Врабатываемость, распевание, состояние перед выступлением
Врабатываемость
Свойство инертности.нервных клеток является весьма важным их качеством, объясняющим многие повседневно встречающиеся факты поведения человека. Смена одной деятельности на другую — не простая задача. 'Предыдущая деятельность, в силу инертности, сказывается на последующей.
Повседневно известным фактом является более низкая работоспособность в начале какой-либо деятельности — физической или умственной, которая только через некоторый промежуток времени 'повышается и достигает нормального уровня. С первых слов лектор, даже опытный, еще не строит свою фразу, свою мысль так точно и гладко, как через 10—15 минут i лекции. Первый и второй романсы в концерте певца менее совершенны в вокальном и исполнительском отношении, чем последующие. С первых шагов бегун не может взять максимального темпа. Тот, кто пишет, знает, что труднее всего начать. Наоборот, «расписавшись», не легко остановиться: мысли бегут одна за другой складно, логично, последовательно. <
Все это —внешнее выражение Свойства инертности нервных клеток. Для того чтобы хорошо, полноценно работать, надо «втянуться в работу», «настроиться», «собраться», «разогреться», «размяться», «распеться» и т. п. Это втягивание организма
в ту или иную работу, так называемая врабатываемость,— общее свойство всех людей. У разных людей оно протекает по-разному, в зависимости от сложности и характера деятельности, которую предстоит выполнить и от индивидуальных свойств и состояния нервной системы человека. Один песец после 2—3 первых произведений уже обретает полную форму, наступает полноценная исполнительская деятельность с максимальными показателями. Другой распевается только к концу первого отделения и лучшие образцы исполнения показывает во втором. Бывают такие исполнители и такие концерты, когда врабатываемость тормозится и только «на бис» певец оказывается способным показать в полном объеме и голос и исполнительское дарование.
Это объясняется особенностями нервной системы исполнителя и состоянием ее на данном выступлении. Утомление, волнение, характер исполняемых произведений, аудитория и, главное, индивидуальные особенности нервной системы сказываются на времени врабатываемости.
На спортивных соревнованиях гимнасту, плавцу, лыжнику,
прыгуну с трамплина или слаломисту и др. дается две, а иногда
три попытки выполнить нужное упражнение и засчитывается
лучший результат. Как показали наблюдения, Почти во всех
случаях вторые попытки дают лучший результат. Однако ар
тист или |певец не имеет этой возможности и с первых же зву
ков должен выполнять исполнительскую задачу с возможным
совершенством. '
Естественно, что время врабатываемости для певца должно быть минимальным, чтобы полная работоспособность наступила возможно раньше. Плохо, если певец в первом отделении концерта или в первом действии оперы еще не «распелся» или артист не «разыгрался». Исполнение должно быть полноценным с самого начала.
Вопрос врабатываемости, как мы видим, имеет большое практическое значение, так от него зависит Полноценность исполнения на концерте или уровень достижений на уроке. Именно поэтому перед уроком или выступлением надо хорошо настроиться, собраться, мобилизовать себя внутренне и затем хорошо «распеться», т. е. ввести организм в работу, которую предстоит выполнить.
С точки зрения нервной системы это объясняется преодолением инертности нервных процессов и необходимостью определенного 'времени, чтобы возникли и протекали с нужной скоростью те двигательные певческие стереотипы, которые предстоит выполнить.
Мышцы способны включаться в работу быстро. Но пение, как и всякая другая физическая работа, требует сдвигов и в системе дыхания, и кровообращения, и в других системах, призванных обслуживать этот вид деятельности. Для того чтобы
эти системы включались в обеспечение певческой работы, нужно более долгое время. Как мы помним, управлением этими системами и органами занимаются вегетативные центры, находящиеся в подкорковой области. Они более инертны, чем корковые процессы, и, как отметил академик К- М. Быков, вообще разные органы и системы имеют разный «пусковой период» — «каждый орган отсчитывает свое время по-своему». Все эти процессы как в коре мозга, так и в подкорковых областях можно 'путем тренировки заставить протекать более подвижно и в том согласовании, которое нужно для выполнения певческой деятельности. Потому тренировкой можно сократить время вр,абатываемости.
Чем лучше тренирован человек, тем короче время враба-тываемоети при прочих равных условиях. Индивидуальные качества нервной системы играют в этом процессе весьма большую роль. Особенно это относится к качеству подвижности. Высокая подвижность нервной системы позволяет включиться в .работу скорее, чем в случае инертности ее.
