Способности и одаренность. Талант
Каждого ученика характеризует своеобразный комплекс способностей. Одни, имея отличные музыкальные способности, не имеют сценических или вокальных данных. У других, наоборот, отсутствуют музыкальные данные, а третьи сочетают в себе все, что надо для пения, и мы их называем одаренными. Одаренность — это своеобразное сочетание врожденных свойств-задатков, которые позволяют развиться всем способностям, нужным для любого вида деятельности.
.335
Человек не рождается с готовыми способностями, но у разных людей имеются разные задатки. О способностях человека мы судим по тому, как ему удается та или иная деятельность. Способным к рисованию мы называем того ребенка, которому легко удается изобразить на бумаге предложенный предмет. Музыкально способны те, кто легко запомнит и воспроизводит мелодию, ритм, кто выразительно поет, играет. Для всякой деятельности надо иметь ряд способностей. Для певца кроме способностей чисто музыкальных надо иметь вокальные и сценические.
Певческий голос также является одной из способностей человека. Для того чтобы сделаться певцом, надо иметь определенные задатки к этому роду деятельности. Наличие певческого голоса предопределяется определенными задатками, в которые входит природная структура и особенности функции голосового аппарата, а также природные особенности нервной деятельности — системы управления певческой функцией. Способности развиваются в процессе.деятельности, и иногда с очень раннего возраста. Поэтому детям стараются всегда давать возможность разнообразного проявления своих способностей. В играх, танцах, пении они находят ту почву, на которой способности имеют возможность проявиться и развиться. Однако наилучшее развитие способностей происходит в процессе обучения данной деятельности. Обучение способно их довести до высочайшей степени развития.
Общеизвестно значение раннего развития способностей. Когда, например, музыкант начинает заниматься с раннего детства, то музыкальные способности разворачиваются особенно полно. Когда нервная система очень чутка, когда организм еще формируется, целенаправленная тренировка вызывает не только образование новых связей и совершенствование нервных процессов в коре, но и анатомо-физиологические изменения в организме, благоприятствующие данному виду деятельности.
Для певцов, которые обычно начинают обучаться будучи взрослыми, — ситуация значительно менее благоприятная, чем для музыкантов других специальностей. Там имеется планомерное музыкальное развитие и постепенный рост техники — приобретение и укрепление необходимых движений, навыков начиная с детского возраста. Певец, даже если он имел возможность планомерного музыкального развития и имел выработанные автоматизмы в пении, например если он пел в хоре с детства, должен после мутации начинать как бы заново осваивать пение. Вся система его двигательных навыков претерпевает коренную ломку. В лучшем случае к началу обучения он имеет хорошо развитые музыкальные способности. В худшем — приходит и музыкально неподготовленным.
От способностей необходимо отличать навыки, умения, приобретенные ранее. Малоспособный, но
успевший приобрести необходимые навыки ученик может показаться с первЪго взгляда более одаренным, чем способный, но никогда не учившийся. Оценить способности можно лишь в процессе занятий И\ недостающее—развить. Нервная система отвечает на систематические целенаправленные воздействия развитием недостающих качеств. При той огромной любви к делу, которая характеризует всех талантливых людей, у них всегда развиваются те способности, которые прежде отставали.
«Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант, -Д в сущности его, — и есть только любовь к делу, к процессу рАботы»,— несколько парадоксально утверждал А. М. Горький. (Конечно, талант — это комплекс удивительно развитых способностей, нужных для творческой деятельности, и связан он с природными задатками и особенностями деятельности нервной системы. Однако слова Горького подчеркивают мысль, что развитие таланта определяется направленностью личности, работоспособностью, любовью к делу.
Художественный и мыслительный типы восприятия жизни
Способности находятся в прямой связи с типологическими особенностями нервной системы индивидуума. Люди, обладающие сильным типом нервной системы, обычно являются вообще "способными людьми, так как у них хорошо и прочно образуются связи в нервной системе. Слабый тип может обладать хорошими способностями, но он легко утомим и для такой активной деятельности, как пение, мало подходящ.
