Бретенное им гортанное зеркале8 г Р регистре, когда

установил причину этого ™е"™ыеВ ™"ки были сомкнуты

Веретенообразной

о?ГГ'

формы. дд Гапня впеовые удалось точно устано-

Ф РТаким образом, М. Гарсиа впервые УД ваяиВ

аСоХт°А характера' работы голосовых

связок. С появлением

Физиологических методов ис- b движения грудных и брюш-

делил на три группы. У обучаю­щихся молодых певцов с еще не­устроенным голосом обычно наб­людается резкий вдох по типу ды­хания в жизни и затем быстрое и неравномерное сп а да ни е стенок. У таких певцов дыхание утекает быстро и тратится судорожно. X квалифицированных певцов, с хо­рошо поставленным голосом, наО-людается спокойный вдох и очень медленное, постепенное спадание грудных ибрюшных стенок (у од­них превалирует спадание груд­ных а у других —брюшных). Ды­хание у квалифицированных певцов тратится весьма мало, иего хва­тает на длинные музыкальные

фразы. _,

Наконец у некоторых наиболее выдающихся певцов (которые со­ставляли всего 2% случаев) Л Д. Работнов заметил удивитель­ное явление. Во время пения, т. е. во время выдоха, грудные ибрюш­ные стенки не спадали вовсе, за­стывая в положении вдоха или де­лая даже некоторые небольшие вдыхательные движения. Тип пев­ческого дыхания, при котором на выдохе в пении грудные и брюшные стенки не показывают выдоха, был назван им парадоксальным дыханием. Это натолкнуло

ходит,по Работнову, выдох

с, rZ



гипотезы Работнова. Как мы видим, Работнов пришел к этому выводу на основе исследования наружных движений грудных и брюшных стенок. Методика исследования дыхания в то время еще не позволяла наблюдать деятельность гладкой мускулатуры, находящейся в легких, что в наши дни является вполне доступным экспериментом.

Непосредственные наблюдения за работой гладких мышц легких, сделанные в наши дни, показали правильность предпо-

Н. Д. Шпиллер и студента с плохо организованным певческим звуком.

Поскольку мы упомянули о работе гладких мышц, имеющихся в легких, и в дальнейшем изложении будем касать­ся еще более сложных вопросов, связанных со строением и функцией дыхания в пении, следует напомнить анатомию дыхательных органов, физиологию дыхания в жизни, речи и пении.


Бретенное им гортанное зеркале8 г Р регистре, когда - student2.ru

Бретенное им гортанное зеркале8 г Р регистре, когда - student2.ru

Рис. 40. Электронная пневмография в лаборатории Музыкально-пе-дагогнческого института им. Гнеснных.

ложения Работнова об активной их роли во время фонации, хотя и не подтвердили всех его положений. Так или иначе, сво­ей гипотезой Работнов внес большой вклад в наши знания о фонационном дыхании, расширил представления о работе ды­хательного аппарата во время пения.

В наши дни в связи с совершенствованием техники появи­лась возможность более точно исследовать тонкие дыхатель­ные движения в пении. Можно наблюдать не только общий характер кривой, но сопоставлять поведение грудных и брюш­ных стенок при пении того или иного слога в произведении. На рис. 40, 41, 42, 43 и 44 показана пневмография при помощи современной аппаратуры, разработанной в лаборатории Госу­дарственного музыкально-педагогического института им. Гне-синых. Пневмограммы показывают работу грудных и брюшных стенок на трех уровнях при одновременной записи звучания голоса и отметке времени. Данные, полученные А. Кильчевской, в основном подтверждают результаты опытов Работнова. На рис. 42, 43 и 44 приведены пневмограммы народного артиста СССР П. Г. Лисициана, народной артистки Республики

Рис. 41. Схема электропнеймографин. На аппарат осцилло­граф подаются сигналы от секундомера, трех датчиков дыха­ния укрепленных на разных уровнях и с микрофона. Осцилло­граф регистрирует эти сигналы в виде кривых на ленте: 1 — секунды, 2 — движения грудных стенок, 3—движение об­ласти подложечкн и нижних ребер, 4 — движения живота, 5 — звуковая кривая. Этот метод электропнеймографнн поз­воляет анализировать дыхательные движения во времени и сопоставлять их с звуковой кривой. Подъемы кривых вверх отражают вдох. Их падение — выдох. Расширение звуковой дорожки соответствует началу звука.

