Врабатываемость, распевание, состояние перед выступлением

Врабатываемость

Свойство инертности.нервных клеток является весьма важным их качеством, объясняющим многие повседневно встре­чающиеся факты поведения человека. Смена одной деятельно­сти на другую — не простая задача. 'Предыдущая деятельность, в силу инертности, сказывается на последующей.

Повседневно известным фактом является более низкая рабо­тоспособность в начале какой-либо деятельности — физической или умственной, которая только через некоторый промежуток времени 'повышается и достигает нормального уровня. С первых слов лектор, даже опытный, еще не строит свою фразу, свою мысль так точно и гладко, как через 10—15 минут i лекции. Первый и второй романсы в концерте певца менее совершенны в вокальном и исполнительском отношении, чем последую­щие. С первых шагов бегун не может взять максимального тем­па. Тот, кто пишет, знает, что труднее всего начать. Наоборот, «расписавшись», не легко остановиться: мысли бегут одна за другой складно, логично, последовательно. <

Все это —внешнее выражение Свойства инертности нервных клеток. Для того чтобы хорошо, полноценно работать, надо «втянуться в работу», «настроиться», «собраться», «разогреть­ся», «размяться», «распеться» и т. п. Это втягивание организма

в ту или иную работу, так называемая врабатывае­мость,— общее свойство всех людей. У разных людей оно протекает по-разному, в зависимости от сложности и характера деятельности, которую предстоит выполнить и от индивидуаль­ных свойств и состояния нервной системы человека. Один пе­сец после 2—3 первых произведений уже обретает полную форму, наступает полноценная исполнительская деятельность с максимальными показателями. Другой распевается только к концу первого отделения и лучшие образцы исполнения пока­зывает во втором. Бывают такие исполнители и такие концер­ты, когда врабатываемость тормозится и только «на бис» певец оказывается способным показать в полном объеме и голос и ис­полнительское дарование.

Это объясняется особенностями нервной системы исполни­теля и состоянием ее на данном выступлении. Утомление, вол­нение, характер исполняемых произведений, аудитория и, глав­ное, индивидуальные особенности нервной системы сказывают­ся на времени врабатываемости.

На спортивных соревнованиях гимнасту, плавцу, лыжнику,
прыгуну с трамплина или слаломисту и др. дается две, а иногда
три попытки выполнить нужное упражнение и засчитывается
лучший результат. Как показали наблюдения, Почти во всех
случаях вторые попытки дают лучший результат. Однако ар­
тист или |певец не имеет этой возможности и с первых же зву­
ков должен выполнять исполнительскую задачу с возможным
совершенством. '

Естественно, что время врабатываемости для певца должно быть минимальным, чтобы полная работоспособность наступила возможно раньше. Плохо, если певец в первом отделении кон­церта или в первом действии оперы еще не «распелся» или ар­тист не «разыгрался». Исполнение должно быть полноценным с самого начала.

Вопрос врабатываемости, как мы видим, имеет большое практическое значение, так от него зависит Полноценность ис­полнения на концерте или уровень достижений на уроке. Имен­но поэтому перед уроком или выступлением надо хорошо на­строиться, собраться, мобилизовать себя внутренне и затем хорошо «распеться», т. е. ввести организм в работу, которую предстоит выполнить.

С точки зрения нервной системы это объясняется преодоле­нием инертности нервных процессов и необходимостью опреде­ленного 'времени, чтобы возникли и протекали с нужной ско­ростью те двигательные певческие стереотипы, которые пред­стоит выполнить.

Мышцы способны включаться в работу быстро. Но пение, как и всякая другая физическая работа, требует сдвигов и в си­стеме дыхания, и кровообращения, и в других системах, при­званных обслуживать этот вид деятельности. Для того чтобы

эти системы включались в обеспечение певческой работы, нужно более долгое время. Как мы помним, управлением этими системами и органами занимаются вегетативные центры, нахо­дящиеся в подкорковой области. Они более инертны, чем кор­ковые процессы, и, как отметил академик К- М. Быков, вообще разные органы и системы имеют разный «пусковой период» — «каждый орган отсчитывает свое время по-своему». Все эти процессы как в коре мозга, так и в подкорковых областях мож­но 'путем тренировки заставить протекать более подвижно и в том согласовании, которое нужно для выполнения певческой деятельности. Потому тренировкой можно сократить время вр,абатываемости.

Чем лучше тренирован человек, тем короче время враба-тываемоети при прочих равных условиях. Индивидуальные ка­чества нервной системы играют в этом процессе весьма боль­шую роль. Особенно это относится к качеству подвижности. Высокая подвижность нервной системы позволяет включиться в .работу скорее, чем в случае инертности ее.

