Виды музыкально-педагогического материала. Упражнения
Наиболее простым видом музыкального материала, с которым приходится сталкиваться ученику, начинающему учиться петь, — это упражнения. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют певцу на протяжении всей его творческой жизни. Трудно найти певца, который бы не уделял ежедневно хоть небольшое количество времени упражнениям.
Напомним, что под упражнением понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ ее выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков, — этих автоматически протекающих действий в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное зарождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, — все это осваивается и закрепляется прежде всего на упражнениях. Действительно, принцип пения
legato, кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и различные украшения усваиваются на упражнениях и потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах и художественных произведениях.
Упражнения, построенные на коротких отрезках музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз но звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведет к установлению прочных навыков их выполнения. Последовательность одних и тех же движений закрепляется, образуя стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной фигурацией в произведении, певец выполняет ее не задумываясь, автоматически верно.
Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определенной целью и когда педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки с точки зрения приближения ее к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто рас-певанием, разогреванием голосового аппарата. Распевание, разогревание голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий, но не ведет к совершенствованию выполнения функции. Наоборот, бездумное, формальное пение упражнений может привести к \ появлению и укреплению порочных навыков.
Всякое совершенствование функции в упражнении предполагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль за ее выполнением, только это способно сформировать нужные новые координации. Не существует упражнений «вообще», а существуют упражнения для выработки тех или иных конкретных качеств голоса.
Одной из наиболее распространенных ошибок молодого неопытного педагога является пение с учеником упражнений вообще, без ясной цели, для чего то или иное из них дается. Чаще всего начинающий педагог дает те упражнения, которые ему в свое время давал его учитель. Между тем этот учитель давал их в результате анализа тех недостатков, которые слышал в голосе ученика, и хотел их исправить. Механический же перенос на ученика упражнений, когда-то принесших пользу самому молодому педагогу, является большой и непростительной ошибкой.
Педагог, прослушав ученика и составив себе ясное представление о недостатках звукообразования или звуковедения, исходя из этих недостатков должен давать те или иные упражнения с целью их исправления. Поэтому упражнения всегда должны быть индивидуально направлены и никогда н-г должны носить стандартный характер. Конечно, существуют определенные типы упражнений, вокальных движений, которые
нужны всем ученикам, но и их надо давать исходя из индивидуальных качеств голоса ученика, имея перед собой ясно поставленную цель.
Упражнений существует великое множество. В каждой школе пения приводятся десятки и даже сотни упражнений. Все они имеют определенную конкретную педагогическую направленность, которая часто указывается перед упражнением. «Упражнения подготовительные к трели», «упражнения на форшлаги», «упражнения для выравнивания гласных» и др. Часто сама фактура упражнения говорит о том, для какой цели оно предназначено.
Обычно сборники упражнений охватывают все виды вокальных движений, которые следует освоить в процессе обучения: гаммы, интервалы, арпеджии, пассажи, украшения и т. п., а также все виды вокализации: технику кантилены, технику беглости, филировку и др. Как правило, сборники упражнений содержат упражнения, расположенные в порядке возрастания их трудности, от самых легких до самых трудных, а виды техники даются в чередовании.
В нашу задачу не входит рассмотрение или описание различных школ пения, упражнений, которые к ним прилагаются, или просто специализированных сборников упражнений. Мы позволим себе лишь перечислить наиболее интересные, значительные и доступные сборники упражнений:
Варламов А. Е. Полная школа пения. М., Музгиз, 1953.
Владимирова М. В. В сборнике «Вопросы вокальной педагогики», вып. II, М., «Музыка», 1964.
Виардо-Гарсиа П. Час упражнений, ч. I и П. М., Музсектор, 1924.
Г а р с и а М. Школа пения. М., Музгиз, 1957.
Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.—Л., Музгиз, 1951.
Глинка М. Школа пения для сопрано. Журнал «Советская музыка», № 9, 1953.
Додонов А. Руководство и правильная постановка голоса, развития и укрепления голосовых органов и изучения искусства пения, ч. I и II (практическая). М., 1891, 1907.