И. П. Павлов выделил «художественный», «мыслительный» и смешанный типы нервной деятельности на основе преимущественного развития у того или иного человека первой и второй сигнальной системы. «Художественный» тип воспринимает явления жизни так, как они есть, непосредственно, в образной, чувственной форме. «Мыслители» больше познают действительность посредством абстрактного мышления. Они действуют логическими категориями, анализируют явления, сопоставляют, находят зависимость, выявляют причинно-следственные связи и т. п. Это тип восприятия жизни характерен для ученых, мыслителей.
Большинство людей сочетают оба эти типа достаточно гармонично. Для большинства крупных певцов было характерно непосредственное, чувственное восприятие действительности, т. е. «художественный» тип нервной деятельности. Таким типом отличались, например, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, Э. Карузо. Все они были весьма впечатлительны, непосредственны, иногда даже наивны, отличались обостренной чувствительностью, воспринимая жизнь такою, как она есть. Это давало им огромный образный материал для творчества,
который затем отбирался, осмысливался при решении творческих исполнительских задач. В этом процессе, разумеется, уже участвует вторая сигнальная система, т. е. мышление.
Темперамент
Одним из основных свойств личности является ее темперамент. Темперамент человека выражает/с я в быстроте и силе эмоциональных реакций; в общей подвижности, быстроте речи, мимике. Физиологическая сущность темперамента человека — ^то индивидуальность силы, подвижности и уравновешенности \ нервных процессов. Хотя эти качества нервной системы даны Человеку от рождения, но они под влиянием среды значительно изменяются. Основные черты типа темпераментов были выделены еще в античное время.
Сангвиник — человек подвижный, с быстрой, яркой речью и быстрыми движениями, живо отзывающийся на различные явления, что всегда выражается во внешнем поведении. Сангвиник стремится к смене впечатлений, неудачи и неприятности не выбивают его из колеи, он их легко переживает.
Флегматик — человек спокойный, уравновешенный, невозмутимый, его трудно вывести из себя. Его стремления устойчивы, постоянны, настроение мало меняется, а чувства во вне проявляются мало.
Холерик — характеризуется большой страстностью к делу, которым занимается, быстротой реакций, порывистостью, неуравновешенностью. Его чувства загораются легко и ярко выражаются во внешних движениях. Он может быть вспыльчив, легко возбудим, резок, невыдержан. Настроение у холерика резко меняется.
Меланхолик внешне мало реагирует на окружающее, но внутренне раним, глубоко переживает все неудачи и трудности жизни. Его чувства глубоки, сильны, постоянны.
В жизни мы часто встречаем характерных представителей этих темпераментов, но еще чаще — людей со смешанными или неярко выраженными типами.
Несомненно, что эти темпераменты, кроме ярко выраженного меланхолического, встречаются и у певцов, и не служат препятствием к достижению профессионализма, к успешной деятельности. Обычно человек умеет сгладить мешающие профессии свойства своего темперамента. Каждый должен знать особенности своего темперамента, чтобы не дать проявиться тем качествам, которые мешают исполнительской деятельности. Меланхолик, вследствие сильной внутренней ранимости, малой активности и быстрой утомляемости, не подходит для певческой деятельности. Между прочим, замечено, что сангвинический и
338 '
\
холерический темпераменты чаще встречаются у высоких голосов, в частности у теноров. Наоборот, флегматический — больше характерен для баритонов и басов. Известно, что работа с тенорами— весьма урудна не только чисто вокально, но отчасти по свойствами их темперамента, часто неуравновешенного. Наоборот, басы — с флегматическим темпераментом — более удобный материал для педагогической работы. Они легко выдерживают длительный напряженный урок, спокойны, невозмутимы, что помогает успешному формированию навыков.
Как для педагога, так и для ученика — необходимо добиваться умения владеть своим темпераментом. Педагог обязан воздействовать на ученика, воспитывать его, указывая на недостатки его темперамента и заставляя бороться с ними. Сам педагог должен всегда следить за собой, проявляя большую выдержку, спокойствие, не позволяя себе ярких эмоциональных вспышек, резкости, ярких проявлений во вне своих чувств. Даже если он огорчен, расстроен уроком, оеГ не должен этого показывать ученику, всегда настраивая его оптимистически, подбадривая и поднимая тонус. Плохое настроение, уныние, вялость и озабоченность — все это не должно иметь места на уроке. Во всяком случае это не должно выражаться педагогом и ощущаться учеником.
