Преднамеренное запоминание. Развитие памяти
Однако в жизни нам недостаточно этого непроизвольного запоминания. Часто приходится запоминать что-то нужное, необходимое, то, что человек себе поставил целью запо-
мнить: слова арии, иностранный текст, музыку и т. п., вне зависимости от того — нравится 'ли нам она или/нет. При таком преднамеренном запоминании человек специальна употребляет некоторые приемы, чтобы лучше выполнить поставленную себе цель. Цель — желание запомнить — мобилизует внимание, вследствие чего запоминание удается лучше.
Основным приемом всякого запоминания является повторение. Известна латинская пословица: «повторение — мать учения». Конечно, в основе принципа многократного повторения лежит укрепление через каждое повторение уже образовавшихся связей. Однако и многократное повторение может не привести к прочному запоминанию, если не будет поставлена цель — запомнить.
Мы часто не |в состоянии описать явление или предмет, с которым постоянно встречаемся, так как не ставили себе целью-запомнить его. Например: какого цвета глаза у знакомых вам людей или сколько ступенек у лестницы вашего дома. Как показали исследования психологов, для запоминания необходима ясная установка на длительное и прочное закрепление, удерживание в памяти. Это приводит к лучшему запоминанию, чем предложение запомнить на короткий срок. Важно иметь ясную установку на время запоминания. Можно «уложить» запоминаемое в долговременную память, а можно запомнить на короткий срок.
Для того, чтобы повторение имело максимальный эффект в смысле запоминания материала, следует избегать превращать его в механическое бессознательное повторение. Да-оборот, важно сделать предмет запоминания интересным, найти в нем интересные возможности, привлечь к нему мышление, сознание, заставить этим сознанием активна осмыслить запоминаемое. В вокальном произведении текст как словесный, так и музыкальный следует обязательно подвергнуть подробному анализу и осмыслить ;его.
Для певца мало механически учить мелодию или запоминать слова текста. Надо найти логику произведения, понять его форму, значение частей, структуру мелодии и сопровождения, почувствовать основные изменения гармонии и ритма. Надо «обработать сознанием» этот материал. Такая осмысленная обработка материала резко улучшает его запоминание. Следует всегда стремиться развивать в себе осмысленное запоминание, опирающееся на многократное повторение.
Чем больше смысловых связей будет найдено как в самом произведении, так и связей с предыдущим опытом знакомства с подобными ситуациями, явлениями и т. п., тем скорее и прочнее будет запоминание. Каждое повторение при ясном понимании содержания материала позволяет точнее опреде-
литься логическим связям, укрепляет и углубляет найденные ассоциации. \
Сказанное целиком относится и к запоминанию вокальной техники, т. е. к запоминанию звуков и ощущений, связанных с правильным голосообразованием или голосоведением. Бессознательное, механическое распевание, пение без осмысливания технологии звукообразования, без цели запомнить звучание и воспроизвести нужные для этого движения не ведет к хорошему запоминанию.
С этой точки зрения развитие ассоциаций и привлечение сознания к осмыслению технологии пения может сыграть весьма большую роль в запоминании и удержании техники деятельности. Весьма часты случаи, когда естественно правильная работа голосового апарата у певца (например, у «от природы» поставленных голосов) не сохраняется, т. е. не закрепляется прочно, несмотря на повторение деятельности, так как техника не была осознана, не были установлены логические ассоциации, не проанализировано взаимодействие и последовательность действия частей голосового аппарата, связь их работы с соответствующими слуховыми и другими ощущениями.
Как нам сообщил народный артист Н. С. Ханаев, он на всю жизнь сохранил благодарность к пианисту-концертмейстеру М. И. Сахарову, который заставил его в начале певческой карьеры осознать свою технику, провести через сознание свои певческие движения и ощущения. Это осмысление, запоминание движений и ощущений при правильной технике голосообразо-вания и звуковедения позволило ему сохранить правильную технологию образования голоса до старости К
Запоминание звучания голоса, вокально-технических движений и сопровождающих их разнообразных ощущений является необходимым для прочной фиксации вокальной технологии. Только механическое и неосмысленное, т. е. не включающее образования логических связей пение, еще не создает прочного запоминания его технологии. Надо обязательно привлекать внимание, сознание ученика к фиксации особенностей техники.