Анатомия дыхательных органов и физиология дыхания в жизни

Как известно, трахея, представляющая собою полую труб­ку длиною около 15 см, спускается в грудную полость, где де­лится на правый и левый главные бронхи, которые затем, в свою очередь многократно делясь, составляют бронхиальное дерево. По бронхиальному дереву воздух проводится до легоч­ной ткани, где в легочных пузырьках совершается газообмен. Трахея, как и главные бронхи, построена из хрящевых незамк-




Бретенное им гортанное зеркале8 г Р регистре, когда - student2.ru

спокойное па-Подложечная участки, где (1-я строчка). Кильчевской.)



Бретенное им гортанное зеркале8 г Р регистре, когда - student2.ru

Спокойный Выдох без збука


Рис. 43. Пневмограмма П. Лисициана. Пение фразы из романса П. Чайковского «Меркнет слабый свет свечи» Спо­койный наоор воздуха, больше за. счет подложечковои области и живота. Медленное, ровное, спокойное падение кривых (выдох) во время пения. Выдох осуществляется в основном за счет подложечковои области и живота. Груд­ная клетка участвует в дыхании мало. Ни смена гласных и согласных, ни изменение высоты звуков не нарушают плавности падения кривых П. Лисициана и Н. Шпиллер. Дыхание П. Лисициана в жизни (слева) мало отличается от

певческого. (Запись сделана А. Кильчевской.)


Бретенное им гортанное зеркале8 г Р регистре, когда - student2.ru

нутых сзади полуколец, которые не дают спадать стенкам воз­духоносных путей. Таким образом, их просвет постоянно под­держивается. Незамкнутые участки полуколец выложены глад­кими мышцами, которые расположены также и в подслизистом слое, т. е. глубже слизистой оболочки, выстилающей стенки воздухоносных путей.

Чем меньше калибр бронхов, тем меньше остается в них хрящевой ткани, принимающей вид отдельных шластинок непра­вильной формы, и тем больше развивается в них пласт мышеч­ных волокон. В стенках мелких бронхов и бронхиол хрящей нет совсем и их место занимают гладкомышечные волокна. Таким образом, просвет концевых отделов бронхиального дере­ва целиком поддерживается тонусом гладких мышц, которые, сокращаясь, могут вовсе выключить отдельные участки легоч­ной ткани из акта дыхания. На более крупные бронхи, где а стенках имеются хрящевые включения, влияние слоя гладких мышц будет менее выражено и скажется только на уменьшении или увеличении их просвета.

Гладкие мышечные волокна бронхиальной системы легких регулируются вегетативным отделом нашей нервной системы и непосредственным волевым усилиям не подчиняются. В зависи­мости от потребностей организма в данный момент, они регули­руют просвет бронхов и тем самым активность воздухообмена. Когда человек бежит, бронхи максимально раскрыты для облегчения наилучшей вентиляции; когда человек спит, они сужены и некоторые отделы легких вообще почти выключены из дыхания.

Легочная ткань воздушна, эластична, напоминает губ­ку, ее основную массу составляют наполненные воздухом ле­гочные пузырьки, в стенках которых, как и вообще в легком в целом, много эластической соединительной ткани, напоминаю­щей по своим свойствам резину. Эластичность и воздушность легочной ткани делает ее плохим звукопроводящим материа­лом, что необходимо помнить при обсуждении вопроса о «груд­ном резонаторе». Кроме того, эластичность легких важна для понимания механизма выдоха.

Одетые блестящей скользкой оболочкой — плеврой, они полностью заполняют грудную полость, плотно прилегая к ее стенкам, также покрытым плеврой. Таким образом, плевра ле­гочная и плевра пристеночная прилегают друг к другу и дают возможность легкому свободно скользить во время вдоха и вы­доха. Нижние поверхности легких прилежат к диафрагме, так­же покрытой плеврой.

Легкие не имеют мышц, за счет которых мог бы быть про­изведен вдох, сами они расшириться не могут. Вдох,' т. е. вса­сывание воздуха в легкие, производится благодаря расшире­нию в стороны и поднятию грудной клетки, а также опусканию диафрагмы. Легкие пассивно следуют за грудными стенками

и диафрагмой, растягиваются благодаря своей эластичности в стороны и вниз, и воздух входит в трахеобронхиальное дерево. Вдох всегда активен и производится за счет работы под­властной нашей воле поперечнополосатой мускулатуры грудной клетки и диафрагмы.

К мы ш ц а м-в д ы х ател я м надо отнести все многочислен­ные группы скелетных мышц, способных поднимать и разво­дить в стороны ребра, а также важнейшую мышцу вдоха — диафрагму.