Горячность педагога также не создает условия для успеш-. ного развития навыков. Излишне темпераментный педагог настолько дрвлеет над учеником, настолько «забивает» его замечаниями, так «дергает», что ученик перестает нормально воспринимать и контролировать свои действия. Ведя урок на достаточно хорошем эмоциональном тонусе, надо следить за тем, чтобы эмоциональность не перехлестывала через край, надо сдерживать себя, приучая к спокойствию и выдержке. Надо помнить, что волевой человек — хозяин своего настроения и своего темперамента.
Характер
В процессе педагогической деятельности педагогу приходится сталкиваться с весьма разнообразными характерами учеников. Из практики известно, что успех или неуспех педагогической деятельности в значительной мере зависит от характера ученика и педагога. Успех в вокально-педагогической работе зиждется на хорошем рабочем и человеческом контакте между учеником и педагогом, а это в свою очередь имеет прямое отношение к их характерам. Поэтому ознакомление с этими психологическими понятиями важно и для ученика и для педагога.
О характере человека мы судим по его действиям и поступкам. С другой стороны, зная характер человека, мы можем
заранее предугадать,, как он поступит в той или и/ой жизненной ситуации. Следовательно под характерО/М следует понимать сочетание тех основных, сдержневых качеств человека, которые определяя ют его отношение к действительности и в с (/ответствии с этим — его поведение. Эти основные, стержневые качества личности называются чертами характера.
Характер, с одной стороны, связан с темпераментом, с типом нервной деятельности, с другой — определяется особенностями других сторон психической жизни человека. Темперамент всегда своеобразно окрашивает проявление характера. В зависимости от темперамента одна и та же черта характера будет проявляться и вырабатываться по-разному. Однако сам темперамент не остается неизменным качеством личности. Человек с выраженным сильным характером способен сгладить отрицательные проявления своего темперамента и компенсировать недостающие. Природные свойства нервной системы, изменяющиеся под влиянием характера и влияющие сами на проявление тех или иных черт характера в процессе жизни, входят органически в тот своеобразный «сплав» основных свойств личности, которые составляют характер человека.
Характер и среда
Характер человека, хотя и включает в себя данные от природы особенности высшей нервной деятельности, ее тип, но определяется теми воздействиями, которые человек испытывал в течение своей жизни. С р ед а воспитывает человека, развивает все его психические качества, формирует его мировоззрение и, следовательно, определяет его действия и поступки.
Чертами характера могут быть различные психические свойства человека, связанные и с познавательной, и с эмоциональной, и с волевой сферами. Различные свойства человека становятся чертами характера тогда, когда они определяют поведение человека в целом. Все люди могут наблюдать, но наблюдательность может быть чертой характера, все могут быть внимательными, но внимательность может определить данную личность вообще, все в жизни проявляют волю, но не каждый человек—-это волевой человек. Есть черты характера более сложные, чем те, которые приведены выше, например чуткость, коллективизм, добросовестность и т. п.
Какие психические качества сделаются чертами характера данного индивидуума, целиком зависит от воспитания в широком смысле слова, т. е. от воздействий, которые претерпевает человек в процессе жизни.
Поскольку в обществе складываются разные, но определенные для данного этапа его развития взаимоотношения между классами, то в соответствии с этим складывается и мировоззрение представителей того или иного класса. Это мировоззрение и типичные обстоятельства жизни определяют проявление определенных, типичных черт характера. Характер Онегина или Печорина—типичный для человека того века — становится понятным при рассмотрении общественно-исторических условий, его породивших.
В наш век построения коммунистического общества, век высокой идейности, преданности делу коммунизма, также формируются типические черты характера, свойственные новому, передовому человеку социалистического общества.
Такие черты, как патриотизм, как коллективизм, идейность и целеустремленность, сознание долга и ответственности перед коллективом, коммунистическое отношение к труду, гуманизм, скромность, мужество и др., — все это качества, присущие передовым советским людям.