Повторение очень важно распределять во времени. Запоминание—большой нервный труд, и многократное повторение без перерыва ведет к быстрому утомлению соответствующих групп клеток. Поэтому его следует так распределять во времени, чтобы за один прием не давать большего количества повторений, чем это может быть воспринято с достаточной легкостью. Как показывает практика, чтобы хорошо запомнить, следует ежедневно повторять материал, т. е. укреплять связи, пока они еще свежи и не подверглись угасательному торможению — забыванию.
Из личной беседы с Н. С. Ханаевым.
Конечно, запоминание на свежую голову, когда нервная система отдохнула, совершается значительно более успешно. В запоминании играет большую роль возможно 'более раннее и частое воспроизведение заучиваемого материала. Воспроизведение требует большой активности от нервной системы, и потому связи хорошо крепнут, упрочиваются при попытке воспроизвести материал.
Большое значение в запоминании играет количество и качество материала, который следует выучить. Если произведение короткое — его можно учить целиком. Большие произведения, после охвата его в целом при прослушивании, целесообразно заучивать по частям.
Очень важно сразу правильно укладывать запоминаемое в память, не допуская ошибок при разборе. Ошибки — это неверные связи, которые хотя и затормозятся при последующем правильном выучивании, но никогда не исчезнут и при неблагоприятных условиях волнения всегда могут выявиться. Потому важно брать медленный темп и заучивать сразу без ошибок небольшой абзац произведения. Это полностью относится и к двигательной вокальной памяти. Разучивать произведение голосом надо сразу в верной вокальной позиции, не допуская «нащупывания» голосом, неопертого пения и т. п.
Для воспроизведения материала, т. е. для оживления установившихся в процессе заучивания временных связей, иногда требуется какой-либо раздражитель, рефлекторно с ними связанный. Материал может ожить непроизвольно, в силу какой-либо ассоциации, а может быть оживлен волевым приказом вспомнить его. Непроизвольное оживление материала — весьма частое явление. Певец, меньше всего думая об этом, постоянно внутри себя поет какую-либо мелодию, возникшую в результате случайных ассоциаций.
Однако в творчестве и в занятиях мы всегда имеем дело е преднамеренным воспроизведением. Ясная цель — воспроизвести, исполнить произведение, оживляет все деобхо-димые системы связей, заложенные в процессе выучивания в слуховой и голосовой сферах. Чем прочнее эти связи, тем полноценнее и точнее возможно их воспроизведение. Нередко материал кажется ученику настолько знакомым, и ему думается, что он его действительно знает, однако знание материала отсутствует, так как связи недостаточно крепки и воспроизведение показывает, что ученик ошибается, не может точно спеть ни музыкальный, ни словесный текст. Надо развивать точное, глубокое знание материала путем осмысления его и повторения, не доверяясь обманчивому чувству знакомства. Чувство знакомости и действительные знания — различные явления. Только безошибочное воспроизведение показывает, что произведение крепко сидит в памяти.
Память различных людей отличается индивидуальным» особенно cV ям и. Одни лучше запоминают мелодию; другие— словесные формулировки или числовые величины; третьи обладают прекрасной зрительной памятью и т. п. Различают-два основных типа памяти: образный, связанный с конкретными предметами и явлениями, т. е. с первой сигнальной системой, и логический —связанный со словом, с опосредствованным познанием мира, со второй сигнальной системой. Большинство людей сочетают в себе оба типа памяти. Однако память, как мы уже упоминали, связана с профессией. Та область, которая постоянно привлекает наше внимание, вызывает развитие соответствующих анализаторов — у художников — глаза, у музыкантов — слуха и т. п.
Педагог должен знать достоинства и недостатки памяти; своих учеников, чтобы добиться гармонического развития обоих типов памяти с преимущественным развитием той, которая нужна для данной профессии. Для певца — это музыкальная, слуховая память и двигательная память, связанная с го-лосообразованием — вокально-двигательная память.