Д онец-Тессейр М. Э. Сборник упражнений для развития техники легких женских голосов, ч. I, II, III, IV. Киев. Мистецтво, 1961—1963.
Дюп р е Ж- Школа пения. М., Музгиз, 1955.
ЛампертиФ. Искусство пения. М., 1923.
Ламперти Ф. Первоначальные упражнения и вокализы. Спб., изд. Бесселя.
Назаренко И. К- Искусство пения. Хрестоматия. М., «Музыка», 1963.
Нежданова А. В книге: В. Подольская. Нежданова и ее ученики. М., Музгиз, 1960.
Рождественская В. Ф. В сборнике «Вопросы вокальной педагогики», вып. II, «Музыка», 1964.
Трояновская А. 100 вокальных упражнений (с пояснительным текстом). М., Музгиз, 1934.
Фучито С. и Бене р. Б. Искусство пеиия и вокальная методика Э. Карузо. Л., «Тритон», 1935.
В каждом классе пения можно услышать типичные, относительно стандартные упражнения, но там же мы находим и группы специальных упражнений, специфических для метода данного педагога. Среди них есть весьма оригинальные и ценные находки, которые, однако, как правило, не фиксируются и лишь передаются ученикам по живой преемственности.
И системы упражнений, и требования к их исполнению в различных классах обычно сильно рознятся друг от друга, поэтому нет возможности их как-то описать и классифицировать1. Однако мы считаем необходимым остановиться на упражнениях для начинающих, которые, вне зависимости от метода педагога, должны удовлетворять некоторым общим требованиям.
Упражнения для начинающих должны быть предельно просты в музыкальном отношении, чтобы не занимать внимания ученика в процессе их исполнения. Они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными.
Для мало музыкально развитых учеников, для учеников, приехавших из отдаленных районов наших национальных 'республик, очень хорошо давать упражнения, построенные на интонациях народных песен соответствующих народностей. Часто ученик плохо схватывает обычные упражнения, проигрываемые ему на 'рояле, и производит впечатление музыкально малоспособного, но он, оказывается, прекрасно поет более сложные мелодии с голоса, держит верно тональность, если они построены на. материале близких ему народных песен.
Упражнения для начинающих должны быть вокально-тех-нически несложны; не содержать больших интервалов, не охватывать большой отрезок диапазона голоса, не требовать для своего исполнения большого звука и длинного дыхания и должны петься в умеренном темпе. Вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло с аккомпанементом.
_ Конкретный подбор упражнений для начинающих зависит от метода, которым в основном пользуется тот или иной вокальный педагог, и от особенностей 'звучания голоса, его недостатков у ученика. Все же мы считали возможным привести в нотном приложении группу упражнений для начинающих, взятых из практики некоторых современных педагогов и из существую-
1 В приложении мы помещаем ограниченное количество упражнений,, которые мы можем рекомендовать для развития разных видов техники, а также упражнения для начинающих. К упражнениям даются краткие комментарии.
щих ,сборников упражнений. Приводя эти упражнения мы рассчитываем на их ^пользование молодыми педагогами и студентами, имеющими педагогическую практику.
Вокализы
Вокализы представляют собой тот музыкальный материал, который употребляется большинством педагогов ,как переходный от упражнений к художественным произведениям. Вокализы вполне соответствуют этюдам в других видах музыкального искусства. Это музыкальные произведения, написанные с определенной технической задачей. Вокализы, как и этюды, всегда имеют целью выработку тех или иных технических 'качеств, имеют узкопедагогическую направленность. Этим они схожи с упражнениями, однако от последних они отличаются тем, что являются настоящими музыкальными произведениями |со 'всеми свойственными им характерными чертами. Вокализы поются либо на один гласный звук, т. е. вокализируются, либо с названиями нот — сольфед-жируются.
Вокализ несет определенное 'музыкальное содержание, имеет законченную музыкальную форму, создает у слушателя определенные музыкальные переживания. Тот технический элемент, который всегда присутствует в вокализе, обычно бывает растворен 'в музыкальном содержании и не воспринимается как самоцель. Поэтому вокализ слушается как музыкальное произведение без слов.