Воспитание характера
В ученике, несомненно, следует поддерживать и развивать начатки этих качеств, а также бороться с теми, которые мешают ему быть человеком, целиком отвечающим идеалу современного человека — строителя коммунизма. Такие качества, как эгоизм, нежелание считаться с коллективом, как зазнайство, премьерство, безответственное отношение к делу и т. п., не должны оставаться без решительной критики, дружного отпора со стороны педагога и коллектива.
На педагоге по специальности лежит особенно большая ответственность за моральный облик ученика и воспитание его характера, так как в учебном заведении педагог общается с ним почти ежедневно и является в высшей степени авторитетным. Этот авторитет надо использовать для воспитания характера ученика. Ученик должен выработать в себе те качества характера, которые характеризуют лучших советских людей и которые необходимы ему для профессиональной деятельности. Личный пример педагога может здесь оказать весьма большое влияние.
Когда мы говорим о характере, то подразумеваем наличие ярко выраженных черт его. Если стойких черт нет, нет внутренней определенности и поведение человека зависит от того, как его настроят сегодня, мы называем его «бесхарактерным». Твердость и ясность характера определяется мировоззрением и убеждениями человека. Без ясного мировоззрения и твердых убеждений не следует ожидать твердого, определенного характера. Между тем определенность и ясная направленность
характера весьма важна для успеха в любом деле/ в том числе и в вокальном искусстве. Особенно важно, если/характер ученика отличается цельностью, т. е. когда егр мысли и поступки едины, когда в нем нет противоречий. 'Такие ученики, монолитные и цельные, особенно хорошо развиваются и легче преодолевают трудности, связанные с обучением. Ученики, разбросанные, противоречивые, мечущиеся, у которых имеется разлад между тем, что они хотят и что делают, которые хотят одного, но в силу тех или иных мотивов делают другое или хотят совместить в своей деятельности несовместимое — трудны для воспитания. Их развитие, в силу внутренних конфликтов, часто сопряжено со срывами, они не могут быть устойчиво целенаправленными, без чего трудно ожидать планомерного развития певца.
Классификация черт характера
Среди черт, которые свойственны характеру, психологи выделяют две группы, связанные одна с общей направленностью личности и другая с умением воплощать или осуществлять свои намерения, т. е. с волей человека. Последние черты, в зависимости от их развития, дают возможность говорить о волевом или слабовольном характере.
Черты характера, в которых выражается направленность личности, многочисленны. Обычно среди них выделяют группу черт, в которых выражается отношение к другим людям и обществу, таких, как коллективизм, эгоизм, Гуманность, чуткость, откровенность, замкнутость, общительность и т. п.; черты, в которых отражается отношение к труду: настойчивость, трудолюбие, добросовестность, аккуратность и т. п.; черты, в которых выражается отношение человека к самому себе: скромность, зазнайство, эгоцентризм, застенчивость, самомнение, обидчивость и т. п.
Все эти черты взаимосвязаны друг с другом, образуя своеобразный сплав качеств, составляющих общую направленность личности. Если человек самовлюблен и эгоистичен (отношение к себе), то трудно от него ожидать чуткости, коллективизма (отношения к другим людям), трудно ожидать и добросовестности в отношении к труду, так как эгоист будет пытаться переложить тяжесть труда на других и т. п.
Высокие и благородные цели, связанные с мировоззрением человека, вызывают к жизни лучшие черты характера, и среди них те волевые черты, которые определяют реализацию этих целей.
Для успеха в вокальной педагогике большое значение имеет развитие в ученике тех положительных качеств, которые евя-
заны с его отношением к труду, а также наличие волевых черт характера. Добросовестность, трудолюбие, аккуратность, инициативность— важнейшие качества личности, способствующие успешной работе. Скромность и высокая требовательность к себе — залог хороших успехов.
Среди волевых качеств характера, под которыми понимается умение действовать в направлении поставленной цели, преодолевания всех трудностей и препятствий, стоящих на пути, следует назвать такие, как: целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, смелость и решительность, самостоятельность и дисциплинированность.
