ВОПРОС№3. Понятие чтение. Разные подходы и трактовки.

ВОПРОС№2. Вопросы психологии и социологии чтения в трудах отечественных философов, писателей, критиков, педагогов, библиотековедов.

Психология в сфере книги изучает: 1) процесс литературного творчества; 2) процесс чтения; 3) процесс книжного влияния (понимание идей текста, умение применить полученные знания).

Социология в сфере книги занимается изучением взаимодействия книги и читателя при определенных социальных условиях, экономических, политических и т.д.

Социология чтения представляет собой самостоятельный крупный раздел социологии культуры. В отечественной науке он выделилась в специальное направление в 70-е гг. ХХ в.

В настоящее время в научной среде еще не сложилось единого понимания ее статуса. Исследователи определяют социологию чтения как самостоятельную научную дисциплину (И.А.Бутенко, В.Д.Стельмах), специальную социологическую теорию (А.Л.Маршак), подраздел библиотековедения (В.В.Скворцов).

ВОПРОС№3. Понятие чтение. Разные подходы и трактовки.

Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации.

В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем".

Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, наш известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как "процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели".

ВОПРОС№4. Специфика чтения текстов на печатных и электронных носителях.

Экранное чтение- чтение с экрана монитора.

Существует несколько различий между печатным и электронным текстом.

· Во-первых, в случае с электронным текстом усиливается взаимодействие между его создателем и читателем. Читатель сам активно участвует в создании текста.

· Во-вторых, продвижение по электронному тексту может регулироваться программой.

· В- третьих, структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста.

Напряжение зрительного анализатора при чтении с электронных и бумажных носителей достоверно отличается: при чтении с экрана монитора утомление нарастает больше, чем при чтении с листа бумаги.

ВОПРОС№6. Информационная, коммуникативно-познавательная, эмоционально–творческая, функции чтения.

· Познавательная функция направлена на получение информации и получение знаний.

· Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие жизненного опыта.

· Информационная – направления на информирование читателей, на получение необходимой и интересующей информации.

· Эмоционально-творческая – направлена на получение и проявление эмоций в процессе чтения, развитие воображения, мышления, фантазии.

ВОПРОС№10. Влияние субъективных и объективных факторов на чтение. Социальные фак- торы

Факторы, которые влияют на продуктивность чтения, условно подразделяются на объективные (действующие во внешней среде) и субъективные (относящиеся к самому человеку).

Объективные факторы:

• поза при чтении;

• освещенность читаемого текста;

• внешние шумы;

• продолжительность непрерывного чтения;

• физическая утомляемость;

• объем словаря.

Субъективные факторы:

• психологическая готовность к чтению;

• размер поля зрения;

• активность мышления;

• стратегия чтения;

• психическая утомляемость;

• развитость внимания.

ВОПРОС№15. Творчество писателя и творчество читателя – сходство и различие.

Творчества писателя, которое начинается с рождения замысла и постепенного претворения его в конкретных образах и ситуациях воображаемого сюжета. Специфическая трудность творчества писателя заключается в том, что возникшая идея должна быть воплощена в конкретном, находиться внутри создаваемой образной системы. Творческий процесс читателя идет от ´живого созерцанияª конкретности образов к познанию сущности, т.е. того, что скрыто за конкретностью образов.

Писатель действительность, читатель мир, созданный творческим воображением писателя.

В то же время писатель вырастает из читателя.

ВОПРОС№2. Вопросы психологии и социологии чтения в трудах отечественных философов, писателей, критиков, педагогов, библиотековедов.

Психология в сфере книги изучает: 1) процесс литературного творчества; 2) процесс чтения; 3) процесс книжного влияния (понимание идей текста, умение применить полученные знания).

Социология в сфере книги занимается изучением взаимодействия книги и читателя при определенных социальных условиях, экономических, политических и т.д.

Социология чтения представляет собой самостоятельный крупный раздел социологии культуры. В отечественной науке он выделилась в специальное направление в 70-е гг. ХХ в.

В настоящее время в научной среде еще не сложилось единого понимания ее статуса. Исследователи определяют социологию чтения как самостоятельную научную дисциплину (И.А.Бутенко, В.Д.Стельмах), специальную социологическую теорию (А.Л.Маршак), подраздел библиотековедения (В.В.Скворцов).

ВОПРОС№3. Понятие чтение. Разные подходы и трактовки.

Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации.

В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем".

Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, наш известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как "процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели".

Наши рекомендации