Тема 9. Гештальт-терапия как творческий процесс, формы творческой активности в терапевтической сессии
Тема 9. Гештальт-терапия как творческий процесс, формы творческой активности в терапевтической сессии
1. Гештальт-терапия как процесс-ориентированный творческий подход.
2. Восстановление игровой способности клиента в терапии.
3. Основные принципы интеграции арттерапевтических методов с гештальт-подходом.
4. Терапевтическая работа с рисунком в гештальт-терапии.
Творческое постижение реальности лучше,
чем что бы то ни было еще,
заставляет человека чувствовать,
что жизнь достойна того, чтобы жить.
Д. В. Винникотт
Лепка и скульптура
Глина и пластилин (тесто) не имеют определенной формы, обладают гибкостью, мягкостью и пластичностью. Благодаря своей пластичности эти материалы стимулируют тактильные и кинестетические ощущения и таким образом сближают людей с их чувствами, что особенно важно для клиентов, испытывающих трудности при выражении своих чувств. Рисунок в меньшей степени подвластен контролю, чем глина и пластилин, дающие возможность переделать, повлиять и изменить продукт творчества. Здесь сложнее сделать ошибку, и меньше выражен страх перед неудачей в работе. Кроме того, весь процесс работы очень нагляден и помогает терапевту фиксировать изменения состояния клиента через его позу и движения, мимику и дыхание.
Лепка также может стать способом для изучения межличностных отношений и особенностей самовосприятия. Отражая и глине и пластилине свой образ и образы других людей, клиент получает возможность посмотреть на них со стороны, отразить их взаимодействие и отношения друг с другом. Терапевтическая работа с полученными фигурками аналогична работе с рисунком, однако то, что эти фигурки можно перемещать, позволяет использовать в работе элементы игры и игровой идентификации с образами.
Движение, танец и импровизация
Движение, танец и импровизация достаточно сложны для терапевтического исследования клиента в связи с постоянным изменением значений художественного образа и способов его создания. Движение — это последовательность действий произвольного и непроизвольного характера. При этом «Я» становится движущимся и находится в процессе постоянных изменений и самообновления (FitzGerald, 2001), не имея фиксированного положения в пространстве. Оно выступает скорее в виде глагола, а не местоимения, изменения положения тела и особенности движения отражают психологические и физические трансформации в личности. В этом случае «Я» представлено в виде последовательности или процесса. Оно отражено в движениях, имеющих импровизационный характер, смена образов — это смена репрезентаций «Я».
Теория танцедвигательной терапии рассматривает тело на физическом и метафорическом уровнях как отражение «смысла в и движении» (Desmond, 1997), неустойчивой идентичности и «текущих» репрезентаций «Я». Создание условий в терапии для появления такого «мобильного «Я» позволяет клиенту, отслеживающему свои соматические и кинестетические ощущения, выйти за пределы представлений о себе, фиксированных функций личности. Танец в терапевтической сессии способствует осознаванию связи своих привычных движений с неразрешенными конфликтами в прошлом. Он также способствует пониманию того, каким образом происходит формирование «жестких» систем значений, связанных контролем над эмоциональными и телесными реакциями.
ЛИТЕРАТУРА
Винникотт Д. Игра и реальность. – М.: Институт общегуманитарные исследований, 2002.
Головкова М. Ремесло и творчество в гештальт-терапии. Терапия как творческий процесс // Гештальт-терапия и консультирование. Сб. материалов Московского института гештальт-терапии и консультирования, вып. 3. – М., 2003. – С. 76–79.
Захарян И. В поисках синего. – http://www.gestaltplus.narod.ru.
Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. – М.: Независимая фирм «Класс», 2000.
Келиш Э. В поисках смысла визуальных образов. – http:/arttherapyru/1 _02/meaning.html.
Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1990.
Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
Уайтекер П. (2002) Движение, импровизация и телесные ощущения в арттерапии. – http://arttherapy.ru/ l_02/movement. html. .
Хломов Д. Использование рисунка в работе с психосоматическими расстройствами // Гештальт 97. Сб. материалов Московского гештальт-института. – М., 1997. – С. 85 –91.
Хломов Д. Анализ рисунка в гештальт-терапии // Гештальт 2002. Сб. материалов Московского гештальт-института. – М., 2002. – С. 38 –50.
Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. – С-Пб.: Изд-во Пирожкова, 2001.
Тема 9. Гештальт-терапия как творческий процесс, формы творческой активности в терапевтической сессии
1. Гештальт-терапия как процесс-ориентированный творческий подход.
2. Восстановление игровой способности клиента в терапии.
3. Основные принципы интеграции арттерапевтических методов с гештальт-подходом.
4. Терапевтическая работа с рисунком в гештальт-терапии.
Творческое постижение реальности лучше,
чем что бы то ни было еще,
заставляет человека чувствовать,
что жизнь достойна того, чтобы жить.
Д. В. Винникотт