Крупные певцы — всегда волевые люди. Они характеризуются большой целеустремленностью. Ради поставленной цели волевой человек действует планомерно и неуклонно, подчиняя ей все остальное. В нужные моменты он проявляет решительность, действует устойчиво и без промедления, без колебаний и сомнений. Свои решения волевой человек проводит настойчиво, доводя их до конца. Настойчивость чрезвычайно важное качество для обучающихся пению, без нее трудно рассчитывать на успех. Весьма существенным качеством является самостоятельность, т. е. способность действовать согласно своим убеждениям. Самостоятельного человека трудно склонить к тому, что противоречит его убеждениям. «Коридорные» разговоры, столь частые в певческой практике, деморализуют слабовольных, малосамостоятельных учеников. Такие ученики легко поддаются советам даже мало компетентных людей, их легко убедить, переубедить. В таких людях нет критического отношения к советам, они не пытаются им противостоять. Между тем в певческом деле необходима б о л ь-шая устойчивость во взглядах и умение противостоять различным влияниям, если они не убедительны. Критическое отношение к чужому мнению и твердость, самостоятельность — очень нужные качества ученика. Не меньшее значение имеет выдержка, самообладание и дисциплина. Уметь удержать себя от того, что еще трудно, не разрешается педагогом, уметь противостоять своему желанию — важнейшее волевое качество, необходимое для успеха. Каждый ученик должен приучать себя к дисциплине еще на школьной скамье. Недисциплинированный артист — явление
недопустимое. ,
Для того чтобы развить в себе эти черты характера, надо действовать в соответствии с ними. Чтобы развить в себе настойчивость или решительность, надо приучать себя к постоянным настойчивым и решительным действиям. Эти волевые качества не только проявляются в деятельности, но и
формируются в ней.
Характер всегда в руках самого человека. Он целиком зависит от воспитания и самовоспитания. Нельзя ссы-
латься на отрицательные черты своего характера как на непреодолимые, прирожденные качества. Характер целиком воспи-туем, и каждый человек ответственен за него.
Заключение
Психология — наука о субъективном мире человека. Все ученики — индивидуальны по своему психологическому комплексу, который определяет успех в вокальном искусстве. Педагог должен быть психологом, должен воспитывать нужные для советского певца качества личности ученика. Внутренний мир принято делить на познавательную, эмоциональную и волевую сферы. Познание начинается с ощущения — простейшего психического процесса, который отражает в нашем сознании отдельные свойства явлений и предметов. На основе различных ощущений предметы и явления воспринимаются сознанием в виде целостного образа. В восприятии участвует и мышление, выделяя нужные части, сопоставляя, сравнивая воспринимаемое с прошлым опытом. В процессе деятельности развиваются специализированные восприятия, к которым у певца надо отнести чувство звука, чувство опоры. Педагог и ученик должны развивать в себе наблюдательность, в процессе развития голоса и творческой деятельности. Умение быть внимательным, не позволять сознанию отвлекаться от объекта внимания — залог успешного освоения любой деятельности. Надо тренировать внимание, заставляя его произвольно сосредоточиваться. Певец, исполняя, должен распределять свое внимание между многими объектами, оставляя в центре внимания творческую задачу. Для певческой деятельности необходима хорошая память, так как певцу надо держать в памяти большой репертуар, все техническое умение, нужные певческие ощущения. Надо развивать свою память, заставляя себя постоянно запоминать, удерживать в памяти, воспроизводить запоминаемое. Следует логически связывать запоминаемый материал, повторять его, распределяя повторение во времени. Знать материал — это значит верно его воспроизводить. Для артистической деятельности, как и для вокальной педагогики, необходимо воображение. Творчество основано на развитии фантазии. Певец должен постоянно обогащаться материалом для развития фантазии, будить свое воображение. Вокальный педагог должен представлять себе, как будет происходить развитие ученика, воображать его будущий голос и т. п. Развитию творческого воображения надо постоянно уделять внимание в занятиях с учеником. Чувства — это переживания своего отношения к явлениям действительности. Музыка хорошо передает эти переживания, потому и говорят, что она является языком чувств. Важно вызывать у себя положительные эмоции — они улучшают выполнение деятельности. 344
Ж
Урок надо вести так, чтобы у ученика возникали положительные эмоции. Когда деятельность начинает вызывать у нас отрицательные эмоции, мы стараемся ее избегать. Эмоциональность учеников бывает различной, и это надо учитывать в педагогическом процессе. Исполнение должно всегда быть окрашено яркой эмоциональностью, поэтому необходимо развивать эмоциональность малоэмоциональных учеников. Каждый певец должен развивать память на эмоции. При исполнении, однако, нельзя использовать натуральные эмоции, они должны подаваться в художественной форме. Богатство чувств необходимо для полноценной внутренней жизни человека. Настроение — это эмоциональное состояние, которое характеризуется длительностью и небольшой силой эмоций. Человек должен быть хозяином своего настроения, это в его власти. Надо знать свои особенности и так строить жизнь, чтобы всегда сохранять хорошее настроение.