Диафрагма, или грудобрюшная преграда, представляет собой мышцу сложной формы, напоминающую купол, и имеет сухожильную середину. Прикрепленная к стенкам полости те­ла спереди, по краю реберной дуги, и примерно на том же уровне от боковых и задних отделов полости тела, она посы­лает пучки своих волокон вверх, к сухожильному центру купо­ла. При сокращении этих волокон купол диафрагмы становит­ся площе, оттягивается вниз, а вместе с ним растягиваются вниз и легкие. Сокращение мышечных волокон диафрагмы, или, как говорят, ее опускание, — акт активности этой мышцы вдоха. При расслаблении мышечных волокон диафрагмы ку­пол ее поднимается вверх, что имеет место при выдохе.

Выдох может быть осуществлен как активно — при со­кращении мышц-выдыхателей, так и пассивно, без затраты мышечных усилий. Во время сна или при спокойном сидении, когда потребность вентиляции легких минимальна, выдох мо­жет происходить пассивно, за счет опускания, спадения грудных стенок в силу их тяжести, а также, вследствие дейст­вия эластической тяги легких, растянутых во время вдоха. На такой пассивный выдох не затрачивается мышечной энергии, поэтому, с точки зрения организма, он весьма целесообразен.

В ряде случаев, когда требуется повышенная вентиляция легких, механизм выдоха осуществляется активно, при помощи системы мышц-выдыхателей. К ним относятся все груп­пы мышц, способные своим действием опускать ребра, а так­же мощный выдыхатель — мышцы брюшного пресса. Актив­ность этих выдыхательных мышц легко проверяется на себе при действиях, связанных с резким повышением подсвязочно-го давления, как, например, покашливание.

Мышцы вдоха и выдоха работают по принципу мышц-ан­тагонистов. Когда мышцы-вдыхатели грудной клетки со­кращаются, мышцы-выдыхатели расслабляются. Когда диаф­рагма сокращается (опускается), мышцы брюшного пресса рас­слабляются и живот подается вперед. При активном выдохе брюшной пресс сокращается, а диафрагма расслабляется, под­нимаясь под действием внутрибрюшного давления вверх.

Описанная система действия мышц работает согласованно и одновременно, но у некоторых индивидуумов (преимуществен­но женщин) в дыхании больше участвуют движения грудной

клетки, у других — система: диафрагма — брюшной пресс. Это различие послужило причиной выделить различные типы ды­хания. Как показывают научные наблюдения, все люди в жизни дышат смешанным дыханием, т. е. с участием груди и живота одновременно. Однако определенная зависимость типа дыхания от пола, отмечавшаяся и прежде, но приписывавшаяся больше осанке, чем конституциональному фактору, — нашла в последнее время свое подтверждение в интересных наблюдени­ях французских авторов. Последние, исследовав дыхание ново­рожденных, нашли, что у новорожденных девочек превалирует грудное дыхание, а у мальчиков — брюшное.

Система дыхания имеет двойное управление со сто­роны нервной системы: произвольное и непроизвольное.

С одной стороны, мы можем произвольно управлять дыха­тельными движениями: дышать часто или медленно, глубоко или поверхностно, можем задержать дыхание на определенный срок, можем заставить себя дышать только животом, выклю­чив живот и т. д. Однако кроме этой произвольности существу­ет и непроизвольная система, регулирующая деятельность ды­хания. Вдох и выдох совершаются ритмично, равномерно без всякого нашего вмешательства в это регулирование. Если мы задержим дыхание слишком долго, то вне зависимости от на­шей воли наступит вдох. Когда запрос организма в кислороде невелик, — дыхание совершается медленно, а когда потребность большая (при мышечной работе), — дыхание убыстряется, на­ступает одышка. К непроизвольной системе регулирования от­носится также и деятельность гладких мышц бронхов, о чем было сказано выше.

Таким образом, говоря о дыхании, разбирая его функцию, мы должны учитывать, что оно имеет произвольно-непро­извольную систему управления и обладает боль­шой приспособляемостью, в зависимости от ставящихся перед организмом задач.

При жизненном дыхании, о котором мы говорили, раз­бирая функцию дыхания, перед дыхательным аппаратом стоит только одна задача — целесообразного газообмена крови, снабжения ее кислородом. Фонация речевая и певческая на­кладывают кроме этой общей жизненной задачи новые слож­ные и тонкие задания, связанные с произнесением речевых зву­ков, с образованием нужной мелодики речи, а в пении — с об­разованием певческого голоса.

Наши рекомендации