Память, может быть значительно развита, если внимание постоянно сосредоточивать на запоминании. На-, до развивать в себе привычку запоминать, анализировать запоминаемое, припоминать и удерживать в памяти. Любой вид памяти может быть развит постоянной тренировкой. Иногда у ученика бывает плохая двигательная память при хорошей слуховой. Следует постоянно обращать внимание ученика на двигательное чувство, заставлять его запоминать, контролировать движения. В конце концов это приведет его к привычке хорошо контролировать и запоми--нать движения.
Мышление
Начиная распевать ученика, педагог иногда тут же пре--кращает занятия, говоря: «Тебе сегодня петь не следует, пойди к врачу, у тебя голосовой аппарат не в порядке». Педагог не видит голосового аппарата ученика, но сделал заключение о его состоянии посредством анализа звучания голоса. Такое опосредствованное познание явлений характерно для мышления.
Педагог узнал о заболевании голосового аппарата потому, что им на основании предыдущего опыта уже установлена связь между звучанием голоса и состоянием голосового аппарата. Врач ставит диагноз о заболевании сердца или легких не видя этих органов, а лишь благодаря внешним признакам, на основе предыдущего опыта, обобщений. Осознание связи явлений, обобщение сходных явлений дают возможность поз-
305;
иавать то, что мы непосредственно не наблюдаем,^ также предсказывать ход событий. Опытный педагог, например, может верно предсказать, как будет развиваться голос того или иного ученика, а врач — течение заболевания. Процесс обобщенного, опосредствованного познания действительности и есть мышление.
Когда мы мыслим, то мыслим при помощи слов. Рассуждая, думая, мы это делаем посредством внутренней речи. Мы говорим словами, а слова выражают определенные понятия. Понятия возникают на основе обобщения существенных свойств предметов или явлений. Когда мы, например, употребляем понятие «певческий голос», то оно основано на обобщении существеннейших черт многих весьма индивидуальных по характеру певческих голосов. При этом для определения — певческий ли это голос или нет, не имеет значения, кто поет — мужчина или женщина, ребенок или старик, высокий или низкий голос. Потому и слова, выражающие определенное понятие, всегда несут в себе обобщение. Слова: стол, рояль, педагог, ученик, петь, говорить — выражают общие понятия, а не конкретный стол,
рояль и т. п.
Мысленно обобщая, выделяя существенные, характерные свойства предметов, мы должны отвлечься от несущественных. Этот мыслительный процесс называется абстракцией. Абстрагируя, мы отвлекаемся мыслью от конкретных свойств предметов и явлений. Однако желая иллюстрировать какое-либо абстрактное положение, применить его на практике, мы его
конкретизируем.
Есть и другие операции, которыми мы пользуемся при мышлении: мы анализируем и синтезируем, сравниваем, сопоставляем явления по ассоциации, выводим общие положения из истинности частных (индукция) или идем от общих к частным (дедукция), устанавливаем причины и следствия.
Эти мыслительные операции мы производим постоянно в процессе наших суждений, умозаключений или при образовании понятий, в форме которых течет мыслительный процесс. Мысль начинает активную работу тогда, когда жизнь ставит какой-либо вопрос, задачу. Мышление начинается с вопроса. Желая ответить на вопрос, решить поставленную задачу, человек! обычно выдвигает несколько гипотез и проверяет их. В процессе; проверки он высказывает определенные суждения, делает умо-,
заключения.
В приводимом в начале раздела примере прежде чем послать! ученика к врачу, педагог решил сложную задачу, выдвигая по-,1 следовательно различные гипотезы. Прежде всего устанавли-1 вается факт, что голос не имеет обычных качеств, не звучит..} Действительно не звучит или просто еще не распелся, не ра-| зогрелся? Когда факт установлен, есть ясное суждение, что|
голос не в порядке, возникают гипотезы — от чего это произошло. Неверная техника? Переутомление от предшествующего пения? Заболевание? «В уме» оценивается техника — она правильная. Опрос показывает отсутствие возможности перегрузки голосового аппарата. Эти гипотезы отпадают. Очевидно, что это заболевание. Сопоставляя звучание голоса, вид ученика, его поведение, педагог приходит к заключению, что он действительно болен, и отправляет его к врачу. Конечно, решение такой задачи опирается на знание и опыт.
