому в случае с ин_

тровертами мы будем встречаться чаще с авторским

творчеством — композиторами, поэтами, писателями и

драматургами, а в случае с экстравертами — с испол_

нительским, музыкантами, певцами и актерами.

Исследования, проведенные А.Л. Гройсманом сре_

ди актеров и режиссеров при помощи стандартизиро_

ванного метода исследования личности (СМИЛ, по

Л.Н. Собчик), подтверждают это предположение.

Согласно данным проведенного им исследования,

актерам оказались свойственны такие личностные харак_

теристики, как экстравертированность, коммуникабель_

ность, взрывной темперамент и наличие черт индивиду_

альности. В эмоциональном фоне настроения актеров

исследователь констатировал наличие высокой эмоцио_

нальной возбудимости, выраженную способность к эм_

патии, заразительность и доверчивость к предлагаемым

обстоятельствам. Истероидный тип личности, в которой

СМИЛ фиксирует высокие значения третьей шкалы, ока_

зывается весьма распространенным среди актеров. Чер_

ты этого типа проявляются в повышенной способности

к вытеснению из сознания неприятных фактов и собы_

тий, потребностью в признании, склонностью постоянно

быть в центре внимания и к показной игре на публике.

Склонность к проигрыванию ролей составляет основу его

поведения. «Данный личностный тип, — указывает

А.Л. Гройсман, — в противоположность аутичному типу

в режиссерской модели не обладает достаточно разви_

тым внутренним миром и в своем поведении опирается

скорее на внешние, чем на внутренние критерии и оцен_

ки. Переживания истероидной личности ориентированы

скорее на внешнего наблюдателя и поэтому обладают

скорее яркостью, чем глубиной»1.

Режиссерам оказались свойственны такие черты,

как интровертированность, стремление к внутренней

сосредоточенности, преобладание мыслительного типа

1 Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний.

Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.,

1998. С. 129–130.

$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________

"_"

(__) *_ _________ ______________ ________

"_+

высшей нервной деятельности и наличие выраженной

индивидуальности. Они отличались от актеров большей

глубиной мировоззрения и способностью к образному

видению мира, более широким пространственным

видением и чувством композиции1.

Дальнейшие исследования выявили смешанный

тип характера, в котором и актеры, и режиссеры обла_

дают общими чертами.

Существуют и другие классификации типов людей,

знание которых может помочь понять особенности

личности и творчества того или иного художника.

Известным немецким психиатром К. Леонгардом

были выявлены некоторые личностные акцентуации

темперамента и характера, которые представляют

интерес для психологии художественного творчества.

Акцентуация характера проявляется в особых спосо_

бах построения взаимоотношений человека с миром и

в своем неповторимом способе его переживания. Типы

акцентуации, согласно К. Леонгарду и Н. Шмишеку,

разработавшему для их выявления специальный тест,

могут быть классифицированы следующим образом.

Гипертимный тип — люди с живым темперамен_

том, общительные и предприимчивые, с хорошим здо_

ровьем и высоким жизненным тонусом. Среди их пред_

ставителей — Россини и Вивальди.

Застревающий тип — лица, особо чувствительные

к обидам и огорчениям, склонные к накоплению отри_

цательных переживаний и к мстительности. Недовер_

чивы и подозрительны.

Эмотивный тип — те, кто отличаются мягкостью,

добросердечием и глубиной переживаний. Любят уха_

живать за животными и растениями. При просмотре

печальных фильмов и прослушивании такой же музы_

ки могут заплакать. Не умеют постоять за себя из_за

своей душевной ранимости.

Педантичный тип — люди, склонные к усиленным

размышлениям, постоянной самопроверке, чистоте и

порядку. В работе неторопливы, усидчивы и аккуратны.

Тревожный тип — те, кто не любят шумных ком_

паний и игр, часто испытывают в новой обстановке ро_

бость и застенчивость. У них развито чувство долга, им

свойственны высокие нравственные принципы.

Циклоидный тип — люди с периодическими сме_

нами настроения от упадка и апатии в депрессивной

фазе до бурной энергичности в гипертимной.

Демонстративный тип — лица с повышенной

потребностью находиться в центре внимания, демон_

стрировать свои таланты и принимать от окружающих

комплименты. Отличаются богатой фантазией, в пато_

логии нередко переходящей в лживость. При надле_

жащем воспитании и самодисциплине из них могут

получиться хорошие актеры.

Возбудимый тип — отличается трудностью в са_

морегуляции своего поведения. Вспышки раздражи_

тельности и гнева могут возникать по самому незначи_

тельному поводу.

Дистимный тип — отличается пессимизмом и

мрачным восприятием. В общении угрюмы и непри_

ветливы, немногословны или молчаливы.