Отсутствие текста отличает его от обычных вокальных художественных произведений — от романсов, песен 'и арий. Таким образом, вокализ выступает как чисто музыкальное вокальное произведение, не усложненное поэтическим текстом.
Именно это отсутствие слова и технический элемент, который заключен в вокализе, делают его ценным материалом для воспитания голоса. Вокализ позволяет применять и шлифовать те навыки звукообразования и звуковедения, которые ученик приобрел на упражнениях. Певец в вокализе попадает в условия 'как бы инструментального пения, что заставляет его полностью использовать музыкальные выразительные средства. Перед певцом стоит задача выразительного исполнения музыкального произведения чисто вокальными средствами, что обостряет его музыкальное чувство, заставляет внимательно следить за музыкальностью фразы, учит чувствовать музыкальную форму. Здесь нет возможности подменить музыкальную выразительность речевой, «спрятаться за выразительное слово». Поэтому вокализы приучают особенно внимательно относиться к музыкальному тексту, ко всем ремаркам автора, что так полезно для будущего пения художественных произведений с текстом.
Отсутствие речевого текста для большинства учащихся является значительным облегчением в пении. Оно позволяет концентрировать внимание на правильности звукообразования и звуковедения. Наличие в вокальном произведении словесного текста усложняет 'задачу точного образования звука и выполнения технических приемов. Произношение слова все время создает дополнительные трудности, прибавляющиеся к трудностям музыкальным. Кроме хода голоса по интервалам, кроме выполнения различных типов вокализации, надо еще все время менять гласные и успевать произносить согласные, доносить мысль. Как мы уже знаем, — это факторы, которые обычно нарушают верное голосообразование у молодого певца.
Особенно затруднительно ' для неопытного ученика само выразительное слово, а не отдельные слоги, которые произносят, например, при сольфеджировании вокализов. Слово, хорошо произнесенное, всегда имеет стремление приблизиться к речевому, так как стереотипы слов в речи чрезвычайно прочны. Но слово певческое и речевое сильно разнятся между собой, поэтому включение слова всегда в той или иной ;мере больше выбивает неопытного певца из вокальной линии, чем произнесение отдельных слогов, не несущих смысла (например, названия нот).
Таким образом, вокализы действительно являются хорошим переходным 'материалом от упражнений к художественным произведениям с текстом для всех учеников. Тем более что они написаны с определенной педагогической задачей и позволяют отрабатывать те элементы технологии, в которых более всего нуждается ученик на данном этапе своего развития. Мы считаем, что в целесообразности вокализов сомневаться не приходится.
Однако существует иное мнение: что вокализы ; представляют собою произведения с искусственно нагроможденными трудностями, что они имеют малую художественную ценность, не воспитывают вкуса певца и т. п. Педагоги, придерживающиеся такого мнения, предпочитают сразу после упражнений давать легкие художественные произведения с текстом.
Конечно, в воспитании голоса можно обойтись и без вокализов. Это относится в первую очередь к тем ученикам, которые от природы обладают хорошим вокальным словом, для ко' торых пение слов ни в малейшей степени не нарушает вокала. Можно начать петь упражнения с сольфеджированием, со словами и непосредственно перейти к 'легким произведениям. Наконец, возможно, минуя и упражнения, начать обучение сразу на легких произведениях... Однако для подавляющего большинства учеников — это 'малорациональный путь. Если строго придерживаться принципа постепенности и последовательности, идти от простого к более сложному, постепенно усложняя простые задачи, то последовательность: упражнения-вокали-
зы — художественные произведения с текстом вполне целесообразна и научно оправдана.
Можно научить верному голосообразованию, голосоведению, ровности голоса, привить технику беглости, развить кантилену на легких художественных произведениях. Но сознательное овладение различными видами вокализации, различными элементами техники лучше всего удается на упражнениях и вокализах.
Выбор способа исполнения вокализа (вокализация или сольфеджирование) зависит от конкретного задания, которое ставит себе педагог. Для большинства учащихся наиболее простым способом исполнения является вокализирование, так как в нем 'нет смены гласных, что для начинающего представляет собой уже усложненное задание.