Для того чтобы успешно решать задачи, необходимо владеть достаточными знаниями в соответствующей области. Для вокального педагога необходимо владеть широким кругом знаний, имеющих отношение к голосу и его воспитанию, без чего нельзя успешно решать многочисленные вопросы, ежечасно ставящиеся практикой преподавания. В этом отношении—книга лучший помощник. В ней изложен богатый опыт множества людей. Приобщившись к этим знаниям и умея применить их, педагог может быстрее и лучше справляться с практическими задачами.
Педагог должен развивать в себе критическое мышление,, уметь хорошо взвешивать работу своей мысли и быть осторожным в своих действиях при работе с учеником. Надо уметь отказываться от привычных приемов, которые у данного ученика не приводят к желаемому результату. Практика является единственным критерием истинности выдвинутых гипотез.
Н. А. Римский-Корсаков говорил: «Настоящий педагог не должен претендовать на непогрешимость, на то, что он все знает и никогда не ошибается; наоборот, он всю свою жизнь неутомимо ищет, и только иногда ему удается найти «что-то»1. Педагог должен много работать, чтобы обладать достаточно совершенными понятиями о голосе и его воспитании. Необходимо приучить себя к наблюдательности, научиться видеть проблемы где они имеются, ставить себе вопросы, находить причинно-следственные взаимоотношения.
Тот, кто не привык к самостоятельному мышлению,— не видит никаких проблем, у него не возникают вопросы по поводу происходящего. Для такого педагога — голос и его качества — нечто само собою разумеющееся. Между тем как для мыслящего педагога — голос полон вопросов и проблем. Чем больше-он познает это явление, тем интереснее и многограннее оно становится. Открываются новые проблемы, возникают новые вопросы, требующие ответа, что возбуждает мысль, заставляет ее активно работать.
Ум педагога должен быть гибким. Педагог не может стандартно решать ставящиеся перед ним задачи. Он должен уметь распознать индивидуальность ученика, учесть конкретные осо
■51. |
1 А. Б. Хесин. Из моих воспоминаний. М., ВТО, 1959, стр 50—!
Ценности данного индивидуума. Важным качеством ума является умение охватить явления в целом, широта ума. Подходя к воспитанию певца, надо уметь охватить всю проблему в целом, как она рисуется у данного индивидуума. При этом необходимо не упускать существенные частные моменты, отдельные недостатки. Но никогда эти частные моменты не должны заслонять проблемы в целом.
Педагог обязан работать над развитием и воспитанием своего ума, своих мыслительных способностей, развивать их в ученике. Надо ставить перед учеником вопросы, помогать ему решать их, заставить сравнивать, сопоставлять звучания, ощущения, приучать логически мыслить, показывать, что является причиной, а что следствием и т. п. Н. Ушинский писал: «...сравнение— есть основа всякого понимания, всякого мышления. Все в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение...» 1 Верное взаимодействие творческого воображения и мышления — необходимые условия творческой деятельности.
Бездумное пение не может привести ни к развитию артистического таланта, ни к успешному овладению ремесленными качествами голосообразования.
Воображение
Воображение — особая форма психической деятельности, заключающаяся в создании новых образов, представлений и идей. Воображая, мы мысленно представляем себе то, чего на самом деле мы ранее никогда не переживали. Воображение, основываясь на материале прошлого опыта, создает новые представления и образы. „Материалом для воображения всегда является реальная действительность— все те впечатления, представления и образы, которые мы когда-то воспринимали, те чувства, которые ранее
переживали.
Воображением можно ясно нарисовать себе картину того, о чем написано в книге. Воображение позволяет по чертежу представить себе деталь, по партитуре — реальное звучание. Это так называемое воссоздающее воображение, опирающееся на описание явления в виде слов или нотных знаков. В творческой деятельности исполнитель имеет дело с этим видом воображения, когда ему приходится на основе словесного текста и музыки воссоздавать в яркой форме образы, переживания и чувства. Для того чтобы выразить содержание произведения, надо себе ярко представить описываемые события, воспроизвести их в своей фантазии, в своем воображении.