Как мы уже упомянули, настройка до работы, до урока пе­ния, до выступления уже подготавливает включение в работу. Как показали наблюдения, предстартовое и стартовое состоя­ние спортсменов, так же как и предконцертное или предэкза­менационное состояние певца, вызывает в его нервной системе те сдвиги, которые позволяют быстро включиться в работу. Правильный режим перед выступлением с Сосредоточением вни­мания на предстоящей программе подготавливает организм к полноценному выполнению художественно-исполнительских за­дач и сокращает время врабатываемости. Потому большие пев­цы и артисты чрезвычайно бережливо (относятся к себе перед выступлениями, не позволяя себе выходить из творческого со­стояния сосредоточенности, Собранности.

Мысль о предстоящем выступлении поднимает тонус нерв­ной системы, возбуждает подкорковые центры, что вызывает внутреннее волнение. Волнение обычно повышается при прибы­тии на концерт или в театр, где должно состояться выступ­ление. Вид театра, зала, публики, закулисной обстановки, раз­говоры перед спектаклем — все это создает привычную для опытного певца атмосферу перед выступлением. Эти раздра­жители рефлекторно вызывают необходимые, подготавливаю­щие пение сдвиги в нервных процессах. Создается рабо­чая установка певца еще до начала пения.

Умеренные, привычные для опытного артиста раздражители, о которых мы уже упомянули выше, повышают тонус и работо­способность нервной системы. У неопытного певца те же раз­дражители могут вызвать индукцию тормозного процесса и по­мешать выполнению певческой деятельности.

Таким образом, условные разражители, связанные с ожи­даемой певческой деятельностью: мысль о ней, обстановка пред-

стоящего концерта, вид товарищей по выступлению — все это переводит организм в рабочее певческое состояние еще до фак­тического пения и тем уменьшает период врабатывае-м о с т и.

Этот момент весьма существен и в проведении учебных за­
нятий по сольному пению. (В лучших школах, в частности а
старой итальянской, как и в школах многих ведущих педа­
гогов прошлого и современности, являлось обязательным при­
сутствие всех учеников класса (на занятиях. Кроме того, что>
такое требование позволяет глубоко постичь метод педагога
и развить вокальный слух, оно заставляет внутренне сосредо­
точиваться еще до пения, настраиваться, что вызывает необ­
ходимые сдвиги в нервной системе. В результате этого фактиче­
ское занятие пением начинается в условиях уже подготовлен­
ного к (пению организма. •

Одним из недостатков современной системы воспитания го­лоса является, между прочим, то, что студенты в силу заня­тости и перегрузки приходят в лучшем случае точно к своему уроку, не имея возможности внутренне собраться перед ним. Следовательно, педагогу всегда приходится преодолевать инерт­ность, заставлять ученика собраться, настроиться уже в процес­се тренировочного занятия. При общей небольшой продолжи* тельности урока—это большая непроизводительная трата энер­гии и времени. Хорошо настроившись к уроку или выступлению, мы тем самым укорачиваем время врабатываемости в начале пения и приучаем себя к необходимой дисциплине и режиму перед пением, i

Распевание

Наряду с внутренней настройкой к предстоящему исполне­нию, необходимо хорошо распеться, т. е. привести мышечную систему в рабочее состояние. Распевка певца анало­гична разминке спортсмена или разогреванию балерины.

Правильно распеться — это значит успешно выполнить по­следующее певческое задание. На практике каждый певец, от­носящийся с уважением к своей профессии, считает себя обя­занным каждый день распеваться, 'прежде чем перейти к пению-произведений с полной отдачей. Для распевания берутся упраж­нения, вокализы или удачные произведения, хорошо настраива­ющие голосовую функцию. Это зависит от вкуса, привычки и степени тренированности певца. -

Если певец хорошо тренирован, профессионален, то распе­вание может занимать мало времени. При больших перерывах, распевание занимает более значительный отрезок времени. У опытного профессионала повышены функциональные возмож-

273".

«ости нервной системы и 'потому период врабатываемости сво­дится к минимуму. Некоторые профессионалы могут выходить на сцену почти не распеваясь. Однако каждый 'певец все же всегда стремится «попробовать» свой голос, т. е. привести его в рабочее состояние, в состояние «наготове». Это становится необходимым, если предстоит сразу петь сложные произведе­ния, требующие хорошо «разогретого» голосового аппарата. Всем известно, что только в состоянии распетости ' межно ус­пешно выполнить наиболее сложные исполнительские задачи. Действие распевания на вокальную функцию имеет двоякий характер. С одной стороны, в результате распевания преодолевается инертность и дости­гается необходимая активность нервных процессов. С другой стороны, характер распевки, темп упражнений, которые для нее употребляются, задания, которые при их ис­полнении ставит себе певец, вводят в работу и соответствующие нервные координационные механизмы. Темп упражнений, ритм, динамика, характер исполнения — все это вводит в работу нужные стереотипы и соответственно сказы­вается на последующем пении.

Э. Карузо, например, в дни, когда пел лирические партии, распевался на упражнениях и вокализах лирического плана, требующих светлого, легкого звучания, подвижности. В дни, когда ему [предстояло петь драматические партии, — соответст­венно менялся и характер распевочных упражнений. Они 'были широкого звучания, пелись более темным, насыщенным, мас­сивным звуком.

Давно практиками было отмечено, что сходный характер распевания особенно благоприятен 'для последующего пения. Распевание по своему характеру 'должно подводить пев­ца к пению соответствующих 'произведений. Таким образом распев может создать соответствующую звуковую и психоло­гическую настройку в определенном плане, чем и следует всег­да пользоваться. Это не значит, разумеется, что распевание должно состоять только из упражнений аналогичных по харак­теру произведениям, которые 'певец будет исполнять. Оно мо­жет обнимать широкий круг координации, так как певцу часто приходится петь произведения разноплановые.

Из свойства инертности и влияния предыдущей работы 'на последующую вытекает и ряд выводов в смысле составления программ концертов. Надо всегда учитывать ту на­стройку, которую создают произведения в их последователь­ном исполнении. Поэтому важно, во-первых, уметь быстро пе­реключаться с одного характера работы голосового аппарата на другой, что связано с постоянным 'поддержанием состояния тренированности; во-вторых, перед концертом впевать програм­му в той (последовательности, которую предстоит выполнить и на эстраде.' 1

Распевочная часть урока

В методике обучения пению распеванию отводится чрезвычайно большое место. Однако не следует смешивать два понятия: распевание как разогревание голосово­го аппарата, т. ;е. то общее воздействие его на организм, которое было описано выше, и распевание как отработ­ку техники голосообразования и голосов еде ния. Между тем в практике вокальной педагогики и практике 'пев­цов иногда наблюдается такое смешение.

Если сопоставить это с занятием спортсмена, то это смеше­ние ;«разминки» и тренировки. Разминка — это те разнообраз­ные общие упражнения, которые приводят организм спортсме­на в рабочее состояние. В конце разминки даются упражнения, подводящие к тренировке, к тем гимнастическим комбинациям или другой двигательной деятельности, которую предстоит вы­полнять во время тренировочного занятия. Тренировка — это отработка движений, выработка новых координа­ции, это достижение высших результатов мышечной деятель­ности.

То же самое и у певца. Первые упражнения не должны ставить перед учеником сложных задач. Первая часть упраж­нений по времени для разных учеников должна быть посвя­щена распеванию в буквальном смысле этого слова (т. е. в смысле «разминки» спортсмена) и затем уже переходить в рас­певание, ставящее определенные вокально-тех­нические задачи. Формирование качественного певческого-звука, как и всех основных видов вокальных движений: лега­то, стаккато, беглость, скачки 1на большие интервалы и т. п. — как правило, вырабатываются на упражнениях. Ровность голо­са, ровность гласных, развитие полного диапазона, динами­ки— все это прежде всего результат работы на специально подобранных системах упражнений.

Работа над техникой голосообразования и голосоведения — это развитие новых двигательных вокальных стереотипов и умение их сохранять и вариировать в зависимости от различ­ных музыкальных заданий. Эта работа по точной дифференци-ровке 'движений, по выработке координации будет проходить успешно тогда, когда инертность нервных процессов ! будет преодолена и организм певца приобретет состояние «распетости». Высокие результаты по выработке тех или иных диффе-ренцировок возможны только в состоянии рас­петости. Часто в классе можно слышать такой диалог: «По­чему у меня сегодня не получается верхняя нота? Что я де­лаю не так? 'Ведь ка прошлом уроке все так хорошо получа­лось!» — «Ты сегодня просто еще мало распелся, или вчера много поработал голосом, устал, — отвечает педагог, — а де­лаешь ты то, что надо, техника верная».

С точки зрения физиологии это надо интерпретировать так: нервная система сегодня не находится в достаточно активном состоянии, чтобы 'выполнить максимально трудные задания. Эта недостаточная активность зависит или от непреодоленной еще инертности «ервных клеток (нераспетость) или от затор­моженности их вследствие чрезмерного, длительного и сильно­го возбуждения накануне (усталость).

Строя занятие, надо учитывать то время, которое требуется ученику для распевания, и тот момент, когда уже можно пе­рейти « занятию над совершенствованием техники. Методиче­ский подход здесь будет разным. Мы уже считаем возможным не указывать на то, чго надо весьма последовательно нагру­жать голосовой аппарат ученика во время распевки — это при­надлежит к азбучным истинам вокальной педагогики.