Воля — умение планомерно действовать для достижения поставленных себе целей — определяет успех в любом деле. Волевой человек умеет преодолевать все препятствия «а пути к цели. Для выполнения волевого акта цель должна быть ясно осознана 'и определяться необходимыми, жизненно важными мотивами. Для обучения пению, как и для певческой деятельности, необходима большая воля. Без нее не следует пытаться стать певцом. Волю можно выработать, постоянно тренируя ее, не отступая от выполнения поставленных себе целей.
Всякая деятельность предполагает владение техникой. Только тогда техника «е отвлекает внимание и оно может быть сосредоточено на выполнении творческих задач. Творческая деятельность никогда не автоматизируется, подобно ее техническим компонентам. Творчество — это преодоление всяких штампов, это создание новых общественно ценных продуктов. Артист-ремесленник использует готовые штампы исполнения, артист-художник, творец, создает новые убедительные образы. Творческая деятельность всегда предполагает собирание материала,— подготовительный период для творчества, большой труд и как его результат — вдохновение — особо активное со-состояние организма, целиком погруженного в творчество. Большую роль в творческой деятельности играет мировоззрение человека, определяющее направление творчества. Творческое отношение к вокально-педагогическому процессу — это учет своеобразия каждого ученика, это преломление своих педагогических принципов через призму особенностей учеников.
Личность определяют такие качества, как интересы и склонности, способности и одаренность, темперамент и характер. Все эти качества, в основном, зависят от среды, ib которой развивается человек. Устойчивый, глубокий интерес к пению и склонность заниматься им — важные предпосылки для успеха в преодолении трудностей обучения. В интересах отражается
внутреннее богатство мира человека. Наличие центрального интереса не исключает широты и разносторонности интересов большого художника. Для истинного педагога голос полон неиссякаемого интереса. .Педагог все время занят решением творческих задач 'и чувствует большое удовлетворейие, когда удается их решить. Способным к какой-либо деятельности мы называем человека, у которого она удается легче, чем у других. Люди рождаются не со способностями, а лишь с их задатками. Сами же способности формируются только в процессе деятельности. Чтобы способность к деятельности проявилась, надо ею заниматься. Способности лучше всего развиваются планомерно и с детства. Однако певческая способность у мужчин, в силу мутации, не имеет этой возможности. Человека, одаренного всеми необходимыми способностями для данного вида деятельности, мы называем талантливым. Большинство людей сочетают в себе способности «художников» и «мыслителей», как их назвал Павлов. Все же выдающиеся певцы, как правило, обладали «художественным» типом нервной системы, воспринимая жизнь целостно, -непосредственно.
Темперамент — одно из основных свойств личности. Сам певец, как и его педагог, должен учитывать свойства темперамента, знать их и работать в направлении сглаживания мешающих профессиональной деятельности качеств. Характер — сочетание стержневых качеств личности — во многом определяет успешность обучения и творческой деятельности. Контакт между педагогом и учеником, главным образом зависит от их характеров. Характер — результат воспитания. Педагог должен воспитывать характер ученика, вырабатывая в нем нужные для певческой деятельности качества. Чертами характера могут стать различные психические качества человека. Определяясь средой, характер зависит от эпохи, в которой живет человек. Советский строй вырабатывает качества, характерные для советского человека. Твердость характера связана с твердостью убеждений. Человек сам ответственен за свой характер, в нем нет прирожденных отрицательных качеств, и человек всегда может себя перевоспитать.
Глава третья РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА В ПЕНИИ
ДЫХАНИЕ