1 Н. Ушинский. Собрание сочинений, т. 7, изд. АПН, 1947, стр. 332. .308
Воображение в творчестве
Однако исполнительская деятельность не сводится только к воссозданию в образной форме того, что описано в произведении. Исполнитель, если он творец, вкладывает в свое исполнение так много личного материала, умеет так по-новому убедительно исполнить произведение, что даже из малоценного в художественном отношении материала создаются настоящие шедевры. Стоит, например, вспомнить исполнение Ф. И. Шаляпиным романса Кенемана «Как король шел на войну» или романсов таких композиторов, как Лишин, Малашкин и т. п. Под творческим воображением понимается создание новых образов, не подсказанных описанием или изображением и включенных в творческий процесс. Творческое воображение — непременный участник творческого процесса. Воображение всегда входит в любую деятельность. Чтобы мы ни делали, какую бы задачу себе ни ставили, мы прежде всего всегда мысленно вообразим себе, как будет выполняться это действие или задача, а потом уже приступаем к ее реализации.
Когда артист получает новую роль, певец начинает знакомиться с новым произведением, в работу сейчас же включается воображение. В воображении артист рисует себе картину действий персонажа, воображает его взаимоотношения с окружающими, рисует себе общую обстановку, в которой проходят события, его внешний вид, манеру держаться — словом создает в воображении живой образ, черпая для этого материал из своей памяти, из своих жизненных впечатлений. Исполнительская деятельность немыслима без развитого творческого воображения. Поэтому развитию воображения отводится такое большое место в системе воспитания артиста у К. С. Станиславского.
Способность к воображению бывает развита у разных людей в разной степени. Одни способны легко вообразить себе любую ситуацию. Им достаточно легкого волевого приказа представить себе что-либо, как воображение тотчас начинает строить одну картину за другой. Причем эти картины могут быть чрезвычайно ярки и точны. У других воображение работает с трудом, оно вялое и быстро иссякает.
Между тем для певца, как для всякого исполнителя, необходимы яркие внутренние видения того, что он исполняет, нужна способность легко вообразить себе любую ситуацию. Эта способность может быть развита путем соответствующей тренировки фантазии. Необходимо будить в ученике воображение, ке допускать пения формального, без ясных, ярких представлений о ситуации, которую ему следует выразить. Ученик всегда должен ясно понимать, к кому обращены слова, которые он произносит, почему он их произносит, в какой ситуации и т. п.,
т. е. ярко, конкретно и возможно более точно представить себе то, о чем он поет.
Всякая творческая фантазия требует материала для творчества. Материалом для воображения служат знания, личный опыт, впечатления. Потому всякий артист-певец должен копить эти впечатления, обогащаться ими и запоминать свои чувства. Знакомство с жизнью композитора, автора произведения, поэта, либреттиста, на текст которого написано произведение, знакомство с эпохой, в которой они жили или которую-описывают, — все это обогащает исполнителя образами и видениями. Большую помощь здесь могут оказать и иконография, и литературно-исторические источники.
В настоящее время каждый молодой певец знает, как, например, Ф. И. Шаляпин готовил материалы для роли Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова, долго беседуя с историком Ключевским об этой эпохе, общаясь с большими художниками, скульпторами, воплощавшими этот образ и эту эпоху, и т. п. Стоит вспомнить, как Л. В. Собинов собирал материал для своего Лоэнгрина. В результате большой работы ему удалось создать убедительный и совершенно новый по характеру трактовки образ рыцаря Грааля.
Важнейший материал для творческого воображения дает наблюдательному художнику повседневная живая жизнь. Наблюдательный артист, а это качество, как мы уже говорили, ему совершенно необходимо, пытливо схватывает и фиксирует своей памятью то бесконечное разнообразие людских типов, с которыми он встречается. Он запоминает внешний вид и манеру держаться, и манеру говорить, мимику, особенность поведения, манеру носить одежду, проявление эмоций и т. д. Все это является материалом, из которого артист будет затем лепить нужный образ.
Внутренняя жизнь самого художника ■— также материал для творчества. Чем она разностороннее, богаче, тем большим материалом он обладает для своей творческой фантазии.
Воображение весьма тесно связано с эмоциональной жизнью человека. Наши чувства будят воображение, и наоборот, ярко воображая, мы переживаем воображаемое, т. е. активизируем сферу чувств.