Экзальтированный тип — отличается высокой

чувствительностью и бурной восторженной реакцией

на события окружающей жизни. Тонкие переживания,

связанные с увлечением искусством, красотой приро_

ды, поиском красоты и смысла жизни, приводят к тому,

что людей этого типа много среди художников, музы_

кантов и поэтов.

Выбор вида творчества определяется не только

природными способностями, но во многом характером

акцентуации художника. Так, например, для исполни_

тельского творчества, связанного с соревнованием и

публичными выступлениями и отсюда — с большими

нервно_психическими нагрузками, больше подходят

демонстративный, возбудимый и гипертимный типы.

Для авторского творчества, для которого необходимы

уединенность, сосредоточенность и систематичность в

работе, больше подходят такие типы акцентуации, как

эмотивный, тревожный, застревающий и педантичный.

Эти разделения в достаточной мере условны, но

мы видим, что, например, Чайковский, яркий предста_

витель эмотивного типа, очень тяготился публичными

выступлениями и дирижированием. Эти же отличался

и Шостакович, хотя в молодости он получил диплом,

выступая на конкурсе пианистов имени Шопена в

1 Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний.

Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.,

1998. С. 129–130.

$____ __ _________ _______ ___0_ _ _________

"__

(__) *_ _________ ______________ ________

"_,

Варшаве. В то же время Лист, как яркий представи_

тель демонстративного и гипертимного типа, чувство_

вал себя на сцене, как в родной стихии.

__ /_____) ___0_

То, что способность к творческой деятельности

связана с особенностями личности человека, люди

знали с давних пор. Основоположником эксперимен_

тального изучения личностных свойств человека, влия_

ющих на творчество, в современной психологии счи_

тается двоюродный брат Чарльза Дарвина — Френсис

Гальтон, который заложил основы психометрии и ввел

в современную психологию показатель коэффициента

интеллекта, так называемый IQ. Его исследования про_

должил французский психолог Альфред Бине, разра_

ботавший тест на измерение интеллекта. Продолжив_

шие это направление исследования уже упомянутые

Дж. Гилфорд и Э. Торренс выявили наличие связи

между коэффициентом интеллекта и способностью к

творчеству (креативностью). Оказалось, что более вы_

сокий уровень интеллекта обусловливает большую

вероятность того, что у испытуемого будут высокие

показатели и по тестам креативности. Торренс пред_

ложил концепцию интеллектуального порога, которая

состоит в том, что при IQ ниже 120 баллов интеллект

и креативность неразличимы и образуют единый фак_

тор. При IQ выше 120 баллов творческие способности

и интеллект становятся независимыми факторами. т. е.

можно обладать значительным запасом знаний, но при

этом оказаться малотворческим человеком. В то же

время можно не обладать обширными познаниями, но

при этом проявлять значительные творческие способ_

ности.

Связи между объемом знаний, умственными спо_

собностями и способностями к творчеству исследова_

лись в работах польского психолога А. Матейко. Им

было установлено, что в одних областях творчества

большой объем знаний просто необходим, тогда как в

других областях это требование необязательно. Там, где

предмет требует больших умственных способностей

для овладения сложными областями знания, например

в ядерной физике, имеется определенная связь между

степенью развитии умственных способностей и ори_

гинальностью решения задач, но эта связь невелика.

В то же время «у художников, скульпторов и графи_

ков, — отмечает А. Матейко, — корреляция между ка_

чеством работы и умственными способностями нуле_

вая и даже отрицательная»1.

Академические успехи в школе и высшем учебном

заведении далеко не всегда являются надежным пред_

сказанием того, что такой ученик или студент в буду_

щем сделает большие творческие открытия. Известно,

что отец Чарльза Дарвина из_за его плохой учебы в

школе был очень невысокого мнения о будущем своего

сына, Чехов нередко получал тройки за свои сочине_

ния, Ньютон и Эйнштейн тоже далеко не блестяще

учились в школе. Пушкин в области математики был

абсолютно необучаем. За это его даже хотели отчис_

лить из любимого лицея, который он так горячо воспе_

вал в своих стихах.

Анализируя качества творческих личностей, Тор_

ренс обнаружил у них большое количество черт, кото_

рые могут базироваться на доминировании эмоций

агрессии, что можно рассматривать как проявление

смелости и тенденцию к активному утверждению сво_

его «Я» в социуме. Это проявляется, в частности, в стрем_

лении к доминированию и превосходству, в тяге к рис_

ку, нарушению привычного порядка вещей и стереоти_

пов, тяготению к независимости и радикализму.

Смелость часто оказывается в числе незаменимых

свойств творческой личности. По этому поводу англий_

ский психолог Мак_Киннон отмечает, что «наиболее

выдающийся признак творческой личности, главная

черта его внутренней сущности, как я это вижу, — это

определенная смелость. Смелость личности, смелость

разума и духа, психологическая и духовная смелость,

которая является внутренним стержнем креативной

личности: смелость подвергать сомнен<

Наши рекомендации