Как мы уже упомянули, настройка до работы, до урока пения, до выступления уже подготавливает включение в работу. Как показали наблюдения, предстартовое и стартовое состояние спортсменов, так же как и предконцертное или предэкзаменационное состояние певца, вызывает в его нервной системе те сдвиги, которые позволяют быстро включиться в работу. Правильный режим перед выступлением с Сосредоточением внимания на предстоящей программе подготавливает организм к полноценному выполнению художественно-исполнительских задач и сокращает время врабатываемости. Потому большие певцы и артисты чрезвычайно бережливо (относятся к себе перед выступлениями, не позволяя себе выходить из творческого состояния сосредоточенности, Собранности.
Мысль о предстоящем выступлении поднимает тонус нервной системы, возбуждает подкорковые центры, что вызывает внутреннее волнение. Волнение обычно повышается при прибытии на концерт или в театр, где должно состояться выступление. Вид театра, зала, публики, закулисной обстановки, разговоры перед спектаклем — все это создает привычную для опытного певца атмосферу перед выступлением. Эти раздражители рефлекторно вызывают необходимые, подготавливающие пение сдвиги в нервных процессах. Создается рабочая установка певца еще до начала пения.
Умеренные, привычные для опытного артиста раздражители, о которых мы уже упомянули выше, повышают тонус и работоспособность нервной системы. У неопытного певца те же раздражители могут вызвать индукцию тормозного процесса и помешать выполнению певческой деятельности.
Таким образом, условные разражители, связанные с ожидаемой певческой деятельностью: мысль о ней, обстановка пред-
стоящего концерта, вид товарищей по выступлению — все это переводит организм в рабочее певческое состояние еще до фактического пения и тем уменьшает период врабатывае-м о с т и.
Этот момент весьма существен и в проведении учебных за
нятий по сольному пению. (В лучших школах, в частности а
старой итальянской, как и в школах многих ведущих педа
гогов прошлого и современности, являлось обязательным при
сутствие всех учеников класса (на занятиях. Кроме того, что>
такое требование позволяет глубоко постичь метод педагога
и развить вокальный слух, оно заставляет внутренне сосредо
точиваться еще до пения, настраиваться, что вызывает необ
ходимые сдвиги в нервной системе. В результате этого фактиче
ское занятие пением начинается в условиях уже подготовлен
ного к (пению организма. •
Одним из недостатков современной системы воспитания голоса является, между прочим, то, что студенты в силу занятости и перегрузки приходят в лучшем случае точно к своему уроку, не имея возможности внутренне собраться перед ним. Следовательно, педагогу всегда приходится преодолевать инертность, заставлять ученика собраться, настроиться уже в процессе тренировочного занятия. При общей небольшой продолжи* тельности урока—это большая непроизводительная трата энергии и времени. Хорошо настроившись к уроку или выступлению, мы тем самым укорачиваем время врабатываемости в начале пения и приучаем себя к необходимой дисциплине и режиму перед пением, i
Распевание
Наряду с внутренней настройкой к предстоящему исполнению, необходимо хорошо распеться, т. е. привести мышечную систему в рабочее состояние. Распевка певца аналогична разминке спортсмена или разогреванию балерины.
Правильно распеться — это значит успешно выполнить последующее певческое задание. На практике каждый певец, относящийся с уважением к своей профессии, считает себя обязанным каждый день распеваться, 'прежде чем перейти к пению-произведений с полной отдачей. Для распевания берутся упражнения, вокализы или удачные произведения, хорошо настраивающие голосовую функцию. Это зависит от вкуса, привычки и степени тренированности певца. -
Если певец хорошо тренирован, профессионален, то распевание может занимать мало времени. При больших перерывах, распевание занимает более значительный отрезок времени. У опытного профессионала повышены функциональные возмож-
273".
«ости нервной системы и 'потому период врабатываемости сводится к минимуму. Некоторые профессионалы могут выходить на сцену почти не распеваясь. Однако каждый 'певец все же всегда стремится «попробовать» свой голос, т. е. привести его в рабочее состояние, в состояние «наготове». Это становится необходимым, если предстоит сразу петь сложные произведения, требующие хорошо «разогретого» голосового аппарата. Всем известно, что только в состоянии распетости ' межно успешно выполнить наиболее сложные исполнительские задачи. Действие распевания на вокальную функцию имеет двоякий характер. С одной стороны, в результате распевания преодолевается инертность и достигается необходимая активность нервных процессов. С другой стороны, характер распевки, темп упражнений, которые для нее употребляются, задания, которые при их исполнении ставит себе певец, вводят в работу и соответствующие нервные координационные механизмы. Темп упражнений, ритм, динамика, характер исполнения — все это вводит в работу нужные стереотипы и соответственно сказывается на последующем пении.