Особое место в развитии воображения у музыканта играют музыкальные впечатления. Важно уметь понять язык музыки, найти связь между музыкальными переживаниями и другими впечатлениями. Музыка-—своеобразное отражение жизни в форме звуков, это — особый язык. И для развитого в музыкальном отношении человека она полна значения, вызывая у него многочисленные ассоциации. Эти ассоциации связаны со всем внутренним миром человека, с переживанием им впечатлений от природы, от взаимоотношений с людьми, от различных явлений окружающего мира, от произведений ис
кусства и т. п. Конечно, язык музыки часто бывает лишен той конкретности, которой отличаются словесные описания. Однако музыкой можно выразить то, чего нельзя описать словами. Это специфическое средство общения между людьми, при помощи которого они могут или непосредственно передавать друг другу свои впечатления, переживания, или запечатлевать их в форме нотных знаков.
В вокальной музыке, обычно связанной со словами, сам текст подсказывает содержание, которое должен выразить исполнитель. Однако в ряде произведений текст создает лишь общую картину, настроение, не разворачивая четко выраженного действия, и музыка является ведущим рассказчиком и выразителем идеи, наиболее ценной в художественном отношении стороной произведения.
В оперном произведении всегда ясна драматическая ситуация. Исполнитель, для того чтобы быть убедительным в своем творчестве, должен ярко нарисовать себе картину, увидеть внутренним видением ситуацию, поверить в реальность происходящего, тогда и публика будет ему верить. Для этого следует разобрать поведение действующего лица по его внутренней линии, разметить задачи каждого куска, о чем он говорит и что должен донести в нем исполнитель. В соответствии с этими задачами певец должен привлечь свою фантазию, чтобы ярко увидеть, почувствовать и найти нужные приемы выразительности.
То же следует делать в тех камерных произведениях, которые построены в форме драматической декламации, мелодического речитатива, или в произведениях, где ясна драматическая фабула. К таким произведениям, например, можно отнести «Два гренадера» Шумана, «Старый капрал» Даргомыжского, цикл «В детской» Мусоргского, «Мы сидели с тобой» Чайковского, «Вчера мы встретились» Рахманинова и т. п.
Более сложные задачи в смысле воображения ставят те рс мансы, которые выражают созерцание природы, различные состояния человека без четкого определенного разворачивания сюжетной линии, где слово — лишь тема для лирического излияния музыки. Здесь должны возникнуть те ассоциации, кото-> рые музыка рождает у исполнителя. В таких произведениях музыка является основным выразительным элементом, а слово не носит самодовлеющего характера, подсказывая лишь весьма обобщенно настроение. К таким романсам следует отнести, например, «Баркаролу» Шуберта, «Орешник» Шумана, «Островок», «Сирень», «Иву», «Ветер перелетный» Рахманинова, «Уносн мое сердце» Чайковского и др.
Здесь развитое воображение так же необходимо, как в ис-> полнении любого вокального произведения, однако выразительным средством больше служит голос, чем слово.
Певец-артист должен уметь не только ясно представить себе
.311
ту или иную ситуацию, образ, состояние, но и быстро переходить от одного к другому. В программе концерта приходится петь различные произведения. Следовательно, воображение должно быстро переключаться. Уже с первых нот вступления необходимые образы должны возникать в воображении исполнителя с тем, чтобы начало пения уже было подготовлено верным творческим состоянием. Исполнитель обязан всегда быть в музыке, быть в творческом состоянии. Музыка должна создавать в его воображении необходимые образы и состояния.
К. С. Станиславский оставил нам замечательные образцы образного воплощения музыки на сцене в режиссерском рисунке опер, которые он ставил. Для него невозможно было движение на сцене вне музыки. Музыка рождала в нем яркое воображение, что вело к верному сценическому воплощению. Так* во вступлении к ларинскому балу в «Евгении Онегине» Чайковского на первых тактах присутствующие прислушивались, потом переглядывались, догадывались, что прибыл полковой оркестр и слова «Вот так сюрприз, никак не ожидали» логично подготовлялись этими действиями. К- С. Станиславский сумел прочесть в музыке вступления эти действия, оживить своим воображением вступительные такты. Исполнитель должен вводить в действие свое воображение с первых тактов вступления, тогда начало пения будет верно подготовлено. Следует научить ученика перед началом пения вводить в действие воображение, не допуская пения без ясных образов,, идей имыслей, как говорят, «с пустыми глазами».