Методическое различие в «распевочной» и «рабочей» частях урока состоит в том, ^то вначале, в «распевочной» части, сле­дует давать привычные упражнения, не 'требующие от ученика особого внимания, всегда выполняющиеся верно, т. е. хорошо впетые. Умеренная сила голоса и работа на центре диапазона голоса способствуют стабильному, правильному выполнению этих упражнений. Таким образом, «разогревание» голосового аппарата и повышение активности нервной системы будет про­ходить в условиях выполнения привычных, несложных заданий. Тем самым создаются условия для 'преодоления инертности и одновременного подкрепления уже хорошо установившихся ко­ординации.

На этом первом этапе распевки педагогу не следует делать много замечаний, быть придирчивым, настойчиво добиваться того максимально хорошего качества звучания, ' которое он слышал в голосе ученика на предыдущих уроках. Следует по­нимать, что пока инертность не будет преодолена, эти лучшие качества, «последние достижения» в звучании, могут не про­явиться. Если же настойчиво толкать ученика на поиски это­го звучания в таком недостаточно распетом состоянии, — то это поведет ;не к укреплению найденных координации, а к вклю­чению добавочных напряжений из желания достичь искомого звучания «во что бы то ни 'стало». Правильнее будет спокойно распевать, разогревать ученика до тех лор, пока лучшие каче­ства звучания не проявятся сами, как следствие верного по­степенного распева. В этом случае они возникнут на основе ра­нее иайденных навыков и будут служить их укреплению.

Только по мере распезания голоса педагогу следует давать все более и более сложные вокальные задания и проявлять максимум требовательности и настойчивости. Особенно слож­ные дифференцировки, предельно сложные комбинации (трель, филировка и т. п.), как и предельно высокие звуки диапазона, требующие высокой степени собранности внимания, надо да­вать во второй Головине занятия, в кульминационной фазе

.-276

урока. В этот период налицо полная распетость и вместе с тем еще не наступили даже легкие признаки утомления.

Таким образом, в распевку певца входят две различные фа­зы, специфику которых надо учитывать при построении мето­дики урока.

Последовательность распевочных упражнений и их харак­тер не следует оставлять изо дня в день одним и тем же. При сохранении одной и той же последовательности упражнений мо­жет легко образоваться привычка — стереотип их повторения, что затруднит в дальнейшем пользование каждым из них в отдельности. Кроме того, связавшись между собой, упражне­ния могут сделать певца своим рабом — распевание не будет осуществляться иначе, как пропеванием всех 'целиком упраж­нений в привычной последовательности. Поэтому лучше варьи­ровать их порядок, менять их характер.

Определенная последовательность упражнений распевки мо­
жет быть целесообразной лишь 'в 'начальном периоде работе
с учеником, когда он усваивает основные технические навыки.
В этом случае стереотипизация помогает выполнению сегодня
того, что было достигнуто вчера, а также помогает ученику до­
ма более точно воспроизвести то, что он делал на уроке в при­
сутствии педагога. i

Для подвинутых учеников и молодых певцов необходимо всегда разнообразить распевочные упражнения, чтобы (быть в состоянии в любой момент выполнить любые вокальные зада­ния, как этого требуют художественные 'произведения. Подви­нутым ученикам в ежедневные упражнения-распевки следует включать трудные ходы и отдельные трудные места из произ­ведений, находящихся в работе, которые следует в виде упраж­нений транспонировать по полутонам вверх и вниз.

Начинающие и малоподвинутые ученики, как мы уже упо­минали, не должны 1петь даже распевочных упражнений без учителя, дабы не разрушить неправильным пением намечаю­щиеся правильные координации. Распеваться молодые певцы могут самостоятельно только тогда, когда у педагога 'будет уверенность, что при самостоятельном пении ученик достаточ­но точно сохранит те координации в работе голосового аппа­рата, которыми он пользуется в классе, в присутствии учителя.

Время врабатываемости у певцов может быть весьма раз­личным. Есть индивидуумы, которые должны очень долго рас­певаться, чтобы обрести состояние распетоети, и чем дольше они поют, тем лучше у них звучит голос. Другие—обладают обратными качествами. Каждый певец должен знать особен­ности своего голосового аппарата и то время, которое ему требуется, чтобы обрести полную вокальную форму. Также и педагог обязан учитывать время врабатываемости каждого ученика, чтобы наиболее рационально строить урок. Время вра­батываемости и соответственно время распевки меняется от

урока к уроку в зависимости от многих причин, <в частности от соблюдения режима дня, режима вокальной нагрузки, от об­щего тонуса организма и психической настройки.

По мере тренировки время врабатываемости всегда 'сокра­щается, что позволяет быстро входить в состояние распетости. В среднем достаточно 10—12 минут для того, чтобы 'полностью распеться.:

Наши рекомендации