Э. Карузо, например, в дни, когда пел лирические партии, распевался на упражнениях и вокализах лирического плана, требующих светлого, легкого звучания, подвижности. В дни, когда ему [предстояло петь драматические партии, — соответственно менялся и характер распевочных упражнений. Они 'были широкого звучания, пелись более темным, насыщенным, массивным звуком.
Давно практиками было отмечено, что сходный характер распевания особенно благоприятен 'для последующего пения. Распевание по своему характеру 'должно подводить певца к пению соответствующих 'произведений. Таким образом распев может создать соответствующую звуковую и психологическую настройку в определенном плане, чем и следует всегда пользоваться. Это не значит, разумеется, что распевание должно состоять только из упражнений аналогичных по характеру произведениям, которые 'певец будет исполнять. Оно может обнимать широкий круг координации, так как певцу часто приходится петь произведения разноплановые.
Из свойства инертности и влияния предыдущей работы 'на последующую вытекает и ряд выводов в смысле составления программ концертов. Надо всегда учитывать ту настройку, которую создают произведения в их последовательном исполнении. Поэтому важно, во-первых, уметь быстро переключаться с одного характера работы голосового аппарата на другой, что связано с постоянным 'поддержанием состояния тренированности; во-вторых, перед концертом впевать программу в той (последовательности, которую предстоит выполнить и на эстраде.' 1
Распевочная часть урока
В методике обучения пению распеванию отводится чрезвычайно большое место. Однако не следует смешивать два понятия: распевание как разогревание голосового аппарата, т. ;е. то общее воздействие его на организм, которое было описано выше, и распевание как отработку техники голосообразования и голосов еде ния. Между тем в практике вокальной педагогики и практике 'певцов иногда наблюдается такое смешение.
Если сопоставить это с занятием спортсмена, то это смешение ;«разминки» и тренировки. Разминка — это те разнообразные общие упражнения, которые приводят организм спортсмена в рабочее состояние. В конце разминки даются упражнения, подводящие к тренировке, к тем гимнастическим комбинациям или другой двигательной деятельности, которую предстоит выполнять во время тренировочного занятия. Тренировка — это отработка движений, выработка новых координации, это достижение высших результатов мышечной деятельности.
То же самое и у певца. Первые упражнения не должны ставить перед учеником сложных задач. Первая часть упражнений по времени для разных учеников должна быть посвящена распеванию в буквальном смысле этого слова (т. е. в смысле «разминки» спортсмена) и затем уже переходить в распевание, ставящее определенные вокально-технические задачи. Формирование качественного певческого-звука, как и всех основных видов вокальных движений: легато, стаккато, беглость, скачки 1на большие интервалы и т. п. — как правило, вырабатываются на упражнениях. Ровность голоса, ровность гласных, развитие полного диапазона, динамики— все это прежде всего результат работы на специально подобранных системах упражнений.
Работа над техникой голосообразования и голосоведения — это развитие новых двигательных вокальных стереотипов и умение их сохранять и вариировать в зависимости от различных музыкальных заданий. Эта работа по точной дифференци-ровке 'движений, по выработке координации будет проходить успешно тогда, когда инертность нервных процессов ! будет преодолена и организм певца приобретет состояние «распетости». Высокие результаты по выработке тех или иных диффе-ренцировок возможны только в состоянии распетости. Часто в классе можно слышать такой диалог: «Почему у меня сегодня не получается верхняя нота? Что я делаю не так? 'Ведь ка прошлом уроке все так хорошо получалось!» — «Ты сегодня просто еще мало распелся, или вчера много поработал голосом, устал, — отвечает педагог, — а делаешь ты то, что надо, техника верная».
С точки зрения физиологии это надо интерпретировать так: нервная система сегодня не находится в достаточно активном состоянии, чтобы 'выполнить максимально трудные задания. Эта недостаточная активность зависит или от непреодоленной еще инертности «ервных клеток (нераспетость) или от заторможенности их вследствие чрезмерного, длительного и сильного возбуждения накануне (усталость).
Строя занятие, надо учитывать то время, которое требуется ученику для распевания, и тот момент, когда уже можно перейти « занятию над совершенствованием техники. Методический подход здесь будет разным. Мы уже считаем возможным не указывать на то, чго надо весьма последовательно нагружать голосовой аппарат ученика во время распевки — это принадлежит к азбучным истинам вокальной педагогики.