В современной системе преподавания развитие голоса обычно начинают с вокализации, как с наиболее ! простой формы звукообразования. В старой итальянской школе начинали с сольфеджирования, но это было обусловлено сольмизационной системой обучения нотной грамоте и являлось мероприятием вынужденным. В настоящее время сольфеджирование, как правило, дается вслед за освоением вокализации. Этому следует придерживаться и в вокализах.
Вокализы существуют в виде сборников, подобранных по степени подвинутости ученика, по определенным типам голосов или просто рассчитанных на развитие определенных видов вокальной техники.
Список вокализов
Абт Ф. Школа пения. Избранные упражнения для голоса с ф-п. М., Музгиз, 1960.
Абт Ф. Практическая школа пения. М., Музсектор, 1923.
Аспелунд Д. Сборник вокализов XVIII—XX вв. для высокого голоса. М., Музгиз, 1934.
Бона П. Сто упражнений. Для сопрано и тенора. М., Музторг, 1929.
Бордоньи М. Три упражнения и двенадцать новых вокализов для баритона. М., Музсектор, 1925.
Вилинская И. Вокализы для высокого голоса с ф-п. Киев, Мистецт-во, 1952.
Вилинская И. Вокализы для низкого голоса с ф-п. Киев, Мистецт-во, 1962.
В а к к а и Н. Практическая школа пения. Спб., изд. Стелловской.
Варламов А. Полная школа пения, ч. II и III. Вокализы. М., Музгиз, 1953.
В и а р д о-Г а р с и а П. Час упражнений. Экзерсисы для женского голоса. М., Музсектор, 1924, ч. I.
Г а р с и а М. Школа пения, ч I и II. М., Музгиз, 1956.
Г л и и к а М. Вокальио-педагогические сочинения. Полное собрание сочинений, т. I. M., Музгиз, 1963.
Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к иим пояснения и вокализы-сольфеджио. М., Музгиз, 1951.
Гречанинов А. Школа пения. М., Музгиз, 1937.
Д о и е ц-Т е с с е й р М. Сборник упражнений для развития техники легких женских голосов, ч. I, II, III,IV. Киев. Мистецтво, 1960—'1963.
Ер о х и и А. (составитель). Концертные вокализы-этюды Для среднего голоса с ф-п. М., Музгиз, 1962.
Ер охи и А. (составитель). Концертные вокализы-этюды Для высокого голоса с ф-п. М., Музгиз, 1963.
Зейдлер Г. Искусство пеиия. 40 мелодий для высокого голоса в сопровождении ф-п, ч. I и II. М., Музгиз, 1957, 1958, 1964.
3 и р и и г В. Вокализы. М., «Советский композитор», 1962.
Иордан И. и Киркор Г. Десять вокализов для голоса с ф-п. М.—
Л., Музгиз, 1951.
Коикоие Дж. 15 вокализов для сопрано и меццо-сопрано. М., Муз-
сектор, 1924.
Коикоие Дж. 25 уроков пеиия для среднего голоса. М-, Музгиз, 1934. Коикоие Дж. 50 упражнений для среднего и высокого голоса. М.,
Музгиз, 1956.
Коикоие Дж. 40 упражнений для баса и баритона с сопровождением.
М., «Музыка», 1964.
К о с-А иатольский А. и Мельницкая М. Пять вокализов. Для
высокого голоса с ф-п. М., Музгиз, 1954.
Кочуров Ю. Глинка — Кочуров. Этюды для голоса с фортепиано. М., Музгиз, 1952.
Л ю т г е и В. Ежедневные упражнения. 20 маленьких вокализов. Для
сопрано. М., Музгиз, 1936.
Маркези М. Двадцать этюдов стиля для сопрано. М., Музсектор, 1926. Мирзоева М. Вокализы. В сборнике Вопросы вокальной педагогики».
Вып. 2. М., «Музыка», 1964.
Паиофка Г. 12 артистических вокализов. Для сопрано или меццо-сопрано. М., Музсектор, 1926.
Паиофка Г. Искусство пеиия. 24 вокализа для сопрано, меццо-со-';
праио или тенора. М., Музгиз, 1958.
Паиофка Г. 24 этюда вокализа для контральто, баритона или баса
с ф-п. М., Музгиз, 1961.
Раков Н. Десять вокализов. Для сопраио. М., Музгиз, 1952.
Соколовский Н. 50 вокализов для среднего голоса. М., Музгиз, 1950. ;'
Соколовски й Н. 20 вокализов для сопраио. М., Музгиз, 1950.
Большинство сборников вокализов, широко распространен-"^
ных в вокальной практике, принадлежит западным авторам.'
Они достаточно мелодичны, некоторые из них имеют известные*,
музыкальные достоинства, но особенно важно отметить их';
педагогическую направленность. В них мы находим отличный^
материал для усвоения различных видов вокализации, всевоз-'*
можных вокальных движений, различных упражнений и т. п.
Особо следует остановиться на сборниках вокализов русских авторов, построенных на музыкальном материале, близком к интонациям русских народных песен, материале, идущем от русской музыки вообще. Эти вокализы обладают несомненными 'музыкальными достоинствами и весьма полезны для учеников. Их русская, песенная природа служит отличным материалом, подготавливающим к пению русских романсов и арий.
Многие певцы, обладая хорошей вокальной школой, 'являются сторонниками вокализов и поют их целыми сборниками подряд, в течение всей своей певческой жизни.
Педагог, выбирая вокализ для своего ученика, должен проанализировать его с точки зрения имеющихся в нем трудностей. Эти трудности могут быть музыкального и вокально-технического характера. Прежде всего следует посмотреть на музыкальную сторону вокализа: темп, в котором он поется, ритмические трудности, проследить мелодическую линию, отметив трудности, если таковые там имеются, разобрать гармоническое сопровождение.
Оценивая вокализ с точки зрения вокально-технических трудностей, следует прежде всего ознакомиться с диапазоном, в котором |он написан, с тесситурой, которой он требует, выделить те вокально-технические приемы, на которые он рассчитан. В анализе мелодической линии следует обратить внимание на интервалику, длительность дыхания, на общий характер мелодики, наличие в ней быстрых пассажей, общий темп, в котором поется этот вокализ. Особо следует отметить динамические требования, которые вокализ предъявляет голосу, тембровую окраску и нюансировку. Все эти вокально-технические трудности надо оценить с точки зрения возможностей ученика на данном этапе его развития. Такая оценка для вокализов более проста по сравнению с анализом художественных произведений, так как вокализы написаны специально с педагогической целью для несовершенного еще голоса. Иногда сам характер сборника вокализов подсказывает, на какой вровень подготовленности ученика он рассчитан. Чаще всего вокальные сборники содержат разнотипные вокальные задания, обнимающие все основные виды вокальных 'движений. Кантиленные вокализы чередуются с быстрыми, спокойные и плавные с колоратурными. Это позволяет петь их целыми тетрадями, в последовательно повышающейся трудности. Большую пользу могут принести вокализы специализированные, т. е. рассчитанные на развитие того или иного вида техники: сборники колоратурных вокализов для сопрано и т. п. виды вокализов.
Иногда форму вокализа композиторы избирают для создания концертных художественных произведений. Широко известны, например, «Вокализ» С. Рахманинова, посвященный А. В. Неждановой, или «Концерт для голоса» Р. Глиера. Недавно в издательстве «Музыка» вышел сборник концертных
575.
вокализов различных авторов, составленный А. Ерохиным. Эти концертные вокализы уже не содержат в себе педагогических задач и называются вокализами только потому, что написаны для вокализации голосом, т. е. без поэтического текста. В них голос является музыкальным инструментом, солирующим на фоне фортепианного или оркестрового сопровождения. Такие вокализы требуют от исполнителя совершенного владения вокализацией. Эти вокализы — хорошая проба для оценки музыкальной и вокально-технической подготовки певца.
Не случайно на Третьем международном конкурсе имени Чайковского в программу конкурса вокалистов для женских голосов !был включен трудный вокализ Урбаха, послуживший камнем преткновения для многих конкурсанток. Поэтому концертные вокализы обязательно должны входить в репертуар подвинутых студентов старших курсов.