Методическое различие в «распевочной» и «рабочей» частях урока состоит в том, ^то вначале, в «распевочной» части, следует давать привычные упражнения, не 'требующие от ученика особого внимания, всегда выполняющиеся верно, т. е. хорошо впетые. Умеренная сила голоса и работа на центре диапазона голоса способствуют стабильному, правильному выполнению этих упражнений. Таким образом, «разогревание» голосового аппарата и повышение активности нервной системы будет проходить в условиях выполнения привычных, несложных заданий. Тем самым создаются условия для 'преодоления инертности и одновременного подкрепления уже хорошо установившихся координации.
На этом первом этапе распевки педагогу не следует делать много замечаний, быть придирчивым, настойчиво добиваться того максимально хорошего качества звучания, ' которое он слышал в голосе ученика на предыдущих уроках. Следует понимать, что пока инертность не будет преодолена, эти лучшие качества, «последние достижения» в звучании, могут не проявиться. Если же настойчиво толкать ученика на поиски этого звучания в таком недостаточно распетом состоянии, — то это поведет ;не к укреплению найденных координации, а к включению добавочных напряжений из желания достичь искомого звучания «во что бы то ни 'стало». Правильнее будет спокойно распевать, разогревать ученика до тех лор, пока лучшие качества звучания не проявятся сами, как следствие верного постепенного распева. В этом случае они возникнут на основе ранее иайденных навыков и будут служить их укреплению.
Только по мере распезания голоса педагогу следует давать все более и более сложные вокальные задания и проявлять максимум требовательности и настойчивости. Особенно сложные дифференцировки, предельно сложные комбинации (трель, филировка и т. п.), как и предельно высокие звуки диапазона, требующие высокой степени собранности внимания, надо давать во второй Головине занятия, в кульминационной фазе
.-276
урока. В этот период налицо полная распетость и вместе с тем еще не наступили даже легкие признаки утомления.
Таким образом, в распевку певца входят две различные фазы, специфику которых надо учитывать при построении методики урока.
Последовательность распевочных упражнений и их характер не следует оставлять изо дня в день одним и тем же. При сохранении одной и той же последовательности упражнений может легко образоваться привычка — стереотип их повторения, что затруднит в дальнейшем пользование каждым из них в отдельности. Кроме того, связавшись между собой, упражнения могут сделать певца своим рабом — распевание не будет осуществляться иначе, как пропеванием всех 'целиком упражнений в привычной последовательности. Поэтому лучше варьировать их порядок, менять их характер.
Определенная последовательность упражнений распевки мо
жет быть целесообразной лишь 'в 'начальном периоде работе
с учеником, когда он усваивает основные технические навыки.
В этом случае стереотипизация помогает выполнению сегодня
того, что было достигнуто вчера, а также помогает ученику до
ма более точно воспроизвести то, что он делал на уроке в при
сутствии педагога. i
Для подвинутых учеников и молодых певцов необходимо всегда разнообразить распевочные упражнения, чтобы (быть в состоянии в любой момент выполнить любые вокальные задания, как этого требуют художественные 'произведения. Подвинутым ученикам в ежедневные упражнения-распевки следует включать трудные ходы и отдельные трудные места из произведений, находящихся в работе, которые следует в виде упражнений транспонировать по полутонам вверх и вниз.
Начинающие и малоподвинутые ученики, как мы уже упоминали, не должны 1петь даже распевочных упражнений без учителя, дабы не разрушить неправильным пением намечающиеся правильные координации. Распеваться молодые певцы могут самостоятельно только тогда, когда у педагога 'будет уверенность, что при самостоятельном пении ученик достаточно точно сохранит те координации в работе голосового аппарата, которыми он пользуется в классе, в присутствии учителя.
Время врабатываемости у певцов может быть весьма различным. Есть индивидуумы, которые должны очень долго распеваться, чтобы обрести состояние распетоети, и чем дольше они поют, тем лучше у них звучит голос. Другие—обладают обратными качествами. Каждый певец должен знать особенности своего голосового аппарата и то время, которое ему требуется, чтобы обрести полную вокальную форму. Также и педагог обязан учитывать время врабатываемости каждого ученика, чтобы наиболее рационально строить урок. Время врабатываемости и соответственно время распевки меняется от
урока к уроку в зависимости от многих причин, <в частности от соблюдения режима дня, режима вокальной нагрузки, от общего тонуса организма и психической настройки.
По мере тренировки время врабатываемости всегда 'сокращается, что позволяет быстро входить в состояние распетости. В среднем достаточно 10—12 минут для того, чтобы 'полностью распеться.: